Домой / Для голубых глаз / Полигамия и моногамия. Полигамная семья

Полигамия и моногамия. Полигамная семья

Как в обществе наладить механизм отсеивания тупых, ленивых и преступных мужчин?

Чем многожёнство отличается от полигамии? Что такое полигамная семья? Кто выбирает - мужчина или женщины? Была ли полигамия в ведической Руси? Как любовь связана с генетикой? Почему женщина - это фильтр? Как в старину отсеивали тупых, ленивых и преступных мужчин? Какая польза в полигамии для нации? Может ли быть карьера выше карьеры матери? Что объединяет идейно полигамные семьи? Георгий Сидоров проясняет особенности полигамных семей и пересказывает письма с благодарностями от своих читателей, которые уже создали такие семьи.

Георгий Сидоров писатель-историк: Надо начать с того, что само слово «многоженство», оно режет уши. Оно режет уши и мужчине и женщине. Это без разницы, когда мне говорят, что я многоженец. Если бы мне так кто-то сказал, мне было бы противно. Если женщина это слышит там, в гареме у кого-то, ей тоже противно. Дело - то совсем не в этом. Что такое полигамная семья? Когда женщины добровольно, добровольно выбирают себе. Одна, две женщины, три женщины приходят к какому - то мужчине и говорят: «Вот я пришла, потому что ты мне нужен». И другой нужен. И третей может быть нужен этот мужчина. Что такое любовь? Любовь - это прежде всего чувство мощной генетики. Той генетики, которая строит новая жизнь.

Женщина - это человек особый. Особой породы. Женщина как никто чувствует эту генетику. Не мужчина выбирал. Вот почему-то тут накат на меня. Многие женщины. Вот там наши мужики баб там ищут. Тащат себе. Ты там написал про многоженство, про полигамию. Да ничего я не писал. Я говорил, что на самом деле женщина выбирает. Женщина решает. Было время тысячу лет ведической Руси, когда именно женщина, выбирая совершенного мужчину, она напрочь отсекала мужчин дегенеративных. Вылетали все мужчины тупые, выпадали в осадок все мужчины ленивые. Выпадали мужчины из родов, где мужчины показали себя нехорошо. Например, были ворами или убийцами. То есть женщина их не. Она боялась родить дегенератов. Она боялась родить дрянь. Она приходила к мужчине, от которого она рожала детей, которыми она могла гордиться. Женщина была главным фильтром, потому что через нее рождаются люди новые.

И женщина не хотела рожать дегенератов, психопатов, извращенцев. Она не хотела. Она просто видела алкаша. Вот алкаш. Он не нужен. А ее подсовуют к алкашу. Он крутится около нее. Зачем от него рожать? Ведь любая женщина - это прежде всего мать будущих детей. Ведь высший статус женщины - это статус матери. Через женщину, это портал, откуда выходит душа, которая обличена в какое - то тело. И когда говорят, если женщина стала матерью, она потеряла, так сказать, карьеру. Я говорю какая может быть карьера. Выше карьеры, выше матери, карьеры матери нет такой карьеры. Это просто больные люди рассказывают какие - то сказки про какие-то карьеры. Эти карьеристские женщины все несчастные. У них нет нормальных детей, нет нормальных семей. У них все к чертовой матери летит кроме денег. А деньгами сыт не будешь. Получается, что деньги есть, а счастья нет. Квартира есть, машина есть, все есть, мужики есть, бегают кругом. Но никто не любит такую женщину.

Женщина расцветает только тогда. Когда ее любят. И когда она сама любит. А это может быть только в одном случае. Это если женщина встречает того, кто ей нужен. Масса писем приходит, значит к нам, ко мне. И мне говорят, Георгий Алексеевич, какой ты молодец. Ты нам рассказал как надо жить. Мы собрались трое. Мы живем. У нас все прекрасно. У нас отношения великолепные. У нас нет проблем. У нас нет скандалов. У нас все хорошо. Мы вместе катаемся на лыжах, вместе купаемся в бассейне. У нас общие друзья. У нас родились дети, они под присмотром. Родители побесились, успокоились. Но мы счастливы. И благодаря тебе. Ничего, думаю, я. Потом, под Новый год, мне звонок из Москвы. Не буду называть этого банкира, но этот банкир женился четвертый раз. У него четвертая жена. И с согласия тех трех, он взял эту девушку и женился на ней.

Там у него дети. Скоро появится здесь. И все они вместе, и все помогают ему. Объединяет всех в этих семьях общая идея. Идея жизни. Все они, вся четверка, они помогают ему вести дело это, банковское. А банкир надо сказать наш русский. Он творит чудеса, помогая нашим строителям. Не буду говорить кто такой. Не моя тайна. Но это все. Радость этой работы, она распределяется по всем. Все рады. То есть вектор, вот этот вектор долгосрочных программ, который у мужчины устремлен вверх. Вокруг вращаются вектора этих женщин. Они, помогая этому вектору, они поднимают сами себя на уровень другой. Выше, выше, выше, выше.

