Домой / Помада / Игры в группе для детей 4 лет. Дошкольное образование

Игры в группе для детей 4 лет. Дошкольное образование

13

Счастливый ребенок 08.12.2016

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поговорим, как можно интересно провести время с нашими детьми и внуками. И это будет подборка развивающих игр для детей 3-4 лет. Подчерпните для себя новые темы, идеи. Расскажет о таких играх Юлия Веренкина, мама двоих детей. Передаю слово Юлии.

Когда ребенку исполняется три года, то начинается очень сложный период для родителей. Ведь в возрасте 3-4 лет малышу хочется все попробовать и многое выполнять самому. Ребенок желает всем доказать, что он достаточно умный и к нему нужно относиться на равных. Но одновременно малыш еще слишком мал и ему нужна материнская любовь и забота. И именно в этот период нужно большое внимание уделить развитию ребенка — увлекательные и обучающие игры с применением подручных материалов. Этому и будет посвящена данная статья, которая расскажет о том, в какие развивающие игры для детей 3-4 лет можно играть.

Особенности детей этого возраста

Особенностями малышей в 3-4 года считается общительность, любознательность, желание того, чтобы им уделяли как можно больше внимания. Но также психологи говорят, что с возраста трех лет ребенок приобретает такие качества, как капризность, непослушание и упрямство. Благодаря играм, эти проблемы становятся легко решаемыми. Играя, малышу проще устанавливать связь с окружающим его миром, с взрослыми, а также он развивает способности к внутреннему диалогу, которые требуются для продуктивного мышления.

Но важно еще раз отметить тот факт, что данный возраст — примерный, потому как один ребенок может справиться с определенной задачей раньше и лучше, а другой — несколько позже. Все дети — разные. И помимо прочего, одна развивающая игра может вообще не понравится вашему чаду, а другая станет его любимой. В этом деле без экспериментов не обойтись.

Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Все предметы по цвету»

В возрасте от 3-х лет уже следует начать обучать ребенка цветам и умениям отличать один оттенок от другого. Игра «Все предметы по цвету» является отличным методом для осуществления данной задачи. Итак, необходимо иметь: листы синего, красного, зеленого и желтого цветов, которые будут служить полянками, а также, вырезанные из бумаги тех же оттенков, грибочки.

Родитель должен предложить малышу разместить грибы двух цветов, из всех возможных, на поляны. Синяя поляна должны быть усажена синими грибочками, а зеленая — зелеными. После чего и две прочие полянки должны обзавестись своими по цвету грибками.

  • Света, какой грибочек ты взяла?
  • Красный.
  • Света, на какую полянку ты хочешь посадить красный грибок?
  • На красную полянку я хочу посадить красный гриб.

Данная игра поможет развивать мелкую моторику рук и речь детишек.

Логические игры для детей 3-4 лет

Логика является способностью здраво мыслить. В нашей жизни без нее очень сложно обходиться. А для того, чтобы помогать формированию логики малыша, нужны специальные логические развивающие игры для 3-4-летних детей.

Игра «Поваренок»

Например, игра «Поваренок» с использованием подручных предметов, подходит просто отлично. Необходимо поставить на пол пустые кастрюли, имеющиеся в доме, и рядом разложить крышки от них. Маленькому Шерлоку необходимо найти от каждой кастрюли её «шляпу», анализируя их размер и цвет.

Игра «Листопад»

Игра «Листопад» требует небольшой подготовки. Нужно собрать с деревьев листья, которые будет просто угадываться по контуру, например, листья клена, дуба и березы. Далее родителю следует очертить их на бумаге, а малышу определить, какой контур подойдет к тому или иному листочку. Важно: запрещается прикладывать листок к нарисованному изображению.

Игра «Фруктовый коктейль»

«Фруктовый коктейль»: нужно завязать глаза ребенку и дать ощупать знакомые ему фрукты: банан, мандарин, яблоко, киви и пр. Простая игра, а ребенку мы развиваем и логику, и воображение.

Игры для развития речи детей 3-4 лет

В этом возрасте нужно заниматься с ребенком формированием грамматического строя и увеличением лексикона. Нужно отобрать те игры, которые не только будут эффективными в развитии малыша, но и заинтересуют его.

Игра «Врединка»

3-4 года являются самыми упрямыми у детей, и это непременно стоит использовать. Дошкольник должен уже уметь называть антонимы для простых слов, к примеру, светло — темно, грустно — радостно, бедный — богатый.

Игра «Дрессировщик звуков»

Отличная развивающая логопедическая игра, которая позволит добиться безупречности речи. Нужно повторять с ребенком те звуки, которые издают животные. Следует добиться предельно точного подражания.

Игра «Малыш-детектив»

Эта игра развивает и речь, и внимание. Во время прогулки нужно попросить ребенка описывать все, что творится вокруг него. Ему необходимо правильно и грамотно выстраивать свой рассказ, говорить большие предложения и обращать внимание даже на самые небольшие нюансы, которые попадаются ему на глаза.

Такие игры помогают пополнять словарный запас 3-4-летнего ребенка и учат его правильно составлять предложения, обобщая их в целый по смыслу текст.

Данные навыки правильной речи будут отличными помощниками в школе. На экзамене перед поступлением в первый класс, ребенок, который играл с родителями в обучающие игры, может показать прекрасные результаты.

