Последние статьи
Домой / Лицо / Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения. Настоящие проблемы многодетных семей

Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения. Настоящие проблемы многодетных семей

Вышла очень интересная статья Егора Холмогорова посвященная проблемам многодетных семей. Правда часть статьи посвящена критике высказываний епископа Пантелеимона (Шатова), но у меня она вызвала интерес прежде всего описанием тех проблем с которым сталкиваются многодетные семьи. По своему личному опыту знаю, что подавляющее большинство людей (даже из моих близких) не имеют ни малейшего представления о сути реальных проблем с которыми сталкиваются многодетные семьи. Люди не понимают чем руководствуются родители в многодетных семьях принимая то или иное решение, но при этом часто критикуют, дают советы, которые им кажутся очень правильными (но они могут правильными для малодетной семьи и совершенно не подходить для многодетной) и очень обижаются, если их советы не принимаются, так как понять логику принятия решений не могут.

Мнения автора, что основной проблемами являются инфраструктурные - это просто в точку. Многодетным семьям нужны просторные транспортные средства и более просторное жилье. Многодетные семьи гораздо острее нуждаются в детских садах и группах продленного дня в школах, так как это увеличивает свободное время родителей и снижает с них часть нагрузки связанной с контролем за ребенком, ну и так далее...

Почитайте статью. Указанные в конце предложения весьма актуальны.

Егор Холмогоров: Стань многодетным и обедней

Вызвавшее много шума (хотя и не столько, сколько призыв муфтия к обрезанию) рассуждение епископа Пантелеимона (Шатова) о том, что многодетным православным семьям нужно готовиться к бедности, но все-таки стремиться к многодетности, обеспечивая детей за счет снижения потребительских расходов, содержит логическую и социологическую ошибку уже в том, что увязывает многодетность с бедностью в нерасторжимую связь. «Стань многодетным и обедней!»

Эта увязка является искажением совершенно справедливого требования не презирать многодетных за бедность и не осуждать их бранными словами типа: «Рожать меньше надо!». Получается, что те, кто так говорит, по факту правы. Просто знак ставят другой.

Призыв экономить на тряпках ради многодетности выдает абсолютное непонимание реальных инфраструктурных проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи. Это проблемы просто другого порядка, которые экономией на сумочках и ресторанах не решаются.

Во-первых, это проблема родительского времени. Чтобы быть хотя бы бедным, а не умереть с голоду на улице, нужно работать. Для этого нужно рабочее время обоих родителей. А значит, нужны няни, ясли, детсады, продленки, а система социального ухода за детьми у нас, в общем-то, коллапсирует. И вместо выступления за поддержку этой системы со стороны церкви достопочтенный архиерей призывает нас готовиться к земле.

Во-вторых, это проблема жилья. Многодетным семьям просто негде жить. Советский бытовой стандарт автоматически диктовал малодетность. Постсоветский и вовсе говорит: умри на съемной квартире. Единственный вариант для нормальной жизни по-настоящему многодетной семьи (то есть шесть детей и более) – это построить себе большой дом. То есть участок, плюс строительство, плюс коммуникации. Это огромные деньги.

Может быть, уважаемый иерарх призвал государство содействовать введению ипотеки с регрессивной ставкой, специального кредита для многодетных, пропорционального снижения коммунальных платежей (которые уже реально превращаются в ад) в зависимости от числа детей?

Нет, вместо этого, прямо как в пародиях из журнала «Безбожник», получается, что церковь призывает только смиряться со своей нищетой и готовиться быть детьми трущоб.

В-третьих, это проблема транспорта. «Будь многодетным» – означает «ходи пешком». Наше путешествие по Крыму включало маму, папу, двух девочек, одного мальчика, няню. Мальчик пока еще может ездить на коленях у няни, но это ненадолго, и в обратный путь мы выдвинулись по отдельности: я самолетом, остальные на машине, поскольку кубанским гаишникам, конечно, не будет так наплевать, как крымским.

То есть большая семья – это либо дорогой минивен, либо ходи пешком, что и предполагается. Зачем тебе куда-то ездить? Зачем тебе показывать детям Крым, Суздаль, Углич? Дома надо сидеть.

В-четвертых, проблема содержания детей в школе и школьных поборов. Многодетные-нищие буквально обрекают своих детей на бесчисленное множество издевательств и унижений со стороны более богатых учеников и зачастую учителей. К этому еще добавим травлю со стороны ювенализированных соцслужб, которой подвергаются зачастую многодетные.

Поскольку этот призыв обращен к русским и православным, то фактически получается следующая картина: рожайте, люди русские, и нищайте, подвергайтесь издевательствам и унижениям, в то время как разбогатевшие за счет дотаций иные многонациональности, у которых и с деньгами, и с многодетностью все в порядке, будут смеяться над вами в лицо.

Пугающей выглядит сама социально-экономическая модель, к которой апеллирует владыка Пантелеимон. Это какой-то постиндустриальный анархо-капитализм образца 90-х годов и развитого тэтчеризма. Для традиционных аграрных обществ каждый ребенок в семье являлся не фактором бедности, а фактором богатства, трудовым ресурсом, очень рано входившим в хозяйственный оборот.