Мужская полигамность - один из самых распространенных стереотипов в обществе. Часто можно услышать от женской половины утверждение, что мужчина - «ходок» по своей природе. О полигамности женщин говорится реже, считается, что это - удел мужчин. Так ли это?

Что такое полигамность?

Полигамность - это склонность человека к множественным связям с противоположным полом. Понятие произошло от слова полигамия (греч. пολύς – много, γάμος - брак) – брак, в котором мужчина или женщина имеют несколько брачных партнеров. В природе феномен полигамности у самцов называется полигиния и такое половое поведение помогает сохранять вид через многочисленное потомство.

Человек полигамен или моногамен?

Вопрос, полигамен ли человек, вызывает интерес у биологов и специалистов-социологов. Однозначного ответа наука не дает, в большинстве случаев, считается, что моногамия превалирует, когда у индивида есть стремление продолжить свой род, но когда отношения становятся стабильными и дети подрастают, то может возникнуть последовательная полигамия: и новое потомство. Мужчины или женщины, которые не хотят разрушать семью, заводят внебрачные отношения, которые тщательно скрывают.

Причины полигамии

Что толкает человека к множественным связям или отношениям. Причин, обуславливающих полигамию несколько:

  1. Выживание . Начиная с древних времен, человечество пережило много войн, вспышек различных эпидемий, геноцид. Мужчины гибли в сражениях, дети умирали, и чтобы как-то восполнить баланс, в мужчинах просыпается инстинкт продолжения рода через связь сразу с несколькими партнершами.
  2. Традиции . Здесь играет роль религия и уклад общества. Полигамия поддерживается в ряде исламских государств, причины коренятся также в прошлом, когда превалировала высокая смертность населения. У некоторых народов до сих пор существует обычай: в случае смерти мужа, женщина вместе с детьми переходит под покровительство другого брата, становясь ему женой, даже если он на тот момент состоит в браке.
  3. Любовь сразу к нескольким . Такое тоже бывает, когда мужчина или женщина будучи в браке влюбляются в другого, при этом стремятся. Чаще это романы на стороне, которые держат в тайне, чтобы не причинять боль супругам.
  4. Престиж . В определенных бизнес-кругах наличие нескольких любовниц обеспечивает авторитет.
  5. Психологические комплексы . Психологи о полигамии в современном мире говорят как о комплексе неполноценности. «Дон Жуаны», «Казановы» боятся строить , которые означают ответственность и полигамность здесь это способ доказать окружающим «каков я хорош и пользуюсь успехом!»

Полигамность мужчин

Мужская полигамность, считают ученые, вызвана тем, что мужчин в процентном отношении к женщинам меньше. По статистическим данным разница небольшая (50:52), но мальчики рождаются более слабыми и смертность среди них в младенческом возрасте выше чем у девочек. Полигамия у мужчин - феномен в обществе тщательно поддерживаемый сильной половиной человечества. Мужская полигамность прослеживается историками со времен Ветхого Завета:

  1. Великий царь Соломон, по разным данным имел до 700 жен в гареме.
  2. Артаксеркс II персидский правитель династии Ахеменидов - 336 жен и наложниц, 150 детей.
  3. Владимир Красно Солнышко - прежде принятия крещения слыл великим распутником и погрязшим в блуде имел до 800 жен.

Полигамность женщин

Полигамия у женщин – менее распространенный феномен, порицаемый современным обществом и вызывающим у человека с европейским менталитетом отторжение. Понятие женской полигамности сопряжено с нелицеприятными эпитетами в их сторону. Основная причина, по мнению антропологов кроется в том, что женщина ищет биологически сильного с хорошей генетикой самца для продолжения рода, на этом пути она может сменить достаточное количество партнеров. Психологи разделили полигамных женщин на виды:

  1. «Белоснежка» - считает что «количество важнее качества». Женщина после 30 лет, которая в свое время не нагулялась. Практична. В мужчинах ценит щедрость: подарки, «выгулы в свет».
  2. «Альфа-самки» - часто это бизнес-леди, зрелая дама выбирающая партнеров помоложе. Она может себе позволить отношения сразу с несколькими «юнцами».

