Конспект
образовательной деятельности для детей
старшего дошкольного возраст
« Дружба»
Территория: Муниципальное образование Темрюкский район Воспитатель: МБДОУ ДС КВ № 24: Петрий Людмила Сергеевна Группа, возраст: старшая
Тема: « Дружба»
Цель: помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость;
формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка.
Задачи:
продолжать знакомить детей с качествами, помогающими дружбе;
Развивать способность к суждению и воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу;
чувство товарищества, взаимопомощи;
учить составлять сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «чтобы»;
активизировать в речи детей качественные прилагательные, характеризующие друзей;
развивать воображение и умение в рисунке отображать свой замысел;
сохранять и укреплять здоровье детей;
создавать положительный эмоциональный настрой.
Образовательные области :
Художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Физическое развитие.
Использование технологий:
Современные образовательные технологии:
Личностно-ориентированная,
Игровая,
здоровьесберегающие технологии (дыхательное упражнение, массаж);
ИКТ:
Microsoft Word;
Microsoft Point Pover.
Словарная работа: ,.
Обогатить речь детей прилагательными: «добрый», «верный», «честный», «смелый», «самоотверженный», «дружелюбный», «преданный», «надежный», «отзывчивый», «внимательный», «правдивый», «мужественный».
Предварительная работа:
- Чтение рассказов В. Осеевой «До первого дождя» и «Добрая хозяюшка». Беседа по ним.
- Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища». Беседа по нему.
- Чтение рассказа К. Д Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Беседа по нему.
- Толкование пословиц и поговорок о дружбе.
- Проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей: «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки».
Оборудование:
Музыкальный центр,
MP -3 диски с музыкальными произведениями (песни В.Шаинского «Верные друзья», «Вальс цветов» П.И.Чайковского, «Утро» Э. Грига);
Игрушки бибабо (медвежат, бочонок меда),
«Поляна дружбы» заготовка цветка на каждого ребенка,
фломастеры,
«цветик - семицветик».
Ход занятия:
(Дети стоят полукругом).
Предложить детям сделать массаж ушных раковин (массируют двумя пальцами ушные раковины сверху вниз) для того, чтобы лучше сосредоточиться на занятии и быть внимательными.
Воспитатель:
Рано утром солнце встало,
Все вокруг светлее стало.
В небе синем потянулось
Детям нашим улыбнулось.
Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. Ребята, сегодня мы поговорим о... Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте песню....
Звучит песня «Верный друг».
Воспитатель: « Вы догадались, о чем мы будем говорить?» (Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях.)
Воспитатель: «Что такое дружба?»
(дружба - это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся).
Воспитатель: « А бывает так. что друзья иногда ссорятся?» (Да, бывает.)
Воспитатель: «Что же надо делать, чтобы не ссориться?» (Чтобы не ссориться, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила уметь прощать.)
Воспитатель
: «Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор. Вы ничего не слышите? Мне кажется, за ширмой что-то происходит. Давайте посмотрим».
Дети садятся на подушки.
(В театре появляется медвежонок Лакомка с бочонком меда).
Лакомка: Какой у меня большой бочоночек меда, а мед ароматный, липовый. Сейчас я его весь съем. (Лакомка ест мед).
Воспитатель : Это медвежонок Лакомка, он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого. (Лакомка съедает весь мед, появляется второй медвежонок Топтыжка). У него маленькая чашечка с медом и две ложки.
Воспитатель: Вот и друг нашего Лакомки - медвежонок Топтыжка.
Топтыжка: Лакомка, Лакомка,- ты где? Как хорошо, что я тебя нашел!
Лакомка: Ну чего тебе?
Топтыжка: Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Вот тебе ложка, а вот мне. (Лакомке становится стыдно. Он опускает голову).
Лакомка : Не надо, ешь сам. Я не хочу.
(Лакомка берет ложку у Топтыжки.)
Лакомка: Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал: «Спасибо тебе за угощение-и за урок»?» Какой урок преподнес ему друг?
Дети:
Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно: он все съел один и не поделился с другом.
Воспитатель
: «Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомку?
(Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать своих друзей.)
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру, где вы должны сказать, каким должен быть настоящий друг.
Проводится игра с мячом «Подскажи словечко».
Воспитатель: Правильно, таким и должен быть настоящий друг.
Дыхательное упражнение «Шарик».
