Домой / Праздничный / Как научиться читать время по часам. Как научить ребенка понимать время по часам? Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку

Как научиться читать время по часам. Как научить ребенка понимать время по часам? Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку

Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня я расскажу вам как в легкой, интересной форме мы учим время на часах. Мой ребенок просто бредил определением времени на часах в течении последних восьми месяцев. А началось всё с того, что я стала предупреждать об окончании его игр (дел, занятий) за пять минут. Исходя из информации педагогов и психологов, мой малыш еще не был готов к пониманию времени и я оттягивала данные занятия как могла. Но видя неподдельный интерес сына к часам, решила попробовать объяснить. Мой сынишка, которому сейчас 3 года 8 месяцев может определить время не хуже меня. Надеюсь, что вам подойдут наши игры и занятия по обучению, они могут быть использованы с детьми более старшего возраста.

Источник фото: i.huffpost.com

Неподдельный интерес ребенка – залог успеха в обучении

Возраст три года прошел красной чертой по характеру моего сыночка. Было такое ощущение, что и на следующий день начался кризис трех лет. Мне пришлось перестраиваться, подстраиваться, в чем-то даже “ломать” себя. Чтобы избежать капризов из-за окончания игры, я предупреждала об этом за пять минут:

– Александр, через пять минут мы будем кушать, заканчивай игру пожалуйста. (один из примеров)

Конечно же я понимала, что у ребенка не развито чувство времени, что пять минут это пустой звук. Но повторив это несколько раз я услышала вопрос:

– Мама, а сколько это пять минут?

Я подвела сына к электронным часам и показала сколько на них было времени, он сам высчитал сколько будет если к данным на тот момент минутам прибавить пять. Но ребенок не вернулся к игре, он стоял и смотрел как менялись номера. И когда прошло пять минут, спокойно пришел ко мне и мы стали делать то, что я хотела на тот момент.

Эта картина повторялась несколько раз, как только я предупреждала о пяти минутах, Александр становился напротив часов и наблюдал за ними. Затем у него появилась любимая фраза “через пять минут”, в основном он использовал ее с папой, который звал его что-то делать сразу. Например: “Александр, пойдем домой”, а в ответ: “Через пять минут пойдем”.

Сына стали интересовать все часы, а также время, в которое что-то постоянное должно происходить. Не понимая сколько времени, но чувствуя что уже поздно, он спрашивал у меня:

  • Почему папа еще не вернулся с работы?
  • Уже пора смотреть вечерний мультфильм?

В общем, думаю понятно, что интерес ребенка к часам и к определению времени был велик, но я всё тянула и тянула с данной темой. Понимала, что определять время на часах – не значит уметь его чувствовать.

Можно ли учить время на часах в раннем возрасте?

Совершенно точно помню, что моя бабушка научила меня определять время в 6 лет. Мой муж говорит, что их учили этому в первом классе школы. Сейчас же во многих садах Доминиканской республики, как в России не знаю, этому учат в 5 лет.

Что же я увидела, когда решила всё таки дать знания так интересующие моего ребенка? Что с определением времени по часам он справился замечательно в свои 3 года 8 месяцев. Сегодня он может ответить который сейчас час, как вы и я. А что же с пониманием самого времени, которое невозможно потрогать, а если заиграться, то можно и не почувствовать? Работаем с этим по распорядку дня, по словесным поручениям и так далее. Чтобы у ребенка появилось ощущение времени, нужно пройти определенный путь, да мы никуда и не торопимся.

Материалы с которыми учим время

Давайте я вам расскажу как нам удалось разобраться в данном вопросе. Мы учим время используя некоторые материалы, какие-то из них покупные, другие сделала сама и дам вам скачать. Что-то можно заменить, постараюсь дать свои рекомендации.

Одной из главных частей нашего познания времени была книга Галины Петровны Шалаевой “Часы и часики”. Опишу наши занятия подробно, чтобы было понятно по какому пути мы шли в обучении. Думаю, что находчивые мамы смогут организовать данный процесс и без этой книги. Хотя всё же отмечу, что она нам очень понравилась и подскажу, что вы можете ее скачать на Озон.