Но хороший итог в данном деле просто невозможен без развития мелкой моторики рук, ведь с таким навыком непосредственно связано правильное функционирование речевого аппарата.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики 3-4 лет

С малышом 3-4-летнего возраста следует организовывать совместные игры для развития мелкой моторики. Физиологи склонны утверждать, что именно это способствует нормальному развитию речи. Такой момент не должен быть упущен.

Игра «Волшебный пластилин»

Игра «Волшебный пластилин» уже стала практически классикой для развития моторики рук. Царство из пластилина рекомендуется лепить совместно с малышом, это способствует хорошему общению и контакту родителя с малышом. Каждый день нужно создавать одного героя, габариты и внешний вид которого можно придумать самостоятельно. А пальчики можно тренировать не только с помощью пластилина, но и также глины и теста.

Картина из пазлов

Картина из пазлов тоже очень популярный и увлекательный способ для развития в данной области. Пазлы необходимо соединить в одну целую картину. С увеличением возраста элементы пазлов должны уменьшаться. В три года можно начать с 9 пазлов, а в 5 лет уметь собирать полотно уже из 200 деталей.

Игры для развития памяти

Также нужно уделять внимание и развитию памяти своего 3-4-летнего чуда. В будущем это положительно скажется на легком осваивании большого школьного материала. И тогда успехи в обучении гарантированы.

Игра «Супермаркет»

Игра «Супермаркет» подразумевает то, что родитель дает ребенку задание, в ходе выполнения которого следует приобрести определенные товары, обговоренные ранее. С каждой игрой стоит расширять список покупок.

Игра «Чистюля»

«Чистюля» — игра, правила которой таковы: необходимо дать время на то, чтобы ребенок огляделся в комнате и запомнил как можно большее размещение предметов. После чего, малыш уходит в другую комнату, а родитель вносит изменение в расположение некоторых вещей. Зайдя обратно, ребенку следует угадать, что же поменялось в комнате.

Живые раскраски

Можно предложить малышам живые раскраски, героев которых можно оживить. Сколько удивления будет у детей! Да не только у них, но и у взрослых! Если вы не знакомы с живыми раскрасками, приглашаю вас посмотреть небольшое видео.

И также можно бесплатно скачать живые раскраски здесь.

Бесплатные живые раскраски

Настольные развивающие игры

Настольные игры всегда очень увлекательны для ребенка за счет красочности и разнообразности. В какие игры можно поиграть?

Игра «Скубиду» позволит развивать внимательность и мелкую моторику. В ходе игры следует быстрее всех составить свою сороконожку.

Добро пожаловать, в раздел созданный специально для деток, который поможет начать свое знакомство с компьютером. Здесь, вы найдете самые легкие онлайн игры для малышей 3-4-5 лет , созданные для развития внимания, логического мышления, памяти, восприятия цветов, а также различные творческие задания — пазлы,развивающие раскраски и рисовалки . Игры объединяет простой, и очень понятный интерфейс и адекватные задания, подходящие детям от 2 до 4 летнего возраста. Следует обратить внимание, что хоть игры и создавались для малышей, они всё же, подразумевают участие взрослых в игровом процессе, малышу самому, безусловно нужна будет помощь при играх на компьютере. Также взрослые могут объяснять ребенку смысл заданий и помогать подсказками в случае возникновения трудностей. Бесплатные флеш игры для малышей, призваны помочь провести весело и познавательно скоротать время, и вместе с тем окажутся необходимыми помощниками в воспитании и развитии ребенка .
Так как в настоящее время интернет-пространство является богатейшим источником информации для людей всех возрастов, развивающие игры для малышей 3 4 5 лет – это эффективный способ в игровой форме включить ребенка в процесс познания окружающего мира. Ведь известно, что играя, дети усваивают цвета, формы, цифры и буквы намного лучше. Поэтому флеш-игры так увлекают их своей красочностью, простотой, динамикой сюжета. Длительность одной игры отличается небольшой продолжительностью, а тематика очень разнообразна – так что малыш не успеет заскучать, не завершив начатую историю. К тому же для того, чтобы увлеченно и легко выполнять задания, ребенку достаточны базовые навыки управления «мышью».
На сайте предложены игры, созданные с учётом особенностей детского развития в определенном возрасте.

  • Так для малышей 3(трех) лет характерно формирование умения рисовать, играть, конструировать, а также совершенствуется зрительно-слуховое восприятие окружающих реалий. Поэтому они безошибочно могут выполнять задания типа: выбрать 2-3 предмета по размеру, форме, цвету; угадать мелодию, спеть. Доминирующая форма мышления к этому возрасту – наглядно-действенная. То есть ребенок решает свои жизненные задачи, осуществляя соответствующее воздействие на предметы.
  • Дети 4(четырех) лет уже активнее используют цвет в своих изображениях предметов, больше проявляют интерес к деталям, могут создавать простые аппликации, складывать пазлы, сооружать по образцу несложные постройки.
  • 5(пяти) летние детки рисуют более детализировано и разумно. Они хорошо справляются с изображением человека (глаз, волос, рта, одежды), создают более сложные аппликации, конструкции, а также могут выстраивать план своих действий. Поэтому для такого возраста будут интересны головоломки, аркады, игры, обучающие читать, считать.

Игры для детей 3 лет

24.03.2016 1930 310 Пушкина Алёна Александровна

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ

ИГРЫ БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ
ИГРЫ С БЕГОМ

Бегите ко мне

Описание игры
Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки.
Когда дети соберутся возле воспитателя, он переходит
или перебегает на другую сторону площадки и говорит
снова: «Бегите ко мне». Так повторяется 3-4 раза.
Если игра проводилась с небольшой группкой, воспитатель предлагает этим детям отдохнуть и проводит игру с другой группкой. В том случае, когда в игре участвовали одновременно все дети, воспитатель возобновляет игру со всеми.
На слова воспитателя «Бегите домой» дети садятся
на стулья и отдыхают.

