Домой / Дневной / Архетипы женщины.

Архетипы женщины.

В статье рассматривается ядро психотипа – архетипы и тени.

Я поделюсь основой, связывающей архетипы ноосферы и психотипы личности. Пост – краткая выжимка. В качестве примера рассмотрю женские психотипы. Это не очередная из сотен классификаций, порожденных скудной фантазией авторов похожих статей. Всяких недотраханных директрис и офисных мышек не будет.

В цикле статей «Женские психотипы» я дам теорию глубже и практики больше, чем в любом существующем у нас и на Западе посвященном архетипам платном курсе. Уверен, что после выхода цикла курсов станет намного больше. :)

Что будет в курсе?

Базовые, высшие и спектральные женские архетипы и их тени. Социальная динамика, предназначение и болезни тела, вызванные подавлениями проявлений тени.

Что такое архетип?

Изначально архетипами называли Божественные идеи Архитектора Вселенной. Считалось, что эйдосы (образы) эманируют (истекают) в меон (неоформленное бытие) из плеромы (Божественная полнота) по определенным чертежам – архетипам.

Естественно, что громе гностиков, герметиков и алхимиков этим термином не пользовались.

Вторую жизнь ему дал К.Г. Юнг вначале своего раскола с Фрейдом и самостоятельных поисков, назвав архетипами персонификации либидо – демона, героя и завоевателя. Позже он структурировал свои наработки, основательно проштудировав гностические опусы.

В популярной редакции архетипами стали называть структуры коллективного бессознательного. Кто-то из любителей формализации выдал такое определение: «Архетип - класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде». По форме все отлично, а по сути – галиматья.

Постоянные читатели знают, как я разбираю определения и понятия, выявляя отсутствие смысла и содержания. В этой статье не буду этого делать, потому что считаю популярные определения необходимыми и достаточными для ознакомления с предметом. Тащить вас в бездну теософии и гнозиса бессмысленно и жестоко.

Женские архетипы

Корень женских архетипов – активная пустота, лучше всего выраженная в образе богини Тиамат.

Далее следуют аватары активной пустоты, которые возможны лишь в единстве и борьбе со своей противоположностью – активной полнотой. Каждый аватар был привязан к богине с соответствующей символикой. Абсолютно у всех более-менее развитых народов такие богини есть или были до монотеизма. В христианстве их след можно проследить в почитании Богоматери, известных и поместно чтимых женщин-святых. Я приведу лишь некоторые имена и/или прозвища языческих богинь, остальные ты при желании отыщешь сам.

Каждый архетип имеет сюжетное ядро, которое можно выразить одним словом.

Для высших женских архетипов это:

Великая мать Земля (Гея) – прародительница и покровительница всего живого. Она вне этики – у нее нет Тени.

Великая владычица (Гера) – супруга верховного бога пантеона или при матриархате – глава пантеона. Как правило, это женское олицетворение СИЛЫ и ВЛАСТИ.

Великая воительница (Афина Паллада), часто сочетаемая с судией и хранительницей мудрости (Афина поздняя). Олицетворение андрогинной СИЛЫ женщины с развитым Танатосом.

Великая охотница (Артемида) – символ женского правления и бунта, гармоничного использования мужского начала женщиной.

Четыре основных сюжетных ядра женских архетипов составляют квадрат стихий.

Для базовых женских архетипов это:

Принцесса/Блудница

Охотница/Разбойница

Жрица/Ведьма

Хозяйка/Мачеха

Черта разделяет архетипы и их тени.

Рассмотрим подробней каждый.

Принцесса – мечтательность, романтичность, ранимость, капризность, послушание родителям (ценностям среды), наследственные социальные ресурсы.

Принцесса это прежде всего папина дочка из сказок – девочка, в которой не чает души престарелый и богатый родитель. Все ресурсы рода в ее распоряжении и от нее требуется только демонстрация лояльности. В сказках обычно обыгрывается сложный выбор жениха, отражающий не только идеализации, но и амбивалентность отца. Он не хочет ее отпускать, но понимает необходимость продолжения рода.

Ее тень – блудница – это мечтательность, капризность, истеричность, суицидальность, асоциальность и нигилизм.

Принцесса, не желающая демонстрировать лояльность и отпустившая инстинкты. Как правило, раздираемое противоречиями и бесцельное существо, а от того несчастное и жутко озлобленное. При этом шарм, сексуальное притяжение, развитая интуиция. Оставляет ожоги в памяти мужчин и разрушает браки.

Охотница – смелость, активность, свободолюбие, принципиальность, ум и развитая тактика, суровость.

Охотница – девушка с сильнейшим мужским началом, но в отличие от амазонки подчиняющаяся общественным и семейным требованиям и бунтующая скрыто. В сказках такие находят причины не выходить замуж за слабых мужчин. Охотницу надо завоевывать или сломать. Ломает ее социальная обусловленность и навязанное чувство вины.

Ее тень – разбойница (амазонка) – это смелость, хитрость, сверхрациональность, беспринципность.

В сказке про снежную королеву Герда и дочь атаманши, спасшая Герду, – архетип и его тень.

Жрица – таинственность, харизма, манипуляция людьми, беспринципность, авантюризм, связь с потусторонним.

Жрица в высшей степени женственна, но ее либидо трансформируется в процессе экстатических состояний, вызванных работой высших контуров сознания. Наше общество построено на алгоритмах первых трех контуров и частично облагорожено четвертым. Людей, чье сознание включает более высокие контуры, ждет два пути – остракизм в любой его форме или участие в социальных играх в пользу какой-то из влиятельных группировок. Поэтому такие женщины прибиваются к власть имущим (даже двоечник по истории сможет привести яркие примеры) или становятся аутсайдерами.