Сначала мы узнали какие бывают часы и зачем они нам нужны. Буквально на страницу представлен каждый вид часов, текст крупный и понятный:

  • наручные;
  • настольные;
  • уличные;
  • вокзальные;
  • часы в плите;
  • на зданиях;
  • электронные;
  • будильник;
  • с кукушкой;
  • напольные;
  • цветочные (это цветы в Москве на Кутузовском проспекте);
  • подводные;
  • часы в аэропортах;
  • настенные;
  • песочные.

Мы достали все мамины и папины часы, ребенок просто ошалел от их количества и блеска, был похож на маленького вороненка. Обошли квартиру и посмотрели какие часы есть у нас. Оказалось, что настенные, электронные, будильник, песочные.

Если у вас нет подобной книжки, вы можете распечатать картинки недостающих часов. После чего объясните малышу о каждом виде своими словами. Или приобретите экземпляр книги онлайн, она имеется во многих интернет магазинах.

Что такое день и ночь: скачать книжку

Попутно с чтением книги поговорили о том, что такое сутки, из чего они состоят? Из ночи и дня. Недаром говорится: “День и ночь – сутки прочь”. В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Мы это уже проходили, когда . Александр прочитал стихотворение по теме, оформленное в сделанную мною книжку по Доману.

Вы можете скачать ее бесплатно через эту ссылку . Перед скачиванием просмотрите ее содержание, подойдет ли оно вашему ребенку по возрасту. Если не знакомы с методикой Домана, уточню, что книга сделана для практики чтения дошкольниками. На одной страничке текст – на другой картинка. Для распечатывания используется функция 2 странички на 1 листе.

Книгу Шалаевой мы читали постепенно, в первый день прочли о том какие бывают часы и рассмотрели имеющиеся. Во второй день о циферблате и стрелках. И вот когда мы дошли до определений “ровно час”, “половина часа”, главными нашими помощниками стали наши часики с крутящимися стрелочками и рабочая тетрадь Кумон “Учимся определять время. Час и полчаса”.

Каждый урок по тетради выставляли на наших часиках. Таким образом ребенок не просто рисует стрелочки на циферблате, а практикует самостоятельное их выставление.

Подробное описание рабочей тетради можно прочитать в статье .

Изучаем циферблат: часовая и минутная стрелки

Учим время на часах начиная с циферблата. Из книги мы узнали что такое циферблат, какая стрелка минутная и какая часовая, как передвигаются стрелки.

Используя текст с разворота книги и часики с крутящимися стрелками, о них мы поговорим ниже, вы можете объяснить ребенку циферблат.

Рассказываем, что круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит двенадцать часов. Эта стрелка называется часовой.

Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.

У часов есть еще одна стрелка – минутная. Она длиннее, тоньше часовой и движется быстрее. Чтобы показать один час, минутная стрела должна пройти все 12 цифр, в то время как часовая всего лишь передвинется от одной цифры к другой.

Минутная стрелка -
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка -
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки -
Это ведь не шутки!

Здесь нам очень пригодились наши покупные часики с передвигающимися стрелками. Одно дело посмотреть картинки в книге, другое самостоятельно выставить стрелочки. Данная модель двусторонняя: с одной стороны можно учить часы и минуты, с другой рисовать стрелки самому. Что позволяет взрослому понять, на сколько усвоен материал.

Похожие варианты есть здесь .

Если вы занимаетесь с маленьким ребенком, то очень советую обратить внимание на книги с часами . В них есть текст с картинками, который увлечет малыша и встроенные часы с подвижными стрелками.

Сказка про стрелки циферблата

Дети прекрасно усваивают информацию через сказку, так что учим время с этой замечательной мини-сказкой. Рассказывать лучше по памяти, держа в руках часы и показывая все действия персонажей.

Жил-был часовой король. Правил он своим круглым часовым королевством, где жили двенадцать часовых подданных. Король был серьезный и недоверчивый – уж очень он сильно беспокоился, все ли его подданные цифры на месте, не ушел ли кто в другое королевство.

Служили королю два помощника – стрелки Тик и Так. Тик был высокий, худой и шустрый. Ему не стоило никакого труда оббегать всех жителей королевства за один час. Так – низкий, толстенький, неторопливый. Он медленно, тяжело дыша, шел от дома к дому и тратил на свою работу целый день или двенадцать часов. Тик и Так иногда встречались, но ненадолго – Тику не терпелось первым доложить королю о том, что всё в порядке, поэтому, пожав руку Така, он быстро бежал во дворец.

