Домой / Для зеленых глаз / Эмоции ребенка начинают формироваться еще в утробе. Как понять эмоции ребенка

Эмоции ребенка начинают формироваться еще в утробе. Как понять эмоции ребенка

С точки зрения исследователей эмоций, у младенцев можно наблюдать базовые, универсальные выражения лица - интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх. К примеру, при оценке поведения новорожденного выражение интереса наблюдалось на звук погремушки, отвращения - при сосании мыльного пальца исследователя, гнев наблюдался при тестировании приносящего максимальное неудобство рефлекса. Младенцы уже в первые недели жизни меняют выражение лица так, что многие родители интерпретируют это как радость, гнев, удивление, страх, печаль или интерес. Эти ранние выражения лица, несомненно, имеют рефлекторную природу и требуют более тщательного изучения и категоризации. Однако есть основания считать, что младенец рожден с удивительной степенью лицевой нейромускулярной зрелости и, более того, что движения лицевых мускулов частично объединены в узнаваемые конфигурации, которые позже в жизни станут значимыми социальными сигналами. Если эти выражения лица случаются редко у новорожденных, то к возрасту 2-4 месяца они очевидны. В одном из исследований младенцев снимали на видеопленку во время игр с мамами и незнакомыми. Впоследствии при просмотре фильма и слайдов с выражениями лица матери могли классифицировать каждое из выражений лица младенцев как одно из обнаруженных ранее при исследовании взрослых универсальных выражений. Такие же результаты были обнаружены при наблюдении за младенцами при приближении незнакомого и в игре «ку-ку». Результаты этих исследований дают основания утверждать, что выражения лица младенца могут быть легко узнаны и классифицированы при использовании тех же категорий, которые используются для взрослых.

Определено, что младенцы имеют положительные выражения лица чаще, чем отрицательные. В первые две недели жизни наиболее приятное для родителей положительное выражение лица ребенка в виде улыбки можно наблюдать в так называемый период парадоксального сна, сопровождаемого движениями глазных яблок. Такое выражение лица является отражением циклического изменения электрических потенциалов мозга. Улыбка редко наблюдается, когда младенец находится в бодрствующем состоянии с открытыми глазами. Хотя новорожденные и улыбаются, эта реакция является рефлекторной, часто вызванной поглаживанием щек или губ. Вследствие внутренней нейрофизиологической природы и несвязанности с изменением внешнего мира, она была названа эндогенной улыбкой.

В возрасте между шестью неделями и тремя месяцами улыбка ребенка становится экзогенной, вызванной внешними событиями. Однако среди всех внешних стимулов человеческое лицо, взгляд, высокий голос и щекотка вызывают улыбку с наибольшей вероятностью. В первые полтора месяца наиболее эффективен голос матери, а после 6 недель лицо более эффективно, чем голос. Таким образом, став экзогенной, улыбка становится преимущественно социальной. Морфология улыбки все еще не меняется, она выглядит все также, хотя меняется вызывающая ее причина. В три месяца с улыбкой происходит еще одно изменение и она становится тем, что называется инструментальным поведением. Младенец теперь улыбается для того, чтобы получить ответ от кого-либо, например ответную улыбку или слово от матери.

Около четырех месяцев улыбка становится частью гладко протекающего и скоординированного действия и может появляться одновременно с другими выражениями лица. Возникают более сложные, часто двойственные выражения, например улыбка с нахмуренными бровями. В возрасте 4-5 месяцев младенец начинает смеяться, особенно в ответ на социальное взаимодействие, неожиданное изменение зрительной стимуляции и щекотку. В 7-9 месяцев он начинает смеяться скорее в предвосхищении появления лица матери при игре в «ку-ку», чем в ответ на завершение всей игровой последовательности. Однако после первого дня рождения дети улыбаются и смеются над событиями, причиной которых были они сами.

Считается, что изменения улыбки в младенческом возрасте происходят благодаря развертыванию врожденных тенденций. Основанием для такой точки зрения могут быть данные о значительном сходстве направления и времени изменения улыбки у младенцев, выросших в самых различных социальных условиях и условиях окружающей среды, и результаты наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть или имитировать улыбки, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свои улыбки. Если до 4-6 месяцев улыбки слепых младенцев были сравнимы с улыбками зрячих и проходили те же стадии и временные периоды развития, то после этого возраста у слепых стали наблюдаться угнетение и приглушенность выражения лица, улыбки были менее выразительными.

В отличие от улыбки смех не наблюдается от рождения и, по-видимому, не проходит через эндогенную фазу. Впервые он появляется в ответ на внешний стимул примерно между четвертым и восьмым месяцами. Вначале, от четырех до шести месяцев, он наиболее легко вызывается тактильной стимуляцией, такой как щекотка. В возрасте от семи до девяти месяцев более эффективными становятся звуковые события, а от десяти до двенадцати месяцев смех с наибольшей готовностью вызывается зрительными сигналами. Как и у улыбки, его форма мало меняется от времени появления в течение жизни. Он есть и у слепых, и у выросших вместе с животными детей. Смех также становится видом инструментального поведения уже в раннем возрасте.

Различные степени выражения недовольства, вплоть до плача, наблюдаются, как и улыбка, от рождения, проходят подобный курс развития и морфологически мало меняются в течение всей жизни. Они становятся экзогенными видами поведения, вызванными внешними причинами, раньше, чем улыбка, и считается, что инструментальное использование плача можно видеть уже в три недели от рождения. К третьему месяцу жизни каждое из этих выражений и вся последовательность, к которой они относятся, готовы и выступают как социальное и инструментальное поведение, чтобы помочь младенцу проводить и регулировать свою часть взаимодействия с матерью.

Первой формой человеческого активности является проявление эмоций ребенка. Новорожденный начинает свою жизнь с крика. В первые дни он безусловно-рефлекторный характер, является результатом спазма голосовой щели, который сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик является первым проявлением негативных эмоций: спазмы вызывают чувство стеснения. В этом случае еще невозможно различить мышечную реакцию й эмоциональное отношение, поскольку у новорожденного отсутствует какой жизненный опыт. В первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле. Причиной крика есть голод, мокрые пеленки и тому подобное. При нормальном воспитания приглушенный "уа" новорожденного незаметно переходит в плач, выражающий различные страдания (физическую боль и др.).

Первые эмоции новорожденного негативные, ему важно показать, что ему грозит, не удовлетворяет его. Доброжелательная внимание, любовь и заботу взрослого вызывают в него положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом является улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она свидетельствует, что малыш выделил объект (взрослого), направил на него свою активность.

Наибольшую радость родители испытывают от улыбки ребенка. Она появляется позже крика, как правило, примерно в конце 1-го месяца жизни на появление матери и звук ее голоса, выражая положительные эмоции. Первые улыбки ребенка возникают как реакция на ласковый выражение лица взрослого, и только через неделю-полторы ребенок начинает улыбаться, еще не увидев взрослого, а только почувствовав его приближение. Улыбка - не просто выражение удовольствия ребенка, а инструмент отладки ее взаимодействия с окружающими людьми. С ее помощью ребенок дает знать о себя, свои приятные чувства к близкого взрослого. Она является первым социальным жестом, свидетельствует об окончании периода новорожденности и начало младенческого периода. На ее основе производится особое поведение ребенка (специфический акт поведения в отношении взрослого) - комплекс оживление.

