Домой / Праздничный / Русское кружево: виды, история возникновения, техника исполнения. Легенда о появлении кружева

Русское кружево: виды, история возникновения, техника исполнения. Легенда о появлении кружева

* В расчетах используются средние данные по России

История украшения ткани кружевами насчитывает много веков, и популярность кружевных изделий остается неизменно высокой. Кружева используют при производстве одежды, нательного белья, домашнего текстиля, постельного белья. Ежегодно всемирно известные дома мод выпускают коллекции кружевной одежды, и кружево периодически объявляется трендом сезона. Все это говорит нам о том, что производители кружев не остаются без заработка.

Изначально кружево изготавливалось вручную, но поскольку труд этот был чрезмерно трудоемким и отличался низкой производительностью, в XIX веке была изобретена первая машина по производству кружев, и с тех пор оборудование только совершенствовалось, улучшалось качество продукции, увеличивалась скорость производства.

Кружева, произведенные машинным способом, бывают четырех видов: басонные, вязаные, тканые и вышитые.

Басонное кружево – это вид плетеного кружева, которое изготавливается с помощью многочленной плетеной машины с жаккардовым механизмом. Жаккардовый станок позволяет делать кружева гладкие и рельефные, с различными геометрическими или растительными узорами. Кружево может быть шириной от 10 до 120 миллиметров. В качестве сырья для басонного кружева используется хлопчатобумажная, вискозная и текстурированная нить низких и средних размеров (от 10 до 100); плетеных кружев из пряжи высоких номеров не бывает. Плетеные кружева – наиболее прочные из всех машинных кружев. По виду они напоминают ручные, а некоторые узоры неотличимы от старинного русского кружева, плетущегося на коклюшках.

Современная жаккардовая машина удовлетворяет самым высоким требованиям производителей кружев, оснащается компьютерным управлением и имеет широкие возможности для реализации дизайнерских идей. В оборудовании последнего поколения присутствует новая система узорообразования, в основе которой лежит традиционная система рисунчатых гребенок. Рашель-машины производятся в Европе и Китае. Оборудование можно найти и на вторичном рынке в России, но выбор невелик. Лучшим решением будет обратиться напрямую к производителям, некоторые из них имеют свои представительства в России. Стоимость такого оборудования европейского производства начинается от миллиона рублей. Китайские станки дешевле (от 600 тысяч рублей).

Вязаные кружева изготавливаются на основовязальных кружевных машинах. Вязаные кружева тоньше басонных. Узор кружева проходит по грунту из квадратных или шестигранных ячеек. Такой грунт называется тюлем. Рисунок вязаного кружева может быть очень сложным. Как правило, узор представляет собой растительный или геометрический орнамент. Ширина вязаного кружева может составлять от 10 до 200 миллиметров. Вязаное кружево эластично, хорошо тянется. Больше всего предложений о продаже основовязальных машин делают китайские поставщики. Цена – от 500 тысяч рублей.

Для производства вышитого кружева используются вышивальные автоматы. В качестве основы берется тюль, трикотаж или капроновая ткань. Вышивка осуществляется тонкими искусственными или синтетическими нитями. Изначально вышивается широкое полотно, которое затем разрезается на полоски нужно ширины. Вышитые кружева чаще всего используются для отделки трикотажного белья, блузок, платьев.

Существует две разновидности вышитого кружева: воздушная вышивка и шитье. Воздушная вышивка напоминает по виду вышивку ришелье, а шить представляет собой узкую полоску ткани, на которой узор вышивается гладью с проколами.

Вышивальные машины стоят от 10 тысяч долларов. Самая простая машина способна вышить незамысловатый узор на салфетке или носовом платке. Для создания изысканных кружев понадобится оборудование стоимостью от 25-30 тысяч долларов.

Тканые кружева изготавливают на ткацких кружевных машинах. Виды тканых кружев – ва-лансьенн, малин, бретон, брабант, торшон и т.д. Качество кружев зависит от класса машины и толщины пряжи. Самое лучшее тканое кружево делается из тонкой пряжи. Кружевное полотно, изготавливаемое на ткацкой машине, может быть весьма широким и применяться для пошива блузок и платьев. В качестве сырья используется, как правило, гладкий капроновый тюль, хлопчатобумажная ткань разных цветов, вискозная нить, капроновая нить.

Для открытия цеха по производству кружев потребуется помещение производственной площадью не менее 30 квадратных метров. Оптимальная высота потолков – не менее 4 метров. Помимо цеха, где будет осуществляться изготовление кружев, необходимо оборудовать склад сырья (ниток, тюля) и склад готовой продукции, а также зону отдыха сотрудников.

