Последние статьи
Домой / Карандаш / Детский труд в россии, которую они потеряли. Детский рабский труд в царской россии

Детский труд в россии, которую они потеряли. Детский рабский труд в царской россии

В последнее время распространена эксплуатация детского труда. Это одна из часто встречающихся проблем современного мира. Детский труд используется не только в семьях и учебных заведениях, но и в крупных компаниях. С данным нарушением законодательства связано огромное количество скандальных ситуаций. В нашей статье вы можете найти подробную информацию о законопроекте.

Общая информация о законопроекте

С каждым годом все чаще встречается эксплуатация детского труда. Статья 32-36 устанавливает ответственность государства в защите прав несовершеннолетних от незаконного принуждения к труду. Документ, который содержит в себе три части, был принят 2 сентября 1990 года. Конвенция окончательно сформировалась несколько лет назад.

Статья 32 освобождает детей от любой работы, которая может пагубно влиять на здоровье или стать препятствием для получения образования. Согласно ей установлен минимальный возраст для трудоустройства на работу.

Летом 1999 года была принята новая Конвенция о правах ребенка. В ней появились статьи о наихудших формах эксплуатации детского труда. В ней особое внимание уделяется ликвидации рабства, принуждению к участию ребенка в вооруженных конфликтах, проституции и торговле наркотиками. Страны, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, должны защищать несовершеннолетних от эксплуатации.

Во всем мире наблюдается незаконная эксплуатация детского труда. предусматривает наказание за похищение человека и принуждение его к работе. Однако отдельного законопроекта, в котором бы говорилось об эксплуатации детского труда, в Уголовном кодексе нет. Однако в ближайшее время правительство планирует внести в него поправки.

Было создано множество законопроектов с целью урегулирования проблем, с которыми связана эксплуатация детского труда. содержит в себе информацию о том, что несовершеннолетний может добровольно устроиться на работу, если это не будет препятствием для получения образования. В данном случае потребуется также письменное разрешение от родителей. Работать несовершеннолетний должен в хороших условиях. Он также имеет право на сокращенное рабочее время, льготы и отпуск. Однако до достижения 15 лет устроиться на работу невозможно. Это запрещено Трудовым кодексом РФ.

Детский труд в школе

Эксплуатация детского труда в школе часто остается незамеченной. Почти все общеобразовательные учреждения активно используют его в виде дежурства по классу, летней практики и т. д. Считается ли детский труд в школе незаконным?

Во времена СССР детский труд в школах приветствовался. Он являлся одним из методов патриотического воспитания. В наше время взгляды на детский труд изменились. Создано многочисленное количество законопроектов, которые помогают защитить детство каждого ребенка.

Важнейшим условием для привлечения ребенка к труду в школе является разрешение его родителей. Оно должно быть оформлено письменно. Если оно отсутствует, то ребенка не имеют права принуждать к любому труду в школе. Если эксплуатация детского труда в учебном учреждении происходит регулярно без разрешения, родители могут написать жалобу в прокуратуру или районный отдел образования.

В том случае, если разрешение от родителей на труд присутствует, учителя должны следить, чтобы он осуществлялся с соблюдением всех общепринятых норм. Школьникам запрещено поднимать тяжелые предметы, мыть окна и совершать уборку около проезжей части.

Реализация законопроектов

Закон эксплуатации детского труда существует достаточно долго. Известны случаи, когда руководство школы привлекалось к ответственности за то, что освобождало учеников от уроков на целый день в связи с дежурством. Например, прокуратура Архангельской области рассмотрела и отреагировала на заявление от мамы школьника одного из учебных учреждений Новодвинска. Ее сына заставляли дежурить во время уроков. Прокуратура увидела в действиях директора школы нарушение Закона "Об образовании". Своими действиями руководитель учреждения лишает ученика получения полного объема знаний. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Статистика

Статистика по эксплуатации детского труда приводит в шок почти каждого. Согласно исследованиям в мире насчитывается около 168 миллионов работающих несовершеннолетних граждан. Это примерно 11% от всего детского населения. Однако известно, что их число сокращается. За 2000-2012 годы количество работающих детей снизилось на 78 миллионов.

