Домой / Помада / К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста. Детская речь от рождения до школы и способы её развития

К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста. Детская речь от рождения до школы и способы её развития

обучение речи дошкольников

Принципы: народного воспитания

1937 – «Развитие речи дошкольника». Задача: развитие словаря ребенка

Задачи обучения:

1. развитие аппарата речи детей, его гибкости

2. накопление содержания речи, обогощен.словаря

3. работа над функциями речи, её #

Факторы развития речи:

· закономерность развития речи

· условия в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата

речевая среда дает детям словесные формы и образцы для подражания

ведущие прц:

Деятельностный подход к развитию речи (игра, труд)

Взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умст, соц, эстет, физ, сенс.)

Наглядности (среди веществ мира)

Повторения и постепенности (окр. мир, среда, соц.жизнь, природа, дидакт.материал)

Виды занятий по обучению речи: 1. по словарю 2. по живому слову

10.Развития речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками (Е.И. Тихеева, М.И. Лисина).

Цели развития языка – развитие двух сторон языка по культуре речи: грамотность и целесообразность.

средства : 1. общение со взрослым 2. культура яз.среды 3. обучение 4. виды искусства 5. худ. литература

общение – взаимодействие двух или нескольких людей, направлены на согласование и объединения их усилий с целью налаживания отношений.

формы общения ребенка со взрослым:

ситуативно-личностное (0-1) Дть ребенка – эмоциональное общение Средства – мимика, жесты

ситуативно-деловое (1-3) Дть ребенка – предметная Дть Средства – вербальные средства, слова

ситуативно-познавательное (3-6) Дть ребенка – игра, продуктивные виды Дти Средства – речь

внеситуативно-личностное (5-7) Дть ребенка – Лное общение Средства – речь

Культура яз.среда (речевая среда)

1. Материальная (предметы, игрушки) 2. Социальная (родители, воспитатели)

Требование от педагога:

Недостатки речи педагога:

1. многословность. 2. чрезмерная лаконичность. 3. часть употребления слов с уменьшительно ласкательных суффиксов. 4. небрежное произношение 5. монотонность речи. 6. бедность языка. 7. злоупотребление лишними словами

Язык возникает из потребности человекав общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.


7 . Использование идей Е.И. Тихеевой в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста. 1867-1944

сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на ко­тором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихее­ва отводила методике развития речи.

В.И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появле­ние в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руко­водимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания ме­тодики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматрива­лась роль языка как орудия социального воспитания.

Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, ин­теллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объ­ясняется нечеткое выделение задач развития речи ". Наиболее под­робно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстанов­кой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по жи­вому слову).

Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необхо­димо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7-8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оста­ваться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.

Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей (Программа воспитания и обучения в детском саду, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С. Ушаковой).

Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возраст­ном этапе, а также предусматривает воспитание определенных ка­честв личности. Например, выдвигая задачу формирования навы­ков диалогической речи (уметь отвечать па вопросы и задавать их), ирограмма одновременно подчеркивает необходимость воспитания у детей таких качеств, как общительность, вежливость, приветли­вость, сдержанность.

Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего всем своим содержанием она направлена на реализацию тео­рии коммунистического воспитания, т. е. на всестороннее развитие личности ребенка.

Кроме того, в основу программы положены данные психологии и смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенно­стях его познавательной деятельности, что определяет объем и по­следовательность требований к детям на разных возрастных сту­пенях.

Программа построена также с учетом важнейшего педагогиче­ского положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с раз­личными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.).

И наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом главных дидактических принципов - систематич­ности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и до­ступности; в ней прослеживается концентричность в формирова­нии у детей речевых умений (т. е. прохождение па каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением углублением их содержания).

Все задачи и требования в программе изложены кратко. Четко названылишь общие требования к знаниям и умениям детей. Каж­дое общее требование программы воспитатель должен научиться конкретизировать.

В условиях общественного воспитания ведущим средст­вом формирования речи ребенка является обу­чение.

Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей", усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Основная форма дошкольного обучения - занятия.

По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материа­ла; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (сметанные, объединенные).

Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическими требованиями:

1. тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения

2. Оптимальная интенсивность нагрузки

3. Воспитательный характер занятия

4. Эмоциональный характер занятий

5. распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия

6. речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия

7. сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом

8. правильная организация занятия

9. учет результатов занятия

10. необходимость закрепения пройденного материала на других занятиях или в другой Дти. (игра, ИЗО, дет книга, праздники, зрелища, бытовая ДТЬ)

1. Вклад Е.И. Тихеевой в создание программы речевого развития дошкольников.