В работах великого русского экономиста Чаянова была установлена экономическая стратегия традиционных русских семей: постоянный объем работы, разделенный на число рабочих рук. То есть чем больше была семья, тем меньше впахивал каждый ее представитель.

Русские мужики не столько зарабатывали больше денег, сколько экономили усилия за счет расширения состава семейства. Та же модель сохранялась и в раннеиндустриальных обществах, где был разрешен детский труд. Там каждый маленький работник в семье не только обеспечивал себя, но и давал небольшую прибыль.

Лишь в современных обществах с начала ХХ века, в обществах социалистических и социал-капиталистических ребенок превратился в чистый убыток – на нем нельзя ничего заработать, зато он требует колоссальных финансовых вложений. Счастливое и беззаботное детство признается едва ли не первостепенной целью семьи. Защита детей от социального ужаса становится главной родительской добродетелью.

За этим тоже стоит определенная социально-экономическая стратегия: развитые индустриальные государства нуждались в высококвалифицированных образованных кадрах, поэтому им нужны дети, получившие качественное школьное, профессиональное и высшее образование, что возможно лишь при достаточно беззаботном и счастливом детстве.

Нуждаясь в таких детях, развитые государства Европы, СССР, США пошли на создание целой индустрии беззаботного детства, подчиненного идее образования. Государства начали детсадами и школами, деньгами или льготами доплачивать семьям за то, что те воспитывают детей по определенному стандарту.

Обратной стороной этого беззаботного детства стало сокращение числа маленьких «пользователей» этой услуги – детство по этому стандарту обеспечить для десятерых не могли даже богатые семьи, а детство по другому стандарту стало из богатых стран вытесняться. То есть даже те, кто готов был пахать на детях с десятилетнего возраста, фактически сделать этого не могли.

Сейчас, к сожалению, мы наблюдаем кризис этой модели беззаботного детства. Спрос в развитых странах на квалифицированную рабочую силу падает, так как она вытесняется автоматикой. Спрос на неквалифицированную удовлетворяется миграцией: мигранты выращены в другой стране, и мы на их образование расходов не несем – получается выгодней.

Другими словами, никаких оснований для того, чтобы поддерживать для своих граждан программу «беззаботное детство», современные государства не видят и соцрасходы стараются урезать. Ну и число пользователей – тоже. Отсюда чудовищная демографическая динамика и у нас, и в странах первого мира.

Фактически владыка Пантелеимон предлагает многодетным православным принять эту капиталистическую анархию постмодерна как должное, смириться с тем, что государству и обществу наши дети не нужны и они им даже враждебны, и принять стоическую позу, размножаясь в нищете, несмотря ни на что. Нетрудно догадаться, что особой популярностью такая позиция пользоваться не будет.

Мне кажется, нашим пастырям следует научиться не пародировать штампы большевистской пропаганды, изображавшей церковь как узду смирения для простого народа, а реально включаться в борьбу за социальную реализацию христианских ценностей, в том числе и большой семьи.

А для этого надо добиваться не борьбы с потребительством у простых людей, а борьбы с воровством и растратой у чиновников, грамотных социальных расходов на поддержание, а не сокращение, как сейчас, инфраструктуры в демографически депрессивных регионах.

Вот история 2013 года, как женщину гоняли на скорой более 100 км по всей Ярославской области, в итоге ребенок у нее умер, – вот это должно быть в центре пастырского внимания. А от призывов к бедности, обращенных к и без того небогатым русским людям, добра не выйдет.

Русская православная церковь должна стоять на позициях защиты социального государства, государства, которое берет на себя часть заботы о детях и поддержку демографического роста. И причина, почему церкви стоит этим заняться, очень простая: увеличение количества спасаемых. Давайте отдавать себе отчет, что все утопии о том, как китайцы или зулусы станут православными, – это фантазии.

Единственная демографическая надежда православия в мире связана с русским народом – его численностью и воспитанием. Поэтому чем больше русских, тем больше православных. Чем больше русских, тем крепче наша государственность и культура. Чем больше русских, тем прочнее наша армия и тем сильнее она против внешних врагов православия.

Поэтому церковь должна быть для нашего общества конструктивной социальной и национальной силой, вместо того чтобы лишь отталкивать людей анархо-капитализмом, прикрытым традиционалистской риторикой.

А теперь, если хотите, я вам как муж многодетной мамы напишу список из нескольких программ, которые реально бы повысили многодетность.

1. Бесплатные участки для многодетных под жилстрой. Программа есть, но раскачивается еле-еле. Мы вот стоим в очереди в Калужской области и надеемся. Но реально эта программа должна работать по всей стране, причем работать быстро.

2. Регрессивная ставка ипотеки, привязанная к количеству детей, в регионах с отрицательной демографической динамикой для тех, кто там постоянно проживает больше семи лет.

