Домой / Праздничный / «Предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения в группах ДОУ (центры ПДД)» Видео. «Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

«Предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения в группах ДОУ (центры ПДД)» Видео. «Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация предметно - развивающей среды в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

Функции: Организующая функция. Имеет в своей основе цель предложить ребенку атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улице. Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей среды должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания. Развивающая функция. Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом индивидуальных особенностей детей конкретной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Уголок безопасности дорожного движения

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах. Младшая группа: · иллюстрации с изображением транспортных средств; · кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора; · атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.); · дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор». · картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку»; · простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть; · макет транспортного светофора (плоскостной).

Новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть: Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки Дидактические игры «Найди свой цвет », «Собери светофор» На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах. Средняя группа:

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах. Старшая группа: · макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу; · набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. · дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» · схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Наглядные пособия, оборудование и инвентарь в ДОУ и в группах. Транспортная площадка: - разметка: две полосы движения, пешеходные переходы – «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток, -действующий светофор, -знаки дорожного движения для улицы, -детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски, -наглядная информация: плакаты, баннеры.

Наглядные пособия: -наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах, -макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек, -переносной механический действующий светофор, -знаки дорожного движения, - фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов, -плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, -светофоры, игрушки транспортные, -конструкторы « Лего », металлические конструкторы, строительные наборы, -раздаточный материал по теме, -детская художественная литература, -словесные, дидактические игры, -настольно-печатные игры, -подвижные игры и атрибуты к ним, -игровые поля для проектов: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов: -жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, -игрушки транспортные, -флажки для перехода улицы, -планшеты с перекрёстком, -нагрудные изображения с различным видом транспорта

Дорожные знаки нагрудные и переносные: - «Пешеходный переход» - «Телефон» - «Движение пешехода запрещено» - «Пункт медицинской помощи» - «Круговое движение» - «Пункт питания» - «Остановка автобуса» - «Движение направо (налево)» - «Осторожно дети!» - «Движение на велосипеде» - «Осторожно, трамвай» (разрешено, запрещено) - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (без шлагбаума) - «Движение пешехода разрешено» - «Прочие опасности» - «Движение прямо» - «Движение направо (налево)» - «Дикие животные» Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения в дошкольном учреждении может быть создана комната «Вежливого пешехода», где проводятся игровые занятия.

Дидактические игры: Цветные автомобили. Светофор. Часы. Безопасный город Транспорт. Машины. Настольные игры: Автопарк Дорожные знаки Дорожные подсказки Перевертыши Помощник светофора Транспорт Подвижные игры: Внимание на дороге Вспомни все Зимние автогонки Красный Не попал Парковка Светофор Тачки Тише едешь Чудо Эстафета

Организация предметно-развивающей среды в группах: Уголок безопасности Дидактические игры Настольно-печатные игры Иллюстративный материал Познавательная литература для детей в книжном уголке Оформление уголка изобразительной деятельности Наглядная информация для родителей

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Памятка

Работу выполнила Воспитатель ГБДОУ № 15 Григоренко Н.Ю.


Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОО

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожнотранспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожнотранспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников ПДД. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Поэтому важно создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно (через свое содержание и свойства) создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.

Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону. Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений дошкольников о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций.

В игре ребенок закрепляет свои знания по ознакомлению с правилами дорожного движения, полученные на занятии. При подборе игровой зоны в группе по обучению детей правилам дорожного движения необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах

предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Макет «Дорога»: светофор, дорожные знаки;

Набор мягких, ярких модулей:

- «Зебра» – пешеходный переход;

Атрибуты для игр: жезл, свисток, рули, костюмы, кепка ДПС,

Машины (грузовые, легковые) ;

Дорожные знаки;

Настольные печатные игры;

Плакаты;

Книжки-самоделки;

Художественная литература по теме;

Уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин)

Подвижные игры;

Дидактические игры.