Виды полигамии

Полигамия - это адаптивное явление свойственное животному миру, и человек, как часть природы, склонен следовать проявлению своих инстинктов. Полигамия подразделяется на виды:

  1. Полиандрия – редкая форма брака, где женщина имеет несколько мужей. Франтернальная полиандрия – девушка выходит замуж за братьев, такой брак позволяет использовать земельную наследственность не деля ее. Женская полигамность, как тип отношений, практикуется у ≈ 50 народностей и официально узаконена в странах:
  • Тибет;
  • некоторые штаты Индии (Раджастан, Занскар);
  • Полинезия;
  • Нигерия;
  • районы крайнего Севера.
  • Полигиния – многоженство, распространено в восточных странах. Мужчине не возбраняется иметь до 4 супруг, большее количество разрешено только правящей элите. В тех странах, где распространена полигиния, большинство мужчин предпочитает иметь одну жену – это связано с экономическими причинами, не каждый может себе позволить содержать «большое семейство».
  • Групповой брак - несколько женщин и мужчин объединяются в семью, ведут общее хозяйство, воспитывают совместных детей. Такая форма брака сохранилась на Маркизских островах.
  • Полигамия - плюсы и минусы

    Полигамия с биологической и психологической точек зрения привлекательна для мужчин и имеет ряд преимуществ и достоинств в отличие от моногамии, и совсем немного недостатков. Чего же больше в реальности? Плюсы полигамии:

    1. Мужчина уверен в себе, его окружает ореол таинственности. Женщины интуитивно чувствует востребованность «самца» и это их привлекает.
    2. Забота, тепло и ласка обеспечиваемая женами или любовницами.
    3. Минуются сложности выбора, когда нужно предпочесть какую-то одну спутницу жизни.
    4. Разнообразие генофонда: потомство от разных «самок» обеспечивает «след в истории».
    5. При расставании с одной, остаются другие.

    Минусы полигамии:

    • если это не узаконенные официально отношения приходится лгать, изворачиваться;
    • боязнь быть разоблаченным;
    • большая трата денежных средств;
    • споры о наследстве;
    • в случае разорения, травм семья остается без обеспечения;
    • меньше времени уделяется детям.

    Полигамия в христианстве

    Полигамные отношения пресекаются христианской конфессией и считаются неприемлимыми. же изобилует примерами многоженства. Святейшие отцы объясняют это грехопадением человека, ведь еще в райском саду Бог заключил моногамный союз между Адамом и Евой. Ветхий Завет «пестрит» многобрачными отношениями и только в Новом Завете, согласно учению первого апостола Павла брак предстает священным таинством двух людей: «да прилепится муж к жене своей, а жена к мужу», все остальное это прелюбодеяния грех.

    Полигамия в иудаизме

    Среди евреев явление многобрачие - полигамия было распространено с древности. Нескольких жен могли себе позволить только зажиточные люди. Тора – священное писание иудеев предписывала иметь вторую супругу в случае, если первая была бесплодна или немощна. В XI веке раввин Меор Гершом постановил 1000-летний указ, в котором предписывалось иметь не больше одной жены и запрет на развод без ее согласия. Современные иудеи за то, чтобы вернуть многоженство с целью исправить демографическую ситуацию, сложившуюся в Израиле, по их мнению 1000-летний период уже закончился.

    Полигамия в исламе

    Полигамия у мусульман обычное и распространенное явление, основанное на древнем укладе. Распространено в областях, где женщин больше. Что представляет собой полигамия у мусульманских народов:

    • любой мужчина имеет право взять несколько жен;
    • каждый сам решает: воспользоваться этим правом или нет;
    • брачные отношения должны быть справедливыми и равными для всех;
    • если мужчина не может обеспечить более одной жены, для него многобрачие под запретом.

    В современном обществе есть такая формула: «моя вторая половинка», которая является догматической ловушкой для сознания. Когда-то, тёмные разрушили институт ведийского управления обществом и, так называемое, копное право. Потом они разрушили общины. В настоящее время идёт уничтожение семьи. Цель тёмных - превратить человечество в стадо баранов.

    Что такое семья? Это союз мужчины и женщины, точнее нескольких женщин и одного мужчины. Такими были семьи сотни тысяч лет нашего пребывания на земле. Почему так? Почему несколько женщин и один мужчина? Во-первых, чтобы отсеять мужчин-дегенератов. Чтобы от них не рождались дети. Дело в том, что наследственность, особенно психики, в большей степени идёт по мужской линии. В древности не мужчины выбирали женщину, а женщины выбирали себе мужчин. Потому что женщина знает и чувствует, от какого мужчины можно родить ребёнка, а от какого нельзя. Само понятие «семья» сложилось из определения: я седьмой - шесть женщин и седьмой мужчина. Понятие «жена» родилось от «женщину на», т.е. «возьми». Женщина - всегда подарок Создателя. Муж означает: мужчина у женщины или у женщин.

