Домой / Глаза / Суд признал новосибирца, ударившего сына ремнем, виновным. Порка как наказание ремень

Суд признал новосибирца, ударившего сына ремнем, виновным. Порка как наказание ремень

Как правильно наказывать детей? До какого возраста и насколько сильно физически наказывать ребёнка? Как наказывать ребенка? Как толковать места из Библии, где говорится, что детей нужно бить (розгами)?

Отец двух дочерей, богослов и учитель Андрей Долганов делится библейскими и жизненными принципами правильного воспитания детей, а также объясняет места Писания, где говорится о наказании детей.

Андрей, давайте начнём с библейских советов о воспитании детей. Что Библия говорит об этом?

Библия говорит о том, что воспитание должно начинаться с самого первого момента - принятия ребенка как дара от Бога.

Писание говорит, что родители должны занимать активную позицию в воспитании своих детей. «Наставь юношу в начале пути его, и он не отклонится, даже когда состарится», - говорится в Книге Притчей.

У родителей должно быть единое понимание, как воспитывать ребенка. Им нужно знать, какие навыки он должен получить на различных этапах установления его как личности. Научить ребенка правильно себя вести дома, в гостях, на улице, как вежливо относится к родителям, старшим, близким.

Правильное воспитание начинается с того момента, когда будущая мама узнает о своей беременности. И в этот момент родитель и все родственники должны принять этого ребенка и ожидать его с любовью.

Если говорить о Притчах, то там написано следующее: «Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его».

Это очень важный момент, потому что воспитание и наказание идут вместе. Их нельзя между собой путать.

Наказание - это не воспитание. Воспитание - это понимание правильных моральных принципов, которые родители хотят привить своему ребенку. А также - создание для ребенка физической, душевной и духовной безопасной зоны. И родители должны предпринять наказание, чтобы вернуть ребенка в эту безопасную зону, если он начинает нарушать границы, что может привести к физическим травмам или к тому, что он чему-то неправильному научится.

Наказание - это не воспитание. Воспитание - это понимание правильных моральных принципов, которые родители хотят привить своему ребенку.

Мама как-то наказала меня. Честно, не помню, за что. Но это был армейский ремень - я нормально получал, и в какой-то момент от него отлетела бляха и рассекла мне в голову. Я даже не видел кровь, но запомнил, как испугалась мама. По-моему, больше я никогда не видел ремня.

Думаю, твоя мама не справилась с гневом, не рассчитала силу. Поэтому я бы не рекомендовал наказывать армейскими ремнями. Есть понимание - розга, тоненькая такая веточка. Она не причинит большого вреда.

Хорошо, что ты начал говорить о том, что родители должны делать. Вот у тебя две дочери - тебе приходилось наказывать их физически?

Да, приходилось, как говорил мудрый Соломон: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». Наша дочь была желанна с самого начала. Мы молились за неё, благословляли её, но когда она, допустим, вела себя вызывающе в магазине или на улице, и когда уже не действовали слова и уговоры, то приходилось, конечно, её наказывать и физически.

У нас была специально пластмассовая линеечка, которую я применял. Но это было только в тех случаях, когда она не слушала предупреждения.

Например, у нас был один случай. Мы собирались с семьей выйти в магазин - я, жена и Анастасия.

Сразу скажи, сколько ей лет было?

Годика три ей, наверное, уже было. И я прекрасно понимал, что когда она будет на публике, то захочет расширить свои границы свободы, захочет нами манипулировать, чтобы больше получить. Понимая это, я заранее с ней поговорил, еще когда мы были дома.

Я сел на корточки напротив - глаза в глаза - и сказал: «Анастасия, мы сейчас пойдем в магазин, но если ты себя будешь вести себя плохо, я, как папа, буду тебя наказывать. И общественное мнение не будет на меня влиять, потому что для меня гораздо важнее твоё воспитания. Ты поняла?» Она махнула головой. Я говорю: «Вот смотри - линеечку я беру вместе с собой».

Мы идем в центральный магазин, она начинает себя вести очень плохо - кричит, требует что-то купить. Я взял её спокойно за руку, вывел из магазина, сел опять так, чтобы мои глаза смотрели ей в глаза и сказал: «Анастасия, я тебя предупреждал, что если ты будешь вести плохо, я тебя накажу?» Она кивнула. «Поэтому ты получаешь наказание за своё непослушание», - я взял линеечку и легонечко хлопнул её по попе.

На улице, среди людей?

Да. И в тот момент к нам подошла беременная девушка, которая курила, и начала возмущаться, что я неправильно воспитываю своего ребенка. Что меня поразило, так это реакция моей дочери. Она повернулась к ней, грозно посмотрела и махнула рукой: «Тетя, уходи!» То есть, стала защищать наши семейные ценности.

Физическое наказание действовало где-то до пяти лет, после этого я перестал так наказывать своих дочерей.

Наказание должно быть причинно-следственным. Оно должно следовать за неправильным поведением, приводиться им в действие.

А с какого возраста начал?

С тех пор, когда ребенок начал уже понимать и слушать предупреждения, что его поведение сейчас неправильное, и это может привести к серьезным последствиям.

Андрей, вот у меня двое маленьких детей. Мне жаль их бить, можно ли как-то воспитывать их без физического наказания?

Думаю, так не получится. Пока ребенок маленький, он не понимает наставлений, он еще не может логически сопоставить свой поступок и последствия, к которым это может привести.

Когда трехлетняя дочь полезет двумя пальцами в розетку, я же не буду её останавливать словами: «Ты знаешь, электрический ток - это очень больно, тебя может очень сильно ударить или даже убить». В этот момент ты просто физически наказываешь ребенка, и у него появляется причинно-следственная связь: «Я не должен лезть туда, потому что это очень опасно и может последовать физическое наказание».

Следующий момент - когда ребенок начинает эмоционально раскручиваться, и в тот момент не может ничего ни слушать, ни понимать. Тогда для его нервной системы будет лучше физическое наказание. Это будет как холодный душ - он немножко поплачет, но придет в себя и тут же успокоится.

