Домой / Брови / Кризис 7 лет характеризуется. Что означает термин «возрастной кризис»

Кризис 7 лет характеризуется. Что означает термин «возрастной кризис»

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных. Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением. Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Основные симптомы

Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:


Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.

Правила поведения родителей

Паника – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым нужно успокоиться и придерживаться ряда правил:


Пестовать семилетку стоит не постоянно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть. Ему необходимо проводить время с друзьями, без родителей, читать в одиночестве, самостоятельно делать уроки, конструировать, рисовать.

К 6-летнему возрасту у малыша должны быть своя комната или место, где его на время оставят в покое другие члены семьи.

Психологам часто приходится сталкиваться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают советы:


Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой нужно прислушаться, учитывать его желания. Он не должен быть абсолютной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.

– этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Общие сведения

Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики, затрагивающими личность, социальные отношения. У семилетних детей игровая деятельность сменяется учебной, расширяется круг общения, формируется социальная роль – ученик. Признаки кризиса – непослушание, упрямство, раздражительность – проявляются с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев. К завершению формируется «внутренняя позиция школьника», представление ребенка о социальной роли (ожиданиях, отношениях, деятельности).

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий, возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.

Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила, запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется «методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых. Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности, взрослости.

Патогенез

Изменения кризисного этапа имеют физиологическую основу – в 6-7 лет активно развиваются лобные доли коры больших полушарий, отвечающие за произвольность: умение планировать, контролировать выполнение действий, прогнозировать последствия. Сохраняется подвижность процессов возбуждения-торможения, проявляющаяся непоседливостью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью . На уровне психики происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщаются, образ «Я» разделяется на внутренний (самооценка) и внешний (оценка окружающими). Ребенок выстраивает собственную систему ценностей, дифференцирует «плохо» – «хорошо», «правильно» – «неправильно». Происходит становление представления о себе как о личности в социуме. Активно осваиваются ролевые отношения с педагогами, сверстниками. Кризисные симптомы наблюдаются в ходе освоения новой позиции (ученик, школьник).

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа как папа).

Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств , психосоматических заболеваний.

Диагностика

Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра . Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:

  • Беседу с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным методом исследования детских кризисов. Специалист расспрашивает о проявлениях переходного периода, изменениях поведения ребенка, процессе адаптации.
  • Наблюдение. Иногда симптомы проявляются в течение консультации. При взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство, своеволие – не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя тише, демонстративно отворачивается при просьбе поговорить с врачом.
  • Опрос ребенка. Вопросы касаются психологического компонента школьной готовности: «Хочешь ли ты пойти/ходить в школу? Почему?». По развернутости, направленности ответа оценивается сформированность позиции школьника.

Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ , МРТ головного мозга).

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.

Как правило, возрастные кризисы настигают ребенка в 1 год, в 3 года, в 7 и в 14 лет, и каждый из них является новым этапом формирования личности малыша. Так, кризис 7 лет всегда связывают с переходом из дошкольного заведения в младшую школу, когда ребенок из-за внезапно свалившейся на него новой ответственности старается всячески проявить свою самостоятельность и схожесть со взрослыми. Как понять, что у вашего чада начался кризис семи лет, что чувствует ребенок в это время и как на это реагировать родителям – читайте далее.

Как уже было сказано, начало кризиса 7 лет связывают именно с приобретением дошкольником нового для него статуса «школьника», который влечет за собой полную смену привычного образа жизни: появление нового окружения, новых обязанностей, новых навыков. Длится такое явление возрастной психологии, как правило, несколько месяцев (его длительность зависит как от особенностей характера самого малыша, так и от поведения родителей) и имеет несколько определенных этапов:

  • осознание ребенком того, что в скором времени он станет школьником, а значит, станет еще более взрослым и важным;
  • овладение своими эмоциями, которые он начинает выражать нормальным языком, а не плачем и истериками;
  • полное принятие нового статуса «школьника».