Жриц и их обратной стороны, ведьм, мало – этот архетип проявляясь открывает неординарные способности. Многие фантазерки и манипуляторши считают себя таковыми, но, увы, не дотягивают.

Ее тень – ведьма – это жестокость, хитрость, сексуальная привлекательность (до старости), таинственность, харизма, манипуляция людьми, беспринципность, авантюризм, связь с потусторонним.

Ведьма – та, кто не удержалась в границах социальной обусловленности и внешней формы морали. Для ведьмы нет законов и правил. Только цели, желания и капризы, которые должны быть удовлетворены любой ценой. Ведьма делает то, о чем другие женщины страстно мечтают.

Хозяйка – внутренняя сила, независимость, харизма, дальновидность.

Хозяйка – женщина с ресурсом. Ее ум и воля признаются всеми, она исподволь руководит мужем, прямо – детьми и подругами до самой смерти. Абсолютная ценность хозяйки – семья, клан. Она пойдет на все и оправдает все ради спасения и возвеличивания своего клана.

Те женщины, у кого этот архетип акцентуирован, буквально двигают своих родных по карьере, решают их проблемы, поддерживают баланс и председательствуют на созываемых ими же семейных советах.

Ее тень – злая мачеха – это беспринципность, жестокость, паранойя, суеверность, хитрость, манипуляция.

У нее тоже есть ресурс, но сдерживающих стимулов намного меньше. Злая мачеха – это параноидальная, самовлюбленная хозяйка, та у которой или нет своего клана или личные интересы ассоциируются с клановыми.

Танатос и Эрос

Понять структуру архетипов и их комбинаций, выраженных в психотипах, невозможно без указания первичных сил.

Сила созидания, страсти, сближения называется эрос, сила разрушения, увядания, дробления называется танатос. В психоанализе их называют инстинктивными стремлениями к продолжению рода и смерти – либидо и мортидо.

Эти силы вне этических и тем более моральных оценок. Мораль и этика находятся гораздо ниже по иерархии и возникли гораздо позже. В отличие от цивилизованного человека (мораль и этика являются основным признаком цивилизации) эрос и танатос присущи всему живому, даже существам, не имеющим пола.

Небольшое углубление для особо одаренных, либо сведущих. Остальным текст ниже можно пропустить.

Эрос – сила, соединяющая элементы осознания и противостоящая «толчкам» – разрушительным волнам хаоса. Все наши «щиты» сколь бы причудливыми они не были (цели, долг, воспитание, увлечения и хобби) питаются энергией эроса. От наполненности его энергией зависят здоровье и долголетие тела, харизма и удача, страстность.

На биологическом уровне это производство гормонов, помимо прочего обеспечивающих топливом эмоции. На энергетическом уровне это питание «замкового камня» – пластины, закрывающей просвет. Как только питание ослабевает, пластина истончается и просвет открывается, ставя под угрозу целостность кокона.

Танатос – элемент хаоса, необходимый системе для развития. Его конечная стадия – пустота Тиамат.

Именно поэтому видящие брахманы говорили, что майя возникает от вращения лилы в пустоте, наполняемой шакти. Эрос – клей жизни, танатос – возможность динамики.

Все начальные архетипы (великие и базовые) различаются конфигурацией эроса и танатоса, анимы и анимуса.

Внешняя анима с сильным внутренним анимусом – воительница, охотница, ведьма. У воительницы эрос и танатос уравновешены, у ведьмы последний превалирует.

Внешняя анима со слабым внутренним анимусом и сильным эросом – Афродита. С сильным танатосом – Геката.

Таким образом конфигурация двух основных сил и начальных архетипов дает все остальные архетипы, а их игра (лила) – психику человека и ноосферу человечества.

На самом же деле весь доступный человеку мир, но обыватель никогда и не при каких обстоятельствах этого не поймет. Как и то, что Экумена – (понятие специально упрощенное придуманным Гекатеем Милетским) продукт осознания, зафиксированный с целью его выращивания.

На этом заканчиваю первую статью цикла. Затронутая тема (и не она одна) фигурирует в двух моих квестовых тренингах – Оракул и Диагностика семейных сценариев .

Огромная просьба – не кради информацию, сделай доброе дело в виде репоста или указания авторства. Мир вознаградит тебя за бескорыстие и порядочность.

Выделенных Карлом Густавом Юнгом. Не все себя нашли или наоборот, нашли черты нескольких архетипов одновременно. Что совершенно естественно. Последователи Юнга (которых очень много) «разбавили» и дополнили эту классификацию. Не то, чтобы изначальные 4 архетипа сильно устарели, но жизнь идет вперед, люди развиваются. А Юнг, как и его бывший наставник Фрейд, немного несерьезно (если так можно выразиться) относился к женской природе. Я предлагаю Вам еще несколько классификаций женских архетипов, которые более подробно раскроют предыдущие 4. Таких классификаций несколько — сегодня это женские архетипы в образе греческих богинь. Автором этой теории является Джин Болен. Кстати, эта характеристика может помочь понять, почему одни женщины счастливы и довольны жизнью, а другие не очень, хотя их вины нет никакой.

Семейные женщины (Болен называет их «Уязвимые богини») — Гера, Деметра и Персефона.

Гера — это архетип женщины-жены, для которой муж на первом месте. Она похожа на свою богиню-символ — ревнивая, собственница, ценящая институт брака, преданная мужу. Дети для нее не цель, а средство — подарить мужу наследников и показать себя как хорошую и правильную жену.

