Последние статьи
Домой / Для брюнеток / Воспитание сенсорной культуры — основа умственного развития детей. «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста

Воспитание сенсорной культуры — основа умственного развития детей. «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста

ББК 74.100.5 В29

Рецензенты: доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслями-садом № 723 Москвы Ф. И. Самсоиова

Венгер Л. А. и др.

В29 Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил. ISBN 5-09-000732-2

Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6 лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов.

Книга адресована воспитателям яслей и детских садов, будет полезна и родителям.

4305000000 -741 ББК 74.100.5

В 103 (03)-88 76-88

ISBN 5-09-000732-2
© Издательство «Просвещение», 1988

СЕНСОРНАЯ КУЛЬТУРА И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Мон-тессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти призеры легко можно было бы умножить.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах 1 - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В настоящем пособии речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является миленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивнее действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается.подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Сенсорными эталонами..- области восприятия цвета, служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов - оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.). Хроматические цвета делятся на две группы -теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, т. е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного называния светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т. е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т. п.).

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений J Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т. е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника) .

Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей,- это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать, в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно).

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника.

Перейдем к вопросу об ознакомлении детей с системами сенсорных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной инструкции.

Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).

Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный» и т.п.). Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали.

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме 2 . Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием, обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем - выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще сложнее произвести глазомерное «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, т. е. овладеть зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений, предложенная в данной книге.

Несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

Особо важным является вопрос связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трех лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Что же касается предлагаемой системы игр и упражнений, то она, не дублируя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия, помогающих развитию любой продуктивной деятельности.

Для каждой игры, включенной в этот раздел книги, указаны нижние возрастные границы ее использования. Однако в зависимости от конкретных особенностей развития и воспитания ребенка эти границы могут существенно сдвигаться.

Игры-занятия для детей раннего возраста (второй и третий год жизни) предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3-5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы - по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетания разных свойств). Рекомендуемая последовательность их использования указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспитанию в данном детском учреждении.

Первоначальная экспериментальная апробация показала, что предлагаемая система игр и упражнений дает хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада, включая подготовительную к школе группу (детей седьмого года жизни). Однако в дальнейшем было установлено, что при более концентрированном проведении работы по сенсорному воспитанию реализация всей системы может быть вполне успешно завершена уже в старшей, группе. Вариант распределения заданий по возрастам, предлагаемый в настоящем пособии, явился результатом многолетних исследований и может рассматриваться как оптимальный при обычных условиях воспитания детей в детском саду.


ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

При воспитании маленьких детей традиционно почти все внимание взрослых направлено на своевременное кормление, организацию сна малыша, прогулок. Во время бодрствования ребенка кормят, проводят различные гигиенические процедуры, что совершенно закономерно. Но достаточно ли для малыша только осуществление гигиенического ухода и кормления? Конечно, нет. Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.

Во время бодрствования малыша взрослые часто разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений - гуканья, оживленных движений рук и ног. Примерно с недельного возраста полезно класть ребенка на живот - это укрепляет мышцы живота, а когда малыш поднимает голову, укрепляются мышцы спины, шеи.

Ребенок очень быстро привыкает к общению со взрослыми, начинает проситься на руки, так как на руках у взрослого открывается совершенно другой мир - лучше видно окружающее, да и перемена позы очень существенна для малыша, ведь ребенок устает все время лежать, надоедает однообразный вид из кроватки.

Опыт воспитания детей раннего возраста свидетельствует о двух крайностях: ребенка или редко берут на руки, не занимаются с ним, или слишком много держат на руках. При воспитании малыша необходимо соблюдать золотое правило - не делать за ребенка того, что он сможет сделать сам. Перед взрослыми стоит задача - научить ребенка с самого раннего возраста быть активным, относительно самостоятельно добывать интересующую его информацию.

Здоровый ребенок первых трех месяцев жизни при правильном режиме может спокойно бодрствовать от получаса до 1 часа 20 минут. Чем же занято время малыша? Помимо кормления, которое обычно длится 10-15 минут, купания, туалета у ребенка остается свободное от различных процедур время. Его и следует использовать для начала сенсорного воспитания.

