Домой / Лицо / Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков. Пенсионные системы в российской империи, ссср и российской федерации

Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков. Пенсионные системы в российской империи, ссср и российской федерации

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике - в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году - для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

<Для тех, кто хочет узнать больше>

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы - низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам - большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты - 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД - 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Пенсионная система существовала еще при царизме. Но сегодня мы хотим рассказать, как складывалась «судьба» пенсионных выплат после революции? И как выстроили схему, благодаря которой советские пенсионеры могли беззаботно жить, да еще и детям с внуками помогать?

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин - 60 лет, для женщин-55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы - 45 руб., а 3-й группы - 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан - рабочих и служащих - были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст - 60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии - 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин;
  • размер пенсии - половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии - 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

На заметку

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения - районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Первые упоминания о пенсионном обеспечении в России относятся к середине XVII века. Государственное обеспечение в те времена носило избирательный характер – пенсионное пособие полагалось воинам, получившим увечья в ходе боевых действий. Выплата носила характер пособия на лечение, и размер её зависел от тяжести полученного ранения.

Существенные изменения пенсионное обеспечение в стране претерпело в годы правления Петра I – серьёзно возросла забота о раненых, которых старались пристроить так, чтобы они могли получать средства к существованию. Был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране - «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

К началу XX века в России сформировалась пенсионная система, охватывающая менее одной трети населения – чиновников и военных. Чиновники имели право на пенсию по достижении 60-летнего возраста, при наличии 35 лет стажа «беспорочной службы». Впрочем, можно было претендовать на пенсию и при стаже 25 лет, правда, лишь на 50% пенсионного оклада. Размер пенсионного обеспечения зависел от разряда чиновника – всего их было девять.

Военная пенсия назначалась при выслуге 25 лет. Двадцать лет выслуги давали право на 50% пенсионного обеспечения. Получившие раны и увечья обеспечивались дополнительной пенсией из инвалидного капитала.

Работников частных предприятий пенсионное страхование затронуло лишь в начале XX века – формирование страховых касс осуществлялось за счет отчислений из заработка работников на их личных счетах. При получении увечья либо профессионального заболевания рабочий мог претендовать на пособие, накопленное на его счете. Впрочем, страхование охватывало не более 2,5 млн рабочих по всей стране.

Крестьянство до революции, как и длительное время после нее, право на пенсию не имело. А учитывая, что сельские жители составляли почти половину населения в 120-миллионной империи, говорить о наличии общенациональной пенсионной системы в России на тот момент не приходится.

После революции 1917 года руководство молодой республики активно взялось за внедрение пенсионного страхования. Уже с 1917 года государство взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. Внедрение пенсионного обеспечения по старости страна позволить себе ещё не могла: в слишком тяжелом экономическом положении она находилась, шла гражданская война.

Сразу после революции молодое правительство приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. За шесть лет было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.

Пенсия по старости была введена в 1928 году, но лишь для рабочих и служащих. Был установлен возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Максимальная пенсия составляла в лучшем случае 25% от средней заработной платы по стране, и прожить на неё было довольно проблематично.

Лишь в 1956 году пенсионная система в СССР охватила всё население страны. Был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Впервые(!) пенсии ввели для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Распределительная, действующая на принципе «солидарности поколений», пенсионная система, внедренная в 1956 году, просуществовала несколько десятилетий, вплоть до распада Союза. Советские граждане имели право на пенсию при достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. При этом необходимый минимальный стаж должен был составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Потолок пенсии был ограничен 120 рублями (средняя зарплата по стране в 1980 году составляла 174 рубля). Размер пенсии составлял половину средней заработной платы работника за последние два или любые пять лет трудовой деятельности.

Новые экономические реалии, возникшие после крушения СССР, требовали существенного реформирования существовавшей пенсионной системы – в новых условиях распределительная пенсионная система не могла обеспечить уровень жизни пенсионеров даже на минимальном уровне.

