Последние статьи
Домой / Для зеленых глаз / Развивающие игры с лего. Использование лего-технологии в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи

Развивающие игры с лего. Использование лего-технологии в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи

Как еще можно играть с Лего? Полезные развивающие игры с Лего для формирования математических представлений, развития логики и мышления.

Математический Лего-поезд

Конструктор из блоков лего Duplo или аналоговый конструктор можно задействовать в игре, развивающей математические представления у дошколят. На каждой платформе-вагончике напишите числа от 1 до 10 и последовательно их соедините. Цифры будут подсказывать малышу, какой состав сколько должен везти кирпичиков лего. Помимо того, что ребенок будет учиться считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику, он также визуально сможет определять, где больше кирпичиков, а где меньше.

Одновременно в этой игре можно закрепить и лексико-грамматический строй: изучать числительные прилагательные (первый вагончик, второй, третий), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим четвертому вагончику кирпичик). Еще можно развивать внимательность и память: перепутались вагончики — поставь по порядку, потерялись вагончики — найди, какие, на этом вагончике верное количество кирпичиков или нет, и т.п.»ЛЕГО-ЗМЕЙКА».

Отличное упражнение на развитие зрительно-моторной координации: на длинном рулоне бумаги расставьте предметы типа кубиков или кирпичиков лего и попросите ребенка нарисовать змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности (предметы приклеить).

Лего-шахматы

С мегатоннами деталей лего можно организовать шахматы. Занятие на весь день — ведь надо сначала собрать шахматное поле, а потом разобраться с фигурами. Должно быть что-то объединяющее у каждой команды. Если столько человечков нет, можно соорудить их из других мелких блоков. Правила могут быть классическими, а можно и свои придумать. В большинстве случаев, так обычно и происходит.


Крестики-нолики из Лего

Все знают, как играть в крестики-нолики. В них можно играть везде и с чем угодно. Вариант с лего наверняка понравится детям. Нужно на лего-коврике сделать разметку игрового поля с помощью тонких лего-плашек, подобрать фишки двух цветов и начать игру!

Что больше?

Эта забавная математическая игра поможет малышам наглядно представить, насколько число 5 больше числа 2. Начертите на листе бумаги квадраты под размер кубиков, которые у вас есть (пеноблоков или кирпичиков лего), напишите в квадратиках числа и вместе с малышом постройте башенки из соответствующего количества кубиков. Можете скрепить кубики на двусторонний скотч во временных целях, чтобы они не упали в самый неподходящий момент.

Математика с Лего

Из крупных деталей лего можно собрать практически все цифры. Предложите ребенку это сделать или помогите ему, если у него это еще не получается. А заодно решите и первые примеры.


Лабиринт из Лего

Один из самых простых способов построить лабиринт в домашних условиях – выложить его из деталей конструктора лего (крупных). Чтобы стенки были прочнее, нужно выкладывать их в два уровня. Вторым рядом скрепляйте первый. Можно положить на просторах лабиринта маленькие сюрпризы для странников, а на финише приз побольше. Зачем нужен такой лабиринт? Да просто для развлечения, развития координации, ведь можно по лабиринту не только ходить, но и мячик по нему катить.


Учим сравнение с Лего

Сравнение чисел и понятие «больше», «меньше» и «равно» очень просто объяснить ребенку на наглядном примере. Приготовьте 1 большую платформу от конструктора Лего и много маленьких одинаковых деталей двух цветов. Также напишите на бумаге числа от 1 до 20 и знаки сравнения и вырежьте их. Игра начинается с того, что из кучи чисел ребенок выбирает два числа для сравнения. Далее он делает предположение, какое из чисел больше/меньше, кладя соответствующий знак между ними. Затем он проверяет свое предположение, построив две башни из блоков Лего согласно заданному их количеству. Правильный ответ найти очень легко, сравнив высоту построек.

Развивающие карточки с Лего

Лего легко превращается в развивающее пособие. Вам нужно заранее распечатать (а лучше и заламинировать) карточки с цветными схемами блоков лего, которые ребенку затем будет предложено воспроизвести на самом конструкторе. Это могут быть просто схемы на сортировку цветов, на повторение последовательностей. Деткам, которые уже учатся считать, подойдут математические карточки, примеры вы видите на фото.


В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Нами была поставлена LEGO

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников в условиях интеграции образовательных областей средствами ЛЕГО технологии

Ребёнок учится мыслить, учась говорить,

но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.