Правила игры
1) Бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне».
2) дети бегут к стульям и садятся только после слов воспитателя «Бегите домой».

Указания к проведению игры
1. Игру можно проводить не со всеми детьми, а с небольшими группами: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем они меняются ролями.
2. Вначале дети могут занимать любой стул, а постепенно приучаются находить свои места.

Догоните меня
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе не толкаясь, упражнять в беге по прямому направлению.

Описание игры
Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догоните меня»,- предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать, Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня» - и бежит в противоположную сторону, а дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.

Правило игры
Бежать за воспитателем можно только после сигнала «Догоните меня».

Указание к проведению игры
Игру лучше проводить с небольшими группами детей:
пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

Найди свой домик (Солнышко и дождик)

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя), двигаться в коллективе не толкаясь и находить свое ме-сто на площадке, упражнять в ходьбе и беге..

Описание игры
Дети сидят на стульях или скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по сторонам площадки, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода! Идите гулять!» Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел,- говорит воспитатель,- бегите домой!» Дети бегут к стульям и занимают свои места.
Воспитатель приговаривает: «Кап, кап, кап» и стучит пальцами о ка-кой-нибудь предмет, изображая, как дождь бьет по крыше.
Постепенно дождь утихает, и воспитатель снова говорит детям: «Идите гу-лять! Дождь перестал».
Так повторяется 3-4 раза. После этого дети возвращаются в домики, а воспитатель осматривает их одежду и расспрашивает, не намочили ли они платье, ботинки,
Затем игра возобновляется.
Игру следует повторить 4-5 раз.

Правила игры
1) Дети уходят из дома по сигналу: «Идите гулять!»
2) Дети бегут домой по сигналу воспитателя: «Дождь пошел!»

Указания к проведению игры
1) Игру можно постепенно усложнять: дети вначале занимают любой стул, а затем только свой.
2) Вместо домика можно устроить переносный навес (из материи, большого платка или одеяла), растягивать который помогает воспитателю ребенок из старшей группы. Дети прячутся от дождя под навес.
3) Сначала дети собираются под навесом в определенном месте, а по-том навес устраивается в разных местах площадки.
4) Во время прогулки дети могут собирать грибы, ягоды.
5) Иногда ходьбу можно заменить пляской,

Мыши и кот
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, уп-ражнять в беге по разным направлениям.

Описание игры
Дети - «мыши» сидят в норках - на стульях или на скамейках, по-ставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.
В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.
Кошка засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка про-сыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и зани-мают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо.) После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает.
Игра повторяется 4-5 раз.

Правила игры
1) Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кошка заснет.
2) Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и амяукает.

Указания к проведению игры
1) Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
2) Воспитатель может использовать в игре кошку - игрушку или та-кую, которая надевается на руку.

Воробышки и автомобиль
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, уп-ражнять в беге по разным направлениям и в прыжках.

Описание игры
Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками: На од-ном конце площадки размещаются на стульях или на скамейках «воробышки». На другом конце обозначается место для «автомобиля» (гараж). Автомобиль изображает воспитатель.
«Воробышки» вылетают из гнезда»,- говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях (в пределах очерченной площадки), подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробышки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место - гнездо).
Автомобиль возвращается в гараж.
Игра повторяется 3-4 раза.
Общая продолжительность игры 5-6 минут.

Правила игры
1) Нельзя убегать за границы площадки.
2) Вылетать из гнезда можно только по сигналу воспитателя.
3) Возвращаться в гнезда можно лишь при появлении автомобиля.

Указания к проведению игры
1) первое время автомобиль изображает воспитатель, а затем он
выбирает вместо себя одного или нескольких детей.
2) Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать в руки рули
или флажки (флажки надо держать поднятыми вверх).
3) Воробышки могут помещаться в гнездышках (в кружочках),
начерченных на земле или выложенных из шишек, камешков.
4) Воробышки могут стоять на скамеечках высотой
10-15 см и по сигналу воспитателя спрыгивать с них.
5) Вместо скамеечек можно использовать доски на подставках. Воспитатель следят, чтобы при спрыгивании дети сгибали колени и приземлялись на носки. Прежде чем вводить прыжки в игру, нужно дать детям возможность поупражняться, при этом воспитатель должен проследить, как прыгает каждый ребенок, и помочь детям овладеть правильным движением.
6) В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или о землю.
При помощи этой игры воспитатель

Бегите к флажку
Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу, упражнять в беге, ходьбе.

Описание игры
Дети получают флажки двух цветов: одни - синего, другие - красного.
Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой - красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с красными флажками - напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги» и протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими.
Игра проводится 4-5 раз.

Правила игры
1) Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять».
2) Бежать к воспитателю и становиться против флажка своего цвета можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги!»

Указания к проведению игры
1) Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него.
2) Воспитатель включает в игру добавочный сигнал «Стой». По этому сигналу играющие останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель тем временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!» дети бегут к воспитателю и становятся против флажка своего цвета.
3) Вместо флажков детям можно повязать на руку ленточку
соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С
платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле
воспитателя.

