Домой / Дневной / Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе. Сценарий музыкального досуга «Масленица» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе. Сценарий музыкального досуга «Масленица» в подготовительной к школе группе

Проект

«Масленица»

Подготовительная группа

Проект: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Актуальность: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», сразличными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русскойкультуре в семье.

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Масленицы»

Итоговый результат:

1.Оформление выставок продуктивной деятельности детей

2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»

Что мы знаем Что мы хотим узнать Как мы это сделаем Результат

Масленица -это блины, соломенная кукла, которую сжигают

Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть

Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице»

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам художественного творчества (Лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки, заклички.

Выставка продуктивной деятельности детей

Рассказывание стихотворений о «Масленице»

Название дней недели

Тематическое планирование

Понедельник «Встреча Масленицы»

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

Вторник - «Заигрыш»

Цель : Дать детям представления о русских народных играх - забавах.

Среда « Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке

Пятница «Тёщины вечёрки»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»

ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх

Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»

Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Кукла-веснянка»

Рисование: «Масленица глазами детей»

Познавательное развитие

ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом 10.»

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Речевое развитие

Предварительные беседы по темам

Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине

Заучивание стихотворения «Масленица»

Физическое развитие

Подвижные игры, Физкультминутки

Катание на санках с горы.

Игра «Петухи», «Бой подушками», «Летела корова», «Маша-растеряша»

Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи

«Масленица»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,

Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник - заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки . В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем . Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота -
золовкины посиделки . Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы -
Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Наталья Першина
Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица ", направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.

Тема : «Широкая масленица »

Возрастная группа : 5-6лет

Оборудование : мини – уголок «Русская изба» , кукла Масленица , мягкие модули, скамейки, флажки, корзины, мячи, кольца, снежки из ваты, шарф, колокольчик.

Техническое обеспечение : мультимедийная установка, музыкальный центр.

Раздаточный материал : цветные карандаши, «сковородки» из картона, материал для украшения куклы Масленицы .

Программное содержание :

Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход ООД:

Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу .

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину!

Мы в костюмы нарядились

Вкруг себя оборотились.

(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)

Воспитатель : Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)

Воспитатель : - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай, солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу .

А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)

Воспитатель : Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой .

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Широка Масленица , ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

Воспитатель : Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги) . Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя . Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.

«Первый блин»

Воспитатель : Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.

Воспитатель : Блин, на что похож? На солнышко

Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре) .

Воспитатель : Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец» .

«Второй блин»

Воспитатель : Вторник называют «Заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком» (бросить снежок точно в крепость : дети подходят к черте, встают друг за другом, поочередно кидают снежок в крепость).

3. «Третий блин»

Воспитатель : Среда называется «Лакомка» . В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

«Игра с блинами» . Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды раскладываются друг за другом пять колец («оладушек» ) и ставится корзина с мячами(«вареньем» ).По сигналу воспитателя первые участники команд берут свои корзинки, на бегу раскладывают мячи в кольца, возвращаются и передают корзинку другим игрокам, которые в свою очередь, собирают мячи из колец. Следующие участники выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая справится с заданием.

«Четвертый блин»

Воспитатель : Четверг – самый веселый день «разгул» . Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.

В эту игру с давних времен играли только на Масленицу - русская народная игра «Перезвон» .

Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей : один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова :

Динь – дон, динь – дон,

Ах, Откуда перезвон?

Динь – дон, динь – дон,

Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становиться водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становиться обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Воспитатель : пятница – «вечерка» . Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.

Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем .

Почитает весь народ Масленицу нашу ,

Веселее не найдешь праздника краше.

Словесная игра «Какие блины»

Воспитатель : обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно :

На тарелке он один – называем просто…. (блин)

Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)

Испекли для дочек – назовем (блиночек)

Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)

Огромный как домище – назовем его….(блинище) .

Молодцы! Помогли придумать слова.

6. «Шестой блин»

Воспитатель : Суббота – «посиделки» .

Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом : пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали .

Игра «Наряди Масленицу » (во время украшения звучит музыка)

Воспитатель : Дорогая наша гостья, Масленица ,

Авдотья Ивановна!

Гостья важная, долгожданная…

Коса длинная, двуполтинная,

Платок беленький. Да с цветочками.

Брови черные наведенные.

Губки красненькие, да накрашенные….

Солнце теплое в небе дразнится,

Рады видеть тебя, красавица!