Физкультминутка о стрелках

Проводя физкультминутку выполняй все движения о которых говорится в стихотворении. Учимся определять время не сразу, это достаточно долгий процесс. Если вы будете проводить эту физкультминутку несколько раз, то ребенок обязательно выучит стихотворения наизусть. Попросите его произносить слова вместе с вами.

Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так -
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!

А теперь, ускоряем шаг, побежали за стрелкой минутной. Бежим по кругу и проговариваем:

За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!

А теперь, вместе махнем правой рукой по часовой стрелке и проговариваем:

Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!

Снова возьмемся за руки и не спеша идем против часовой стрелки, проговаривая:

Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!

Обсуждение вопросов для понимания времени

  1. Сколько часов в сутках?
  2. На какие две части можно разделить сутки?
  3. На какие четыре части можно разделить сутки?
  4. Какое время суток самое светлое?
  5. Какое время суток самое темное?
  6. Расскажи что ты делаешь утром, днем, вечером и ночью?

Александр прекрасно справился со всеми вопросами, чем не скрою удивил меня, я радовалась его ответам как ребенок.

Очень важной частью нашей жизни стал распорядок дня, которого мы всегда придерживались. Но теперь, когда учим время, он у нас наглядно висит на стене. Плакат очень большой на двух листах ватмана, я хожу и любуюсь им.

Для изготовления плаката своими руками, я сделала фотографии сына в моменты, которые отображаются на нем. Как вы понимаете, ребенок прекрасно ассоциирует происходящие действия с собой:

  • просыпается: пьет молоко;
  • умывается и чистит зубы;
  • завтракает любимой кашей;
  • готов к выходу в детский сад;
  • обедает после детского сада;
  • тихий час: пьет молоко;
  • ужин;
  • купание в ванне;
  • пижама одета: молоко, сказка, поцелуй.

Учим время на часах по мультфильмам

На этом этапе нам в помощь подошли прекрасные мультфильмы. Думаю, что Шишкину школу любят и знают все дети, именно их мультики более наглядно объясняют данную тему.

Шишкина школа Определяем время по часам: часть 1

Шишкина школа Учим время на часах: часть 2

А еще мы с Александром выучили вот такую коротенькую и ритмичную песенку про часы “Тик-так”.

Часы из природных материалов: творческая работа

К творческим занятиям можно отнести – совершенно незапланированные часы из природных материалов. Мы гуляли по парку, где Александр подняв две палочки, стал выставлять ими время.

– Мама, смотри, это семь часов, а это четыре!

Придя домой я достала имеющиеся материалы: желуди, шишки, солому, семена акации и те самые палочки найденные ребенком. Пенопласт правда был немного пострадавший, но мы же не на выставку делали работу . Александр помогал скреплять желуди, раскладывать материалы по местам. Сама я наносила горячий силикон, а он придавливал материалы куда нужно.

Учим время на часах с римскими цифрами

Когда мы занимались по книге Галины Шалаевой, нам встретились часы с римскими цифрами и даже совсем без цифр. Уверена, что это сделано, на последних страницах книги, для того, чтобы проверить если ребенок смог запомнить расположение цифр на циферблате. Но Александр сразу заинтересовался, что это за цифры такие и почему они другие? Нам пришлось достать книгу “Цифры и числа” из серии “Зачем? Отчего? Почему?”, в которой этот вопрос объясняется достаточно наглядно.

Вот такое объяснение получилось из палочек Киюзинера. Самое интересное, что Александр из моего объяснения уловил суть сразу. Когда я выкладывала 4, 5, 6 объяснила ему, что палочка слева, когда число меньше и палочка справа, когда оно больше. Александру не терпелось попробовать самостоятельно, поэтому я положила десять, а он сам выложил девять и одиннадцать. Скажу вам по секрету, что я встречала взрослых людей, которые путались в римских цифрах, а детям оказывается они даются так легко .

Ну не останавливаться же на объяснении без практики. Опять же незапланировано получились вот такие часы с римскими цифрами. В течении вечера ребенок выкладывал их разные модели.