В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроется в универсальности данного возраста, который является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому полноценное овладение родным языком, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка в целом. «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний», утверждал К.Д.Ушинский. При этом связной речи отводится одно из ведущих мест. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Но на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Детям очень сложно грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Очень бедна диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция.

В данной ситуации нам, педагогам, на помощь должна прийти правильная организация обучения детей. Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей.

Стараясь шагать в ногу со временем, понимая выдвигаемые требования, и мы в детском саду тоже пытаемся подбирать, внедрять, совершенствовать педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность деятельного общения с окружающими, умение налаживать контакты со взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации, то есть создать условия, обеспечивающие полноценное речевое развитие.

По словам В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и эффективно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор, выпускающийся образовательной датской корпорацией «GROUP LEGO DACTA». Методика обучения ЛЕГО-игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

LEGO игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя, обучаясь в игре. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. И спользование в работе с детьми LEGO конструкторов позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов развития мелкой моторики, психических процессов, фантазии, творчества.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволит сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей дошкольного возраста, которая повысит их потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.

Таким образом, нами была поставлена цель - повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников.

Для реализации выше обозначенной цели были определены следующие задачи:

  1. изучить теоретическую основу речевого развития дошкольников и методику применения LEGO технологии.
  1. разработать систему занимательной деятельности с использованием LEGO технологии, способствующую речевому развитию дошкольников в условиях интеграции образовательных областей.
  1. определить эффективность использования разработанной системы занимательной деятельности с применением LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников.

Сегодня мы представляем вашему вниманию опыт речевого развития дошкольников в условиях интеграции образовательных областей путём использования современной многофункциональной педагогической LEGO технологии. Изначально внедрение LEGO технологии планировалось через дополнительные образовательные услуги. Нами была составлена своя обучающая система кружковых занятий по курсу «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO DUPLO и LEGO DACTA», на основе разработок преподавателя дополнительного образования Прогимназии Юго-Западного управления образования города Москвы, Людмилы Георгиевны Комаровой. Наша система была рассчитана на возрастную категорию детей от 2 до 7 лет и включена в регламент дополнительной образовательной деятельности.

Увидев результаты кружковой работы, мы решили более широко и активно внедрять LEGO технологию в воспитательно-образовательный процесс, с целью повышения эффективности речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Для того, чтобы проверить целесообразность наших решений, мы сопоставили задачи, решаемые LEGO технологией с задачами образовательной области «Коммуникация». Общий процент соответствия составил более 80% (Приложение 1). Далее, определив % соответствия задач, решаемых LEGO технологией с образовательными областями, что составило 63%, мы убедились в правильности наших решений и возможности интеграции LEGO технологии с образовательными областями. (Приложение 2).

Таким образом, всё вышеизложенное позволяет констатировать: LEGO технология, с теоретической точки зрения, является эффективным средством речевого развития дошкольников во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни, так как:

  • задачи, решаемые с помощью LEGO технологии, соотносятся с основными задачами речевого развития дошкольников.

Приступив к решению второй задачи, нами было составлено перспективное тематическое планирование по применению LEGO в разных возрастных группах , ведущей формой которого являются:

На примере технологической карты «Путешествие в космос» можно чётко спроектировать совместную и самостоятельную деятельность, определить её содержание, конечный продукт, проследить активность коммуникативно-речевой деятельности детей.

Итак, сначала возникает идея, которая изучается с помощью метода учебных исследований, а потом начинается трудовая деятельность по воплощению данной идеи в жизнь . Дети совместно с родителями и воспитателями при помощи LEGO конструктора создают развивающую среду в соответствии с темой: космодром, космические корабли, ракеты, луноходы из крупного конструктора LEGO DUPLO, фигурки космонавтов, атрибуты жизнедеятельности космонавтов из мелкого конструктора LEGO DACTA. В процессе конструирования из LEGO , дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, дети учатся активно составлять рассказы из личного опыта, развивается монологическая речь. Получая информацию через другие образовательные области, дети, постоянно дополняют, видоизменяют развивающую среду. Это становится возможным, благодаря универсальности LEGO материала. Каждая постройка LEGO – это фантастическое новое приключение, каждый раз не обычное, всегда веселое, познавательное и желанное, так как с самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Поэтому сюжетно-ролевые игры, подводящие итог совместной деятельности, не ограничиваются во времени и являются бесконечным источником речевого развития детей.