2. Условия развития речи детей раннего возраста.

3. Задачи, содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.

4. Своеобразие занятий по «живому слову».

1. Идеи К.Д. Ушинского легли в основу методики развития речи детей, научные основы которой разработала Е.И. Тихеева. Опираясь на принципы дидактики (последовательность, систематичность, учет возрастных особенностей) она впервые составила программу обучения детей родному языку в детском саду. В программе развития речи изложены следующие основные положения:

Развитие речи детей необходимо осуществлять в единстве с другими видами деятельности (игра, труд, ознакомление с окружающим);

Развитие речи детей тесно связано с умственным и психическим развитием ребенка;

Развитие речи детей происходит в процессе духовного и словесного общения со взрослыми и сверстниками;

Большая роль в речевом развитии детей принадлежит речевому окружению.

Е.И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и язы- ку – план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.

Е.И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и сегодня не утратили своей актуальности.

2. Развитие речи детей Е.И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития речи детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей:

Индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;

Постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;

Развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия и внимания);

Стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;

Создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);

Планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;

Грамотная, правильная речь воспитателя;

Использование игры как основного средства развития речи;

Поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;

Помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.

Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:

Грамотность, соответствие литературным нормам;

Культура речи, вежливость, этика;

Соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;

Соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;

Точность, ясность, простота речи;

Регулирование темпа речи и силы голоса;

Эмоциональность, выразительность речи;

Не допускаются ярко выраженные недостатки речи.

Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.

3. Е.И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, она называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово-понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа-комментария воспитателя.

Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложили серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).

Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей: «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд» .

Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:

Номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);

Описание предмета;

Сравнение предметов;

Составление и отгадывание загадок о предмете;

Нахождение игрушки по стихотворению;

Составление фраз об игрушках;

Составление рассказов по игрушкам, наборам игрушек.

От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способности к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения), речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).

4. Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е.И. Тихеевой. К ним относятся:

Разговор с детьми;

Беседа;

Поручения и задания;

Рассказывание;

Чтение;

Составление письма;

Заучивание стихотворений.

Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)

Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем развивать их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.

Интересен метод «письма», который способствует развитию у детей навыков составления предложений и текста в ситуации письменной речи.

Большое значение в развитии речи детей, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, П.П. Ершова, стихи В.А. Жуковского, А.А. Фета, Н.А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.

Рекомендации Е.А. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используются по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.

Е. И. Тихеева – создательница методики развития речи детей дошкольного

возраста (1937). Разработка Е. И. Тихеевой основ методики развития речи детей в

детском саду в соответствии с основными положениями учения К. Д. Ушинского. Е.

И. Тихеева об освоении детьми языка народа, о роли языка в развитии речи детей, о

месте работы по развитию речи в системе воспитания в детском саду. Своеобразие

методики Е. И. Тихеевой. Е. И. Тихеева о задачах, содержании и методике развития

речи детей в детском саду. Обогащение словаря детей в единстве с обогащением их

представлений. Опора на наглядность и деятельность детей как главное условие

освоения слова. Необходимость программы словарной работы (программа

представлений). Методика проведения разных занятий по обогащению словаря:

экскурсии, осмотры предметов, наблюдения, работа с картиной и загадками,

дидактические игры, игры-занятия с дидактической куклой. Три фазы в развитии

словаря детей. Развитие «живого слова» у детей дошкольного возраста.

Разнообразие занятий по «живому слову», требования к методике их проведения.

Отбор литературы для маленьких детей. Е. И. Тихеева об условиях успешной

работы по развитию речи в детском саду. Вклад Е. И. Тихеевой в методику развития

речи детей в детском саду и создание курса данной методики для дошкольных

факультетов педагогических институтов.

Вопрос №17. Требование развивать речь детей в различных видах деятельности

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и му­зыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельнос­ти имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушени­ями слуха.

Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на за­нятиях по видам деятельности он в большей степени рег­ламентирован и усваивается в тематической логике. Рече­вой материал приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные с формированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются им и находятся на втором плане.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр созда­ются благоприятные условия для развития и активизацииречи детей, формирования их речевого общения. По мне­нию Г.Л. Выгодской, «игра создает такие ситуации, в кото­рых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны 1 . Она отмечает, что в игре про­исходит развитие значений и функций слова; «перенос дей­ствий, осуществляемый в игре, служит генетической осно­вой переноса словесного значения» 2 . Расширение и обога­щение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяюще­го фактора развития речи в игре рассматривается организа­ция общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности. Детям первых лет обучения, у которых навы­ки речевого общения еще только начинают формироваться, воспитатель помогает, подсказывая нужное слово, побуж­дая повторить его за ним так, как может ребенок. Старшие дети, участвуя в коллективных играх, испытывают необхо­димость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-замести­телях.



Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представ­лений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. Значительными возможностями располагает этот вид деятельности в плане обогащения речевого разви­тия детей с недостатками слуха: в процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями, и определени­ем таких свойств, как цвет, форма, величина, простран­ственное расположение частей; узнают названия инстру­ментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования. Словесное общение, разворачивающе­еся в процессе выполнения коллективных работ или об­суждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопро­сы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий детей и их работ.

Развитие стиля речи у детей. Что такое стиль ? Зачем он нужен? В каком случае он проявляется у человека? Как воспитать стиль речи у малыша? Каких ошибок нужно избегать? Статья Е.И. Тихеевой «О стиле» (1923 год)

Сейчас, в наши дни, когда дети плохо говорят, часто мы ставим перед собой задачу до школы – помочь ребенку правильно произносить все звуки родной речи, овладеть ее лексикой и грамматикой и научиться говорить связно, понятно, логично и по возможности выразительно. И даже почти и не ставим задачу развития и воспитания индивидуального стиля речи ребенка. А такая задача, оказывается, ставилась основоположником методики развития речи в России Елизаветой Ивановной Тихеевой сто лет назад. И эта задача очень важна. Ведь речь — это зеркало внутреннего мира ребенка, его восприятия жизни, его индивидуальности. И она должна быть индивидуальной!

Много работая с детьми, я вижу как у одного малыша исключительно богатый глагольный словарь – «вбежал вихрем», «выскочил как пуля», «помчался», «поплелся», «полетел как самолет»- его речь быстрая, энергичная. А вот словарь прилагательных у этого ребенка очень беден. Чаще всего такая особенность речи наблюдается у мальчиков. У другого малыша глагольный словарь бедный, но зато какие прилагательные! Девчушка, возвращаясь с детсадовской прогулки, говорит мне: « У меня щечки от мороза раскраснелись как румяные яблочки!». Какое сравнение! Какой яркий образ – поэтический! Кто из этих двух малышей более развит в плане речи? Вопрос без ответа! Они просто разные! И как хорошо, когда есть эта разница. А такая разница в речи может быть лишь тогда, когда ребенок освоил родную речь достаточно хорошо и свободно в ней себя чувствует и ею владеет. Иначе речь его однообразна и «как у всех». И уже не до индивидуальности!

Давайте сегодня поговорим о стиле речи. Работая с книгами начала 20 века для педагогов в процессе подготовки к своему курсу по игровым коммуникативным ситуациям, я случайно наткнулась на эту статью – статью Е.И. Тихеевой «О стиле». И она стала для меня откровением, хотя еще 15 лет назад я на данную статью не обратила особого внимания – тогда я еще «не дозрела» до ее понимания. Сегодня, когда во всем мы ищем «стильность» , мы забываем, что «стильность» и стил ь зависит не от моды, не от того, что нам пишут журналы, не от того « с чем сочетается красный цвет, а с чем он не сочетается» и не от того, что «так говорить красиво, а так плохо и не принято». А от того, насколько богат наш внутренний мир и насколько мы научились выражать свое внутреннее человеческое богатство во внешнем мире – в своей речи, одежде, в создаваемых нами вещах, в обстановке, в своем образе жизни. Стиль Пушкина, Лермонтова, Есенина в литературе, стиль Репина, Айвазовского, Врубеля в живописи – их не перепутать друг с другом, так как они индивидуальны! И наша «стильность» зависит прежде всего оттого, насколько мы духовно богаты и индивидуальны и насколько мы научились творить свою жизнь и обстановку, которая нас окружает. И задача воспитания своего индивидуального стиля в начале 20 века ставилась уже по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста! Ведь очень важно, чтобы ребенок вырос Человеком, а не частью толпы без своих интересов, взглядов, вкуса к жизни и индивидуальности!