    Почему так когда-то сложилось? Всё просто. То, что у нас, у дураков, называется плотскими сексуальными утехами, на самом деле представляет собой обмен энергиями. И чем сложнее, чем талантливее, чем глубже по своему духу мужчина, тем больше требуется ему творческой энергии. Творческую же энергию дарит любящая женщина . Мужчина даёт женщине энергопотенциал стабильности. Мужская энергия строит женщине здоровье. Сжигает ненужные жировые отложения, помогает ей построить себе логическое и долгосрочное, т.е. программы жизни. Очень часто современные мужчины, чтобы получить достаточное количество творческой энергии, имеются в виду не самцы и сексуально озабоченные дегенераты, а нормальные люди, находят себе любовниц. И этим ликвидируют дефицит женской энергии в семье.

    Вот мы и подошли к главному. Моногамная семья, нормальная для мужчины обывателя, для человека у которого нет больших расходов энергии. Он тратит её только на то, чтобы сходить на работу, в туалет, поесть и поспать. Теперь понятно, что произошло. Наряду с возникновением мужских и женских монастырей, где там и там возникли извращенцы, и это извращение сейчас захлёстывает социум, возникли семьи, где сильные творческие личности задыхаются от недостатка творческой энергии. Тут либо стать Пушкиным, Байроном, Дягилевым, либо оставить творчество. Целью тёмных было именно это. К чему привёл дефицит в семье женской энергии? Фактически, к современному скрытому матриархату, где женщина потеряла своё предназначение. Она уже не любит своего близкого, а как самка его охраняет. Тем же самым занимается женатый мужчина.

    Вся любовь в современных семьях длится ровно столько, сколько работают в крови феромоны. Как их действие заканчивается, так начинается период разочарования, лицемерия и обмана. Потому что другой любви - настоящей, высокой, бесконечной и вечной, наши люди не знают.

    Когда же к мужчине приходило несколько женщин, они отлично знали, что идут к нему не для того, чтобы от него что-то взять, а для того, чтобы ему дать, наполнить его своей энергией, чтобы он в ней купался, погрузился в неё с головой. Чтобы он был защищён. В таких семьях на первое место выходили сердечные отношения, а не телесные. Как сейчас принято. Именно поэтому в наше время полигамные семьи никогда не разрушаются, потому что в них собираются люди, не пользовать друг друга, а дарить друг другу, т.е. по-настоящему любить.

    Думается, читатель понимает, что штамп: «это моя вторая половинка», относится к христианскому извращённому миру, где женщинам было вбито в голову, что мужчина является их собственностью. Любить его необязательно, главное, им обладать. То же самое было вбито в головы и мужчинам.

    И последнее, это вопрос к читателю. Представим, что мужчина встречает в своей жизни двух, трёх или даже больше женщин, которых он любил в прошлых инкарнациях. По общим законам Мироздания мужчина не имеет права от этих женщин отказаться. Они имеют право уйти от него, но не он. А если женщины не хотят от него уходить? Что тогда ему с ними делать? Именно по этой причине и возникают в наше время многие полигамные семьи. Где люди скрывают своё отношение от близких и друзей, очень часто рождаются дети где-то на стороне, и мужчина вынужден вертеться между своими женами как «белка в колесе». Имеются в виду семьи, где женщины живут раздельно, не вместе.

    Разрушение семьи это очень серьёзный фактор. Это та основная сила тёмных, через которую они пытаются разрушить то, что ещё уцелело от союза мужчины и женщины.

    Существует один миф о Будде.

    Однажды к нему пришла женщина, и сказала:

    Я хочу быть самой лучшей женой для своего мужа.

    Будда посмотрел на неё и засмеялся. Она возмутилась его смеху, и стала спрашивать, что в ней не так. Тогда он ей сказал:

    Есть несколько типов жен. Есть жёны-убийцы, есть жены-предатели, есть жены-друзья и есть жены-служанки. Ты относишься не к убийцам, и не к предателям, ты жена-друг, но друзья тоже предают. Из тебя не получится жены-служанки.

    Конечно, нет, - возмутилась женщина, - не хватало мне быть ещё и служанкой.

    И возмущённая, ушла от пророка.

    А Будда, обратившись к своим ученикам, сказал:

    Она не поняла, что самая лучшая жена для мужчины, это жена-служанка.

    До неё не дошло, что только служение долгосрочным программам мужа, помощь ему в их осуществлении подымает женщину до уровня богини. Только богиня может стать служанкой. Только богиня не знает, что такое эгоизм и самость. Только богиня может стать настоящей женой.

    Поэтому в полигамных семьях около мужчины собираются земные богини. Только им доступно не делить мужчину, не тянуть одеяло на себя, а всем вместе дарить мужчине свою любовь, вместе воспитывать его детей, не отдавая их в социум на растерзание, вместе с ним преодолевать все трудности и вместе с ним создать несокрушимый эгрегор вечной любви. Именно вечный, а не временный, построенный на химически активных веществах.