Итогом, в зависимости от темы, также могут быть:

  • выставки детского творчества; (Приложение 5).
  • панно-коллажи;
  • литературно-музыкальные и поэтические вечера; (Приложение 6).
  • выставки-презентации книжек-малышек, иллюстрированных и сделанных руками детей и их родителей;
  • игры-соревнования; (Приложение 7).
  • кукольные настольные театры, когда LEGO конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. Поправляя речь детей, мы указываем на ошибки их героев, а не на ошибки детей, что позволяет некоторым воспитанникам преодолеть страх совершить ошибку и быстрее овладеть грамотной связной диалогической и монологической речью. (Приложение 8)

Рассматривая возможность использования LEGO при обучении грамоте, можно рекомендовать следующие задания:

  • составь образ буквы из кирпичиков LEGO;
  • построй различные предметы, которые начинаются с указанного звука;
  • выложи столько кирпичиков LEGO на наборное полотно, сколько ты слышишь слов в данном предложении (или сколько слогов находится в данном слове) и многие другие упражнения. (Приложение 9).


Наша работа была бы менее эффективной без понимания и активного участия родителей в процессе обучения и воспитания детей. Поэтому мы включили в свою работу блок взаимодействия с семьями воспитанников. Через анкетирование и индивидуальные беседы мы определили отношение родителей к речевому развитию детей и к LEGO конструированию. Результат получился печальным - всего 20% родителей проявили инициативу и заинтересованность.

В соответствии с результатами анкетирования, была спланирована работа по взаимодействию педагогов и родителей, основными направлениями и формами которой являются:

  • Взаимопознание: встречи-знакомства, анкетирование;
  • Взаимоинформирование : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, общение через сайт, организация детских выставок;
  • Образование родителей : работа «LEGO школы для родителей», проведение мастер-классов, работа библиотеки для родителей;
  • Совместная деятельность : привлечение родителей к организации конкурсов, семейного театра, к участию в детской проектной и исследовательской деятельности, организация совместных выставок.

В результате таких встреч, улучшилось понимание межу родителями и педагогами . Становясь непосредственными участниками творческого процесса, родители приобрели возможность не только помочь детям , но и реализовать свои способности и таланты. Данная работа актуализировала в жизни семьи познавательно-речевое направление развития детей с помощью использования LEGO конструктора, а также – обогатила воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Таким образом, подводя итоги решения второй задачи, мы можем констатировать: использование LEGO технологии во всех образовательных областях в комплексе с основной формой организации образовательного процесса при непосредственном участии родителей даёт конкретные положительные результаты речевого развития дошкольников.

Для определения эффективности использования разработанной системы занимательной деятельности с применением LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников, нами был использован диагностический материал по программе "От рождения до школы" составленный с учетом ФГТ по образовательным областям, в том числе и по образовательной области «Коммуникация» для всех возрастных групп. Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности О.А.Сафоновой. Тесты для детей М.И.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой.

Сравнительное диагностическое обследование воспитанников проводилось в двух группах: экспериментальной группе, где используется LEGO технология и контрольной, не использующей LEGO. Анализ, полученных результатов позволил констатировать: уровень речевого развития детей дошкольного возраста в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. (Приложение 10).

Таким образом, всё выше изложенное, позволяет сделать вывод: применение LEGO технологии в условиях интеграции образовательных областей способствует речевому развитию дошкольников.

Литература:

  • Анисимова, Т. Ваш ребенок идет в школу: тревоги и страхи детей и родителей / Т. Анисимова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 252 с.: ил. – (Психологический практикум).
  • Артамонова, Е. Ребенок должен быть счастливым: родителям о проблемах подготовки детей к школе / Е. Артамонова // Народное образование. – 2007. - № 1. – С. 221 – 225.
  • Головнева, Н. Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе / Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 2000. – 320 с.: ил.
  • Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка / Г. Доман, Д. Доман. – М.: Аквариум, 1995. – 400 с.
  • Ильина, М. Н. Готов ли ваш ребенок к школе: тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г., Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб: Дельта, 1997. – 384 с., ил. – (Страна чудес).
  • Кабанова, М. Н. Готовимся к школе: практические задания, тесты, советы психолога. – СПб: Нева; М.: Олма-Пресс, 2001. – 224 с.: ил. – (Золотая коллекция начальной школы).
  • Матвеева, Л. Игры для подготовки к школе / Л. Матвеева // Обруч. – 2004. - № 1. – С. 13 – 14.
  • Мельникова, Е. К школе готов / Е. Мельникова // Мой кроха и я. – 2006. - № 4. – С. 92 – 93.
  • Мирская, Н. Знания и навыки, необходимые первокласснику / Н. Мирская // Здоровье детей. – 2004. – 16-30 сент. – С. 36 – 39.
  • Мягкова, Т. Идеальный ученик / Т. Мягкова // Мой кроха и я. - 2006. - № 8. - С. 66 - 69
  • Ухорская, Я. Первый раз – не в первый класс / Я. Ухорская // Няня. – 2006. - № 4. – С. 64 – 66.