Название темы презентации: «Организация предметно - развивающей среды по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения» 2 слайд. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего нашего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с дошкольного возраста. Для успешного обучения правилам безопасного поведения на улице в МАДОУ «Радуга» создана соответствующая предметно-развивающая среда, которая позволяет стимулировать познавательную активность детей. Цель:

  • Формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
3 слайд. Задачи:
  • Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улице.
  • Ознакомление с различными видами транспорта.
  • Формирование у детей умений ориентироваться в пространстве.
  • Расширение словарного запаса детей по дорожной лексике.
  • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
4 слайд. Функции предметно-развивающей среды:
  • Организующая. Предложить детям атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения.
  • Воспитательная. Наполнение и построение развивающей среды должно быть сориентировано на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.
  • Развивающая. Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения дошкольников организуется с учетом индивидуальных особенностей каждой возрастной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.
5 слайд. Организация предметно-развивающей среды: В каждой разновозрастной группе детского сада организованы: уголок безопасности. В уголке правил дорожного движения, размещены и представлены атрибуты, дидактические и настольно-печатные игры; иллюстративный материал; познавательная литература для детей; оформление уголка изобразительной деятельности. Наглядная информация для родителей представлена в уголке для родителей. Для практического применения знаний на территории детского сада расположена площадка, где сосредоточен игровой и дидактический материал. 6 слайд. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах: Младшая группа.
  • Набор транспортных средств
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств.
  • Макеты светофоров (пешеходного и транспортного).
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки.
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «собери светофор», «Найди такую же картинку», «Машины большие и маленькие». Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть.
7 слайд. Вторая младшая и средняя группы: Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета. Для ребят средней группы новым является разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части.
  • Макет с двусторонним движением; на макет улицы нанесен пешеходный переход. Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.
  • Светофор объемный (Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки)
  • Крупные и мелкие дорожные знаки
  • Картинки дорожных знаков, картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку»
  • Машины спецтехники
  • Игрушки- различные виды транспорта (наземный, воздушный, водный)
  • Дидактические игры («Трудные виражи» «Как можно и как нельзя», «Автомагазин», «Собери светофор»)
8 слайд.
  • Подборка книг (А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», А. Барто «Машины», Кожевникова «Светофор»), иллюстрации с различными видами транспорта.
  • Картотека наблюдений («Пешеходы на перекрестке», «Светофор», «Автобус, троллейбус»);
  • Картотека подвижных игр («Машины и светофор», «Машины едут по улице», «Лошадки»).
  • Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».
9 слайд. Старший дошкольный возраст. Содержание уголка более усложняется: собирается картотека «опасных ситуаций». В группе имеется макет – для самостоятельного моделирования ситуаций на дороге, схема жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?». Фотоальбомы: «Моя улица», «Мой город». Безопасные маршруты «Детский сад- парк», «Детский сад- школа», «Детский сад- дом, разработанные для детей данной группы, по которым мы следуем во время экскурсий. 10 слайд. Атрибуты для игр, моделирования дорожных ситуаций, представленные в уголке, изготовлены совместно родителями и детьми. Родители отработали и нарисовали индивидуальный маршрут «дом - детский сад». Ежегодно, в дошкольном учреждение организуется выставка поделок и рисунков на тему «Дорога глазами детей», где принимают участие родители и дети всех возрастных групп. 11 слайд. Поскольку игровая деятельность является ведущей в этом возрасте, на занятиях по правилам дорожного движения можно использовать игровые моменты. Проигрывая ту или иную ситуацию, мы помогаем ребенку соотнести теорию с практикой. На фото представлены индивидуальные и коллективные игры детей младшего дошкольного возраста: «Разрезные картинки - пазлы «Транспорт»», игра «Раскрась светофор», игра «Мы – водители». 12 слайд. Самостоятельная игровая деятельность в уголке ПДД детей второй младшей и средней группы. Дети данной группы закрепляют знания в свободной игровой и продуктивной деятельности: рассматривание и выкладывание из частей дорожных знаков, игры «Автопарковка», «Угадай дорожный знак». 13 слайд. Используя макеты и игровые поля в сюжетно – ролевых играх, дети могут реализовать себя как активные участники дорожной ситуации. Они учатся ролевому диалогу, ролевой цепочке действий, моделируют ситуации взаимоотношений в условиях дорожного движения. Сюжетно – ролевая игра «Автобус» участники – дети младшей и средней группы; фото с развлечения «Мой приятель-светофор». 14 слайд. Практическое применение знаний детьми в настольных играх, а также в играх на территории детского сада - в «Автогородке». Задачи данных игр: научить детей старшего дошкольного возраста азам дорожной грамоты, привить навыки безопасного поведения на улице, воспитать сознательного участника дорожного движения. В настольной игре «На дороге» ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), но знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются и позволяют им легко справиться с самыми трудными задачами. Таким образом, в детском саду, во всех возрастных группах создана предметно – развивающая среда по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Полученные знания пригодятся воспитанникам и их родителям в дальнейшем: сохранят не только здоровье, но и жизнь!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Создание предметно-развивающей среды по ПДД в группе