Признаки кризиса 7 лет

Зачастую данный возрастной период характеризуется:

  • частыми и беспричинными сменами настроения;
  • непослушанием и полным игнорированием каких-либо просьб;
  • чрезмерными капризами;
  • нарочитой демонстрацией своей «взрослости», подражанием манерам и привычкам взрослых;
  • проявлением самостоятельности и независимости;
  • появлением логичности в словах и поступках.

С чем связан кризис

В первую очередь, кризис данного возраста связан с физиологическими изменениями, которые творятся в организме дошкольника, так как именно в 6-7 лет у детей происходит чрезмерно активное созревание. Так, у ребенка меняются молочные зубы, резко вытягивается тело, а главное – у него начинает крайне быстро развиваться лобный отдел коры полушарий мозга, отвечающий за логичность и последовательность слов и действий. Резкие перемены настроения также объясняются тем, что у малыша резко возрастает подвижность нервных процессов и процессов возбуждения в частности.

Впервые в жизни ваш кроха приобретает свое социальное «Я», ведь он становится объектом значимой для общества учебной деятельности. Он сталкивается со множеством перемен: меняется его распорядок дня, окружение, появляется множество новых правил, новый авторитет и покровитель – учитель, его деятельность впервые приобретает важность и оценивается другими людьми. Все это не может пройти бесследно и не затронуть психику ребенка.

Что чувствует ребенок

Кризис – это конфликт между готовностью и возможностью совершить определенные действия. Ребенок понимает, что он более не мамин и папин, как было до этого, что ввиду его новой деятельности он близок ко взрослой жизни, как никогда, и стремится всем доказать свою самостоятельность и важность. Игры, как пережиток «детской жизни», отходят для него на второй план, нередко у него возникает агрессия и к деткам младшего возраста. Самостоятельная жизнь – это цель №1, и именно поэтому конфликты с родителями, которые пытаются указывать «взрослому и самостоятельному», становятся частым явлением.

Изменения после кризиса

Несмотря на то, что кризис – это непростое явление, которое нередко сопровождается конфликтами и переживаниями, его разрешение и окончание имеет несколько значимых плюсов:

  1. Ребенок становится психологически готовым к посещению школы и учебе: он стремится получить похвалу за свои старания, заслужить расположение одноклассников и учителей.
  2. У него появляется свое социальное «Я»: он осознает и принимает свои новые обязанности, мирится с определенными ограничениями и т. д.
  3. Между его эмоциями и действиями появляется осмысленность, благодаря которой он может объяснить, почему он зол или, наоборот, почему рад. Это огромный шаг в формировании малыша как личности, ведь так у него появятся первые интересы, хобби и т. д.

Чего нельзя делать

Длительность и глубина кризиса в большей мере зависят от того, как будут вести себя при этом взрослые. Для начала рассмотрим те действия, которые определенно не следует совершать родителям ребенка во время такого явления возрастной психологии, как кризис 7 лет:

  • не отдавайте вашего дошкольника в школу слишком рано, 7 лет – это самый оптимальный возраст;
  • не следует требовать от малыша слишком многого, например, не нужно его отдавать в класс с повышенной нагрузкой при среднем уровне интеллекта или каких-нибудь врожденных заболеваниях, которые как-то повлияли на уровень его развития;
  • не «привязывайте» к себе ваше чадо и не пытайтесь окружить его тотальным контролем, пусть у него будут свои «секреты», друзья и т. д.;

  • не вмешивайтесь в его дела, если он вас об этом не просит, пусть ребенок сам узнает, каковы могут быть последствия тех или иных его действий;
  • не отвечайте агрессией на агрессию;
  • не осуждайте его и не браните за школьные промахи, старайтесь максимально спокойной объяснять, что он сделал не так, и в чем его ошибка.

Что же нужно делать

Родителям для более быстрого и успешного преодоления кризиса необходимо вести себя следующим образом:

  • Начните знакомить ребенка со школой, школьной атрибутикой и школьными правилами заранее: прогуливайтесь мимо школы, загляните внутрь, познакомьтесь с первой учительницей, постоянно рассказывайте малышу о том, что его там ждет, ведь так ребенок будет чувствовать себя намного увереннее с началом школьных будней.
  • Измените свое отношение к ребенку, начните прислушиваться к его мнению и аргументам.

