Домой / Перманентный / Профилактика травматизма и гибели детей от внешних причин. Несчастные случаи с детьми в квартире в отсутствие родителей

Профилактика травматизма и гибели детей от внешних причин. Несчастные случаи с детьми в квартире в отсутствие родителей

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.05.2017г. № 07-2617 "О направлении методических рекомендаций" предлагаем Вашему вниманию рекомендации по профилактике несчастных случаев и детской смертности.

Введение
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.
Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
- ожоги;
- падения с высоты;
- утопления;
- отравления;
- поражения электрическим током; дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием
мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
- отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп,
- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
- В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.
- В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.
- В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.
- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учетом указанных, причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
- создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,
- систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
4) обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
1) информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избегания несчастных случаев;
2) регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
3) обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
4) обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:
1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
3.1 Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов:
- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;
- запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
- защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
- избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов;
- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;
- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;
- принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
- избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
- не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;
- загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние;
- приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2 - 3-х литров в день;
- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;
- научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
3.2 Падение с высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках,
сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:

- не оставлять детей без присмотра на высоте;
- объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями,
необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;
- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
3.3 Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания
или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
- давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
3.4 Поражение электрическим током
Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах {стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
3.5 Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
- не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
- разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах,
- обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать;
- напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
3.6 Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:
- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;
- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава.
- научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;
- приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем.
Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком;
- научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
- запретите кататься вблизи проезжей части;
- научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.
3.7 Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
- соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;
- научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
- использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;
- научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:
- не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
- учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
- соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!

Молодая мать бросается к своему четырехлетнему сыну на детской площадке: он только что упал с лесенки. Вначале она просто испугана и озабочена, но, когда убеждается, что ничего страшного не случилось и о недавней катастрофе свидетельствует только маленькая царапина на коленке, она, поморщившись, объясняет своей приятельнице: «Он падает вот уже третий раз за сегодняшний день; скажу вам, эти случайные падения преднамеренные. Он все еще злится на меня, что я вернулась домой из больницы с маленькой сестренкой, заставляет меня разрываться на части, ревнуя меня к ней и требуя внимания к себе».

Все это кажется случайностью, но большинство из нас хорошо знакомы с такими «преднамеренными случайностями». На самом деле в них заложена глубокая идея, и хотя подобные наблюдения делались на всем протяжении человеческой истории, предметом научного рассмотрения они стали лишь недавно.

Когда нашей дочери было девять лет, она сильно растянула себе связки на ноге. После того как прошла боль и страх, дочь пришла в восторг, узнав, что ей придется несколько недель ходить на костылях. Она не могла дождаться, пока пойдет с ними в школу, и реакция ее одноклассников не разочаровала ее: это событие принесло ей столько славы и внимания, сколько она даже не ожидала. Каждому хотелось попробовать походить на костылях, и наша дочь упивалась тем, что она была их обладательницей. Одной девочке в классе это не понравилось; за два дня до этого она спрыгнула с каменной стенки на бетонную площадку и ушибла себе ногу. Время прошло, и она только слегка прихрамывала, но через несколько дней после «триумфа» нашей дочери она вдруг стала прыгать на одной ноге, утверждая, что ее ушибленной ноге становится все хуже и хуже. Мы посочувствовали ее матери и учительнице и пошутили о том, что костыли становятся инфекцией. Мы были умудренными опытом психологами и пришли к выводу, что слава одной девочки может отравлять жизнь другой. К счастью, дети умеют настаивать на своем, и, когда дела стали принимать худший оборот, родителям девочки пришлось проконсультироваться с доктором. Вторая травма ноги оказалась самым настоящим растяжением связок, которое не всегда сразу проявляется. Растяжение осложнилось тем, что лечение не было проведено своевременно, и, к горю нашей дочери, ее одноклассница тоже стала ходить на костылях.
Можно сказать: «Хватите нас новых теорий», но это еще не конец истории. Учительница IV класса рассказала нам через несколько недель, что теперь она ведет ежедневный учет происшествий в своем классе. Хотя они и были, к счастью, незначительными, но их случалось по три-четыре за день! И все началось с одного растяжения связок! Были ли они «преднамеренными случайностями»? Как мы можем это определить? Не вызывают ли дети несчастные случаи бессознательно? Когда мы имеем дело с серией несчастных случаев – всегда ли это случайность?