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание игры
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне - «паровоз», остальные - «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцеп-ления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции»,- говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры
Поезд может двигаться только после гудка (т. е. по
сигналу воспитателя).

Указания к проведению игры
1) Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда.
2) Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры
После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну.
В другой раз можно предложить детям немного поплясать под мело-дию, спетую воспитателем.

Указания к проведению игры
1) В варианте игры бежать в вагоны, т. е. строиться в колонну, можно
только по гудку паровоза.
2) Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне - находить свой «вагон».

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

Мой веселый, звонкий мяч
Цель: развивать у детей умение прыгать ритмично в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу, упражнять в бе-ге, в подпрыгивании на двух ногах.

Описание игры
Дети сидят на стульях, расставленных в разных местах комнаты (возле стен) или по границе площадки. Воспитатель находится в центре. Он берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря при этом:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать, «как мяч». Дети, наблюдая за мячом, прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и, повторяя стихотворение, делает движение рукой так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают в том же темпе. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню».
Все дети убегают к стульям и садятся на них, а воспитатель делает вид, что догоняет «мячи». Когда дети немного отдохнут, игра повторяется.
Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры
Убегать можно только после слова «догоню».

Указания к проведению игры

1) Вначале воспитатель проводит игру с небольшой группой детей, а остальные сидят и смотрят. При повторении игры он вовлекает в нее еще нескольких детей, а затем и всю группу.

2) Воспитатель может поставить рядом с собой нескольких детей, ко-торые будут вместе с ним отбивать свои мячи, а затем ловить убегаю-щих детей.
3) Вначале воспитатель не ловит, а только делает вид, что догоняет дети
По ровненькой дорожке
Цель: развивать у детей умение двигаться ритмично (согласовывать движения со словами), находить свое место, упражнять в ходьбе, в прыж-ках, в приседании, в беге.
Описание игры
Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве. Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.
Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
В яму - бух
При словах «по ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», - прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, На слова «в яму - бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель дает им отдохнуть, потом повторяет стихотворение.
После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом
Там мы живем.
По окончании дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.
Повторить игру можно 2-3 раза.
Правила игры
1) Движения должны соответствовать тексту стихотворения.
2) Вставать с корточек можно только после слов воспитателя: «Вылезли из ямы».
3) Убегать домой разрешается только после слов: «Там мы живем».
Указания к проведению игры
1) Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.
2) Вначале воспитатель сам идет впереди колонны.
Потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп
и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором
произносится стихотворение.
3) Дети не должны долго находиться в положения
на корточках.

ИГРЫ С ПОДЛЕЗАНИЕМ

Наседка и цыплята
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову), упражнять в беге по разным направлениям и в подлезании.

Описание игры
Дети изображают «цыплят», а воспитатель «наседку», На одной стороне площадки огорожено веревкой
место - «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см).
Сбоку, в стороне, помещается «большая птица».
Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут до-мой.

Правила игры
1) По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.
2) По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой.

Указания к проведению игры
1) Веревка должна быть натянута примерно на высоте 40-50 см от земли. При такой высоте дети могут подлезать на четвереньках. При большей высоте (60-70 см) дети не опираются руками о пол (землю), а, подлезая, только сгибают корпус.
2) Когда цыплята возвращаются домой, воспитатель поднимает веревку повыше, чтобы дети не задели ее.
3) Роль наседки можно поручать со временем и самим детям.
4) Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного
побегали по площадке.
ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично, упражнять в приседании, построении в круг, а в варианте игры -в беге по разным направлениям. Игра способствует развитию речи,

Описание игры
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитате-лем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова об-разуют маленький круг, и игра возобновляется.
Игру можно повторить 3-4 раза.

Правила игры
Говорить хором «хлоп» и приседать на корточки можно только после слов воспитателя «пузырь лопнул».

Указания к проведению игры
1) Слова «пузырь лопнул» воспитатель может заменить словами «воздух выходит». Тогда все играющие, не разрывая сцепленных рук, медленно сходятся к центру, произнося «тсс…».
2) После слов «да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит «полетели пузыри». Дети разбегаются кто куда хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»

Зайка
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, подпрыгивании на двух ногах, в нахождении своего места. Игра способствует развитию речи.
Описание игры
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый из де-тей становится на свое место. По сигналу воспитателя «бегите в круг» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину.
Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, ил-люстрирующие текст.
1. Зайка беленький сидит, Дети стоят в кругу,
Он ушами шевелит, Начиная со слов вот так» и
Вот так, вот так до конца шевелят кистями рук,
Он ушами шевелит подняв их к голове.
2.Зайке холодно сидеть, До слова хлоп» и до конца
Надо лапочки погреть. хлопают в ладоши,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
3. Зайке холодно стоять, Со слова скок и до конца
Надо зайке поскакать, прыгают на двух ногах на месте.
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
4. Кто-то зайку испугал, Воспитатель хлопает в ладо-ши,
Зайка прыг…и убежал и дети разбегаются по своим
Местам.
Затем игра возобновляется с новым «зайцем».
Игру можно повторить 3-4 раза.
Правила игры
Дети могут убегать на свои места только после слов «и убежал», а собираться в круг после слов «бегите
в круг».
Указания к проведению игры
1) Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети четко произносили слова.
2) Движения нужно делать только тогда, когда произносятся две по-следние строчки каждого куплета.
3) До начала игры воспитатель вместе с детьми должен приготовить места для зайцев. Если игра проводится зимой, на площадке хорошо начертить кружочки краской на снегу; если она проводится в комнате, местами для зайцев могут быть стулья.
4) В середину круга можно поставить несколько зайцев.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Угадай, кто кричит

Цель: развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание игры
Дети сидят полукругом на стульях, на ковре или на траве. Перед детьми, на расстоянии нескольких шагов, ставится ширма или протягивается веревка, на которую вешается занавеска. Воспитатель называет кого-нибудь по имени и тот идет за ширму. Педагог договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, блеяние овцы, кудахтанье курицы, лай собаки, крик петуха и другие звуки. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.
Продолжительность игры 4-6 минут.