Комплекс (лат. Сотриlexus - сочетание, связь) оживление - система положительных эмоционально-двигательных реакций ребенка в ответ на появление в поле зрения людный, что наклоняется, разговаривает, улыбается.

Возникает он в конце 1-го - начале 2-го месяца жизни ребенка. Его признаками являются сосредоточение взгляда на лице человека, радостные звуки, гуление, живая мимика, улыбка, быстрые и энергичные движения ножек и ручек. Эта сложная реакция свидетельствует о выделения человека (как правило, взрослого, который ухаживает за ребенком) по окружающей среде и установления специфического связи в ней, о необходимости общения. С этого времени ребенок не только устойчивее фиксирует свое внимание на человеке по сравнению с другими предметами, но и меняет доступные ей в первые недели активно-негативные реакции, пассивное восприятие на активно-позитивные контакты с действительностью. Если активность ребенка на первых порах по преимуществу недовольными органическими потребностями и сопровождается негативными переживаниями, то со временем ее движения все чаще осуществляются на фоне эмоционального комфорта, обусловленного не только удовлетворением естественных потребностей, но и присутствием человека.

Принципиально важное значение для дальнейшего развития ребенка имеет комплекс оживления - основное новообразование периода новорожденности, появление которого является психологическим критерием окончания периода новорожденности.

Кризис новорожденности

Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, потому что в основных жизненных функциях ребенок долго будет оставаться несамостоятельным существом. Основные особенности их жизнедеятельности дают основания выделять новорожденность как особый возрастной этап, наделенный всеми характерными признаками критического возраста.

Кризис новорожденности не открыли, а обосновали теоретически как особый период в психическом развитии ребенка, его признаком является потеря ребенком веса в первые дни после рождения.

Кризис новорожденности - относительно короткий период в жизни ребенка (1-2 месяца), который характеризуется психологическими изменениями, которые выражены в лишении ребенка основных средств общения со взрослыми, беспомощности, переходе от пренатального к постнатального развития и тому подобное.

Социальная ситуация развития новорожденного неповторима. Биологически он совершенно беспомощен, не может удовлетворить ни жизненной потребности без помощи взрослого, поэтому максимально социальным существом. При определенной зависимости от взрослых ребенок лишен основных средств общения с ними, прежде всего человеческой речи. На этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения основывается их дальнейшее развитие в этом возрасте.

Именно в своеобразии ситуации развития Выготский видел самую особенность возрастного периода. Эта ситуация создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. Центром ситуации развития новорожденного является взрослый. Большую часть времени он спит и просыпается, чтобы поесть. Новорожденный совсем беспомощный, без опеки взрослого может погибнуть. Взрослый, прежде всего мать, организует его жизнь во всех аспектах: кормит, вызывает и поддерживает активность, создает предпосылки для новых впечатлений. Поэтому этот период считается переходным между внутриутробным и внеутробной жизни ребенка.

Период новорожденности предвещает начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни ребенка. Основной его особенностью является отсутствие поведения, ребенок проявляет только ее инстинктивные формы - безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы - наследственная форма реагирования на воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.

С ростом и развитием инстинктивные формы поведения исчезают, что открывает возможности для формирования новых (социальных) форм поведения.

Предпосылкой формирования условных рефлексов является зрительное и слуховое сосредоточение на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления грудью. В дальнейшем оно сопровождает все многогранные собственно человеческие формы поведения.

Центральным и основным новообразованием периода новорожденности является индивидуальное психическое жизни. Речь идет о том, что в период новорожденности ребенок существует индивидуально, отдельно от организма матери, сливается с социальным жизнью людей, которые его окружают. Кроме того, индивидуальная жизнь как первая и самая примитивная форма социального существования является психическим жизнью, потому что только оно может быть частью социальной жизни близких людей.

Новорожденному присуще лишь зарождение психической жизни (выразительность движений, состояние радости и печали, гнева и страха, удивления и размышлений; инстинктивные движения, связанные с голодом, избытка, удовольствием и т.п.). Эти проявления можно наблюдать сразу после рождения. Психическая жизнь новорожденного имеет очень своеобразный характер, о чем свидетельствуют: недифференцированность и нерасчлененность переживаний (своеобразное сочетание влечения, аффекта и переживания; неумение выделить себя и свои переживания среди объективных вещей, неспособность дифференцировать социальные и физические объекты; нерасчлененность восприятия ситуации в целом).

На основе первоначально аморфного восприятия ситуации загадать происходит различение ребенком более или менее ограниченных явлений, которые она воспринимает как особое качество на этом фоне. Закон структурности (различение фигуры и фона) является, по мнению Л. Выготского, примитивной особенностью психической жизни, исходным пунктом дальнейшего развития сознания. Критерием определения возрастной границы периода новорожденности он предлагал брать степень социального развития ребенка. Новорожденный еще не имеет никаких специфических форм социального поведения. Его психическое жизнь связана преимущественно с подкорковыми отделениями мозга.

К концу 1-го - начале 2-го месяца в психическом и социальной жизни ребенка наступает переломный момент, что проявляется в ее специфической реакции на человеческий голос. Сутью реакции являются улыбки в ответ на разговор взрослого человека. В конце 1-го месяца крик одного ребенка может вызвать соответствующий крик другой. Такая реакция является верхней границей периода новорожденности, который знаменует начало нового возрастного этапа развития ребенка.

Сущность социальной ситуации развития в период новорожденности характеризуется физическим отделением от организма матери, интеллектуальными формами поведения, которые переходят в социальные, зарождением психической жизни.

Когда малыш начинает сознательно улыбаться и выражать свое удивление , родители приходят в восторг . Ведь так интересно наблюдать за радостью , удивлением и даже гневом маленького человечка .

Эмоции закладываются еще в утробе матери и являются врожденными сигналами , которые выражают реакцию человека на посылы из окружающего мира . "Сигнализаторами " эмоций являются мимика , голос и движения тела . В основном с первых дней жизни дети задействуют именно голосовые эмоции .

К концу первого месяца жизни ребенок смотрит на лица родных и хочет повторить их выражения . Через месяц кроха способен подарить осмысленную улыбку родителям . Трехмесячный карапуз уже смеется и активно изучает незнакомые места и людей . Малышу становится скучно без мамы и он может капризничать и требовать ее внимания различными звуками , движениями ручек и ножек .

В четыре месяца ребенок настолько любопытен , что часто отвлекается даже от любимого лакомства - маминого молока . Во время кормления кроха может вертеться по сторонам и отворачиваться на появляющиеся звуки . Именно с этого периода время кормления может увеличиться на 10 -20 минут .