Сама природа детства ставит особые проблемы перед изучением подверженности малышей несчастным случаям. Дети по своей натуре более любопытны, более предприимчивы, чем взрослые. Для того чтобы расти и учиться, они должны экспериментировать и исследовать, обладая "в то же время меньшим опытом и не столь зрелыми суждениями. Они действительно хуже, чем взрослые, могут контролировать свои побуждения, но в то же время они обладают безграничной энергией, более широкими возможностями и более разнообразными впечатлениями. Технический прогресс также создает много опасностей на их пути: больше машин, более напряженное уличное движение, переполненные людьми города, больше потенциально опасного электрического оборудования в доме. Кроме того, ежедневная жизнь детей полна конфликтов со старшими, борьбы за большую независимость, против контроля со стороны взрослых.

В нескольких проведенных недавно исследованиях содержатся сведения, которые могут быть полезными для родителей и учителей. В них сообщается, что при изучении подверженности детей несчастным случаям важно различать временную подверженность, которая проявляется в какие-то периоды жизни ребенка и быстро проходит, и такую подверженность несчастным случаям, которая действует постоянно в течение длительного времени. Оказывается, что меняющиеся взаимоотношения со взрослыми и интенсивная борьба за независимость могут вызвать у детей временные периоды подверженности несчастным случаям. Этим можно объяснить тот факт, что с одними детьми несчастные случаи происходят чаще, а с другими – реже. Также возможно, что проблемы взросления могут вызывать определенную подверженность несчастным случаям. Если, например, с ребенком происходит целая серия таких случаев в течение года, а до этого с ним ничего подобного не происходило, то, возможно, подобным способом ваш ребенок пытается справиться с какими-то неподдающимися ему проблемами взросления. Следует внимательно понаблюдать за ним, но тревожиться не стоит.

В том случае, когда подобное поведение приобретает устойчивый характер, может потребоваться особая помощь и наблюдение специалиста. Многие взрослые, пережившие травмы, были подвержены им еще в детстве. И похоже, что нередко они бессознательно использовали несчастные случаи как способ решения стоящих перед ними психологических проблем. Иногда дети преднамеренно хотят, чтобы с ними что-то случилось, этим они как бы наказывают себя за ту или иную провинность.

Повторяющиеся несчастные случаи иногда являются для ребенка способом установить контакт с другими сверстниками и получить должное внимание со стороны взрослых. Это также может быть способом удовлетворения потребности ребенка в том, чтобы с ним возились, утешали его, заботились о нем, и он не может найти другой путь к удовлетворению своего стремления. Хотя такие дети и кажутся бесшабашными, относящимися к опасным ситуациям легко, без необходимых предосторожностей, на самом деле они могут думать, как Том Сойер: «Они пожалеют, когда я умру!» Чувствуя, что к ним несправедливо относятся, они бессознательно надеются, что несчастный случай заставит родителей пожалеть их.

Опасная подверженность несчастным случаям может также отражать страх перед телесными повреждениями: иногда реальная травма менее болезненна, чем детские фантазии о более серьезной, и может облегчить, по крайней мере временно, подобные страхи. Причиной слишком частых несчастных случаев могут также являться слишком жестко подавляемые злость и враждебность, которые не могут быть выражены приемлемым способом. Некоторые из этих чувств могут быть реакцией на гиперопеку со стороны взрослых, которые не оставляют малышам достаточных возможностей для самостоятельности; ситуация «подрезанных крыльев» может вызвать подавленное чувство обиды, которое находит свое выражение в травме. Все это серьезные и сложные проблемы, которые озадачивают и беспокоят любых родителей и требуют консультации специалиста. К счастью, мы все больше узнаем об эмоциональных проблемах детства, к тому же система специальных детских клиник и консультаций предоставляет все большие возможности для получения профессиональной помощи.