Деметра — женщина-мать. Дети для нее важнее всего. Если вспомнить мифологию, то мы едва ли знаем хотя бы одного возлюбленного Деметры (кроме Зевса — отца ее дочери Персефоны). Зато все помнят, как она фанатично искала пропавшую дочь и погрузилась в траур, узнав, что та стала женой Аида.

Персефона — женщина-дочь. Дочь Деметры и Зевса. Вечный ребенок в душе. Муж для нее как второй отец, а дети — милые игрушки. Но Персефона более сложный образ. Она сочетает в себе 2 архетипа. Вспомните миф — на 2/3 года Персефона возвращается к матери и живет с ней, а на 1/3 спускается в царство мертвых к мужу. У греческой Персефоны есть второе имя — Кора. Кора — как раз та юная девушка, любимая «мамина дочка», а вот Персефона — это грозная богиня Подземного царства, повелительница душ умерших.

Эти 3 богини считаются «уязвимыми», потому что они зависят от мужчин, как и их богини-символы страдали от мужских богов, подчинялись им и унижались перед ними. Патриархальное общество? Да. Но это же общество допускало в пантеоне своих богов и совершенно другой тип богинь. Независимых и сильных. Это богини-девственницы — Гестия, Афина и Артемида. Разумеется в современной жизни женщины с этим архетипом вовсе необязательно девственны — это скорее образ мышления, который независим от мужского влияния.

Афина — любимая дочь Зевса, у которой нет матери, она родилась прямо из головы своего отца. Это дева-воительница. Своя девчонка в мужской компании. Она разделяет мужские увлечения и немного презрительно смотрит на слабых представительниц своего пола.

Артемида — дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Апполона. В отличие от Афины ее совсем не интересует мужское общество. Да и женское не особо. Она индивидуалистка, с очень сильным характером. Одинокая волчица. Добивается успехов наравне с мужчинами и в мужской сфере деятельности.

Гестия — старшая сестра Зевса и старшая из всех его братьев и сестер. Если деятельность Афины и Артемиды направлена во внешний мир, то Гестия больше сосредоточена на внутреннем мире. Она похожа на Геру и Деметру, своих сестер, в том, что является хранительницей очага. Но в отличие от них она хранит его для самой себя. Ей больше никто не нужен. Возможно, это самый сильный женский архетип — абсолютно цельная личность.

Женское счастье и несчастье в современном мире (о чем я упоминала в начале поста) зависит от того, какие архетипы более актуальны в данный момент. В послевоенное время был культ Деметры, женщины-матери. Позже ей на смену пришла Артемида — такая целеустремленная девушка очень ценилась в СССР. А на Западе она делила пальму первенства с Афродитой — жрицей любви в образе известнейших актрис 30-60-х годов. Сейчас, очевидно, наступает время Гестии — самодостаточной женщины, не страдающей от отсутствия мужчин и живущей абсолютно полной насыщенной жизнью. Это время еще не совсем пришло. Сейчас скорее время «ухода» уязвимых семейных богинь, которые перестали вписываться в современную реальность и очень страдают, что многовековые ценности брака и семьи, культа мужчины, которые им прививали с детства, все менее актуальны и самим мужчинам уже не столь интересны.

Есть еще 2 богини. Каждая из них сама по себе и не входит в какую-либо группу. Это Афродита и Геката.

Афродита — алхимическая богиня. Она носит такое название, потому что подобно алхимическим процессам, преображающим одно вещество в другое, любовь, которую олицетворяет Афродита, перерождает человека. Такая женщина адепт физической любви, она очень увлечена мужчинами, часто ей совершенно неподходящими, но никогда не страдает от этого. Она умеет наслаждаться моментом и получать от жизни все.

Геката — женщина-мистик. У нее сильно развита интуиция. Вместе в тем она часто увлечена оккультной стороной жизни. Ищет опасность, чтобы постичь тайну жизни и смерти. С одной стороны, едва ли много женщин с такими чертами, чтобы выделять Гекату в отдельный архетип, с другой — почти в каждой женщины в той или иной мере присутствует тяга к магии, мистике и экстрасенсорике.

Помимо этих архетипов есть еще 3 — хотя можно вообще всех богинь приписать к чертам личности. Вопрос только стоит ли каждый «взбрык» выделять в отдельный архетип. Эти 3 богини: Тюхе — фортуна, Геба — вечно юная и Немезида — возмездие.

Тюхе — любит контролировать всех и вся, манипулировать ими. Придумывать воображаемых врагов.

Геба — вечно юная, молодящаяся особа, которая с одной стороны, имеет хорошие гены и медленно стареет. С другой, перегибает палку и в 60 пытается выглядеть девочкой.

Немезида — сама себе судья и окружающим в том числе. Живет своей истиной и карает тех, ко ей не следует. В основном свойственна глубоко религиозным женщинам или фанатикам одной идеи.

Более подробно о каждом архетипе я напишу в следующий раз.

Что представляет собой загадочная женская душа ? Что руководит ею и как она сама руководит женщиной?

Правда ли, что женщина всегда выбирает мужчину душой ?

Взгляд на понятие “женские архетипы” со стороны науки психологии поможет найти ответы на эти и многие другие вопросы!

Архетипы личности

Понятие “архетип” было введено одним из выдающихся психологов XX века Карлом Густавом Юнгом.

К.Г. Юнг (1875 -1961 гг.) - основатель аналитической психологии, ученик З. Фрейда. Архетип - центральное понятие его теории, раскрывающие представления Юнга о том, как организуется человеческая психика.

Архетип - это древний психический образ , первообраз, идеальная форма, которая передается из поколения в поколение как структурный элемент психики.

Находятся архетипы в сфере коллективного бессознательного. Оттуда переходят в личное бессознательное и могут быть осознаны.