Конструкторов много не бывает – такого мнения придерживаются в нашей семье. У нас их много, разных. Но самым универсальным и самым любимым у моих разновозрастных детей (9 лет и 2 года), к которому они всегда возвращаются после не столь долгого переключения на другие конструкторы, является конструктор Лего.

Придуманный в Дании в 1932 году, сейчас конструктор Лего занимает прочное место в детских комнатах мальчишек и девчонок из всех уголков мира. Конструктор Лего прост и универсален: маленькие кубики могут превратиться в любую игрушку, в любой предмет, стоит только добавить немного фантазии. И творческий порыв увлеченного ребенка остановить будет уже невозможно. А ? Легко!

Когда начинать играть

Как указывает производитель, играть в Лего можно с 1,5 лет и уже не останавливаться. Так, например, наш папа с удовольствием «играет» в Лего-роботы (LEGO MINDSTORMS). Для деток от года и до 5 лет прекрасно подойдет серия DUPLO с самыми крупными кирпичиками. После 3 лет можно добавлять к играм и «мелкое» Лего (крупное и мелкое Лего хорошо соединяются между собой). В играх только с «мелким» Лего нужно учитывать сложность заданий, чтобы не отбить интерес.

Простой и универсальный, конструктор Лего является прекрасным пособием для развивающих игр, и не только потому, что из него можно построить все что угодно . Его можно использовать как угодно и практически где угодно. В любых видах деятельности, которыми занят малыш или дошкольник. Кубики Лего можно добавлять практически к любым играм: простым (например, построить башню или забор) и сюжетным, математическим, к играм на физическое развитие и играм на чтение.

Давайте посмотрим, в какие развивающие игры с конструктором Лего можно играть в зависимости от возраста вашего малыша:

Развивающие игры с конструктором Лего от 1 года до 2 лет

С года до двух лет ребенок бурно развивается физически и активно познает мир. Он активно и по-разному манипулирует с предметами, строит первые причинно-следственные связи.

Игры на складывание, бросание, доставание

Кубики Лего можно складывать в коробки , ведерки, кузов грузовика или вагон поезда, в пакеты – бумажные с ручками или обычные целлофановые. Мой младший сын больше всего любит складывать Лего в обычные целлофановые пакеты и носить их потом по квартире, очень собой довольный.

В закрытой коробке можно проделать отверстие, подходящее для ручки малыша, и положить в коробку несколько кубиков Лего разных по цвету и / или форме. Малыш будет с интересом доставать кубики из коробки по одному через это отверстие. И каждый раз «добыча» будет другой.

Кубики можно пересыпать из одного ведерко в другое . Можно научить ребенка говорить при этом «Ба-бах». А еще кубики из нескольких контейнеров можно ссыпать в один и устроить «Легопад». Это когда кубики с грохотом высыпаются из контейнера на пол (только подберите такой контейнер, чтобы ребенку было удобно его поднимать самому). Эту игру большинство детей в этом возрасте предпочитают всем остальным.

Знакомство с цветом, формой, размером. Сортировка

Играя в конструктор Лего с ребенком, проговаривайте цвета и размер кубиков. Сначала с маминой или папиной помощью, а потом и самостоятельно ребенок может сортировать кубики по цвету и размеру . Только не надо так говорить ребенку: «Давай подели кубики». Придумайте антураж для игры, это совсем не сложно. Можно грузить маленькие кубики в маленькую машину, а большие – в большую, или селить рыбок в красное или синее море (в качество красного или синего моря прекрасно подойдут листы цветного картона).

Можно играть в эти игры с небольшими постройками из кубиков: палочками или кубами (делается из четырех кирпичиков 2*4, для прочности второй ряд кирпичиков ставьте поперек), «грибочками» или «пирожными». Например, палочки могут состоять из одноцветных или чередующихся кубиков или быть собраны «как попало».