Однако нам следует помнить, что выраженная подверженность несчастным случаям встречается у детей не столь часто, и большинство из нас будут больше занимать различные варианты временной подверженности несчастным случаям.
В некоторых исследованиях даже содержится предположение, что некоторые из детей склонны попадать в несчастные случаи! Даже определенная доза неповиновения взрослым придает живость и остроту формирующейся личности! Прежде чем навесить ярлык «отклоняющееся» на все поведение, ведущее к несчастным случаям, нам надо на мгновение остановиться и подумать о том факте, что, хотя спокойные, осторожные и послушные дети могут прожить более безопасную жизнь, любознательность и предприимчивость, по крайней мере в разумных количествах, являются основой прогресса человечества.

Будучи взрослыми, мы, родители, несем ответственность за создание достаточно безопасной среды для наших детей. В некоторых из последних исследований попадается интересная информация о том, что, оказывается, есть такие дети, которые, сами не попадая в несчастные случаи, каким-то образом ухитряются вовлекать в них других! Этот факт указывает на то, что вообще необходимо наблюдать за играющими детьми. Мы хотим, чтобы наши дети учились на собственном опыте, но было бы глупо стоять в стороне, если один ребенок подстрекает другого к опасным действиям или если его дразнят старшие и более сильные дети. Дети не могут совладать с внезапными и слишком сильными побуждениями, и самоконтроль развивается у них постепенно, по мере того, как они растут. Взрослые несут ответственность за соблюдение разумных предосторожностей и дома и там, где наши дети учатся и играют. Необходимо требовать контроля за уличным движением на оживленных улицах, безопасность детских площадок, школ и жилых зданий, которые должны строиться с соблюдением обязательных правил, добиваться, чтобы бытовые и другие электрические и механические приборы были исправны.

Оценивая реальные опасности и возможные несчастные случаи, мы сталкиваемся с той же дилеммой, которая часто возникает в процессе воспитания: как нам установить разумные ограничения и в то же время не подавить у наших детей здоровое стремление к независимости?" Некоторые несчастные случаи с детьми вызваны слишком частыми «нельзя».

Каждый из нас, основываясь на собственном жизненном опыте и исходя из особенностей темперамента, должен прийти к взвешенному решению о том, как предотвратить несчастные случаи у собственных детей. Мы можем приложить все усилия, чтобы убедиться, что ребятишкам, часто страдающим от несчастных случаев, необходимо помочь справиться с их глубинными эмоциональными проблемами. Активные, импульсивные, энергичные дети должны иметь возможность для организованных занятий физкультурой, которые им так нравятся. Важнее всего, чтобы мы приложили свои силы к тому, чтобы лучше понять детей, с которыми мы живем и работаем, наилучшим образом удовлетворять их действительные потребности в поддержке, внимании и ободрении со стороны взрослых.

Эда Ле Шан. "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"

О безопасности детей должны думать и родители, и работники детских учреждений. Но за ребенком нельзя следить 24 часа в сутки. Поэтому гораздо проще и легче обезопасить тот микромир, в котором обитает ребенок. Каждый человек, имеющий детей, должен превратить свою квартиру, свой приусадебный участок в безопасную зону, где никакие ЧП с ребенком не должны приключиться.

В первую очередь родители должны уяснить для себя, что безопасно для ребенка, а что таит в себе угрозу. Для этого нужно читать специальную литературу, учиться на ошибках других людей, в семье которых происходили несчастные случаи.

Благоразумные меры предосторожности - вот тот принцип, который должен царить в вашем доме.

Во всем мире основной причиной детской смертности являются несчастные случаи. Если в странах Западной Европы ежедневно в результате несчастных случаев погибают три ребенка, то в России их погибает пять.

А сколько миллионов детей ежедневно направляются в поликлиники для оказания скорой медицинской помощи!