3. Регрессивная же квартплата, начиная с третьего ребенка. Где-то такое есть, но не везде. У нас, к примеру, такой радости нет, и, когда приходят квартирные счета, мы все дружно грустнеем.

4. Налоговый вычет на услуги детсадов, нянь и т. д. Налоговый вычет, хоть с ним и много возиться, на самом деле реально удобный инструмент, который очень облегчает финансовое положение. Сейчас его дают при покупке квартиры, оплате учебы и лечения. Думаю, что прямые расходы на воспитание детей нужно включить в этот список.

5. Продажа минивенов многодетным родителям по льготной ставке. Государственное субсидирование соответствующих производств автоконцернов. С тем же, допустим, «Фольксвагеном» договориться, чтобы он у нас эту линию развернул. Сейчас, говорят, минивены кое-где дают бесплатно при рождении седьмого ребенка. Но, простите, место в машине заканчивается на четвертом. И у пятого и шестого шансы по этой причине невысоки.

6. Для самых бедных. Введение тех самых продовольственных карточек по американскому образцу, которое лоббирует Ткачев. Двойная польза была бы – и детям, и аграриям.

Вот несколько несложных ходов, которые мог бы поддержать владыка Пантелеимон и вся РПЦ, и у нас в стране стало бы гораздо больше детей, гораздо больше русских детей, гораздо больше русских православных детей. И была бы от того радость ангелам на Небеси...

Вариант номер 4.

· Многодетная семья и ее основные проблемы

· Проблемы семьи безработных

· Семья и система образования, проблемы и взаимодействия.

Многодетная семья и ее основные проблемы.

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

Многодетная семья в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливается традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей. А так же существует множество проблем таких семей, я расскажу о некоторых из них.

· Материально – бытовые (финансовые) проблемы.

Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и так далее. В структуре доходов пособия на детей не велики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразна. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и так далее, и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

· Проблема трудоустройства родителей.

Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринематеьской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а так же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

· Жилищная проблема.

Она всегда остро стоит в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретения жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

· Психолого-педагогические проблемы.

В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннею иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, по этому разные по объему и сложности. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны с родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают так же из-за плохой успеваемости в школе.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно не полные семьи, отличаются большой безнадзорностью детей. Такие семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной сфере. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

· Медицинские проблемы.

Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-15%. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Проблемы семей безработных.

Проблема безработицы имеет место во всех странах мира, является одной из острейших социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Россия столкнулась со все более обостряющей проблемой занятости населения при переходе к рыночным отношениям.

Безработица – незанятость в производстве трудоспособного, желающего работать населения.

Выключение из активной экономической жизни большого количества трудоспособного ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказания социальной помощи, возникают проблемы, связанные с организацией структур службы занятости, «утечки мозгов»; снижения рождаемости и увеличение смертности ведет к «старению населения» и к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, изменению инфраструктуры на рынке.

Общие проблемы: финансовая, жилищно-бытовая, психологическая. В семьях безработных возрастает количество разводов, чаще отмечаются случаи жестокого обращения с детьми. У детей появляются отклонения в поведении, у них отмечаются нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.

В связи с вышеперечисленными факторами семья не выполняет важнейшие функции, которые возложены на нее обществом, и это ведет к ее разрушению.

Семья и система образования, проблемы и взаимодействия.

Семья и система образования очень тесно связанны между собой. Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные и целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка в семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны общеобразовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Рассмотрим проблемы и взаимодействия семьи и системы образования на примере МОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный Тверской области.

Каковы функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей?

Главные функции взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи:

1. информационная;

2. воспитательно-развивающая;

3. формирующая;

4. охранно-оздоровительная;

5. контролирующая;

6. бытовая.

Задачи взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи:

1. формирование активной педагогической позиции родителей;

2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

3. активное участие родителей в воспитании детей;

4. постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка;

5. обучение родителей тому, как помочь ребенку в учебе;

6. привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.

Организация взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи предполагает :

1. изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

2. группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

3. анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

В МОУ СОШ №2 осуществляется следующая работа с родителями:

1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей:

1. Психолого-педагогических

· Психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1-й, 5-й классы);

· Развитие познавательных процессов (2-3-й классы);

· Трудности подросткового возраста (6-8-й классы);

· Формирование внутренней позиции будущего школьника (родители Будущих первоклассников);

· Ориентация на выбор профессии (9-е классы);

· Нравственные ценности старшеклассников (10-11-е классы).

2. Психолого-педагогическая служба «Познай себя».

3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

4. Индивидуальные тематические консультации.

5. Творческие группы, группы по интересам.

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

· Родительские собрания,

· Дни открытых дверей,

· Совместные творческие дела,

· Индивидуальное шефство над семьями, требующими поддержки.

3. Участие родителей в управлении школы:

· Совет школы,

· Совет профилактики,

· Классные родительские комитеты.

Взаимодействие общеобразовательного учреждения и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение семьи обучающегося позволяет педагогу ближе познакомится с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов изучения семьи: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материала детского творчества и другие.

