Домой / Для зеленых глаз / Как подружиться со своим ребенком и нужно ли это делать? «Недетский» вопрос: как подружиться со своим ребенком? Опуститесь на уровень глаз ребёнка.

Как подружиться со своим ребенком и нужно ли это делать? «Недетский» вопрос: как подружиться со своим ребенком? Опуститесь на уровень глаз ребёнка.

Дружить детей нужно учить – да-да, такие, казалось бы, естественные взаимоотношения не рождаются из ниоткуда, способность к дружбе не впитывается с молоком матери, малышам необходимо объяснять правила взаимодействия в коллективе, их значимость. Чтобы научить ребенка дружить с другими детьми, как показывает практика, нужно приложить немало усилий. Детская дружба – это настоящая удача, ведь ребенок, имеющий друга, более защищен, уровень его психологического комфорта намного выше, чем у одиночки.

Что такое дружба? Это взаимодействие с окружающими людьми. Если раньше ребенку было достаточно общения с мамой и другим домашними, то уже с трех лет его постепенно начинают интересовать сверстники. Как же с ними взаимодействовать? Во многом успех или неуспех отношений зависят от того, какими навыками общения ребенок овладел при взаимодействии с родителями. Взаимоотношения со сверстниками - это бурная жизнь на границе собственного «я».

Как же научить ребенка дружбе, сделать так, чтобы он не был изгоем в детском коллективе?

Проблема детской дружбы в психологии: движение внутрь и наружу

Дружба – это важный аспект в жизни ребенка, ведь именно на границе собственного «я» происходит самое интересное: что-то или кого-то малыш приглашает и впускает, от чего-то и кого-то старается защититься. И это важно как для психологического здоровья, так и для физического. Если говорить о физическом уровне, наш организм нуждается в поступлении воздуха, еды, воды и в выведении углекислого газа, пота, мочи и пр. На психологическом уровне подобное движение внутрь и наружу осуществляют наши потребности.

Потребности, связанные с движением наружу, - это так называемые агрессивные потребности. К ним относятся как потребности в защите собственной территории, так и действия, связанные с расширением собственных границ и возможностей (поступление в вуз, признание в любви и т. д.). Осуществление этих потребностей важно и полезно, но только в приемлемой форме. Например, если вас разозлил муж, вы не бьете его по лицу лопаткой, как маленькая девочка в песочнице, но предъявляете свои чувства при помощи голоса, жестов и «я-сообщений». Другой пример: если вы влюблены, то не налетаете на человека с поцелуями, а предъявляете свои чувства иначе, например как Татьяна Онегину. Неспособность человека проявлять свои потребности, связанные с движением за пределы собственного внутреннего мира, ведет к накоплению внутренней энергии, которая может проявляться в неконтролируемых вспышках гнева и ярости. Хорошо, если гнев и ярость, как говорится, служат для того, чтобы просто «выпустить пар». Хуже, если накопленная внутренняя энергия
находит выход не в гневе и ярости, а в хронических заболеваниях или в ощущении неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Потребности, связанные с движением вовнутрь, призваны обеспечить наш организм и нашу личность чем-то новым, приятным, полезным. Если говорить о любви в контексте данного вида потребности, то чтобы любить и быть любимым, нужно уметь не только защищаться, наступать, завоевывать и осваивать, но и принимать, впускать, внимать. То есть уметь принимать дары, в том числе и дар любви.

При здоровом психологическом процессе потребности, связанные с движением вовнутрь, и потребности, связанные с движением наружу, непрерывно сменяют одна другую.

Что же касается психологии детской дружбы, то в этом случае ребенок должен уметь знакомиться, принимать любовь, признание и постоять за себя в коллективе. Так что дружба между детьми - это явление постоянных компромиссов.

Каждый человек сам регулирует режим открытия и закрытия своих границ, постепенно научаясь впускать полезное и отвергать вредное для своего внутреннего мира. Отработка этого механизма неразрывно связана с осознанием своих чувств, потребностей и способов их конструктивного предъявления миру.