Промышленное помещение должно быть сухим, хорошо вентилируемым, оборудованным системой кондиционирования воздуха, совершенно необходимой в летний период, так как машины сильно нагревают воздух.

Освещение в цехах по производству кружев можно использовать комбинированное: искусственное и естественное. По санитарным нормам, световой поток должен не менее чем на 60 процентов исходить от естественного источника. Однако не следует допускать попадания прямых солнечных лучей на рабочие поверхности. Наилучшим вариантом будет помещение с окнами, выходящими на север или северо-восток. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы.

При работе оборудования неизбежно возникают шум и вибрация. Лучше всего они поглощаются бетонным полом. Обычно пол покрывают кафельной плиткой, поскольку она легко моется. Машины, как правило, работают от сети напряжением 380 вольт. Электрическая проводка должна быть спрятана в короба, а розетки, используемые на промышленном производстве, должны быть закрытого типа.

В целях обеспечения пожарной безопасности на окнах не должны стоять решетки. Исключение составляют те случаи, когда наличие решеток вызвано объективной необходимостью и согласовано с инспектирующими органами, но и тогда решетки должны быть распашными, а ключ от них должен находиться в легкодоступном месте.

Арендовать помещение в центре города нет смысла. Для расположения собственного производства лучше подойдут окраинные районы с хорошими подъездными путями. Стоимость аренды помещений с подходящими параметрами в регионах начинается от 500 рублей за квадратный метр.

Производственный процесс начинается с работы дизайнера (хотя у большинства машин есть шаблонные схемы, и для начала можно использовать их). Придумывается узор, а затем вводится в программу оборудования. На старых кружевных машинах, которые, кстати, до сих пор используются на некоторых европейских фабриках кружев, узор программируется перфорационными карточками, после чего мастера вручную вдевают нитки в иголки, иногда этот процесс занимает больше месяца. Современное оборудование позволяет внести программу вышивки довольно быстро.

Производительность машины зависит от ее характеристик и заданной ширины кружев. В среднем за рабочую смену можно произвести около1000 метров кружев.

Станки, как правило, оборудованы системой автоматического сматывания кружев, поэтому дополнительные устройства для комплектации товара не требуются.

Поставщика пряжи для производства кружев можно найти через Интернет. Компании, занимающиеся поставкой оборудования, иногда предлагают также и оптовую продажу ниток. Многие производители предпочитают заказывать пряжу из Китая. При больших объемах закупок это оказывается самым выгодным вариантом. Стоимость килограмма тонкой хлопчатобумажной нити составляет около 200 рублей.

Современные машины для производства кружев – техника весьма сложная, именно поэтому закупки у китайских производителей, хоть и являются самым дешевым вариантом, но могут повлечь за собой массу трудностей, поскольку найти специалистов, способных настроить оборудование и обучить работе на нем, нелегко. Проще обратиться к российским компаниям, специализирующимся на поставке машин для текстильного производства. Они могут предложить последующее обслуживание машин и провести необходимые консультации. Для обслуживания одного станка достаточно 1-2 человек.

При работе в две смены один станок может давать прибыль порядка 10 тысяч рублей. Как и в любом другом производстве, в производстве кружев важно найти надежные рынки сбыта: сети магазинов тканей и фурнитуры, фабрики одежды, нижнего белья, ателье.

149 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 46634 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Производство подушек, матрасов, одеял с натуральными наполнителями не требует дорогостоящего оборудования, больших производственных помещений, высококвалифицированного персонала. Как правило, достаточ...

Для небольшого магазина посуды сумма закупки первой партии редко превышает полмиллиона рублей, но если открывать магазин с большим ассортиментом и в ассортименте которого представлено большое количест...

Для открытия небольшой гончарной мастерской потребуется от 250 тыс. рублей. Сроки окупаемости такого вида бизнеса составляют от одного года.

Если магазин ковров будет ориентирован на людей с низким уровнем дохода, то за 100-200 тысяч рублей можно купить достаточно товара для хорошей представленности, если брать в расчёт людей среднего клас...

Открытие бизнеса по производству столового белья не требует больших стартовых инвестиций, нужно арендовать подходящее помещение и приобрести некоторое оборудование, какое именно, зависит от масштаба п...

Открытие своего собственного производства потребует очень больших инвестиций, однако сумма может быть разной, ведь всё зависит от предполагаемых объёмов выпуска продукции, от номенклатуры и многих дру...

Стоимость оборудования для производства изделий из хрусталя зависит от множества факторов - это производительность, сложность выполняемых работ, дополнительные возможности и, конечно, производит...

При работе с японскими ножами выгоднее закупать их большими партиями напрямую от изготовителя и продавать в России через розничные сети. Для организации бизнеса по продаже керамических ножей потребует...

