Домой / Помада / История кошек на руси. Интересное о появлении кошек на руси

История кошек на руси. Интересное о появлении кошек на руси

Публикации раздела Музеи

Как коты помогали крестьянам и императорам

Э кзотический товар в дохристианскую эпоху и единственное животное в православном храме, охранник картинных галерей и персонаж русского фольклора. Вспоминаем, как кошки появились на Руси и стали «служить» в монастырях, царских дворцах и даже на городских рынках.

Кот на вес серебра

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Первых кошек мореходы привезли на Русь еще в дохристианскую эпоху . Экзотические звери были ценным товаром: стоимость кота вплоть до XV века была сопоставима с ценностью здорового пахотного животного - вола. За кошку платили гривнами - серебряными слитками в 205 граммов. Если убил чужое животное, случайно или злонамеренно, приходилось платить ее хозяину компенсацию - одну гривну и здоровое животное взамен убитого.

«Аще кто собаку оубьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место».

Сборник законов «Метрополичье правосудие», XIII век

Единственное животное в храме

Иван Билибин. Кот ученый. Фронтиспис к «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина. 1910

В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола - особенно черных - и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.

Портрет царского кота

Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота великого князя Московии. 1663. Национальная библиотека Франции, Париж

Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича . В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного , однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках» .

Для охраны амбаров и устрашения мышей

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей

Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, - Петр Великий часто бывал у него в гостях.

Коты-крысоловы из Казани

Павел Федотов. Сватовство майора, или Поправка обстоятельств женитьбой. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея

Кошачью кампанию против вредителей продолжила императрица Елизавета Петровна . В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты - искусные охотники на грызунов.

«…Cыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…»

«Указ о высылке ко двору котов», 1745 год

Охранники картинных галерей

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание

Екатерина Великая кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет» . В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой - в основном это были кошки породы русская голубая.

Коты в русских пословицах

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ

К концу XVIII века кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский естествоиспытатель, писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» - кошки упоминались в 75 из них.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Доведется ж и коту с печи соскочить.
Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить.
Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.
Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.
Он, как кошка, все на ноги падает.

«Вроде спорта - у кого кот толще»

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Государственный Русский музей

В городах кошки «работали» в основном на рынках. Им жилось вольготно и сыто. Журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали ценных хранителей товара. Им даже разрешали сидеть на прилавках в перерыве между охотой на грызунов.

«…Первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта - у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».

Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»

Кошки блокадного Ленинграда

В годы блокады почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Поэтому в городе быстро размножились крысы. В апреле 1943 года в Ленинград завезли 5 тысяч дымчатых котов из Ярославля, а потом еще эшелон котов из Сибири. Советский писатель Леонид Пантелеев в блокадном дневнике записал: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» . Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а сторож зарабатывал 120 рублей. Четырехлапых бойцов отправили в музеи и подвалы уцелевших жилых домов. Через некоторое время они очистили город от грызунов.

Кот как достопримечательность

Екатерина Качура-Фалилеева. У самовара. 1-я пол. XX в.

Коты до сих пор «работают» в Эрмитаже - не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Петербург.

«Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Литературная газета», 2014 год

Домашние кошки появились на территории Руси раньше, чем наши предки стали христианами. Например, на территории бывшего СССР, в Армении, в ходе раскопок холма Кармир-Блур были обнаружены развалины древней урартской крепости Тейшебаини VI-VII веков до н. э. ходе. Когда-то это была могучая крепость с обширными кладовыми для хранения товаров, вина и хлеба. В одной из амфор был обнаружен скелет кошки, что подтвердило факт существования домашней кошки в древнем Урарту. В Урарту и Ольвию VII-VI веков до н.э. первых кошек предположительно завезли торговцы и воины, так как эти центры имели обширные связи со Средиземноморьем. Позднее, кошка была найдена в древнем городе Ольвии - греческой колонии в Северном Причерноморье и датирована VI веком до н. э. Мы видим, что 2700-2600 лет назад домашние кошки уже посилились в жилищах наших предков. Эти кошки являются современницами самых ранних из известных европейских кошек и, по всей вероятности, проникли в Армению и Крым из Азии и Египта - родины домашних кошек через государство Урарту, с которым азиатские страны и Египет вели бойкую торговлю, о чем свидетельствуют найденные при раскопках предметы. Затем последовали археологические находки кошек в других