(Дети должны надуть шар: широко развести руки стороны, глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот. Затем по хлопку воспитателя шарик лопается - дети хлопают в падоши. Из шарика выходит воздух, произносят звук «ШШШ...».(проводится 2 раза)
(Дети и воспитатель садятся на подушечки.)
Воспитатель : Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста, и постарайтесь объяснить.
(Настоящий друг познается в беде.
Вместе тесно, а врозь - скучно.
Один за всех, а все за одного.
В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.
Нет друга - так ищи, а нашел - береги.)
Воспитатель читает стихотворение о дружбе:
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы отправимся в путешествие в волшебный лес.
(Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами).
Мы шагаем друг за другом
Лесом и осенним лугом.
Крылья пестрые мелькают-
Насекомые летают.
Тишина стоит вокруг,
Собрались мы все на луг.
(В центре группы лежат ортопедические коврики-цветы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Давайте представим, что мы стали бабочками, вокруг себя мы покружились и в бабочек мы превратились. Встали на наши красивые цветочки и собрали нектар (массаж проходит 2-3 минуты).
Воспитатель : Наши бабочки покружились и в деток превратились.
Воспитатель: Ребята обратите внимание: на нашей поляне появились новые волшебные цветы. Посмотрите, середина цветка - это каждый из вас. (фото детей) Найдите свои цветы.
Дети ищут каждый свой цветок, и садятся за стол.
Воспитатель : Нарисуйте в лепестках лица своих друзей и их настроение, ведь они всегда с вами и в горе и в радости.
Дети начинают работать под музыку Э. Грига «Утро».
(Воспитатель спрашивает каждого ребенка о том, кого он нарисовал и предлагает украсить поляну цветами дружбы).
Воспитатель: Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? (поляна дружбы).
Воспитатель: В нашей группе расцвел еще один цветок. (Показать детям цветик – семицветик ). Цветик- семицветик шепнул мне, что может исполнить ваши пожелания друзьям.
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные - слова под музыку
П.И. Чайковского «Вальс цветов»).
Лети, лети, лепесток, через запад на восток.
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели чтобы...
(Дети произносят свои пожелания друзьям).
Воспитатель: Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу.
(Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени). -
Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты, теплые чувства и хорошее настроение. Пусть они всегда будут с вами...
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!
(Дети не торопясь, встают).
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
Воспитатель : Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить, и беречь вашу дружбу. Наше занятие закончилось.
Конспект занятия: «Ознакомление с окружающим миром»
Тема: « О дружбе и друзьях!
Цель: Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым поступкам. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение. Формировать правила культурного поведения со сверстниками. Учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений.
Задачи:
«Социализация». Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре.
«Чтение художественной литературы». Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе.
«Коммуникация». Обогащать словарный запас вежливыми словами, формировать опыт вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения; побуждать использовать в речи фольклор музыки.
«Физическая культура». Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз.
«Музыка». Развитие у детей интереса к музыке, музыкальной отзывчивости, развивать эмоциональное восприятие.
«Художественное Творчество». рисования цветными карандашами, формировать опыт рисования разного настроения людей.
Материалы: «Дерево Дружбы», запись песни В. Шаинского «Улыбка» 1 куплет, карточки с изображением фрагментов дружбы.
Предварительная работа
: Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, - обсуждение различных ситуаций о дружбе;
- прослушивание песен по теме;
- повторение пословиц о дружбе, работа над смыслом пословиц;
- сценка «Ничего тебе не дам».
разучивание коммуникативной игры «Я начну, а ты продолжи»
Ход занятия:
Занятие проходит в групповой комнате.
Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас в наш «круг радости», для того, чтобы вы весело поприветствовали друг друга и подняли друг другу настроение, а сейчас посмотрите Гости к нам пришли сегодня, к ним сейчас вы повернитесь, дружно здравствуйте скажите,
Дети: «Доброе утро! Мы очень рады вас видеть!»
Ребята, для радости у нас есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Возьмитесь за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг, вот и я! Мы -хорошие друзья!»
Воспитатель: послушайте внимательно слова, которые я вам сейчас буду называть: «Друг, подружка, дружить, дружно, подружились». Что вы заметили, и что можно сказать?» Да, сегодня мы будем говорить о дружбе.
Что же такое « дружба» ?
Это что-то такое красивое, теплое, ласковое, большое, радостное. Это когда ребята все вместе, все играют, это когда мальчики не обижают девочек». Тогда давайте для начала мы с вами поучимся действовать вместе, сообща. Потому, что если мы вместе, нам все под силу, мы все сможем.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайки на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной и я с тобой! (Обнять стоящего рядом)
Дружить должны все на свете и звери и птицы и дети!