В 2008 году многие специалисты предполагали, что из-за экономического кризиса эксплуатация детского труда начнет набирать обороты с новой силой. Однако согласно исследованиям Международной организации труда, количество работающих детей в тот период не увеличилось. Специалисты объясняют это тем, что в страны, в которых проблема эксплуатации стоит наиболее остро, кризис почти не затронул.

Наибольшее количество работающих детей наблюдается в Азии и тихоокеанском регионе. Там, согласно статистике, работает 77,7 миллиона несовершеннолетних. Эксплуатация детского труда присутствует и в Африке. Там незаконно работает каждый пятый ребенок.

Эксплуатация детей в России

Проблема детского труда нередко встречается и на территории Российской Федерации. На улицах почти всех городов России можно увидеть работающего ребенка. Чаще всего они раздают рекламу или расклеивают объявления. Подростки утверждают, что они желают стать финансово независимыми от родителей. Именно поэтому они начинают работать с 12-13 лет, подвергаясь незаконной эксплуатации.

Ежегодно на территории Российской Федерации создаются законопроекты, которые защищают интересы несовершеннолетних. Согласно им, любой подросток, возраст которого достиг 16 лет, должен работать в достойных условиях. В ином случае работодатель будет наказан по закону.

В России и соседних странах родители нередко поощряют труд своих детей. Они считают, что таким образом ребенок становится более самостоятельным и начинает понимать, как тяжело заработать деньги. Представители Международной организации труда считают, что российскую ментальность необходимо менять. Координатор программ Римма Калинченко утверждает, что о данной проблеме нужно говорить. Она считает, что только в таком случае удастся изменить мнение граждан о детском труде.

Крупные компании и детский труд

В этом году одна из мировых правозащитных организаций выступила с докладом. В нем обвинялись три ведущих компании, которые специализируется на разработке электронной техники, а именно Samsung, Apple, Sony. Их подозревали в закупке минералов, которые добываются с помощью эксплуатации детского труда. Согласно информации в докладе, на шахтах в Демократической Республике Конго работают дети от семи лет. Они добывают минералы, которые необходимы для создания литиево-ионных аккумуляторов.

Руководители компаний, скупающие минералы, утверждают, что не приемлют использование детского труда. Однако свидетельства очевидцев говорят об обратном. Специалисты с утверждают, что такой труд опасен для здоровья. Известно, что на данных шахтах присутствует высокий уровень смертности. Согласно показаниям очевидцев, только за прошедший год там погибло более 80 несовершеннолетних.

По данным Детского фонда ООН, в шахтах ДРК добычей минералов занимаются не менее 40 тысяч детей. Компании мирового значения отрицают данный факт. Они утверждают, что не приобретают товар добытый таким образом.

Права несовершеннолетнего работника

Не каждый несовершеннолетний, который желает устроиться на работу, знает о своих правах. Именно поэтому подростки нередко становятся легкой наживой для недобросовестных работодателей. Важно, чтобы школьник ознакомился с ними заранее.

В российском законодательстве предусмотрен возраст, с которого школьник может устроиться на работу. В 15 лет, имея разрешение родителей, подросток может трудоустроиться. Однако его работа не должна стать препятствием при получении учебного материала в полном объеме. Работающий школьник должен посещать все уроки и выполнять домашние задания. При трудоустройстве имеют приоритет сироты, подростки из семей безработных граждан, а также неблагополучных или многодетных семей.

Стоит отметить то, что работодатель не может уволить несовершеннолетнего работника без разрешения инспекции труда. Согласно законопроекту, подростки, возраст которых не достиг 16 лет, не должны работать более 24 часов в неделю. Несовершеннолетние 16-18 лет не могут трудиться более 36 часов в неделю.

Сексуальная эксплуатация и рабство

Согласно оценкам специалистов, ежегодно в мире в нелегальный сексуальный бизнес попадает около миллиона детей. Некоторых принуждают к этому, а некоторых заманивают туда обманным путем. С каждым годом все больше растет спрос на детей, поскольку присутствует ошибочное мнение, что такие интимные отношения менее вероятно приведут к инфицированию ВИЧ. Такая эксплуатация наносит необратимый вред здоровью ребенка. Детей нередко продают в сексуальное рабство под видом прислуги.

