Домой / Для брюнеток / Пасха Христова: история и традиции праздника. Что для Вас праздник Пасхи

Пасха Христова: история и традиции праздника. Что для Вас праздник Пасхи

«Ибо так возлюбил Бог этот мир, что отдал Сына Своего Единородного. Дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную». Золотой стих Евангелия, Иоанна 3 глава, 16 стих.
Для всех христиан праздник Пасхи всегда воспринимался с особым трепетом, ведь, прежде всего, это осознание того, какую жертву принёс Иисус Христос ради каждого живущего человека.
На мои вопросы ответил пастор христианской церкви «Спасение в Иисусе» города Читы Сергей Ястржембский.

Сергей Владимирович, к сожалению сегодня не каждый человек знает, что это вообще за праздник такой – Пасха. Зачастую для многих отметить Пасху - это покрасить яйца и испечь куличи. Расскажите, что вообще лежит в основе этого праздника?

Сергей Ястржембский: Вообще праздник Пасхи является одним из самых древних праздников. Его история уходит глубоко корнями в историю израильского народа, когда они находился в рабстве в Египте на протяжении 4-х столетий. Они взмолились Богу, чтобы Он дал им освобождение и Господь послан к ним одного из мощных пророков, которого Ветхий завет очень свято чтит - это был Моисей. Посредством Моисея Господь явил десять казней над Египтом, и одна из последних была смерть первенцев и младенцев в Египте. Бог сказал, что если вы не хотите, чтобы какой то первенец умер у вас, то вы должны заколоть агнца, взять его кровь и помазать косяки дверей. Так и поступила, каждая израильская семья. Написано, когда проходил в эту ночь ангел губитель, то не заходил в дома израильтян, но он заходил именно в дома египтян и поражал там первенца. Вот это было первым таким предзнаменованием.
Пасха с иврита переводится, как пройти мимо, и тем самым показывает, что ангел губитель, прошел мимо домов израильтян. Была определённая защита в крови агнца. И впоследствии это все показывало на искупительную жертву Иисуса Христа, который пришёл в этот мир и умер за каждого из нас. Теперь любой человек, который обращается к Иисусу Христу, как жертвенному агнцу и как бы помазывает косяки своего сердца, то ангел-губитель однажды пройдет мимо жизни этих людей, мимо их семей, здоровья и так далее, потому что есть некая защита, искупление на жизни этих людей.

А что вы думаете о тех традициях, которые прочно закрепились за празднованием Пасхи – таких как, крашение яиц, куличи?

Сергей Ястржембский: Наверное есть разное отношение к этому среди церквей. Лично мое отношение к этим традициям нейтральное. Я никогда не был против, когда люди красят яйца, пекут куличи, когда этому не придается особый духовный смысл. Ведь, если люди не красят яйца, не пекут куличи - это не значит, что они как-то неправильно празднуют Пасху. Потому что праздник Пасхи заключен в другом. Именно в том, чтобы обратиться к Богу, размышлять над тем, что он сделал для нас, а не во внешних каких-то обрядах. Но в то же самое время, я не вижу чего-то плохого, так как уже есть какая-то сложившаяся традиция, которую мы совершаем, но при всем при этом, мы из фокуса не должны терять именно личность, жертву и воскресение Иисуса Христа.

Как празднует Пасху христианская церковь «Спасение в Иисусе»?