  • Пересмотрите все ваши прежние запреты, возможно, пришло время дать вашему чаду проявить свою самостоятельность.
  • Дайте ему больше свободы, например, если он не хочет делать домашнее задание – не настаивайте, пусть он прочувствует все неприятные последствия этого проступка: замечания учителя, неодобрение одноклассников и т. д.

  • Не приказывайте ребенку, а старайтесь убеждать его, руководствуясь разумными аргументами.
  • Поощряйте его общение с одноклассниками и другими сверстниками.
  • Хвалите свое чадо за каждое новое, пусть даже небольшое, достижение.
  • Возложите на ребенка определенные обязанности, как на взрослого, например: помыть за собой тарелку, убраться в комнате и т. д.

В первую очередь, необходимо смириться и принять то, что кризис 7 лет – это неизбежное явление, но также нельзя забывать, что это явление временное, и его просто надо пережить, как любую другую детскую болезнь.

Главное правило этого периода: примите ребенка таким, каков он есть. Постарайтесь относиться к вашему чаду, как к равному, с уважением, принимая то, что он действительно стал взрослее и заслуживает определенной свободы. Ни в коем случае не идите на конфликты с вашим «школьником». Максимально поддерживайте его во всех начинаниях, помогайте развеять ненужные сомнения. Активно интересуйтесь его интересами, переживаниями, увлечениями, но не будьте слишком назойливы. И помните, что родители при любых обстоятельствах остаются его главной опорой и отрадой.

Видео о кризисе 7 лет

В данном видео детский психолог рассказывает о новообразованиях кризиса 7 лет и об оптимальной модели поведения родителей в этот период.

А есть ли у вас опыт преодоления возрастных кризисов у детей, например, тех, которые настигают ребенка в или в ? Читайте также и другие наши полезные статьи: например, о том, —как научить ребенка писать—, или о том, —как научить его считать—.

Пришлось ли вам уже столкнуться с кризисом у семилетнего ребенка? Насколько сильно он проявляется у вашего чада? Как помогаете ему преодолеть трудный период? Делитесь опытом и советами в комментариях!

Кризис семи лет был описан в литературе раньше других и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но и еще не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.

Негативная симптоматика кризиса свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Такое поведение вызывает не улыбку, а скорее осуждение со стороны взрослых.

По мнению Выготского Л.С., такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об "утрате детской непосредственности". Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991 До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка условно можно описать схемой: "захотел-сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же как "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поведение интеллектуального момента. Его поведение становится осознанным и может быть описано схемой: "захотел - осознал - сделал". Осознание включается во все сферы деятельности дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д. Но следует заметить, что возможности осознания ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены по сравнению с взрослым человеком.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение занимает он среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желание. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего, это проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе - большие, а в детском саду только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности, стать помощником в семье.

Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу наблюдались симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996

В последние годы отмечается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика кризиса проявляется уже к 5,5 годам, поэтому сейчас чаще говорят о кризисе 6-7 лет. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса.

Во-первых, изменения социально-экономических и культурных условий в жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка шести лет, и, следовательно, изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. Если еще недавно к шестилетке относились как к дошкольнику, то теперь на него смотрят как на будущего школьника. От шестилетнего ребенка требуют умения выполнять правила и нормы, более приемлемые в школе, чем в дошкольном учреждении. Его активно обучают знаниям и умениям школьного характера, сами занятия в детском саду нередко приобретают форму урока. Большинство учащихся первых классов к моменту поступления в школу уже умеют читать, считать, имеют обширные знания в различных областях жизни.

Во-вторых, многочисленные экспериментальные исследования показывают, что познавательные возможности современных шестилетних детей превосходят соответствующие показатели их сверстников 60-70-х годов. Ускорение темпа психического развития является одним из факторов смещения границ кризис семи лет на более ранние сроки.

В - третьих, старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма. Его не случайно называют возрастом смены молочных зубов, возрастом "вытягивания в длину". В последние годы наблюдается более раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка. Это также сказывается на раннем проявлении симптомов кризиса семи лет.