Но у дружбы есть свои секреты. Вам предстоит их разгадать. Готовы?
Воспитатель: Посмотрите ребята сейчас вы обняли друг друга. Именно вы, друзья будите помогать друг другу разгадывать секреты дружбы.
Давайте сядем на ковер и немного поговорим.
Как вы представляете друга? Каким должен быть друг? (ответы 2-3) Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть:
«Игра я начну, а ты продолжи»
Нет друга- ищи, а нашел (береги)
Один за всех и (все за одного)
Кто любит врать, того (нельзя в друзья брать)
Друзья познаются (в беде)
Старый друг (лучше новых двух)
Помогай другу везде (не оставляй его в беде)
Воспитатель: (Раздается стук в дверь) Смотрите прислали нам конверт. Давайте откроем и посмотрим? Какой красивый конверт, а что же в нем,(открываем), письмо, что-то написано? Смотрите в нем написано ПРИГЛАШЕНИЕ и нарисовано красивое дерево в цветах:
«А у ваших у ворот дружбы дерево растет.
Налетел вдруг ветерок и унес он лепесток.
Стало дерево скучать, друзей, подружек поджидать , и еще что-то написано?
(читаем задание идти по стрелочкам в страну где живет дерево дружбы и помочь ему, собрать листочки, которые разнес ветерок, на каждом листочке написан номер секрета дружбы, а если мы отгадаем секрет, то на дереве расцветут цветы). А что бы нам веселей было отправится в путешествие я включу музыку. В ПУТЬ!! ! (Идем змейкой по стрелочками с имитацией транспорта).
Давайте поищем листочки и вернем их на дерево, а эти листочки расскажут нам какие есть секреты дружбы! Собираем листочки и крепим на дерево по одному!)
Воспитатель: посмотрите, каким веселым стало наше Дерево дружбы! Сейчас мы будем разгадывать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок. И наше дерево дружбы будет не только веселым, но и цветущим.
Хотите узнать первый секрет дружбы? Тогда послушайте куплет детской песенки (Звучит куплет песенки Шаинского «От улыбки»)
Скажите. Так с чего начинается «Дружба?» (Ответы детей)
Правильно, с улыбки. Посмотрите, как легко и быстро вы разгадали 1-й секрет.
А с каким человеком приятно общаться и дружить, с тем который хмурый и злой, или с тем, который улыбается? (ответы)
Правильно.
Поэтому давайте улыбнемся всем и назовем наш первый секрет как? (Улыбка)
А вот и первый цветок. Посмотрите какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву.
Прежде чем мы узнаем следующий секрет, давайте присядем на стульчики и посмотрим небольшую сценку, которую нам очень хотят показать дети:
1 ребенок:
У меня машина есть и новый мяч! Я держу свои игрушки и твержу «Мое, мое!
2 ребенок
Есть кукла у меня покатай на машине, хочешь дам тебе посуду?
1 ребенок
Не хочу! Не буду! Отойди не приставай!
3 ребенок
У меня есть трактор , Хочешь мы построим дом?
1 ребенок
Отойди не приставай! Я играю ими сам!
ВСЕ дети:
Сам, так сам!!
Друг такой не нужен нам (отворачиваются и уходят)
Воспитатель: Ребята, есть у Матвея все игрушки. Отчего ж скучает он? Нет товарища ни одного!
Почему Матвей остался один?
Значит 2-ой секрет дружбы такой: друзья не жадничают и не вредничают и назовем мы его «Доброта».
Вот и еще один секрет разгадан. И на дереве расцветет еще один красивый цветок.А теперь прежде, чем мы узнаем другой секрет, давайте встанем на ноги и немного разомнемся:
Физминутка: на 7-ой минуте
Никогда не стой на месте, а шагай с друзьями вместе
Кто в друзьях не ошибется
Никогда не ушибется,
Ну а если упадет,
Снова встанет и пойдет!
Воспитатель:
Ребята, я хочу узнать, как вы понимаете выражение «Вместе тесно, а врозь скучно »? (читаем стихотворение А.Кузнецовой «Подружки)
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала «Не отдам!»
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу:»Играть давай!»
Девочка говорит: «Я ее не обижала». Так ли это? Что случилось на самом дели?
За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой? Почему она решила помириться с подругой? (Поняла, что поступила не правильно, не по-дружески!), (Без друзей скучно, она чувствовала себя виноватой).Молодцы!