Прежде всего надо выделить специальное место для бодрствования ребенка. В детских учреждениях это манеж, а в семье это может быть диван, диван-кровать, но ни в коем случае не кроватка ребенка, в которой он должен только спать. При укладывании на сон в постоянном месте, привычной обстановке, ребенок, как правило, быстро засыпает. Если же малыш в одном месте и бодрствует и спит, то процесс засыпания происходит сложнее, медленнее.

Во время бодрствования взрослые кладут малыша на диван, головой к окну таким образом, чтобы свет не мешал ребенку рассматривать окружающее. Только тогда, когда источник света находится за головой ребенка, малыш может без помех и лишнего утомления рассматривать хорошо освещенную обстановку.

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях ребенка раннего возраста. При целенаправленном обучении двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в 3 недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. Малыш в возрасте одного месяца по-разному реагирует на веселую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии. При звучании грустной мелодии у малыша можно наблюдать печальное выражение лица, уголки рта опускаются вниз.

Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.

Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.

Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит.

7-9-дневный ребенок бодрствует очень мало, но и в эти небольшие промежутки необходимо показывать малышу разнообразные игрушки.


Елена Кружалина

«Сенсорное воспитание – основа умственного развития детей

раннего возраста»

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «солнышки» - мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки…нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п

Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Строя свою работу по сенсорному воспитанию, я основывалась на лучших достижениях авторов разработчиков сенсорного воспитания.

С помощью игр – я не только передаю определенные знания, формирую представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры по сенсорному воспитанию включаю не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая мною работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.

Начиная с первых дней учебного года провожу дидактические игры в сенсорном центре (уголке). Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких игр побуждаю малышей:

1)аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их на пол;

2) не мешать сверстникам;

3) инициативно обращаться за помощью и оценкой результата;

4) завершив действие, обмениваться с детьми игрушкой.

В начале учебного года я использую простейшие пособия дидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, пирамидки из трех колец и т. п.

По мере освоения действий с ними постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидки из пяти колец.

Позднее сенсорный центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.

Подбирая материал для игр, учитываю, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом не ставлю на стол однотипные или одинаковые игрушки, иначе малыши могут перепутать их части.

В игре с детьми я создаю принцип психологической комфортности, создания у ребенка положительного отношения к материалу.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Мною представлены игры, которые разработаны и проводятся по сенсорному воспитанию в нашей группе, они апробируются в дошкольном учреждении согласно программе, оказывая плодотворное влияние на развитие ребенка.

Дидактические игры и упражнения:

«Что в ведерке?»

Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к игре.

Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, желтого, зеленого, синего, цвета (помидор, огурец, цветок, мяч) Высота ведерка – 12 см, размер предметов-вкладышей – 3–4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

«Чудо- коробочка»

Цель: Научить детей группировать объекты по величине, обучать соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.

Материал: комплект соответствующих вкладышей.

«Закрой окошко»

Цель: Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

Материал: Игрушечный домик с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4,4х4,4х4,4 см и шарик диаметром 4,5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно.)

«Солнышко и тучка»

Цель: Развивать у детей координацию движения рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению цвета предметов.

Материал: Картонные силуэты солнышка и тучки, прищепки, соответствующего цвета.


«Разноцветные крышечки»

Цель: Обучать детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: Крышечки (зеленого, синего, красного, желтого цветов, емкости для крышечек разных цветов.

«Машины бусы»

Цель: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

Материал: Большой шнурок, бусины (крупные) или крышечки с отверстиями для нанизывания, пример стихотворения: К Маше Миша приходил,

Машу в бусы нарядил.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.

Использованная литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, под ред. Л. А. Венгера, - М. : Просвещение, 1989г.

2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М. : просвещение, 1983 г.

Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н. Н. Ноддьякова,-М. : Просвещение 1981г.

Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии детей раннего возраста приводит к тому, что трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. В дошкольном возрасте эти пробелы проявляются как отставание в развитии. Так, например, недостаточное развитие фонематического слуха становится препятствием к овладению речью.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание детей рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека и непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств.

Л.А.Венгер отмечает, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов – памяти, воображения, мышления.