Статья 34 Конвенции призывает государства защитить детей от сексуальной эксплуатации и рабства. 35 статья указывает на то, что правительства должны принимать соответствующие меры для предотвращения похищения несовершеннолетних.

Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда

Во всем мире ведется борьба против эксплуатации детского труда. Благодаря этому количество работающих несовершеннолетних существенно снизилось. 12 июня - Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Он был принят в 2002 году Международной организацией труда с целью привлечения внимания общества к проблеме, которая присутствует во всех странах.

Подводим итоги

Эксплуатация детского труда - это проблема, которая встречается во всех странах. Наиболее распространена она в Африке и Азии. Присутствует проблема и на территории Российской Федерации. В ближайшее время правительство планирует внести в Уголовный кодекс РФ правки, согласно которым нарушители, эксплуатирующие ребенка, будут нести ответственность. На сегодняшний день уже существует несколько законопроектов, которые отвечают за сохранение детства.

В России закон 1 июня 1882 г . устанавливал запрет на работу детей до 12 лет , для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.
Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.

Челябинск. Чаеразвесочная фабрика Высоцкого.


Ложкарное производство

Столярное производство
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Производство деревянных трубок
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Окрашивание деревянной посуды
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Рабочие и работницы Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера

Сначала была введена оговорка о том, что его действие будет ограничено лишь фабриками,.
Затем отсрочили его ввод на год (до 1 мая 1884 г)., причем еще два года по разрешению министра финансов допускались «в случае надобности» работа детей 10-12 лет и ночная работа (не более 4 часов) детей 12-15 лет.


Развеска чая в московской развесной товарищества "Караван"

Развеска чая в московской развесной товарищества "Губкин и Кузнецов"


В 1885 г. был принят закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г.

Однако, его распространили только на вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах .
В 1897 г. закон был распространён также на все текстильное производство .

Хозяйская квартира для учеников екольной мастерской В.Платова
в Шарапове Звенигородского уезда
.
Из книги: Курская А.С. Производство часов в Москве и Московской губернии. М., 1914 г.

Законы 1882 и 1885 гг. имели значение временных правил с последующей доработкой.

Но в 1890 г. Законопроект, внесённый в 1890 г. уже ослаблял значение первоначальных законов.
Малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось даже ставить малолетних на 6 часов ночной работы.
Законодательно определенное ночное время в определенных случаях было сокращено до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра. Этот закон («Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения») был принят Государственным советом и высочайше утверждён 24 апреля 1890 г.

В действительности же детей продолжали эксплуатировать, и, если в крупных городах производилось инспектирование, то в глубинке детский труд и детское бесправие существовало вплоть до 1917 года, пока не был принят первый кодекс о труде, гарантировавший 8-часовой рабочий день и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.


Село Верховье, Солигаличского уезда. 1910-1914. из альбома Татьяны Дроздовой


В России даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями, и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками».
Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Родители снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы-промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка.
За каждого ребенка, сданного в учение на 4—5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3—4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться.

Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников — с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам». Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских .
***http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1408&n=78


Фабрикант и рабочие.г. Юрьевец Костромской губ. (ныне Ивановская обл.),
1894-1917 из альбома Павла Маслакова


В 1894 году была запущена фабрика братьев Кухтериных - известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику - даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя... детский труд здесь был официально запрещен
На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.
Норма для детей 400 коробков.
***http://ann-vas1.narod.ru/Artikle/s-istori.html

Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок - за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
***http://unilib.chel.su:6005/el_izdan/kalend2009/sim.htm

Но что представляли из себя шахты Питкяранты в шестидесятые-семидесятые годы XIX века? Вот как пишет об этом первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде "Ладожское озеро":
"Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! ... Ночник маслянный и висит на палке, воткнутой в щель стены; подле него висит маленькая берестяная котомка с каким-то съедобным запасом. Под ногами валяются доски, поленья, куски руды - обстановка незавидная!..подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют..."
***http://pitkaranta.onego.ru/index.php?mod=plant

Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы...К 1906 году на заводе работало уже 250 человек...
Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: «Главная фигура на заводе - это стеклодув. Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.
В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная
».
Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик - 24 коп., относчик - 18 коп.
На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 - 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд.
***http://www.smga.ru/minvody_dorevolucionnoe_vremya.htm

Внутренний вид гуты (стеклодувного цеха) Никольского хрустального завода Бахметьевых
Пензенская губ.ХIХ в. (?)