Ошибочно было бы думать, что проблема детской дружбы разрешится сама собой, как только малыш начнет выходить во двор, в возрасте трех-четырех лет. Безусловно, со сверстниками ребенок начинает общаться уже с наработанными навыками слияния, давления или сотрудничества.

Воспитание дружбы: как можно научить ребенка дружить с другими детьми

В детских компаниях среди самых распространенных проблем числятся драки, то есть неумение конструктивно говорить о своем гневе; замкнутость - страх предъявления себя, своих чувств и желаний; стремление доминировать - реализация потребности в любви путем запугивания; а также проявление истеричных способов взаимодействия, прилипчивость, долгие обиды, стремление навязать свои желания другим.

Психология дружбы детей небескорыстна, все имеет свой исток. Бурные реки детских проблем несут в себе воды родительских установок, чувств, страхов, ограничений и сложностей. Но прежде чем перейти к советам психологов, способным помочь детям в их трудностях, нужно окунуться в трудности родительские.

Чтобы сделать жизнь малыша на детской площадке и в компании сверстников счастливой, помочь ребенку дружить, как показывает практика, достаточно двух вещей:

  • самим придерживаться правил проявления эмоций и предъявления потребностей;
  • и непременно так же внимательно относиться к своим желаниям и чувствам.

Умение родителей корректно предъявлять и осуществлять свои потребности помогает ребенку выработать навык сотрудничества, как с взрослыми, так и со сверстниками. Внимательное отношение не только к потребностям ребенка, но и к своим собственным, а также поиск конструктивных способов их удовлетворения помогут вам обнаружить и очертить границу между вами и вашим сыном или дочкой, тем более что малыш растет, становится взрослым и учится прислушиваться к окружающему миру. В процессе воспитания дружбы помните - для детей вы самый первый, наиболее естественный и доступный тренажер по части общения и взаимодействия с миром. Только вы сможете научить ребенка защищать себя, когда это требуется, и просить о помощи и внимании, когда это необходимо.

Конечно, родителям приходится во многом поступиться своими потребностями с рождением ребенка. Иногда, например, даже время принятия папой или мамой душа определяет малыш. Родительство, кроме умиления, радости, гордости, нежности и любви, наваливает на нас необходимость огромного ежедневного труда. Именно поэтому родителями становятся не в пять и не в двенадцать лет, а в том возрасте, когда человек способен поступиться на время своими потребностями ради другого маленького существа. Ключевое слово здесь - «на время». И у детей, и у родителей законы осуществления потребностей работают одинаково. Реализацию потребности можно на время отложить, можно изменить частоту и форму их удовлетворения, но совсем избавиться от желания совершенствоваться, узнавать новое или просто отдыхать - невозможно!

Настоящая детская дружба в коллективе: учим детей дружить

Для долгосрочных дружеских отношений в коллективе важно уметь проявлять не только дружелюбие и доброжелательность, но и быть способным отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений.

Быть приветливым и добрым - замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению недостаточно. Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять. С одной стороны, это простая истина, с другой - непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских.

Самый сложный этап в развитии любых союзов (любовных, дружеских, детско-родительских) - это осознание, что твой партнер, хотя и схож с тобой во многом, является отличным от тебя существом, и многое в его видении не совпадает с твоей точкой зрения. Принятие этого различия делает отношения более глубокими и интересными - такими, когда есть место не только дружескому киванию головой, но также противоречиям и спорам. На этом этапе происходит соприкосновение двух разных миров, понимание и принятие их различий. Как показывает практика, научить ребенка дружить без понимания и признания различий между людьми, без уважения к чужим потребностям невозможно. Без этого основой отношений может стать только нездоровое слияние. А оно, в свою очередь неизбежно ведет к обидам - нас обманули! - или чувству вины из-за того, что мы не оправдали ожиданий другого.

Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов. Причем отстаивать, имея в арсенале одни комплименты и доброжелательные улыбки, не выйдет. Так что нужно дать ребенку дополнительные модели поведения, которые помогут сохранить и дружбу, и его собственную индивидуальность.

Крепкая дружба в школе: как научить ребенка дружить с одноклассниками

Если вы заметили, дети не любят тех, кто все время ими командует, но и не уважают того, кто не может за себя постоять. Новая сказка поможет ребенку научиться сообщать окружающим о своих потребностях и прислушиваться к чужим желаниям. Как вы уже, наверное, поняли, основным тренировочным полигоном снова станут ваши с ним отношения.

Крепкая дружба детей в школе невозможная без умения заявить о своем желании и уважительно отнестись к желаниям другого - это основной навык продуктивного общения. Именно его можно с успехом отрабатывать на ваших отношениях с ребенком. Обратите внимание: насколько часто вы пренебрегаете желаниями ребенка или своими? Что подталкивает вас действовать именно так?

Если брать природные тенденции в формировании навыков общения со сверстниками, то интерес к другим детям возникает у детей в возрасте четырех-пяти лет. Играя, малыши этого возраста в основном воспроизводят действия и поступки хорошо известных им людей: мам и пап. С пяти лет игра детей становится более сложной.

С одной стороны, дети хотят оставаться, «как все», иметь подобные игрушки, тетрадки. С другой стороны, дети, способные предложить нечто неординарное, пользуются популярностью. Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным. Подобная двойственность стремлений присуща человеку вообще и ярко проявляется во время каждого из возрастных кризисов, что можно наблюдать и у наших первоклассников, преодолевающих кризис шести-семи лет.

Чтобы научить ребенка дружить с одноклассниками как можно крепче, помогите малышу в придумывании интересных, оригинальных затей. Отнеситесь с уважением и пониманием к желанию ребенка быть похожим на других. Это может быть реальной помощью в приобретении друзей и подспорьем для комфортного вхождения в школьный коллектив. Основной же арсенал навыков общения со сверстниками ребенок нарабатывает при общении с родителями. Не скупясь на сообщения о любви по отношению к ребенку, родители помогают первокласснику быть доброжелательным, а демонстрируя ему на собственном примере, умение отстаивать себя и прислушиваться к желаниям других, дадут верное направление на пути построения долгих и уважительных отношений.

Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.

Статья прочитана 6 441 раз(a).

Вопрос психологу

Здравствуйте!Думаю что все родители сталкиваются с трудностями воспитания своих деток,у каждого свои...У нас проблема такая:моему сыну 4 года,с ним не было легко с самого рождения,но я стараюсь быть хорошей мамой.Папа участие в воспитании ребенка практически не принимает,постоянно открещивается работой,усталостью,хотя есть моменты когда можно вполне уделить время сыну.Большую часть времени провожу с малышом я(вожу в садик,забираю,гуляю)Сын с 9 месяцев сосет палец до сих пор,думаю и в этом есть причина,он уходит в себя,как только берет палец в рот.Каждый день,прежде чем забрать его с садика,я готовлюсь морально.Прихожу за ним,тут все отлично,бежит, встречает,обнимает.Все начинается на улице,находит чем меня подцепить и пилит,пример:я не взяла с собой его санки,но при этом у него в руках есть ледянка,на которой он тоже любит кататься, итог истерика!далее,он хочет к бабушке в гости,пришли,поиграл,покушал,стемнело я говорю пора домой,ответ "нет",останешься у бабаушки "нет",где логика?Раздеваться,одеваться(умеет)сам ни в какую не хочет принципиально,мол почему вы меня не раздеваете или оденьте меня.При всех этих виражах,я стараюсь с ним сначала договорится,затем угрожаю наказать его и не гулять с ним,но все тщетно,может потому,что никогда не приводила в исполнение наказания,я его категорически не бью,хотя иногда уже кажется надо всыпать ремня.Муж пытается мне помочь в тот момент когда у нас с сыном ссора,повысит на него голос,грозит ремнем,но нет,бить конечно нет,это ниже нашего достоинства,мы очень любим своего мальчика,но как ему объяснить,что можно договариваться,а не истерить,можно слушаться мамау с папой, а не идти вопреки.Спасибо заранее за совет!