Башенки из кубиков различного цвета, разной высоты и толщины позволят познакомить ребенка с цветом, объяснить ему такие понятия как «высокий» – «низкий», «толстый» – «узкий». Высокую и низкую башню ребенок может потрогать, он или его любимая игрушка могут ее перешагнуть. Толстую и тонкую башню можно попробовать сломать. Какая сломается легче? Такое знакомство ребенка с окружающим миром через действие более эффективно, чем простое рассматривание развивающих книжек, и просто незаменимо для гиперактивных детей.

Одинаковый – разный, такой – не такой, похожий. Выборка

С использованием небольших построек можно наглядно объяснить ребенку понятия «одинаковый» и «разный» . Например, попросить найти две одинаковые палочки – конфетки для куклы. Можно показать малышу два одинаковых куба, а потом заменить в кубе один кирпичик. И вот – кубы уже разные.

Ребенка ближе к двум годам можно попросить выбрать из кучи предметов предметы с одним признаком . Например, попросить собрать в корзинку грибы только с желтой шляпкой, потому что только они на нашей полянке съедобные, а грибы с красной шляпкой – мухоморы – кушать нельзя.

Физическое развитие и крупная моторика

Конструктор Лего можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития крупной моторики. При наличии достаточного количества кубиков DUPLO из них можно построить дорожки, через которые нужно перешагивать, или столбики (для устойчивости лучше с основанием 2*2 кубика), которые нужно обходить или даже «классики». Только в такие классики нужно играть по облегченным правилам: не перепрыгивать, а перешагивать.

Перепрыгивать дорожки и играть в «классики» может не только сам ребенок, но и любимая игрушка в его руках. Столбики может объезжать машина-грузовик. А еще машина может проехать под мостом или заехать в гараж, который построили папа или старшие братья и сестры. Выполнение различных движений с игрушками также очень полезно для развития двигательных навыков малышей.

Кубики Лего можно кидать в таз , тренируя меткость. Красные – в красный таз, а синие – в синий.

Первые самостоятельные постройки из конструктора Лего

Ближе к 1,5 годам можно научить ребенка ставить кубики рядом : это может быть дорожка, забор или поезд. Пусть маленькая игрушка походит по дорожке или проедет на поезде. Положительные эмоции малыша – и через какое-то время по такой дорожке будет ходить игрушка уже не вашей, а в его руке.

Держа малыша у себя на коленях или сидя сзади него и взяв его руки в свои, научите его скреплять кубики между собой – строить башенки.

Очень подогревает интерес к игре наличие блоков с колесами : можно построить машину, поезд, автобус… и кого-нибудь покатать или что-нибудь куда-то отвезти.

Потом можно научить ставить кубики на Лего-пластину и снимать их – сажать цветочки и собирать упавшие яблоки. Почти все дети любят разбирать Лего-постройки . Не спешите останавливать малыша, эти действия тоже полезны для его ручек и дают ему информацию о возможности изменения формы предметов. А построить что-то заново можно попросить старшего брата или сестру, особенно если разница в возрасте достаточно большая, и в другие игры дети вместе не играют. А в конструктор можно играть всем вместе.

На пластине можно строить в высоту , а можно выкладывать мозаики : чередовать кубики по цвету и/или размеру, выложить синий дом с желтыми окнами или выложить машинку (правда, колеса у нее будут квадратные). Выложить сам орнамент малыш сможет только ближе к 4 годам, но поучаствовать – вполне.

Мозаику из кубиков Лего можно выгладывать и на бумаге . Обведите на листе бумаги кубики по контуру фломастерами соответствующего цвета или наклейте квадраты подходящего цвета или размера. Шаблон готов. Можно выкладывать мозаику прямо на нем или рядом (для деток ближе к 3 годам).

Научившись скреплять кубики между собой, ребенок сделал первый шаг к использованию конструктора по его прямому назначению . Теперь очередь фантазии. Покажите ребенку пример: постройте простенький замок с башенками, или машинку, или кого-то живого с туловищем и выступающей головой. Не нужно сложных построек, лучше добавьте эмоций. Обыграйте свою постройку. «Ой, что-то у нас машина не заводится… Уфф» или «Кто это там так громко лает?!» Малыш запомнит эмоции и будет пробовать строить сам, раз это так весело!