А сколько детей ежедневно направляется в стационары и реанимационные отделения!

Наиболее опасен в смысле травматизма детский возраст от 1 года до 2 лет. Если еще несколько дней назад ребенок не мог дотянуться до кипящего на плите чайника или блестящей розетки, то сегодня он уже делает это. Ему интересно посмотреть, как все устроено, и интерес его к окружающему миру повышается с каждым днем. Ребенок пытается пролезть всюду, потрогать и изучить каждую вещь.

Каждый ребенок любопытен до невозможности. У каждого много воображения и масса нерастраченной энергии. Детям нужно обязательно знать, что их окружает, как оно работает, почему блестит. То, что вчера их абсолютно не интересовало, сегодня становится жизненно необходимым.

В условиях дома и квартиры особенно много трагедий случается в летние месяцы и, почему-то, в воскресные дни. Вечер воскресенья - кульминация детского травматизма и несчастных случаев. Почему так случается, объяснить трудно.

В условиях улицы особенно опасна для детей дорога. Больше это относится к детям до 12 лет. Да, и что греха таить, даже мы, взрослые, и то иногда пренебрегаем правилами дорожного движения. Что уж тут говорить о ребенке. Случаи детского травматизма на дорогах - это головная боль автоинспекции и родителей. Так научите же своего ребенка правилам дорожного движения и элементарным основам самосохранения. Пусть ребенок на всю жизнь запомнит, что:

ДОРОГУ МОЖНО ПЕРЕХОДИТЬ ТОЛЬКО НА ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ;

ПЕРЕХОДЯ ДОРОГУ, НАДО ПОСМОТРЕТЬ СНАЧАЛА НАЛЕВО, ПОТОМ НАПРАВО, ПОТОМ СНОВА НАЛЕВО И, ТОЛЬКО УБЕДИВШИСЬ, ЧТО ДОРОГА СВОБОДНА ОТ ТРАНСПОРТА, НАЧИНАТЬ ПЕРЕХОД;

ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ НАДО ТОЛЬКО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО ЕЙ, А НЕ НАИСКОСОК.

Маленькие дети не понимают, что такое риск. Им непонятно, что такое опасность.

У них нет опыта, который подсказал бы им, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧТО - НЕТ.


Найти ещё что-нибудь интересное:


Дом — это особое место для малыша, когда он растёт. Это место для изучения, для приключений и для игры. Дом также является самым распространённым местом травм и несчастных случаев в раннем детстве.

Большинство травм предсказуемы и предотвратимы. Нужно попытаться сделать домашнюю обстановку максимально безопасной, прежде чем ребёнок родится и проверить все снова, прежде чем ребёнок начнёт активно изучать все вокруг.

Необходимо всегда следить за тем, чтобы внутренняя часть вашего дома была в безопасности. А также учитывать опасности, обнаруженные на открытых площадках, в частности, на подъездной дорожке, переднем и заднем садах, бассейнах и площадках для барбекю, садовых сараях, игровых площадках и т.д.

Детские несчастные случаи.

Случайные травмы являются серьёзной проблемой для здоровья детей. Они являются одной из наиболее распространённых причин смерти у детей старше одного года. Каждый год десятки тысяч людей становятся постоянно дезактивированными или изуродованными.
Более двух миллионов детей в возрасте до 15 лет ежегодно сталкиваются с несчастными случаями в домах и вокруг них, из-за которых они умирают или попадают в больницу.
Те, кто больше всего рискует от домашней «аварии», составляют возрастную группу от 0-4 лет. Падения составляют большинство несчастных случаев со смертельным исходом, в то время как наибольшее число смертей связано с пожаром. Большинство из этих несчастных случаев можно предотвратить за счёт повышения уровня информированности, улучшения домашней обстановки и повышения безопасности продукции.

Когда взрослые понимают наиболее распространённые причины травм детей, они знают, на что нужно обратить внимание — как дома, так и во время их отсутствия. Тогда они лучше подготовлены, чтобы держать ребёнка в безопасности.