Значит, как по вашему друзья должны жить? (Дружно) А по-другому «мирно»
Вот и еще один секрет раскрыт. Как мы его назовем?
«Мир»
Вы разгадали 3 секрета !
Но есть еще.
Раз мы говорим о дружбе, я хочу рассказать одну историю.
В одном д/саду дружили две девочки. Даша и Маша. Говорили всегда правду. Но вот однажды Маша сломала нечаянно Машину куклу. На Дашин вопрос «кто сломал?» Маша ответила, что сломал Илья. Даша подошла к Илье с вопросом. Но Илья ответил, что сам видел как Маша сломала куклу. «Не может быть!» -ответила Даша. Маша- моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга. Да спросила у Маши «Зачем ты обманула меня? Я испугалась – сказала Маша, что ты не будешь больше со мной играть. «Не делай так больше Маша, друзья должны быть честными!.
Воспитатель: Скажите о каком важном секрете вы узнали?
Как вы думаете Маша и Даша останутся друзьями?
Конечно Даша простит. Но помните, что за одним обманом последует другой. А вы захотели бы дружить с тем, кто постоянно обманывает? Поэтому, каким должен быть друг?(Честным, правильно)
Еще один секрет разгадан! «Честность» А вот и еще один красивый цветок.
Но есть еще один очень важный секрет и мы должны его обязательно найти! (ищут пятый секрет, находит воспитатель)
Воспитатель : Какой же еще очень важный секрет? Нашла корзинку.
Ребята смотрите, а листочек застрял в цветах и здесь, что –то написано, вспомнить о друзьях! А вы помните кого нет сегодня с нами (вспоминаем о тех, кто болеет). Давайте пожелаем им выздоровления и скорого возвращения к нам, здесь есть звездочки, давайте налепим их возле « Дерева дружбы» и отправим детям которых нет!
Но прежде чем мы это сделаем мы должны размять пальчики!
«Теремок»
На поляне теремок (ладони домиком)
Дверь закрыта на замок (пальцы в замок)
Из трубы идет дымок (поочередно пальцами делают колечки)
Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырены)
Чтобы не забрался вор (щелчки каждым пальцем)
Тук-тук-тук-тук (кулаками стучат по ладони)
Открывайте широко (руки в стороны)
Я - ваш друг (ладони поперек сомкнуты)
(наклеиваем звездочки вокруг маленького дерева, сворачиваем и кладем в корзинку, что бы отправить друзьям).
Воспитатель: Вот и замечательно, мы вспомнили о наших друзьях, которых нет рядом с нами и позаботились о том, чтобы им было приятно и весело, как нам. Мы разгадали последний секрет «Дерева дружбы». Давайте назовем его Внимание , «Забота»
Воспитатель: Как красиво у нас все получилось! Вы большие МОЛОДЦЫ!
А теперь скажите мне Что нового вы узнали?
Что на занятии делали?
Что особенно вам понравилось?
Воспитатель : Посмотрите, Как расцвело наше дерево дружбы! Я знаю вы дружные ребята, но даже у друзей бывают ссоры. И если вдруг вы с другом поругались, присядьте здесь под деревом в тени. И вспомните секреты дружбы, их назовите по порядку вы.
УЛЫБКА, ДОБРОТА, МИР, ЧЕСТНОСТЬ, ЗАБОТА!
Конспект интегрированного занятия по формированию нравственных понятий «О дружбе и друзьях» в старшей группе №2 “Непоседы”
Конспект интегрированного занятия «О дружбе и друзьях».
(Старший дошкольный возраст.)
Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба.
Задачи:
1. Воспитывать дружеские чувства к окружающим, умение быть настоящим другом, готовым в любое время прийти на помощь.
2. Продолжать воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказать свою точку зрения.
3. Углублять представление детей о дружбе и умении быть настоящим другом.
4. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
Материал к занятию: аудиозаписи песен Б. Савельева «Настоящий друг»; В. Шаинского «Улыбка», Д. Львова «Шире круг»; рассказ З. Ежиковой «Крот и его друзья».
Предварительная работа: Ознакомление с пословицами о дружбе; чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Отец приказывал сыновьям… »; С. Михалков «Дядя Стёпа»; Братья Гримм «Бременские музыканты»; З. Ежикова «Крот и его друзья»; индивидуальные беседы с детьми по теме занятия.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям дружески улыбнуться друг другу, взяться за руки в хороводе и по цепочке пожатием руки передать друг другу хорошее настроение. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок песни «Настоящий друг» и назвать тему занятия.
Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».
Воспитатель: Какие чувства у вас вызвала эта песня? Кто такие друзья? Кого можно назвать настоящим другом? Для чего нужны друзья? Расскажите, как вы дружите.
Воспитатель: Дети, как вы понимаете, что такое дружба?
Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем, помогаем кому-то…
Воспитатель: Дружба- это когда люди хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают слабых. Дружба - это улыбка друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам приятно и интересно быть вместе. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А вы знаете пословицы о друзьях, о дружбе? Давайте их вспомним.
Дети: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Один за всех и все за одного
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Задание «Вместе с другом»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам разделиться на пары. Узнаем какая пара самая дружная. Каждая пара получает схему-рисунок и набор фигур. Ваше задание: вместе сложить по схеме фигуру, а чтобы выполнить правильно задание мы с вами должны размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).
Раз, два, три, четыре, пять.
(Руки вниз, встряхнуть кистями).
(Дети выполняют задание)
Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Давайте придумаем с вами «Остров дружбы»… Как вы думаете, какой он, «Остров дружбы»?
Дети: Светлый, красивый, большой.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Чтобы всем хватило места для игр, чтобы было интересно, радостно, весело
ТИХО Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
Воспитатель : А вы знаете, что на этом острове живут разные животные, насекомые, птицы и конечно люди, т. к. этот остров обитаемый. Все они дружат между собой. «Там дружат пчёлка и цветок, дружат лист и мотылёк, там дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине».
Воспитатель: Ребята, так с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам рассказ З. Ежиковой который называется «Крот и его друзья».
Крот и его друзья
Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность.
Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она-то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ее ветку…
Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз.
Птенец, а пищал конечно же, он,- обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители- орлы- улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался…
Не плачь, - утешил малыша Кротик.
Я тебя не брошу.
Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.
Ну-ка, открывай рот! - командовал он.-Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусна? Тот, кто хочет вырасти, должен хорошо кушать!
По дороге они освободили он цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ!
Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.
Угощайтесь, - говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.
После чтения отрывка из рассказа проводится беседа с детьми по содержанию рассказа.
Воспитатель: Долго ли думал Кротик прежде, чем сразу помочь птенчику?
Дети: Нет, он услышал, что кому-то плохо и сразу поспешил на помощь.
Воспитатель: Какие ещё добрые поступки совершили герои этой истории? (кротик с птенчиком).
Дети: Кротик заботился о птенце, учил его есть. Потом они освободили собаку.
Воспитатель: Как собака поблагодарила друзей?
Вы радовались вместе с героями их добрым делам?
А давайте все вместе попробуем придумать продолжение этой истории.
Дети: Кротик, птенчик и собака стали добрыми друзьями. Они заботились друг о друге, помогали и защищали других животных. Кротик очень любил своих друзей, а друзья очень любили Кротика за его доброе сердце.
Воспитатель: А теперь проверим, сможете ли вы узнать своего друга. Дети встают парами . Звучит аудиозапись песни «Шире круг». Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? Почему?
Дети называют разные цвета.
Воспитатель: А может быть дружба чёрного цвета?
Дети отвечают отрицательно и пытаются пояснить почему.
Воспитатель: Да, дети, я с вами согласна (показываю рисунок «Цветика - семицветика») Дружба похожа на цветок с разноцветными лепестками. Это необычный цветок. Как он называется?
Дети: это прекрасный Цветик- семицветик.
Воспитатель : Верно, этот цветок обладает волшебной силой, давайте оставим его в нашей группе.
Ребята, вам понравилось на нашем «Острове Дружбы»? А что вам особенно запомнилось в нашем путешествии?
Дети: Как Кротик помогал друзьям, как мы вместе преодолевали препятствия, заботились,
помогали друг другу.
Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг», дети подпевают .
Воспитатель: Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и наши близкие: родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретёте настоящих друзей.
(Под песню “Хорошее настроение” дети выходят из зала)
Конспект открытого занятия. Тема занятия: «Секреты дружбы».
Вид занятия: Социально – личностное.
Тип занятия: Познавательное.
Тема занятия: «Секреты дружбы» (кружковая работа по социально-личностному развитию «Мир моих возможностей).
Возраст детей: 6-7 лет (дети подготовительной группы).
Способ организации детей на занятии : с подгруппой детей 10-12 человек.
Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?», разучивание пословиц, стихотворений и песен о дружбе, подвижных игр и физкультминуток, проведение кружковой работы «Мир моих возможностей»; прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е. Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг, просмотр мультфильмов «Верные друзья», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.
Наглядный дидактический материал, который обеспечивает формирование чувственного опыта у дошкольников: объемный макет «искусственное дерево», макеты разноцветных конфет, карточки с буквами (друзья, дружба), сюжетные картинки к игре «Зашифрованные картинки», картинки с эмоциональным состоянием людей к упражнению «Мимика».
Цель занятия: Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.
Задачи: Обучающая: Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг друга;
Развивающая: Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные навыки;
Воспитывающая: Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.
Основные части занятия:
Вводная часть: Приветствие
— Прослушивание аудиозаписи «Дружба начинается с улыбки»
— Упражнение «Улыбка»;
— Упражнение «Назови соседа ласково по имени».
Основная часть: Сюрпризный момент макет необычного дерева с разноцветными конфетами
— Словесная игра «Мир без друга»;
— Игра «Собери слово»;
— Упражнение «Продолжи пословицу»;
— Игра «Зашифрованные картинки»;
— Упражнение «Мимика»;
Заключительная часть: Подведение итогов
— Упражнение «Назовем секреты дружбы»;
— Ритуал прощания «Подари тюльпан другу»
Физкультурная пауза, связанная с содержанием занятия:
— Пальчиковая гимнастика «Дружба»;
— Физкультминутка «Дружно встали на разминку»
Последующая работа:
— Проведение викторины «В дружбе наша сила»;
— Проведение занятий социально – личностного развития «Мир моих возможностей»;
— Продолжить изучение народного фольклора (пословицы и поговорки о дружбе); детских песен и стихотворений.
— Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (игра, обучающие занятия, прогулки, спортивные праздники, тематические утренники, участие в районных и городских конкурсах).
Ход занятия
Вводная часть занятия:
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки», ребята становятся в круг.
Социальный педагог: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
И не случайно я включила эту песню. Каждый из вас догадался, чему посвящена наша встреча?
Дети (хором): — Дружбе!
Социальный педагог: Верно, дружбе. А также ребята, нам предстоит пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!
Так с чего же начинается дружба?
Дети (хором): С улыбки!
Дети выполняют упражнение «Улыбка».
Социальный педагог: Молодцы, ребята! Вот так легко мы с вами разгадали первый «секрет дружбы», который был «спрятан» в песне «Дружба начинается с улыбки».
А сейчас будем приветствовать друг друга с помощью вежливых слов!
Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!», «Добрый день, Ванюша!» и т д.
Дети выполняют.
Социальный педагог: Молодцы, ребята! Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это и есть второй «секрет дружбы».
Основная часть занятия:
Социальный педагог: (дети садятся на стульчики, образуя круг).
— Ребята, на этом наши испытания не заканчиваются, а продолжаются и поможет мне вот это необычное дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках зашифрованы «секреты дружбы» — И так, готовы?
(Социальный педагог приглашает по одному ребенку и сообщает инструкцию).
Ребенок:
— Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: «Можно ли прожить без друга?»
Социальный педагог:
— Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его.
Проводится словесная игра «Мир без друга».
— Мир без друга был бы не интересным, потому что…
— Мир без друга был бы безрадостным, потому что….
— Мир без друга был бы мрачным, потому что…
— Мир без друга был бы скучным, потому что…
Социальный педагог:
— Молодцы! Мы прошли и этот этап испытания.
Социальный педагог проводит пальчиковую гимнастику «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.
Социальный педагог: Все молодцы! Проходим следующее испытание.
Ребенок: — Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: — Нам необходимо собрать два слова из букв.
Ребенок: — Ой, а мне понадобиться помощь друга!?!
(На помощь приходит друг).
Дети собирают слова. Социальный педагог (проводит игру «Собери слово!»)
В конверте карточки с буквами. Нужно правильно составить слова:
«дружба» и «друзья». Дети читают слова.
Социальный педагог: И с этим справились!
Ребенок: — Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: Вы все знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.
(Начинает ребенок, который держит конфетку в руках).
- Нет друга, так ищи (а найдешь, так береги).
- Друзья познаются (в беде).
- Не бросай друга (в несчастье).
- Крепкую дружбу (и топором не разрубишь).
- Где дружбой дорожат (там и враги дрожат).
- Сам себя губит (кто других не любит).