Наказание должно быть причинно-следственным. Оно должно следовать за неправильным поведением, приводиться им в действие.

Но как наказать так, чтобы не навредить ребенку?

В классе моей младшей дочери бегали такие ребятишки, по реакции которых я видел, как их наказывают дома. Если ребенок прячется от протянутой руки, значит, он получает подзатыльники, а если ребенок льнет под руку, я уже понимал, что нормально его наказывают.

Поэтому для наказания быть какой-то предмет. В Библии мудро сказано, что бить нужно розгами. Розги - это тоненькая палочка, которой бьют по мягкому месту. Она дает болевой эффект, но не способна глубоко поразить ткани.

Ни в коем случае нельзя наказывать рукой, ни при каких обстоятельствах! Рука должна ассоциироваться с защитой, родительской лаской, нежностью, обеспечением и помощью.

Дочь в детстве боялась линейки, а не моей руки. Она даже её прятала, и мне приходилось её искать. Или как-то она взяла эту линейку и стала мне угрожать, показывая, что теперь она имеет силу и власть над папой. Я посмеялся, конечно, забрал линейку и объяснил, что если она спрячет эту, то я куплю другую.

И следующий очень важный момент - никогда нельзя наказывать в гневе. В гневе, можно переступить болевой порог ребенка и ударить так сильно, что потом у него будут физические проблемы.

Наказание должно быть причинно-следственным. Оно должно следовать за неправильным поведением, приводиться им в действие. Нельзя надолго откладывать наказания за нарушения. Это должно быть как можно быстрее, чтобы ребенок не забыл.

И следующий важный момент - наказав ребенка, тут же необходимо его принять. После того, как я наказывал своих дочерей, тут же обнимал их, прижимал к себе и говорил на ушко спокойным голосом: «Папа тебя любит, потому и наказывает. Если бы папа тебя не любил, то был бы равнодушным к твоему поведению. А я неравнодушный, потому что хочу для тебя лучшего».

Что делать, если не сдержался и в гневе наказал ребенка? Извиниться? Или не надо? А если надо, тогда как?

Мы говорили, что дети - это дар от Бога. Поэтому с самого раннего детства мы должны ценить их как личности, в то же время дети должны понимать, что мы тоже люди и можем ошибаться. Поэтому смирение в том, что перед ребенком ты готов признать ошибку и попросить прощение.

В моей семье было несколько случаев, когда я не справлялся и наказывал в гневе, кричал, может быть, сильно. То я потом просил прощения у своих дочерей. Я просто склонялся, чтобы был контакт глаза в глаза и просил: «Анастасия, прости папу, папа был не прав». Она улыбалась, целовала, обнимала меня и говорила: «Папочка, все хорошо».

Писание говорит, что родители должны занимать активную позицию в воспитании своих детей.

А было такое, что ребенок был не виноват, а вы наказали?

Разок, возможно, был. Мы не проверяли, кто из них дома напакостил, и я просил, как у младшей, так и у старшей дочери прощения.

Моя мама, когда хотела извиниться, то просила прощения каким-то делом - или кушать приготовит, или что-то купит, но без слов. Нормально ли так поступать или все-таки нужно говорить?

Думаю, все-таки надо говорить, потому что слово показывает наше смирение перед ребенком. Если родитель просто готовит еду, то это своего рода откуп от своего поступка, и у ребенка не возникает причинно-следственной связи. А он должен четко понимать, что за правильным поступком идет одобрение, поощрение и благословение в его жизнь, а за неправильным следует наказание.

Если родители ошиблись, об этом надо вслух говорить, чтобы ребенок осознал, что мы тоже можем ошибаться, но через эти слова они чувствуют уважение к себе как к личности.

Даже когда моему ребенку было 2-3 годика, я становился перед ним на колени, чтобы смотреть в его глаза, уважая тем самым его, как личность. Были случаи, когда дочь руки в бока упирала. Я ей говорю: «Ручки убери, ты еще маленькая так стоять».

А может Бог наказывать родителей за неправильное воспитание детей?

Конечно, потому что дети - это дар, который Бог дает. И дети приходят в семью на время.

Ребёнок должен четко понимать, что за правильным поступком идет одобрение, поощрение и благословение в его жизнь, а за неправильным следует наказание.

Как отец, я понимаю Божию иерархию власти, о которой пишет Апостол Павел: «Всякому мужу глава Христос, а жене - глава муж», и тогда папа с мамой - глава детям. Я правильно их воспитываю, правильно применяю наказание, когда это необходимо, и доверяю Богу в том, что когда я буду стареньким и не смогу работать, мои дочери будут воздавать мне добром и заботиться обо мне.

Наказанием для родителей, которые неправильно воспитывают детей, в том, что их дети могут не заботиться о них в старости. Такое наказание может быть потому, что нарушается Божий принцип воспитания детей.

Поэтому наш самый лучший вклад в будущее - это правильное воспитание наших детей. Нужно заботиться об их физическом здоровье, образовании и их духовном состоянии.

Все дети разные. Что ты можешь посоветовать родителям, чьи дети очень энергичные и непослушные?

Прежде всего, важно больше проводить времени вместе в активных играх и заниматься спортом. К сожалению, многие родители вопрос воспитания концентрируют на удовлетворении физических и интеллектуальных нужд и проводят мало времени в совместных играх с детьми. Но именно в совместном занятии играми или хобби возникает эмоциональная привязанность. Поэтому если дети себя плохо ведут, лучше пойти с ними поиграть в футбол или волейбол, и когда они выбегаются, идти домой и уже спокойно говорить о каких-то других вещах.

Наш самый лучший вклад в будущее - это правильное воспитание наших детей. Нужно заботиться об их физическом здоровье, образовании и их духовном состоянии.

А если у родителей разные взгляды на воспитание и нет общей позиции?

Папа с мамой должны видеть единство в вопросах воспитания и наказания.

Если жена наказывает наших детей, я просто говорю: «Мама права, её необходимо слушаться», если же я наказывают детей, то жена говорит детям: «Папа прав».