Вот так уважаемые читатели, мы учим время на часах. Надеюсь, что в моей статье вы нашли для себя нужную информацию. Самое главное – это конечно иметь интерес ребенка к данному вопросу. И если вы увидели его в более раннем возрасте, чем обычно вводится объяснение часов, то не бойтесь дать малышу то, что так сильно его интересует. Мой ребенок этому подтверждение. Буду рада если вы поделись статьей в соц. сетях используя кнопочки ниже.

Научить ребенка понимать по часам — непростая задача, но и с ней можно справиться легко. Необходимо лишь знать верные методы и правила этого кропотливого процесса, которые изложены в этой статье.

Подрастая, ребенок начинает активно интересоваться многими вопросами. Порой родители попадают в ступор, когда необходимо объяснить ребенку что такое 5 минут, когда пройдет час и чем сегодня отличается от завтра.

Очень просто будет сказать, что минута это мера времени , но любознательный ребенок попросит уточнить и это новое для него слово. Как объяснить малышу, что такое время и как правильно его считать разбираем подробно в этой статье.

Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?

Маленьким детям сложно понимать абстрактные понятия , то есть они любят все пощупать, потрогать, укусить. Чтобы малышу для начала было понятно, как же измеряется время нужно познакомить его с часами.

Изучение часов должно быть постепенным и обязательно наглядным

Этот процесс ознакомления условно разделим на несколько этапов:

  • Возьмите все возможные часы, которые найдете в доме – это могут быть ручные, настольные и большие настенные часы – для начала рассмотрите разницу, найдите отличия. Хорошо будет, если у Вас найдутся электронные и песочные часы, чтобы ребенок наглядно видел их разнообразие
  • После того, как ребенок немного разобрался с внешним видом, обратите его внимание на технические нюансы – покажите, что есть большая стрелка, маленькая и секундная. Попытайтесь объяснить: какая стрелка за что отвечает и понаблюдайте как они двигаются
  • Можно рассмотреть картинки часов в журналах и книгах . Найдите веселые стишки о часиках, и, читая их, можете параллельно рассматривать имеющиеся дома часы
  • Пройдите с ребенком по магазинам, где продаются часы, покажите их разнообразие . Особенно привлечь внимание ребенка могут часы с кукушкой или старинные часы с громким звуком «бом»


Покажите ребенку какими разнообразными бывают часы и как они функционируют

Когда Вы объясните малышу о самом устройстве, можно переходить к запоминанию времени. Для этого можно использовать такие варианты:

  • Расскажите ребенку, во сколько Вы встаете , при этом говорите: «Сегодня мы встаем в семь утра» и показывайте на часах заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на семи
  • Покажите ребенку во сколько часов он кушает, сколько времени вы провели на прогулке, когда приходит с работы папа. Малышу будет интересно переводить стрелки самому и показывать различное время — для этого Вы можете приобрести игрушечные часы или интерактивную доску
  • Когда собираетесь на прогулку или идете пить чай, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько времени. После того, как придете, считайте по минуткам, сколько времени прошло
  • Засекайте время на таймере и постарайтесь сделать какое-то дело – попрыгать, выпить воды или посмотреть любимый клип. После того, как таймер отсчитал время, разбирайте с ребенком, успели ли Вы сделать задуманное за определенный промежуток времени


Позвольте ребенку изучить часы и дайте ответы на все возникшие вопросы
  • Возьмите песочные, электронные и часы со стрелками – включите любимую музыку и наблюдайте за всеми изменениями в этих часах. Сравните, одинаково ли прошли на них 1, 2, 5, 10 минут
  • Первое время старайтесь все делать по часам – чистить зубы 3 минуты, одеваться 5-10 минут. Так ребенок не только научится понимать по часам, но и будет более организованным
  • Если Вы увидите, что ребенок не хочет изучать часы и не проявляет к ним никакого интереса — не стоит настаивать. Лучше подождать или избрать веселую игровую форму обучения.

Ребенок обязательно должен научиться понимать по часам и пусть в первое время обучение будет даваться тяжело — со временем малыш обязательно овладеет необходимыми навыками и будет успешно применять их на практике.

Видео: Ребенок и часы

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?

Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени . Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.

Часто детям непонятно как различить такую систему нумерации, как часовое поле от 1 до 12 и минутное поле, которое разделяется на 60 минут.

Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:

  • Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
  • Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять


Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее
  • Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
  • Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут
  • Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка
  • Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует. После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
  • Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа


Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время

Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.