Коллективное бессознательное едино для всего человечества. Это своеобразное духовное хранилище, вместилище архетипов. Но в каждом конкретном человеке тот или иной архетип проявляется по-разному, в большей или меньшей степени.

Архетипов в психике человека заложено немало. Наиболее значимые из них - архетипы личности:

  1. Самость. Цент личности, в котором пересекается бессознательное и сознание. Это целостное и истинное “Я” человека. Самость - это гармоничная интеграция всех аспектов личности.
  2. Персона. Совокупность социальных ролей, принятых на себя личностью. Это маска , которую человек надевает на истинное “Я”, чтобы адаптироваться к жизни. Масок много. “Я” одно.
  3. Тень. Противоположность Персоны. Все то, что человек подавляет в себе в угоду другим людям, находится в Тени его души. Это не всегда грубые, животные, аморальные инстинкты и желания. В Тени нередко оказываются табуированные положительные устремления, лучшие качества и те намерения, реализация которых сделала бы личность счастливой.
  4. Анима/Анимус. Анима - архетип Женщины в бессознательном мужчины , его женская суть. Анимус - архетип Мужчины в бессознательном женщины , мужская часть ее души.

Этот образ - идеальный партнер, родственная, отзеркаленная душа. Наиболее целостен тот человек, который развивает в себе и называемые “мужскими”, и обозначаемые в обществе как чисто “женские”, черты и характеристики.

Эта идея легла в основу концепции психологической андрогинности людей.

Аниму и Анимуса мужчины и женщины проецируют на партнера, определяя то, насколько он подходит им.

Архетипы в той или иной мере определяют мысли, чувства, решения и поступки людей. Чем гармоничнее личность, тем меньше ею управляют архетипы.

Дисбаланс и перекос в один из архетипов, провоцируют проблемы психологического характера.

К примеру, человек, “сросшийся” с одной из своих “масок” (Персона), не может понять, кто же он на самом деле, не знает своих истинных желаний, не ставит цели, не чувствует себя. Он “слился” с ролью.

Другой пример. Женщина, в которой сильна мужская часть ее души (Анимус), становится слишком маскулинной и мужественной. Сама для себя являясь идеальным представителем сильной половины человечества, она испытывает проблемы во взаимоотношениях с реальными мужчинами.

Женские архетипы: 7 Богинь

Последователи Юнга предложили еще не одну классификацию архетипов. Наиболее интересна типология женских и мужских архетипов, предложенная психоаналитиком юнгианской школы Джин Шинодой Болен.

Для удобства и образности восприятия, Дж. Болен к каждому архетипу подобрала соответствующий образ - бога или богиню из греческого пантеона.

По Болен есть 7 основных женских архетипов:

  1. Персефона – Дочь. Женщина-девочка, инфантильная, несмелая, беззащитная, наивная, пассивная, мечтательная, ведомая, застенчивая, удивляющаяся, доверчивая, умеющая нравится, не умеющая брать ответственность за свою жизнь на себя.
  2. Артемида – Сестра. Женщина-подруга, смелая, свободная, целеустремленная, принципиальная, активная, часто конкурирующая с мужчинами, конфликтная, способная защитить не только себя, но и других женщин.
  3. Афродита – Возлюбленная. Женщина-любовь, наполняющая любовью все, что делает, и наполненная ею. Чувственная, тонко чувствующая, эмоциональная, очень творческая, интуитивная, легкая, легкомысленная, оптимистичная, женственная, сексуальная, романтичная, вдохновляющая, увлекающаяся, энергичная, искренняя, открытая, живущая “здесь и сейчас”.
  4. Гера – Жена. Женщина - надежный “тыл” для мужчины, сосредоточенная на личности мужа, соратница, принимающая, поддерживающая, преданная, уважающая, нравственная, верная, ревнивая.
  5. Деметра – Мать. Добрая, нежная, терпеливая, заботливая, всепрощающая, великодушная, ответственная, помогающая, гиперопекающая, рациональная, контролирующая, дисциплинированная.
  6. Гестия – Хранительница домашнего очага. Женщина-душа, уравновешенная, мудрая, спокойная, гармоничная, одухотворенная, интровертированная, “домашняя”, необщительная, не активная социально, погруженная в свой наполненный внутренний мир.
  7. Афина Деловая женщина. Женщина-мудрый стратег, бизнесвумен, умная, активная, деловая, властная, сильная, смелая, дальновидная, трудолюбивая, активная, практичная, сдержанная в проявлении чувств, лидер по натуре.


Все богини представлены в душе женщины! Разница только в соотношении их проявлений.

Читая описание той или иной богини, можно понять:

  1. Насколько данный архетип проявлен, силен или слаб.
  2. Как часто он обуславливает мысли, слова, желания, поступки и в целом образ жизни.
  3. Способствует или мешает архетип реализации истинного “Я” женщины, не является ли препятствием на пути развития.

У каждого из архетипов есть как относительно положительные, так и отрицательные стороны. Разделение на “+” и “-” условное. В разных ситуациях та или иная черта может как способствовать развитию женщины, так и препятствовать ему.

К примеру, Персефона может долгое время оставаться иждивенцем в родительской семье, будучи взрослой, считая при этом, что родители обязаны ее обеспечивать. А Афина будет трудиться денно и нощно, зарабатывая средства на существование и отказываясь принимать даже небольшую материальную помощь от кого бы то ни было. И то и другое крайности. Но обе такие женщины могли бы научить друг друга балансу между брать и давать, доверять и доверяться, перекладывать ответственность и принимать ее.

