Домой / Для голубых глаз / Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: Зима. Идёт волшебница зима: занятие в старшей логопедической группе

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: Зима. Идёт волшебница зима: занятие в старшей логопедической группе

Ольга Логинова
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Провела Логинова О. В.

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима » , «Зимние забавы »

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств : любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи :

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию , стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой , изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

1. Организационный момент.

.

3. Паьчиковая гимнастика : “Зима” .

4. Беседа о зиме.

Игра «Волшебный мячик» .

Игра «Доскажи словечко» .

6. Дыхательные упражнения.

7. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

8. Физминутка. «Зима » .

9. Загадки

1. Организационный момент.

(дети вместе с логопедом входят в группу )

Ребята, что необычное вы заметили в группе ?

(фотографии зимнего пейзажа , оформленные в виде фотовыставки)

Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.

Логопед . Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила»

О каком времен года эта загадка? (О зиме.)

Логопед : (И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме ,и давайте поиграем нашим язычком)

2. Артикуляционная гимнастика. (Общие артикуляционные упражнения) .

1. «Улыбка» , «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики» Ходит маятник в часах :

Влево - тик, а вправо – так.

Ты сумеешь сделать так :

Тик и так, тик и так?

5. «Качели»

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

6 .«Блинчик»

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

7. «Чистим зубки»

Мягкой щёткой с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые

3. Пальчиковая гимнастика : “Зима” .

Зимою холода. потирание ладошек друг о друга

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев

Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев

Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев

В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широкорасставленными пальцами

Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях

4. Беседа о зиме. през-ция : «Окружающий мир зимой» .Слай 3

Какие времена года вы знаете?

Какое время года приходит за осенью?

Какое время года год начинает?

Какие зимние забавы вы знаете ?

Какая зимой погода? (холодная)

Что выпадает зимой? (снег)

Если зимой много снега, то зима какая ? (снежная)

Если зимой сильный мороз, то зима какая ? (морозная)

Если часто метет метель, то зима какая ? (метельная)

А если часто гуляет вьюга, то зима какая ? (вьюжная)

Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая ? (студеная)

Какое время года следует за зимой?

Какие признаки зимы вы знаете?

Что отличает зиму от других времён года?-

Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.

*- Игра «Волшебный мячик» .

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть. Нужно всем нам в круг вставать.

(дети по кругу передают «волшебную палочку» , называя по одному признаку).

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша) .

*-Игра «Доскажи словечко» .

Логопед : Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка : Давайте поиграем со словом «снег» .

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег» ).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка -. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.) »

Логопед : Как много родственников у слова «снег» . Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

7. Дыхательные упражнения.

Логопед : Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка : «Подул зимний ветерок , полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки) . А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают : Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

6. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

Наступила суровая зима . (Теперь вы придумайте свои предложения) .

9. Физминутка. «Зима » .

Наконец пришла зима , (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

8. Загадки

Логопед : Зима морозная пора , но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям . Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах , а вы их отгадайте.

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые :

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

8. Итог. Логопед : Вот подходит к концу наше занятие . Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» в старшей группе для детей с ОНР.

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Коррекционно-образовательные цели:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:

Скачать конспект
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе
Предварительная работа: прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения « Снеговик» и пальчиковой гимнастики. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди « Времена года. Зима».
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, конверты со схемами предложений.
1. Организационный момент
Звучит музыка Вивальди « Времена года», прослушивание отрывка из произведения.
Логопед: Ребята вы прослушали музыкальное произведение, на какое время года оно похоже?
Дети: Оно похоже на зиму.
Логопед: Правильно это зима к нам пришла.

2. Беседа о времени года
- Как мы узнаем, что к нам пришла зима?
Дети:
На улице сильный мороз.
На улице выпал белый пушистый снег.
С крыш домов свисают сосульки
На улице метет сильная метель.
Ночь длиннее, а день короче.
Солнышко светит, но не греет.
На дороге гололед.
На дороге поземка.
3. Основная часть
Логопед: Снеговик принес письмо, а что там мы сейчас узнаем.
. Загадки
*Художник невидимка
По городу идет
Всем щеки нарумянит
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал
Сверкающие листья
(мороз)
* Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала
(снежинка)
* Что за нелепый человек
Пробрался в 21век
Морковка – нос в руке метла
Боится солнца и тепла.
(снеговик)
* Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
На солнце её припечет
Заплачет она и умрет
(сосулька)
* Мчусь как пуля я в перед,
Лишь потрескивает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня?
(коньки) .
*Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закрутила замела –
Стала улица бела
(метель)
*Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы
(санки)
4. Упражнение “Снежинки”
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
5. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений.
- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
- Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.
Дети:
Дети катаются с горки на санках.
Дети катаются на коньках.
Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.
Дети играют в снежки.
Дети лепят снеговика и снежную бабу.
Дети строят снежную крепость.
Дети убирают снег.
Дети подкармливают птиц зимой.
Дети играют в хоккей.
6. Дидактическая игра “Подбери слова”
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
7. Игра “Назови ласково” с мячом
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок Сосулька – сосулечка
Мороз - морозец Дерево - деревце
Ветер - ветерок Горка – горочка
Лёд - ледок Холод - холодок
Зима - зимушка Санки – саночки
8. Упражнение “Что изменилось?”
Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
9. Физкультминутка «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!
Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка
Медленно приседают.
Увы! - и нет снеговика.
Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

10. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой
стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.
9. Упражнение “Где это бывает?”
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на.
- Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где стоят санки?
- Где слепили снеговика?
11. Упражнение “Закончи предложение”
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
12. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)
Логопед убирает картинки.
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
- Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.
13. Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Оценка детей.

Наталья Пахомова
Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» для детей старшей группы с ОНР.

Аннотация : подгрупповое логопедическое занятие по теме «Зима » , для детей 5-6 лет с ОНР , направленное на развитие лексико -грамматических средств языка, развитие диалогической речи, формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Программное содержание :

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (беседа) ;

Учить выделять признаки, действия предметов;

Уточнять представления детей об основных цветах

Учить детей некоторым способам словообразования;

Расширять навык построения разных типов предложений

Цель : расширить и активизировать словарный запас по теме «Зима » , развить лексико -грамматический строй и диалогическую речь.

Задачи :

Коррекционно-образовательные. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима » . Совершенствование лексико -грамматического строя речи : учить выделять названия предметов, действий, признаков; учить детей некоторым способам словообразования (образование причастий) . Развитие навыков слогового анализа слов (деление слов на слоги) . Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь, расширять навык построения разных типов предложений, учить использовать предлоги «на, с, в» , обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Совершенствовать слоговую структуру слов . Учить подбирать синонимы, правильнее и точнее выражать свои мысли. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы : словесный, наглядный.

Приемы : эмоциональная заинтересованность, загадки, индивидуальный подход, словесное поощрение, Формы и виды детской деятельности : игровая, коммуникативная.

Предварительная работа. Прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик» и пальчиковой гимнастики «Снежок» . Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди «Времена года. Зима » .

Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Оформление. С. Вохринцева Окружающий мир. Зима . Дидактический материал, конверты со схемами предложений.

Реализация государственных требований : интеграция образовательных областей : «Музыка» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Здоровье» .

Образовательные ресурсы :

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Зима , зимние забавы. - СПб.: Паритет, 2005. (Серия «Грамматика в играх и картинках» ).

«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы : Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Коноваленко С. В. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия по лексико-сематической теме «Зима » для детей с ОНР изд ГНОМ и Д 2005.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет блочно-тематическое планирование / авт сос Э. Ф. Курмаева. - Волгоград : Учитель 2012

Сценарий организованной коррекционно-образовательной деятельности

I Оргмомент : звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима » , прослушивание отрывка из произведения.

Логопед : Ребята, вы прослушали музыкальное произведение на какое время года оно похоже?

Дети : Оно похоже на зиму.

Логопед : Правильно это зима к нам пришла .

II Введение в тему : беседа о приметах зимы.

Логопед : Ребята, а как мы узнаем, что к нам пришла зима ?

Дети :

На улице сильный мороз.

На улице выпал белый пушистый снег.

С крыш домов свисают сосульки

На улице метет сильная метель.

Ночь длиннее, а день короче.

Солнышко светит, но не греет.

На дороге гололед.

На дороге поземка.

III Основная часть

1. Загадки

*Художник невидимка

По городу идет

Всем щеки нарумянит

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал

Сверкающие листья

(мороз)

*Без рук, без ног

А рисовать умеет

(мороз)

* Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропала

(снежинка)

* Что за нелепый человек

Пробрался в 21век

Морковка – нос в руке метла

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

* Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце её припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька)

* Мчусь как пуля я в перед,

Лишь потрескивает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня?

(коньки) .

*Рассыпала Лукерья серебряные перья.

Закрутила замела –

Стала улица бела

(метель)

*Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы

(санки)

*Меня не растили - из снега слепили

В место носа ловко вставили морковку,

глаза угольки, а губы сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(Снежная баба)

2. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений. Приложение 2

Логопед : Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.

Дети :

Дети катаются с горки на санках.

Дети катаются на коньках.

Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.

Дети играют в снежки.