К пяти месяцам ребенок радуется при встрече с другими детьми , выражая свой восторг звуками . Ваше чадо узнает вас среди незнакомых людей и обязательно выразит свои положительные эмоции . Однако иногда вы можете заметить некоторые перепады настроения у своего малыша .

Шестимесячный ребенок начинает бояться незнакомых ему людей и сообщает об этом маме и папе . Карапуз будет чаще проситься к вам на ручки и показывать свои желания .

Ближе к восьми месяцам малыш способен заметить исчезнувший предмет в комнате , а уход родителей воспринимает с волнениями и плачем . Девятимесячный ребенок показывает свои достижения в игре родителям , ожидая от них похвалы .

В конце первого года жизни дети способны воспринимать запреты , наблюдают за реакцией мамы и папы на свои действия . Получив желаемое , годовалый карапуз испытывает радость , но недовольно реагирует , если родители не выполняют его требований .

Очень важно научиться разумно реагировать на чувства и эмоции своего ребенка . Не делайте из своего чада идеального ребенка , загоняя в жесткие рамки правильного поведения . Постоянными одергиваниями и наказаниями за бурные проявления чувств вы рискуете сделать так , что малыш будет скрывать свои эмоции . Постепенно из раскрепощенного и оптимистично настроенного ребенка может вырасти эмоционально зажатый и неуверенный в себе человек .

Психологи советуют избегать проблем с эмоциональными проявлениями , устанавливая контакт с малышом с момента зачатия . Учите своего карапуза различным эмоциям и общайтесь с ним с помощью определенной интонации , которая подходит для конкретной ситуации .

Характеризуя эмоции новорожденного, мы были вынуждены признать скудость психологических знаний. Лучше изучена эмоциональная жизнь младенца. Сейчас принято считать, что ведущими факторами развития эмоциональной сферы ребенка являются, во-первых, действие генетических программ развития, а, во-вторых, взаимодействие ребенка с взрослыми людьми. Характер этого взаимодействия в свою очередь обусловлен процессами подражания и заражения ребенка эмоциям взрослого, тем как взрослый удовлетворяет органические и познавательные потребности ребенка.

Ранее отмечалось, что в первый месяц жизни младенца доминируют отрицательные эмоции. Положительные эмоции появляются со второго месяца жизни и постепенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В 3-5 месяцев ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует о неспособности младенца различать эмоции взрослого. В тоже время он уже может дифференцировать оттенки положительных эмоций взрослого. Доминирование положительных эмоций в этот период времени обусловлено тем, что именно они побуждают ребенка к общению и вместе с этим выполняют собственно коммуникативные функции, т.е. выступают как средство общения. В этот же период времени, от начала второго до шести месяцев отрицательные эмоции выполняют только функции оценки и побуждения, что не требует их тонкой дифференцировки. Поэтому они весьма примитивны. И только со второго полугодия, когда отрицательные эмоции начинают выполнять коммуникативные функции и регулировать начало предметно-манипулятивной деятельности младенца начинается их интенсивная дифференциация. Так во втором полугодии появляются такие эмоции как обида, ревность, огорчение и агрессия. Все это, по-видимому, является следствием первых шагов самовыделения младенца, становления его «Я».

Поскольку одним из факторов развития эмоциональной сферы младенца является его взаимодействие с взрослыми, остановимся на фактах экспериментального изучения

А.И.Сорокиной влияния эмоционального поведения взрослого на развитие эмоций младенца.

Положительные и отрицательные эмоции взрослого как фактор развития эмоций младенца

В первом полугодии младенцы эмоционально реагируют на любые формы внимания к ним взрослого. Интересно отметить, что на безразличие, проявляемое взрослым к ребенку, младенец реагирует уже в первом полугодии. Не случайно, поэтому говорят, что худший вид оценки - это ее отсутствие. Начиная со второго полугодия, младенец дифференцирует положительные и отрицательные эмоциональные состояния взрослого. На развитие этой способности у ребенка большое влияние оказывает характер и интенсивность общения ребенка с взрослым. У детей, испытывающих дефицит общения, к примеру, воспитывающихся в домах ребенка, способность к дифференцировке эмоциональных состояний взрослого формируется позже. Такие дети и во втором полугодии все еще положительно реагируют на негативные состояния и реакции взрослого человека, в то время как «семейные» в это время все ярче и разнообразнее проявляют отрицательные и амбивалентные (смешанные) эмоции: они обижаются, жалобно хнычут, сердятся, обнаруживают оттенки недоверия и смущения. Репертуар отрицательных эмоций сирот значительно беднее. В основном это проявления испуга, скованности и слабого недовольства. Таким образом, интенсивность общения взрослого с ребенком можно рассматривать как фактор дифференциации эмоциональной сферы младенца.

Развитие эмоций ребенка как средство его общения с взрослым

Уже в первом полугодии число эмоций проявляемых младенцем при адресованных к нему эмоций взрослого больше, чем при неадресованных эмоциях взрослого. Однако во втором полугодии это различие становится статистически значимым во всех видах эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком, кроме безразличия. В сравнении с первым полугодием расширяется и репертуар эмоций младенца.

О приоритетном развитии эмоций как средства общения говорит тот факт, что неадресованные эмоции взрослых все еще вызывают эмоциональные реакции полугодовалых детей из детского дома, но уже во втором полугодии они остаются безразличными к ним. Семейные дети эмоционально реагировали на неадресованные действия взрослых и в первом и во втором полугодиях. Таким образом, развитие эмоций у детей идет не по пути подражания эмоциям взрослых, а по пути развития эмоций как средства общения.

Эмоции младенца и формы общения с взрослыми

Известно, что ведущим видом деятельности ребенка до года является так называемое непосредственно-эмоциональное общение. При этом взрослый выступает для ребенка как заботливый и любящий его родитель. Эмоциональная сторона общения является ведущей и именно поэтому столь велика роль положительных эмоций. Начиная со второго полугодия, с появлением элементов предмет-но-манипулятивной деятельности эмоциональный аспект в общении начинает уступать свое место деловому аспекту. Взрослый выступает не только как любящий и заботливый родитель, но и как образец для подражания. В рамках

«делового» общения отрицательные эмоции выражены ярче, чем положительные, они включаются в коммуникативную сферу ребенка. Отрицательные эмоции используются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения желаемого ребенком контакта. Таким образом, освоение эмоций становится необходимым условием коммуникации, что и объясняет их интенсивное развитие.

Уже отмечалось, что развитие эмоций возможно не только в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми, но и в результате развертывания заданной природой программы, в силу ее генетической обусловленности. Но, прежде всего несколько общих замечаний об эмоциях как таковых. Есть несколько «вечных» вопросов, возникающих при обсуждении эмоций. Первый из них, что такое эмоция?

Эмоция - это системное свойство организма, которое охватывает по меньшей мере три компонента: переживание или осознаваемое ощущение эмоции; процессы, протекающие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других системах организма; выразительные комплексы, которые отражаются в мимике, пантомимике человека".