У каждой Богини свой Бог

Интересно, что выбор мужчины женщиной, также может быть продиктован одним из архетипов:

  1. Персефона испытывает трудности в выборе мужчины, ищет “принца”, а попадаются такие же, как она - неопытные, инфантильные. Часто выбирают за нее (родители или сам мужчина), а не она.
  2. У Артемиды также трудности в отношениях с мужчинами, но иного рода. Она их сторонится, боится, воспринимает в лучшем случае только как друзей. Привлекает мужчин-соратников, единомышленников.
  3. Афродита влюбчива, у нее множество поклонников. Любит она страстно, пылко, горячо. Ее мужчина - неординарная, творческая личность.
  4. Муж Геры - ее царь, часто единственный сексуальный партнер в жизни. Она не приемлет долгие ухаживания и гражданские браки, стремится как можно скорее оформить отношения официально, стать женой. Ее главная цель - сохранить брак во что бы то ни стало.
  5. Деметра нередко привлекает мужчин-мальчиков, нежных, “домашних”, “маменькиных сынков”, мужчин моложе нее возрастом.
  6. Гестию выбирают мужчины-лидеры, ценящие домашний уют и комфорт в быту, желающие видеть в своей избраннице отличную хозяйку.
  7. Афине нужен только Победитель - сильный, смелый, самодостаточный, успешный, состоявшийся в жизни.

Становится понятным, какую богиню нужно в себе развивать, а какую приглушать, чтобы встретить желанного мужчину?

Все начинается с Женщины! С работы над собой!

Чем гармоничнее и целостнее женщина, тем более зрелого как личность, состоявшегося, “идеального ” мужчину она привлекает!

Как гармонизировать в себе женские архетипы?

Чтобы быть гармоничной , нужно:

  1. Осознавать любую сторону своей души - и условно плохие, и хорошие части личности.
  2. “Подружить” внутренних богинь - избегать чрезмерного проявления, руководства, верховодства одной, сделать их равными.
  3. Научиться использовать сильные и слабые стороны архетипов.

Не должно быть много или мало какой-то одной или двух-трех богинь. Чем больше богинь в себе узнает, раскрывает и развивает женщина, тем лучше.

Если слишком проявлены и хорошие, и плохие качества:

  1. Персефоны , нужно развивать Деметру, Афродиту, Афину.
  2. Артемиды - Афродиту, Геру, Деметру, Персефону.
  3. Афродиты - Афину, Геру, Деметру.
  4. Геры - Афродиту, Афину, Персефону.
  5. Деметры - Афродиту, Персефону, Афину.
  6. Гестии - Афродиту, Афину, Артемиду.
  7. Афины - Афродиту, Персефону, Деметру.

Развивайтесь гармонично и целостно ! Тогда Вы станете неповторимой и прекрасной Богиней, в которой присутствуют все лучшие человеческие качества и сияет божественная искра!

Чем больше Вы знаете о себе, тем лучше становитесь, тем более счастливы и здоровы ! Научитесь быть счастливой Богиней! Большинтсво обучающих курсов Женской академии Ю.Пряхиной бесплатны !

Схемы "богинь" оказывают влияние на отношения с мужчинами. Они помогают объяснить определенные трудности во взаимоотношениях и механизм возникновения притяжения того или иного типа мужчин. Какие мужчины вам попадаются? Предпочитаете ли вы мужчин властных и преуспевающих? Невзрачных и творческих? Инфантильных? Какая именно "богиня" незримо подталкивает женщину к определенному типу мужчин? Подобные схемы обусловливают ее выбор и устойчивость взаимоотношений

Результат теста не только покажет вашу схему взаимодействия в отношениях, энергию какой Богини вы чаще всего используете, но и даст направление для изменений, возможность определить точки роста и пути развития . Роли , которые играют архетипы Богинь в современном мире, то, как они проявляются в реальной жизни и как их можно узнать в себе (семейное положение, социальный статус, профессия, жизненные интересы, манеры поведения), более подробно описываются в результатах теста .

Взглянем на классификацию образов Богинь поближе. Для каждой из этих категорий есть особенности в восприятии мира, роли и побуждения. Богини отличаются по своим привязанностям и по отношению к другим. Если женщина желает жить в гармонии с собой, любить, реализовываться в творчестве, материнстве и профессии, в ее жизни должны быть выражены все Богини, причем каждая в свой черед.

Богини-девственницы. Артемида - богиня охоты и Луны, Афина - богиня мудрости и ремесел и Гестия - богиня домашнего очага.

Богини-девственницы - воплощение женской независимости. Они не слишком эмоциональны и являются выражением потребности женщин в самостоятельности и сосредоточении на значимых для них целях. Это качества компетентности и самодостаточности. Они присущи женщинам, которые активно стремятся к собственным целям. Эти образы отрезаны от чувственной и инстинктивной жизни, дистанцированны от окружающих

Архетип Артемиды и Афины ориентирован на внешние достижения, им присущи целеустремленность и логика. Это бизнесс-вумен, предпочитающие общаться в мужском коллективе на равных. Гестия - это ориентация в глубину себя, в духовный центр женской личности. Сознание Богинь-девственниц сфокусировано на том, что значимо для них на данный момент. Оно подобно лучу света, сконцентрированному на конкретной цели. Женщина, отождествившая себя с образом Богини-девственницы, чаще всего одинока.

Уязвимые богини. Гера - богиня брака и жена, Деметра - богиня плодородия и материнства и Персефона - богиня дочь, девушка.

Здесь проявляется женское желание эмоционально значимых взаимоотношений, прочных связях. Здесь и проявляется их уязвимость. Их насиловали, похищали, подавляли и унижали боги-мужчины. Они страдают. И каждая из них в конце концов преодолевает свои страдания. Их истории дают возможность женщинам понять природу собственных психоэмоциональных реакций на потери и найти в себе силы справиться с душевной болью. Потребности их архетипов - сочетаться браком (Гера), выращивать детей (Деметра), быть зависимой (Персефона, или Кора). Для таких женщин лично значимым может быть исполнение традиционных женских ролей.