Научить ребенка времени: игра

Игра – один из любимых видов деятельности детей, который выполняет важную функцию – позволяет познавать мир . В игровой форме можно интересно учить время вместе с ребенком – это поможет ему быстро и весело узнать, как работают часы.

Существует много вариантов интерактивных игр для различных гаджетов, которые помогают в изучении времени – это и программы для самых маленьких с разными заданиями, игровые тренажеры и даже познавательные мультфильмы



Учите ребенка понимать по часам в игровой форме, а если видите что пока сильного интереса к часам нет — временно отложите обучение

В качестве интересной игровой формы изучения времени можно составить с ребенком распорядок его дня по времени:

  1. Используйте большой плакат и цветные фломастеры или карандаши
  2. Нарисуйте большие часы, а Возле стрелок цифрами укажите время
  3. В промежутках между часами нарисуйте обязательные занятия ребенка
  4. Например, нужно будет нарисовать такие обязательные пункты, как утреннее пробуждение, завтрак, дневной сон, обед, ужин и ночной сон
  5. Разместите плакат в детской комнате

Между этими обязательными пунктами , которые ребенок выполняет каждый день, добавляйте произвольные варианты проведенного дня: прогулка, просмотр мультиков, поход к бабушке, в магазин и встречу с друзьями. Обязательно расскажите ребенку, что надо следить, чтобы везде успеть иначе бабушкины пироги остынуть, а друзья расстроятся, если Вы опоздаете.



Купите плакат с часами, стрелки которых можно переводить — такая игра быстро научит ребенка определять правильное время

Старайтесь планировать все дела по этому плакату – нарисуйте его красочным и веселым , чтобы при пробуждении взгляд ребенка обязательно падал на стену с шедевром вашего совместного творчества.

  • В игровой форме моно научить ребенка контролировать время: давайте ребенку задания, засекайте время и смотрите за их выполнением
  • Желательно, чтобы время на выполнение игрового задания было немного больше, чем требуется , чтобы ребенок всегда радовался, что выполняет задания раньше намеченного часа
  • Онлайн игр для изучения часов придумано масса, главное контролируйте, чтобы ребенок не проводил слишком много времени у планшета или компьютера, так как это вредит зрению


Читайте стихи и сказки о часах
  • Найдите книгу с веселыми стихами о часах и читая ребенку строки, просите, чтобы он искал время, о котором говорится в стихах. Это веселое занятие имеет, как образовательный штрих, так и хорошо скрасит проведенное время
  • Занимайтесь со своим ребенком и как можно больше времени проводите вместе – в ранние годы закладываются основы всех элементарных знаний об окружающем мире
  • И именно мама и папа, как самые родные и близкие люди для крохи, должны помочь ребенку познать неизведанные ранее вещи и процессы

Как научить ребенка времени по часам: тренажер?

В разнообразии игр для изучения часов необходимо выбрать оптимальный для своего ребенка вариант. Большую пользу несет онлайн игра на внимательность , которая помогает изучить часы — тренажер времени .

Наиболее простой тренажер поможет тренировать память и изучать часы. Принцип выполнения задания очень прост: в одном углу экрана изображены часы, на которых, с помощью мышки необходимо установить правильное время, которое указано на часах в противоположном углу. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов.



Тренажеры хорошо помогут обучить ребенка часам, но время перед компьютером должно быть строго дозировано
  • Чем больше выполненных заданий позади, тем более сложными становятся уровни игры. На последних уровнях часы с заданием начинают исчезать – сначала возникают часы с установленным временем, потом они пропадают и на экране высвечиваются часы, которые ребенку нужно будет «завести» самому. Таким образом, ребенок, который уже немного ориентируется во времени, научится еще и запоминать его
  • Интересным вариантом онлайн тренажеров являются игры с использованием любимых мультяшных героев . Для этого придумана игра, в которой герои спешат, по каким-то делам и сверху изображено окошко с часами. Так ребенок понимает, что его любимая кукла или человек-паук тоже все делают по часам
  • Вы и сами можете тренировать малыша, без использования компьютерных игр. Например, можно говорить, что завтра в какое-то определенное время Вы пойдете на игровую площадку, при этом покажите ему время на часах. Пусть ребенок отсчитывает в разные периоды дня сколько же часов осталось до этого ожидаемого события


Лучше приобрести для ребенка детские часы — это безопасно, а их изучение намного интереснее для малыша

Придумывайте только интересные планы – прогулка на детскую площадку или поездка в зоопарк. Так ребенок будет ждать этого события и следить за временем.