Таким образом, переходный возраст оказался в современных условиях растянутым от 5,5 до 7,5 - 8 лет, а его протекание становится более острым (это отмечают воспитатели и учителя, работающие с детьми 6-8 лет). Независимо от характера протекания кризиса, проявление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности.

Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.

Проявление кризиса в 6-7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.

В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схематически можно выразить так: ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.. 1985

Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Все знают, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет. Было бы очень долго перечислять всю симптоматику рассматриваемого кризиса, настолько она многообразна. Достаточно указать на общее впечатление, которое обычно передают исследователи и наблюдатели. Поясню на двух чертах, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Ребенок и до 7 лет может паясничать, но никто не скажет о нем того, что я сейчас говорил. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походной в комнату, говорит писклявым голосом - это не мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.

Указанные черты говорят о потере непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику. Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго. Какие поступки мы называем непосредственными? У взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Например, комического актера Ч. Чаплина отличает то, что, играя серьезных людей, он начинает вести себя с необычайно детской наивностью и непосредственностью. В этом главнейшее условие его комизма.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, недифферинцированного переживания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.,. 1985

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь”, "я огорчен”, "я сердит”, "я добрый”, "я злой”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.

2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальные ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Необходимо ввести в науку понятие, малоиспользованное при изучении социального развития ребенка: мы недостаточно изучаем внутренне отношение ребенка к окружающим людям, мы не рассматриваем его как активного участника социальной ситуации. На словах мы признаем, что надо изучать личность и среду ребенка в единстве.

Но нельзя же представить себе дело так, что на одной стороне находится влияние личности, а на другой - средовое влияние, что и то и другое действует на манер внешних сил. Однако на деле очень часто поступают именно так: желая изучить единство, предварительно разрывают его, потом пытаются связать одно с другим.

И в изучении трудного детства мы не можем выйти за пределы такой постановки вопроса: что сыграло главную роль, конституция или условия среды, психопатические условия генетического характера или условия внешней обстановки развития? Это упирается в две основные проблемы, которые следует выяснить в плане внутреннего отношения ребенка периода кризисов к среде. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

Первый главный недостаток при практическом и теоретическом изучении среды - это то, что мы изучаем среду в ее абсолютных показателях. Кто практически занимается изучением нетрудных случаев, тот это хорошо знает. Вам приносят социально-бытовое обследование среды ребенка, где выясняется кубатура жилплощади, есть ли у ребенка отдельная постель, сколько раз он ходит в баню, когда меняет белье, читают ли в семье газеты, какое образование у матери и отца. Обследование всегда одинаково, безотносительно к ребенку, к его возрасту. Мы изучаем какие-то абсолютные показатели среды как обстановки, полагая, что, зная эти показатели, мы будем знать их роль в развитии ребенка. Некоторые советские ученые возводят это абсолютное изучение среды в принцип. В учебнике под редакцией А.Б. Залкинда вы находите положение о том, что социальная среда ребенка в основном остается неизменной на всем протяжении его развития. Если иметь в виду абсолютные показатели среды, то в известной степени с этим можно согласиться. На деле это совершенно ложно с точки зрения и теоретической, и практической. Ведь существенное отличие среды ребенка от среды животного заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, в том, что ребенок есть часть живой среды, что среда никогда не является для ребенка внешней. Если ребенок существо социальное и его среда есть социальная среда, то отсюда следует вывод, что сам ребенок есть часть этой социальной среды.

Следовательно, самый существенный поворот, который должен быть сделан при изучении среды, - это переход от ее абсолютных показателей к относительным - изучать надо среду ребенка: раньше всего надо изучать, что она означает для ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды. Скажем, ребенок до года не говорит. После того как он заговорил, речевая среда его близких остается неизменной. И до года и после года в абсолютных показателях речевая культура окружающих нисколько не изменилась. Но, я думаю, всякий согласится: с той минуты, когда ребенок начал понимать первые слова, когда он начал произносить первые осмысленные слова, его отношение к речевым моментам в среде, роль речи в отношении к ребенку очень изменились.