Типичное качество, связанное с архетипами уязвимых богинь, - это "рассеянный тип сознания". Это всеобщая внимательность, позволяющая человеку замечать оттенки настроений и чувств, восприимчивость к эмоциональному тону ситуации, одинаково хорошее осознание и того, что находится в центре внимания, и того, что на заднем плане. Этот восприимчивый, рассеянный тип сознания позволяет воспринимать ситуацию целостно, как "гештальт". Это сознание женщины, сосредоточенной на своих близких. Если такая женщина начинает концентрироваться на чем-то значимом для нее лично, то для близких это подобно выключению невидимого теплого света и вызывает у них смутное ощущение беспокойства и ненадежности..

Алхимическая богиня. Афродита, богиня любви и красоты, воплощение эротического притяжения и стремления к новой жизни. Квинтэссенция всех архетипов Богинь. Она вступает в любовные связи по собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы. Она сочетает самостоятельность богинь-девственниц и близость в отношениях, уязвимых богинь. Ее сознание одновременно и сосредоточенно, и восприимчиво. Каждая женщина, влюбленная в человека, отвечающего ей взаимностью, становится в этот момент олицетворением Афродиты. Архетип Афродиты управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Афродита побуждает женщин к творчеству, к рождению нового. Афродита допускает отношения, которые равным образом затрагивают и ее, и предмет ее увлечений. Архетип Афродиты побуждает женщин искать во взаимоотношениях скорее интенсивности и сексуальности, чем постоянства и стабильности.

Тест научно разработан в сотрудничестве с преподавателями МГУ им.Ломоносова и лег в основу моей дипломной работы. В качестве результата после внесения взноса 299р. (форма для внесения появится в конце теста) вы получите:

- персональный подход - я ЛИЧНО просматриваю все результаты и описания

- количество набранных баллов по принадлежности к тому или иному женскому архетипу

- подробное описание каждого архетипа применительно к жизненным реалиям

- особенности формирования парных отношений , свойственные каждому архетипу, чтобы найти узнавание их в себе

При заполнении обоих тестов (М+Ж) - бонус - особенности формирования отношений в вашей паре.

Важно! Полученные результаты и описания не подменяют консультацию частного психолога

ИТАК, п еред Ва ми ряд утверждений, которые помогут Вам узнать что-то о своей женской идентичности. Здесь не может быть правильных или «ошибочных» ответов, так как они отражают лишь особенности, присущие различным женщинам.

Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Если Вы согласны с ним - нажмите «ДА», если не согласны - нажмите «НЕТ» под соответствующим номером вопроса.

Не тратьте много времени на раздумывание. Возможно, некоторые утверждения Вам будет сложно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ.

Все больше людей чувствуют и понимают, насколько в жизни все взаимосвязано, и какое огромное влияние имеет на нас детство, юность, убеждения родителей, формирующие в свою очередь и наши убеждения о себе, о других людях и о мире.

В психологии давно изучается тема архетипов личности и создано уже довольно много методик осознавания и работы со своими архетипами.

Что такое архетип? Это такие определенные модели поведения, которые берут свое начало в коллективном бессознательном человечества и проявляются символически во снах и видениях, в поведении, чертах характера, мотивах поступков человека.

Архетипов существует много: например, боги и герои древних мифов, персонажи старинных сказок. Все они имеют свои черты характера и мотивы поступков, и когда человек подчиняется определенному архетипу в себе, он перенимает эти черты и мотивы, они ведут его. Есть архетипы, как бы безличностные: Смерть, Жизнь, Война, Деньги рода, Отец, Мать, Ребенок…

Сегодня мы расскажем вам о возрастных архетипах женщины и о том, какие могут возникнуть проблемы, если они не прожиты, или прожиты неправильно. Каждый период заканчивается кризисом, преодоление которого необходимо для перехода на следующий этап.

Женский архетип от рождения до 6-8 лет – светлая сторона Дочери

То, что девочка чувствовала во время рождения, в первые месяцы жизни и первые ее годы, накладывают наиболее глубокий отпечаток на всю ее жизнь. Глубокий и с огромным трудом поддающийся изменениям, потому что большая часть чувств не осознается, вытесняется в подсознание, забывается. Но не исчезает. Все эти неосознанные эмоции и чувства, реакции на отношения и поступки близких, в особенности матери и отца, становятся источником энергии, замурованной в подсознании, и влияющей на тело и личность женщины. Установки и убеждения, перенятые от родителей, принимаются за истину, которой подчиняются дальнейшие поступки и отношение к себе.

Так, если в младенчестве девочка получала достаточно тепла, внимания, заботы от родителей. Если ее опекали в меру, предоставляя свободу проявлять любые эмоции, как негативные, так и позитивные – она вырастает с чувством глубокой внутренней безопасности, принятия и доверия к себе и миру. И тогда ей не сложно строить отношения с другими людьми и выражать себя в этих отношениях. Ей не нужно насиловать себя, стараясь подстроиться под чьи-то стандарты. Недостаток любви, принятия и заботы, или наоборот, излишняя опека, ссоры и развод родителей, вредные привычки, непредсказуемое поведение, резкие перепады от «люблю» до «ненавижу» — все это формирует в девочке огромный страх перед жизнью, не доверие к людям и себе самой, неуверенность в себе и своем праве на лучшую жизнь. Если архетип светлой стороны Дочери прожит в негативном опыте, женщина «застревает» в нем. Она снова и снова пытается стать любимой Дочерью, но не может, и это выливается в болезни, разрушительные отношения, зависимости, разводы, неудовлетворенность работой, невозможность забеременеть или выносить ребенка, проблемы с детьми.