Но есть проблема, когда, допустим, папа наказал, а дети тут же бегут к маме. И она говорит: «Ой, папа плохой, а мама такая хорошая!» Дети тогда начнут манипулировать, не будет целостности в воспитании. Детей потом очень сложно будет выводить на искренние разговоры, они будут искать пути, чтобы расширитьсвои границы - допустим для того, чтобы поздно приходить домой или начинать курить сигареты.

А вы договорились с женой поддерживать друг друга в этом вопросе?

Конечно, с самого начала нашей совместной жизни, когда мы еще ждали детей в нашу семью, мы договорились, что у нас будет единое понимание в вопросах воспитания, и никто из нас не будет нарушать авторитет родителя в глазах детей.

Как вы поступаете в ситуациях, когда, например, кто-то из вас наказал ребенка, но другой родитель этого не знает? Вы потом говорите об этом?

Мы это обычно сообщаем друг другу. Допустим, если я с детьми весь день занимаюсь, тогда коротко рассказываю жене, как они себя вели. Вначале наедине, потом в присутствии детей, чтобы они как можно меньше видели разногласий между папой и мамой в вопросах воспитания.

Еще хотел сказать, что есть различные виды наказания . Первое - это замечание , когда мы словам пытаемся остановить ребенка, сказать, что его поведение неправильное, и он должен остановиться. Если это не помогает - предупреждение , когда мы сообщаем, что из-за своего поведения ребенок будет лишен определенных удовольствий - сладостей, или какой-то прогулки. После мы лишаем ребенка подвижности . Можно его посадить на стул, или поставить в угол. Когда он стоит в углу, его внимание не занято игрушками, мультфильмами, и у него есть время одуматься, поразмыслить о своем поведении. И уже последний момент - физическое наказание.

Важный момент - наказание должно быть соизмеримо с проступком. Чем более проступок может принести вред ребенку или семье, тем сильнее должно быть наказание. Тогда у ребенка фиксируется понимание, что этого делать нельзя.

Нужно чтобы дети как можно меньше видели разногласий между папой и мамой в вопросах воспитания.

Какой принцип в воспитании самый важный?

Всё начинается с понимания, что ребенок - дар от Бога, что мы должны принимать его с любовью, как подарок.

Нам необходимо молиться за детей и благословлять их. В Библии написано, что Иисусу приносили маленьких детей, Он возлагал руки и благословлял их. В моей семье действует этот принцип, потому что я верю в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Поэтому я благословляю своих детей, молюсь за них каждый день, а когда уезжаю в командировку или провожаю в школу, обязательно прошу, чтобы Бог их хранил от всякого зла.

В каждой семье вопросы, как и за что наказывать ребёнка – и наказывать ли вообще, как и за что хвалить и вознаграждать, - решаются по-своему. В разных культурах, в разных странах существуют определенные традиции, которые очень сильно отличаются друг от друга. Где-то детей вообще не принято наказывать до определенного возраста. Например, в Японии, не принято даже повышать голос на ребёнка – ни на своего, ни тем более на чужого. В некоторых странах законодательно запрещены любые телесные наказания. В нашей стране при обсуждении этого вопроса разгораются жаркие споры. Как-то исторически у нас в стране сложилось так, что наказание детей было само собой разумеющимся делом. Вспомним хотя бы отрывок из «Детства» Максима Горького, который все мы с ужасом читали в школе, когда дед наказывает Алексея за испорченную скатерть, да и не один такой пример даже в литературных произведениях школьной программы...

В последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону, но и сейчас немало людей считают ремень чуть ли не самым эффективным средством воспитания. Сегодня мы будем разбираться, отчего родители прибегают к таким жёстким мерам, бывают ли они оправданы, существуют ли альтернативы традиционному наказанию.

Казалось бы, в России не так давно возникло стремление к отмене чрезмерно строгого обращения с детьми, но идея далеко не нова. Ещё в 18-ом веке французский философ Шарль Монтескьё сказал следующие слова: «С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их».

Вместе с детским медицинским психологом Мариной Метнёвой бсуждаем вопросы воспитания...

"Прежде всего, я соглашусь с Монтескьё, что с детьми нужно обращаться мягко. Более того, я считаю, что наказание – это проявление слабости взрослого, более сильного человека по отношению к слабому ребенку. Всегда нужно конкретно смотреть, за что вы наказываете, как наказываете и можно ли этого избежать. В абсолютном большинстве случаев наказывать не нужно, а нужно разговаривать, обсуждать, объяснять... К сожалению, родители часто не умеют разговаривать с детьми. Они не научены этому, потому что и с ними в детстве так не поступали – их просто наказали и всё. После наказания ребёнок чувствует себя обиженным и оскорблённым. Обрубаются пути к анализу поступка. Может быть, он сделал что-то по неосторожности, или чего-то не знал, или не догадывался, что можно сделать по-другому. Разговор – это не список директив, приказаний «сделай уроки, отойди от компьютера, вымой посуду». Разговор – это слушать друг друга, стараться понять точку зрения друг друга. И начинать надо с самого рождения.

Когда речь идёт об угрозе жизни и здоровью – оправдана и резкая, категоричная реакция, но обязательно нужно объяснить, в чём опасность и за что наказывают.

Часто от родителей можно услышать, что они наказывают за обман. Это действительно неприятно, всегда раздражает, но надо понимать, почему дети врут, надо понимать мотивы лжи. Не во всех ста процентах, но в подавляющем большинстве случаев ложь продиктована страхом ребенка. Страхом быть наказанным. Он врёт – и его наказывают опять. Задача родителей – распознать этот страх, понять, почему ребенок боится рассказать, что не выучил уроки, прогулял школу, разбил чашку – сделал что-то на самом деле не такое уж и страшное. Если бы эти ситуации разбирались в диалоге, объяснялись причины, то, может быть, ребёнку и не было бы необходимости врать. Он понимал бы, что он встретит понимающего и доверяющего ему взрослого человека.