Перепись Иркутска 1864 г. зафиксировала применение и детского труда — 23% детей до 14 лет имели какое-либо занятие: 0,1% были заняты в государственной службе (были писцами); 1,5% в торговле (торговали, либо состояли купеческими приказчиками, конторщиками); 3,3% занимались различными ремеслами (больше всего было портных, сапожников, столяров, плотников, папиросников, скорняков, маляров, но были и мясники, каменщики, печники, прядильщики и др.); домашней прислугой, поденщиками и чернорабочими числилось 8,3% подростков до 14 лет; и больше всего — 9,8% были заняты домашним хозяйством, огородничеством и т.п. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.
*** http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/128-135.html

Глуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу.
Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя. Движущиеся части машин — шестерни, ременные передачи, трансмиссии — не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети. Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.
Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому
принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, — а перепадало на каждого не более десятка, — столько и получит копеек.

***

И признан незаконным. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления и признания концепций безопасности труда и прав детей области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино , театр , эстрада). Дети часто бывают вовлечены в различные виды преступной деятельности, в том числе проституцию и порнографию . В некоторых странах Африки детей вооружают и заставляют участвовать в боевых действиях .

Причины

Детский труд может быть рассмотрен как следствие нищеты и низкого уровня развития общества. Одна из основных причин, вынуждающих детей работать состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание. Немаловажную роль играет воля взрослых, которые могут использовать незащищённость детей в своих целях. Также играют роль социальные и культурные традиции, например:

  • мнение о том, что труд способствует формированию характера и развитию навыков детей.
  • традиция преемственности профессии.
  • убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, в связи с их традиционной ролью домохозяек.

Вышеуказанные традиции могут быть настолько сильны, что дети, а также и родители могут не осознавать, что детский труд незаконен и противоречит интересам самих детей.

История

Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, рабов, а потом и ремесленников помогали родителям. Скорее всего, трудоспособные дети помогали ещё в первобытных обществах . В средневековой Европе дети, обучаясь у вольных ремесленников, а затем у цеховых , помогали им.

Детский труд на фабриках (заводах), шахтах был обычным явлением во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в XIX веке. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причём им платили за это в несколько раз меньше. Там существовало множество запретительных правил внутреннего распорядка, например, запрещалось смотреть в окно на рабочем месте (для чего на окнах висели решётки или заглушки), играть в перерывах на еду.

В Британии ещё существовали работные дома , где нищие (взрослые и дети) трудились принудительно в близких к тюремным условиях. О тяжелейших условиях детского труда писал английский историк Генри Джиббингс (англ. ) в книге «Промышленная история Англии» . Одним из первых внимание к проблеме детского труда в Британии привлёк знаменитый реформатор Роберт Оуэн - в 1816 г. он выступал об этом в Парламенте . С конца XVIII века и на протяжении XIX будущих ремесленных учеников («английских рабов», как называл их писатель) обычно набирали в работных домах, и, когда они попадали в «учение» на городские фабрики, то не получали никакого жалования, одежды. Часы труда были ограничены лишь полным истощением сил после применения различных принудительных способов к продолжению работы (например, после побоев надсмотрщиков). Дети часто работали до 16 часов подряд, иногда ночью, а в воскресенье чистили машины. Кормили их самой дешёвой и плохой пищей, которая часто шла также на корм свиньям. Спали они поочерёдно на грязных постелях. Некоторые пытались бежать с фабрики, и чтобы предупредить бегства, заподозренных в этом намерении детей заковывали в кандалы: они работали и спали в цепях. Такому же обращению подвергались и молодые женщины. Многие, не выдержав непосильного труда, умирали, и их хоронили по ночам в каком-нибудь глухом месте, чтобы народ не мог узнать масштабов такого «рабства». Некоторые совершали самоубийство для избавления от мучений.

уже много чего писала про ужасы викторианской жизни: про трубочистов и швей .
Продолжим всеми любимую тему "как тогда было плохо".

Детский и женский труд на фабриках.

Из книги Э. Фукса "История нравов".