Всякий шаг в продвижении ребенка меняет влияние среды на него. Среда становится с точки зрения развития совершенно иной с той минуты, когда ребенок перешел от одного возраста к другому. Следовательно, можно сказать, что ощущение среды должно самым существенным образом измениться по сравнению с тем, как оно обычно практиковалось у нас до сих пор. Изучать среду надо не как таковую, не в ее абсолютных показателях, а в отношении к ребенку. Та же самая в абсолютных показателях среда есть совершенно разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 лет. Динамическое изменение среды, отношение выдвигается на первый план. Но там, где мы говорим об отношении, естественно, возникает второй момент: отношение никогда не есть чисто внешнее отношение между ребенком и средой, взятой в отдельности. Одним из важных методологических вопросов является вопрос о том, как реально в теории и в исследовании подходят к изучению единства. Часто приходится говорить о единстве личности и среды, о единстве психического и физического развития, о единстве речи и мышления. Что означает нахождение всякий раз ведущих единиц, т.е. нахождение таких долей, в которых соединены свойства единства как такового. Например, когда хотят изучить отношение речи и мышления, то искусственно отрывают речь от мышления, мышление - от речи, а затем спрашивают, что делает речь для мышления и мышление для речи. Дело представляется так, будто это две различные жидкости, которые можно смешивать. Если вы хотите знать, как возникает единство, как оно изменяется, как влияет на ход детского развития, то важно не разрывать единство на составляющие его части, потому что тем самым теряются существенные свойства, присущие именно этому единству, а взять единицу, например, в отношении речи и мышления. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964. В последнее время пытались выделить такую единицу - взять, например, значение. Значение слова - это часто слова, речевое образование, потому что слово без значения не слово. Так как всякое значение слова есть обобщение, то оно является продуктом интеллектуальной деятельности ребенка. Таким образом, значение слова - единица речи и мышления, далее неразложимая. Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания. В переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой - сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту. Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, т.е. к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.

Зачастую неожиданное поведение ребенка в критические возрастные периоды взрослые воспринимают с большим негативом. «Он стал неуправляем!», «Совершенно отбился от рук», «Он совсем меня слушается!», «Я все для него делаю, а он грубит и хамит!», «Он все делает назло!» — эти и подобные мысли впервые приходят в головы родителей 6-7 летних детей. Книги, журналы, статьи в интернете дают миллионы советов как вести себя с ребенком в тот или иной период, но именно у Вас это не срабатывает или достигается временный эффект. Почему? Означает ли это, что Вы плохой родитель и совершенно бездарный воспитатель? Ну, конечно же, нет!

Все советы и схемы поведения, которым мы следуем по чужой подсказке, без понимая, что происходит с ребенком в данный момент, приносит мало результата. А дети при этом чувствуют неестественность в поведении родителей и практически не воспринимают то, что мы хотим до них донести заученными фразами и навязанными нам действиями. Но даже небольшое осознание причин детского поведения в данный момент дает достаточное понимание необходимых именно сейчас слов или реакций на ситуацию, чтобы вернуть Ваши отношения в правильное русло. Вы становитесь более вариативными и осмысленными в общении с ребенком и достигаете лучших результатов от своих действий.

Заглянем чуть глубже в причины поведения ребенка 6-8 лет

Главной и отличительной особенностью этого периода является появление у ребенка личного мнения и принятия личных решений . Это происходит примерно с 5 до 9 лет. Если в 3 года мы сталкивались с желаниями ребенка делать то, что ему хочется или нравится в данный момент, и эти желания носили ситуативный характер, то ближе к 7ми годам, эти желания становятся именно его личным мнением. Он не просто хочет купить именно эту одежду. Ему нужно ее купить потому, что это модно. Как бы мама не настаивала, не объясняла, что другая вещь более практична и удобна, ребенок уже начинает приводить личные доводы и объяснения своего собственного выбора. И, если сейчас мы его не выслушаем с уважением, обрежем на полуслове фразами: «Мал еще!», «Вот вырастешь, тогда и разговаривать будешь!», тогда у ребенка возникает психологическая травма.