Изучение семьи ведется учителем на протяжении всей его работы с учеником. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают учителю новый и новый материал, новые данные о семейном воспитании: об общественной направленности жизни семьи, об использовании семьей свободного времени, о любимых занятиях членов семьи, о совместном досуге, о взаимопонимании между родителями и детьми и так далее.

Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, хорошо осознают особенность каждой и стремятся творчески соединить усилия в совместной педагогической деятельности.

Большую и значимую роль в взаимодействии школы и семьи играет работа родительского комитета, основной целью которого является развитие сотрудничества классных руководителей, родительского комитета и обучающихся. Основная задача – содействовать школе в осуществлении воспитания и обучения детей, оказание помощи учителю в работе с обучающимися и родителями.

Каждый член родительского комитета должен пользоваться авторитетом среди родителей класса, обладать данными организатора, руководителя, иметь способности воспитателя, а так же быть хорошим семьянином. Члены родительского комитета должны осознать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

В состав родительского комитета класса входят председатель и несколько членов, ответственных за отдельные участки работы. Каждый их ответственных подбирает себе актив из числа родителей класса.

Обязанности распределяются на:

1. слежение за успехами детей в учебе;

2. организация экскурсий, походов, внеклассных занятий;

3. слежение за трудовым воспитанием трудовых навыков у детей.

Родительский комитет избирается на первом родительском собрании. Заседание комитета проводятся раз в месяц, по необходимости собирается внеочередное совещание.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы. Учет возможностей родителей (их профессий) позволяет составить более конкретный план работы родительского комитета.

Родители могут оказать большую помощь в подготовке художественной самодеятельности к празднику (написание сценариев), смотра строя и песни, участие в подготовке и проведения ежегодных муниципальных фестивалей.

Еще одну важную роль во взаимодействии играют родительские собрания. Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Цели родительских собраний:

1. педагогическое просвещение родителей;

3. подведение итогов учебно-воспитательной работы за истекшее время;

4. намечаются новые цели и задачи на следующий период;

Задачи родительских собраний:

1. укреплять связь с семьей, школой и общественностью;

2. привлекать родительскую общественность к активному участию в жизни школы;

3. повысить ответственность родителей за воспитание детей.

Но учитель обязан на родительском собрании рассказать о каждом ученике, отметить отличившихся, сообщать родителям о недочетах в работе и поведении их ребенка, а так же подсказать пути их преодоления. Для педагога недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка, иначе высока вероятность конфликта, так же недопустимо зачитывать оценки того или иного слабого ученика.

К сожалению, в нашей стране существуют и так называемые «нестандартные семьи». Под эту категорию попадают неблагополучные, многодетные и неполные семьи.

Неблагополучные семьи – в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей.

Наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании. В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Эффективности работы способствует разделение неблагополучных семей на группы в зависимости от причин и характера неблагополучия.

Задачи:

1. учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей;

2. оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях;

3. предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Наибольшую трудность представляет собой работа с асоциальными семьями. В связи с этим в МОУ СОШ №2 проводится следующая работа:

1. Составление списков асоциальных семей;

2. Совместные рейды представителей милиции, администрации школы, городка;

3. Установление связей с администрацией организаций, где работают родители;

4. Оказание материальной помощи;

5. Ходатайство на лечение родителей (по необходимости);

6. Консультации с родителями и обучающимися;

7. Беседы с родителями и обучающимися, в том числе и индивидуальные.

Систематичность и целенаправленность в работе с семьей, как показала практика МОУ СОШ №2, приводит к тому, что создается коллектив родителей и коллектив обучающихся, которые активно участвуют в общешкольной жизни класса, школы и в общественно полезном труде.

Неблагополучные многодетные семьи.

Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк­туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одина­ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се­мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч­ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из­держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни­ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са­мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен­ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образова­ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо­жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не­достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) - многодетные роди­тели в 1991 г. - 1,2; в 1996 г. - 107,4. Семья с тремя несовершен­нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по­лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед­ности, в 1996 г. около 76 %.



Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до­ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях воз­можно путем повышения собственных доходов (личная инициа­тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та­ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по­требностей, что является в современных условиях непозволитель­ной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор­мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин­ства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об­ществе.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет­ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об­щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави­ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за­гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз­растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де­фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи­тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж­де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой террито­рии с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. авто­номности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-ку­рортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд­кового номера рождения ребенка - вероятность влияния прена-тальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей за­болеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рожде­ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива­нии, но страдают режим, качество питания. В структуре заболева­емости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов зрения.