О колоссальных размерах применения детского труда, в особенности на ткацких мастерских, свидетельствует тот факт, что в 1788 г. Наряду с 26 тыс. мужчин и 31. тыс женщин работало не менее 35 тыс. детей, значительная часть которых была моложе 10 лет. И в других отраслях промышленности детским трудом пользовались не меньше, особенно в вышивании и производстве галантерейных товаров. Дети должны были даже исполнять тяжелую работу взрослых мужчин. В 1865 году в металлургической промышленности Бирмингема и окрестностей работали 30тыс. детей, молодых людей и 10 тыс. женщин, исполняя большей частью очень тяжелую работу.
Дети страдали не только от чрезмерно длинного рабочего дня (часто от 5 утра до 10 вечера), но и от самых ужасных условий жизни. В докладе 1864 года говорится: «В Ноттингеме часто от 14 до 20 детей втиснуто в маленькую комнату не более 20 кв. футов, причем из 24 часов в сутки 15 уходило на работу, изнурительную вследствие однообразия и отвращения к ней, на работу, протекающую среди самых антигигиенических условий. Даже самые маленькие дети работают с напряженным вниманием и с удивительной быстротой, и почти никогда не замедляют движений своих пальцев, почти никогда не дают им отдыха. Когда к ним обращаются с вопросом, они не отрывают глаз от работы из боязни потерять хоть одну минуту. Чем более удлиняется рабочее время, тем чаще пускают надсмотрщицы в дело длинную трость».

В производстве спичек работали вообще почти только дети, и притом в самом нежном возрасте.
Подобное массовое использование детского труда, да еще при подобных условиях жизни, походило на настоящее «избиение младенцев», даже во второй половине 19 века применение детского труда было систематическим убийством детей – не многие доживали до взрослого возраста, умирая прямо на своих фабриках.

Наряду с рабочей силой детей особым спросом пользовался женский труд. Она считалась более покладистым работником, нежели мужчина. Женщина всегда находилась в особо подчиненном положении. Сотни женщин отправлялись ежедневно на фабрику (порой тратя на ходьбу несколько часов), только для того, чтобы доставить хлеб детям, у которых не было отца, или заработок которого был недостаточен, чтобы прокормить семью.

Особенно известно о тяжелой судьбе женщин, занятых в модных мастерских.
В большинстве магазинов рабочее время не было установлено, так что часто девушка не имела для сна и отдыха более 6 часов (а иногда и 2-3). Единственным пределом, положенным для их работы, является физическая невозможность держать в руке иголку. Были случаи, когда работницы в продолжении 9 дней ни разу не раздевались, растягиваясь для отдыха на несколько минут на матрасе, куда им приносили еду, нарезанную мелкими кусочками, чтобы они могли ее как можно скорее проглотить.
Работающим девушкам было в среднем 14-20 лет (смертность, смертность…).

В других отраслях производства, в которых заняты женщины, положение их было не лучше. Везде они были подавлены самыми ужасными, убийственными для здоровья условиями труда: бесконечным рабочим днем, низкой зарплатой, унизительным обращением, антисанитарией. Чахотка, тифозная лихорадка, в особенности женские болезни убивали миллионы работниц.

Дети таких женщин, если не работали сами, то вынуждены были оставаться дома. Грудные дети вынуждены голодать, когда матери на фабрике истекали молоком. «М. Г., двадцати лет, имеет двоих детей, младший еще грудной младенец, за которым ухаживает старший. Утром в пять часов она отправляется на фабрику, откуда возвращается в восемь часов. Днем молоко вытекает из ее грудей так, что платье ее насквозь мокро».

Датский романист Андерсен-Нексе описывает виденное им в Андалузии: рядом со многими женщинами стоит колыбель, где спит или играет ребенок. Бедная испанская работница не состоянии отдать свое дитя кому-нибудь на попечение и потому берет