Сенсорное воспитание - это формирование у ребенка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта. Сенсорное воспитание рассматривается также как последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. В процессе сенсорного воспитания дети овладевают сенсорными эталонами и перцептивными действиями.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета, выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной).

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Перцептивные действия - структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Это обследовательские действия.

Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения».

Сенсорные действия - действия рассматривания, ощупывания, выслушивания формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требуют продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Методика сенсорного воспитания детей третьего года жизни предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных предэталонах. Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием.

Обследование – это основной метод сенсорного воспитания детей третьего года жизни.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но существуют правила, общие для всех видов обследования при работе с дошкольниками: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. Педагог же в свою очередь должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. В частности, детям третьего года жизни можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, формой, цветом, звучанием.

Существенным фактором в планировании и методике проведения организованной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию является закрепление знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Для обобщения сенсорного опыта детей используют различные виды игры. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов и закрепление. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д

Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи.

Например, дидактические игры имеют немаловажное значение в освоении и закреплении сенсорных эталонов у детей.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Так же в сенсорном воспитании детей третьего года жизни широко используется сюжетно-отобразительная игра –– если грамотно оформлена предметно-игровая среда, она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, способствует развитию зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В сюжетно-отобразительной игре- могут уточняются представления детей о назначении, использовании, свойствах предметов (цвет, форма, величина). Воспитатель знакомит детей с названием предметов, объясняет их назначение, знакомит со свойствами. Например, это тарелка, из нее едят суп, кашу. Предметы посуды могут быть разного цвета, размера.

Успешно сенсорные способности развиваются в конструировании. Играя со строительным материалом, ребёнок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение). В процессе конструирования дети усваивают правильные названия деталей строительного набора (кубик, кирпичик), узнают об особенностях геометрических тел.

А также для закрепления сенсорных эталонов можно использовать подвижные игр, в которых дети должны выполнять движения с использованием предметов разных по цвету, величине или форме.

Таким образом, появляется необходимость организации разнообразных игр, развивающих сенсорные способности и способствующих лучшему восприятию свойств предметов.

Также мной проводится работа с родителями. Был организован семинар для родителей по данному вопросу, который значительно повысил у них интерес к развитию восприятия у детей.

Родителям было разъяснено, что сенсорику можно развивать не только с помощью непосредственно образовательной деятельности, но и в игре.

Родителям было рассказано, в какие игры можно поиграть с ребёнком, чтобы добиться лучшего эффекта, закрепления сенсорных эталонов. Например, пирамидки; предметы-вкладыши; шнуровки; пристежки и конструирование.

На стенде постоянно помещались консультации для родителей: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие детей", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей"

Таким образом, в ходе экспериментального исследования, нами была организована систематическая работа совместно с родителями.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.

Список используемой литературы.

1.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996. стр.258.

2.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. - В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.стр.95

3.Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 стр.176-214

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. Просвещение М.,1988 стр.144.

5.Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Ляминой Г.М. М., Просвещение 1981 стр.239

6.Генезис сенсорных способностей. Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др.; под ред. Л.А. Венгера; НИИ ДВ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976 стр.256

7.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. -Академия развития, г.2007. стр.114.

8.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина, Л.Г Голубева - М, Просвещение,1986. стр. 172.

9.Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Под общей редакцией, М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой –издательство КАРО Санкт- Петербург.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии детей раннего возраста приводит к тому, что трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. В дошкольном возрасте эти пробелы проявляются как отставание в развитии. Так, например, недостаточное развитие фонематического слуха становится препятствием к овладению речью.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание детей рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека и непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств .

Л.А.Венгер отмечает, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов – памяти, воображения, мышления.

Сенсорное воспитание - это формирование у ребенка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта. Сенсорное воспитание рассматривается также как последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. В процессе сенсорного воспитания дети овладевают сенсорными эталонами и перцептивными действиями.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета, выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной).

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Перцептивные действия - структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Это обследовательские действия.

Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения».

Сенсорные действия - действия рассматривания, ощупывания, выслушивания формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требуют продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Методика сенсорного воспитания детей третьего года жизни предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных предэталонах. Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием.