Для изготовления циновок используют различные материалы: камыш, тростник, сизаль, дут, солома и т.д. Технология изготовления зависит от выбранного материала. Как правило, материал стоит недорого, но и...

Рентабельность производства деревянной посуды составляет примерно 200 процентов. Величина заработка упирается в производительные возможности мастера и наличие каналов сбыта продукции.

Кружева с самого начала изготавливали в ручную, но труд был очень трудоёмкий, производительность труда так же была низкой. В итоге как сделали первый станок, который производил кружева, люди, перестали шить кружева вручную и доверили это дело машинам, хотя остались и фанаты этого дела, которые всё равно продолжают делать и по сей день вручную. Хотя и оборудование достаточно дорогое, оно достаточно быстро себя окупает. Начальная стоимость начинается от 10.000 $, а действительно хорошее оборудование, способное делать самые сложные узоры стоит порядка 30.000$. Для производства средняя норма 1 километр различных кружев за смену. А Средняя прибыль за 1 рабочую смену 5.000 рублей, за 2 смены доход достигает 10.000 руб.

А разделяются кружева на 4 подвида:

  1. Вязаные кружева
  2. Басонные
  3. Вышитые
  4. Тканые

Немного о каждом из них:

1. Вязаные кружева – производятся на основовязальных машинах по производству кружевных изделий. Вязаные кружева значительно тоньше басонных. Вязаные кружева могут быть как очень сложными, так и простыми. Ширина готового изделия обычно составляет от 1 до 20 см. Вязаный кружев хорошо тянется, оно очень эластичное. Что касается оборудования, то цена начинается от 18.000$. Чаще всего станки продаются китайского производства, не думайте, что всё что сделано в Китае плохого качества, есть дешёвые изделия, а есть и дорогие очень качественные. Действительно в последнее время сложилась такая ситуация, что многие европейские производители могут позавидовать.

2. Басонные кружева – действительно мало, чем отличаются от кружевов ручной работы, которые изготавливали на древней Руси. В общем-то басонные кружева самые распространённые. Изделие, изготовленное на жаккардовом станке рельефное и гладкое. В ширине такое изделие обычно 1 – 12см. Сырьём для изготовления басонных кружев служит вискозная или хлопчатобумажная нить. Цена на оборудование начинается от 20.000$ за оборудование китайского производства и от 25.000$ за оборудование европейского производства.

3. Вышитые кружева – один из самых простых видов, обычно можно встретить на женском нижнем белье, различных платьев и блуз. Что касается ширины, то тут всё гораздо проще чем в предыдущих, шьют широкое полотно, после чего разрезают на полоски нужной ширины и длины.

4. Тканые кружева – используют для пошива различной одежды, из-за возможности делать кружева очень широкими. А изготавливают их на ткацких машинах. Качественные кружева тонкие, т.к изготавливаются из тонкой пряжи. Чем дороже ткацкая машина, какой у неё класс может давать абсолютно разные результаты. Чем выше класс машины, и её стоимость, получим качественные кружева, которые и в цене гораздо выше, а низкокачественные менее дорогие, а значит и оборудование дешевле. Обычно в тканых кружевах используются капроновые и вискозные нити.
Для цеха подойдёт помещение от 30 метров квадратных. Насчёт расположения, то лучше всего подальше от города, на окраины. Во первых вы очень существенно сэкономите на аренде, во вторых на окраинах всегда проще вести бизнес, чем в центре городе из-за конкуренции и не бояться, что завтра помещение у тебя заберут и отдадут другому арендатору, который готов заплатить больше. А так же из-за большой вибрации на производстве, нужно расположение на 1 этаже, а если у Вас есть соседи сверху, поверьте они будут не рады и постараются сделать всё, чтобы Вы из офиса съехали. А так же в здании должна быть розетка на 380В и хорошая электросеть. Обычно здания на окраине уже изначально заточены под высоковольтные сети, а значит, Вам не придётся ставить трансформатор, а следовательно Вам не надо будет тратить нервы, чтобы дали разрешение.

История русского мценского кружева. В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных кружев в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к первой четверти семнадцатого века. Введение в восемнадцатом веке общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства кружева в монастырях и помещичьих усадьбах. В русском кружеве наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В первой четверти девятнадцатого века производство кружева начинает принимать форму промысла. И заслуга в этом Мценска…

В Советской России до середины 1930-х годов изделия русских кружевных промыслов шли только на экспорт, и, соответственно этот факт не мог не повлиять на ассортимент, приемы плетения и материал. В основном в то время изготавливали мерные кружева. Мерные кружева отличались большим разнообразием рисунка, способов и манеры выполнения. Также с мерными кружевами плелись разнообразные штучные вещи - покрывала, накидки, салфетки, скатерти, воротнички, отделки к столовому и постельному белью. Благодаря мастерству и таланту русских кружевниц в истории мировой культуры появилось понятие «русское кружево».