древних городах Северного Причерноморья - Пантикапее, Танаисе, Фанагории и относятся к рубежу старой и новой эры. Эти кошки - жили в больших и богатых городах Римской империи. В сельских поселениях кошки обнаружены не были, за исключением скифского поселения, именуемого Каменским городищем. Скифы оставили после себя богатое наследие в виде изделий из золота, изображающих различных животных. Однако изображение кошки или животного похожего на нее практически не встречается. Для скифов кошка оставалась редким зверем. Надо полагать, что древние греки, торгуя со скифами золотыми украшениями, утварью и всякой живностью, в то же время берегли редчайших домашних кошек для себя.
Путешествие домашней кошки от берегов Черного моря далее на север происходило медленно. Найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. В каждом из этих трех поселений было найдено только по одной кошке. Но уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологами найдены кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках кошки попадают в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье, а к XIII веку распространяется по всей Руси. Так, в Ярославском Поволжье археологи вскрыли более 600 погребальных курганов, и в 200 были останки жертвенных животных, в том числе в 93 курганах были найдены лошади. Однако, кошки были найдены только в двух курганах, где были погребены женщины. В Старой Рязани при раскопках слоя, относящегося к XII веку, было найдено 7 кошек, а также стилизованное изображение кошки на тонкой резной костной пластинке. Предполагают, что когда-то эта пластинка украшала переплет рукописной книги. Другая находка относится ко времени разорения Киева нашествием хана Батыя в декабре 1240 года. Там археологи раскопали жилище, названное "мастерской художника", где нашли полуобгоревший скелет кошки и ее хозяйки - девочки. А в Древнем Поволжье лишь в двух из двухсот курганов Х-ХI веков найдены останки кошек.
Интересно, что на Руси кошку первыми оценили служители культа и по ставили этих животных под защиту церковного закона. Кошка была и остается единственным животным вхожим в храм. О почтении к кошке церковников свидетельствует то, что во Владимире, Суздале и других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Языческая славянская мифология также не относила кошку “к нечистым” животным. В России кошка всегда олицетворяла домашний уют и благополучие, ее здесь величали "хозяйкой дома". При переезде "хозяйка" должна первой переступить порог нового дома, иначе не будет в нем уюта и счастья. Народное поверье утверждает, что трехцветная кошка приносит в дом счастье.

До ХIV в. кошка ни в одном источнике не упоминается. Предполагают, что она была достаточно дорогим животным, чтобы не всякий мог себе позволить ее купить. Какова же была стоимость кошки? В "Правосудии митрополичьем", датированном ХIV в., говорится что за украденное животное устанавливался штраф: за голубя платили 9 кун, за утку, журавля и гуся - по 30 кун, за корову - 40 кун, за лебедя - 30 кун, за вола, собаку и кошку - по З гривны (гривна - слиток серебра массой примерно 205 граммов, а куна - 50-я часть гривны). Кошка по стоимости была равна волу. Гривна в начале татаро-монгольского ига в XIII веке была самой крупной денежной единицей, а три гривны были большой суммой. Следовательно, владеть кошками могли только богатые люди. Однако, уже к XV-XVII векам кошка поселяется в жилищах простых людей. Став доступным животным, кошка распространилась в самых различных слоях общества.

Постепенно кошки "прописывались" в крупнейших русских городах таких как Москва и Санкт-Петербург. Например, однажды императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, обеспокоенная количеством мышей во дворце, издала указ от 13 декабря 1745 года, в котором повелела губернатору Казани: "...сыскав в Казани здешних пород кладенных самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей, прислать Санкт-Петербург».

Горожане всегда любили и уважали кошек. В патриархальной Москве кошка была атрибутом благополучия и достатка в доме. Владимир Гиляровский описывает рынки старой Москвы и толстых довольных котов, восседающих на прилавках. Купцы соревновались, споря у кого кот толще. Держать в доме кошку считалось очень престижным делом - вспомните картину Кустодиева «Купчиха за чаем»!
А каких кошек больше всего любили в Москве и России в прошлом? На картинах художников того времени можно встретить кошек по типу сибирской, с белыми отметинами на груди и лапках.

Интересное о появлении кошек на Руси


Считается, что на Руси домашних кошек стали разводить в XII веке. Поначалу они жили при церквях, в монастырях да в княжеских палатах. Послы византийские в качестве драгоценного дара привозили этих животных. Но живые презенты, презрев присвоенный им статус редкостного экспоната, проявляли независимый нрав и неукротимую страсть к продолжению рода, заводя брачные знакомства без учета высокородности партнеров… В науке подобный процесс называется аборигенным формированием породы.