Развивающие игры с конструктором Лего от 2 до 4 лет

С 2 до 4 лет ребенок еще активнее познает окружающий мир, осваивает расположение предметов в пространстве, постигает азы математики, учится сравнивать и обобщать. Он начинает играть в сюжетные игры. В этом возрасте можно пробовать играть вот в такие игры.

Лего–сортеры

Для деталей Лего различной величины можно сделать сортер . Желательно только, чтобы он был не слишком высоким, чтобы детали не могли войти в него торцом, и не было соблазна засунуть их всех одинаково. При наличии большого количества кубиков сам сортер можно также сделать из Лего.

Для тренировки мелкой моторики и, чтобы младшему не было обидно, что ему не дают «мелкий» Лего, мы делали для младшего сына такой сортер из «мелкого» Лего, ему очень нравилось (только играть нужно под строгим присмотром взрослых).

Учим ориентированию в пространстве

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Строя с ребенком башенки, домики, заборчики, обращайте внимание ребенка на слова «верх» – «низ», «вверху – внизу», «над» – «под», «справа» – «слева», «в середине», «рядом», «внутри» – «снаружи», «видно» – «не видно» . Добавление к игре игрушек из киндер-сюрпризов , наборов мелких зверей «Домашние и дикие животные», маленьких машинок или просто картинок на картоне позволит обыграть эти понятия более ярко. Через некоторое время Вы увидите, как ваш ребенок в своей самостоятельной игре делает те же самые действия.

С маленькими фигурками можно сыграть в игру «Домики» . Возьмите листок бумаги и карандаши. Обведите по контуру понравившуюся деталь Лего. Это будет домик, посадите в него игрушку. Попросите ребенка нарисовать домик для какой-то другой игрушки или гараж для машины. Рисунок можно дополнить другими деталями. Нарисуйте или выложите дорожку от домика к домику из кубиков Лего, и игрушки смогут ходить друг к другу в гости.

Игра «Обезьянка»

Ближе к трем годам с ребенком можно поиграть в игру «Обезьянка», предложенную Никитиными в своей книге «Интеллектуальное развитие». Сделайте два одинаковых набора из 2-3 кубиков. Один возьмите себе, другой отдайте ребенку. Расскажите ребенку о том, что обезьянки любят все повторять. Сначала обезьянкой будет он: вы строите, он повторяет за вами (сразу или после того, как вы закончили). Потом можно поменяться местами. Постепенно количество кубиков можно увеличивать.

Математические игры

В математических играх простор для конструктора Лего просто не ограничен. Понятия «больше» – «меньше», «выше» – «ниже», «длиннее» – «короче», «один» – «много», счет, сравнение . Попробуйте измерить рост любимых мягких игрушек малыша или длину его машин не в попугаях или мартышках, а в кубиках Лего. Или разделить три яблока (кубики Лего) между двумя игрушками.

Лего–игры с сюжетом

После двух лет малыши с удовольствием играют со взрослыми в сюжетные и тематические игры. В эти игры также можно добавить развивающие элементы с конструктором Лего .

Кубики Лего можно грузить в кузов грузовика или вагоны поезда и возить на стройку – к старшему брату или сестре. На пластине или без нее можно построить из кубиков Лего лестницу или гору и покорять ее. Кормите куклу или мягкие игрушки? Кубики Лего могут быть печеньем, ягодами, да всем чем угодно. Палочку из кубиков – «булочку» – можно «поделить» поровну между всеми игрушками, и нож вам не понадобится, достаточно просто разъединить детали. Из кубиков Лего можно сварить в кастрюле «суп»: желтые кубики – это картошка, оранжевые – морковь, красные – свекла… Все зависит только от вашей фантазии.

Лего и тематические недельки

Мой младший ребенок очень любит Лего, но мне самой скучно просто так строить. Я стараюсь добавлять игры с конструктором Лего в . Тематическая неделька ? Стройте машины, автобусы, поезда. Катайте зверей, возите грузы. При проведении тематической недельки или «Лето» грибы и ягоды из кубиков Лего с удовольствием окажутся в корзинке юного грибника. Тематическая неделька «Овощи – фрукты» или ? Поделите между игрушками оранжевый куб – апельсин – на дольки или соберите с грядки огурцы – зеленые кирпичики. У вас тематическая неделька ? Сделайте цветочную клумбу на пластине Лего: размещайте кубики Лего в произвольном порядке или чередуя цвета.