Кружевной промысел Мценска — самое крупное кружевное производство в России 19 века

Еще в восемнадцатом веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух мастериц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали около 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. В конце девятнадцатого- начале двадцатого веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек.. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе. Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома. Даже когда открылась школа кружевниц княгини Тенишевой, то из Мариинской школы (Мариинская практическая школа кружевниц основана по воле императрицы Марии Феодоровны в 1883 году в Санкт-Петербурге) приглашалась мастерица, чтобы она повысила уровень кружевоплетения во Мценске. Но в тот период из Мариинской школы всюду разъезжаются мастерицы, и они несут что-то свое, чему их научили. Опять-таки девушки учатся, изучают кружевоплетение, но возвращаются домой и повторяют узор, который они плели исторически на своей земле. Кстати, один узор шел только для детской одежды, другой для блузок, для украшения, третий - для постельного белья.

Александр Тарачков писал, что девушки и женщины в Мценске очень прилично одевались. Они не только красиво наряжались в кружева, но и приносили доход своим семьям. Кружевоплетением занималась не только женская часть населения, но и мужчины. Сезон заканчивался, у нас же сельскохозяйственный городок, сильный пол тоже начинал помогать в этом деле, потому что оно приносило существенный доход в семью. В восемнадцатом веке нередки были случаи, когда девушка-сирота, освоившая кружевоплетение, к моменту выхода замуж имела за плечами достойное преданное и не одну сотню рублей. По тем временам за 250 рублей можно было купить дом. Опытная кружевница могла заработать эти деньги за год.

Мценское кружево состоит из крупного, выразительного узора

Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» - очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное, с узором из городчатых ромбов. Здесь была большая связь с язычеством. Хоть считается, что во Мценске кружево плели с восемнадцатого века, но есть исследования Тарачкова, который писал в 1868 году: «В бытность мою во Мценске мне показывали изумительные работы мценских рукодельниц. Не только современные, но и те, которые были сделаны боле, чем 150 лет назад». Вот и получается, что минимум с семнадцатого века уже плели кружева в этих местах. И несмотря на то, что мануфактура помещицы Протасовой работала чисто вся на иностранных, на импортных сколках (технические рисунки-схемы будущих изделий), но все равно продолжалось плетение нашего архаичного кружева, где много геометрических рисунков. Каждый рисунок что-то означал, он что-то нес свое, обережное. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки для своего обихода. В конце девятнадцатого столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест. В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых - больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева, затем и «русский валансьен».

Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров, а золотосеребряное кружево к концу девятнадцатого века кроме Мценска практически нигде уже не выплетали. С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки».

Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали. Конечно, когда плели нитями заграничными, то и изделие получалось другим, потому что нити шелковые: более тоненьким, легким. Нити из-за границы были очень дорогими. Когда их покупали - взвешивали. Привозили во Мценск, мастерицы плели изделие, а остатки нитей снова взвешивали и изделие тоже. Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел.

«Кружевоплетение — искусство тонкое, от дурных мыслей отвлекает», — так в старину поговаривали мценские кружевницы

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске этот прием используется очень часто, потому узор получается более воздушным. Как настоящее искусство никогда не умирает, так и мценское кружево возрождается в наши дни. Сегодня это ремесло не забыто и развивается лишь благодаря «Школе кружевниц», а еще полвека назад оно находилось на грани исчезновения. Нынешним летом открыли в городе ателье «Мценские узоры». В нем работают пять кружевниц. Кружево уже побывало на выставках во Франции и Германии, и будем надеяться, что признание к мценским кружевницам вернется вновь.

На Руси, еще с конца XVII века было широко известно кружевоплетение. Уже в XVIII в. этот вид художественного ремесла получил широкое развитие. Основными центрами русского кружевоплетения являются Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Советский район Кировской области (Вятка), Михайловский район Рязанской области, Балахнинский район Нижегородской области. Их продукция пользуется большой популярностью, как в нашей стране, так и за ее пределами.

Вологодское кружево

Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Стилистические особенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерного кружева, сформировались к началу XVIII века, а в первой половине XIX века парное и сцепное кружево вологодских мастеров стало изготавливаться на широкую продажу. В Вологодской губернии в начале XIX века также как и в других регионах России был организован ряд мастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил в середине XIX века.