Кризис в конце этого периода – поступление в первый класс. Многое зависит от того, как удается девочке влиться в коллектив, проявлять себя в нем, строить отношения с одноклассниками и учителями, учиться новому.

Женский архетип от 6-8 до 14-15 лет – темная сторона Дочери

Темная сторона архетипа Дочери — бунтарка

То время, когда нужно от роли всеобщей любимицы перейти к ее темной грани и стать «хулиганкой». Девочке-подростку необходимо научиться выбирать друзей и круг общения, выбирать те способы проявления, которые приемлемы для нее. Кто она? Бунтарка, модница, заводила, звезда школы, староста или ботаник в юбке? Наступает время социализации и выбора ролей.

Девочка начинает осознавать в себе женщину , она переживает начало менструаций, начинает узнавать свою сексуальность.

В этом возрасте важно научиться быть ответственной, осознать, что поступки имеют последствия, за которые нужно отвечать. Но при этом важно, чтобы родители не перегрузили ее излишней ответственностью за уроки, младших брата или сестру, дела по дому. Потому что тогда девочка вырастает в женщину, которая чувствует ответственность за жизни других людей, но не за свою. А ответственность за свою жизнь она будет стремиться вручить кому-то другому. Как правило, эту роль берут на себя мужчины-тираны или инфантильные типажи, подчиняющие себе женщину-жертву или женщину-мать, удовлетворяющую их прихоти, и такие союзы полны зависимости, боли и страдания.

Именно в этом архетипе важно пройти психологическую сепарацию (отделение) от матери. Девочка учится не зависеть целиком от материнского авторитета и мнения. Если же этого не происходит, она остается «маминой дочкой» и парализует собственную волю. Мама решает, как одеваться, с какими мальчиками встречаться, чем увлекаться. А желания девочки, ее протесты и обиды отодвигаются глубоко в неосознаваемые слои психики и начинают сжигать ее изнутри.

Не прожитый архетип темной стороны Дочери создает женщин, не знающих своих потребностей, подчиняющихся мнению других людей, особенно родителей, даже если их уже нет в живых.

Женский архетип от 14-15 до 21-23 лет – светлая сторона Возлюбленной

Возлюбленная — архетип женщины

Находясь в этом архетипе и периоде жизни , девушка учиться делать самостоятельный выбор на основе своих осознанных желаний. Она выбирает мужчин и подруг, будущую профессию и ВУЗ, стиль жизни и стиль в одежде.

Теперь она учится той свободе, которая нужна не для освобождения от родительского авторитета, а для строительства своего способа жизни.

Самым правильным влиянием родителей в этом периоде будет понимание того, что их личный опыт может стать позитивным примером, но не является единственно возможным и правильным. На этом этапе родителям следует проявить гибкость и широту взглядов, и предоставить девушке право на собственный путь и ошибки.

Наибольший вред причиняют установки о конечности выбора: доучиваться в ВУЗе, даже если поняла, что не ее; встречаться с парнем, даже если пропали чувства; не менять однажды выбранный стиль одежды, который уже не близок и т.п.

Если ваша жизнь сейчас вам не нравится , и на это повлияли неудачные события и выборы этого периода – позвольте себе переиграть их сейчас. Займитесь тем, чем вы тогда хотели заниматься, но не смогли в силу обстоятельств, родительского давления или собственных страхов. Пересмотрите стиль в одежде, выбранный тогда (вами ли?).

Женский архетип от 21-23 до 28-30 лет – темная сторона Возлюбленной

Находясь в архетипе темной стороны Возлюбленной , женщина учится защищать свои выборы, отстаивать свои интересы, конкурировать, находиться в конфликтах и проверять на прочность себя и свои решения.

Она следует своему пути или сбивается с него, загоняя себя во всевозможные ловушки. Крайности, которые одинаково отдаляют женщину от избранного ею пути:

  • псевдоженственность: возложение на мужчину всей ответственности за ее материальное и физическое благополучие, отказ от активных действий, от дисциплины, «магическое мышление» (пусть все случается само собой, без моих усилий).
  • отказ от своих планов, желаний и потребностей в угоду семье, близким, мужу, детям, родителям.
  • излишняя погруженность в карьеру и работу в ущерб отношениям, отдыху, увлечениям
  • увлеченность чужими, навязанными со стороны, мечтами и ценностями, и не умение чувствовать свои собственные.

Если вы находитесь в этом периоде и что-то угнетает вас , идет не так, вы можете осознать свои истинные желания и потребности, вспомнив, что увлекало вас в период темной стороны Дочери.

Женский архетип от 28-30 до 35-37 лет – светлая сторона Матери

Находясь в архетипе светлой стороны Матери , женщина консолидирует свой прошлый опыт и освещает им свою жизнь, естественным образом освещая и жизнь других людей. Она способна теперь дать другим разглядеть себя настоящую, без игр и конкурентной борьбы. Она никого не спасает, но вдохновляет своим отношением к себе, жизни, творчеству.

Она может прийти к кардинальным переменам, если ее не устраивают отношения или работа, семью, направление карьеры, выйти из прежних отношений и вступить в новые. Но не с нуля, а взяв то позитивное, что ей удалось понять и создать в прошлом.

Женщина на этом этапе масштабирует свои проекты и начинания . Если в предыдущих периодах она стала мамой, то теперь ей интересно создать проект, помогающий ей и другим мамам в чем-то. Если она создала бизнес, то теперь пришло время его развить в более крупный проект, выйти на новый рынок.