Родителям иногда трудно справиться с раздражением - это правда. У каждого свои особенности характера, и некоторые люди очень бурно реагируют на происходящее. В таких случаях родителям неплохо было бы научиться признавать свои ошибки, уметь сказать «я был не прав». Доверительные отношения тогда не уходят, ребенок понимает, что родители тоже живые люди, они могут сорваться, но могут и признать свою вину.

Торговаться с ребенком по поводу наказания чревато последствиями. Ведь «торговля» - это по сути шантаж. Побудить любого человека (не только ребёнка, но ребёнка в особенности!) что-то сделать по доброй воле – значит, обеспечить это действие или результат от действия переживанием положительных эмоций. Поймите, движущий мотив добровольных действий (я не имею виду страх) – это положительные эмоции , которые не обязательно связаны с материальным поощрением. Вы убираетесь в квартире, потому что вам приятно, когда чисто. Вы готовите обед, потому что вам нравится, когда вкусно. Да, ребенок может не хотеть убираться, это ещё не является для него ценностью. Попробуйте нащупать то, что может привлечь его. Можно сделать уборку вместе, общаясь и смеясь. Ребенок получает радость от того, что он в этот момент вместе с вами.

Неоправданны меры, когда в качестве наказания родители выбирают действия, которые должны бы приносить положительные эмоции . Например, провинился – прочитай 50 страниц или отожмись 10 раз. Получается, что эти действия начинают ассоциироваться с негативом. Задумайтесь, чего вы хотите от ребенка в этот момент. Научить его? Так не учат, так вызывают ненависть к учёбе и гимнастике.

Давайте признаемся себе честно: наказание часто имеет в своей основе желание выплеснуть своё раздражение, унизить, подавить ребёнка. Взрослые не признаются себе в этом, потому что это очень некрасивые чувства , но они, к сожалению, часто движут родителями при общении с ребёнком в конфликтной ситуации.

Телесные наказания многими родителями признаются опасными и недопустимыми, но опасны не только физические меры воздействия. Иногда родители перестают разговаривать с детьми в качестве наказания. Это убийственная мера. Известен случай, когда мать два месяца не разговаривала со своим ребёнком, и он покончил с собой. Психологические наказания могут быть ещё более жестоки, чем телесные.

Модель воспитания, наказаний и поощрений, родители нередко заимствуют из своего детства. Можно ли при этом взять хорошее и откинуть неэффективные и жестокие методы? На тренинге родительской компетентности я предлагаю такое упражнение. Вспомните себя, своё детство. Был ли в вашем детстве человек, с которым вам было очень хорошо? Который вас «непедагогично» баловал, подсовывал тайком «вредные» конфетки, всегда вас выслушивал, не осуждал? Кто был этот человек? Почти у каждого такой взрослый был. То ли папа, то ли дедушка, бабушка, соседка… Казалось бы, он нарушал все правила «правильной» системы воспитания, но с этим человеком вам было лучше всего. Почему бы вам не быть таким же «неправильным» педагогом для ваших детей? Человеком, который всегда погладит по головке, утешит, приласкает, что бы ни случилось. Пусть вашему ребенку в детстве будет хорошо именно с вами.

В нашей стране осталась точка зрения, что нельзя ребёнка баловать, нельзя ему потакать. Что значит потакать? Я полностью солидаризируюсь с Булатом Окуджавой, который в песне сказал: «давайте жить во всем, друг другу потакая, тем более что жизнь кроткая такая». Признайтесь, вам ведь самим хочется, чтобы вам потакали? Но сделать это для других редко кто из нас готов…

Конечно, надо разбирать каждый конкретный случай. Иногда, если речь идет об опасности для здоровья и жизни – только жёсткое объяснение, запрет, и при необходимости более жёсткие меры. А если речь идёт лишь о ваших представлениях, как должно быть – а кто сказал, что они истинны? Представления взрослых также могут быть искаженными. Например, одна мама требовала от дочки, чтобы она в три года аккуратно сидела за столом и умела держать вилку с ножом. Но это невозможно! Не надо путать наши иногда абсурдные желания и действительную необходимость.

В идеале при воспитании ребёнка родители должны обеспечить ему беспрерывный поток поощрений, за малейшее достижение. Никто не требует от вас траты денег, мы говорим о словесном поощрении, эмоциональном. Ваши похвала ничего не стоит, но очень важна для ребенка, это создает приятные эмоции в случае, если у ребенка что-то получается. Если же не получается, нужно его подбодрить: «Ничего страшного, в следующий раз обязательно сможешь!» Постарайтесь максимально оградить ребёнка от критики, иначе он даже пробовать что-то делать не захочет. Вспомните, у вас в три-четыре года, да и потом, всё получалось сразу?

Часто встаёт вопрос о приемлемости денежного вознаграждения в рамках семейных отношений. Если у вас с ребёнком доверительные отношения, он уверен в себе и умеет себя вести – мы сейчас имеем в виду уже старший возраст – то почему бы не поощрять его материально в силу своих возможностей? Вопрос не в этом. Проблема в том, чтобы сохранить эмоциональную близость, радость общения друг с другом, не подменять это лишь материальным вознаграждением – вот что важно. Всё остальное – это внешнее и очень вторично. При этом надо выполнять свои обещания, если договорились о чём-то с ребёнком – нужно держать своё слово .

Навешивать чувство вины на ребёнка – значит манипулировать им. Снимать ответственность с себя, сильного взрослого, и перекладывать её на слабого маленького.

Некоторые дети достаточно спокойно переносят наказания, повышенный голос, а у других, в силу их характера, даже малейшее недовольство взрослого вызывает слёзы. Есть чрезвычайно чувствительные дети, есть те, у которых защитные механизмы срабатывают лучше. Обязательно нужно учитывать характер ребёнка. Но это не значит, что если малыш или подросток спокойно воспринимает наказания, можно больше его наказывать.

Тревожность, страх, агрессия , негативизм, нежелание общаться с родителями – все эти негативные эмоциональные проявления – сигнал о том, что вы перегнули палку, что-то сделали не так, а, может быть, уже много раз сделали что-то не так.