Так что в X-XII веках кошки распространились по всей территории страны, правда, по-прежнему оставаясь обитателями хором. И даже в XIV веке, хоть и стали уже весьма известными животными, мурлыки не добрались до изб простолюдинов, т.к. были им не по карману и не по положению. Кстати, в «Правосудье митрополичьем» – известном судебнике того времени – высокая ценность кошки в качестве домашнего зверя подкреплена штрафной санкцией за хищение, равной аналогичной мере за угон вола.

Но через пару столетий кошки заявили свои права обретаться там, где сочтут нужным, и выбирать себе хозяина по нраву, а не по увесистости кошелька. Приняв в хозяйский быт прежде «вельможное» животное, крестьянин и ремесленник возрадовался так, что чувства вылились в пословицах: без собаки не двор, без кошки не дом; псу должна быть конурка, коту – печурка; кто кошку любит – тот и жену свою любить станет. Да и было отчего радоваться: в доме появился сторож продовольственных запасов. Правда, он и сам мог позариться на сметанку, но этот урон все же был несравним с тем разором, что причиняли мыши.

Впрочем, сильные мира не изменили вековой приязни к кошкам. Например, кот царя Алексея Михайловича был удостоен портретного изображения крупным планом, который и ныне хранится в Эрмитаже (работа голландского художника Фредерика Мушерона, 1661). Высочайшее повеление «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения» содержится в одном из указов Петра I. Он же поселил у себя кота, привезенного из Голландии.

Дочь его, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году выписывала из Казани котов-крысоловов местной породы, как особо искусных охотников, специально для Зимнего дворца. При дворе Екатерины Великой жили короткошерстные красавицы пепельно-голубого окраса с ярко-зелеными глазами. У императора Николая I тоже был голубой кот по прозванью Васька. Несмотря на расхожую кличку, он был, как считается, самым избалованным представителем породы.

Русский престол дарил кошек европейским монархам, в частности, британской королеве. На туманном Альбионе их называли «иностранная голубая», «мальтийская голубая» и «архангельская голубая», до тех пор, пока породе в 1939 году не было присвоено окончательное наименование «русская голубая». Кстати, с тех пор, как Екатерина II закрепила за кошками официальный статус охранников картинных галерей, они продолжают верно и неустанно нести возложенную на них службу.

На сегодняшний день штат четвероногих сотрудников Эрмитажа насчитывает, по разным данным, от пятидесяти до более сотни «бойцов». Несколько лет назад был создан Фонд друзей котов этого музея, который собирает средства на их прокорм и лечение, проводит акции и даже выставки в их честь. Об эрмитажных кошках ходят легенды. Когда однажды они напроказничали и были изгнаны, то вслед за этим случилось жуткое нашествие крыс, и пришлось кошек спешно возвращать. А одна шустрая мурка облюбовала в качестве спального места царский трон и регулярно поднимала переполох, т.к. при ее проникновении на желанную «лежанку» срабатывала сигнализация.

После этого хвостатым охранникам запретили появляться в музейных залах. Но популярность их от этого не уменьшилась. Немецкие журналисты даже сняли фильм об этом музейном «подразделении», который был показан по многим европейским телеканалам. И теперь Эрмитажу приходится регулярно отказываться от пополнения его за счет добровольных даров многочисленных желающих, и не только в частном порядке, но и в публичных заявлениях информационным агентствам.

Кошек – некогда диковинных зверьков, а ныне повсеместно распространенных – в России множество. И питомников становится все больше. Развивается фелинология – раздел зоологии, изучающий кошек и их породы, одним из достижений которой стало признание в мире сибирской породы в конце прошлого века.

Кот Алабрыс. Лубок, конец XVII века

Древнейшая кошачья особа и первый кошачий портрет

Давно уже домашняя кошка обитает в наших краях, она гораздо старше матрешки, самовара, картошки, и даже крещение Руси случилось на ее глазах. Наиболее ранние сведения о ней дают археологические находки.

На территории бывшего СССР самые древние останки домашней кошки - кошки «номер один» - найдены на юге (не потому ли, что там больше искали?) - в Закавказье. Никто, конечно, специально кошку не искал, просто при раскопках холма Кармир-Блур в Армении археологи обнаружили там развалины древней урартской крепости VII века до н. э. Тейшебаини. Некогда это была великолепно оснащенная крепость, с громадными кладовыми для хранения товаров, вина и хлеба, но увы. Тейшебаини погибла в начале VI века до н. э. во время штурма ее ассирийцами.