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, невро­зы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

  • Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
  • 1. Предмет демографии и демографической политики
  • 2. Из истории вопроса
  • 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
  • 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
  • Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
  • 1. Семейная структура населения Российской Федерации
  • 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
  • 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
  • 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
  • Лекция №6 Культура и быт семьи
  • 1. Роль отца и матери в семье
  • 2. Общение в семье
  • 3. Быт семьи
  • 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
  • Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
  • 1. Сущность и содержание социальной защиты
  • 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
  • 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
  • Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
  • 1. Сущность государственной семейной политики
  • 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
  • Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
  • 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
  • 2. Компенсационные выплаты
  • 3. Виды социальных льгот
  • Лекция №10 Охрана материнства и детства
  • 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
  • I. Диспансеризация беременных и родильниц.
  • II. Гинекологическая помощь.
  • III. Профилактика абортов, контрацепция.
  • 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
  • 3. Работа по формированию здорового образа жизни
  • Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
  • 1. Социальный портрет современной молодой семьи
  • 2.Проблемы молодой семьи
  • 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
  • Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
  • 1. Типы многодетной семьи
  • 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
  • 3. Социальная защита многодетной семьи
  • 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
  • Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
  • 1.Положение детей-инвалидов в современной России
  • 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
  • 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
  • 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей,
  • Имеющих детей-инвалидов
  • Лекция №14 Социальная защита неполных семей
  • 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
  • 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
  • 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
  • Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
  • 1.Пожилые люди как социальная общность
  • 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
  • 3. Концепция государственной социальной политики
  • В отношении граждан старшего поколения
  • 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
  • 5. Технология социального обслуживания по­жилых людей
  • Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
  • 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
  • 2. Система социального обслуживания населения:
  • Принципы, функции, виды и формы деятельности
  • 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
  • Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
  • 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
  • 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
  • 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии
  • И странах «третьего мира»
    1. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законода­тельство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

      На наш взгляд, следует назвать еще один тип многодетной семьи: семья, ставшая многодетной в результате усыновления детей, оставшихся без попечения родителей.

      Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладаю­щих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную само­оценку, им присущи неадекватные представления о собствен­ной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рож­дении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, просле­женная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

    2. 2. Основные проблемы современной многодетной семьи

    3. По мнению многих исследователей, семья в современ­ной России переживает не лучшие времена. Как отмечают Бодрова Т. А. и Рыбакова Н.А., семья во все меньшей степени выполняет роль буфера между ее членами-с одной стороны, и обществом и государством-с другой, перестает быть психоло­гическим убежищем от общественных потрясений. Многодетная семья сталкивается со всеми проблемами, свойственными любой семье, но для нее они становятся более тяжелыми, решаются труднее. Ведь в современных условиях больше материальный выигрыш, психологический комфорт и обеспеченность куль­турными ценностями получает семья, имеющая одного ребенка или бездетная. Следует согласиться с вышеназванными авто­рами, что проблемы многодетной семьи дополняются пробле­мами проживающих в них детей, что должны обязательно учи­тывать социальные работники.

      Большинство авторов считают, что главная проблема много­детных семей-материальная. Многочисленные исследования показывают тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи, а в более общем плане-степенью ее бедности. Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка доход семьи резко уменьшается, особенно если это третий, четвертый ребенок. Другие проблемы являются следствием этой главной про­блемы, вытекают из нее. Самой, пожалуй, острой стала жилищ­ная проблема. Если в 80-е годы ее как-то пытались решать: строили дома и соединяли квартиры, чтобы создать более-менее сносные условия для детей в многодетной семье, то в настоящее время о ней просто не упоминают. Но от жилищных условий зависит очень многое в судьбе детей. В период, когда ребенок начинает осваивать жизненное пространство и должен прояв­лять активность, отсутствие необходимых жилищных условий делает его пассивным, робким, закладывает неблагоприят­ный жизненный сценарий на будущее. Стесненные жилищные условия в значительной мере влияют на здоровье детей в многодетной семье. Во-первых, из-за скученности в таких семьях дети болеют чаще, так, как заражают друг друга. Во-вторых, как показывают статистика и социологические исследования, существует прямая связь между жилищными условиями и смертностью детей на первом году жизни. 61% женщин, потерявших ребенка в возрасте до одного года, важнейшей причиной его смерти назвали плохие жилищные условия.

      Жилищная проблема оказывает не только прямое, но и кос­венное влияние на здоровье ребенка в условиях многодетном семьи. Внутрисемейные отношения в стесненных жилищных условиях более конфликтны, что создает напряженную эмоцио­нальную атмосферу, вызывающую у детей тревогу, психологический дискомфорт, что препятствует их гармоничному развитию. Как улучшить жилищные условия многодетной семьи пока не ясно ни самим семьям, ни государственным органам. В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», принятом еще в мае 1992 г., предусматривались некоторые меры по содействию предоставления многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцент­ных ссуд на приобретение строительных материалов и строи­тельство жилья. Однако в свете вышесказанного немного най­дется семей, способных построить себе дом даже с помощью кредита или ссуды. Поэтому жилищная проблема так и оста­нется проблемой, по крайней мере, на ближайшее будущее.