Второй вопрос - это вопрос о врожденности - приоб-ретенности эмоций. Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают тезис Ч-Дарвина о врожденности и универсальности фундаментальных эмоций (удивление, страх, отвращение, презрение, гнев, радость и др.). Однако по мере приобретения опыта люди научаются подавлять или изменять особенности этих врожденных эмоций.

Третий вопрос - это вопрос о «плохих» и «хороших» или о положительных и отрицательных эмоциях. Есть

Смысл разделять эмоции на те, которые облегчают конструктивное поведение (положительные эмоции) и затрудняют его (отрицательные эмоции).

Четвертый вопрос - это вопрос о влиянии эмоций на человека. Эмоции оказывают влияние на тело, активируя автономную нервную систему, которая, в свою очередь, изменяет ход деятельности эндокринной и нервно-гуморальной систем. Понятно, что в связи с этим эмоции влияют и на различные аспекты психической жизни, в том числе:

На восприятие. Известно, что обрадованный человек склонен воспринимать окружающий мир сквозь розовые очки. Опечаленный или страдающий склонен интерпретировать замечания других как критику в свой адрес, а испуганный видит лишь сам пугающий объект (эффект «суженого зрения»);

На познавательные процессы. Скажем, тот же испуганный человек не в состоянии проверить различные альтернативы своего поведения. У разгневанного человека появляются только «сердитые мысли». А в состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект практически не способен к обучению или исследованию;

На личность. Здесь нужно иметь в виду два вида факторов. Первый из них - генетический, который влияет на выработку порогов чувствительности в отношении различных эмоций. Второй - личный опыт и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере. Тут же заметим, что эмоциональные ответы людей влияют не только на личностные характеристики и социальное развитие ребенка, но и на интеллектуальное развитие.

Коль скоро роль и значение эмоций в жизни человека столь велико, то возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. И в этом смысле эмоции вторичны по отношению к потребностям. В то же время становится понятной генетическая обусловленность эмоциональной жизни разных детей. Так, по мнению К.Изарда эмоции:

Удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности);

Гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определенное место);

Интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением.

Все сказанное свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребенка. Врачу, родителям или педагогу важно уметь не только «читать» эмоции ребенка, но и знать их феноменологию. Поэтому так важен вопрос о характеристике некоторых фундаментальных эмоций и их значении в детском возрасте. В связи с анализом психического развития младенца остановимся на трех из них - интересе, радости и страдании.

Интерес - возбуждение

Известно, что врожденные эмоции интереса в первые 3-4 месяца жизни генерируют перцептивную и сенсо-моторную активность младенца. Но уже в 4-9 месяцев ребенка интересует только то, что он может наблюдать многократно. Это означает, что объекты для него приобретают привлекательность вследствие повторных контактов и становятся интересными в связи с их узнаванием. Именно этот механизм составляет основу эмоциональной привязанности ребенка. Взрослый может наблюдать появление реакции радости на лице ребенка на собственную активность, а взаимодействие радости и интереса поддерживает повторение активности.

Только в девятимесячном возрасте ребенок начинает интересоваться собственно новым. Что следует из этого факта? Во-первых, происходит переключение внимания ребенка на активный характер деятельности с предметами: ребенок начинает ими манипулировать, бросает и т.п. При этом он внимательно прослеживает путь брошенного предмета. Во-вторых, известные ребенку схемы действий подвергаются модификации с целью воздействия на окружающую его среду новым способом. В-третьих, интерес к новизне становится мотивом подражания, что важно для процесса социализации ребенка.

Эмоция радости

Нельзя научить или натренировать ребенка быть счастливым, невозможно показать прямые пути, ведущие к достижению радости. Но, развлекая ребенка, вовлекая его в игры и забавы, организуя благоприятную обстановку, можно способствовать возникновению у него позитивных эмоций. Радость, улыбка и смех тесно связаны между собой. И потому говоря о радости, нельзя не сказать об улыбке и смехе младенца.

В настоящее время реакцию улыбки считают врожденной и универсальной. Рефлекторные движения лица, напоминающие улыбку, могут появляться и во время сна. Такого рода движения лица впервые появляются от 2-х до 12 часов после рождения.

Собственно улыбка вызывается в первую неделю жизни рядом звуков, в том числе и человеческим голосом.

Широкая ясная улыбка возникает примерно на 3-й неделе в ответ на высоко поставленный голос взрослого. На 5-й неделе сам по себе голос взрослого утрачивает способность вызывать улыбку, и младенец реагирует на него уже звуковым ответом. К 5-й неделе улыбку вызывает ряд зрительных стимулов, в том числе и разные человеческие лица. На 2-3-м месяце ребенок начинает улыбаться самопроизвольно. Наиболее эффективным стимулом для вызова улыбки остается человеческое лицо. Между 2-м и 5-м месяцами улыбка младенца вызывается более или менее дифференцированно любым человеческим лицом. Примерно на 4-5 месяце младенец начинает выделять лицо матери среди других и после этого уже не склонен улыбаться другим, чужим людям.

Итак, мы видим, что улыбка проходит свой путь развития, первый этап которого связан с появлением эндогенной, спонтанной улыбки, носящей врожденный характер, которая может наблюдаться во время сна, в том числе и в парадоксальной его стадии. Второй этап - это социальная улыбка, обращенная к взрослому вообще, а третий - это появление селективной улыбки. Как диагностировать тот или иной вид улыбки?

Некоторые авторы выделяют три вида улыбки: «кармашек», «лодочка» и «полумесяц». Если первая отмечается постоянно на протяжении всего периода младенчества и составляет 55-60% случаев, а вторая имеет тенденцию спада со второго полугодия жизни, то третья, напротив, отсутствует в первом полугодии, а к концу первого года жизни составляет более 30% от общего числа. Таким образом, улыбка ребенка становится все более дифференцированной по форме, что облегчает процесс общения ребенка с матерью и другими взрослыми.

О развитии смеха. Выше уже говорилось о времени появления первого смеха. Есть данные о том, что ребенок отвечает смехом на игру с ним уже в 5-ти недельном возрасте. Установлено, что разные раздражители вызывают смех в разных возрастах. Например, тактильные стимулы вызывают смех в 6,5 мес., слуховые - в 7 мес., социальные - в 8 мес., а зрительные - в 10,5 мес. Таким образом, подтверждается гипотеза о связи моторного развития ребенка с развитием смеха. Игры, вызывающие смех, способствуют социальному развитию ребенка еще и потому, что именно смех, также, кстати, как и страдание, стимулирует ребенка быть инициатором установления контакта с матерью.

Эмоция страдания

Если интерес - это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то страдание является столь же часто испытываемой отрицательной эмоцией. Первая причина возникновения страдания новорожденного - сам акт рождения. Известно, что новорожденные, помещенные в комнату с репродуктором, имитирующем биение сердца матери, быстрее прибавляют в весе и меньше кричат, чем в обычных палатах. Итак, отчуждение, будь оно физическое или психологическое, является одной из основных и наиболее общих причин страдания.

Другой важной причиной страдания является неудача - реальная или воображаемая. Для младенца формами выражения страдания могут быть крик, плач, жалобные нотки в голосе, печальный вид лица.