Правило игры
Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Указание к проведению игры
Если ребенок не знает, какому животному или птице
подражать, - воспитатель ему помогает.

Найди флажок

Цель: развивать наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора».

Описание игры
Дети сидят на стульях в. разных местах комнаты (площадки). По слову воспитателя дети встают и повертываются лицом к стене, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей).
«Пора», - говорит воспитатель, дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки.
Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок.
По сигналу «на места» дети садятся на стулья, и игра
начинается снова.
Игра повторяется 2-3 раза.

Правило игры
Поворачиваться лицом к воспитателю можно только
после слова «пора».

Указания к проведению игры
1) Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.
2) Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке:
можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Игры, формирующие целенаправленное внимание

Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.

Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Следует отметить, что любая игра способствует развитию целенаправленного внимания, ведь она всегда содержит задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач. Чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Подобные игры описаны в данном разделе. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий и общения детей друг с другом. В одних случаях нужно учитывать различные требования задачи («Раз, два, три — говори!»), в других — выделять и держать цель действия («Пальчик», «Прятки с игрушками»), в третьих — вовремя переключать внимание («Отзовись, не зевай!», «Поехали коробочки наши!»). Последние игры этого раздела («Волшебный столик» и «Проказы мишки-шалунишки») требуют от детей особой сосредоточенности и устойчивости внимания, поскольку в них нужно заметить и осознать произошедшие изменения.

Для игр данного раздела характерно наличие текста (как правило, стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и условия их выполнения.

Игра «Раз, два, три — говори!»

Цель : развивать целенаправленное внимание.

Оборудование : картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание и называние которых все же требует некоторых усилий. Например, предметы посуды (чайник, поднос, кастрюля и пр.), цветы (роза, тюльпан, колокольчик), животные (коза, свинья, собака, белка, заяц, волк и пр.), насекомые (бабочка, жук, гусеница, муха и пр.), растения (елка, береза, кустарник и пр.), одежда (платье, шапка, шуба, костюм), мебель (стол, стул, кресло, шкаф и пр.). Изображение предметов должно быть реалистичным, легко узнаваемым и привлекательным для малышей. Такие картинки можно подобрать из различных видов лото для дошкольников (ботаническое, зоологическое, лото малышам). Желательно, чтобы картинки были в двух экземплярах. Кроме того, нужно иметь какой-либо материал для поощрения детей — кружочки, счетные палочки или звездочки.

Игра проводится со всеми детьми. Небольшими группами, по очереди, дети решают обучающую задачу. Наблюдая за действиями других и оценивая, ребенок начинает лучше понимать и осознавать требования и правила игры. Это помогает ему самому действовать более успешно.

Детям предоставляется возможность самостоятельно активно действовать с предметами.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом, садится напротив них за столик, на котором заготовлен игровой материал: стопка картинок для игры, а также предметы для поощрения детей.

Воспитатель . Я буду показывать их по одной, а вы — называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем! (Берет первую картинку, показывает ее детям.) Давайте подумаем, что на ней изображено, но не говорите сразу, а только приготовьтесь сказать. «Раз, два три — говори!» (Произносится четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза.)

Тот, кто первый правильно называет картинку, получает ее. Поиграв таким образом стремя разными картинками, воспитатель предлагает новый вариант. Теперь называть картинки будут не все. Четверым детям, сидящим с краю, предлагается это задание, а всем остальным — оценивать их действия и называть победителя. Если правильный ответ дают одновременно два ребенка, они оба получают по картинке. Остальные дети при условии, что они не нарушили правила и верно назвали картинку, получают поощрительные кружки.

После первой четверки играет следующая. Так все по очереди решают обучающую задачу, оценивают правильность ответов и награждают победителей.

Когда весь запас картинок исчерпан, воспитатель предлагает подойти к нему тем, кто выиграл одну картинку или один кружочек, и показать их всем. Выигрыш остается на столе у воспитателя, а дети возвращаются на места. Затем приглашает тех, кто выиграл две картинки, а потом и тех, кто выиграл два кружочка. Хвалит их за то, что они были внимательны, все им хлопают. Выигрыш остается на столе, а дети садятся на места.

Эта игра дает вам возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным, а кому это дается с трудом. С такими воспитанниками лучше поиграть отдельно, парами, подбирая детей с примерно равными возможностями.

Важный момент игры — поощрение достижений ее участников. В этом особенно нуждаются те дети, кто старается мобилизовать свое внимание и применять имеющиеся знания. Отмечая неуспех отдельных детей, нужно проявлять тактичность. Покажите ребенку свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выразите уверенность в том, что он научится быть внимательным.

Игра для детей 3-4 лет «Пальчик»

Цель: развивать целенаправленное внимание.