В середине 80-х годов XIX века в Вологодском кружеве появляется полотнянка, с помощью которой мастера и художники добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисунок вводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы, ставшие традиционными для вологодского кружева. В 1886 году в Вологде организуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, где кружевницы получали сколки, образцы кружев, необходимые материалы. Здесь же принимались готовые изделия для сбыта. Комитет проводил работу по пропаганде Вологодского кружева, устраивал ярмарки и выставки, организовал публикации о вологодском промысле и ведущих мастерах. В 1900 году склад был передан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы. При нем была открыта профессиональная школа кружевниц. В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. В 1936 году при Волкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошли опытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортимент кружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий, скатертей, накидок, покрывал и др.

Великая Отечественная война прервала работу кружевных артелей. Однако, уже во второй половине 1942 г. началась работа по восстановлению кружевного промысла.

Особенностью Елецкой продукции является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в треугольную форму вещи. Многие виды продукции выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большую легкость и элегантность. Наряду с изготовлением дополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию предметов интерьера. Чаще всего это - панно, занавески, в которых привлекают внимание не только своеобразная трактовка темы, но и само изделие, поражающее богатством приемов и тонкостью исполнения.

Балахнинское кружево

В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна был одним из самых известных центров кружевоплетения в России. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.

К началу XX в. кружевной промысел Балахны начал постепенно угасать. Заработок балахнинских мастериц был меньше, чем в других центрах. Одной из причин такого положения была сама технология плетения, более трудоёмкая и в качестве сырья использующая тонкий шелк, который,во-первых, дороже,чем лен и хлопок, во-вторых, значительно уменьшает скорость плетения. Кроме того, одной из причин трудности сбыта кружева было несоответствие узоров новым рисункам и в целом новой стилистике художественных изделий того времени. Не увеличивала конкурентоспособность балахнинского кружева и местная техника плетения. Сцепное кружево (которым славилась, например, Вологда) плетётся много быстрее многопарного балахнинского, к тому же решетки здесь более плотные, более разнообразные и, следовательно, более трудоёмкие.

Сами мотивы узоров сцепного балахнинского кружева: это все те же павы, орлы, цветущие деревья, только их очертания четки, силуэты изысканны. Нигде нет и такого разнообразия в формах деревьев. В балахнинском кружеве ритмично расположение ветвей и цветов с характерными загнутыми концами листьев. У орлов ясно обозначены перья и выражен взмах самого крыла. Павы или твердо опираются на ноги, или вытягивают их вперед, словно при взлете, одна нога бывает приподнята. Туловища у пав короткие, даже прямоугольные. Признаком балахинского сцепного кружева является не просто применение различных решеток в одном предмете, а явное преобладание насновочных. Причем насновки отличаются своей конфигурацией: есть овальные, квадратные, треугольные, собранные в розетки, образующие клетки, в виде зигзагов и параллельных полос. Своеобразны и плетешковые решетки, они обильно украшены петельками и представляют собой то поле сквозных овалов, то косую клетку, то подобие чешуек.

Скань предпочитается витая. Все это кружево - льняное. Оно служило для подзоров праздничных простынь и состояло из широких прошв краев разных рисунков, разделенных проставками лент или набивной льняной ткани. В качестве завершения встречаются не льняные, а металлические края. Подобное нарядное кружево было домашним и не шло в продажу. Его исполнение ограничено первой половиной XIX столетия, так же как это было и со сцепным кружевом.

Наряду с ветками розы и другими цветочными мотивами, типичными для этих изделий, в Балахне делали и геометрические, такие же тонкие, в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них.

В Балахне родился особый вид кружева - "балахонский манер". Здесь плели многопарное кружево, в котором могло использоваться около десятка различных видов сеток, и красота основного рисунка зависела от их сочетания. Ажурные шарфы, косынки и целые платья из черного и кремового шелка ценились не только в крупных городах России, но и за рубежом, куда балахнинское кружево попадало через Нижегородскую ярмарку. Наибольшей популярностью пользовался "клюневый край" (название произошло от французского города Клюни), "изюминкой" которого были "семечки" - овальные насновки.

Одна из лучших коллекций балахнинского кружева находится в одном из старейших музеев Нижегородского края, Балахнинском краеведческом музее. На выставках кружев, проводимых Балахнинским музеем, экспонируются не только старинные кружевные изделия, но и работы современных мастериц, подчеркивая тем самым преемственность традиций кружевоплетения. И в настоящее время балахнинское кружевоплетение является красивейшим промыслом Нижегородского края.

Рязанское кружево

В Рязанской губернии различаются рязанское, скопинское и михайловское кружево. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах плели тонкое, многопарное кружево. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел.

Работ конца XVIII - начала XIX века сохранилось очень мало. Они сделаны из тонкого льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов и довольно широки: по 10-15 см. Судя по названиям городского рязанского кружева - «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом», - основные орнаментальные мотивы были

орденом Трудового Красного Знамени.