В русских и карельских волостях в конце XIX века была популярна игра «Котя, котя, продай дитя»: «Игроки представляют, что имеют у себя каждый по ребенку, а часто даже приглашают маленьких детей и садят их перед собою. Садятся обыкновенно кружком…» Водящий обращается к одной из пар со словами: «Котя, котя, продай дитя!» В случае отказа ему отвечают: «Сходи за реку, купи табаку!» Если игрок соглашается и говорит: «Продам», он тут же должен бежать по кругу в одну сторону, а спрашивающий - в другую. Кто раньше прибежит к «проданному» - тот садится, а опоздавший снова начинает «покупать»1. Это была не просто детская забава в конце XIX - начале XX века на самом деле покупали и продавали.
Даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Старожил карельской деревни Пелдожа А. И. Баранцева (1895 года рождения) вспоминала коллизию, развернувшуюся в семье Мярян: «Куча детей у них родилась: Мийккул, затем Настуой, затем Анни и Мари были. Всех их родители отправили в Питер, там и жили. Видишь ли, раньше бедные родители часто продавали своих детей в прислуги к богачам в Питер. Так отправили в Питер и детей Мярян…»2 Традиционно ребенок считался «готовым» к отправке в город в 10 лет. Но при возможности родители предпочитали отсрочить уход мальчика из семьи до 12-13, а девочки - 13-14 лет.
На первой неделе Великого поста сотни подвод, в каждой из которых размещалось от трех до десяти детей, тянулись по крепкому насту из Олонецкой губернии в столицу. Петербургский писатель и журналист М. А. Круковский написал на основе своих впечатлений цикл очерков «Маленькие люди». Один из них - «Приключение Сеньки» - рисует историю крестьянского мальчика, отданного отцом за пять рублей в Петербург. «У крестьян Олонецкого края, - писал Круковский, - во многих прионежских деревушках существует неразумный, бессердечный обычай без особой нужды (курсив мой. - О. И.) посылать детей в Петербург и отдавать их мелким торговцам в услужение, «в обучение» как говорит народ»3. Публицист был не совсем прав. Именно нужда заставляла крестьянина принять непростое решение. Семья на некоторое время избавлялась от лишнего рта, надеясь в будущем получать от «бурлака» (так крестьяне называли проживающих и зарабатывающих «на стороне») денежную помощь.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками». «Помню хорошо, в Киндасове жил некто Патроев… Он все время набирал детей и увозил в Питер. Вася Лаурин, мой брат Степан Секон, Гриша Родин, Мария Ивановна… Мари Мярян - все они были в Питере [подручными]. Патроев отвозил их в кибитке, вот как раньше детей продавали. А потом купцы там были, мастера, они заставляли детей работать в пошивочных [и других мастерских] шили да все», - вспоминала Баранцева4. Во второй половине ХIХ века поставкой детей из Олонецкого уезда в Петербург успешно занимался крестьянин Федор Тавлинец, проживавший в деревне Погост Рыпушкальской волости. За 20 лет он отправил в столицу около 300 крестьянских детей. Там он устраивал их в ремесленные заведения, заключал контракт с ремесленниками на обучение и получал вознаграждение за поставку учеников. О его деятельности властям стало известно, когда «извозчик», нарушая договоренности, попытался уклониться от передачи части вырученных денег родителям5.
Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек - в модные мастерские. Они снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы–промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка. «Понятно, что при таких условиях, - писал житель села Кузаранда Н. Матросов, - последний рыскает по столице и разыскивает место, где ему дадут побольше денег, не спрашивая, способен ли ребенок к данному ремеслу, хорошо ли ему будет жить и что выйдет впоследствии»6.
За каждого ребенка, сданного в учение на 4-5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3-4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться. В судебной практике того времени подобное явление фиксируется именно как торговля детьми. Например, хозяйка одной из ремесленных мастерских на суде объясняла, что в Петербурге принято покупать детей в учение, в результате чего покупатель приобретает право пользоваться рабочей силой ребенка7.