- Дружба и братство (дороже любого богатства).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Дружба в делах (помощница).
- Дружба как стекло (разобьешь — не сложишь).
- Дружбу помни (а зло забывай).
- Новых друзей наживаю (а старых не забываю).
— « Был бы друг, (будет и досуг)»
— «Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)»
— «Рожь да пшеница годом родится, (а верный друг всегда пригодится)»
Социальный педагог: Молодцы, ребята! О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Дети:
— Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.
— Беречь дружеские отношения.
— Дружить искренне.
— Поддерживать друг друга.
— К друзьям относится с уважением.
— Помнить о своих друзьях.
Социальный педагог: Вот сколько «секретов дружбы» содержится в народной мудрости.
Социальный педагог проводит физкультминутку: Физкультминутка «Дружно встали на разминку».
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку,
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри
(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)
Наклоняемся вперед
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Дружно делаем по счету.
(Наклоны вперед).
Ребенок: — Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: Следующий секрет «зашифрован» в картинках.
(Социальный педагог показывает сюжетные картинки).
Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.
— Это еще один секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.
Ребенок: — Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Давайте покажем мимикой свое плохое настроение, и будем стремиться к хорошему настроению.
(Социальный педагог демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей)
Дети выполняют упражнение «Мимика».
Социальный педагог: — Вот вам и удалось справиться с плохим настроением и раскрыть «секрет дружбы» — хорошее настроение.
Ребенок: — Фиолетовую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: — А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующее испытание так и называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.
Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей сказал: “Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”.
Заключительная часть занятия:
Социальный педагог: Молодцы, вы настоящие друзья! Как много разных испытаний мы прошли, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья. Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец! Давайте еще раз назовем все «секреты дружбы»?
(Дети называют). Подведение итогов занятия.
— Что для жизни нужно?
Дети (отвечают хором): Солнце!
— Что для дружбы нужно?
Дети (отвечают хором): Сердце!
— Что для сердца нужно?
Дети (отвечают хором): Счастье!
— Что для счастья нужно?
Дети (отвечают хором): Мир!
Ритуал прощания «Подари тюльпан другу».
Жил – был Тюльпанчик. (Ладошки изображают открытый бутон).
Наступила осень, подул холодный ветер. (Дуют холодным воздухом на ладошки).
Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно. (Ладошки смыкаются, лицо грустное).
Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок. (Дуют теплым воздухом на ладошки).
Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. (Ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.)
Дети дарят друг другу воображаемый тюльпанчик и прощаются.
Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят: — До свидания, Настенька! До свидания, Сашенька! И т.д.
Социальный педагог: — До свидания, ребята!
Список методической литературы, которая использовалась при подготовке конспекта занятия:
1.Акимова Г.Е. Занятия с ребенком от рождения до шести лет: Расту, играю, развиваюсь! Екатеринбург, «У-Фактория», 2006
2. Алябьева Е.А. Детский сад с любовью: игры для детей 4 -7 лет: развитие речи и воображения, Москва, «ТЦ – Сфера», 2009.
3.Гришечкина Н.В.Золотая коллекция игр – 150 лучших развивающих игр для детей 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.
4.Дмитриева В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детей от рождения до 7 лет, С- Пб., ООО «Сова», 2008.
5. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.
6.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, Москва, «ВАКО», 2006.
7.Кузнецова А.Е. Азбука развития – 205 развивающих игр для детей 3 -7 лет, Москва, ООО «РИПОЛ КЛАССИК ДОМ», 2008.
8.Смирнова М.В. 2500: скороговорок, пословиц, поговорок, загадок, ЗАО «ОЛМА – МЕДИА ГРУПП», 2009.
Регина Радиковна Габидуллина
Конспект занятия для детей старшей группы «Дружба нужна всем»
Тематическое занятие для детей старшей группы . «Дружба нужна всем »
Цели :
1. Расширение знаний детей о дружбе .
2. Учить детей видеть , понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Формирование нравственных качеств обучающихся : умение дружить , беречь дружбу , общаться в коллективе.
5. Знать музыкальные произведения, песни, мультфильмы, сказки про дружбу .
Ход занятия:
Организация, эмоциональный настрой на занятие .
1 слайд. Педагог. Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
Пожмите дружески руки друг другу .
2 слайд А теперь каждый найдет себе друга и приготовимся выполнять упражнение и исполнять песню «Мы дружка себе нашли » .
Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.
А теперь также дружно под музыку садимся на свои места.