Для вологодского кружева типичен орнамент, выплетаемый исключительно полотнянкой. Золотая, серебряная, цветная нити применяется только в решетках.

В 1950-е годы в кружевоплетении появляются большие уникальные изделия - панно, занавеси, крупные по размеру скатерти. В их орнаментацию помимо растительных мотивов часто вводят изображения животных, птиц, а, кроме того, создают тематические панно.

Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

Если основная часть русского кружева XIX в. была цветной или имела цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нет разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа - домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства.

Кировское кружево (Вятка)

Во второй половине XIX века кружевной промысел возник в Кукарской слободе Яранского уезда Вятской губернии. Обитатели Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Приблизительно в 1840-е годы сюда попало сцепное кружево. К началу 1870-х годов кукарское кружевоплетение по объему обогнало вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфетки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и другое мерное кружево. Плели в основном из льняной и черной шелковой нити.

Собственных традиций в местном кружевоплетении не было: его художественному стилю не на чем было формироваться. Кружевницы шли по пути заимствования, не придерживаясь одной, какой либо традиции: это был то ярославский узор, то ростовский, то торжковский, то даже елецкий. Именно в Кукарке привились в начале XX века новые сцепные узоры, где намечается тяга к менее условным растительным формам, с одной стороны, и облегченным формам - с другой. Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами. В частности, в нем очень часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.

В 1893 году в Кукарке открылась школа кружевниц. С конца 1890-х годов одно за другим начинают работу ее семь отделений. Кукарекая школа давала блестящие навыки в технике плетения. Ученицы получали основы рисунка и композиции. Из этой школы вышло немало мастериц, ставших впоследствии прекрасными педагогами в других местностях.

Перед началом первой мировой войны кукарское кружево уже вывозилось в ряд стран - Англию, Голландию, Швейцарию, США. В 1880-х годах промысел охватил и Слободский уезд Вятской губернии.

В отличие от вологодского, кировское кружево решено более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. Особую узорность придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. У кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают кировские, мастерицы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом.

Елецкое кружево

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство. С тех пор и до недавнего времени ассортимент изделий состоял в основном из дополнений к женской одежде. Мастерицы Ельца в равной мере свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.

Отличительные черты елецкого кружева- нежный ажурный фон и на этом фоне - мелкий контрастный узор. Плетется из катушечных белых ниток или из шелковой пряжи, изготовленной из льна, на коклюшках.

кружевоплетением как промыслом, родилось в 90-е годы XIX века.


Похожая информация.


Кружево - это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево - выдающееся явление русской народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать » - им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие - самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.

Возникновение кружева

Когда же зародилось кружевоплетение ? Находки костяных иголок относятся к эпохе позднего палеолита, а челноки для плетения и коклюшки встречаются при раскопках на территориях Египта, Китая, России и других государств. Самым древним вязальным инструментом являются спицы. Первые челноки были придуманы рыбаками для плетения сетей. Существует мнение, что о кружеве, как элементе одежды, упоминается в Ветхом Завете. Кружева находили среди коптских изделий (V век до н.э.). Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стал использовать его в качестве украшения. В Европе кружево получило распространение c конца X века. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться Родиной кружева. Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».


Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи: летописец сообщает о событии, произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким (1201, по др. данным 1204-1264 гг.); и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. В России уже в XII веке славился кружевами город Торжок Тверской губернии. В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получило сложное изысканное кружевное шитье. Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса (1708-1759 гг.), посетившего Россию в 1755 году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде. Об этом свидетельствует его отзыв «О путешествии в Россию». Вышитые иголкой и металлическими нитками кружевные сюжеты можно было сравнить с шедеврами художников-графиков. Причем у каждого мастера был свой, только ему присущий почерк. Но кружевные шедевры легко было подделать. Во всем мире кружево признавалось одним из видов декоративно-прикладного искусства.

Русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Роль ниток в создании кружевных изделий

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром. Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов. В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители. В старину же красили природными красителями, такими как березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.

Кружевные изделия

Во все времена создание народной одежды зависело от умения мастериц, от их фантазии, от национальных особенностей и жизненного пространства их создателей. Особым изяществом при оформлении народных одежд отличались тонкие линейно-графические узоры. Кружевом украшались различные элементы одежды. При украшении головных уборов у мастериц были свои секреты. Важны были символы и особые знаки отличия, подтверждающие сан владельца, а порой и национальную принадлежность. Например, кружевные короны, венцы, шляпы, шишаки, сороки, кокошники создавались в разных техниках и украшались золотом, жемчугом. С древних времен известен кружевной веер-опахало. Первыми веерами считались плоские листы из бумаги, поначалу они не складывались. В России веер являлся принадлежностью быта.