Такими словами Вы формируете будущего безвольного, легко управляемого человека, не имеющего собственного мнения. Такие люди часто не знают как правильно вести себя в конкретных ситуациях, а для выбора стратегии поведения будут наблюдать первых попавших в их поле зрения и копировать слова и поступки других без должного понимания и осмысления. Так люди без собственного мнения в будущем попадают в секты, криминальные группы и т.д. Поэтому очень важно поддерживать в ребенке формирование собственного мнения, но при этом не боимся выставлять границы поведения, чтобы ребенок понимал что такое можно и нельзя, дозволенное и недозволенное.

Очень важно, чтобы в этот период у ребенка появилась своя территория, если ее до этого не было. Это его личная комната или уголок в квартире с его личной кроватью, личным столом, личным стулом и личной полочкой в шкафу. И это именно его территория, куда доступ родителям должен быть ограничен. Хозяином этого пространства будет именно ребенок. Он сам там убирается или не убирается, расставляет предметы или просит помощи, совета родителей. Мы может только предложить, предположить, подсказать, но не принуждать, не навязывать! Сейчас ребенок становится личностью со своим личным пространством. Часто мамочки с врожденным чувством порядка и чистоты здесь не выдерживают и начинают уборку, чем опять же ломают личное мнение своего ребенка и приучают его к лени и безделью. Сами же мамы получают при этом личную психологическую травму, т.к. убирая чужую территорию, ожидают в дальнейшем благодарностей, но не получают их.

Если не прислушиваться к мнению ребенка, заставлять делать, как хотят старшие, наказывать ремнем — все это приводит к протесту. И этот бунт, в зависимости от характера ребенка может достигать двух крайних противоположных поведенческих линий. Произойдет либо полное закрытие его от родителей, либо выльется в открытую демонстрацию своей агрессивности. К тому же в этом случае дети могут начать врать из-за боязни наказания или возможного неуважительного к ним отношения старших. Это важно понять и помнить каждому взрослому, чтобы избежать ненужных конфликтов и не потерять контакта с ребенком.

Также этот возрастной этап связан с началом периода социализации . Сейчас ребенку необходимо принадлежать какой-то группе во дворе или в школе. И очень важно не раствориться в ней, а быть отдельной личностью со своим мнением, вкусом и внешностью. Формируется его позиция и статус в каждой группе.

В этом возрасте в большей или меньшей степени может проявиться детское воровство. Ребенок не осознает до конца насколько такое поведение плохое и неправильное. Им просто нравится какая-то вещь и они ее берут, не понимая, что воруют. Такое поведение необходимо контролировать, опять же спокойно и с уважением к любому действию ребенка. Обязательно нужно объяснять, что это воровство, как к этому относятся другие и к чему это приводит.

Период подготовки к школе

Кризис 7 лет — это период подготовки к школе и начала школьного обучения . Чтобы этот период прошел для ребенка более гладко, с меньшими потрясениями, необходимо заранее позаботиться о его привыкании к школе, если вы видно, что ребенку требуется привыкание к новой обстановке. Очень важно выбирать учебное заведение исходя не из ее престижности, а по уровню квалификации учителя. Психологический и эмоциональный комфорт в этом случае ценнее любой стоимости потраченной на обучение в элитной школе.

Для многих детей будет крайне полезно водить дошкольника на подготовку именно в ту школу, куда планируется его поступление. Это нужно в первую очередь для того, чтобы он понял, принял и привык заранее к новой обстановке, новому социуму, новой жизни. Бывает, что дети просто теряются в школьных коридорах, выйдя, например, с урока по нужде, что опять же приводит к дополнительному стрессу. Для избегания подобных ситуаций желательно заранее прогуляться по школе и изучить расположение классов. Замечательно, если новый школьный коллектив будет формироваться из основного состава группы детского сада, которую посещал ребенок. Это значительно снизит уровень тревоги и напряжения в первые учебные дни.