Заниматесь ? Стройте из кубиков Лего исторические достопримечательности. Сделайте объемные Лего-пазлы. Подходящую картинку разрежьте поперек на несколько частей и наклейте на подходящие детали Лего (желательно одного типа). Предложите ребенку собрать особенных зверей, которые живут в Австралии, Африке или Южной Америке.

Во время тематической недельки «Музыка» мы строили из Лего клавишные инструменты: пианино, орган. И младший, и старший были в восторге. Младший одновременно со мной построил свою версию органа и потом ее несколько дней всем демонстрировал.

Тематические наборы Лего

У Лего огромный ассортимент тематических наборов, в том числе и для самых маленьких. Ребенок обожает поезда? Вот вам поезд. Любит машины – пожалуйста. Зверей – и для него найдется тематический набор. Дома тематические наборы обычно не живут в отдельных коробках. Смешав тематический набор с набором основных кубиков или два тематических набора, ребенок испытывает обычно взрыв воображения и творческий порыв.

Развивающие игры с конструктором Лего о т 4 до 5 лет

Лего и впечатления из жизни

После 4 лет постройки ребенка из конструктора Лего становятся еще более «узнаваемыми». Зачастую дети переносят в игры с конструктором свои недавние впечатления . Ребенок смотрел мультфильм про кота Леопольда? И вот уже две Лего-мыши делают пакости рыжему Лего-коту. В этом возрасте ребенок способен построить уже целую сюжетную композицию. Поддерживайте его в этом начинании. Не всегда нужно давать ребенку узнаваемого кота или мышку. Ребенок способен сам «найти» их в окружающей его среде, главное, чтобы она была развивающей.

Попробуйте из конструктора Лего построить героев книжки , которую вы сейчас читаете с ребенком. Обыграйте несколько сцен из книги или придумайте свой, неожиданный поворот сюжета. С младшим сыном мы в неполные два года с восторгом обыгрывали сказку «Колобок» (эта сказка всегда вызывает у него восторг, даже при обыгрывании без ничего, просто на пальцах.)

Лего–загадки

Можно загадывать Лего–загадки . Вы строите из Лего персонажа с узнаваемыми деталями или ситуацию, с которой ребенок хорошо знаком. Он должен угадать. Потом можно поменяться местами. Некоторым детям куда больше нравится загадывать загадки, чем их отгадывать.

В этом возрасте ребенок уже может начать строить , если вы при нем несколько раз сделаете это сами. Первые инструкции можно делать для ребенка самим, но не по шагам, а просто сфотографировав постройку с разных сторон. Это даст ребенку возможность творчески подойти к заполнению постройки внутри.

Лего–арифметика

Наверное, не будет преувеличением сказать, что игры с конструктором Лего могут заменить учебник арифметики. Строя башни и лестницы, изучаем счет. Играя в сюжетные игры, складываем, вычитаем, делим . Из скольких кубиков будет башня, если зайчик принес три, а мишка – два кубика? По сколько яблок достанется зайке и мишке, если с яблони упало 4 яблока?

Ближе к пяти годам можно играть с ребенком в магазин . Деньгами будут кубики Лего. Для начала можно условиться, что каждая деталь стоит единицу. Потом можно договориться, что каждая деталь стоит столько, сколько выступов на ней. Научите ребенка давать сдачу в магазине. Еще один вариант для деток постарше – стоимость детали зависит от ее цвета.

Лего–геометрия

Во время игр с конструктором Лего ненавязчиво можно познакомить ребенка с симметрией , понятием «наоборот» . На игровое поле положите палку или линейку. Это зеркало. С одной стороны зеркала выложите фигуру, попросите ребенка повторить ее со своей стороны зеркала. Это осевая симметрия. Постройте вместе с ребенком мандалу из деталей Лего . Это центральная симметрия. Соберите палочку из разноцветных кубиков, попросите ребенка повторить ее «наоборот» – сверху вниз.

Также игры с конструктором Лего подводят ребенка к понятиям «периметр » и «площадь» . Постройте контур бассейна из кубиков Лего. Понадобилось 16 кубиков – это периметр. Заполните его водой (синими или прозрачными кубиками Лего в один ряд). Хватило 8 кубиков – это площадь. Или можно сделать для бабушки ковер из кубиков Лего – это тоже площадь. Аккуратно складывая кубики в контейнер, вы заполняете его объем. Заставлять заучивать понятия «периметр», «площадь», «объем», а тем более устраивать тестирование совершенно не нужно. Ребенок просто должен почувствовать эти понятия руками .