Ошибочно мнение, что жесткое обращение в семье – это подготовка к жестокости мира. Подготовка к этому должна проходить с точностью до наоборот. Если в семье у ребёнка сформируется любовь к себе, самоуважение, если близкие его любят, поддерживают и принимают – тогда то страшное, что может произойти с ним за пределами семьи, будет переживаться психологически легче. Внешнему миру он сможет противостоять адекватно, как сильный и полноценный человек. Серьёзное и глубокое заблуждение думать, что тычками и унижениями родители готовят ребёнка к противостоянию жестокости мира. Так вы добьётесь прямо противоположного результата – превратите его в слабого, неуверенного, закомплексованного человека, жертву чьих-нибудь недобросовестных манипуляций.

Вовсе необязательно идеализировать окружающий мир, да, он не идеален. Но я - твоя мама, твоя бабушка, твой дедушка, папа – тебя люблю, и ты всегда можешь на меня положиться. Если ты столкнёшься с чем-то страшным – у тебя есть надёжный тыл. Модель поведения в семье воспринимается ребёнком как верная, правильная. Если вы будете унижать его и говорить, что дальше – в мире – будет ещё хуже, то он привыкнет, что его унижают, и к унижениям внешнего мира тоже будет относиться как к должному. Или будет агрессивным сам – смотря какую позицию займёт.

Желаю вам как можно меньше наказывать своих детей и бесконечно поощрять их – за всё хорошее, просто за то, что они есть в вашей жизни».

Наташа федоренко

На днях продюсер Яна Рудковская в интервью телеканалу «Дождь
рассказала , как она воспитывает пятилетнего сына Сашу, чтобы тот вырос « чемпионом» и « настоящим мужчиной» . Мальчик по прозвищу Гном Гномыч - так ребёнка называют родители Яна Рудковская и фигурист Евгений Плющенко - занимается фигурным катанием, одноимённый инстаграм (на самом деле страницу курируют его родители) и участвует в модных показах. Рудковская говорит, что наказывает ребёнка «маленьким тоненьким ремнём» и «тёмной комнатой» и в этом нет ничего страшного - её родители поступали так же и это не помешало ей «вырасти человеком».

Некоторые из нас только через много лет осознали: то, как с ними обращались в детстве, было настоящим насилием, и этот опыт отчасти сформировал их страхи и проблемы. Мы поговорили со взрослыми людьми, которые пережили насилие со стороны родителей. Они рассказали, за что их избивали, как они давали сдачи и отразилось ли всё это на их отношениях с собственными детьми.


Мария

Внешне наша семья была очень хорошей: папа - профессор, мама - инженер. Но били нас с сестрой за всё. Как-то на прогулке в конце апреля я упала в пруд, выбралась и прибежала домой греться. В итоге меня раздели и папа гонял по дому верёвкой. На руках и ногах остались полосы - такие фиолетовые синяки от верёвки толщиной в один сантиметр. Тогда мне было десять лет.

Били по любому поводу: чего-то не сделала, кому-то помешала, мама или папа нервничают. Однажды на даче я забыла убрать корзину с овощами в погреб, и мне эту корзину (настоящую торфянку) надели на голову. Подзатыльники давали каждый день, наверное. В итоге сестра тоже начала меня бить, ведь в семье это было в порядке вещей - она старше меня на девять лет. При этом нельзя сказать, что я была проблемным ребёнком - особо не шалила. Когда папа ушёл из семьи, побои закончились - мне было тринадцать. Эпизодически мама пыталась делать это и дальше, но однажды я её скрутила, заперла в туалете и запретила поднимать на меня руку. Наверное, она поняла, что я сильнее.

Когда бьют - очень страшно. От мамы и папы ожидаешь другого. Папа до сих пор не понимает, что было не так. Мама просто говорит, что жизнь была тяжёлая, но сейчас она всё осознала. Не знаю, почему развалилась семья родителей, но и у нас нет близких отношений, только формальное общение. В моей нынешней семье насилия нет, и я постараюсь, чтобы его никогда не было. Никому не пожелаю такой опыт, но я смогла вырваться.

Анна К.

Мне запомнился один эпизод из детства. Остальные случаи были довольно лайтовыми - иногда меня слегка шлёпали по попе, - а это было натуральное избиение, чуть ли не ногами, с ужасными криками. Я даже не помню, за что меня били, и мама тоже не помнит. Но самое ужасное, что после побоев она встала и обиженная ушла к соседям, сделав вид, что бросает меня. Всё время, пока мамы не было, у меня продолжалась истерика.

Когда мама вернулась, я в слезах валялась у неё в ногах, выпрашивала прощения и умоляла не уходить. Надо отдать ей должное: когда я в подростковом возрасте захотела эту тему обсудить, мама не вспомнила подробностей, но выслушала меня и попросила прощения. Потом сама пару раз вспоминала и очень раскаивалась. Наверное, поскольку мы проговорили этот случай, а мама признала свою вину и с определённого возраста смогла стать моим другом, я прошла через этот опыт без потерь.

Мне кажется, сейчас нам проще выбрать способ воспитания детей, чем нашим родителям. Много психологической литературы, написанной доступным языком, полно статей в интернете и вообще полезной информации. Мне как-то даже неловко говорить о вреде наказаний - очень хочется, чтобы это было очевидным для всех.

Андрей Колядин

До школьного возраста я рос с бабушкой в казачьей станице, именно она научила меня любви и доброте. Потом меня забрали родители - сначала мама, позже присоединился отец, который учился в аспирантуре и вскоре её окончил. Отец был кандидатом педагогических наук, но в воспитании детей понимал крайне мало. Я не могу сказать, что он бил меня часто или был плохим человеком, но иногда давал подзатыльники так, что я летел кубарем по комнате. Это продолжалось до подросткового возраста - пока я не смог дать сдачи.