Дети лепят снеговика и снежную бабу.

Дети строят снежную крепость.

Дети убирают снег.

Дети подкармливают птиц зимой.

Дети играют в хоккей.

3. Игра «Найди отличия» «На катке» . Приложение 1 (презентация слайд 9)

Логопед : Ребята посмотрите на эти две картинки и найдите 9 отличай

Дети :

1. У девочки на руке появился браслет

2. У мальчика в желтой куртке коньки разные цветом.

3. Мальчик в желтой куртке разжал руку.

4. У девочки в розовой куртке одна полоска.

5. У девочки в зеленой кофте ни стало голубой шапочки.

6. Хоккеисты поменялись местами.

7. У мальчика ни стало клюшки.

8. Дети катаются в паре.

9. Девочка упала влево.

А теперь ребята поиграем в игру телефон, приготовили свои ладошки.

4. Деление слов на слоги игра «Телефон»

Снег, сне-жок, сне-жин-ка, сне-го-вик, Сне-гу-роч-ка, сне-гирь. Назовите общую часть всех слов? (Снег)

5. Игра «Назовите общую часть слов» .

Логопед : Зимний, зимующий, зимородок. Дети : (Зима )

Логопед : Холодный, холодок, холодеть, холодильник. Дети : (Холод)

Логопед : Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки. Дети : (Мороз)

Логопед : Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

Дети : (Лед)

6. Физкультминутка

Упражнение «Снеговик» .

Давай, дружок, смелей, дружок,

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка

Медленно приседают.

Увы! - и нет снеговика.

Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре - Загибают пальчики начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили - Лепят, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий - Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью

И совсем-совсем не сладкий - Грозят пальчиком

Раз подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем

Ребята, теперь давайте подумаете и скажите.

7. Игра «Подбери признак» Презентация слайд 10-12

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, чистый.

Мороз (какой) - сильный, злой, крепкий, слабый.

зима (Какая) - холодная, морозная, снежная, весёлая.

8. Игра «Подбери действие» Презентация слайд 13-14

Снег (что делает) - идёт, падает, кружится, лежит, скрипит.

Мороз (мороз что делает) - щиплет, трещит, кусает, рисует.

9. Игра «Образуй признак» Презентация слайд 15

снег блестит на солнце (значит он какой) блестящий на солнце снег,

снег сверкает на солнце - сверкающий на солнце снег,

снег искрится под лучами солнца - искрящийся под лучами солнца снег,

снег хрустит под ногами - хрустящий под ногами снег,

снег скрипит под ногами - скрипящий под ногами снег,

снег падает на землю - падающий на землю снег,

снег кружится в воздухе - кружащийся в воздухе снег.

10. Игра «Скажи иначе»

снегопад - метелица, метель, вьюга, буря, буран, пурга.

стужа - холод, холодина, мороз.

мёрзнуть - зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода, леденеть, замерзать.

IV. Заключительная часть. Рефлексия .

Конспект логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа . Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед: Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки:

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед. Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед. Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед. Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: ш-hi-hi». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед. Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед. На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы рассказали о (снеговике).

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (с опровождение речи с движениями).

« Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».

Логопед. Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед. Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед. Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : « А у тебя сколько точек?».

Дети. Три точки.

Логопед. А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед. Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед. Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед. Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т.д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».

Логопед. Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед. Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.


Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, автоматизировать звук [c], учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с колонками, магнитофон, костюм Снегурочки, снежинки, 2 сундучка, 2 сугроба, колокольчик, дидактическая игра «Варежки», разрезная снежинка, салфетки с изображением снежинок, снежки, карточки с изображением солнышка и тучек, тарелочки для раздаточного материала, мелодия «Серебристые снежинки», сопровождающая презентация в Microsoft Office Power Point.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Логопед входит в группу в костюме Снегурочки встречает детей и проводит ритуал приветствия.

Я, девочка — Снегурочка.

Из кружев мой наряд.

Пришла я к вам, ребята,

В чудесный детский сад!

Давайте познакомимся.

Покажите мне свои ладошки.

Меня зовут Маргарита Сергеевна, а как зовут тебя?

(дети дотрагиваются ладонями и называют свои имена).

2. Основная часть.

1. Превращение в снежинки.

— Ну, вот мы и познакомились. Вы будете со мной играть?

— Будете моими снежинками?

— У меня есть волшебный колокольчик.

Колокольчик мой звени,

Всех в снежинок преврати

(дети кружатся и превращаются в снежинки).

Сегодня нам будет помогать компьютер и мы будем играть с ним, поэтому обязательно нужно сделать гимнастику для наших глаз. Присаживайтесь возле экрана.