С точки зрения последующего личностного развития ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.

Один из них - это социализация страдания через наказание. Этот тип имеет место, когда родители выражают свое негативное отношение к страданию ребенка или даже наказывают его за это. К чему это может привести? Ребенок попадает в тупиковую ситуацию, у него нет возможности выразить свое страдание, его заставляют прибегать к притворству, изоляционизму, что вызывает апатию и усталость. Если же родители сочетают наказание с помощью в преодолении страдания, то ребенок со временем может достичь уверенности в себе.

Другой тип социализации - это поощрение проявления страданий у детей. Если родители при этом ограничиваются только ласковыми словами и сочувствием, то с возрастом это может привести к развитию инфантильности.

В то же время, если родители борются с отрицательными раздражителями, то и у ребенка появляются более широкие возможности и в выражении страдания и в борьбе с ним. Возрастает вероятность того, что он станет честным, готовым прийти на помощь, смелым и устойчивым к фрустрации.

Наконец, нередко можно видеть, как родители целуют, обнимают, похлопывают своего плачущего ребенка, вместо того чтобы просто попытаться преодолеть страдание или хотя бы сделать понятной для ребенка его причину. Воспитанный таким образом ребенок вряд ли будет пытаться сам преодолеть страдание, скорее всего он будет искать успокоение в действиях, не связанных с причинами страдания, но как-то облегчающих его. Например, алкоголизм, наркомания и т.п. замещающие действия.

О связи страдания с другими эмоциями

Иногда можно видеть равнодушие молодых матерей к плачущим младенцам: мол, поплачет и успокоится. Но если ребенок плачет, будучи оставлен один, то страдание может вызывать страх. Закрепление такой связи может привести к постоянному страху перед любой новой ситуацией и любой неопределенностью. В то же время связь между страданием истрахом может привести к потере сме лости. Образуется цепочка: боль - страдание - страх. Ребенок начинает бояться любой ситуации, которая может привести к переживанию боли.

Если же родители выказывают свое презрение или безразличие когда он плачет, ребенок может привыкнуть к чувству переживания стыда всякий раз, когда ему захочется плакать. Таким образом, страдание становится возбудителем стыда, а это может в свою очередь сделать ребенка боязливым или застенчиво болезненным. Частое переживание страдания, связанного со стыдом, может воспитать неуверенность, и даже презрение к самому себе.

О крике младенца

В разбираемом нами возрасте наиболее распространенной формой выражения страдания является крик. На первом году жизни различают три типа крика: «хочет спать», «хочет есть» и «мокрый». Матери лучше узнают крики, где взаимодействие с малышом осложнено его заболеванием. Вообще матери лучше узнают плач ребенка, если между ними и детьми существуют благоприятные эмоциональные связи. В первом полугодии для крика характерно дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения. Во втором полугодии крик начинает утрачивать свое сигнальное значение. Вместе с тем усиливается роль улыбки как регулятора совместной деятельности ребенка и матери.

Характеризуя эмоции новорожденного, мы были вынуждены признать скудость психологических знаний. Лучше изучена эмоциональная жизнь младенца. Сейчас принято считать, что ведущими факторами развития эмо­циональной сферы ребенка являются, во-первых, действие генетических программ развития, а, во-вторых, взаимодей­ ствие ребенка с взрослыми людьми. Характер этого взаи-

модействия в свою очередь обусловлен процессами под­ражания и заражения ребенка эмоциям взрослого, тем как взрослый удовлетворяет органические и познавательные потребности ребенка.

Ранее отмечалось, что в первый месяц жизни мла­денца доминируют отрицательные эмоции. Положитель­ные эмоции появляются со второго месяца жизни и посте­пенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В 3-5 ме­сяцев ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует о неспосо" ности младенца различать эмоции взрослого. В тоже вре­мя он уже может дифференцировать оттенки положитель­ных эмоций взрослого 1 . Доминирование положительных эмоций в этот период времени обусловлено тем, что имен­но они побуждают ребенка к общению и вместе с этим выполняют собственно коммуникативные функции, т.е. выступают как средство общения. В этот же период вре­мени, от начала второго до шести месяцев отрицательные эмоции выполняют только функции оценки и побуждения, что не требует их тонкой дифференцировки. Поэтому они весьма примитивны. И только со второго полугодия, ког­да отрицательные эмоции начинают выполнять коммуни­кативные функции и регулировать начало предметно-ма-нипулятивной деятельности младенца начинается их ин­тенсивная дифференциация. Так во втором полугодии появляются такие эмоции как обида, ревность, огорчение и агрессия. Все это, по-видимому, является следствием пер­вых шагов самовыделения младенца, становления его «Я».

Поскольку одним из факторов развития эмоциональ­ной сферы младенца является его взаимодействие с взрослы­ми, остановимся на фактах экспериментального изучения

А.И.Сорокиной влияния эмоционального поведения взрос­лого на развитие эмоций младенца".

Положительные и отрицательные эмоции взрослого как фактор развития эмоций младенца

В первом полугодии младенцы эмоционально реа­гируют на любые формы внимания к ним взрослого. Ин­тересно отметить, что на безразличие, проявляемое взрос­лым к ребенку, младенец реагирует уже в первом полуго­дии. Не случайно, поэтому говорят, что худший вид оценки - это ее отсутствие. Начиная со второго полуго­дия, младенец дифференцирует положительные и отрица­тельные эмоциональные состояния взрослого. На разви­тие этой способности у ребенка большое влияние оказы­вает характер и интенсивность общения ребенка с взрослым. У детей, испытывающих дефицит общения, к примеру, воспитывающихся в домах ребенка, способность к дифференцировке эмоциональных состояний взрослого формируется позже. Такие дети и во втором полугодии все еще положительно реагируют на негативные состояния и реакции взрослого человека, в то время как «семейные» в это время все ярче и разнообразнее проявляют отрицатель­ные и амбивалентные (смешанные) эмоции: они обижают­ся, жалобно хнычут, сердятся, обнаруживают оттенки не­доверия и смущения. Репертуар отрицательных эмоций сирот значительно беднее. В основном это проявления ис­пуга, скованности и слабого недовольства. Таким обра­зом, интенсивность общения взрослого с ребенком можно рассматривать как фактор дифференциации эмоциональ­ной сферы младенца.

Развитие эмоций ребенка как средство его общения с взрослым

Уже в первом полугодии число эмоций проявляемых младенцем при адресованных к нему эмоций взрослого больше, чем при неадресованных эмоциях взрослого. Од­нако во втором полугодии это различие становится стати­стически значимым во всех видах эмоционального взаи­модействия взрослого с ребенком, кроме безразличия. В сравнении с первым полугодием расширяется и репертуар эмоций младенца.