Обследование – это основной метод сенсорного воспитания детей третьего года жизни.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но существуют правила, общие для всех видов обследования при работе с дошкольниками: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. Педагог же в свою очередь должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. В частности, детям третьего года жизни можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, формой, цветом, звучанием.

Существенным фактором в планировании и методике проведения организованной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию является закрепление знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Для обобщения сенсорного опыта детей используют различные виды игры. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов и закрепление. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д

Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи.

Например, дидактические игры имеют немаловажное значение в освоении и закреплении сенсорных эталонов у детей.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Так же в сенсорном воспитании детей третьего года жизни широко используется сюжетно -отобразительная игра –– если грамотно оформлена предметно-игровая среда, она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, способствует развитию зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других в идов ощущений и восприятий.

В сюжетно-отобразительной игре- могут уточняются представления детей о назначении, использовании, свойствах предметов (цвет, форма, величина). Воспитатель знакомит детей с названием предметов, объясняет их назначение, знакомит со свойствами. Например, это тарелка, из нее едят суп, кашу. Предметы посуды могут быть разного цвета, размера.

Успешно сенсорные способности развиваются в конструировании. Играя со строительным материалом, ребёнок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение). В процессе конструирования дети усваивают правильные названия деталей строительного набора (кубик, кирпичик), узнают об особенностях геометрических тел.

А также для закрепления сенсорных эталонов можно использовать подвижные игр, в которых дети должны выполнять движения с использованием предметов разных по цвету, величине или форме.

Таким образом, появляется необходимость организации разнообразных игр, развивающих сенсорные способности и способствующих лучшему восприятию свойств предметов.

Также мной проводится работа с родителями. Был организован семинар для родителей по данному вопросу, который значительно повысил у них интерес к развитию восприятия у детей.

Родителям было разъяснено, что сенсорику можно развивать не только с помощью непосредственно образовательной деятельности, но и в игре.

Родителям было рассказано, в какие игры можно поиграть с ребёнком, чтобы добиться лучшего эффекта, закрепления сенсорных эталонов. Н апример, пирамидки; предметы-вкладыши; шнуровки; пристежки и конструирование.

На стенде постоянно помещались консультации для родителей: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие детей", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей"

Таким образом, в ходе экспериментального исследования, нами была организована систематическая работа совместно с родителями.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.

Список используемой литературы.

1.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996. стр.258.

2.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. - В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.стр.95

3.Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 стр.176-214

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. Просвещение М.,1988 стр.144.

5.Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Ляминой Г.М. М., Просвещение 1981 стр.239

6. Генезис сенсорных способностей. Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др.; под ред. Л.А. Венгера; НИИ ДВ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976 стр.256

7.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. -Академия развития, г.2007. стр.114.

8.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина, Л.Г Голубева - М, Просвещение,1986. стр. 172.

9.Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Под общей редакцией, М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой –издательство КАРО Санкт- Петербург.


Заключение

На основе результатов проведенного исследования и анализа специальной литературы целесообразно сделать ряд выводов:

Сенсорная культура - это совокупность воспринимаемых и ощущаемых явлений действительности на эмоциональном уровне.

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» -восприятия, ощущений, представлений. Все это создает совокупность сенсорной культуры.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Важное значение для повышения качества для воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности осуществление сенсорного воспитания, как основы всестороннего развития ребенка.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в дошкольном возрасте. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорное воспитание дошкольника будет наиболее эффективным, в случае организации целенаправленной предметной деятельности с учетом всех модальностей сенсорного восприятия.

На современном этапе каждому педагогу необходимо уметь организовывать такую предметно-развивающую среду в детском учреждении, которая будет способствовать воспитанию сенсорной культуры с раннего возраста, так как это является одним из важнейших показателей развития гармоничной личности ребенка.

Библиография

Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. : Кн. Для воспитателей дет. cада; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.- 144 с.

Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения но сенсорному М.: Просвеш;ение, 1978. - 140с.

Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.-- В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969. - 178с.

Габова М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008. - 136 с.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: Педагогика, 2007. - 108 с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

КраснощёковаН.В..Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 216 с.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение. 2003. - 144 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

Немов Р.С Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. - 640 с.

Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. - 108 с.

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112с.

Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1998. - 145с.

Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.-- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965- 156 с.

Ранний возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для развития сенсорного воспрятия накопления представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Ведущим познавательным процессом детей раннего возраста является восприятие Значение его невозможно переоценить. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. Если этот процесс будет протекать стихийно, он может привести к нежелательным последствиям. Наша задача, научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Психологические исследования показывают, что без целенаправленного воздействия восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития.

В своей работе с детьми от года до двух лет считаем главным:

  • Полное принятие ребёнка таким, каков он есть;
  • Пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша;
  • Тесное сотрудничество с семьёй.

При планировании работы по развитию сенсомоторной деятельности в группе раннего возраста руководствуемся методическими рекомендациями А.А.Венгера «Воспитание сенсорной культуры», Т.С.Комаровой «Первые шаги», В.Сотниковой «Самые маленькие в детском саду», М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной «Наши пальчики играют» с перспективным планированием «Самомассаж. Игры с водой», «Игры с песком и водой» и серией пальчиковых тренингов для детей раннего возраста, Л.А.Венгера, Э.Г. Пилюгиной, З.Н.Максимовой «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» и другие. (Приложение 1 )

С помощью педагогической диагностики, рекомендованной К.Л.Печорой, определили уровень развития сенсорных способностей каждого ребёнка и запланировали работу по развитию сенсомоторной деятельности. Обследовано 15 детей (Приложение 1 )

Интерпретация следующая:

уровни дети %
высокий 5 33
cредний 8 54
низкий 2 14

Организация воспитательно-образовательного процесса в группе направлена на:

  • Создание психологически комфортных условий, где каждый ребёнок чувствует себя уютно и радостно;
  • Обеспечение специально организованной среды для игр, отдыха и занятий для полноценного и разностороннего развития малышей.

Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Проведение игр-занятий способствует мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей. (Приложение 2 )

Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, мы наблюдаем за их действиями, при необходимости оказываем помощь, создаём ситуацию успеха.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыш различного типа, разноцветные счёты, геометрические фигуры, матрёшки, бочата, мозаика. Игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Например, Матвею Т., Алине Р.. Лике Д. интересно раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Наша задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности. (Приложение 2 )

Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики. обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как: «Водичка», «Наливаем-выливаем», «Угощение для друзей» «Домик для черепашки».

Хорошим средством для сенсомоторного развития являются пальчиковые тренинги. В комплексы пальчиковых тренингов включаем активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые тренинги проводим во время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты. Малыши овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет нам активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На заседании родительского клуба «Содружество», мы ознакомили родителей с содержанием и значением необходимости формирования сенсомоторной культуры детей раннего возраста. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях:

  • Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • Формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр.

Родители являются первыми помощниками. В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр с песком и водой, участвовали в оформлении сенсорной юбки: со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками. Малыши с интересом подходят к воспитателю, чтобы завязать шнурок или бантик, расстегнуть молнию, найти в кармане шарик, мелкую игрушку, определить на ощупь, что находится в кармашке. (Приложение 2 ) Даже такие недоверчивые дети как: Ярослав Г, Софья Р. заинтересовались карманами с молниями и цветными шнурками. Сенсорная юбка способствует созданию тёплых, доверительных отношений с детьми и взрослыми.

Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная совместная деятельность, где родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса. Участвуя в проекте «Умелые ручки», цель которого направлена на создание условий для развития сенсомоторных способностей детей, родители изготовили игры с использованием пуговиц, стимулирующие ручную и пальцевую координацию. (Приложение 1 )

Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бардышева Т.Ю., Агаян Г.Г. «Для самых маленьких от 2 до 4 лет» (Серия пальчиковых игр) 2006 г.;
  2. Белая Н. «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста) 2000 г.;
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н. А. «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.» 2000 г.;
  4. Венгер А.А. , Е.Г.Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» 1988 г.;
  5. Густомясова А. «Воспитание социальной компетентности» 2003 г.;
  6. Гордеева Т.В. « Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами» 2004 г.;
  7. Жукова О.«О развитии ручной умелости», Дошкольное воспитание № 8 2008
  8. Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду» 2005 г.