В старину все женщины от княжны до крестьянки должны были уметь создавать узорные пояса-обереги. Кружевной или тканый пояс являлся обязательной принадлежностью приданого невесты и служил главным оберегом, как для мужчин, так и для женщин. Ходить без пояса, а особенно молиться без него считалось неприличным. Узор на кружевных поясах состоял из переплетения разноцветных нитей, чаще всего семи цветов, т.к. семь - число особенное, имеется в виду семь оберегов (от сглаза, от пожара, от измены, от бедности, от болезней, от войн и от природных бедствий).

Кружева на платочках свидетельствовали о творческой индивидуальности и умениях рукодельниц. Простые крестьянки и знатные дамы сами создавали предметы своего туалета. У каждой был свой неповторимый узор. Сейчас утрачены традиции украшать платочки монограммами городов, местами проживания, семейными метками и знаками отдельных персон или тематическими событиями.

Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во всем времена. Обувь, перчатки, украшенные кружевами, с давних пор дополняли одежду и подчеркивали социальное положение или религиозную принадлежность человека. Когда-то обязательным аксессуаром для дамских нарядов служили кружевные сумочки.

Полотенца обязательно украшались кружевами. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце. В приданом к свадьбе, как правило, было семь полотенец, которые были созданы руками невесты. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посылальным. Края такого полотенца шились иглой или обвязывались крючком по строгому геометрическому орнаменту.


Второе полотенце - рукопятное или рукобитное, невеста его дарила сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты. Третье полотенце - короткое, парное. Украшалось традиционными узорами трилистников, цветами, птицами. Вместе с четвертым - подарочным полотенцем дарилась вышитая рубаха, кисет и пояс-оберег, полотенца для родственников жениха и сватов. Пятое - зеркальное украшалась традиционными мотивами, а также бабочками, зайцами. Шестое полотенце - для дорогого и почетного гостя. Седьмое - венчальное было длинным, символизируя долгую дорогу к счастью для будущей семьи. По краям его украшали кружевом в нескольких техниках. В узоре присутствовали цветы, фигурки птиц.


В дохристианские времена кружевные узоры зачастую несли в себе важную информацию. Например, беременные женщины создавали оберег. Зачастую в нем присутствовали кресты. При рождении ребенка в узор креста продевалась красная нить или тесьма. В дальнейшем этой красной нитью перевязывали больные места и ранки. Кружевные изделия подтверждают, что человеческой природе свойственно стремление украшать не только культовые места, но и свой быт и одежду.



Техники кружева

Существует великое множество техник создания кружевных изделий: вязание крючком (кружева, выполненные в технике вязания крючком, являются самыми распространенными в мире); вязание на спицах (существует несколько приемов такого вязания: витковый ряд, вязание веревочкой, прутиком, розочкой и другие); плетение коклюшками (особенность плетеного кружева заключается в виртуозности рисунков и многообразии географических названий, например: валансьен, брабант, малин, вологодское, елецкое, рязанское, орловское, торжокско-тверское, калязинское или монастырское. Лучшими плетеями были послушницы в монастырях, их узоры отличались трогательной наивностью и аккуратностью); филе по сетке (для этого кружева характерно слияние четких линий узора и грунта. Филейное кружево отличается простым ритмическим рядом ажурной сетки, украшенной легкой сквозной узорочью в виде мелких цветочков или петлевых горошинок); макраме (узелковое кружево); фриволите (плетение челноками); мережка (игольное кружево. Служило украшением ритуальных одеяний. Мережки бывают узловые и штопанные, переплетенные в столбик или в раскол); чипке (классическое игольное кружево), вышивка по тюлю (плетение с помощью нитки и иглы тончайшей сеточки - фона для различных узоров) и другие.