Анна, то что происходит с вашим ребенком - это называется оппозиционное поведение. Пока он маленький, это выражается в том, что ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, и в том, что его очень сильно расстраивает, когда планы меняются. По мере взросления будут добавляться новые штучки. Для таких детей все должно идти своим чередом, привычным образом, все должно быть как всегда, все вещи должны лежать на своих местах, даже в еде они очень консервативны. Они не любят перемен, и больше всего - резких перемен. Вы писали про случай у бабушки - такого ребенка, нужно заранее, постепенно готовить к мысли о том, что скоро будет пора идти домой. Он должен свыкнуться с этой мыслью, на это ему нужно время.

Я вас успокою, такое поведение ребенка не является ни болезнью ни непобедимой проблемой. Однако, такой ребенок требует особенного подхода, потому, что если не учитывать некоторых его особенностей - то можно нажить огромные проблемы в поведении. Так, что вам придется кое-чему научиться.

Во первых, почитайе книгу Росса Грина "Взрывной ребенок". Эта книга станет вашей настольной на несколько месяцев. Вам придется ее не просто прочитать, а внимательно изучить. И вашему мужу тоже не помешает с ней ознакомиться. В книге вы найдете массу полезных рекомендаций.

Во вторых, зайдите на этот сайт и качайте там методичку, как успокаивать детские истерики. Вот ссылка - http://shkola-roditelei.blogspot.ru/p/blog-page_22.html

Этого вам будет вполне достаточно, чтобы решить эту проблему. Поблема не решается в одночасье, отчасти это особенность его характера и некоторые особенности будут проявляться всю жизнь. Но от вас очень сильно зависит то, как он научится справляться со своими трудностями. Вы должны научить его гибкости, научить его выходить из эмоциональных тупиков, научить его не зацикливаться (сосание пальца это как раз проявление зацикливания). Вы можете сделать очень много для ребенка.

Еще один важный момент, часто родители таких детей переживают что они сделали что-то не так, чувствуют вину и думают, что они плохие родители. Не переживайте, это не так. Это не ваша вина, это особенность нервной системы ребенка. Второе, вы будете часто слышать от посторонних людей - "Мамаша, успокойте своего ребенка, вы его совсем распустили, надо детей воспитывать" и так далее. В этот момент, главное не поддаться эмоциям, и не выместить их на ребенке. К сожалению, люди не обладают пока пониманием, что когда дети ведут себя безобразно, это означает, что им плохо и они нуждаются в помощи взрослых. Относитесь к этому, на сколько можете, спокойно. Ваш ребенок сильно нуждается в вашем понимании и поддержке.

Используйте все указанные в книге и методичке рекомендации 2-3 недели, а после этого расскажите, каких вы достигли результатов. В методичке есть адрес эл. почты для обратной связи.

Удачи вам и всего наилучшего.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ 4 Плохой ответ 3

Здравствуйте,Анна.Если ребенок сосет палец и не хочет одеваться-это очевидные признаки того,что его быстрее,чем это позволено,сделали взрослым.Ему катастрофически не хватает Вашего внимания,теплоты,объятий,понимания,участия в его мечтах,фантазиях,поцелуях и объятиях.И,чтобы этого добиться-он притворяется маленьким.Иначе,Вы снова от него отдалитесь.Эо следствие ошибок предыдущих лет.Вы учите его самостоятельности,не успев его побаловать собою.Это обязательный процесс в воспитании.Какое -то время до года-полутора,ребенок должен быть центром вселенной.Только потом постепенно показывать ему,что вокруг него тоже люди со своими потребностями.Вероятно,Вы ускорили этот процесс.и ребенок недополучил в любви .А это падает на его самооценку.Можно не выносить санки и ледянку вместе.Но,дома обожать ребенка и в этот период и договориваться с ним,что хватит одной ледянки.А,если не договорились-взять и то и другое.Он должен чувствовать,что его желания имеют значения.Иначе,его развитие будет тормозиться,и поправить это в следующие годы будет крайне трудно и затратно.Обращайтесь к специалистам,если затрудняетесь в этом.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 4 Плохой ответ 3