О приоритетном развитии эмоций как средства об­щения говорит тот факт, что неадресованные эмоции взрослых все еще вызывают эмоциональные реакции по­лугодовалых детей из детского дома, но уже во втором полугодии они остаются безразличными к ним. Семейные дети эмоционально реагировали на неадресованные дей­ствия взрослых и в первом и во втором полугодиях. Та­ким образом, развитие эмоций у детей идет не по пути под­ражания эмоциям взрослых, а по пути развития эмоций как средства общения.

Эмоции младенца и формы общения с взрослыми

Известно, что ведущим видом деятельности ребенка до года является так называемое непосредственно-эмоци­ональное общение. При этом взрослый выступает для ре­бенка как заботливый и любящий его родитель. Эмоцио­нальная сторона общения является ведущей и именно по­этому столь велика роль положительных эмоций. Начиная со второго полугодия, с появлением элементов предмет-но-манипулятивной деятельности эмоциональный аспект в общении начинает уступать свое место деловому аспек­ту. Взрослый выступает не только как любящий и заботли­вый родитель, но и как образец для подражания. В рамках

«делового» общения отрицательные эмоции выражены ярче, чем положительные, они включаются в коммуника­тивную сферу ребенка. Отрицательные эмоции использу­ются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения желаемого ребенком контакта. Таким обра­зом, освоение эмоций становится необходимым условием коммуникации, что и объясняет их интенсивное развитие.

Уже отмечалось, что развитие эмоций возможно не только в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми, но и в результате развертывания заданной природой про­граммы, в силу ее генетической обусловленности. Но, прежде всего несколько общих замечаний об эмоциях как таковых. Есть несколько «вечных» вопросов, возникаю­щих при обсуждении эмоций. Первый из них, что такое эмоция?

Эмоция - это системное свойство организма, кото­рое охватывает по меньшей мере три компонента: пере­живание или осознаваемое ощущение эмоции; процессы, протекающие в нервной, эндокринной, дыхательной, пи­щеварительной, сердечно-сосудистой и других системах организма; выразительные комплексы, которые отража­ются в мимике, пантомимике человека 1 .

Второй вопрос - это вопрос о врожденности - приоб­ретенное™ эмоций. Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают тезис Ч.Дарвина о врожденности и универсальности фундаментальных эмоций (удивление, страх, отвращение, презрение, гнев, радость и др.). Однако по мере приобретения опыта люди научаются подавлять или изменять особенности этих врожденных эмоций.

Третий вопрос - это вопрос о «плохих» и «хороших» или о положительных и отрицательных эмоциях. Есть

смысл разделять эмоции на те, которые облегчают конст­руктивное поведение (положительные эмоции) и затруд­няют его (отрицательные эмоции).

Четвертый вопрос - это вопрос о влиянии эмоций на человека. Эмоции оказывают влияние на тело, активи­руя автономную нервную систему, которая, в свою оче­редь, изменяет ход деятельности эндокринной и нервно-гуморальной систем. Понятно, что в связи с этим эмоции влияют и на различные аспекты психической жизни, в том числе:

    на восприятие. Известно, что обрадованный человек склонен воспринимать окружающий мир сквозь ро­ зовые очки. Опечаленный или страдающий склонен интерпретировать замечания других как критику в свой адрес, а испуганный видит лишь сам пугающий объект (эффект «суженого зрения»);

    на познавательные процессы. Скажем, тот же испу­ ганный человек не в состоянии проверить различные альтернативы своего поведения. У разгневанного человека появляются только «сердитые мысли». А в состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект практически не способен к обучению или ис­ следованию;

    на личность. Здесь нужно иметь в виду два вида фак­ торов. Первый из них - генетический, который вли­ яет на выработку порогов чувствительности в отно­ шении различных эмоций. Второй - личный опыт и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере. Тут же заметим, что эмоциональные ответы людей влия­ ют не только на личностные характеристики и соци­ альное развитие ребенка, но и на интеллектуальное развитие".

Коль скоро роль и значение эмоций в жизни челове­ка столь велико, то возникает вопрос о возможной обслу­живающей связи эмоций с первичными потребностями человека. И в этом смысле эмоции вторичны по отноше­нию к потребностям. В то же время становится понятной генетическая обусловленность эмоциональной жизни раз­ных детей. Так, по мнению КИзарда эмоции:

удивления, страха, отвращения обслуживают потреб­ности организма в самосохранении (себя, вида, результа­тов своей деятельности);

гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к груп­пе, желание занимать в ней определенное место);

интереса, радости связаны с потребностями в позна­нии, с любознательностью и исследовательским поведе­нием 1 .

Все сказанное свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребенка. Врачу, родителям или педагогу важно уметь не только «читать» эмоции ребенка, но и знать их феноменологию. Поэтому так важен вопрос о характе­ристике некоторых фундаментальных эмоций и их значе­нии в детском возрасте. В связи с анализом психического развития младенца остановимся на трех из них - интересе, радости и страдании.

Интерес - возбуждение

Известно, что врожденные эмоции интереса в пер­вые 3-4 месяца жизни генерируют перцептивную и сенсо-моторную активность младенца. Но уже в 4-9 месяцев ре­бенка интересует только то, что он может наблюдать мно­ гократно. Это означает, что объекты для него приобретают привлекательность вследствие повторных контактов и ста-

новятся интересными в связи с их узнаванием. Именно этот механизм составляет основу эмоциональной привязанно­сти ребенка. Взрослый может наблюдать появление реак­ции радости на лице ребенка на собственную активность, а взаимодействие радости и интереса поддерживает повто­рение активности.

Только в девятимесячном возрасте ребенок начинает интересоваться собственно новым. Что следует из этого факта? Во-первых, происходит переключение внимания ребенка на активный характер деятельности с предмета­ми: ребенок начинает ими манипулировать, бросает и т.п. При этом он внимательно прослеживает путь брошен­ного предмета. Во-вторых, известные ребенку схемы дей­ствий подвергаются модификации с целью воздействия на окружающую его среду новым способом. В-третьих, инте­рес к новизне становится мотивом подражания, что важ­но для процесса социализации ребенка.

Эмоция радости

Нельзя научить или натренировать ребенка быть счастливым, невозможно показать прямые пути, ведущие к достижению радости. Но, развлекая ребенка, вовлекая его в игры и забавы, организуя благоприятную обстанов­ку, можно способствовать возникновению у него позитив­ных эмоций. Радость, улыбка и смех тесно связаны между собой. И потому говоря о радости, нельзя не сказать об улыбке и смехе младенца.

В настоящее время реакцию улыбки считают врож­денной и универсальной. Рефлекторные движения лица, напоминающие улыбку, могут появляться и во время сна. Такого рода движения лица впервые появляются от 2-х до 12 часов после рождения.

Собственно улыбка вызывается в первую неделю жизни рядом звуков, в том числе и человеческим голосом.