Масштабы торговли детьми в конце XIX века, по мнению современников, приобретали громадные размеры. Круковский рисовал удручающую картину, наблюдавшуюся при появлении скупщика ранней весной: «Стоны, крики, плач, иной раз - ругань слышны тогда на улицах безмолвных деревень, матери с бою отдают своих сыновей, дети не хотят ехать на неизвестную чужбину»8. Закон признавал необходимость обязательного согласия ребенка, отдаваемого в обучение ремеслу, или «в услужение»: «Не могут быть отданы дети родителями без собственного их согласия…»9. На деле же интересы детей в расчет, как правило, не принимались. Чтобы закрепить свою власть над ребенком, покупатели брали от родителей долговую расписку.
Но не только бедность заставляла олонецких крестьян расставаться со своими детьми. Воздействовали и уверения, что в городе ребенок будет определен «на хорошее место». Народная молва хранила память о богатых выходцах из Карелии, сумевших разбогатеть в Петербурге. Рассказы об их капиталах будоражили мысли и чувства карельского крестьянина. Неслучайна пословица - «Miero hinnan azuw, l’innu neidižen kohendaw» - «Мир цену установит, город девушку сделает лучше» По наблюдениям чиновников, священников, учителей каждый отец, имевший нескольких детей, мечтал отправить одного из них в столицу.
Однако не все дети могли быстро привыкнуть к новым условиям жизни в городе. Карельский сказитель П. Н. Уткин рассказывал: «Увезли меня в Питер и определили на пять лет мальчиком к сапожнику. Ну, мне стало жить очень плохо. В четыре часа утра разбудят и до одиннадцати вечера на побегушках». Герой повествования решился бежать10. Многие по разным причинам уходили от хозяев, вынуждены были скитаться. В рапорте уездного исправника Олонецкому губернатору в конце ХIХ века было зафиксировано, что отданные в учение, а по сути дела проданные в Петербург, дети «подчас почти полунагие в зимнее время, прибывают разными путями на родину»11.
Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников - с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам»12. Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских13.
Материалы олонецкой печати дают представление о том, как складывались судьбы проданных в Петербурге детей. Кому-то, как говорила пословица, Питер становился матерью, а кому-то - мачехой. Многие из оказавшихся в столице детей вскоре оказывались «на дне» петербургской жизни. О них инспектор народных училищ С. Лосев писал: «В то же время, когда Великим постом в Петербург направляются из Олонецкой губернии подводы с живым товаром, из Петербурга бредут по деревням и селам пешком, побираясь Христовым именем, оборванные, с испитыми лицами и горящими глазами, нередко пьяные, смиренные при просьбе милостыни и нахальные в случае отказа в ней, молодые парни и зрелые мужчины, изведавшие петербургское «ученье» в мастерских, петербургскую жизнь…»14. Среди них было немало тех, кто в наказание за нищенство или другие проступки был лишен вида на жительство в столице. С детства оторванные от крестьянского труда, эти люди разлагающе воздействовали на односельчан. Пьянство, прежде не свойственное карелам, получало распространение в их среде в конце XIX - начале ХХ века, особенно среди молодежи и 15-16-летних подростков. Тот, кто стыдился своего возвращения неудачником в родную деревню, пополнял ряды «золоторотцев».
Впрочем, немало было молодых людей, которые «удержались на плаву», адаптировались к городской жизни. По мнению современников, из всех «ценностей» городской цивилизации они освоили лишь лакейские манеры и так называемую «пиджачную» культуру, состоявшую в манере одеваться по определенному шаблону. Подростки стремились вернуться в деревню в «городском» костюме, вызывавшем почет и уважение сверстников. Появление новой вещи не оставалось незамеченным близкими и знакомыми. Принято было, поздравляя с обновкой, говорить: «Аnna jumal uwdištu, tulien vuon villaštu» - «дай бог обновку, а в будущем году шерстяную». Как правило, первым делом подросток покупал галоши, которые по возвращении в деревню независимо от погоды одевал по праздникам и на беседы. Затем, если позволяли средства, приобретались лакированные сапоги, часы, пиджак, яркий шарф… Просвещенные современники смотрели на это с иронией. Один из них писал: «Сколько спеси и глупого чванства, к сожалению, приносят лакированные сапоги с собой. Человек перестает узнавать своих ближних из-за блеска сапог. Единственно утешает в сих случаях то обстоятельство, что сняв с себя галоши и сапоги, он становится прежним Васькой или Мишкой»15.