Таким образом, есть масса вариантов для того, чтобы ознакомить время с ребенком – используйте интересные игровые методы, и Ваш малыш обязательно запомнит все минуты и часы.

Как научить ребенка временам года?

  • Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года . Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
  • Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации , и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
  • Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут , а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день , а в году 12 месяцев
  • Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас . Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях


Времена года

Для того, чтобы долго не затягивать с изучением времен года – ведь Вы не будет ждать три месяца, чтобы перейти к следующему времени года — воспользуйтесь альбомом с фотографиями или используйте цифровые изображения.

  • Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
  • Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
  • Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц


Иллюстрируйте свой рассказ о временах году

Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.

Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре . Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.



Вместе с ребенком нарисуйте времена года
  • При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
  • Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении , Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
  • Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер , не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал

Видео: Учим время по часам с Лунтиком

Однако даже ход времени малыши воспринимают иначе, ведь они измеряют свою жизнь не часами и минутами, а происходящими событиями. Их собственное «детское» время имеет удивительные особенности: минуты могут растягиваться до невозможного в ожидании любимых мультиков, а часы – лететь стремглав в процессе интересной игры.

Время детей целиком и полностью регламентируется родителями. Но наступает пора научить ребенка самостоятельно ориентироваться во времени, не путать понятия «сначала» и «потом», различать прошлое и будущее, определять время по часам. Нередко родители начинают сразу с последнего и тщетно пытаются научить кроху пользоваться часами, не убедившись, что он «чувствует» время. Если не уделить этому должного внимания, часы еще долго останутся для малыша «кругом со стрелками» или «коробочкой с цифрами».

Начинать рассказывать детям о времени можно уже с 2-2,5 лет, так как в этом возрасте их пониманию становятся доступны временные категории – «сначала», «сейчас» и «потом». Общаясь с крохой, старайтесь чаще использовать эти слова, комментируя производимые действия. Например: «Сначала мы помоем руки, а потом сядем обедать» или «Сначала ты испачкался, а потом мы переодели кофточку».

Кроме использования слов «сначала» и «потом» в повседневной жизни, можно придумать игры, которые помогут ребенку лучше разобраться с временными понятиями. Попробуйте с малышом нарисовать серию картинок про историю подсолнуха:

  1. «Сначала была только маленькая-маленькая семечка» – рисуете подсолнечную семечку.
  2. «Потом семечка попала в почву» – дорисовываете землю.
  3. «Семечка проросла, и из земли появился росточек» – рисуете росток с проклюнувшимися листиками.
  4. «Вот росточек рос, рос. И вырос в большой подсолнух» – рисуете подсолнух.
  5. «Смотри, сколько в цветке подсолнуха семечек! Если они попадут в землю, каждая из них может стать большим подсолнухом».

Героем рисованной истории может быть кто и что угодно: птенец, который появляется из яйца или пекарь, выпекающий хлеб. В результате таких занятий ребенок сориентируется в простых временных понятиях, и будет готов воспринимать «взрослые» термины – прошедшее, настоящее и будущее.

Будущее, настоящее и прошедшее

Понятия будущего, настоящего и прошедшего – следующий шаг в ознакомлении крохи со временем. Правила те же: сопровождение повседневных занятий и игр комментариями и примерами. «Сейчас мы гуляем, на улице светло – это настоящее», «Завтра мы попробуем научить нашу собаку приносить палку – это будущее». «А вчера мы были в кино и смотрели мультики – это прошлое».

Достаньте семейный альбом и покажите ребенку фотографии: какими вы были в детстве, каким ваш кроха был еще год назад. Объясните ему, что все это относится к прошлому, ваше детство и его младенчество ушло и больше не вернется.

Планируя что-то совместно с малышом, акцентируйте внимание на том, что это предстоит в будущем. «Летом мы поедем на море», «На выходных пойдем в лес и устроим пикник» – все эти события еще не случились, они относятся к будущему времени.