Женщина вдохновляет своего мужчину на понимание новых смыслов жизни, придает ему осознанность своим примером.

Вызов и кризис конца этого периода — быть не только любящей, понимающей и освещающей путь другим людям, но и учиться освобождаться от лишнего, замедляющего рост нового: привычных, но ненужных вещей; нерадивых работников; давней, но угнетающей дружбы; прекрасных, но несвоевременных идей.

Женский архетип от 35-37 до 42-44 лет – темная сторона Матери

Женский архетип — темная сторона Матери

Проживая этот этап , женщина вглядывается в собственные глубины. Она задается вопросом, в чем ее истинная ценность. Приходит понимание, что она не только во внешних проявлениях, заботе о других, социальных успехах, а еще и в чем-то ином.

Меняются отношения с супругом, родителями, детьми, друзьями, в бизнесе – это живой процесс. Не стоит пытаться удержать его в неизменной форме, так мы препятствуем энергии жизни протекать через нас.

Женщина, которая не прошла вовремя предыдущие архетипы , в этом периоде может испытывать крайне негативные ощущения.

Негативно прожитый архетип Дочери заставляет женщину быть инфантильной, пытаться нагнать упущенное, погружаясь в нелепый для нее стиль одежды и образ жизни молодых девушек.

Не пройденные уроки архетипа Возлюбленной приносят страдания от внешнего старения, попытки исправить это путем хирургических операций, не знание, чем, кроме внешности можно заинтересовать другого человека.

Не пройденная светлая сторона Матери порождает женщин, не отпускающих от себя своих детей, властно довлеющих над ними или эмоционально зависящих от них. Это касается и бизнеса, которому женщина не дает развиваться.

Кризис этого периода в том , что социальные задачи выполнены, и женщине предстоит осознать, кто она, что и зачем делает, посмотреть в лицо своей настоящей мечте и приступить к ее реализации.

Женский архетип от 42-44 до 49-51 года – светлая сторона Наставницы

Наставница в своей светлой ипостаси — один из женских возрастных архетипов

Женщина теперь не столько направлена на внешние успехи , сколько на личностное развитие. Свобода передвижения, душевное общение, новые увлечения и ремесла, у нее есть силы и вдохновение на свою мечту.

Мудрость и достоинство, к которым она пришла через проживание предыдущих архетипов, делают ее ценной и ожидаемой во многих структурах, где требуется принятие взвешенных решений и управление людьми.

Если предыдущий архетип прожит гармонично , женщина приходит к новой теплоте, пониманию и душевности с мужем, отпускает в самостоятельное плаванье детей, освобождается от дружбы, не несущей душевного комфорта. Женщина может вступить и в новые отношения, свободные от формальной стороны, оглядок на чужое мнение, наполненные чувствами без примеси страхов.

На этом этапе женщина зачастую теряет родителей, и приходит яркое осознание конечности жизни. Первые серьезные болезни могут говорить о неправильно пройденных архетипах: гинекология, о непрожитой Возлюбленной, опухоли – о неправильно пройденном этапе архетипа Дочери.

Если Наставница принимает уроки жизни и смерти , преподнесенные этим этапом, то она свободно пользуется и уроками предыдущих архетипов .

Женщина становится жизнерадостной, как Дочь, страстной, как Возлюбленная, поддерживающей, как Мать, добавляя к этому мудрость, креативность и широкий взгляд на мир Наставницы.

Светлая сторона архетипа Наставницы учит женщину ценить каждый день жизни, использовать весь свой опыт и создавать новый, в позитивном ключе.

Женский архетип от 49-51 года и до … – темная сторона Наставницы

Женский архетип — темная сторона Наставницы

Проживая этот архетип, женщина может вступить в самый насыщенный и долгий период своей жизни. Если предыдущие были пройдены гармонично. Однако, редко кому удается пройти их все без ошибок.

Прожитый негативно архетип Матери может привести к тому, что женщина застревает в нем, заботясь обо всех, кроме себя, чувствуя обиду на неблагодарность близких, не ценящих ее жертв. Если она не нашла себя в предыдущих периодах, то внуки могут стать для нее «отдушиной», забирающей все силы и время, но не приносящей настоящего удовлетворения.

Другим полюсом непрожитых ранних архетипов становится погружение женщины в их перепроживание, без использования позитивного опыта прошлого. Тогда она может «впасть в детство», как в поведении, так и в стиле одежды, становясь зависимой, инфантильной, манипулируя окружающими с помощью болезней.

Если предыдущие периоды были прожиты позитивно, или женщине удалось прожить их с опозданием, но гармонично – это привносит в ее жизнь свободу от социальных стереотипов, осознанность, открытость для творчества и креатива. В ней достаточно энергии и мудрости, чтобы стать воплощением древней богини инициаций – Бабы Яги. Она инициирует молодые поколения, создавая для них испытания, преодоление которых развивает их и готовит к большой и яркой жизни. Она порождает вовне свежие творческие идеи и проекты, подает пример наполненности жизнью, полной реализации своего потенциала, своих жизненных задач.

В заключении скажем, что если в детском и юношеском возрасте мы подчинены родительскому влиянию и нам сложно сознательно выстраивать свою жизнь, то во взрослом состоянии мы уже можем выбирать свой путь. А значит, мы можем создать счастливое настоящее и будущее, переосмыслив прошлое, и решив для себя те проблемы, которые в прошлом нам решить было не под силу .

Д.Ш. Болен «Богини в каждой женщине», «Боги в каждом мужчине»

К.П. Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях»

К.Г. Юнг «Человек и его символы», «Алхимия снов. Четыре архетипа»