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.

Необходимо создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД. Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить: среда должна выполнять *образовательную, *развивающую, *воспитывающую, *стимулирующую, *организационную, *коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В игровую зону по ПДД может входить: набор мягких, ярких модулей: - «Дорога» набор много функциональных ковриков на липучках; - «Зебра» – пешеходный переход; - свисток; - рули; - маршрут: «Дом – детский сад» ;

Макет «Дорога»: - светофор; - машины (грузовые, легковые) ; - костюмы; - кепка ДПС; - дорожные знаки;

Плакаты; - книжки-самоделки; - художественная литература по теме; - уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши, сменные листы)

Подвижные игры; дидактические; настольно - печатные игры, - самодельные атрибуты (рули, светофор, жезлы) .

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Памятка

Предварительный просмотр:

Подвижные игры по ПДД

  1. «Повороты»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Атрибуты:

Дорожные знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»; рули.

Правила игры:

Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

  1. «Стоп - Идите»

Подготовка к игре:

Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую.

Атрибуты: светофор.

Правила игры:

Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

3. «Глазомер»

Подготовка к игре:

В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд.

Атрибуты: набор дорожных знаков.

Правила игры:

Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знак на поле представляется по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.

4. «Передай жезл»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие выстраиваются в круг.

Атрибуты: жезл регулировщика; магнитофон.

Правила игры:

Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

5. «Сигналы светофора»

Подготовка к игре:

На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему.

Атрибуты: мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета; стойки.

Правила игры:

В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.

6. «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Правила игры:

Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное.

Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

7. «Цветные автомобили»

Подготовка к игре:

Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули.

Атрибуты: цветные рули; сигналы (картонные кружки, которые соответствуют цвету рулей.

Ход игры:

Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет, остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».

8. «Светофор»

(малой подвижности)

Атрибуты: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный);

макет светофора.

Ход игры:

Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

9. «Автобусы»

(быстрая ходьба)

Подготовка к игре:

Дети делятся на «Автобусы» (команды, в каждом «автобусе» выбирается водитель.

Атрибуты: цветные флажки на подставке (по одному на команду); рули (по одному на команду); свистки (по одному на команду).

Ход игры:

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки.

По команде «Марш!» первые игроки – водители (с рулями в руках) быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок – «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

10. «Такси»

(бег)

Цель: Учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в общественном транспорте.

Атрибуты: обручи большого диаметра (один обруч на двух игроков);

свисток.

Подготовка к игре:

Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым.

Ход игры:

Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время (по свистку) меняются ролями.

11. «Автоинспектор и водители»

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Атрибуты: стул на каждого игрока; ножницы; дорожные знаки; водительские удостоверения (прямоугольники из картона).

Подготовка к игре:

На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них.

Ход игры:

В игре участвуют 5-6 человек. У водителей имеются водительские удостоверения. С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор - водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

12. «Внимание, пешеход!»

(малой подвижности)

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Активизировать процессы мышления и внимания.

Атрибуты: три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Подготовка к игре:

Дети выстраиваются в шеренгу.

Ход игры:

Регулировщик - воспитатель - показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого - стоят, при виде зеленого - два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.

13. «Красный, желтый, зелёный»

(малой подвижности)

Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.

Подготовка к игре:

Дети сидят на стульчиках (скамейке).

Атрибуты: флажки красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры:

Ведущий поднимает флажок определенного цвета. Если поднят зелёный – дети топают, если жёлтый – хлопают в ладоши, если красный – сидят без движения. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры – сладкий приз.