    Но читатель обязан знать, что и мужчина тоже должен быть богом. И не пользоваться женщинами, а без остатка дарить им себя. И если надо, за любую из них не задумываясь отдать свою жизнь. Только тогда возникнет та гармония, о которой написано выше.

    Тёмные уже давно взяли курс на разрушение отношений между мужчиной и женщиной, используя излюбленные свои приёмы: скрытность, ложь и лицемерие. И что мы сейчас имеем: вот как охарактеризовал западное общество Шейх Юсефаль-Кардауи:
    «Нет общества, в котором не существовала бы полигамия. На Западе осуждают полигамию и отвергают её. Однако на самом деле полигамия существует и в их обществе. Их полигамия отличается от нашей полигамии тем, что наша полигамия гуманна, а их - аморальна. Человек не берёт ответственность за полигамию, он имеет отношения более, чем с одной женщиной. Если они беременеют, он не берёт ответственность за ребёнка и не поддерживает женщину материально».

    Очевидно, прав был и Лев Николаевич Толстой, когда в послесловии к Крейцеровой сонате написал:

    «От этого-то и происходит, кажущееся сначала странным явление. Что у евреев, магометан, ламаистов и других... имеющих точное внешнее определение брака, семейное начало и супружеская верность, несомненно, твёрже, чем у так называемых христиан. У тех есть определённое наложничество, многоженство, ограниченное известными пределами. У нас же существует полная распущенность. И наложничество, и многожёнство, и многомужество не подчинённое никаким определениям, скрывающиеся под видом воображаемого единобрачия. Только потому что над некоторой частью соединяющихся совершается духовенством за деньги известная церемония, называемая церковным браком, люди нашего мира наивно и лицемерно воображают, что живут в единобрачии».

    О чём собственно речь?

    Да о том, что церковь, отлично понимая, что природу человека изменить нельзя, навязала ему такие рамки семейных отношений , которые привели к разрушению духовной связи между мужчиной и женщиной. Из выше изложенного понятно, что полигамия в нашем мире никуда не исчезла. Просто она приняла аморальные формы. Мы живёт в мире сплошных измен и предательств. Мало того, что церковь спровоцировала монастырями появление на земле голубых и розовых, она ещё выполнила заказ по созданию прецедента для будущего уничтожения семейных отношений.

    В чём собственно суть? Наверное, никто не станешь отрицать, что Создатель абсолютен. Он не ошибается. А раз так, почему он создал мужчину с полигамной психикой, а женщину с моногамной? Ответ уже известен. Он написан в первой части статьи. Мужчина тратит в своём подвижничестве и творчестве столько энергии, сколько одна женщина не в состоянии ему дать. Могла давать неограниченное количество энергии только Драупади. Известно, что у неё было 5 мужей Пандавов, которые купались в её энергии, и всем она была берегиней. Но Драупади родилась наполовину богиней, а человек, имеется в виду женщина, не обладает таким количеством энергии.

    Но это одна сторона медали. Вторая сторона, она тоже известна, отсечение от детородного процесса дегенератов мужчин, которых развелось в нашем обществе великое множество. Церковь, создав видимость моногамных отношений, дала каждому дегенерату женщину, чтобы он мог размножаться, это с одной стороны. С другой - она устроила так, что мужская природа создала так называемую форму христианской полигамии, аморальной и бесчеловечной. Теперь можно на это указать пальцем и сказать: «раз у нас такие семьи, где все друг друга предают, то зачем вообще человеку семья?» Как видно, одним выстрелом, сразу два зайца. И дегенератов пруд пруди, и брошенных женщин, видимо-невидимо.

    Есть ещё одна деталь: если женщина воспитывает без мужчины детей, то дети неполноценны. Это тоже неплохой довесок для системы. И посмотрим внимательно, во всём, что написано, нет ни слова о любви, между мужчиной и женщиной. Христиане, прекрасно зная психологию человека, так устроили, что у среднестатистических людей, тех, кого мы называем обывателями, в так называемых моногамных семьях, нет почвы для рождения настоящей высокой любви. Люди строят семьи в основном по зову тела, но не души.

    Химия же феромонов такова, что через несколько лет плотский магнит перестаёт действовать, а духовная связь с самого начала не была запрограммирована. Отсюда поиск и у мужчины, и у женщины, новых, построенных на химических веществах плотских вожделений, которые они считают любовью. Ясно, что произошла подмена. Этого-то и добивались тёмные. Отсюда цепь бесконечных измен, половая распущенность, институт проституции и не только женской, но и мужской, и т.д.

    Один из идеологов нового мирового порядка Жак Атоли в своей книге «У порога третьего тысячелетия» цинично написал, что современная семья себя исчерпала, потому что и мужчины, и женщины превратились в животных. Их интересуют только плотские наслаждения. И ничего больше. Поэтому такую семью надо уничтожить.