7. «Седьмой блин»

Воспитатель : Воскресенье – «проводы» Масленицы . Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье» . В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи!

Масленица , угощай!

Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!

Вот теперь дети вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют .

Давайте же, друзья,

Есть блины до икоты,

Пить чай до перхоты,

Песни петь до надсады,

Танцевать до упаду!

Веселье, радость детворе –

Масленица на дворе !

Проходит дегустация блинов по русскую народную музыку.

Декорации: зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты, изделия русских промыслов, самовар.

Действующие лица : 1-й скоморох, 2-й скоморох, Петрушка, Поводырь, Мишка (ребенок в костюме медведя), Зима, Весна.

Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах разноцветные колпаки.

1-й скоморох:

Эге-гей, собирайся, народ!

Сегодня вас много интересного ждет!

2-й скоморох:

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех!

1-й скоморох:

Добрый день, гости дорогие,

Жданные и нежданные!

2-й скоморох : Званые и незванные!

1-й скоморох:

Ждут вас игры, забавы и шутки!

Скучать не дадут ни минутки!

2-й скоморох:

Собирайся, народ, в гости праздник идет!

Песни пой и пляши, веселись от души!

1-й скоморох:

Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й скоморох:

Масленицу открываем,

И веселье начинаем!

1-й скоморох:

Масленицу встречаем,

зиму провожаем,

весну заклинаем!

2-й скоморох: Собирайся, народ! Становитесь в хоровод!

Звучит народная музыка, на сцену выходят девочки в сарафанах.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Танцуют все дети.

1-й скоморох: Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Масленицу к нам в гости.

Масленица, Масленица,

Дадим тебе мы маслица!

Встретим тебя калачом

И поджаренным блином!

Воспитатель : Не идет. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?

Дети: Знаем.

Воспитатель : А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:

1. Что встречает Масленица? (Весну.)

2. А что провожает? (Зиму.)

3. Что является символом Масленицы? (Блины.)

4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет.

Не житье-бытье, а Масленица и др.).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!

Звенят колокольчики, Скоморохи вывозят Масленицу.

2-й скоморох:

Масленица дорогая,

Гостья наша годовая

Едет в санках расписных,

На конях вороных.

1-й скоморох:

Наша Масленица, ты чудесница!

В детский сад к нам пришла!

И веселье принесла.

Устанавливают чучело в центре зала.

Петрушка:

Дорогая наша Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Платочек в цветочках!

Ямочки на щечках

1-й скоморох : Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков!

Петрушка : Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселые игры играет! Давайте и мы поиграем в веселую игру.

1-й скоморох: Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.

2-й скоморох : Все готово здесь сейчас для забавы этой.

1-й скоморох: Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.

Игра «Бег в мешках»

Петрушка: А теперь моя игра! Будем играть в игру...

2-й скоморох : В какую?

Петрушка: В интересную, быструю, ловкую.

1-й скоморох : Эх ты, Петруха, это не игра быстрая и ловкая, а наши ребята ловкие и быстрые. А игра-то твоя как называется?

Петрушка: Ой, забыл.

2-й скоморох: Ну ты даешь, а как играть-то в нее помнишь?

Петрушка: Помню-помню! А называться она теперь будет по-простому.

Игра «Кто первый»

В круг ставятся кегли или пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно наполнить водой). Количество бутылок на 1 меньше, чем участвующих в игре. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из игры. Каждый раз количество уменьшается на 1.

Петрушка: Ура! Ура! Поиграла детвора! Выиграл (имя ребенка). Ему мы и разрешим отворить двери для нашего гостя!

Ребенок открывает дверь, входят поводырь с Медведем.

2-й скоморох : Эй, детишки! Давно мы не видели мишки!

Поводырь : Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, детвора собралась подивиться, да твоим заморским штучкам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (Кланяется.) Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются? (Медведь одной лапой трет морду, другой на голове строит рожки.) А ну- ка, Михайло Потапыч, как детки утром в садик собираются? (Идет, еле передвигая ноги.) А как из садика домой возвращаются? (Медведь бежит.) Ну-ка, ребятишки, похлопайте Мишке! Порадуй нас, Мишка, попляши!

Пляска Медведя переходит в общую пляску.

Поводырь : Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, поблагодари за почет, за внимание.

Кланяются, уходят.

1-й скоморох:

Эй, честной народ, раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!

2-й скоморох:

Ты чего это так раскричался,

Будто Мишку испугался?

1-й скоморох : Да чтоб я кого боялся?