      Еще одной важной проблемой многодетных семей является проблема здоровья детей. Большинство авторов отмечает, что дети в многодетных семьях болеют значительно чаще по срав­нению с другими семьями по объективным причинам. Дети в таких семьях получают недостаточно полноценное питание, не имеют возможности для полноценного отдыха, а родители не всегда могут приобрести необходимые лекарства, значи­тельно меньше здесь и физических возможностей для ухода за заболевшим ребенком. В многодетных семьях доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее рациональна, чем в целом во всех семьях с детьми. Зав. лабо­раторией НИИ семьи Панкратова Н. В. приводит такие дан­ные: семьи с тремя детьми получают на 20% меньше фруктов и ягод, мяса-в 1,5 раза меньше, чем дети в семьях с одним ребенком. В семьях с четырьмя и более детьми потребляется яиц в 1,6 раза, рыбы-в 2,4 раза меньше, чем их сверстниками из однодетных семей. Это не может не отражаться на здоровье детей из многодетных семей, так как они недополучают наи­более ценного: белков и витаминов.

      Большие проблемы у многодетной семьи в сфере образова­ния. Чтобы стать образованным, у детей из этих семей меньше условий, так как меньше возможностей для учебы. Дело не в том, что эти дети имеют меньшие способности, а в том, что они не имеют возможности получить такое же воспитание и образова­ние, как дети в семьях с высокими доходами. Если с ребенком с раннего детства занимаются родители, воспитатели, а позже учителя, если он может посещать различные кружки, секции, то он оказывается более развитым. В многодетных же семьях из-за загруженности родителей, особенно матери, от которой дети получают 50% воспитательного воздействия, ребенок недопо­лучает внимания. В «Российском журнале социальные работы» № 1 за 1996 г. приводятся такие данные: время, затрачиваемое семейными женщинами на домашний труд, составляет от 49 до 85% от общего годового фонда рабочего времени. Эти затраты напрямую зависят от числа детей в семье и их возраста. У мате­рей, имеющих грудного ребенка, они достигают 232 условных рабочих дней за год, у имеющих дошкольников-163, школь­ника-135; в то же время бездетные женщины затрачивают на домашнюю работу всего 88 условных рабочих дней.

      Если раньше недостаток воспитания в семье компенсиро­вала система дошкольного воспитания, то в настоящее время число дошкольных учреждений сокращается, также как коли­чество мест в них, растет плата за пребывание детей, вноси­мая родителями. Все это ведет к тому, что уменьшается коли­чество детей, посещающих детские дошкольные учреждения. По этим же причинам сокращается число детей, которые посе­щают различные кружки, секции и художественные студии. Все это ведет к социальному неравенству в развитии детей из многодетных и малодетных семей.

      Сложная проблема вообще, а для многих семей особенно, орга­низация отдыха детей в период каникул. Детский и юношеский досуг и отдых все более превращается в индустрию платных благ и услуг. Это делает их недоступными для детей из малообеспе­ченных семей, в первую очередь в многодетных. Большинство детей из-за отсутствия денег на отдыху родителей и государ­ства не могут провести каникулы с пользой для себя и обще­ства. В последние два года в этом вопросе наметились измене­ния. Правительство выделяет деньги на летний отдых, местные власти организуют лагеря труда и отдыха, детские площадки, устраивают старших школьников на работу по сбору фруктов и овощей. Все это помогает оздоровить значительную части детей из малообеспеченных семей, в том числе и многодетный

      Мы уже писали о негативном отношении к многодетной семье. Это создает моральные проблемы для данной семьи, так как зачастую негативное отношение к неблагополучным мно­годетным семьям переносится на все семьи. Иногда многодетность вызывает раздражение, чаще непонимание со стороны окружающих. Вот почему, по данным социологов, каждая третья многодетная мать, исходя из собственного опыта, не советует другим женщинам иметь больше двух детей.

      Следует отметить, что проблема многодетных семей зави­сит от места их проживания: города или деревни, регионы страны с низкой или высокой рождаемостью. Поэтому, соци­альная помощь должна оказываться с учетом местных особен­ностей. Многодетные семьи, как отмечает большинство авто­ров, не представляет однородную массу.

      Таким образом, многодетная семья испытывает проблемы, связанные с материальным положением, жилищными условиями, меньшими возможностями для развития детей, воспитания их здоровыми, культурными, здоровыми нравственно и физически. С переходом страны к рыночной экономике особо остро встал вопрос о социальной защите многодетной семьи. Это обуслов­лено и демографической ситуацией в стране. Учитывая особен­ности типов многодетной семьи, социальные службы должны использовать различные технологии социальной работы, чтобы добиться большей эффективности.

    4. 3. Социальная защита многодетной семьи

    5. Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, осо­бенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создать такие условия, чтобы любая семья, в том чи сле и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного разви­тия. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с мно­годетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе этих докумен­тов: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по соци­альной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введен­ный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и мест­ного самоуправления. Принят и реализуется Закон «О государ­ственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с зако­ном «О внесении изменений» в Федеральный закон «О государ­ственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах при­меняют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к много­детным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальной защите населения на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году ока­зывается натуральная помощь. Такая практика позволяет ока­зать дополнительную помощь многодетным семьям.

      Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в ком­плексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития, многодетным семьям необходима помощь, связан­ная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарство, на расходы, связанные с расширением плат­ного медицинского обслуживания в поликлиниках и стаци­онарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адапта­ции многодетной семьи в современных экономических усло­виях. Среди этих мер-организация собственного дела и само­занятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения вторичных денежных доходов, самообеспече­ние продуктами питания за счет выращивания их на приу­садебных участках, дачах, огородах и т.п. Возможности раз­ных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, их обеспеченности жильем, предметами длительного" пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.

      Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кор­мильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить муж­чинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным, заработкам детей, желающих помочь семье Или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы м неполным рабо­чим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организа­цию фермерского хозяйства или его развитие, создание промыш­ленного или торгового предприятия, надомного производства. Доктор экономических наук Панкратьева Н. В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повы­шению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу рас­чета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:

      Д = п. м.x(2+d),

      где Д-доход семьи,

      п. м.-величина прожиточного минимума,

      d-число детей в семье.

      Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается вве­сти двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действу­ющую систему пособий на детей, целесообразно ввести специаль­ные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.

      Для семей с тремя детьми в размере:

      минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума на семью;

      максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью.

      Для семей с четырьмя и более детей:

      минимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью;

      максимальный вариант-1,5 прожиточного минимума на семью.

      Величина пособий матери по уходу за ребенком до 1,5 года должна быть увеличена до размера:

      минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума;

      максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума.

      Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с тремя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.

      Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»:

      льгота по медицинскому обслуживанию;

      льгота на проезд в общественном транспорте;

      многодетным семьям, имеющих трех и более детей, предоставляется проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных линий для учащихся общеобразовательных школ (Указ Президента РФ от I 5.05.92 г. №431);

    Многодетная семья и ее социальная защита

    1. Многодетные семьи2 Категории многодетности3 Проблемы многодетных семей 4 Система социальной помощи многодетным семьям5 Льготы для многодетных семей

    Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей»

    Дополнительный материал

    Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению к друг другу. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

    Многодетные семьи

    В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь­ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но­вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра­вил.

    Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус­лавливалось традициями русского народа и православной мо­рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как

    «дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране­ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

    В настоящее время многодетной семьей считается семья, име­ющая 3-х и более детей.

    1. Сознательная многодетность. В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

    2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

    Эти две категории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одина­ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

    3. Неблагополучные многодетные семьи. Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи. В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

    Проблемы многодетных семей

    Материально-бытовые (финансовые) проблемы . Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч­ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из­держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

    В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни­ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са­мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен­ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает. Бюджет таких семей не располагает средствами на образова­ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо­жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

    Проблема трудоустройства родителей . Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не­достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

    Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) - многодетные роди­тели в 1991 г. - 1,2; в 1996 г. - 107,4. Семья с тремя несовершен­нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по­лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед­ности, в 1996 г. около 76 %.

    Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до­ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей. Выживание многодетной семьи в современных условиях воз­можно путем повышения собственных доходов (личная инициа­тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та­ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по­требностей, что является в современных условиях непозволитель­ной роскошью.

    Жилищная проблема , всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор­мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин­ства семей недостаточно. Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об­ществе. Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет­ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об­щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави­ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за­гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

    Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз­растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де­фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи­тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности;

    старшие дети стремятся к лидерству. Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж­де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

    Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста

    старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

    Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка,

    нет личного уголка, своей маленькой террито­рии с соблюдением границ, личных

    любимых игрушек, т. е. авто­номности каждого, и часто приводит к затяжным

    длительным конфликтам между детьми.

    Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо­сти детей в школе,

    отсюда - частые пропуски занятий; подрост­ки обычно рано включаются в

    домашние дела и часто бросают школу.

    Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения

    школы детьми 7-14 лет; рано начинают ра­ботать, имеют большую вероятность

    приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты»

    поведения.

    В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень

    взаимопонимания с родителями и в то же время повы­шенная потребность в

    родительской поддержке.

    Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль­шей безнадзорностью

    детей. Дети большую часть времени прово­дят на улице. Возникает проблема

    коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это

    затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

    Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по ра­боте, зачастую лишены

    доброжелательного отношения в профес­сиональной среде; с родственниками, чаще

    мужа, которые не одоб­ряют факта многодетности, особенно в современных

    условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодет­ных семей

    Трудности в общении с другими детьми, несовпаде­ние интересов и т.д.

    Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг обще­ния. Мало времени

    уделяют на организацию совместного провож­дения досуга.

    Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило,

    влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10- 15 %.

    Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче­редном внимании

    общества.

    Социальная незащищенность таких семей, постоянное сниже­ние уровня жизни

    создают пессимистически настроенное социаль­ное самочувствие. Отмечается

    низкий уровень санитарной культу­ры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся

    к группе риска. Стра­дает здоровье всех членов семьи, имеет место

    распространение хро­нической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в

    других семь­ях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое

    знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуаль­ной жизни,

    несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается

    неудовлетворительное половое воспи­тание детей, сравнительно ранняя половая

    жизнь подростков.

    Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здо­ровья родителей.