Широкая ясная улыбка возникает примерно на 3-й неделе в ответ на высоко поставленный голос взрослого. На 5-й неделе сам по себе голос взрослого утрачивает способность вызывать улыбку, и младенец реагирует на него уже зву­ковым ответом. К 5-й неделе улыбку вызывает ряд зри­тельных стимулов, в том числе и разные человеческие лица. На 2-3-м месяце ребенок начинает улыбаться самопроиз­вольно. Наиболее эффективным стимулом для вызова улыбки остается человеческое лицо. Между 2-м и 5-м ме­сяцами улыбка младенца вызывается более или менее диф­ференцированно любым человеческим лицом. Примерно на 4-5 месяце младенец начинает выделять лицо матери среди других и после этого уже не склонен улыбаться дру­гим, чужим людям.

Итак, мы видим, что улыбка проходит свой путь раз­вития, первый этап которого связан с появлением эндоген­ной, спонтанной улыбки, носящей врожденный характер, которая может наблюдаться во время сна, в том числе и в парадоксальной его стадии. Второй этап - это социальная улыбка, обращенная к взрослому вообще, а третий - это появление селективной улыбки. Как диагностировать тот или иной вид улыбки?

Некоторые авторы выделяют три вида улыбки: «кар­машек», «лодочка» и «полумесяц». Если первая отмечает­ся постоянно на протяжении всего периода младенчества и составляет 55-60% случаев, а вторая имеет тенденцию спада со второго полугодия жизни, то третья, напротив, отсутствует в первом полугодии, а к концу первого года жизни составляет более 30% от общего числа. Таким об­разом, улыбка ребенка становится все более дифференци­рованной по форме, что облегчает процесс общения ре­бенка с матерью и другими взрослыми.

О развитии смеха. Выше уже говорилось о времени появления первого смеха. Есть данные о том, что ребенок отвечает смехом на игру с ним уже в 5-ти недельном воз-

расте. Установлено, что разные раздражители вызывают смех в разных возрастах. Например, тактильные стиму­лы вызывают смех в 6,5 мес, слуховые - в 7 мес, соци­альные - в 8 мес, а зрительные - в 10,5 мес. Таким обра­зом, подтверждается гипотеза о связи моторного разви­тия ребенка с развитием смеха. Игры, вызывающие смех, способствуют социальному развитию ребенка еще и пото­му, что именно смех, также, кстати, как и страдание, сти­мулирует ребенка быть инициатором установления кон­такта с матерью.

Эмоция страдания

Если интерес - это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то страдание является столь же часто испытываемой отрицательной эмоцией. Первая при­чина возникновения страдания новорожденного - сам акт рождения. Известно, что новорожденные, помещенные в комнату с репродуктором, имитирующем биение сердца матери, быстрее прибавляют в весе и меньше кричат, чем в обычных палатах. Итак, отчуждение, будь оно физичес­кое или психологическое, является одной из основных и наиболее общих причин страдания.

Другой важной причиной страдания является неуда­ча - реальная или воображаемая. Для младенца формами выражения страдания могут быть крик, плач, жалобные нотки в голосе, печальный вид лица.

С точки зрения последующего личностного разви­тия ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.

Один из них - это социализация страдания через нака­ зание. Этот тип имеет место, когда родители выражают свое негативное отношение к страданию ребенка или даже на­казывают его за это. К чему это может привести? Ребенок

попадает в тупиковую ситуацию, у него нет возможности выразить свое страдание, его заставляют прибегать к при­творству, изоляционизму, что вызывает апатию и уста­лость. Если же родители сочетают наказание с помощью в преодолении страдания, то ребенок со временем может достичь уверенности в себе.

Другой тип социализации - это поощрение проявления страданий у детей. Если родители при этом ограничивают­ся только ласковыми словами и сочувствием, то с возрас­том это может привести к развитию инфантильности.

В то же время, если родители борются с отрицатель­ными раздражителями, то и у ребенка появляются более широкие возможности и в выражении страдания и в борь­бе с ним. Возрастает вероятность того, что он станет честным, готовым прийти на помощь, смелым и устойчи­вым к фрустрации.

Наконец, нередко можно видеть, как родители це­луют, обнимают, похлопывают своего плачущего ребен- 1 ка, вместо того чтобы просто попытаться преодолеть стра­дание или хотя бы сделать понятной для ребенка его при­чину. Воспитанный таким образом ребенок вряд ли будет пытаться сам преодолеть страдание, скорее всего он бу­дет искать успокоение в действиях, не связанных с причи­нами страдания, но как-то облегчающих его. Например, алкоголизм, наркомания и т.п. замещающие действия.

О связи страдания с другими эмоциями

Иногда можно видеть равнодушие молодых матерей к плачущим младенцам: мол, поплачет и успокоится. Но если ребенок плачет, будучи оставлен один, то страдание может вызывать страх. Закрепление такой связи может привести к постоянному страху перед любой новой ситуа­цией и любой неопределенностью. В то же время связь между страданием и страхом может привести к потере сме-

яости. Образуется цепочка: боль - страдание - страх. Ре­бенок начинает бояться любой ситуации, которая может привести к переживанию боли.

Если же родители выказывают свое презрение или безразличие когда он плачет, ребенок может привыкнуть к чувству переживания стыда всякий раз, когда ему за­хочется плакать. Таким образом, страдание становится возбудителем стыда, а это может в свою очередь сде­лать ребенка боязливым или застенчиво болезненным. Частое переживание страдания, связанного со стыдом, может воспитать неуверенность, и даже презрение к само­му себе.

О крике младенца

В разбираемом нами возрасте наиболее распростра­ненной формой выражения страдания является крик. На первом году жизни различают три типа крика: «хочет спать», «хочет есть» и «мокрый». Матери лучше узнают крики, где взаимодействие с малышом осложнено его за­болеванием. Вообще матери лучше узнают плач ребенка, если между ними и детьми существуют благоприятные эмоциональные связи. В первом полугодии для крика ха­рактерно дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения. Во втором полугодии крик начи­нает утрачивать свое сигнальное значение. Вместе с тем усиливается роль улыбки как регулятора совместной дея­тельности ребенка и матери.

2.6, Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца

При характеристике механизма психического разви­тия ребенка в качестве ведущего фактора развития был

выделен ведущий вид деятельности. Непосредственно-эмо­циональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребе­нок максимально нуждается во взрослом, но у него нет спе­цифических средств воздействия на него. Поэтому соци­альная ситуация младенчества - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» - и приво­дит к возникновению нового вида деятельности - непос­ редственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психи­ческого развития младенца, доказывают факты отрица­тельного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в на­чале жизни вызывает значительные нарушения в психи­ческом развитии ребенка, вплоть до задержки в физичес­ком и психическом развитии 1 . А.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружи­ла, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту 2 . К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.

На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят резуль­таты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая соци­альная адаптированность будущего ребенка связаны с вы­сокой социально-психологической зрелостью родителей.

глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди­телями роли семьи.

Низкий уровень психического развития и социаль­ной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланное™ ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попус­тительстве и проекции родителями нежелательных качеств.

В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере ус­тановления с нею определенных отношений, в рамках ко­торых малыши выражают свои чувства и усваивают свои роли в зависимости от половой принадлежности.