    Человек должен понимать, что с гибелью семьи рухнет последний кирпичик нашего общества. Та его составляющая, без которой он не может эволюционировать, потому что духовная эволюция человека, всегда проходит в семье. И люди, наверное, понимают, что не столько в моногамной семье, где нет никакого представления о высоких чувствах, сколько в орианской, бигамной или полигамной, где женщины любят не только мужчину, но и как подруги, друг друга. Никто никого не делит и не употребляет. Где нет хищных отношений между людьми, нет зависти, ревности и ненависти. Чтобы противостоять разрушению, пускай больной и несовершенной христианской семьи, нам надо научиться по-настоящему друг друга любить. Не через феромоны, а всеми фибрами своей души.

    Если у девушки есть парень, и парень неплохой, то нужно его любить так, чтобы он утонул в её любви с головой. Чтобы в их отношениях не возник дефицит женской энергии. Чтобы у него не было желания получить энергию где-то со стороны. Скажем прямо, это трудная задача. Но выполнимая. Если девушка с ней справится, то она сможет научить других девушек любить своих парней, в обход феромонов, бесконечно и вечно. Заодно она может научить и парней относиться к таким богиням как положено, по-настоящему их ценить.

    Сейчас главная задача научить женщин в моногамных семьях не быть хищницами, а быть богинями. Даже в моногамных семьях, которые далеко не совершенны и страдают массой недостатков, в какой-то степени это возможно.

    Думается, что любящим девушкам такое под силу. Если мы сохраним хотя бы здоровые моногамные отношения, то в будущем обязательно создадим для мужчин конкуренцию, посредством нормального отношения к надвигающейся полигамии, которая позволит человечеству, избавится от дегенератов и начать новый виток эволюции.

    Критерий типологии – количество брачных партнёров.

    Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

    Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

    Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

    Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

    Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

    Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

    В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

    Виды семей по критерию власти

    Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

    Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

    В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

    В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

    В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

    В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

    Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

    Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

    В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

    В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

    Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

    Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

    Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

    Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

    Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

    Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.

    · Значимый другой · Казуальные · Конкубинат · Куртизанка · Любовник (любовница) · Моногамия · Муж (супруг) · Однополые связи · Педерастия · Полиамория · Поливерность · Полигамия · Родство · Романтические · Семья · Сексуальный партнёр · Сожительство

    Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является - по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов, шахов и т. д.) ещё и теперь - неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жён (напр. у мусульман - четырьмя, хотя количество наложниц не лимитируется). У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.

    Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигамии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны - для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на полигамию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главной и считается хозяйкой в доме по преимуществу. Побуждения к полигамии могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее. Кроме того, обладание многими жёнами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к полигамии. Хотя между несколькими жёнами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как каждая жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех.

    Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причем не всегда достаточным является авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против полигамии. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жены считаются как бы наложницами.

    Стоит отметить, что причиной полигамии может быть сокращение мужского населения в результате войн. В войнах, как правило, погибают мужчины, а тем которые возвращаются домой победителями с добычей приходится брать себе несколько жен. Многие исламские страны находились практически всю свою историю в состоянии непрекращающихся войн, что поддерживало баланс когда женщин всегда больше чем мужчин.

    Многожёнство в Ветхом Завете и древности

    1. Авраам имел жену Сарру и наложницу Агарь
    2. Иаков имел две жены - Лия, Рахиль, и его наложницами были служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа). Бытие 29.30
    3. Соломон имел гарем из 700 жен и 300 наложниц. 3 Царств 11.3
    4. Давид имел 10 жён
    5. Ламех имел двух жён. Бытие 4.19
    6. Ровоам имел гарем из 18 жён и 60 наложниц
    7. Исав имел две жены Иегудифа и Васемафа Бытие 26.34
    8. Артаксеркс II , персидский царь, от своих 336 жен и наложниц имел 150 сыновей.
    9. Александр Македонский - гарем Александра числом более 360 наложниц держался при царе как часть из персидских обычаев, заимствованных македонским царем. Как пишет Диодор: «Каждую ночь они проходили перед кушеткой царя, так что он мог выбрать одну, с кем делил эту ночь»(см. Женщины Александра Великого).
    10. Повесть временных лет так пишет о жизни Святого Князя Владимира до крещения:

    «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

    Полигамия в исламе

    Ислам разрешает многожёнство (до 4 жен включительно) . В большинстве стран гражданское законодательство запрещает многожёнство, в некоторых (например, Саудовская Аравия) разрешает. В России же второй (и далее) брак заключиться не может без разрыва первого, то есть юридически полигамная семья существовать не может, однако фактически встречаются семьи, состоящие из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство. Если говорить применительно к Исламу, то такой брак должен соответствовать мусульманским канонам, то есть должны быть соблюдены определённые правила вступления в брак, чтобы он считался заключённым, иначе такое сожительство считается с исламской точки зрения запрещённым. Некоторые российские политики, к примеру, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, неоднократно выступали за внесение в Семейный Кодекс РФ поправок, узаконивающих многожёнство юридически. Большую поддержку подобные голоса встречают в среде российских мусульман: «Такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня есть у многих российских мужчин, а также брошенных детей» (сказал Верховный

    Семья как единица общества возникла очень давно. В древности люди поняли необходимость объединения в семьи с целью сохранения и приумножения рода, полученных от природы и добытых другими путями благ и т.д.