Тут ты, братец, просчитался.

Я как... эх!

(притоптывает ногой, показывает мускулатуру)

Я как... ух!

Молодец, удалец!

2-й скоморох:

Как бойцовский петух!

Ах, как Петя-петушок

Отморозил гребешок!

Чтоб его скорей согреть,

Нужно снегом потереть.

1-й скоморох: Поскакать, попрыгать боком (толкает 2-го скомороха). То с налету, то с наскоком!

Под мелодию народной песни исполняется танец «Бой петухов».

Петрушка:

С вами пляска весела,

А у меня опять игра.

2-й скоморох:

Ну а ты, видать, опять

Позабыл игру назвать?

Петрушка:

Помню-помню в этот раз,

Ведь игра-то «Дед Панас»!

Игра «Дед Панас»

Выбирают водящего, плотно завязывают ему платком глаза, раскручивают со словами «Дед Панас, не поймаешь ты нас!» Водящий должен поймать кого-нибудь из детей. Кого поймали, тот и водит.

1-й скоморох:

Что, ребята, поиграли?

Поиграли и устали.

2-й скоморох:

Может, сядем, отдохнем?

Песню-песенку споем?

Звучит народная песня.

1-й скоморох:

Песня ваша хороша,

Распотешилась душа!

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели!

Каждому ребенку дается в руки конец ленточки. Все ленточки с другого конца связаны. Дети становятся в круг, получается карусель. Под музыку водят хоровод- карусель.

Петрушка:

Вот и поплясали,

Косточки размяли.

Ну довольно баловаться,

Будем мы соревноваться!

1-й скоморох : И сейчас мы всех ребят вызываем на канат.

2-й скоморох: Восемь слева, восемь справа, только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

1-й скоморох : Ох, все у нас тут сильные, ловкие, веселые! А сыграем-ка напоследок в самую масленичную игру!

Игра «Горелки»

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди водящий).

Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Петрушка : Хорошо-то с вами как, да прощаться пора!

2-й скоморох : Да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Раскрасавица!

1-й скоморох:

Ты пришла с добром,

Сыром, маслом, яйцом,

С блинами, пирогами

Да оладьями.

2-й скоморох:

Но к большому сожаленью,

Наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Увозят чучело Масленицы.

1-й скоморох:

Масленица зиму завершала

И весну к нам приглашала!

Давайте и мы с вами Весну встречать.

И блинами угощать!

Хоровод «Если б не было зимы». Выходит Весна.

Весна:

Здравствуйте, здравствуйте,

Милые детишки!

Здравствуйте, здравствуйте,

Девчонки и мальчишки!

За Зимою я пришла

И тепло вам принесла,

Пенье птичек и капель,

Ярких красок акварель!

Я пришла к вам с радостью,

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым...

Под звон бубенцов и звук метели появляется Зима.

Зима:

Что это вы тут развеселились.

Расшумелись, разрезвились?

Весна:

Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

Зима:

Ах, вот ты как! Да, я Зима белая-белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна:

А я Весна красная-красная,

Солнечная, ясная-ясная.

Зима:

Тебя снегом вымою,

За ворота выгоню!

Весна:

Я снежком укроюся, зеленью покроюся,

Буду еще краше на просторах наших!

Зима: Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки:

1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)

2. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь.)

3. Заря-заряница, красная девица,

Травку выпускает, росу расстилает,

Едет стороной с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна.)

Зима: Да, сильна ты, Весна, я отступаю!

Воспитатель : Масленица длится всего неделю, а последний день Масленицы называется «Прощеный день», со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются. Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.

1-й скоморох : В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.

2-й скоморох:

Прощай, прощай, Масленица.

Ты прощай, прощай, широкая.

1-й скоморох:

Ай, Масленица, воротись!

В новый год покатись!

Все: Прощай, прощай, Масленица!

Петрушка и скоморохи берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его. Возвращаются с блинами.

1-й скоморох: Для вас готово угощенье, всем на удивленье!

2-й скоморох: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!

Все: А за праздник вам спасибо!

Угощение блинами.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»

Программные задачи:
1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории

Необходимый материал:
Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.

Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.

Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».

Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами

Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим -
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!

Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети: Блины
Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка),
Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети: Нет
Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру

У Маланьи
Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

Входит повар, заносит готовые блинчики.
Воспитатель: Вот и блинчики готовы, угощайтесь!

Презентация на тему: Масленица