Отец сделал для меня много хорошего и в целом был добрым человеком, но из-за поколачиваний я никогда его не любил. Он давно умер, но мне до сих пор сложно вспоминать о нём что-то хорошее. К человеку нельзя применять насилие, особенно если это ребёнок, который зависит от родителей и не может ни уйти, ни дать сдачи. Поэтому я решил никогда не поднимать руку на своих детей - у меня три дочки. Мы с женой сразу договорились, что если кто-то из нас будет ругать ребёнка, то второй должен встать на его сторону - даже если дочери делают что-то плохое, они должны чувствовать себя защищёнными.


Наталия

Системно меня не били, но периодически случалось. Запомнился случай, когда лет в пять я была с папой на горке и сильно ушибла палец. На следующий день не могла стоять и в сад, конечно, тоже идти не могла. Родителями это было расценено как симуляция, на меня наорали, избили меня ремнём и показательно поволокли в травмпункт, чтобы вывести на чистую воду. Рентген показал перелом пальца.

Ещё недавно я кормила свою маленькую дочь супом, она капризничала, и я испытывала сильное желание окунуть её лицом в этот суп. Конечно, удержалась, но желание было просто диким, будто под руку толкают. Через пару дней мама походя рассказала, как в три года макнула меня лицом в суп, чтобы я знала, как доводить её капризами.

Я считаю, что накатывающее иногда ощущение собственной никчёмности и непроизвольная вера в то, что более сильный имеет право меня задавить, - это из детства. Неумение отстоять свои границы, отсутствие уверенности в самом праве их отстаивать - тоже оттуда. Для меня почти невозможно отказать кому-то в просьбах. Мне дико сложно удержаться от насилия в отношении собственных детей, и это приходится прорабатывать с психологом. Я часто срываюсь и кричу на них, хотя осознаю, как это плохо, и мучаюсь из-за чувства вины, ведь я понимаю, что наказывать беззащитное существо просто подло. Кстати, в нашей семье в качестве наказания активно использовали игнор, то есть ребёнка просто не замечали, не реагировали на его обращения и просьбы, любые его потребности. Эта практика прорвалась в мои отношения с мужем. Я знаю, как это эффективно, и применяю этот приём часто, хотя знаю, как это ранит и обижает. Правда, пытаюсь с этим бороться.

Отец умер до того, как у меня сформировался осознанный подход к этой проблеме. А мама сначала либо обесценивала её, либо отрицала, но по прошествии времени начала признавать и даже извиняться. Думаю, я более-менее простила их за это.

Анна Синаревская

У меня была нормальная, по всем меркам благополучная семья, в которой, однако, практиковались телесные наказания, а точнее - ремень. Сложно вспомнить, как часто меня лупили - это происходило не регулярно, но и не считаные разы. Пик побоев пришёлся на 9–13 лет.

Моим воспитанием занималась в основном мама, поэтому наказывала она. Ближе к десяти годам у меня появились подростковые симптомы: я врала, прогуливала школу, плохо училась, хамила, ленилась и так далее. Дома были регулярные скандалы, и последним аргументом становился ремень. Кажется, мне влетало достаточно сильно, даже оставались следы. Папа и бабушка не вмешивались, видимо, считали, что это не их территория.

Это было унизительно и очень-очень обидно. Кажется, я даже сейчас могу заплакать, когда вспоминаю об этом. Трудно сказать, ощущаю ли я это как травму - мне вообще не нравится состояние обиженности и позиция жертвы. Но, возможно, если бы не это, я бы выросла более открытой и уверенной в себе. И у нас с мамой были бы более доверительные отношения. Сейчас они, кстати, хорошие - мы можем долго разговаривать, чем-то делиться, советоваться. При всём сказанном выше мама всегда умела быть и ласковой, и любящей. Но моя привычка закрываться от неё осталась ещё с тех времен.

Не могу сказать, что мы с мамой до конца проговорили эту тему, но о своей обиде я ей рассказывала. А она в каком-то разговоре призналась, что просто не знала, как на меня влиять. То есть её попытки воспитывать меня с помощью ремня - это от бессилия. Она была очень уставшей, утонувшей в бытовых проблемах женщиной, которая не справляется с дочерью-подростком, - это я теперь тоже понимаю.

И всё же самое плохое - в том, что у меня, как и у матери, нет внутреннего барьера перед физическим наказанием. Сейчас у меня маленькая дочка, которая, как и все дети, иногда доводит до белого каления. И я с огромным трудом побеждаю в себе желание отшлёпать её. Скажу честно, получается не всегда, но я очень стараюсь держать себя в руках. Конечно, ни о каком ремне речь не идёт - это, казалось бы, безобидные шлепки по попе (хотя, конечно, они не безобидные). Но я вынуждена постоянно вести борьбу с собой, чтобы потом рука не потянулась к ремню. Притом что моё отношение к телесным наказаниям резко отрицательное. Я очень не хочу ранить своего ребёнка и мечтаю, чтобы он был полностью открыт ко мне.


Надя

Меня били ремнём в тех случаях, когда родители считали, что я это заслужила. Как правило, речь шла о вранье. Каждый раз мне говорили, что бьют именно за ложь, а не за проступки. Чтобы получить удары ремнём, мне предлагалось лечь. Я убегала, так что отцу приходилось за мной гоняться по дому. Закончилось это, когда я смогла дать папе сдачи - мне было лет четырнадцать.

Когда я переехала в Израиль, поняла, что тут мой отец за такое обращение с ребёнком сидел бы до сих пор. На Украине, конечно, всё было иначе, и никто из соседей не обращал внимания на мои крики. Периодически мы обсуждаем это с родителями - они считают, что это происходило не больше пяти раз. А я помню о 2–3 случаях в год. Сейчас мама и папа говорят, что в каком-то советском журнале было написано: детей с моим характером нельзя исправить разговорами, а можно только бить.

В девятом классе, прогуляв урок и получив замечание в дневник, я выпила все таблетки, которые нашла в доме. К счастью, их было немного: на тот момент все были здоровы и я отделалась тахикардией. Родители об этом так и не узнали.