    Однако уже в древние времена образовалось несколько форм брака, подразумевающих либо наличие только двух партнеров и сохранение верности на протяжении всей жизни, либо присутствие нескольких супругов одновременно.

    Моногамия и полигамия как формы брака

    зародился еще в древние времена. Он послужил опорой для сохранения благ внутри рода, приумножения числа общины и других целей.

    Однако практически сразу появилось две формы:

    1. полигамия, когда у одного лица предусмотрено несколько партнеров;
    2. моногамия – сохранение верности одному партнеру всю жизнь.

    Это два противоположных понятия, которые вызывают множество споров по сей день. В некоторых культурах, странах на государственном уровне признается полигиния, в других она напротив запрещена. Это обусловлено формированием отношения к браку на национальном уровне, путем развития конкретного народа и другими факторами.

    В России не регистрируется. Однако моногамия в чистом виде в современных условиях также встречается редко. Это обусловлено допустимостью вступления в новый брак после завершения предыдущего, что уже не является моногамией.

    Цели и психология полигамного брака

    Такая форма семейных отношений имеет определенные цели и философию.

    Основной целью такого союза является уменьшение количества незамужних (неженатых) представителей определенного пола в нации.

    Кроме того, однозначно такая форма позволяет увеличить потомство в первых двух поколениях.

    Психология полигамного брака присуща больше . Это обусловлено подкреплением идеи на религиозном уровне и объяснением необходимости заключения подобных браков.

    Чаще всего подразумевается именно многоженство и женщина в таком союзе выступает, как ведомая и подчиняющаяся. Она полностью зависит от мужчины и лишена многих прав, которые доступны ему. Однако, с другой стороны, она полностью находится на его обеспечении.

    Сегодня полигамия проявляется не только в многоженстве, но и в смене партнеров, наличии параллельно нескольких отношений и т.д. Так как моногамия предполагает один брак на всю жизнь, то на сегодняшний день практически не встречается. Все остальные формы брака и отношений в той или иной мере являются полигамными.

    Плюсы и минусы

    Окончательный список преимуществ и недостатков такой формы брака, как полигамия определяет общество и человек лично. Для кого-то она неприемлема и недопустима, в других государствах и сложившихся традициях она является единственно верной. Среди относительных преимуществ можно выделить следующие:

    • повышение рождаемости в первых поколениях таких браков;
    • уменьшение количества незамужних (неженатых) представителей того пола, которого в нации меньше;
    • разнообразие в отношениях.

    Все преимущества являются субъективными. Сторонники моногамии могли бы отнести их к недостаткам.

    Однако в полигамии есть ряд минусов, с которыми могут согласиться даже ее сторонники:

    • возросшее количество заболеваний, передающихся половым путем;
    • сокращение роста популяции в третьем и последующих поколениях. Ученые доказали, что именно с этим связано, в первую очередь, появление моногамии. Полигамия дает большой прирост потомства в первых нескольких поколениях, но по ряду причин он сокращается в последующих;
    • необходимость содержать и поддерживать нескольких супругов или партнеров и т.д.

    Мнение эксперта

    Мария Локшина

    Эксперт по семейному праву с 2010 года

    В современном понимании понятия полигамия и моногамия в чистом виде уже редкость. Даже то, что подразумевается под моногамией, нередко является последовательной полигамией. Именно поэтому однозначно назвать плюсы и минусы обеих форм семейных отношений достаточно сложно.

    Признается ли полигиния в России

    В Российской Федерации такое явление, как полигиния, многоженство – недопустимо. Согласно СК РФ брак заключается исключительно между мужчиной и женщиной с условием добровольности, отсутствия близких родственных связей и т.д. Наличие нескольких партнеров у одного лица недопустимо и не признается государством. Такой брак зарегистрирован не будет.

    В каких странах признаются полигамные браки

    Недавно один знакомый долго рассуждал о преимуществах полигамных семейных отношений. Конечно, имелись в виду в первую очередь семьи, где у одного мужчины несколько женщин. Что же в действительности стоит за такой формой сожительства?

    Как выглядит полигамный брак?

    Как мы знаем, на Востоке мужчина может иметь . Правда, при условии, что он сможет их всех содержать. У нас совсем другие культурные понятия. Но все же полигамные семьи встречаются и у нас.