Частью родительских обязанностей является направлять детей и помогать им приспособиться к жизни. Часто для этого требуется устанавливать определенные ограничения, отказывать и корректировать поведение ребенка. Для того, чтобы дети не воспринимали такие наставления в штыки, необходимо, чтобы отношения между родителями и детьми обеспечивали доверие и понимание.

Теперь, когда мы выяснили, что хорошие отношения с детьми - залог не только минимизации непонимания, но и их успешности в жизни, давайте разберемся, как же наладить отношения с ребенком.

Если Ваши отношения с ребенком лишены положительных взаимодействий (а согласно исследованиям, таких взаимодействий должно быть пять на каждое негативное взаимодействие), это может нарушить здоровый баланс в отношениях.

Поскольку уже через 30 дней повторения любое действие становится привычкой, постарайтесь включить в Ваш список дел как можно больше действий, направленных на Ваше общение с ребенком.

21 пример положительных взаимодействий

В связи с этим представляем Вашему вниманию 21 пример положительных взаимодействий, которые помогут сблизиться с ребенком.

  1. Ежедневно обнимайте ребенка на протяжении пяти минут после его пробуждения.
  2. Завтракайте вместе с ребенком, за столом общайтесь с ним о планах на день.
  3. Не кричите на ребенка, чтобы заставить его умываться, чистить зубы и т.д. Лучше составьте для него график с картинками и хвалите ребенка, когда он выполняет соответствующие задачи.
  4. Кладите записку с теплыми словами вместе с обедом, который даете ребенку в школу и т.д.
  5. Прыгайте вместе по пути в школу или пойте песенки в машине.
  6. Во время прощания скажите ребенку, что будете за ним скучать и с нетерпением ждать его дома. Также не забывайте желать Вашему дитю хорошего дня вместо привычного "веди себя хорошо".
  7. На протяжении рабочего дня старайтесь хотя бы минимально отдыхать, чтобы, придя домой, у Вас оставалось больше сил на семью.
  8. Всегда внимательно слушайте, когда ребенок делится с Вами информацией о том, как прошел его/ее день: не отвлекайтесь во время этого на работу, книгу, телевизор или музыку.
  9. Если Ваш ребенок ввязался в драку, выслушайте обоих участников конфликта, посочувствуйте им и помогите решить проблему мирным путем.
  10. Если ребенок расстраивается из-за того, что Вы приготовили на завтрак/обед/ужин не то, что он хотел, не переделывайте блюдо из-за прихоти ребенка. Однако не забудьте посочувствовать ему и дать ему поплакать и т.д.
  11. Когда Вы вместе с ребенком учите уроки, сочувствуйте, если ребенку сложно, и всячески подбадривайте его.
  12. Смейтесь над его шутками.
  13. Несмотря на то, что в определенных действиях ребенка лучше ограничивать, такое ограничение не касается эмоций. Если Вы знаете, что чувствует Ваш ребенок, Вы укрепляете Вашу эмоциональную связь.
  14. Выделяйте 15 минут в день на игры с ребенком. При этом разрешите ему выбрать род занятий - построить пирамиду из кубиков, нарисовать картину и т.д. Дайте ему почувствовать себя "директором" на эти 15 минут.
  15. Во время ужина задайте ребенку интересный вопрос и дайте ему время подумать над ответом.
  16. Перед купанием устраивайте бои подушками или иные веселые соревнования.
  17. Если ребенок не хочет ложиться спать, задействуйте свое чувство юмора и сопереживание, однако настаивайте на своем.
  18. Спокойно и с сочувствием выслушивайте жалобы ребенка на какие-либо проблемы (например, если он поссорился с другом в школе или детском саду), не спешите нервничать и перебивать маленького рассказчика.
  19. Если Вы злитесь, когда не можете уложить ребенка в постель, сначала успокойтесь, а потом задействуйте Вашу с ним эмоциональную связь, чтобы добиться желаемого.
  20. Читайте ребенку перед сном. Обнимайте ребенка и прижимайтесь к нему - дайте дитю почувствовать, что все хорошо. Не забывайте сказать ему, как Вам повезло с ним.