Кроме того, необходимо было существенно реформировать систему учета пенсионных прав граждан. Для этих целей в 1997 году впервые была создана система персонифицированного учета. Она предусматривает присвоение всем гражданам (застрахованным лицам) индивидуального лицевого счета под уникальным номером (СНИЛС). В течение всей трудовой деятельности на лицевом счете застрахованного лица аккумулируется в электронном виде информация о стаже и заработке (отчислениях в ПФР, осуществленных за него работодателем).

В 2002 году был внедрен накопительный элемент пенсии. Таким образом, чисто распределительная система пенсионного обеспечения в России была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. В результате у работающих граждан начали формироваться страховая и накопительная части пенсии. Был законодательно закреплен принцип наследуемости пенсионных накоплений (накопительной части пенсии) – в случае, если пенсионер не доживает до пенсии, правопреемники наследуют эти деньги. По закону, накопления аккумулируются и управляются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), управляющих компаниях либо в государственной управляющей компании – по усмотрению застрахованного лица.

Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудило правительство заморозить формирование накопительных пенсий граждан. Начиная с 2014 года (и до сего времени) работодатели отчисляют за своих работников все страховые взносы лишь на страховую (солидарную) пенсию. При этом, уже сформированные гражданами пенсионные накопления правительство не решилось национализировать, как это произошло, в аналогичной ситуации, в Венгрии и Польше. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями (куда их определили застрахованные лица) и приносят инвестиционный доход.

«Поразившая» в 2015 году Россию очередная пенсионная реформа ввела в действие новые правила и понятия, которые действуют и поныне. Было введено такое понятие, как «пенсионный балл» - в баллах фиксируются пенсионные права граждан за каждый год трудовой деятельности. Количество заработанных за год баллов (максимально возможное – десять) зависит от размера зарплаты и, соответственно, от страховых взносов, перечисляемых в ПФР. Cтоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством России.

Анализируя соотношение размера средней пенсии по стране со средней зарплатой в различные временные промежутки, можно прийти к выводу, что средний размер пенсии по стране в абсолютном выражении, вопреки досужему мнению, со времен Советского Союза остался практически неизменным. В этом можно убедиться, ознакомившись с таблицей, размещенной ниже.

Средняя пенсия по стране Средняя зарплата по стране
1981 59 178,3 33,1
1985 76,9 201,4 38,2
1990 114,7 296,8 38,6
1995 242,6 472,4 51,4
2000 823,4 2223,4 37
2001 823,4 3240,4 25,4
2006 2538,2 10633,9 23,9
2009 4546,3 18637,5 24,4
2010 6177,4 20952,2 29,5
2012 8272,7 23369,2 35,4
2013 9153,6 26628,9 34,4
2014 10029,7 29792 33,7
2015 10888,7 32495,4 33,5
2016 12080,9 34029,5 35,5

P.s. Резкие подъёмы показателя "соотношение" в ельциновские времена связан, к сожалению, не с ростом среденй пенсии по стране, а с мизерной заработной платой в тот период.

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, чтопенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории


Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Немногие знают сейчас, что социальное страхование и рабочее законодательство России к 1912 году было лучшим в мире - об этом публично заявил американский президент Тафт в 1912 году [Буркин А. И ., Начало. М.: Купина, 1997]. Но, думаю, ещё меньше людей знают, что к 1914 году уже практически все «бюджетники» (говоря нынешним слэнгом) имели право на государственную «пенсию по старости». К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременную беспорочную службу») имели все «бюджетники», то есть:

  • чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;
  • офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;
  • учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;
  • ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;
  • врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;
  • к 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казеных заводов [Фельдман М.А. Стимулы к труду в промышленности Урала в первые десятилетия XX века. с.45].

У обычных граждан Российской империи пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» либо пенсия по болезни (инвалидности) в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий.

Второе слагаемое - эмеритура - сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и так далее) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно при условии, что человек отчислял в эту кассу взносы на протяжении десяти лет. Размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!