Понимание детского травматизма

Невозможно — даже при большом желании — защитить своего ребёнка от всех ударов, синяков, царапин и падений в детстве. Это всего лишь часть взросления активного, любознательного ребёнка. Но принимая некоторые практические шаги и умея предвидеть различные инциденты и опасности, можно избежать или уменьшить риск несчастных случаев. Непреднамеренные травмы, а не болезни, являются основной причиной смерти и инвалидности у детей в возрасте до 15 лет. Большинство этих травм можно предотвратить.

Общие детские травмы и несчастные случаи: причины.

Наиболее распространённые причины детских травм :

  1. Падения.
  2. Дорожно-транспортные происшествия.
  3. Отравление.
  4. и задыхание при пожаре.
  5. Нападение.

Наиболее распространённые причины смерти детей :

  1. Дорожные происшествия.
  2. Нападение.

Другие распространённые причины смертей и травм детей включают:

  1. Удушье, удушение.
  2. Дым, огонь и пламя.
  3. Велосипедные аварии.

Какие травмы происходят?

Наиболее серьёзные травмы связаны с несчастными случаями из-за и падения с высоты. У старших детей чаще возникают переломы, чем у младших. Младшие дети имеют более высокий процент ожогов, а также отравления и простуды.

Где происходят несчастные случаи?


Чаще всего аварии происходят в гостиной/столовой. Однако самые серьёзные из них происходят на кухне и на лестнице. Ежегодно более 70 000 детей сталкиваются с несчастным случаем на кухне – около 50 000 из них в возрасте от 0 до 4 лет; более 60 000 детей подвергаются несчастным случаям на лестнице.

Когда происходят несчастные случаи?

  • Большинство из них происходят между ранним и поздним вечером, летом, во время школьных каникул и в выходные дни.
  • Факторы, такие как стресс, смерть в семье, хроническая болезнь, бездомность или перемещение домой, увеличивают риск несчастных случаев.
  • Некоторые из них случаются, когда обычная рутина меняется, или когда люди спешат.
  • Отвлекающие факторы и неадекватный надзор часто являются причиной несчастных случаев.
  • Плохое жильё и переполненные квартиры и дома приводят к увеличению числа аварий.
  • Иногда несчастные случаи вызваны незнанием окружения, например, при посещении друзей или родственников или в местах отдыха.

Кто находится под угрозой?

  • У 0-4-летних большинство несчастных случаев происходят дома.
  • У мальчиков чаще случаются несчастные случаи, чем у девочек.
  • Детские травмы тесно связаны с социальной депривацией. Дети из более бедных слоёв населения в пять раз чаще умирают в результате несчастного случая, чем дети из более обеспеченных семей, — и этот разрыв увеличивается.

Почему происходят детские несчастные случаи?

Поскольку дети часто всецело поглощаются своими непосредственными интересами, они могут не обращать внимания на своё окружение. Они имеют ограниченное восприятие окружающей среды из-за отсутствия опыта или развития. Они не знают о последствиях многих новых ситуаций, с которыми они сталкиваются ежедневно.

  • Малый рост может помешать ребёнку увидеть выше препятствия или увидеть взрослого.
  • Любознательность.
    Любопытство и дух приключения могут привести ребёнка к опасности.
  • Бравада и игры.
    Мальчики особенно склонны хвастаться и демонстрировать свои способности, особенно среди друзей. Многие несчастные случаи вызваны игрой, включая толкание и борьбу.
  • Стресс.
    Напряжённость в семье и эмоциональные расстройства, вызванные темпераментом, ревностью и волнением, могут привести к тому, что ребёнок может оказаться в опасности. Такие действия могут быть даже преднамеренными, чтобы привлечь внимание.
  • Неопытность.
    Детская интерпретация ситуации может быть неточной, а взрослые, ухаживающие за маленькими детьми, должны знать, что не следует ожидать от них слишком многого.
  • Недостаточный надзор.
    Дети нуждаются в постоянном наблюдении. Лекарства, пилюли и токсичные вещества должны быть заперты, а лестницы и электропроводка должны быть защищены.