В этой статье выражены очень важные мысли о том, что слово и речь нужны нам не для того чтобы просто болтать, то есть не для того чтобы говорить первое, что придет на ум или что попало. А для того чтобы развивать себя, слушать себя и выражать себя в мире – выражать то, что является нашей мыслью, плодом своего собственного размышления… Я всегда хотела послушать, как говорили люди раньше – хотя бы полвека назад, как они рассказывали, беседовали друг с другом. И вот в апреле мне попалась в Интернете аудиозапись речи К. И. Чуковского – он рассказывает слушателям о своей биографии. Послушайте эту запись! Какой разительный контраст с современной речью! Как много мы потеряли и продолжаем терять! Какой слог! Речь К.И. Чуковского медленная, размеренная, каждое слово выверено и точно передает эмоции, чувства, мысли! Такого уже не встретишь почти в наши дни. Слушая эту запись, как будто пьешь воду из чистейшего родника, а не из-под крана!

И еще одна очень важная мысль из статьи – слово малыша с первых дней его жизни должно отражать непосредственные впечатления ребенка, ЕГО опыт, ЕГО мысли! А не опыт и мысли взрослых, которые надо запомнить и повторить! Это должны быть выводы малыша! Его рассуждения, вопросы к взрослому, сравнения, гипотезы! Увы, как часто встречаются сейчас так называемые «развивающие видео», в которых малышу надо просто запомнить и повторить названия планет, вещей, цифр, букв, животных, стран на родном языке или на иностранном. А где здесь умение передавать в своем слове свои впечатления и эмоции? Где сравнение и размышление ребенка? Что может сказать и почувствовать ребенок, повторяя за диктором слово «пляж», «замок из песка» или «солнцезащитные очки», если он этого пляжа в глаза не видел??? И не знает, какие пляжи бывают, не лежал на песочке, не пересыпал его из руки в руку и не купался в море и никогда не надевал эти самые очки!!! Назвал, повторил за взрослым слова, всё хорошо запомнив — как собачка повторяет за человеком на дрессировке и… всё. Разве это развитие речи? Нет, это воспитание «пустой болтовни» , о которой тоже речь идет в этой статье. И которая названа выдающимися людьми 19 века самым разрушительным фактором для развития индивидуальности человека и воспитания его индивидуального стиля.

Желаю приятного прочтения и интересных мыслей и идей, осознаний и размышлений! И нового осознания того, что понимается под «развитием речи детей» и для чего всё это нужно и нам, и ребенку.

Статья из цикла «Детский сад 100 лет назад». Из истории отечественной дошкольной педагогики и методики развития речи. Книга Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию » — статья цитируется по изданию 1923 года.

О стиле речи и его воспитании у детей.

«Совершенства и недостатки речи, ее индивидуальные особенности проявляются в том, что мы называем стилем. Содействовать развитию речи ребенка значит содействовать выработке его стиля. «Le style c est I home», сказал Бюффон.

Та же мысль выражена и в следующем изречении Паскаля:

«Истинное красноречие смеется над красноречием. Стиль естественный и прекрасный приводит нас в восхищение и удивление: мы полагали встретить писателя, а находим человека ».

А потому все меры, клонящиеся к развитию стиля ребенка, должны опираться на главнейшую и основную заботу – сделать из него человека. Наш язык находится в непосредственной зависимости от богатства нашего внутреннего содержания.

«Стиль покоится на глубоких основах наших познаний, на сущности вещей, поскольку нам дано постигать ее в видимых и осязаемых образах»,сказал Гёте.

Первая и основная забота воспитателя и учителя, задумывающегося над вопросом о развитии речи детей, — содействовать количественному и качественному росту их внутреннего содержания, накоплению в них представлений, образов и знаний; и только опираясь на это незыблемое основание, можно не развивать, а содействовать самодовлеющему, естественному развитию речи и стиля, создавая благоприятные для этого условия и обстановку.

То, что мы называем стилем, есть часть духовного облика самого человека. Это нечто рождается с человеком, растет незаметно и параллельно с его общим духовным ростом. Мы замечаем это нечто, когда оно уже налицо, и не можем уловить времени его окончательного «формирования». Да у человека глубокого и богатого содержанием этого времени и не бывает. Духовный рост его, а стало быть и рост его стиля совершается в течение всей его жизни. Изучать стиль невозможно. Стиль вытекает из самодовлеющего напряжения всех духовных сил и способностей человека. Великие стилисты не изучали стиля, а сила, красота, оригинальность их стиля вытекала из их духовной глубины, их их внутреннего содержания и знания дела.