Наталия

Мама била меня за любую провинность. Если ей не нравился мой ответ на её замечание, она могла ударить меня по лицу рукой. Однажды она обручальным кольцом разбила мне губу - пошла кровь, но она не извинилась. Иногда она готовилась к побоям. Если я опаздывала домой с прогулки, у неё уже был приготовлен шланг от стиральной машины. Однажды мама избила меня папиными подтяжками, на них были металлические зажимы, и вся задница и ноги у меня были в ссадинах. Время от времени она закрывала меня в квартире без ключей на целый день. Я жаловалась бабушке, дедушке, папе, маминой сестре, они считали это неприемлемым, не раз говорили ей об этом, но ситуация не менялась.

Всё закончилось, когда мне было около семнадцати лет. Однажды, когда мама хотела ударить меня по лицу, я схватила её за руку и выкрутила. После этого она сказала, что больше так не будет. С мамой у меня всю жизнь были напряжённые отношения. Я выполняю свой дочерний долг, забочусь о ней, но любви не чувствую. Эту историю не обсуждаю, потому что не хочу обострять отношения. К тому же она уже пожилая и слабая.

В итоге категорически не приемлю любое насилие, в том числе моральное и какое-либо ущемление моей личной свободы. Как мне кажется, я выросла очень свободолюбивым и независимым человеком и ни разу в жизни не ударила и не шлёпнула своих детей.

Если вы сталкивались с насилием и чувствуете симптомы посттравматического стрессового расстройства, не откладывайте поход к психотерапевту.

Основными методами воспитания ребенка являются поощрение и наказание. И если с поощрением вопросов, в принципе, не возникает, то наказание у многих родителей ассоциируется с применением физической силы. Одним из видов такого наказания считается использование ремня, которым, пожалуй, нас всех в детстве пугали, а порой даже и применяли, если непослушание заходило далеко за рамки.

Нужно ли вообще наказание детей ремнем, ведь это уже насилие, а оно, как известно каждому родителю, может нанести психологическую травму ребенку на всю жизнь. Как доказали ученые,наказание ремнем , как и любое другое физическое наказание, не только опасно для здоровья ребенка, но и негативно влияет на его интеллектуальное развитие.

Наказание ремнем воспитывает страх

Применяя ремень как способ наказания своего ребенка, родители должны быть готовыми к тому, что через некоторое время он начнет их просто-напросто бояться. Кроме этого, боязнь постоянно сделать что-то не так, быть униженным и оскорбленным за свои проступки угнетает ребенка. Именно поэтому родители, прежде чем применять ремень, должны разобраться в ситуации, что именно ребенок сделал не так, попытаться поговорить с ним, узнать причину его поведения, а уже потом подумать о наказании, которое повлечет за собой раскаяние младшего в случившемся. В результате таких, казалось бы, простых подходов и правил, ремень не всегда является главным методом наказания.

Также психологи не рекомендуют наказание детей ремнем сгоряча, ведь в таком состоянии взрослые не всегда могут адекватно оценить происходящее, степень вины своего ребенка, а также правильно рассчитать силу. Подняв руку на ребенка однажды, взрослые потом долго мучаются чувством вины и сожаления о том, что действовали спонтанно и возможно нанесли серьезную физическую травму своему дитю.

Когда нужно применить ремень?

С другой стороны, никто не отменяет наказание детей ремнем, тем более, если на то существуют свои причины:

  • Когда поведение ребенка может принести угрозу для его здоровья или жизни;
  • Когда поведение ребенка угрожает здоровью или жизни окружающих;
  • Когда ребенок целенаправленно и осознанно делает назло родителям, не обращая внимания на любые уговоры и призывы старших.

Последствия наказания ремнем

Каким бы ни был проступок ребенка, важно не перейти тонкую грань наказания, ведь применяя ремень, родители дают понять ему, что, во-первых, физическая сила является чуть ли не единственным средством решения конфликта, а во-вторых, он обязан бояться родителей, которые в свою очередь бессильны перед шалостями ребенка. Кроме этого, наказание ремнем показывает, что ребенок слаб и не сможет дать сдачи тому, кто его бьет, а значит, унижать слабых можно и нужно.

Особенно важно четко разделять наказание и по половому признаку, ведь наказывая маленьких девочек ремнем и добиваясь тем самым идеального послушания, в результате можно воспитать девушку, которая не в силах противостоять насилию. В будущем, возможно, ее судьба сложится таким образом, что она подсознательно выберет роль жертвы и будет жить с мужем-деспотом. Что касается мальчиков, особенно если их наказывают мамы, то в будущем из покорного и послушного ребенка может вырасти мужчина, который будет искать для себя женщину, морально унижающую и оскорбляющую его.

Наказание детей ремнем фото:


  • Многие родители считают использование ремня идеальным и действенным методом наказания для своего ребенка

Праздничное настроение, букеты цветов на линейках, первый звонок и радость от встречи с друзьями-одноклассниками - на смену всему этому в начале учебного года быстро приходят школьные будни. А вместе с ними - невыполненные домашние задания, плохие оценки и неоправданные ожидания родителей. За этим нередко следуют и наказания. Но если раньше провинившегося ребенка ставили в угол и могли дать ремня, то сегодня, учитывая масштаб дискуссии о допустимости телесных наказаний и в свете развития ювенальной юстиции такие методы воспитания уже неприемлемы. Да и дети уже не те: для многих самое суровое наказание - лишение любимого гаджета.

Как сегодня наказывают детей и можно ли вообще это делать, разбирался сайт.

«Учительница указки о головы школьников ломала»

Меняются времена, а заодно и методы поощрения и наказания детей. Когда-то ребятня от вида розги и палки дрожала от ужаса и неукоснительно соблюдала дисциплину в школе, слушалась родителей. Розги сменили ремни с папиных брюк, а в некоторых семьях - кулаки.

За что и как имеют право наказать в школе?

Администрация школы вправе применить к ученику так называемое дисциплинарное взыскание. Этот вопрос регламентируется «Приказом о дисциплинарных взысканиях к учащимся» Минобра РФ. Поводом для взыскания могут быть неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных «локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности». Допустимые виды взысканий: замечание, выговор, отчисление.