Безопасность и развитие детей.

Дети отличаются темпами развития. Приведённая ниже информация является руководством по этапам развития:

Возраст Развитие Совет
0 — 6 месяцев Вывернуть и ударить, схватить, сосать, перевернуть. Не оставлять на приподнятой поверхности.
6 мес. — 1 год Встать, посидеть, ползать, засовывать вещи в рот. Не допускать попадания мелких предметов и опасных веществ.
1 — 2 года Двигаться, находить скрытые объекты, ходить и подниматься. Никогда не оставлять в одиночестве, размещать горячие напитки вне досягаемости, приготовить огнетушитель и защитить лестницы.
2 — 3 года Предприимчивы, подниматься выше, тянуть и крутить вещи, смотреть и копировать других. Убрать спички и зажигалки с глаз долой и досягаемости. Быть хорошей моделью для подражания и быть бдительными.
3 — 4 года Использовать взрослые вещи, быть полезными, понимать инструкции, искать приключения, исследовать, ходить по лестнице в одиночку. Продолжать быть хорошей моделью для подражания, быть бдительными, но начинать обучение безопасности.
4 — 5 лет Играть в захватывающие игры, быть независимыми, кататься на велосипеде, наслаждаться рассказами. Они действительно могут планировать что – то и выполнять это. Правила очень важны для них, если все придерживаются одних и тех же. Им нравится учиться. Продолжать обучение безопасности.
5 — 8 лет Подвержены давлению со стороны сверстников и все ещё быстро забывают все наставления. Все ещё нужен надзор, руководство и поддержка.

Предотвращение детских несчастных случаев.

Требуется сочетание факторов:

  1. Окружающая среда.
    Улучшение планировки и дизайна в результате делает более безопасным дома и зоны отдыха. Приспособления, такие как каминные решётки или надёжные ворота, помогают сделать домашнюю обстановку более безопасной.
  2. Образование.
    Предполагает повышение осведомлённости о риске аварий в различных условиях и получение информации о путях минимизации этих рисков.
  3. Расширение прав и возможностей.
    Участие в сообществах могут создать сильное чувство приверженности и ответственности.
  • Дети должны постоянно находиться под наблюдением.
  • Не держать на полу игрушки и убрать препятствия, которые можно опрокинуть.
  • Всегда использовать надёжно закреплённые ремни безопасности в коляске или на стульчике.
  • Никогда не оставлять младенцев без присмотра на приподнятых поверхностях.
  • Не размещать детские кресла на приподнятых поверхностях — они могут упасть с движением ребёнка.
  • Не рекомендуется использовать детские ходунки и высокие стулья на столе.

Сделайте свой дом безопасным для малышей

Один из лучших способов уменьшить риск получения травмы — это сделать некоторые физические изменения дома и вокруг него. Посмотрите на свой дом и подумайте о том, какие очевидные риски и опасности присутствуют. Удалите риск или опасность, если это возможно, или добавьте предмет безопасности, чтобы свести к минимуму вероятность получения травмы. Например, если есть низкий стол с острыми углами, можно прикрепить угловые крышки, или просто убрать, или временно сохранить стол в другом месте.

Прежде чем рассматривать, какие предметы безопасности нужны, следует помнить, что всегда можно изменить планировку комнаты, чтобы создать более безопасную среду. Если вы строите или ремонтируете свой дом, вы можете включить в свой дизайн специальные функции безопасности. В большинстве случаев включение функций безопасности в проектной точке будет гораздо более экономичным, чем переделывание в дальнейшем и более безопасным. Время начала внесения некоторых изменений или дополнений происходит задолго до того, как ваш ребёнок начнёт изучать и познавать окружающий мир.

Эта тема волнует абсолютно любую маму. Для этого даже не обязательно посещать детское травматологическое отделение, хотя увиденное там может натолкнуть на многие умные мысли. Сколько же там маленьких страдальцев! Нельзя измерить глубину родительского горя, когда с жизнерадостным и здоровым ребенком вдруг происходит несчастье - он остается калекой или гибнет от нелепой случайности. Итак, травмы, несчастные случаи среди детей - тема разговора на сегодня.