Но слух и язык даны всем людям, а в силу этого и способность речи присуща каждому человеку независимо от его духовной ценности и содержательности. Жизнь поверхностная, пустая и исковерканная, школа непродуманная и извращенная создают, к сожалению, очень распространенный тип людей: внутренний мир их, духовный багаж мизерны и незначительны, но, благодаря ли тому, что язык их хорошо подвешен, благодаря ли заботам о чисто внешнем развитии их речи без соответствующих забот о их внутренней ценности, — эти люди обладают способностью болтать легко и свободно. Это – противный тип пустых поверхностных болтунов, трескучая болтовня которых, лишенная всякой ценности и содержания, так нестерпима для каждого человека, хоть сколько-нибудь глубокого и дорожащего своим временем. Ушинский с присущим ему пониманием вопросов воспитания и критическим отношением к явлениям жизни говорит по поводу этих «изболтавшихся личностей»:

« У нас не сознается та истина, что действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет надобности развивать в детях, а напротив надо подавлять, если она уже развилась под влиянием каких-нибудь жизненных условий».

Важные по своей глубине и значению строки посвятил этому же вопросу и Песталоцци :

«Невозможно определить, насколько порча языка – болтовня, проникла во все мировые явления нашего времени, насколько она господствует во всей своей губительной силе, куда бы мы ни обратили взор. Замечательно, что в наши дни более, чем когда-либо, эта порча, проявляющаяся чуть ли не с колыбели, поддерживаемая школою, укрепляемая жизнью, выражается среди нас, можно сказать, повсюду одинаково, начиная с кафедр и до трактиров и пивных. Она является центром, вокруг которого группируются все другие источники порчи человеческой. …

Пока человек остается достойным великого дара человеческого рода – речи, пока он пользуется им как могущественным средством для выражения и сохранения своих человеческих преимуществ, с чистым желанием облагораживать и очеловечивать себя посредством него, до тех пор этот дарованный ему дар остается его святыней. Но раз он стал недостойным его, раз он больше не сохраняет его как могущественное средство для проявления своих преимуществ как человека, и пользуется им без чистого желания посредством него себя очеловечивать, дар этот становится для него лишь материальным орудием для проявления своих животных чувств и постепенно приводит его к потере человечности».

Педагог, руководящий развитием речи детей, должен неизменно памятовать сам и внушать своим воспитанникам, что есть речь и речь. Развивать нужно только такую речь, которая не является синонимом болтовни, которая ценна и значительна не одним гладким внешним построением, но прежде всего глубиною содержания.

Болтовня, как типичная представительница речи бессодержательной и ненужной, за которой кроется бездонная пустота, спокон веков заклеймлена народной мудростью. Она является тем огромным злом человечества, которое заставило Карлейля и многих других великих людей петь гимны молчанию.

«Молчание, молчаливость!» — восклицает Карлейль – в честь их следовало бы воздвигать алтари, если бы наше время алтари еще воздвигало. В молчании формулируются и заключаются все великие дела, которым суждено вступить в жизнь, чтобы этой жизнью управлять. Среди твоих повседневных дел, сомнений, продержи свой рот закрытым в течение только одного дня, и с какой ясностью предстанут перед тобой твои обязанности, дела и намерения, от какого только сора и хлама не очистится твоя душа в тиши уединения! Народная мудрость гласит: речь есть серебро, а молчание золото, — а я говорю: речь – дитя времени, а молчание – вечности».

«Праздная болтовня – родоначальница пустоты, половинчатости, она создает наиболее благоприятную атмосферу для того, чтобы сорные травы приобретали господство над благородными семенами человеческой жизни, их подавляли и глушили. Это одно из наиболее вопиющих зол нашего времени, с которым следует бороться всеми мерами. Мудрейшее из мудрых старое речение: «береги свой язык, потому что из него проистекает источник жизни». Человек есть в сущности воплощенное слово. Слово, которое он произносит, есть сам человек. Для чего дан нам язык: для того ли, чтобы произносить правду о том, что мы видим, и этим служить братству людей, или для того, чтобы изощряться и опошляться с бессодержательной болтовне, смущающей души и, словно стенами мрака, препятствующей единению людей? Ты, владеющий речью, этим совершеннейшим даром, подумай об этом. Говори, я умоляю тебя об этом, только тогда, когда твоя мысль созрела в молчании, при уверенности, что слово, которое ты произносишь, не будет пустым, ничего не значащим звуком…»