В отличие от отходников на лесозаготовки и другие ближние промыслы, зарабатывавших на новую рубашку к Пасхе, сапоги или пиджак, «питеряки», «питербуры», то есть парни, работавшие долгое время в столице, обладали «щегольским» костюмом и составляли особо уважаемую и авторитетную группу деревенского молодежного сообщества. Вот детали одного из вариантов «изящного» костюма 13-14-летнего парня, возвратившегося в Олонецкую Карелию из Петербурга в 1908 году: пестрые брюки, котелoк, красные перчатки16. Также мог присутствовать зонтик и надушенный розовый носовой платок. Статусная роль одежды в карельской культуре выражена достаточно ярко. Видимо, поэтому в карельском языке слово «herrastua», наряду со значениями «щеголять», «франтить», имеет и другой смысл - «мнить себя начальником».
Наиболее удачливые и предприимчивые «выученики Петербурга», сумевшие разбогатеть и даже стать хозяевами собственных заведений, были, конечно, не многочисленны. Их визитной карточкой на родине становился большой красивый дом, в котором жили родственники и куда время от времени наезжал хозяин. Слава и капиталы этих людей являлись веским аргументом для крестьянина, отправлявшего своего ребенка в столицу.
Влияние города на жизнь подростка в конце XIX - начале ХХ века было неоднозначным. Современники не могли не отметить позитивное воздействие -интеллектуальное развитие юношей и девушек, расширение их кругозора. В большей мере это относилось к тем, кто проработал на фабриках или заводах Петербурга. Вернувшись в деревню, эта немногочисленная часть молодежи уже не расставалась с книгой.
И все же принудительная отправка детей в город вызывала озабоченность прогрессивной части общества. Крестьянин-карел В. Андреев из деревни Сямозеро писал: «Увезенные в город и помещенные в мастерские - они [дети. - О. И.], принужденные жить в помещениях хуже собачьих конур, питаемые отбросами и разной бурдой, постоянно избиваемые хозяевами и мастерами - большинство хиреет, и гостьей всех этих мастерских - скоротечной чахоткой уносится в могилу. Меньшинство же, перенесшее каким-то чудом все эти мытарства, достигало звания мастера, но, живя в пьяной и развратной компании несколько лет, само заражалось этими пороками и преждевременно сходило в могилу или пополняло ряды преступников. Дельных и работящих мастеров считалось и считается весьма мало». Ему вторил крестьянин П. Коренной: «Выходят в люди десятки, сотни гибнут. Их душит городская жизнь, отравляет организм, портит нравственно, возвращая деревне людей болезненных, с испорченной нравственностью»17.
Примечания
1. Олонецкие губернские ведомости. 1897. 10 сентября.
2. Баранцев А. П. Образцы людиковской речи. Образцы корпуса людиковского идиолекта. Петрозаводск. 1978. С. 112.
3. Круковский М. А. Маленькие люди. М. 1907. С. 57.
4. Баранцев А. П. Указ. соч. С. 130.
5. Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 49/98. Л. 4-5.
6. Матросов Н. Село Кузаранда Петрозаводского уезда//Вестник Олонецкого губернского земства (далее - ВОГЗ). 1908. № 20. С. 15.
7. Труды I Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщин и его причинами, происходившего в СПб. С 21 по 25 апреля 1910 г. СПб. 1911. С. 104.
8. Круковский М. А. Олонецкий край. Путевые очерки. СПб. 1904. С. 247.
9. Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. Ст. 2202-2203.
10. Конкка У. О собирании и некоторых особенностях карельских сказок//Карельские народные сказки. М.; Л. 1963. С. 50.
11. НА РК. Ф. 1. Оп.1. Д. 49/98. Л. 4-5.
12. Законы о детях. Сост. Я. А. Канторович. СПб. 1899. С. 177.
13. Окунев Н. А. Особый суд по делам о малолетних: Отчет Санкт-Петербургского столичного мирового судьи за 1910 г. СПб. 1911. С. 37.
14. Холодная В. Г. Символика и атрибутика праздничного костюма парня в русской деревне с 40-х годов XIX по 20-е годы ХХ в.//Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М. 2001. С. 136.
15. И. М. Стекольный промысел в Ладвинской волости Петрозаводского уезда//ВОГЗ. 1909. № 13. С. 20.
16. Лосев С. Наброски и заметки//ВОГЗ. 1909. № 2. С. 9.
17. Андреев В. К открытию в Сямозерской волости двухклассного училища//ВОГЗ. 1908. № 24. С. 20; Коренной П. О нашем сельском хозяйстве//ВОГЗ. 1910. № 15. С. 33.