Дидактические игры по ПДД:

  1. «В стране дорожных знаков»

Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

Развивать умения детей различать дорожные знаки.

Развивать внимание во время игры, познавательный интерес.

Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: игровое поле со знаками дорожного движения, фишки, кубик, карточки с загадками о дорожных знаках.

Ход игры:

Первый вариант.

В игре участвует 2-3 игрока. Каждый по очереди бросает кубик и отсчитывает фишкой столько клеток, сколько выпало на кубике. Если фишка остановилась на клетке с изображением дорожного знака, ребенок называет знак и его назначение. Если ребенок не может назвать дорожный знак, то пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не пройдут игровое поле.

Второй вариант.

В игре участвует 2-3 игрока. На игровом поле изображение дорожных знаков закрыто черными квадратами. Игроки по очереди бросают кубик и отсчитывают фишками клетки. Если фишка остановилась на клетке с черным квадратом, воспитатель читает загадку о дорожном знаке.

  1. «Дорожные ситуации»

Цель: Развивать умения у детей, в подборе дорожных знаков к дорожным ситуациям.

Ход игры:

Играют 2 – 4 ребенка и взрослый. Участвуют 12 карточек с дорожными ситуациями и 3 овальные карточки. К каждой овальной карточке с дорожными знаками подбирается по 4 карточки с соответствующими дорожными ситуациями. Если карточки подобраны правильно, изображения знаков на них будут совпадать. Дети должны объяснить, почему на данной карточке поставлен именно этот знак? Например, знак «Дети» установлен около школы, так как здесь часто переходят дорогу дети – водитель должен снизить скорость и быть особенно внимательным!

  1. «Дорожное лото с загадками»

(для старшего дошкольного возраста)

Цель: Развивать и укреплять у детей знание о дорожных знаках.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о правилах дорожного движения и о значении каждого знака, или предлагает детям вспомнить и рассказать о них, затем дети должны ознакомиться с правилами игры и приступить к игре.

Правила игры: «Дорожное лото с загадками». В игре могут принимать участие два или три человека. Проводит игру ведущий (воспитатель). Он читает детям загадки в случайном порядке. Играющие должны разгадать загадку и, если у них на карточках есть изображение ответа, то должны назвать ответ вслух. При правильном ответе карточка становится на игровую карточку.

  1. «Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры:

Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

  1. «Светофор и регулировщик»

Задачи: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика).

Объяснить значение его жестов.

Развивать умение детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.

Ход игры:

После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

  1. «Угадай, какой знак?»

Задачи: Развивать умения у детей различать дорожные знаки.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

Ход игры:

1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

  1. «Правила дорожного движения»

Задачи: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением.

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Ход игры:

Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.

  1. «Правила поведения»

Задачи: Закрепить с детьми правила поведения.

Развивать умения различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице.

Научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: Разрезные картинки.

Ход игры:

На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

  1. «Разрезные знаки»

Задачи:

Развивать умение различать дорожные знаки.

Закрепить название дорожных знаков.

Развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

10. «Я грамотный пешеход»

Задачи: Развивать умение анализировать ситуации на дороге.

Закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города.

Развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации,

которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно,

то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии

с ситуацией на карточке.

11. «Подумай - отгадай»

Задачи: Уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения.

Воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила игры: детям необходимо дать правильный ответ на вопрос (но не следует выкрикивать его хором, выигрывает тот, кто получит больше всех фишек за правильные ответы.

12. «Угадай транспорт»

Задачи: Закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке)узнавать предметы.

Развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила:

Педагог загадывает загадки о транспорте, дети должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

13. «Путешествие на машинах»

Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Материал: Игровое поле, фишки.

Ход игры:

На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них.

14. «Светофор»

Цель: Расширять знания у детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.

Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.

Ход игры:

Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов, машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков, считается победителем).

15. «По дороге»

Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:

Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т. д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПДД

«Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида

транспорта и т.д.);

Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»;

Картинки для игры на классификацию видов транспорта;

Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть;

Средняя группа:

Новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. И наоборот. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

Макет светофора;

Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;

Макет улицы с пешеходным переходом (обязательно).

Старшая и подготовительная группы:

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;

Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр;

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»;

Картотека «опасных ситуаций».