Так вот, при раскопках развалин Тейшебаини в одном из винных сосудов был обнаружен скелет кошки. Трудно сказать, что ее туда занесло - то ли погналась за мышкой, угодила сгоряча в пустой кувшин и не сумела выбраться назад, то ли пыталась спрятаться от огня да так и осталась на века в коварной западне. Как бы там ни было, маленькая трагедия позволила сохранить для истории любопытный факт существования домашней кошки в древнем Урарту. Археологи полагают, что эта почтенная по возрасту кошачья персона вполне могла нежиться под жарким солнцем Закавказья в любом году того же VII века до н. э., на который приходится расцвет и благоденствие Тейшебаини.

Останки кошки «номер два» также найдены на юге нашей страны - в развалинах античного города Ольвии, заложенного греческими колонистами в Северном Причерноморье в том же VII веке до н. э. Археологи утверждают - а они весьма тщательны в своих оценках прошедшего времени, - что найденные в древней Ольвии кошачьи косточки относятся к VI веку до н. э. Следовательно, уже около 2600 - 2700 лет назад домашние кошки бродили в жилищах обитателей наших краев, а появились впервые в них наверняка еще раньше.

Появление самых первых экземпляров домашней кошки именно в Урарту и Ольвии вполне закономерно. Урартцы известны как весьма предприимчивые люди. Они оживленно торговали с соседними странами, с греческими колониями в Северном Причерноморье и даже с Египетом. В кладовых Тейшебаини найдены египетские фаянсовые амулеты и другие ювелирные изделия, и полагают, что в Закавказье египетские предметы в древности попадали именно через Урарту. Его правители, кстати, дружили со скифами и выступали вместе с ними против ассирийцев, которые весьма завистливо смотрели на торговые занятия процветающего Урарту и чинили ему зло. Существовали накатанные дороги для проникновения домашней кошки в Закавказье из ее египетской родины, и, скорее, было бы удивительно не найти следов ее раннего появления там.

Возраст единственного кошачьего экземпляра, найденного в ранних слоях античной Ольвии, практически совпадает с возрастом этого города - и тому и другому более двух с половиной тысяч лет. Вероятно, кошка была доставлена в Северное Причерноморье первыми поселенцами в числе необходимейших предметов. Основавшие Ольвию выходцы из Древней Греции перенесли на эти пустынные берега свойственный им образ жизни и привычные мелочи быта. Знаменательно, что в их число попала и домашняя кошка.

Позднее, в римское время на рубеже старой и нашей эры, домашние кошки появляются в других античных городах Северного Причерноморья - Танаисе, Нимфее, Пантикапее, Фанагории, Тиритаке. Как видим, они предпочитают обитать в больших и богатых городах. В селищах никаких следов кошачьего обитания не обнаружено.

А что же скифы, властители причерноморских земель, ближайшие соседи и современники греческих колонистов, - знали ли они такого зверя, как домашняя кошка? Тончайшая ниточка - одна-единственная косточка домашней кошки, найденная археологами за всю историю раскопок скифских памятников, буквально символически удостоверяет - да, скифы имели представление о домашней кошке.

Эта редчайшая, так сказать, «уликах была найдена при раскопках скифского поселения, которое археологи скромно именуют Каменским городищем. В свое время -в V - III веках до н.э. - это был громадный город площадью 12 квадратных километров, столица степных скифов. Севернее него, по Днепру, да и южнее тоже уже не было подобных величественных поселений. Располагался он на левом берегу Днепра против теперешнего Никополя. Город был удобно расположен на своеобразном выступе территории, защищаемом с севера и запада обрывами над Днепром, рекой Конкой и Белозерским лиманом, а со стороны степи - земляным валом и рвом.

В возвышенной части города находился акрополь, где располагалась крепость, какие-то скифские святыни и жила скифская знать. Даже после запустения города в III веке до н. э. в этой части его жизнь продолжалась еще в течение нескольких веков. Вот в этом-то акрополе и нашли археологи уникальное свидетельство того, что в скифском царстве водилась по крайней мере одна домашняя кошка (кстати, останков собак в акрополе найдено двадцать).

А вот при раскопках Неаполя скифского, бывшего в те годы столицей крымских скифов, среди множества исследованных археологами костей животных не найдено ни одной кошачьей. Не правда ли, парадоксален археологический баланс - на все скифское золото, многочисленные украшения, предметы утвари и многие другие ценные в историческом смысле находки приходится пока что одна-единственная кошка?

Верно, дорожили античные греки своими драгоценными домашними кошками и, оживленно торгуя со скифами всякой живностью, предметами рукоделия и ремесла, золотыми украшениями «звериного» стиля, ревниво берегли редчайших домашних зверьков для себя.