Часто первоклассник бывает не готов к тому, что в классе он не единственный ученик, а один из 20-30ти таких же школьников. Ему зачастую не понятно, что учитель не может уделять ему все 100% внимания. Отсюда возникают обида, растерянность, ему кажется, что он не достоин внимания. Возможно, что ребенку будет трудно ориентироваться в общении и понимании других детей, когда он поймет, что все они разные, каждый со своим индивидуальным характером и поведением. Чтобы избежать подобных реакций или свести их к минимуму, крайне важно посещать детский сад хотя бы за 2 года перед школой. Только тогда им будет пройден этап социализации, когда отрабатываются и трансформируются в приемлемые стратегии поведения такие проявления как злость, ярость, агрессия по отношению к сверстникам. Если ребенок не пройдет этот этап, то он с большой долей вероятности не будет принят школьным коллективом и станет изгоем в классе.

Для того, чтобы ребенок как можно быстрее привык к школе и ходил туда с большей радостью и воодушевлением, достаточно применять несколько простых правил.

Во-первых, каждое 1-е сентября в начальной школе можно превратить в небольшой семейный праздник: украсить комнату тематическими вывесками и плакатами, устроить семейный ужин с тортиком и обсуждением как прошел этот день, составить план достижений на этот учебный год. Для первоклассников первое время будет большой поддержкой, если родители будут обсуждать с ним абсолютно все, что касается школы.

Так провожая ребенка с утра можно проговорить с ним как он будет сегодня учиться, насколько это важно и нужно для него. Очень важно делать это с хорошим и позитивным настроением, чтобы зарядить ребенка положительной энергетикой на весь учебный день. Встречая школьника после занятий будет очень полезно обсудить то как прошел этот день, какие отметки получил, что смог ответить на уроке, что ответить не удалось, что сегодня понравилось, а что — нет. Замечательно, когда родители обсуждают не только учебные проблемы, но и отношения с другими учениками, с кем ребенку было хорошо, приятно общаться, а с кем — плохо. Обязательно при этом делать конечные выводы. И, конечно же, общаемся с ребенком с уважением, поддержкой и не ругаем за неудачи и промахи.

Очень важно помнить о недопустимости сравнения своего ребенка с другими. Любое его сравнение с кем-то приводит к тому, что он начинает выслуживаться, чтобы получить одобрение и любовь взрослого. Так дети начинают ходить в школу не для того, чтобы учиться и получать знания, а ради хороших отметок. Это отягощается еще и тем, что, оторвавшись от семьи, в школе, дети живут в новом социуме, где их воспринимают по-другому, не как дома. Здесь они не чувствуют той любви и заботы, которую привыкли получать от родителей. Им кажется, что они одиноки и их никто не любит, не понимает. В этом случае большую поддержку и опору ребенку может оказать семья. Для этого достаточно, например, как минимум раз в неделю устраивать семейное чаепитие, где каждый, в том числе и ребенок, рассказывает как у него прошла неделя. И опять же, никогда и никого при этом не осуждаем, не обсуждаем. Это будет очень важный круг семейной поддержки для каждого, и не только ребенка.

Все вышеперечисленное играет большую роль в формировании самооценки ребенка. Кроме того, многие психологи рекомендуют обязательно с 5 лет приобщать детей к спорту. Это не только поможет дополнительно в формировании самооценки, но и разовьет ответственность, навык физической работы и внутреннее состояние полноценности. Можно предложить на выбор несколько спортивных секций, чтобы ребенок сам выбрал себе занятие по душе. Есть родители, которые и здесь совершают ошибки. Часто, отдавая своего ребенка в кружки и секции, взрослые ориентируются только на свое личное мнение и свой выбор. Они выбирают именно то, чем хотели бы заниматься сами, но по каким-то причинам это им не удалось. Теперь же повзрослевший человек стремиться реализовать себя через своего собственного ребенка, ломая его мнение и преступая через его личные желания. Естественно, что дети при этом будут сопротивляться как могут. Либо они не будут заниматься в этих кружках и школах вообще, либо будут их посещать через силу и сохранят ненависть и неприятие к этим занятиям на всю оставшуюся жизнь. Естественно ни о какой пользе от такого обучения ждать не приходится.

Кроме всего уже перечисленного, очень хорошо помогает в выстраивании правильного поведения с ребенком знание и понимание этапов познания мира, согласно его возраста.