Использование одновременно «мелкого» и «крупного» Лего дает играм разнообразие и подводит ребенка к понятию подобия.

Лего-кубики и чтение

На грани кубиков можно наклеить буквы или слоги и составлять слова. С этими словами можно много чего придумать. Их можно дарить» игрушкам или возить на поезде. С детками ближе к 5 годам – играть в «Поле чудес» (аналогично одноименной телепередаче). Переверните кубики с буквами так, чтобы ребенок их не видел. Скажите, что означает загаданное вами слово. Пусть малыш называет буквы. Если угадал, вы «открываете» букву.

Дайте свободу фантазии!

Как видите, развивающие игры и с конструктором Лего – это совсем не сложно. Более того, играя с кубиками Лего не совсем обычным способом, вы не только весело и с пользой проведете время с ребенком, но и научите его получать удовольствие от фантазирования и придумывания того, чего, казалось бы, не может быть. Начав, вы вскоре и сами уловите это вдохновляющее чувство творческой свободы. И не только в играх с ребенком…

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе ЛЕГО-конструирования. Методические рекомендации.

Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педколледж, детский сад "Солнышко", г. Серов
«Исследование, цель которого заключалась в изучении эффективного процесса обучения детей, показало, что эффективность обучения наилучшим образом обеспечивается в процессе коллективного решения задач в игровой форме, предусматривающих необходимость высказывать свои идеи и обосновывать их. «Построй свою историю» является великолепно разработанным продуктом, который эффективно объединяет эти элементы, совмещая решение задач и игру с конструктором LEGO.
Благодаря набору «Построй свою историю» обучение грамотности становится увлекательным занятием для детей независимо от их способностей или знаний! «Построй свою историю» от LEGO Education - инновационный подход к развитию множества базовых навыков:
Развитие навыков грамотности, языковых способностей, письма и чтения.
Развитие коммуникационных навыков, включая речь, слух и умения формулировать и выражать свою мысль.
Развитие навыков взаимодействия и способностей воспитанников работать в коллективе.
Развитие навыков восприятия и предоставление детям возможности строить свои истории и анализировать уже существующие.

Задачи по областям обучения:
- когнитивное развитие (выстраивание последовательности событий и решение задач, работа с воспоминаниями и выстраивание последовательности событий);
- развитие речи (эффективное общение, использование прилагательных или наречий при пересказе, использование описательного языка во время упражнений);
- творческое развитие (адаптирование рассказов к поставленной задаче);
- социальное и эмоциональное развитие (сотрудничество и изучение ролей и обязанностей, чувство собственного «Я», совместная работа, определение и понимание эмоций, понимание взаимоотношений).

Гусева Елена Владимировна

«Чудо-Дерево»

Цель игры : -закрепить правильное произношение звуков в словах;

Развитие зрительной памяти;

Материал. Конструктор ЛЕГО , картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.

Ход игры . В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО , и общий ящик с «яблоками» . Они по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на нем. Столько же «яблок» нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке. Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай» .

«Футбол»

Цель игры :- автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш» ;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие внимания;

Развитие фонематического восприятия.

Материал. Конструктор ЛЕГО , игральный кубик, картинка со словами на звук «С» и «Ш» .

Ход игры . На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО . Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» «С» , сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из конструктора . Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «Ш» , сколько выпало на кубике. После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из конструктора ЛЕГО .

Выигрывает команда , набравшая наибольшее количество фишек.

В конце игры ребенок выкладывает из конструктора ЛЕГО букву «С» возле ворот «Свистелочек» и букву «Ш» возле ворот «Шипелочек» .

«Домик для куклы Лолы»

Цель игры «Л» в словах;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал. Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики» ) 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.

Ход игры . Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л» . Из них он строит домик для куклы Лолы.



«Найди пару»

Цель игры : - закрепление правильного произношения звука «РЬ» в словах;

Развитие зрительной памяти;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия.

Ход игры . Играют 1-2 человека. Детали от конструктора ЛЕГО выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали конструктора ЛЕГО переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой. Выигрывает тот , кто больше соберет картинок-пар.



«Найди половинку»

Цель игры : - закрепление правильного произношения звука «Р» в словах;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры . Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки

С изображением названного слова,назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.



Публикации по теме:

Конструирование из Лего-конструктора в подготовительной группе «Домашние животные. Собачка» Что за чудесное изобретение? ЛЕГО-конструктор вне всяких сомнений. Путь для фантазий с ним только прямой. Множество можно идей воплотить.