Список кажется длинным, однако на самом деле, чтобы наладить отношения с ребенком и сделать их более теплыми и доверительными, требуется не так уж много времени. Когда Вы выработаете у себя такие привычки, Вы заметите, что ребенок больше идет на контакт, меньше ругается и хочет следовать Вашим советам. Такие отношения между родителями и детьми приведут к тому, что ребенок сам будет обращаться к Вам за советом.

Современные мамы и папы изо всех сил стараются быть со своими детьми на одной волне. Но оказывается, результат такого воспитания может сильно разочаровать родителей в будущем. Почему детям нужна не дружба со взрослыми, а иерархия в семье, рассказывает эксперт «О!» Анна Скавитина.

Моя мама мне все запрещала — я буду все разрешать, моя мама меня не обнимала — я буду обнимать ребенка все время, моя мама не говорила со мной на важные мне темы — я сама буду говорить со своим ребенком обо всем, что его волнует.

Мне кажется, что-то, что сегодняшние родители называют «дружбой с детьми» — это скорее семья, в которой родители удерживают власть без насилия. И сразу возникает много вопросов: а надо ли вообще удерживать власть? А чем плоха анархия? Если надо, то на каких основаниях, кроме силы, остальные члены семейной системы будут соглашаться идти за лидером? Как сделать семью командой?

Есть много семей, которые отвечают на эти вопросы для самих себя, пробуют, экспериментируют. Родителям важно знать, какое выбрать семейное устройство: патриархальное или анархически-демократическое, чтобы можно было быть твердо уверенными, что дети вырастут . К сожалению или к счастью, жизнь намного богаче, чем схема, и мы должны признать, что однозначного ответа на этот вопрос вам никто не даст. Каждая семья выбирает свой путь, находя баланс между жесткой иерархией и демократией. Но есть оборотная сторона дружбы с детьми, против которой психологи точно возражают. Это не дружба, а использование ребенка в своих целях.

Женщина на консультации жалуется: «Вот скажите, я хочу дружить с ребенком, прошу его все-все мне рассказывать, а он не хочет. Молчит, запирается. Я же ему все рассказываю!»

Спрашиваю: «А что значит — все-все рассказываете?»

«Ну, например, какие у меня отношения с моими любовниками, кто из них лучше в интимных вопросах, ему ведь важно учиться тому, как с женщинами обращаться, совета у него спрашиваю».

Это точно не дружба со своим ребенком! Это использование ребенка, это совращение, это вторжение.

Отношения с ребенком — игра в одни ворота. Вы тут взрослый, заботящийся, сильный, умный человек, способный всегда поддержать. Такой человек, который нужен ребенку для выживания и развития. Вы — отдающая сторона, он — принимающая. Свои интимные вопросы стоит обсуждать на стороне со взрослыми друзьями или в соцсетях под чужим именем. А ребенку позвольте иметь собственные секреты, которые он будет обсуждать со своими сверстниками.

Если говорить о моем выборе, то мне кажется, что легче создать хорошие отношения между детьми и взрослыми, в которых есть уважение личного пространства друг друга и взаимопомощь в нужных ситуациях за счет авторитетного, основанного на родительских компетенциях и чувствительности, но не авторитарного стиля родительства, основанного на силе и вторжении. И если именно это родители будут называть дружбой с детьми, то в таком мире хочется жить.

Фото: conrado/Photobac/altanaka/Shutterstock.com