Приобщение к труду и обязанностям

В период с 5-ти до 7-ми лет ребенок познает труд. Очень важно приобщать его в это время к работе по дому, помощи на даче. Ребенок уже готов, может и должен уметь выполнять простейшие задания: помыть посуду, накрыть на стол, постирать, застелить кровать, помыть пол и т.д. Можно предложить ему на выбор какую-то работу, которая станет его обязанностью. За выполнение этой работы должен будет следить и отвечать только он.

Обучение и учителя

В возрасте с 7-ми до 9-ти лет, в связи с началом школьного обучения, наступает период познания учебы. Хочется отметить, что в это время ценность учителя, становиться намного важнее ценности родителя. Любое мнение учителя становиться непререкаемым и самым правильным. Большинство родителей это сильно расстраивает, они пытаются сломить этот барьер, но это приведет только к дополнительным ссорам и конфликтам. Не стоит так негативно и остро на это реагировать. Несмотря на такую позицию ребенка, Вы все так же остаетесь его родителем, он все так же нуждается в Вас, в Вашей поддержке, любви и заботе. И это даже больше необходимо сейчас, чем может показаться на первый взгляд.

Период в возрасте 7-ми лет связывают с появлением большого количества страхов и стрессов.

Это может быть связано с началом обучения в школе, так и с его личными особенностями.

В этот период возникает страх плохих оценок. Может появится страх одиночества. Часто возникает боязнь нападения сказочных персонажей. Это связано с чрезмерным увлечением современными мультиками, мистическими фильмами и передачами. В результате может возникнуть так называемая триада страхов: одиночество — темнота — замкнутое пространство. В таких случаях очень опасно наказывать детей, закрывая их в темной комнате. Это может привести к очень негативным психологическим проблемам.

После 5ти лет ребенок начинает осознавать, что все в этой жизни временно, люди — смертны. Появляется страх смерти как своей, так и родителей. Причем намного сильнее и ярче переживается страх за родителей, чем за себя.

Проявляются сомнения в своих способностях и возможностях. Дети боятся не соответствовать общественному мнению, не хотят оказаться «белой вороной». Ребенку кажется, что, если он не будет таким каким хотят его видеть окружающие, то его не будут любить. Если он не сможет преодолеть этот страх, перерасти его, то в будущем у него будут возникать проблемы с публичными выступлениями, он будет сильно зависим от мнения окружающих.

Большое количество страхов, переживаний, большая физическая, психологическая, умственная перегрузки, все это может привести ребенка к стрессу. Следует обратить особое внимание на те признаки, которые указывают на наличие стресса у ребенка:

— частые непринятие, негодование, агрессия, завышенная требовательность

— ребенок возвращается в младенчество (накрываться с головой одеялом, ложиться в позу зародыша, отгораживается от проблем словами «я в домике», меня нет)

— повышенная нервозность

— перепады настроения

— слезы при появлении новых людей

неожиданная смена гиперактивного поведения на пассивный

Если Вы заметили появление этих признаков в поведении, и они сохраняются продолжительное время, то не стоит заниматься «самолечением», следует обязательно обратится за помощью к квалифицированному психологу.

Для предупреждения стрессов у детей следует воспользоваться следующими советами психологов:

— Больше тишины и спокойствия.

— Максимально оградить ребенка от радио, телевизора, компьютера

— Включить в питание успокоительные чаи, горячее молоко с медом на ночь

— Разнообразить питание яркими цветами. Например, можно добавить в кашу яркую красную ягоду, украсить суп веточкой зелени.

— Много гулять, общаться с животными, наблюдать природу

— Больше времени уделять общению с ребенком. Сейчас ему как никогда нужен Ваш опыт и знания.

Каждый ребенок индивидуален

Стоить отметить, что есть общие рекомендации от психологов, но каждый ребенок индивидуален и обладает своим собственным опытом и набором врожденных психических свойств личности. Один ребенок в 7 лет будет открыт и крайне социально активен, другой будет закрыт и полон страхов. Один быстро привыкает к новым людям и обстановке, а второму будет требоваться длительная адаптация. Это необходимо обязательно учитывать.