В начале нашей эры путь от берегов Черного моря в суровые северные края будущих русских городов был не очень гладким, а кошачье поголовье не отличалось изобилием, поэтому мода на кошек, да и сами они продвигались на север неторопливо. Тем не менее во II - V веках н. э. археологи отмечают появление домашней кошки в трех поселениях, существовавших на территории нынешних Одесской, Черкасской и Кировоградской областей.

В каждом из этих поселений снова найдена одна-единственная кошачья особь! Не подумайте, что археологи ленились или плохо искали. Насколько редким было в те времена это существо, говорят простые цифры - найденная в поселении Журовка ископаемая компания домашних зверей при сорока трех собаках располагала опять-таки всего одной кошкой.

Снова прошло несколько сот археологических лет, и в VI - VII веках кошка появляется в лесных краях - останки ее найдены при раскопках мерянского поселения вблизи Ярославля, а также в древнем Пскове. Приблизительно в это же время она объявляется в северо-западных краях - в Литве и Латвии. Археологи относят самые ранние находки прибалтийских домашних кошек к V - VIII векам н. э.

Затем, в VII - IX веках, кошка попадает в Старую Ладогу, в тот же период она была уже известна в Среднем Поволжье, а в X - XIII веках - в землях Древней Руси. Археологические находки ее отмечены в Новгороде, старой Рязани, Москве, Подмосковье, Киеве. А вот в древнерусском охотничьем городе Гродно, скрытом дремучими лесами с изобилием дикого зверя, домашняя кошка не была известна вплоть до XIII века.

Интересные находки сделаны при раскопках погребений X - XI веков в Ярославском Поволжье. Ученые вскрыли там около 600 курганов, из которых 200 выделялись одной особенностью - в них найдены останки жертвенных животных. И только в двух курганах из 200 (интересно", что оба раза это были женские погребения) найдены кошачьи кости.

История домашней кошки на Руси будет неполной, если не упомянуть еще о двух любопытнейших археологических находках. Одна из них сделана при раскопках старой Рязани - богатого древнего русского города, жестоко разоренного татаро-монголами в 1237 году и более не поднявшегося из пепла на прежнем месте. Здесь интересны не столько найденные в слоях XII века останки целой компании - семи кошачьих особ, сколько находка тонкой резной костяной пластинки в виде стилизованной кошки. Полагают, что некогда она могла украшать весьма ценную вещь - переплет рукописной книги. Пластинка обнаружена в жилище, которое ученые склонны считать домом-мастерской древнего мастера-костореза.

Любопытно, что манерой исполнения этот первый на Руси кошачий портрет напоминает русскую деревянную резьбу более позднего времени. Будто и затейливые львы на наличниках русских крестьянских изб XVI века резаны той же привычной рукой, что и древняя кошка на костяной пластинке из старой Рязани. Когда-то считалось, что такую манеру резьбы занесло на Русь с Запада вместе с книжными картинками, но вот находка столь древнего кошачьего портрета заставляет пересмотреть это мнение.

Другая необыкновенная находка относится к тем же суровым и драматичным временам нашей истории - разорению древнего Киева татаро-монголами в декабре 1240 года. Город погиб в огне, и лишь следы пожарищ встречаются при раскопках слоев того времени.

Целый комплекс обгоревших остатков жилищ разведан археологами в Киеве, все они сильно повреждены, но одно из них, самое интересное, к счастью, сохранилось лучше других. Найденные в жилище замечательные своей редкостью и назначением предметы - заготовки и осколки всевозможных поделочных камней - дали основание назвать его «мастерской художника».

Когда возник пожар, хозяев мастерской не было дома - запертый ими много веков назад уцелевший замок и по сей день крепко удерживает несуществующую дверь. Однако отлучились они не насовсем и даже не надолго, ибо внутри оставались многие ценные даже по нынешним временам вещи, но, главное, взаперти было оставлено живое существо - кошка. Тщетно пыталась выбраться она из огня, да так и погибла в горящем помещении - полуобгоревший скелет ее найден на полу мастерской.

Самое примечательное, что хозяйка кошки - мы даже знаем, что это была девочка, - не забыла о своей любимице и попыталась спасти ее. Неведомо как пробралась она сквозь пожар к своему дому - он был уже совсем рядом, но преодолеть последние метры ей не удалось. Девочка погибла у своего дома под обвалившимся горящим зданием. Подле жилища художника найден детский скелет, на руке у девочки сохранились три стеклянных браслета, а в кулачке, пожалуй, был ключ, рассыпавшийся в прах.

Столь же печальная участь постигла и другую кошку, обгоревший скелет которой найден позднее еще в одном хорошо сохранившемся жилище того же комплекса. Но то было совсем отличное от «мастерской художника» помещение. Остатки большого деревянного ларя и россыпь горелых зерен разных злаков на полу не оставляют сомнения в том, что там хранились запасы хлеба. И кошка, стало быть, погибла «на службе».