    Например, мужчина живет на две семьи. Они могут находиться в разных городах или даже странах, а могут и в одном городе. В обеих семьях могут рождаться дети. Иногда жены (как правило, официальная – только одна, или все браки – гражданские) знают друг о друге. Иногда - нет. Иногда только делают вид, что не знают. Таких семей у мужчины может быть и больше двух – три, четыре… Особенно если он обеспечен.

    Гораздо реже встречается ситуация, когда мужчина живет с обеими своими женщинами в одном доме. Кстати, не обязательно жен может быть только две. Например, руководители сект нередко создают себе целый гарем из наложниц, причем все дамы проживают на одной площади и рожают «гуру» детей.

    Если все «супруги» проживают вместе, то они обычно делят между собой семейные функции и обязанности. «Старшая» жена ведет дом, решает все «оргвопросы», «средняя», скажем, смотрит за детьми, а «младшая» служит в основном для постельных утех.

    При каких условиях женщина может добровольно согласиться стать «одной из»? По разным причинам. Например, она уже постарела, а мужчине еще нужен секс. Или у них нет детей, а он хочет ребенка. Или родились одни дочери, а он мечтает о сыне-наследнике… Часто она не представляет себе, как будет выживать в одиночку – нет своих денег, жилья и т.п. Если женщина еще молода, то ее может привлекать состояние мужчины, хочется жить в достатке. Бывают, конечно, и случаи, когда женщина просто любит этого мужчину и готова на все, чтобы остаться с ним – даже делить его с другими «женами».

    Плюсы полигамного брака

    На первый взгляд, в распространении масса плюсов. Решается проблема дефицита мужчин и женского одиночества, так как любая представительница прекрасного пола, если не найдет себе одинокого мужчину, всегда может стать членом такой семьи. Женщина «пристроена» материально, у нее есть крыша над головой, не приходится одной взваливать на себя все обязанности по хозяйству, заботы о детях, всегда найдется, кому помочь. Никто не заставит ее насильно исполнять супружеский долг – если ей не можется или нет настроения, муж просто отправится в спальню к другой «жене»… Кстати, совершенно не обязательно полигамный брак предполагает «секс втроем». Чаще всего у каждой из «жен» своя комната, а иногда и квартира, где она живет вместе с детьми.

    Мужчине незачем бегать по любовницам. Если одна из жен не устраивает его в постели, но она при этом, к примеру, хорошая хозяйка, то разводиться ни к чему, ведь можно найти еще одну жену, которая даже яичницу готовить не умеет, но зато сексуальная. А если с обеими дамами не о чем поговорить, то можно взять еще интеллектуалку, которая будет сопровождать мужа на приемы и званые ужины и развлекать его и его окружение умными беседами.

    Минусы полигамного брака

    А теперь давайте посмотрим на полигамию с другой стороны. О равноправных отношениях в таком браке не может быть и речи. Муж – хозяин и господин, а жены должны удовлетворять его нужды. Для этого он их и завел.

    Каждая нормальная женщина мечтает быть единственной и неповторимой для своего любимого мужчины. Каково сознавать, что ты никогда не будешь для него такой? Возможно, внешне женщина и соглашается принять правила полигамной игры, но внутри все равно нет-нет да и вскипит обида: почему я одна его не устраиваю, почему ему нужен для жизни кто-то еще?

    Вряд ли это будет способствовать повышению женской самооценки. Ведь если мужчине не хватает ее одной, то, значит, с ней что-то не так. А значит, она просто недостойна того, чтобы мужчина выбрал именно ее. Она – просто придаток к этому мужчине, причем не единственный.

    Получается, что полигамный брак дает преимущества прежде всего мужчине. Он получает одновременно домохозяйку, мать своих детей, любовницу, интересную собеседницу – причем не нужно искать ту, которая все это совместит в одном лице. Но идет ли тут речь о любви?

    Если человек действительно любит, то он принимает любимого вместе со всеми недостатками. К любимому человеку стремишься притереться в сексе, ему можно простить непрактичность или то, что он звезд с неба не хватает… Любят ведь по большому счету не за какие-то достоинства. Просто любят. И любящему не придет в голову искать партнера на стороне, потому что любовь дает ему все, что необходимо.

    Если вспомнить, то даже у турецких султанов были любимые жены, а остальные – так, потому что принято… Стремление к полигамии – не что иное, как следствие неспособности или нежелания любить. И для женщины принятие таких отношений, на мой взгляд, унизительно. Впрочем, каждый сам волен делать выбор.

    Критерий типологии – количество брачных партнёров.

    Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

    Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

    Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

    Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

    Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

    Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

    В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

    Виды семей по критерию власти

    Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

    Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

    В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

    В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

    В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

    В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

    Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

    Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

    В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

    В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

    Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

    Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

    Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

    Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

    Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

    Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.