Время суток

Вместе с временными категориями ребенка можно знакомить с тем, что такое «сутки». Интересно то, что понятия «день» и «ночь» малыш схватывает на лету. Он учит их одновременно с множеством других незнакомых слов, улавливая смысл из постоянно повторяемых фраз. Проблема в том, что взрослые часто заменяют словом «день» понятие «сутки», чем путают детей. «Прошло три дня», – говорим мы, не упоминая о том, что три ночи тоже прошли. Ребенку необходимо объяснить, что сутки – это не только день, но и утро, вечер и ночь.

Общаясь с крохой, обращайте внимание на то, в какое время суток он что-либо делает обычно. Рассматривайте фотографии в журналах и узнавайте, день на них изображен или ночь. Можно применить специальные обучающие рисунки: возле предмета, который используется утром, кружок заштриховываем желтым цветом, днем – красным, вечером – зеленым, ночью – синим.

Наступает момент, когда малыш четко ориентируется во времени суток: без труда определяет, что встает он утром, обедает днем, а спит ночью. На этом этапе можно переходить к пониманию временного промежутка и пытаться научить его сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Учимся определять время по часам

Ребенок осознал, что такое время. Что же понадобится для того, чтобы научить его пользоваться часами? Во-первых, он должен знать цифры. Ведь как объяснить, что час – это 60 минут, а минута – 60 секунд? Во-вторых, кроха должен уметь считать хотя бы в пределах десяти. В-третьих, ребенку нужно уметь ориентироваться в простейших пространственных отношениях – знать, что такое «половина», «до» и «после».

В качестве учебного пособия лучше использовать большие часы с открытыми стрелками или игрушечные часы, специально предназначенные для обучения времени.

Если ничего подобного под рукой нет, обучающие часы можно соорудить самостоятельно. Картон, большая тарелка или циркуль, фломастер и простой карандаш, линейка с ножницами, канцелярская кнопка и немножко фантазии – все, что понадобится для самодельных часов.

Последовательность действий

Все дети разные, поэтому способы обучения могут варьироваться. Подстройтесь под вашего кроху, пытайтесь объяснить необходимое так, чтобы ему было интересно. А вот общий алгоритм действий примерно такой:

  1. Знакомим малыша с часами. Показываем все видимые детали (стрелки и циферблат) и рассказываем о том, для чего они нужны, как часы показывают время. Например: «Смотри, на циферблате три стрелки. Самая коротенькая двигается очень медленно, она показывает сколько часов и поэтому называется часовая. Пройдет один час – и она сдвинется только на одну цифру. Стрелка подлиннее – минутная. Она показывает, сколько прошло минут. За один час минутная стрелка обойдет весь круг. А вот эта самая тонкая и быстрая стрелочка – секундная. За минуту она пробежит один круг, а за час – целых шестьдесят кругов!».
  2. Учим понимать точный час. Если длинная минутная стрелка на двенадцати, то цифра, на которую указывает часовая стрелка, означает, что сейчас ровно столько часов.
  3. Разбираемся, что такое полчаса. Минутная стрелка на цифре 6 и делит часовой круг пополам. С получасом детвора часто путается: например, если короткая часовая стрелка между цифрами 2 и 3, то это половина второго или половина третьего? Объяснить несложно: «Полчаса – это тридцать минут. Смотрим на цифру, которую короткая часовая стрелка уже перешагнула, и прибавляем к ней тридцать минут. Получается два часа и тридцать минут».
  4. Нелегкое понятие «минута». Для того, чтобы научить ребенка понимать минуты, понадобится умение считать. Ведь без этого малышу трудно будет объяснить, что если минутная стрелка показывает на цифру 4, то это не четыре минуты, а целых двадцать.

Закрепление навыков

Не страшно, если поначалу ребенок будет пересчитывать деления на циферблате, определяя, сколько минут на часах. Постепенно это войдет в привычку, дойдет до автоматизма.

Главное – малыш должен понять принцип определения времени.

Чтобы упражнения по изучению часов не наводили на ребенка скуку и не привели в итоге к отказу от занятий, связывайте их с повседневными действиями. Просите его проследить за временем, собираясь в гости. Озвучивайте, во сколько начинается мультик по телевизору, и предложите посчитать, сколько минут осталось ждать. Помогая вам на кухне, пусть кроха засекает время, за которое испечется пирог или сварится картошка. Чем чаще ребенку придется обращаться к часам, тем быстрее он научится полноценно их использовать.