«В молчании твоя сила. Глупец! Ты думаешь, что если некому записать твою болтовню, она безвредна и не вечна? Ничто не погибает, ничто не может умереть. Праздное слово, тобой произнесенное, подобно зерну, посеянному во времени и которое преумножится в вечности»

«Мой юный друг, которого я люблю и знаю, хотя никогда не видал, учись быть чем-нибудь и что-нибудь делать вместо того, чтобы болтать о том, что делали и будут делать другие. За словом, хотя бы даже чего-либо и стоящим, скрывается несравненно более ценное молчание. Молчание глубоко, как вечность; слово мелко, как время. Это тебе кажется странным? Горе тому времени, горе тем людям, для которых эта вековечная истина стала чуждой…»

Роль и значение, в этом смысле, слова,с одной стороны, и молчания, с другой, должен продумать каждый, кто взялся за трудно и ответственное дело воспитания юношества. Не всякое слово ценно. Наиболее ценно, конечно, то слово, в котором глубина и значительность содержания гармонируют с изяществом, силой и литературностью изложения . Но если этой гармонии уже суждено быть нарушенной, пусть это нарушение всегда совершается в пользу содержания. А потому, прежде всего и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, в том числе и путем слова, содействовать формированию в детях прочного и богатого внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению значительных по ценности мыслей и представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык не имеет цены и неразлучен с пошлостью. При наличности – он развивается естественно и легко из духовной глубины человека. Забота школы, воспитателя заключается лишь в том,чтобы не препятствовать, а способствовать этому развитию.

Гораздо легче научиться излагать свои мысли, чем эти мысли приобретать и усваивать. Мысль ясная, продуманная, духовно слившаяся с человеком, найдет легко свое словесное выражение, если человек пройдет через соответствующую школу речи. Особых способностей для этого не требуется.

«Чем истинно мудрее человек, тем проще язык, на котором он излагает свои мысли», сказал Лев Толстой .

И это несомненно так».

Так писала Е.И. Тихеева о развитии у ребенка стиля речи в 1923 году . А как современно звучат ее мысли сейчас!

Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи Вы можете прочитать:

Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой

Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. Е. И. Тихеева совершенно справедливо считала, что это способствует формированию личности в соответствии “с высшими законами, социальными и этическими”. По ее мнению, необходима такая система, которая помогла бы воспитать “человека в лучшем значении этого слова и обеспечила бы всестороннее развитие личности человека начиная с раннего возраста. Препятствием для создания такой системы являлся, считала она, общественно-политический строй царской России, где государство и общество находились в состоянии антагонизма, существующие же законы и предписания, не совпадающие ни с интересами личности, ни с интересами общества, ни с законами “истинного воспитания и просвещения”, не способствуют тому, чтобы правительство выполняло свои обязанности по созданию научно обоснованной системы воспитания детей. Тихеева была убежденным врагом самодержавия. Единственный выход из создавшегося положения она видела в проявлении инициативы со стороны прогрессивных общественных сил России. Она считала, что общество способно справиться с задаче воспитания человека, “если оно будет на высоте понимания вопроса”. Но для нее прогрессивная интеллигенция и общество были единым целым, Тихеева не видела действия противоречивых классовых сил; в этом проявилась ее ограниченность. Е. И. Тихеева отстаивала либерально-буржуазную теорию автономии общества от государства. Само общество она представляла себе надклассовой организацией.

Классовая ограниченность Тихеевой мешала ей наметить правильное решение педагогических вопросов, увидеть связь их с политическим строем: она была сторонницей весьма умеренной педагогической реформы - пересмотра школьных программ и учебного материала, упорядочения приемов и методов обучения и т. п.; критиковала старую. школу и “новую свободную школу”, построенную на основе “свободного воспитания”, только в педагогическом плане, не затрагивая их социальных и политических основ.

Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время.

В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой “Родная речь и пути ее развития”. Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.


Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: “Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа... Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека”. Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что “на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания”.

Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: “Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное-говорить медленно, ясно и громко”. Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.

У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева,- это детский сад, который “по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы.... “Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду”,- писала она.

Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: “Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме.

Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи.

Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово. Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей.

Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время.

В 1937 г. она издала книгу “Развитие речи дошкольника”

Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в наше время.