    Отмечается низкий показатель систематическо­го наблюдения за детьми, поздняя

    обращаемость в случае забо­левания, самолечение, неудовлетворительная

    диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-

    ку­рортное лечение.

    Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд­кового номера

    рождения ребенка - вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го

    ребенка, показатель общей за­болеваемости становится выше. Дети первых 3-х

    порядков рожде­ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива­нии,

    но страдают режим, качество питания. В структуре заболева­емости детей на 1-м

    месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения

    питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов

    Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей

    высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной

    степени олигофрения, невро­зы. Подростки имеют здоровье ниже средних

    показателей.

    Система социальной помощи многодетным семьям

    Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной

    Служба занятости занимается первоочередным трудоустрой­ством

    многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы;

    организацией обучения и переобучения родителей для получения другой

    специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности,

    привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных,

    привлечением их к труду круглогодично.

    На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие

    бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на при­обретение

    учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных

    возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном

    лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического

    лекто­рия (с консультациями психолога, педагога о семейном воспита­нии).

    Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий,

    льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье,

    адресной социальной помощью, матери­альной помощью, выделением льготных

    кредитов для приобрете­ния предметов длительного пользования, льготным

    выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной

    ин­формацией о льготах.

    Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий,

    дотаций, касающихся жилья, организации собственно­го дела, выделения денежных

    ссуд, льготных кредитов.

    Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том

    числе используя телефон доверия для получения советов пси­холога, педагога в

    нужный момент.

    Органы здравоохранения (03) предоставляют скидку на приоб­ретение

    лекарств, организуют выезд специалистов по месту жи­тельства, прием в

    медицинских учреждениях вне очереди, путев­ки в санаторий, лечебное

    витаминизированное питание, профи­лактику здоровья членов семьи.

    Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов

    питания по сниженным ценам, предоставляют льгот­ные кредиты для приобретения

    предметов длительного пользова­ния.

    Благотворительные организации оказывают материальную и

    на­туральную помощь, церковь - благотворительную и психоло­гическую поддержку.

    Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу

    зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает

    условия для самообеспечения семей (раз­витие предпринимательства, малого и

    среднего бизнеса, фермер­ства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов,

    земли, строй­материалов), оказывает помощь в организации ассоциации

    мно­годетных матерей.

    Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации много­детных

    семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

    Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

    Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить

    материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую

    неделю или дополнительный выход­ной день, гибкий график работы, возможность

    переквалификации.

    Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода,

    которая существует более 6 лет). Основная задача: орга­низация взаимопомощи

    многодетным семьям, которая произво­дится поэтапно.

    Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит

    количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.

    Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется

    внимание правовой грамотности, систематиче­ски проводится изучение

    нормативных документов; осуществля­ется психолого-педагогическое просвещение

    родителей, прово­дятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога,

    семей­ные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи

    (бесплатные билеты в местный театр, встречи с арти­стами, поэтами).

    Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют

    поддержку друг друга, расширяется круг общения, бо­лее осознанной становится

    организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно

    формировать лич­ность своих детей.

    Льготы для многодетных семей

    Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке мно­годетных семей» от 5

    мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

    Скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование

    отоплением, водой, канализацией, газом и электро­энергией, а для семей,

    проживающих в домах, не имеющих цен­трального отопления, - от стоимости

    топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

    Бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

    Бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах

    пригородных и внутрирайонных маршрутов для уча­щихся общеобразовательных

    Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

    Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся обще­образовательных

    школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и

    отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных

    отчислений;

    Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами

    школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных

    занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

    Один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков куль­туры и отдыха.

    В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной

    поддержке многодетных семей».

    Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается

    малообеспеченной.

    Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке пре­доставления льгот на

    проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном

    предоставляет­ся детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в

    санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных

    учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации

    и проживающим в малообес­печенных семьях.

    Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее),

    сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.

    Виды транспорта:

    Железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за ис­ключением фирменных

    поездов и поездов повышенной комфорт­ности);

    Автомобильный (общего пользования);

    Авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

    Перечень необходимых документов:

    Заявление от сопровождающего лица;

    Заключение государственного или муниципального учрежде­ния здравоохранения

    о направлении ребенка на санаторно-курорт­ное лечение;

    Корешок путевки;

    Проездные документы ребенка и сопровождающего лица;

    Документы о составе семьи и размере заработной платы (до­ходов каждого

    члена семьи).

    Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты

    населения по месту жительства. Финансиро­вание расходов, предусмотренных

    постановлением, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета.

    Заключение

    В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей

    семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает

    усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому

    общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному

    Необходима особая забота и помощь материнству, правовая защита семьи,

    создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение

    гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических

    особенностей.

    Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить

    все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных

    организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и

    взаимопомощи, семейному бизнесу.

    Список литературы 1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация исодержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ.для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2003 – 224с.2. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ.для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. – М.: издательскийцентр «Академия», 2001 – 408с.3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досугадетей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2001 – 208с.