0 84201

Фотогалерея: Травмы, несчастные случаи среди детей

По статистике, основное число травм с летальным исходом приходится на раннее детство, когда ребенок еще совершенно беспомощен и уход за ним — дело нелегкое. Молодые родители уверены, что несчастье может случиться с кем угодно, только не с их любимой крохой. Вера, конечно, — это очень хорошо, но жизнь упрямо говорит, что травма — результат родительской ошибки, недогляда, а не просто случайность! Вот примеры.

Мама взяла грудного младенца к себе в кровать. Задремала, во сне "подмяла" кроху под себя и своим телом перекрыла ему дыхание. Когда проснулась, малыш уже по-синел... Нередко, чтобы занять малыша, мать дает ему поиграть с полиэти-леновым пакетом, а сама "на ми-нуточку" спешит на кухню. Этой "минуточки" вполне достаточно, чтобы несмышленыш надел на го-лову пакет или прижал пленку к ли-цу. Последствия могут быть самые печальные. Очень часто травмы в первые месяцы жизни малыша связаны с падением. Мама спокойно оста-вляет ребенка на пеленальном сто-лике (или на кровати) — уверена, что он еще не умеет переворачи-ваться, садиться, ползать. Но вчера еще не умел, а сегодня научился! Вот он изловчился... И оказался на по-лу. Хорошо, если все закончится только ушибами да синяками, но часто даже у малышей случаются черепно-мозговые травмы с сотря-сением мозга.

К сожалению, мамы порой оста-вляют ребенка в коляске без при-смотра, считая, что там он в безо-пасности. Забывают, что после ше-сти месяцев малыш уже может под-тянуться на руках, приподняться и вывалиться наружу. Ну а если ваш подросший ребенок уже может приползти или "притопать" на бал-кон, то уберите оттуда все стулья, ящики и другие предметы, по которым можно забраться повыше и свеситься с перил. И вообще, бал-конная дверь должна быть на крюч-ке, причем на уровне, недоступном малышу.

После шести месяцев дети уже достаточно активны, еще немного — и начнут ходить. Но пока они дви-гаются очень неуверенно, хватают-ся за все, что вокруг. Постарайтесь убрать все лишние и опасные вещи с пути юного путешественника! Как ни странно, дети первого го-да жизни нередко страдают от ожогов, которые наносит им любя-щая мамочка. В ожоговое отделе-ние попадают малыши, которых выкупали в горячей воде. Чем более маленький ребенок, тем более чувствитель-на его кожа к воздействиям высо-ких температур. Бывают случаи, когда мамы щедро добавляют мар-ганцовки в ванночку или по ошибке скипидара.

Дети после года очень часто опрокидывают на себя горячее молоко, чай. Ожоги лица и слизи-стой полости рта малыш может по-лучить при неправильно выпол-няемой ингаляции. Врачи сами нередко советуют проводить эту процедуру при простудных заболеваниях. Милые мамочки, уважаемые ба-бушки! Купите специальный при-бор для ингаляции — это обойдет-ся вам дешевле, чем лечить малы-ша от ожогов!

Зимой, когда холодно, родители кладут в детскую кроватку электро-грелку. Вот вам случай из жизни: десятилетний мальчик страдал эну-резом. Как-то во время примене-ния грелки провод неожиданно замкнуло, ребенка убило током. А как часто, обогревая малыша, вы ставите рефлектор вплотную к кроватке? От раскаленной спира-ли легко могут загореться пеленки, и ребенок получит ожоги.