Оборудование : набор парных предметных картинок, изображающих игрушки, фрукты, цветы и предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда). Можно использовать картинки предметного лото, где изображены животные, птицы и люди. Картинки должны быть реалистичными, с четким изображением. Они раскладываются на столе двумя рядами (по пять-шесть картинок в каждом), на небольшом расстоянии друг от друга.

В процессе игры ребенок выбирает из большого количества более или менее знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка трудность. Она заключается в том, что малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый. Так в этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий, за которые ребенок вознаграждается найденной картинкой.

Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками, таким образом стимулируется прежде всего умственная активность. Движение (указательный жест) является лишь последним этапом решения задачи. Чтобы предупредить попытку ребенка искать руками, вводится специальное ограничительное правило: держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Игра может проводиться со всей группой воспитанников или небольшой ее частью. Опишем вариант игры с участием всей группы.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики полукругом, пододвигает к ним небольшой столик, возле которого ставит три стула — для себя и двух детей. На столе раскладывает в два ряда 10—-12 предметных картинок. Раскладывая картинки, показывает их детям и предлагает назвать каждый изображенный предмет, вызывая тем самым у детей любопытство (что будет дальше?). Затем обращает внимание на то, что у каждого из них на руке один палец называется указательным.

Воспитатель. В этой игре указательный палец будет помогать всем искать картинки, которые я буду называть. Кто первый правильно укажет на картинку (поставит на нее свой указательный палец), тот ее и получит.

Воспитатель подзывает к себе двоих детей, предлагает им сесть друг напротив друга. Просит их поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка.

Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится... яблоко? (Дети показывают картинку.) Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? (Дети отвечают, и победитель получает картинку. Дает второму ребенку еще одну попытку и называет какую-нибудь картинку, желательно находящуюся прямо перед ним.)

Если малышу все же не удается выиграть, воспитатель заменяет ему партнера. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей.

Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый не выиграет хотя бы по одному разу. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.

Эта игра содержит элемент соревнования, но построена так, что в ней не бывает проигравших. Наличие парных картинок обеспечивает возможность каждому ребенку получить свой выигрыш, даже если они находят предмет одновременно.

Игра для детей «Прятки с игрушками»

Цели: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее.

Оборудование: 5—7 игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки и пр.

Эти умения очень важны для успешного обучения в школе. Конечно, ребенку 2—3 лет не так-то просто владеть своим вниманием и не отвлекаться. Но в предлагаемой игровой ситуации малыш будет сам заинтересован в этом.

Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети группы. Радостные переживания, которые испытывают малыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей и забавляет их.

На отдельном столике приготовлены новые игрушки.

Воспитатель . Это наши гости. Давайте поиграем с ними в прятки. (Придвигает столик с игрушками поближе.) Но прятаться будете не вы сами, а ваши гости (новые игрушки). (Подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится.) Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?

Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, воспитатель предлагает им встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый, предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т.д.

Воспитатель (шепотом). Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам.

Воспитатель и дети (хором). Пора!

Водящие открывают глаза, становятся рядом с воспитателем.

Воспитатель. Искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!

Пока дети ищут, воспитатель напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, спрашивает остальных детей.

Кто первый нашел игрушку?

Главное правило здесь — искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Теперь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, куда лучше положить тот или иной предмет.

Когда все воспитанники побывают в роли водящих, воспитатель предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных.

Игра для детей «Отзовись, не зевай!»

Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.

Оборудование : парные картинки, изображающие птиц, животных и детей. Понадобятся изображения птиц (петуха, курицы, гуся, утки, вороны, воробья); животных (коровы, козы, лошади, собаки, кошки). К картинкам птиц и животных можно добавить картинки с изображением детей — двух девочек и двух мальчиков. Картинки помещаются в коробку, разделенную перегородкой на два отделения для каждого набора картинок. Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта данного пособия.

Ребенку предъявляется целый ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и пр.

Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для ребенка. Но предлагаемая игровая ситуация содержит условия, которые побуждают малыша к их выполнению.

В игре принимает участие вся группа.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, располагая их на некотором расстоянии друг от друга, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Воспитатель. Эти картинки парные — у каждого зверя или птицы есть его дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждая птица или каждое животное будет звать своим голосом своего братика или сестричку: ведь они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. Как позовет корова свою подругу? (Дети отвечают.) Правильно, она будет мычать: «Му-муу», а другая корова должна быстро ей ответить: «Му-муу, я слышу, иду!» А как позовет гусь своего друга? (Дети отвечают.) Правильно, «га-гага», и также по-гусиному ответит второй гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!» А те, кто получит картинку, где нарисован мальчик или девочка, будут тоже звать в пару своего дружка — мальчика или девочку. Запомните, как их зовут. (Показывает картинку.) Этого мальчика зовут Сережей, а другого — Андрюшей, это — девочка Наташа, а это — Оксана. Если Наташа захочет позвать свою подружку Оксану, как она должна позвать? Вот так: «Оксана, ау, иди ко мне!», а Оксана ответит: «Ау, слышу, иду, Наташа!» Так же позовут друг друга и мальчики. Каждый, кого позвали, птица, животное или человек — должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в эту коробочку. (Раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому.)

Не показывайте картинки друг другу, а то не получится интересной игры.

Воспитатель вызывает детей по очереди, то из одного, то из другого ряда. Вызванный ребенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка от картинок. Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так по очереди малыши выполняют свои роли, решая игровую обучающую задачу. Получив от детей и воспитателя заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Когда все картинки окажутся в коробке, воспитатель снова раздает их детям, стараясь, чтобы каждый получил новую картинку и соответственно другую игровую роль.