И третье: пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был не мал, и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами. В годы Первой мировой георгиевские кресты разных степеней получили почти полтора миллиона солдат - все они имели бы после войны и многие другие льготы. Имели бы…

Возвращаясь к пенсиям за выслугу лет («по старости»), следует сказать, что единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100% своей зарплаты (тогда говорили «получить полный оклад») следовало проработать 35 лет. Речь об общем стаже, советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена известно не было. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада» .

Каковы были пенсии за выслугу лет у рабочих до1917 года? - Поскольку они были введены только в 1914 году, а во время войны вряд ли о них писали где либо (во всяком случае мне не удалось найти сведений об этом в публикациях того времени), то оставалось искать только в архивных публикациях по истории рабочего движения в России первых послереволюционых лет (до середины 1920-х годов статистики еще не врали). Один такой источник мне удалось найти: согласно опубликованным в 1923 г. данным «Архива истории труда в России» [Архив истории труда в России . Книга 9. Петроград, 1923., с.135, 141] пенсии у рабочих Петрограда в начале 1917 г. очень сильно различались - в пределах от 300 до 3000 р. (и более) в год (т.е. от 25 до 250р. в месяц) - Напомним, что средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах не менее 160-ти и до 400 рублей), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей .. Н акануне Февральской революции пенсии были повышены : минимальные на 75%, максимальные на 25%. Там же («Архив истории труда в России», с. 135) указано, что семьям рабочих, призванных на военную службу, сохранялось содержание (в том числе пенсия кормильца семьи), в зависимости от семейного положения: семьям с детьми - 100% содержания, бездетным - от 75 до 50%.

Возвращаясь к пенсионному законодательству 1912 года, пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет - треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, «полный оклад» полагался после 20 лет работы, 2 ⁄ 3 при выслуге не менее 10 лет, а треть - при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.

Помимо трудового стажа было еще одно принципиальное условие: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и «политических» осужденных, от народовольцев до большевиков.

Что касается уволенного по статье через суд или начальством, он мог устроиться на другую работу и там заслужить пенсию. В этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет беспорочной службы. Этот минимальный стаж служил свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и может быть прощен.

Все это было предусмотрено Сводом Законов Российской Империи к 1914 году, а также Уставом о промышленном труде [Свод законов Российской империи /КонсультантПлюс: Классика российского права (http://civil.consultant.ru/code/ ) .], [став о промышленном труде Российской Империи / Киселев И. Я. Трудовое право России. М.:, 2001. (http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/ustav.htm )]

Революции 1917 года и Гражданская война разорили страну и народ, но НЭП позволил довольно быстро восстановить хозяйство и уровень жизни как рабочих (за исключением жилищных условий), так и крестьян.

С началом сталинской коллективизации в 1929 году и свертывания НЭПа уровень жизни не только крестьян, но и рабочих начал быстро падать. Минимум уровня жизни рабочих по критерию соотношения зарплаты и потребительской корзины до Великой Отечественной войны пришелся на 1940 год - он был в два раза меньше, чем в 1913 году (подробнее об этом см. мою статью в этом блоге: ([ Уровень жизни в 1913 году: сравнение с СССР и современной РФ ]). Только к концу 1950-х годов уровень жизни рабочих достиг дореволюционного. А крестьян и всех прочих - так никогда и не достиг…. Что касается советских пенсий, то при Сталине, и ещё до 1956 года они были мизерными, прожить на них было невозможно. - только хрущёвская пенсионная реформа довела средний уровень советских пенсий до 40% от средней по стране зарплаты.

В начале статьи - одна из многих сотен фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944), сделанных этим замечательным изобретателем цветной фотографии в начале ХХ века. Очень советую посмотреть его работы, они есть в интернете. Это цветные фотографии России начала ХХ века очень высокого качества. Но главное в том, что сквозь эти фото проступают душа и дух того времени. Приведённая фотография - это семья рабочих одного из заводов города Златоуста (фото около 1907 г.). Кстати, 8-часовой рабочий день был введён на горнодобывающих и металлургических заводах Златоуста ещё в 1898 году.