В заключение

Научить малыша разбираться с часами нелегко. Но помочь осознать, что такое протяженность времени, еще сложнее. Только с возрастом ребенок по-настоящему сможет ощутить и оценить время. Задача родителей – помочь своему чаду постичь этот сложный процесс, не подгоняя и не ругая за возможные неудачи.

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках

Время представляет собой странное понятие, отличающееся абстрактной природой происхождения – его невозможно увидеть либо потрогать. Но понимать, определять по часам, пользоваться правильно обязан любой . Не обучившись этому своевременно, затруднительно выдерживать дневной режим, планировать действия. Уметь определять время – необходимость для малыша. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка времени по часам на циферблате, картинки которого будут также представлены.

Ориентация во времени для детей

Понимать время довольно непросто. Когда малыш подрастет и начнет осознавать течение времени (кушать в определенные часы, отличать день от ночи и т. д.), несколько позже научится узнавать времена года, он уже готов для того, чтобы начать изучать часы. Ведь это именно то устройство, при помощи которого малыш будет правильно ориентироваться во времени, определять его безошибочно.

С чего следует начинать родителям?

На первом обучающем этапе возьмите часы крупного размера, круглые, не имеющие лишней декоративной отделки. Можно воспользоваться макетным устройством. Главное условие – , обозначающие часы, должны быть достаточно крупными и четко отображенными. Стрелки пособия должны вращаться без затруднений.

Далее разъясните, что такое циферблат. Малыш должен понять, что часовая стрелка всегда указывает на часы. Покажите, в какую сторону она перемещается, назвав это движение «по часовой стрелке». Дайте малышу потренироваться, передвигая стрелку самостоятельно и громко называя часы, на которые она переместилась. , что означает понятие «час назад», используйте для этого макетное устройство.

Теперь разрешается переходить к изучению минут. Научитесь их отсчитывать по одной, затем перейдите на пятерки. С внешней стороны циферблата можно мелко приписать цифры, кратные пяти. Занятия проводите до того момента, пока малыш не начнет самостоятельно передвигать стрелку, выставляя названное вами время. Так же объясните ребенку что такое половина часа и четверть часа.

Приучите малыша называть минутный отсчет вслух, когда он отыскивает необходимое место для размещения стрелки. Когда малыш станет определять время, постепенно перемещаясь от одного значения к другому, можно давать ему задания вперемешку.

В магазине без труда можно найти различные игры и макеты часов для обучения.

Как быстро научить ребенка времени по часам и стрелкам

Чтобы ребенок быстро научился определять время, выполняйте с ним задания тренировочного характера.

Один из методов закрепления материала – электронные часики. На них просто уточнять показания, но сложней ориентироваться. Какая наступила часть суток – утро или вечер.

Учим ребенка как понимать время с помощью игры

Есть специальная интернет игра «Часы». Она предназначена для того, чтобы ребенок сосредотачивал свое внимание на часиках игрушечного вида, облегчая труд взрослых. Игра прекрасно тренирует память и внимание, ей можно пользоваться в любое время. Малыш, привыкнув к ней, сможет играть самостоятельно, используя полученные навыки в работе с настоящими часами.

  • Первый игровой этап – без ошибок расставить цифры и распределить стрелки на часовом циферблате. При этом в качестве подсказки в действиях фигуры, изображающие стрелки и цифры, окрашены в различные цвета по секторам, в которых расположены установочные ячейки. Да и сами таблички различаются формами для того, чтобы не перепутать ячейки, в которые они устанавливаются ребенком. Все это необходимо для того, чтобы малышу было проще запоминать и ориентироваться в заданиях.
  • Второй этап игры – правильно устанавливать время на часах. Разбросанные стрелки выставляются на циферблатах так, как того требует задание.
  • Все игровые этапы сопровождаются появлением на экране компьютера веселого человечка, символизирующего верное решение задания.

В обучении распознавать время родителям можно посоветовать некоторые моменты. Простым языком постарайтесь объяснить, какие бывают стрелки и что каждая из них обозначает. При каждом удобном случае проводите с ребенком тренировочные упражнения. Большинство способно правильно определять время, но частенько ошибается, не стремясь думать. Придерживайтесь основного правила – не давайте возможности малышу угадывать.