Семейное насилие над детьми долго замалчивалось. Считалось, что признаваться в этом стыдно, а рассказать об избиении могли лишь синяки да ссадины на теле ребёнка, которые нередко старались не замечать ни соседи, ни учителя в школе.

Последние годы в России не умолкают разговоры о ювенальной юстиции, около десяти лет действует институт уполномоченных по делам несовершеннолетних. Общество задумалось о правах детей. И порой сами дети этим замешательством и открывшимися своими правами весьма успешно пользуются.

«Все знают свои права, но никто не знает теперь своих обязанностей, - сокрушается учитель русского языка и литературы Оксана Крюкова . - Дети понимают, что я не имею права их выгнать с урока, например. Фактически наказать непослушного ученика у нас возможности нет. И ладно, если родители понимают, что их сын или дочь - не сахар, а то ведь и они порой начинают ругаться с учителем и обвинять во всём».

«Была у меня в школе учительница биологии, статная, всегда с пучком и в строгом костюме. Её даже самые отъявленные хулиганы боялись как огня, а она указки о головы мальчишек ломала и к директору водила, зато биологию я до сих пор помню», - вспоминает 80-е годы Светлана Пузанова из Новомосковска.

Сегодня, конечно, такое представить в школе невозможно. Но где тонкая грань между допустимым и эффективным методом воздействия и как сейчас стоит наказывать детей?

Фото: Из личного архива/ Ефим Шаин

«К наказаниям детей на разных этапах отечественной истории были различные подходы. Поскольку воспитание традиционно являлось делом семьи, российская школа ориентировалась на семейные практики наказания детей, - рассказывает специалист по истории педагогики, профессор ТГПУ им. Л. Н. Толстого Ефим Шаин. - Веками и в семье, и в школе применялись, в том числе, и телесные наказания. Однако ещё Уставом 1864 года порка в российской школе была запрещена.

Учитель не имеет права:

поставить двойку по предмету «за поведение», привлечь к дежурству, оставить после уроков, ограничить допуск к занятиям. Также недопустимы и могут быть обжалованы оскорбление или унижение человеческого достоинства, не говоря о применении физической силы.

Действующий сегодня Федеральный закон об образовании предусматривает поддержание дисциплины на основе уважения человеческого достоинства детей, а применение физического или психического насилия по отношению к ним не допускается. В законе нет термина «наказание»; используется понятие мер дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.

В Семейном кодексе Российской Федерации речь идёт о способах воспитания детей родителями и предусматривается, что эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Поход - не награда

Советский педагог Василий Сухомлинский неоднократно подчёркивал, что детей нужно воспитывать только добром и лаской. Но он говорил лишь о школе, а как насчёт семьи?

Еще 15-20 лет назад провинившегося ребёнка ставили в угол, не выпускали гулять, а порой и ремнём проходились по «мягкому месту». Сейчас у детей, как правило, отбирают гаджеты или отключают интернет.

Многодетная мама Наталья Чуркова нашла другой способ.

«У меня два старших сына - 20 и 17 лет и 11-летняя дочка. По части наказаний больше всего достаётся первенцу. Когда у тебя рождается первый ребёнок, то в голове много амбиций и жёстких представлений, каким он должен быть, кем стать, - рассказывает Наталья. - Со старшим сыном мы пережили все «прелести» так называемого переходного возраста. Он начал курить, ругаться, связался с подозрительными ребятами, запустил учёбу.

Фото: Из личного архива/ Наталья Чуракова

А однажды они с друзьями разрисовали стены в школе краской и залили пеной из огнетушителя. Но об этом я узнала позже. Просто начала замечать, что с ребёнком что-то происходит. Разговоры не помогали, а материнская интуиция подсказывала, что сын мечется, места себе не находит. И тут возникла возможность отправить его в настоящий мужской поход в Крым. Когда он уехал, меня вызвали в школу и рассказали о том, что он натворил с приятелями.

Но к этому времени ситуация уже изменилась. Из похода он вернулся более спокойным и что-то осознавшим, мы поговорили, всё нормализовалось. Сейчас учится на третьем курсе университета, будет инженером-строителем».

По мнению матери троих детей наказание - это наказ. Применять наказание надо для того, чтобы ребёнок поступал правильно и не повторял ошибок.

«Конечно, не всегда хватает мудрости, выдержки и опыта, чтобы не накричать на ребёнка, не одёрнуть его грубо, но всё приходит. - признаётся Наталья. - На мой взгляд, крик и гнев - это бессилие взрослого человека, и, повышая голос, он поддаётся эмоциям. Я никогда не ругала детей за оценки в школе, если и срывалась, то скорее за этические проступки - нахамил, соврал».

Не ремнём единым

Что касается физических наказаний, то сегодня, хоть иные полагают, что семья - дело закрытое, и даже если кто-то кого-то бьёт, это дело личное, то защитники прав детей категоричны - побои необходимо пресекать и обращать внимание на семьи, где практикуют насилие над детьми.

В споре о наказаниях детей часто приводят в пример Японию, где детей до школы не принято за что-либо ругать. Но это другая страна, где своя история и традиции, уверены эксперты. Система наказаний и поощрений в каждой стране складывается по-своему, имеет корни, поэтому интегрировать одну систему в другую вряд ли удастся.

«Я работала в школе при ООН в Вене учителем русского языка, - делится опытом педагог и психолог Татьяна Юркова . - В австрийских школах более дружелюбная атмосфера. Детей не принято ругать и наказывать за ошибки.

Фото: Из личного архива/ Татьяна Юркова

Ошибки - это опыт, на котором мы учимся. Своих оценок ученики могут даже не знать, о них сообщают родителям, которые совместно с учителями помогают детям адаптироваться и развиваться. Преподаватели общаются с учениками на равных. Подростки знают, что с любой проблемой можно обратиться к учителю, который не накажет, а поможет. Учитель - это помощник, наставник, но не строгий контролирующий взрослый».

Как воспитывать ребёнка, и какие меры наказания применять, и применять ли, решать, безусловно, родителям. Но надо помнить, что теплом и лаской можно добиться куда большего, чем шлепками и пощёчинами.