Кот Московского царя. Гравюра Голлара, 1661 год

Три гривны за кошку

Если отвлечься от романтики археологических находок и перейти, как говорят, к прозе жизни, то выяснится нечто неожиданное. Сугубо официальные документы Московской Руси говорят о том, что кошка представляла в былые времена весьма ценное имущество. И стоила она громадных денег.

В старину на Руси рублей и копеек еще не знали, а оценивали стоимость вещей и тяжесть проступков, противных закону, в гривнах, ногатах и кунах. Самой крупной, так сказать, купюрой служила гривна, которая представляла чаще всего слиток серебра весом около 205 граммов. Естественно, что пользоваться гривной при повседневных расчетах было примерно так же удобно, как стрелять из пушки по воробьям. Поэтому гривна могла делиться на более мелкие доли - либо на 20 частей (тогда они назывались ногатами), либо на 50 частей (в этом случае их звали кунами). Наименование более мелких долей гривны - куна - произошло от названия распространенных меховых шкурок - куньих, которые служили когда-то, еще до появления металлической монеты, деньгами на Руси.

Ногата, не говоря уже о гривне, представляла собой немалые деньги. В древнем Киеве при князе Ярославе сооружалась церковь, но работа шла не так проворно, как того хотелось бы князю. Тогда он приказал возвестить на торгу, что за работу будут платить по ногате в день, «и бысть, - как сообщает летописец, - множество делающих». Выходит, что ногата была суммой, весьма даже солидной для дневного заработка, которую мог себе позволить выплачивать лишь великий князь, да и то в исключительных случаях - строились ведь первые храмы только что крещеной Руси. Поросенок или баран стоил в те времена ногату, раб - 5 гривен, а за куну можно было даже скромно пообедать.

Не сохранилось прямых свидетельств того времени о цене, которую давали за кошку. Да это и не столь важно, ибо до нас дошел иной замечательный документ, в котором точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, да и всех других домашних животных Древней Руси. Это своеобразный свод законов, который историки называют «Правосудье митрополичье».

Он является одним из древнейших исторических документов на Руси, в котором упомянута кошка как домашний зверь. Она появляется в статье, определяющей наказание -денежный штраф - за хищение домашних животных.

Естественно, что величина штрафа зависела от ценности украденного животного и косвенно говорила о его стоимости. Вот какие штрафы взимались со злоумышленников - татей - в XIV веке за хищение живности и как соответственно ценились тогда домашние животные: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу - 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за третьяка 30 кун, за лоныцину полгривны, за теля 5 кун, за барана ногата, за поросенка ногата, за овцу 5 кун, за жеребца гривна, за жеребенка 6 ногат». Каковы цены?!

А кошка оценивалась, таким образом, в три гривны - так же, как и незаменимый в крестьянстве вол. Кошка приравнивалась к трем резвым скакунам или к целому стаду баранов! Одна лишь собака ценилась еще столь же высоко. Чтобы заработать 3 гривны, даже при сказочном жалованье, положенном князем Ярославом строителям древней киевской церкви, надо было трудиться не разгибая спины два полных месяца.

Видимо, имелся свой крепкий резон у наших предков, отдавших первые по важности три места таким несопоставимым на сегодняшний взгляд животным. Одинаково незаменимы были они в крестьянском хозяйстве тех времен, выполняя каждый свою ответственную роль - вол был незаменим на хозяйственных работах, кошка охраняла хлеб, собака стерегла стадо и дарила счастливую охоту.

Статьи о наказаниях за хищения домашней живности есть и в других судебниках. Если сравнить такие статьи из более ранней по времени написания

«Русской правды» и созданного позднее «Правосудья митрополичья», то выяснится, что они совпадают. И тут и там указан тот же перечень животных, те же штрафы, за одним лишь исключением - в «Русской правде» отсутствует упоминание о кошке. Все другие животные есть, а кошки нет! Удивительный этот факт можно истолковать таким образом, что в XI веке кошка еще не являлась распространенным домашним существом, хищения ее были крайне редки и составляли скорее исключение, нежели правило.

Но уже к XIV веку она стала заметным деловым домашним животным. Первыми оценили кошку в этом качестве святые отцы и, дабы пресечь участившиеся хищения ценного зверя, поставили его под защиту подходящей статьи церковного свода законов. Но и тогда еще кошачье поголовье на Руси было невелико, о чем красноречиво свидетельствуют громадные размеры охранных штрафов.