Кружевные символы

В кружевных изделиях изображались определенные рисунки - символы, которые имели для человека важное значение. В истории человечества древний солярный или солнечный символ почитали уже с каменного века. Культовая солярная символика зафиксирована в древнеевропейской, древнеперсидской, эгейской культурах, у народов Юго-Восточной Азии, на Алтае и в Тибете. В кружевном творчестве символ обладает неисчерпаемой многозначностью. Люди с помощью знаков и символов, иногда и целых сюжетных полотен сообщали разного рода сведения. Символы в кружевах помогали определять бытующие в народе приметы и поверья. Огромное количество толкований из славянской символики переместились в другие культуры. Например, простые гребенчатые ромбы, квадраты. Ромб - знак солнца, неба и земли. В кружевах у этого знака огромное количество вариаций. Можно, например, увидеть птиц с ромбовидной формой хвоста, причем в два ряда, т.е. земной и небесный. Очень распространен мотив дерева. Например, кружевные узоры у северян заполнены листьями ясеня. Дерево жизни, как культ, у многих народов существует и по сей день. Листья дубовые, кленовые, листья инжира, виноградной лозы изобилуют в кружевах. Например, листья винограда или инжира несут в себе пожелания счастья и благополучия жениху и невесте. Орел - символ власти и пожеланий на удачную охоту, хотя у древних славян толковался как символ небесного огня. Баба - объект культового поклонения земле, тайна зарождения новой жизни, к которой причастна женщина. Она воспринималась как некая божественная сила, отождествлявшаяся с тайной плодоносящей земли. Очень важную роль на рисунке играли руки, их положение. Руки, поднятые вверх, значили торжество в доме, обычно к свадьбе, а опущенные руки, если рядом нет креста, означали покой в доме. Еще один мотив - олень. Олень - знак звездного неба, удачного брака, обильной жизни. Изображение оленя всегда присутствовало на одном из ритуальных подарков жениха невесте - на прялках, шкатулках. В кружеве изображение оленей чаще всего можно видеть на отделках полотенец вместе с изображением птиц, деревьев, людей. В кружевах часто встречаются изображения синкретических существ, например, грифона - символа соединения неба с землей; крылатого кентавра; человека-лебедя - символа покровительства поэзии и музы истории.


Значение некоторых символов в кружевах

  • Сердце - символ добродетели. Часто встречается в свадебных кружевных узорах, в ритуальных свадебных оберегах и полотенцах, подзорах.
  • Венок - символ доброго существования. Им украшали жертвенное животное. Встречается на кружевных украшениях, шкатулках, сумках.
  • Зонт - символ защиты от эпилепсии и головной боли. Довольно часто встречается в кружевных узорах.
  • Ключ - символ вечной важности. В древности был эмблемой молчания, тайной для непосвященных.
  • Ладья - великое светило, солнце. Это изображение присутствует в кружевах на ритуальных полотенцах. Ладья, крест и кони изображались на погребальных полотенцах.
  • Лестница - символ, который скрывает в себе тайны, понятные посвященным.
  • Мельница - символ пожелания богатства. Встречается на кружевных сувенирах.
  • Дракон или змея - символ мифических чудовищ, либо оккультные силы и мудрость.
  • Единорог - символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы. Единороги изображаются на краях полотенец, на наволочках.
  • Финист - ясный сокол, птица-воин. Провожая мужей на войну, этим символом женщины украшали кисеты, пояса, рубахи.
  • Крест - символ защиты, знак верности и торжества закона.
  • Колесо - символ победы.
  • Круг - символ бесконечности, единства.
  • Вишня - символ Христа, богатства, здоровья. Этим узором украшали скатерти.
  • Клевер-трилистник - символ единства души, духа, жизни. В христианском учении соответствует догмату о Святой Троице. Встречается на полотенцах, фартуках.
  • Лилия - символ любви и плодородия.
  • Лотос - символ чистоты, творческой энергии и целомудрия.
  • Репейник - символ мученичества и исцеления.
  • Роза - символ совершенства, любви.
  • Тюльпан - символ величия и достоинства. В кружевных узорах этот цветок изображается как оберег на совершеннолетие юношам.

  • Фиалка - символ смирения и справедливости. Встречается на кружевах ритуального характера.
  • Аист - символ весны и начала новой жизни.
  • Бабочка - символ рождающейся красоты.
  • Баран - символ энергии размножения. Встречается на свадебных полотенцах, подзорах и сувенирах.
  • Барс - символ защиты жениха от злых сил. Кружевные барсы украшали кисеты, пояса женихов и воинов.
  • Жук - символ жизни.
  • Заяц - символ деторождения и благополучия. Обычно изображались на свадебных полотенцах и сувенирах на именины.
  • Козел - символ силы и защиты.
  • Козерог - символ добродетели.
  • Корова - символ добродетели.
  • Крокодил - символ беды, опасности.
  • Лев - символ защиты, мудрости, милосердия.

  • Лягушка - символ благополучия семья. Обычно встречается на кошельках, мешках.
  • Павлин - символ мудрости. Главный оберег для женщин.
  • Петух - символ солнца, утра и духовного возрождения. Кружевные петухи украшали одежду, полотенца, дарились женихам в качестве оберегов.
  • Рыба - символ воды.
  • Черепаха - символ здоровья, покоя и мудрости.
  • Булава - символ власти, боевое оружие. Встречается на мужских рубахах, кисетах.

Классические кружевные изделия в настоящее время - явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Уже в конце XIX века появилась имитация кружева. Даже модная одежда от кутюрье стала украшаться кружевными элементами машинного производства. Теперь знаменитые некогда кружева можно встретить в музеях или в частных коллекциях, где их берегут как произведение искусства.