Ребята, сегодня наше занятие будет посвящена теме, которую мы сейчас вместе и определим.
3 слайд. А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья).
Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев? (Они все дружат )
Педагог. Правильно, это друзья.
Поднимите руку, у кого из вас есть друзья.
Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить? (ответы детей )
4 слайд. (Тема нашего занятия «Дружба нужна всем » )
Работа над понятием «дружба »
Педагог. А как вы думаете, что такое дружба ?
Произнесите это слово. Что вы представляете? (Ответ детей ) .
5 слайд. Педагог подводит итог и дает определение понятию «дружба » .
В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба :
«Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
«То, чем обязательно нужно дорожить »
«Эмоциональное тепло и взаимопонимание другого человека»
Как вы понимаете выражение «взаимное доверие» ? Общность интересов? Привязанность?
Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Подумайте, зачем дружба нужна людям ? (Ответ детей .)
А кто такой друг?
6 слайд. ДРУГ - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Сейчас послушайте очень известную песню про дружбу «Настоящий друг» .
7 слайд Послушайте и скажите о чем поется, что в песне означает «Настоящий друг» ?
Слушание песни «Настоящий друг» .
Ребята, скажите что значит настоящий друг в песне? (ответы детей ) .
Работа над понятием «настоящий друг»
8 Слайд. - Ребята, нам нужно выяснить , каким должен быть друг. Предлагаю вам на экране слова. Выберите те качества, которыми должен обладать друг. Подумайте, какие качества лишние для настоящего друга. Назовите, какие качества нужно убрать . На экране записаны слова : честный, злой, завистливый, доброжелательный, общительный, хвастливый, отзывчивый, добрый, жадный.
Почему нужно убрать слова «злой» , «завистливый» , «хвастливый» , «жадный» ? (группа объясняет по одному слову)
Какие качества остались? Почему? (ответы детей )
Молодцы правильно. Если вы в жизни будете честным , доброжелательным, общительным, отзывчивым, добрым, то у вас будет очень много друзей.
Педагог. - О дружбе придумано много пословиц.
Что такое пословица? (ответы детей )
Педагог. Пословица – это краткая народная мудрость. Пословица советует, поучает. Люди с уважением относятся к пословицам, употребляют их в своей речи.
*Дружба – как стекло , разобьёшь – не сложишь.
*Дружбой дорожи , забывать её не спеши.
9 слайд. Вот мы с вами поиграем в игру «Закончи пословицу» . На экране написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех … /и все за одного/.
Человек без друзей … /что дерево без корней/.
10 слайд. Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
11 слайд Ребята, а скажите а вы какую песню знаете про дружбу ? («Песенка друзей» ). Молодцы, так давайте мы сейчас ее исполним.
Исполнение песни.
Послушайте и скажите что общего между исполненной нашей песни и песни, которую мы слушали? (Ответы детей ) .
12 слайд. Если ты настоящий друг,
В твоём сердце не должно быть зависти.
Хотите иметь друга,
подругу – будьте и
сами другом на равных, без оглядки.
Воспринимайте радости и горести подруги,
друга как собственные и
помогите ему стать счастливее.
13 слайд. Законы дружбы
Давайте посмотрим, какие же есть секреты дружбы . (экран)
Законы дружбы
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Относись к другу как к себе.
9. Умей признавать свои ошибки.
Какие законы вам уже были известны? Какие для вас новые?
Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Физминутка : Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
14 слайд. Запомните! Дружба – величайшая ценность.
Важно терпимо относиться к друзьям.
Сохраняйте веру в хороших и добрых друзей.
15- 22 слайд Сейчас поиграем игру : «Кто его друг»
1. Девочка Маша и …
2. Винни-Пух и …
3. Мальчик по имени Малыш и …
4. Забавный бурундук Чип и …
5. Добрая Белоснежка и …
6. Забавный Винни-Пух и …
7. Зеленый крокодил Гена и …
Мимическая гимнастика.
Улыбнитесь друг другу.
Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
Пожмите дружески руки друг другу
Как пахнет дружба ? (ваши ощущения)
Какая она на ощупь?
На вкус?
С какой погодой вы бы сравнили дружбу ?
С какими животными можно связать слово дружба ?
Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу ?
И в заключение мы поиграем игру «Найди себе пару» .
Подведение итогов
Для чего мы сегодня говорили о дружбе ?
Какой вы сделали вывод для себя?
Спасибо за дружелюбное занятие ! Желаю вам хороших и верных друзей!