Любопытно, что одной этой охранной статьи составителям «Правосудья митрополичья» показалось недостаточно. Ведь кошку могут не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого люда тогда имелось немало. На редкостное создание смотрели косо. Кошка - животное подвижное и любознательное, с вредоносными и бесовскими повадками, шныряет по чужим погребам, чуланам да птичникам, а владеют ею лишь богатые дома. Все зло идет от них, так не грех и отплатить им.

И вот в судебник включается единственная в своем роде во всем русском законодательстве статья: «А кто собаку убьет, ли кошку - вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку - вместо кошки». Удивительно читать эти выполненные славянской вязью слова древнего закона, столь ревностно защищавшего обыденных в наши дни животных. Ничего подобного более на Руси не встречалось никогда. Невольно вспоминаются суровые законы Древнего Египта, каравшие смертью за убийство кошки, и средневековые указы принца Уэльского, бравшие под защиту это существо. Есть своя глубокая закономерность в таком уважительном отношении к домашней кошке в разных (но непременно земледельческих) краях на определенном этапе их истории.

Естественно, что такой дорогой предмет был не по средствам даже зажиточным людям, не говоря уже о бедняках. Поэтому первоначально кошка, как редкая диковина и своего рода полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Однако, принятая вначале с горячим интересом, она, похоже, быстро утрачивает расположение своих имущих боярских и княжеских покровителей и начинает постепенно «просачиваться» в круги победнее.

Такой внешне не показной зверь не мог, конечно, сравниться по своей декоративной привлекательности и производимому впечатлению с другими существами, составлявшими гордость какого-нибудь боярского дома. Бояре да князья любили удивлять и потешать гостей домашними медведями, сворой гончих псов, скакунами, охотничьими соколами или редчайшими тогда заморскими попугаями либо павлинами.

Их всех можно было показать в деле, чего никак нельзя сказать о кошке. Она блистает иными талантами и может быть достойно оценена лишь в сравнении с себе подобными. Да и трудно было ужиться этому независимому зверю взаперти, в тщательно оберегаемых боярских теремах, светлицах да хоромах.

В наше время обыкновенная кошка ничего не стоит. Тому, кто возьмет лишнего котенка, еще и спасибо скажут. И мы, избалованные этой всеобщей распространенностью привычного зверя, совсем забыли его истинную ценность. Бывают, однако, в истории редчайшие моменты, когда она возрождается на миг во всей своей первозданной весомости.

Блокадный Ленинград... Тяжкие испытания выпали на долю людей, но не менее страшными были они для зверья, всегда сопутствующего человеку в его городской жизни. В дневниковых записях писателя Л. Пантелеева о блокадной зиме 1941/42 года есть скупые строки об «осажденном городе... где вымерли все кошки и собаки. Где вымерли даже мыши и птицы». Люди выстояли. Выстояли, победили и фактически начинали жизнь снова. Среди больших и малых примет возрождения городской жизни, увиденных Л. Пантелеевым в январе 1944 года, была и такая: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей. Вероятно, приблизительно столько же он стоил бы до войны на Северном полюсе». Если вспомнить, что зарплата, скажем, городского сторожа составляла тогда рублей 120, а килограмм хлеба продавался с рук за 50 рублей, то, может, и перетянут на весах истории эти ленинградские послеблокадные 500 рублей те невероятно щедрые 3 гривны, в которые оценивало кошку «Правосудье митрополичье».

Домашние кошки появились на территории Руси раньше, чем наши предки стали христианами. Самые первые сведения о домашних кошках дают археологические находки на территории бывшего СССР. Вот некоторые данные, приведенные В. Карповым в его работе «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987).

Продвижение домашней кошки от берегов Чёрного моря на суровый север происходило медленно. Так, найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. Но опять-таки только по одному экземпляру в трёх поселениях. Однако уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологи фиксируют появление кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках этот зверь попадает в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье.

Кошка играет также важную роль и у Богини Макоши. В данной статье — нет речи, что Велес в образе кошки, кошка скорее его спутник, т.к. относиться к навьему миру духов.

Велес — одно из центральных божеств в славянской мифологии. Одним из священных животных Велеса, считается мохнатый кот. Считается, что кошка — Зверь Велесов. В мифологии Древней Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений её деятельности — сохранение домашнего очага. Но и это не всё — кошка у русских является ещё и проводником в потусторонний мир.

В русских сказках, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей, причём едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказки, обладал уникальным голосом (слышным за семь вёрст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу.

Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить». В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю - сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

В славянской мифологии Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады. В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства — руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить её уши…

Согласно широко распространенной версии, европейское слово «кошка» произошло от африканского — «кадис». Считается, что первые домашние кошки родом из Египта, откуда их привезли в Древний Рим. Тут-то и начинается загадочная история кошачьего имени. Во-первых, во многих индоевропейских языках слово «кошка» звучит очень похоже: кот, кошка — у славян, кэт — у англичан (cat), катер — у германцев (kater), ша — у французов, но пишется — chat, катто — у прусов (catto), кате — у литовцев (kate), каке — у латышей (kake), котка — у болгар. По латыни дикую кошку называют катус (cattus).

Неужели на все эти названия повлияли североафриконские заимствования? Вряд ли. Основа слова «кот» у европейцев древняя, поэтому столь одинаково она звучит на многих языках. Слово «кот» теснейшим образом связано с очень важным глаголом, обозначающим рождение, — котиться, оно также является составной частью слова, обозначающего звериного детёныша — catulus (по латыни).

Действительно, это мы сейчас говорим, что «звери рожают». Для наших предков такое выражение было неприемлемо. Рожать могла лишь женщина. Дело в том, что слово «родить» — священное и магическое. У славян оно связано с древнейшим Богом умножения рода человеческого — Родом (или Рудрой у древних индо-ариев). Кошка, как и всякий скот, в том числе мелкий, может только котиться. Котятся, кроме кошки, козы, овцы, зайчихи, крольчихи, коровы и другие животные.

Беременная кошка называлась по древнерусски «сукотная». Между словами кот, скот, окот (размножение домашних животных) есть некая связь, может быть, восходящая к началу распространения скотоводства в Европе, примерно, к 6-4 тысячелетию до нашей эры. В это же время, кстати, складывались и древние индоевропейские языки. Слова «кошка» или «кот» в переводе с древнеевропейских языков должны были подразумевать «рожающий или рожающая». Оно указывало на прямую связь древних «мурок и васек» с культом плодородия.

Доказательством подобной версии служат мифологические представления о кошке у древних германцев. В образе кошки у них выступала богиня любви, материнства и плодородия Фрея, супруга солнечного Бога Фрейра. Ничего удивительного здесь нет. Высокая воспроизводимость потомства у кошки хорошо известна.

На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией.

До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот являлся спутником Бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.

После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний Бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Велес. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть дух великого Велеса.

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и смертный конец ускорить.

Особая мистика окружало строительство нового жилья. Здесь непременно были нужны жертвы духу новостройки. Без обрядового подношения новоселов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечет, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И шёл кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

За овин в хозяйстве отвечал другой домовой — овинник. Страшен он был, так как имел власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по легендам, пожары случались по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступал всегда чёрный кот.

За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. По славянским поверьям, если грянет мор или эпидемия, надо хутор или деревню опахать — охранительную черту провести. Потом для крепости колдовства живого кота в борозду закопать. Выручай, Вася, — замолви Велесу словечко, чтобы чуму или холеру стороной провел.

С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чертом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке не было.

Если ночью на грудь навалилась серая кошка - это домовой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» - и выслушать ответ. (Народная примета).

До сих пор сохранилась на Руси вера, что в несчастном доме коты не ведутся, а кто убьёт кота, тому семь лет ни в чём удачи не видать. Кто любит и бережёт кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».

Много других поверий связано с этим зверем, множество примет и пословиц. Без кошки не изба. На мышку и кошка зверь! Кошки дерутся - мышкам приволье! Кто кошек любит - будет жену любить! Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть! Любит кошка молоко, да рыльце коротко!

Есть много поговорок, связанных с нравом, повадками кошек, применённых к всевозможным явлениям человеческой жизни: У них лады — что у кошки с собакой! - говорят о сварливой супружеской чете. Захотел от кошки лепёшки! - намекают на чью-либо сомнительную щедрость. Поклонишься и кошке в ножки! - предупреждают гордеца, которому на роду написано переломить свою спесь-гордыню.

По простонародной примете: кошка свертывается клубком - к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребёт лапами стену - к ветру непогожему, пол - к вьюге, умывается - к ведру, лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку (корысть) сулит.

Как с огнём очага, так и с кошкою соединяются приметы о приезде гостей: если умывается кошка или загребает лапами, то ожидай гостей; если при этом лапы у неё холодные - то гости будут чужие и нежеланные, а если лапы теплые - то приедут друзья и родичи.

Бытует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может её уморить до смерти.

Много загадок загадывается про этого живучего зверька: Четыре четырки, две растопырки, один вертун, да два яхонта.

По материалам Яны Раменской

Просмотры: 1 000