После года дети становятся не-поседами, все время в движении. Старшие пытаются их остановить грубыми окликами: "Отойди!", "Не суйся!", "Не тяни в рот!" Все беспо-лезно. Ведь движение, познание мира заложены в самой природе маленького человечка. Он устроен хватать все, что плохо лежит, тянет в рот. Вдобавок у него режутся зубки! Вот почему в этом возрасте так часты стоматиты, которые являются при-чиной горьких слез и высокой тем-пературы. Чтобы избежать этих не-приятностей, мойте игрушки, обра-батывайте их 2%-ным раствором соды. Да и воспаленные десенки не помешает продезинфицировать этим же раствором или раствором аптечной буры. Не забывайте, что малыш может потянуть в рот не только игрушку, но и красивую таблетку. Лекарства-ми в виде ярких драже любят лако-миться и дети постарше. Порой отравление бывает трудно распознать сразу. Наелся, к примеру, ре-бенок какого-нибудь элениума или клофелина и спит. Только проснет-ся ли? Так что если ваш малыш за-тих, чересчур долго спит, не хочет просыпаться — насторожитесь, не стучится ли в дверь беда? Более 50% всех отравлений яда-ми приходится на долю детей пер-вых лет жизни. В основном это отравление медпрепаратами. И большинство мам признают, что в несчастных случаях виновата их собственная беспеч-ность.

Нет смысла постоянно одерги-вать двухлетнего малыша, вызывая у него невроз. Всякие просьбы не трогать бабушкины очки, лекар-ства и прочее не имеют никакого значения для ребенка этого возра-ста. Не сердитесь понапрасну! Лучше оградите его от возможных опасностей. Это касается не только острых ножей, вилок, но и мел-ких пуговиц, швейных иголок, а также вещей, вдыхание которых может привести к смертельному исходу. В этом плане опасны шоко-ладные яйца с киндер-сюрпризом, если там спрятаны очень мелкие детали игрушек. Если посторонний предмет по-пал в горло малыша, родителям очень важно не растеряться, самое простое — поднять его за ноги вниз головой и потрясти немного. Часто этого бывает достаточно, чтобы инородный предмет выпал.

Оказание первой помощи

Все взрослые должны уметь оказывать первую доврачебную помощь при травмах и несчастных случаях среди детей. Однако в минуты тревоги они нередко теряются, паникуют. Нелишне напомнить самые банальные вещи. При ушибах приложите поскорее к пострадавшему участку холод (лед, монету, стальную банку из хо-лодильника). Если поврежден го-леностопный сустав, то приподнимите ногу, подложите под нее ва-лик, чтобы не было отека. При по-дозрении на перелом не давайте ребенку двигаться и поспешите к врачу.

При ожогах срочно прекратите контакт с горячим. Например, ош-парили ноги — снимите носки, ос-тудите ожог холодной водой, мож-но капнуть на ожоговую поверх-ность спирт, водку, чтобы их испа-рение сняло излишний жар. Не ис-пользуйте никаких мазей или мас-ла в первые часы - они создают пленку, не давая уходить излишне-му теплу (ожог усилится). Если ожог сильный, срочно вызывайте "скорую". Лучше всего всем иметь в домашней аптечке аэро-золь от ожога "Пантенол" или "Олезоль", они недешевы, но эф-фективны.

Если в глаза ребенку во время ремонта в доме попала известка, надо срочно промыть их, но не во-дой, а концентрированным раство-ром сахара.

При подозрении на от-равление давайте ребенку пить много воды и активи-рованный уголь (даже ма-лышу можно дать до пяти таблеток, предварительно измельчив их и растворив в воде). Если это отравление не кислотами или ще-лочью, то можно начать промывание, вызывая рво-ту (надавливая на корень языка). Каким бы пустяко-вым ни казалось отравле-ние, не обольщайтесь, часть ядов все равно уже всосалась в организм, поэ-тому срочно вызывайте "скорую".

Дети постарше, к сожа-лению, также подвержены травмам. Прыгая с каче-лей, забора, с дерева, они нередко переоценивают свои силы. Травм, несчастных случаев среди детей 5-10 лет очень немало. И они, зачастую, гораздо серьезнее, чем у малышей. Вот почему так важно воспитывать в ре-бенке здоровое чувство самосохранения с самых ранних лет. Показывайте и рассказывайте ему, к чему приводит беспечность.