Игра для детей «Мишкины проказы»

Цель: развивать сосредоточенность и устойчивость внимания.

Ребенок должен выделить и осознать порядок расположения однородных предметов (колечек от пирамидки) и сосредоточить свое внимание на их различиях по величине.

Это умение позволит малышу обнаружить изменения в последовательности расположения колец. Данные умственные действия достаточно сложны для детей и требуют активного участия всех познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления. Несмотря на то, что игра требует умственных усилий и сосредоточенности, она вполне доступна для младших дошкольников благодаря забавному игровому замыслу. Эта игра и развлекает малышей, и одновременно развивает их.

Оборудование : пирамидка с 6—7 колечками; набор фигурок, изображающих детей или сказочных персонажей; небольшой плюшевый медвежонок с сумочкой через плечо.

Игра проводится с небольшой группой детей (5—6 человек).

Участники садятся вместе с воспитателем за небольшой стол. Воспитатель ставит на стол игрушечные фигурки, изображающие персонажей сказок, или фигурки детей, и каждый ребенок выбирает себе игрушку по вкусу.

Воспитатель (достает игрушечного мишку). Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка, а тебя как? (Обращается по очереди к каждому ребенку.) Вот мы и познакомились. Давайте теперь вместе поиграем. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка! Я принес ее, чтобы что-то спрятать. А что, вы сейчас увидите. (Воспитатель достает пирамидку и вместе с Мишкой разбирает ее и раскладывает на столе.)

Воспитатель (от имени мишки). А теперь закройте глаза руками и не подглядывайте, пока я не скажу. (Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мишке в сумочку одно из больших колечек пирамидки, сдвигает колечки, чтобы не было видно промежутка между ними.) Угадайте, что я спрятал? (Дети открывают глаза, и каждый ставит свою игрушку в то место, где, как ему кажется, не хватает колечка.)

Когда все фигурки будут поставлены, Мишка-шалунишка вынимает колечко из сумочки и предлагает одному из детей поставить его на место. Ребенок выполняет поручение, а все остальные проверяют, на своем ли месте находится колечко, и оценивают, кто правильно поставил свою фигурку, а кто ошибся.

Когда пирамидка будет восстановлена, воспитатель предлагает детям.

Внимательно посмотрите на каждое колечко, чтобы запомнить, какой оно величины и где его место.

Ведь без этого нельзя догадаться, какое колечко возьмет Мишка. А мы должны перехитрить его и показать, что умеем узнавать, какое колечко он прячет.

Игра повторяется несколько раз, и каждый по очереди отгадывает, что спрятал Мишка, и ставит свою фигурку на место убранного колечка.

САЙМОН ГОВОРИТ

Игра начинается словами ведущего:
- Саймон говорит: «Поднимите руки вверх!»
Ведущий при этом поднимает руки. Ребенок также должен повторить это движение. Далее по этой же модели отдаются любые команды, например, дотронься до кончиков пальцев, присядь и вытяни руки вперед, наклонись и т.д. Однако время от времени ведущий забывает сказать начало фразы «Саймон говорит» и тогда ребенок не должен выполнять команду. Игра развивает внимание и умение следовать инструкциям. Если у ребенка сразу не получается улавливать фразу, начните просто с набора команд. Дайте также попробовать ребенку побыть в роли ведущего.

СВЕТОФОР

Вырежьте два круга из картона и закрепите их на палочке (трубочке для сока, палочке для суши и т.п.) Играем так: на красный свет стоим, на зелёный - движемся к цели. Задача: пройти указанное расстояние ни разу не ошибившись. Игра не только развивает внимание, но и, что не менее важно, помогает усвоить правило перехода через дорогу.

НАКЛЕЙКИ

На белом листочке нарисуйте любые значки и попросите ребенка заклеить их наклейками. Развивает мелкую моторику, усидчивость, внимание. В зависимости от тематики наклеек задание можно обыграть по-разному: покормить рыбок, посадить цветочки и т.п.

НАЙДИ ПАРУ

Сделать карточки с парными изображениями. Положить несколько пар картинок рубашкой вверх (начинать лучше с 4-6 карточек). Ребенок открывает любую понравившуюся ему картинку, смотрит и запоминает, что на ней нарисовано, и ищет точно такую же картинку. Одновременно могут быть открыты только 2 карточки, и если это пара - карточки остаются открытыми. В случае неудачи обе открытые карточки переворачиваются и пару нужно искать заново. Игра развивает зрительную память.

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ

Игра для тренировки долгого дыхания. Для формирования правильной и красивой речи очень важно развивать у ребенка долгое дыхание. Для этого можно надувать мыльные пузыри, дуть на свечи, пытаться удержать в воздухе кусочки бумажных салфеток и, наконец, придумать игру с ватными шариками. Например, прохождение через лабиринт.

ВОЗДУШНЫЙ ТЕННИС

Теннис с воздушным шариком. Игра на развитие координации движения. Для ракеток используйте пластиковые тарелки на палочках.

СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТУ

В возрасте трех лет ребенок уже не только должен знать базовые цвета, но и уметь сортировать игрушки и другие предметы по цвету. Хорошо использовать для этой игры пластиковые мисочки из IKEA и игрушки от киндер-сюрпризов.

СМЕШНОЙ ДУРШЛАГ

Попросите ребенка сделать дуршлагу прическу, просовывая в отверстия пушистую проволоку. Хорошая игра для развития мелкой моторики.