Нормальное непосредственно-эмоционального об­щение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голо­ден, если своевременно и адекватно реагируютна его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его лю­бят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недо­верие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители дол­жны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хоро­ший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуман­ных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у кото­рых сформировано доверие к родителям, научаются пре­одолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.

Нормальное протекание непосредственно-эмоцио­нального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно фор­мируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы 1 .

Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости прак­тически с любым человеком. С целью установления об­щения с взрослыми они используют звуки голоса, покрях­тывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу сле­дить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нра­вится или их заставляют делать то, что им не хочется.

На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнако­мые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.

На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается спо­собность отличать одного человека от другого, формиру­ется представление о постоянстве людей и предметов. По­этому их поведение становится избирательным в отноше­нии общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.

Появление этого чувства - своеобразный индика­тор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно

относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно отно­сятся к тем, кто их пытается на это время заменить. При­вязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в сле­дующий период развития ребенка - его раннее детство.

Заключение

Как уже отмечалось ранее, среди живых организмов нет, пожалуй, более беспомощного существа, чем новорож­денный ребенок. Именно эта беспомощность создает свое­образную социальную ситуацию развития, в которой реа­лизуется активность ребенка. Это своеобразие заключает­ся в том, что все потребности младенца в еде, тепле, движении, новых впечатлениях, в общении, т.е. вся его дея­тельность и все поведение - все это может быть реализова­но с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. В его отсутствие у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, исче­зает возможность передвижения, изменения положения, зах­ватывания желаемых предметов. Взрослый становится сре­доточием указанных потребностей, он центр всякой воспри­нимаемой ребенком окружающей действительности. Все это приводит к необходимому сотрудничеству ребенка и взрос­лого - единственному способу освоения ребенком внешней среды, а значит, и психического развития.

Если ребенок испытывает различные потребности, то естественно он переживает их. Неудовлетворение потреб­ностей вызывает у ребенка отрицательные эмоции, в том числе и эмоцию страдания, о которой говорилось выше. Удовлетворение потребностей приносит ребенку радость,

повышает тонус, усиливает двигательную и познаватель­ную активность (например, комплекс оживления). Таким образом, единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно-эмо­ циональное общение.

В связи с этим эмоциональное развитие ребенка ста­новится одним из центральных моментов его психичес­кого развития, наряду с познавательным. Динамика эмо­циональной жизни окрашивает и познавательную актив­ность ребенка (процессы восприятия), и двигательную активность, обусловливает личностное становление.

Действительно, из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является вос­приятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Память, например, фун­кционирует в форме узнавания, а мышление - в форме аффективно окрашенных впечатлений; даже эмоции мла­денца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель.

В ходе анализа перцептивного и психомоторного раз­вития младенца было установлено, что значительная роль в перцептивном и психомоторном развитии младенца при­надлежит врожденным программам. Именно наличие зре­лых перцептивных и моторных механизмов составляет ос­нову для последующего научения младенца, роль которого все более возрастает в ходе жизненного пути ребенка.

Такое понимание хода сенсорного и моторного раз­вития младенца заставляет родителей, врачей и воспита­телей быть особо внимательным к перцептивному разви­тию ребенка. Становится понятной мысль Т.Бауэра о зна­чении данного периода для познавательного развития ребенка, что позволяет рассматривать младенчество как сенситивный период в отношении познавательной деятель­ности. Вспомним, что примерно к полугоду у ребенка по­являются такие первые значимые дифференцировочные

моторные реакции как хватание и подражание. Но ведь именно они составят основу формирующейся предметно-манипулятивной деятельности. Но пока еще, в период мла­денчества, не она является главной в его жизни, не она позволяет реализовать малышу его основные жизненные потребности. Пока что этот вид деятельности находится в своем начальном виде. Главное же для младенца - эмоци­ональная связь с взрослым и удовлетворение через нее и с помощью ее своих потребностей. Так внешний мир опос­редуется через взрослого.

Через отношение взрослого к ребенку последний начинает видеть и самого себя. Речь идет о том, что в этот период времени у ребенка начинает складываться образ самого себя. Вопрос стоит так: можно ли говорить о мла­денце как о личности? В строгом смысле этого слова, ко­нечно, нет. Но и абстрагироваться полностью тоже, по-видимому, недопустимо. Краткий анализ развития эмо­циональной жизни младенца лишнее подтверждение этому.

В свое время В.М.Бехтерев, говоря о самосознании ребенка, отмечал, что в своей простейшей форме оно со­стоит в неясном чувствовании собственного существова­ния. Психоаналитики утверждают, что самосознание ре­бенка возникает к концу первого года жизни. Отвергать подобного рода высказывания вряд ли целесообразно. Самоощущения организма, о которых говорил В.М.Бех­терев, тесно связаны с так называемой схемой тела -субъективным образом взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Становление об­раза тела возможно на основе самовыделения организма, т.е. знании организма о состоянии периферического дви­гательного аппарата. Таким образом, феномены самовЫ" деления организма, схемы тела и самоощущений являются первыми шагами в процессе становления самосознания и именно поэтому все, что происходит в этом возрасте, име­ет значение для будущего личностного становления.

Становление самосознания младенца включает на­чало половой идентификации. Речь идет о том, что уже на первом году жизни в поведении детей проявляются половые различия. Например, к 10 месяцам мальчики тре­бует внимания матери более настойчиво, чем девочки, они стремятся к большей физической близости с матерями. В целом мальчики более активны и агрессивны. Недав­ние исследования показали, что младенцы мальчики фи­зически сильнее девочек. В то же время у девочек более сильная потребность в социальном общении с матерью: они с большим усердием стараются вызвать мать на разговор и другие формы общения.

Наряду с этим не стоит преувеличивать эти отличия. Некоторые исследователи подчеркивают, что общего меж­ду разнополыми младенцами больше, чем различий.

В заключение сформулируем окончательные выводы:

    Социальная ситуация развития ребенка первого года жизни состоит в том, что все поведение и деятель­ность ребенка реализуется им или непосредственно через взрослого или в сотрудничестве с ним.

    В связи с этим ведущим типом деятельности в дан­ном возрасте является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым, посредством которого у младенца развивается чувство доверия или недоверия к окружающим его людям и миру в целом.

    Перцептивное и моторное развитие осуществля­ется благодаря наличию врожденных программ развития.

    Наличие врожденных программ перцептивного и моторного развития обеспечивает возможность их па­раллельного осуществления в ходе психического развития младенца

    Принцип дифференциации является ведущим в ме­ханизме перцептивного и моторного развития младенца.

    В младенчестве в рамках доречевой стадии - на­чальном этапе речевого развития ребенка –закладываются надежные основы усвоения речи и языка. Ведущая роль рри этом принадлежит правому полушарию.

    Формируются зачатки самосознания личности в виде осознания психической общности, схемы тела и са­моощущений, появлении эмоциональных отношений мла­денца к взрослым и предметам.

    Основными психологическими новообразовани­ям младенчества являются:

Акты хватания и подражания, как важнейшие элементы формирующейся предметной деятельности;

Потребность в общении с другими людьми; -зачатки формирующегося самосознания личности.