2. Гимнастика для глаз.

Поморгайте правым глазом, а теперь левым, а теперь закройте сильно-сильно глазки, откройте. Посмотрите вправо-влево не поворачивая головы, а затем вверх и вниз.

3. Артикуляционная гимнастика.

Внимание на экран. (Слайд №2)

«Упражнение Снеговики»

1. Снеговик радуется снегу и морозу (улыбка, весёлое выражение глаз).

2. Снеговик грустит (опустить уголки губ вниз и передать печальное настроение).

4. Загадка

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка, загадку.

Весь из снега одного,

Не обычен нос его,

Чуть теплей заплачет вмиг.

Кто же это?(снеговик)

Слайд №3 (мультипликационный короткометражный фильм про снеговика).

5. Беседа о зиме.

Слайд №4 (изображение природы зимой).

Снегурочка задаёт детям вопросы:

— А как вы думаете, ребята, какое сейчас время года?

— Как вы догадались?

— Какие зимние месяцы вы знаете?

— Назовите признаки зимы.

— Какие праздники мы встречаем зимой?

— Какие зимние забавы вы знаете?

— Во что вы любите играть зимой?

6. Упражнение «Назови ласково»

Я называю слово, бросаю кому-нибудь из вас снежок, а вы возвращая мне снежок это слово называете ласково. Например: ветер — ветерочек.

Снег-…, сосулька-…, санки-…, горка -…, мороз-…, зима-…, холод-…, снегурка-…, лёд-…

7. Упражнение «Подели слова на слоги»

Приготовьте ваши ручки, сейчас мы найдём самое длинное слово. Для этого поделим слова на слоги хлопками.

снег, сан-ки, сле-ды, мо-роз, со-суль-ка, сне-го-вик, сне-гу-роч-ка.

Какое слово было самое длинное? (Снегурочка).

8. Речевая игра со словом снег «Доскажи словечко» (Слайды №5-13)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег.

С неба всё летят пушинки, серебристые… снежинки.

На дорожку на лужок, тихо падает… снежок.

Вот веселье для ребят, всё сильнее…снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка — это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил… снег.

9. Танец «Серебристые снежинки».

Выходите все снежинки ко мне. Мы будем танцевать. Возьмите по две снежинки. Дети танцуют со Снегурочкой танец снежинок.

10. Двигательное упражнение «Сугроб».

Снег кружится, снег кружиться,

Снег, снег, снег,

Рады снегу звери, птицы,

А ребята больше всех!

Вот снежинки полетали,

Покружились и упали!

Дворник, дворник, помоги!

За лопатою беги!

Дворник быстро подбежал,

Снег лопатою собрал.

Встал на месте том сугроб.

Сугроб снежный, волшебный.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи…

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук, в сундуке салфетки с изображением снежинок).

11. Логоритмическая игра «Мой снежок».

Я с салфеткою играю,

И в комочек собираю,

Ещё раз, ну разок!

Получается … снежок!

Мы сейчас возьмём снежок,

Поиграем -ка, дружок!

12. Дыхательное упражнение «Снежинка».

А сейчас мы будем правильно дуть. Вы знаете как? Набираем воздух через носик, а выдыхаем через ротик, губки в трубочку.

Подул слабый ветерок, прилетел к тебе снежок. Устроим настоящий снегопад. На раз, два, три, дуем…

А теперь согрейте ручки тёплым воздухом, подуйте на свои ладошки.

13. Упражнение «Укрась варежку для Снеговика» (Слайд №14).

(Дети берут варежки разного цвета, находят пару и проходят за столы)

14. Пальчиковая гимнастика «»Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Сьели суп и спать легли.

А сейчас украсьте ваши варежки одинаковым узором.

15. Упражнение “Собери Снежинку” (Слайд №15).

— Ой, ребята моя снежинка рассыпалась. Вы поможете мне её собрать?

Дети помогают собрать картинку снежинки на ковре.

3. Итог.

— Посмотрите — ка, ребята, а рядом появился ещё один сугроб.

Чтобы он растаял вам нужно ответить на вопрос:

Вам понравилось со мной играть? Во что вам понравилось играть больше всего?

Какое у вас настроение? Возьмите солнышко, если вам понравилось играть, тучку, если не очень. И положите их вокруг сугроба.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи.

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук с подарками для детей).

Мне очень понравилось с вами играть. Это подарки вам и вашим друзьям в группе от Снегурочки. Я к вам обязательно приду ещё в гости.

До свидания!

Примечания к презентации: слайд №13 — звуковой фильм; слайды №14, №15 используются в качестве подсказки для воспитанников, их можно включать и после выполнения задания для проверки правильности выполнения.