ИГРАЕМ В БАРАБАНЩИКОВ

Игра для развития слуха, умения импровизировать с ритмом и просто для хорошего настроения. Сооружаем домашнюю ударную установку из подручных материалов. Вооружаемся барабанными палочками - для этих целей хорошо подойдут картонные трубочки от пищевой пленки или фольги - и весело шумим. Обращайте внимание ребенка на то, какие звуки воспроизводят разные предметы, как один и тот же предмет может давать несколько звуков в зависимости от места удара. Попробуйте простучать знакомые мелодии.

СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Зимнее занятие для ребенка на развитие наблюдательности. Расскажите про животных в зимнем лесу и продемонстрируйте на игрушках, что у разных зверей разные следы. Сделайте дорожку из следов какого-нибудь зверька и попросите ребенка угадать, кто пробежал. Инструкцию по приготовлению «зимнего» теста смотрите ниже.
Для теста:
Мука - 2,5 стакана
Соль - 0,5 стакана
Масло растительное - 0,5 стакана
Сода - 1 ст.л
Кипяток - 2 стакана
Смешайте ингредиенты и дайте тесту немного остыть. Если тесто будет прилипать к рукам, добавьте еще масла. Если будет слишком жирным, добавьте муки. Но будьте осторожны, если переборщить с мукой, тесто быстро затвердеет.

НАЙДИ СОКРОВИЩЕ

Возьмите любые маленькие сумочки, кармашки, баночки, коробочки. Спрячьте в них маленькую игрушку или любое другое «сокровище» и попросите ребенка отыскать его. Таким образом тренируем мелкую моторику и учимся бытовым навыкам «открывать» и «закрывать» разные штуковины. В следующий раз попросите ребенка, наоборот, спрятать сокровище.

ПРИШЛИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА

В крышке коробки из-под обуви делаем три отверстия (одно над другим). Приклеиваем крышку к основанию коробки вертикально, берем большую упаковку фломастеров, делим их поровну, садимся по разные стороны нашей «почты» и начинаем играть. Первый игрок:
- Пришлите мне, пожалуйста, красный фломастер через верхнее окошко.
- Пришлите мне, пожалуйста, лиловый фломастер через среднее окошко.
И так далее. Задача: усвоить понятия «верхний», «нижний», «средний», а также оттенки базовых цветов.

ПОЛДНИК СО ЗВЕРУШКАМИ

Веселая игра по теме «Кто что ест?» Возьмите картинки животных или игрушечные фигурки. В мисочки разложите морковку, яблоки, орехи, банан, семечки, можно также налить молочка в блюдце. Попросите ребенка правильно расставить животных. Ну, а потом, загляните к каждому в гости))

ЧЕЙ БОТИНОК?

Сбросьте в кучу обувь членов вашей семьи. Поставьте коробки или пластиковые корзины (по количеству человек) и дайте ребенку задание принести, к примеру, папин кроссовок. Потом скажите, в какую именно корзину нужно его положить. Затем попросите отыскать ему пару. В этой игре учим ребенка: во-первых, обращать внимание на детали (папин ботинок большой, мамин поменьше, мамина туфелька с каблучком), во-вторых, находить пару, в-третьих, слышать инструкцию и четко следовать ей, в-четвертых, раскладывать вещи по местам.

ШПИОН

Игра во время пеших прогулок.

А Вы знаете, как превратить пешую прогулку с ребенком в увлекательную игру? Итак, чтобы дорога в сад, школу, магазин была веселой, будем шпионами. Начинайте игру так:

Вы: Я вижу кое-что синего цвета, чего ты не видишь!

Ребенок: Машина.

Ребенок: Урна.

Ребенок: Вывеска.

Меняемся ролями: теперь шпионит ребенок. Можно описывать загаданный объект не только с помощью цвета, а любым другим прилагательным - круглое, колючее, стеклянное и т.д. Игра отлично развивает наблюдательность и словарный запас!

ТЕАТР ДОМА

В возрасте трех лет дети уже любят и могут воспроизводить сценарии любимых сказок. Героями сказок могут стать готовые игрушки из арсенала малыша или сделаные с маминой помошью, нарисованые, вырезаные, раскрашеные.

НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ ШАРИКИ

Игра на развитие тактильных ощущений для малышей. Возьмите упаковку воздушных шаров одного цвета и с помощью воронки наполните их самым разнообразным содержимым. Прекрасно подойдут рис, мука, сахар, мелкие макароны, семена тыквы и подсолнуха, чечевица и любая другая крупа. Делайте это вместе с ребенком, ему понравится помогать Вам в таком ответственном деле. К тому же он наверняка сможет запомнить какие-то новые слова.
Итак, сделайте по 2 шарика с наполнителем каждого вида и начинайте игру. Для начала попросите ребенка найти на ощупь 2 шарика с одинаковым содержимым, а затем попробуйте вместе определить, что находится внутри.

СЪЕДОБНЫЕ РАМОЧКИ

Творческие фантазии на кухне. Дети любят творчество, и дети любят сладости. Ну, а «сладкотворчество» - это радость вдвойне!

Вам понадобятся: белый шоколад, хлебные палочки или соломка, желатинки, драже, кондитерская посыпка. Растопите шоколад и выкладывайте конфетами свою картину. Готовый шедевр охлаждаем 10 минут в морозильнике. А дальше по желанию - ставим на видное место, дарим близкому человеку или дружно съедаем всей семьёй:)