Сергей Ястржембский: Мы всегда подходим с большим ожиданием и трепетом к этому празднику, потому что наравне с Рождеством Христовым это один из величайших праздников, в христианской среде. Так, Рождество - это рождение нашего Спасителя, а Пасха, это то, ради чего Иисус Христос родился. И поэтому мы празднуем его точно так же, как и евреи. На протяжении целой недели мы готовимся к этому празднику. Естественно, прежде всего, готовим своё сердце: больше стараемся молиться, переосмысливать свою жизнь. Как мы живем, действительно ли у нас есть живые отношения с Богом. Так же. мы готовим свои жилища, мы учим людей, чтобы они постарались прибраться дома, если это частный сектор, то в ограде убраться, чтобы и во внешней, и во внутренней чистоте подходить к этому празднику.
У нас прошло несколько праздничных богослужений на Пасхальной неделе. Это в Чистый четверг, когда мы вспоминали о том, что Христос сделал для своих учеников, когда он собрался с ними в горнице, умыл им ноги, совершил вечерю. Так же в Страстную пятница, когда Иисус был распят, ну и в воскресенье - праздничное богослужение, когда мы празднуем воскрешение Иисуса Христа. В этом, наверное, суть всей Пасхи, то что Иисус не остался мертвым. Поэтому на протяжении всей недели мы готовились, и как кульминация всего этого - воскресное богослужение.

Ну и напоследок, Сергей Владимирович, хотелось бы, чтобы вы поздравили нас всех со святой Пасхой.

Сергей Ястржембский: Мне бы хотелось поздравить всех жителей нашего города и края с этим прекрасным праздником. Он по-настоящему светлый праздник. И очень сложно, наверное, в праздник Пасхи грустить, оставаться каким-то равнодушным человеком. И вот хотелось бы, чтобы этот праздник особенным образом принес какую то радость, счастье в семью, в дом каждого человека. И, наверное, самый лучший подарок, будет для нашего Господа и Спасителя, и который люди могут сделать даже самому себе - это попробовать обратиться к Богу. В простой молитве, простыми словами, поблагодарить его за то, что мы живем, за то что у нас может быть есть дети, семья, что мы живы, здоровы, ну и сделать что-то доброе светлое для своего ближнего. И у нас будет на душе хорошо, и у других люде. Поэтому пусть Христово воскресение и Его благодать прибудет с каждым человеком.

Христос Воскрес!

Сергей Ястржембский: Воистину воскрес!

Ольга Зиятдинова

Культура

Пасхальное Воскресенье совсем близко.

Мы красим яйца, едим шоколадных зайцев, и при этом, многие из нас не знают ни происхождения этого, пожалуй, одного из самых великих праздников, ни интересных фактов из его истории.

Пасха - праздник Воскресения Иисуса Христа на третий день после его смерти.

Это самый старый христианский праздник и самый важный день церковного календаря .

Христиане считают, что пасхальное яйцо символизирует радость и праздник, а также является символом новой жизни и воскресения.

Традиция красить яйца

Традиция раскрашивать яйца пришла к нам из Римской Империи. Легенда гласит, что в день рождения римского императора Марка Аврелия одна из несушек в курятнике снесла яйцо, которое, якобы, отличалось от других тем, что скорлупа была отмечена красными точками.

Это событие было истолковано как знак свыше, счастливое предзнаменование свершения чего-то очень важного в ближайшем будущем.

Начиная с 224 года, римляне стали посылать друг другу в качестве поздравления на Пасху яйца, разрисованные во все возможные цвета.

Христиане же заимствовали эту традицию, истолковав её по-своему: красный - это цвет, отождествляемый с кровью Христа, а значит обладающей особой силой. Пасхальное яйцо окрашено кровью Сына Божьего . Именно так интерпретирует христианство раскраску яиц.

Действия знаменитого произведения Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" развиваются в течение Страстной недели , а завершаются описываемые автором события накануне Пасхальной ночи.

76 процентов людей, в первую очередь, съедают у шоколадных зайцев именно уши.

У католиков Пасха в 45 процентах случаев раньше, чем у православных христиан. В 30 процентах случаев католическая и православная Пасхи совпадают. В 20 процентах два этих праздника разделены пятью неделями, в 5 процентах случаев расхождение составляет четыре недели.

Более 65 процентов опрошенных россиян считают, что Православной Пасхе необходимо придать статус общегосударственного официального праздника.

При окраске яиц рекомендуется использовать специальные пищевые красители. От красителей, не предназначенных для пищевой промышленности, стоит отказаться. В магазинах можно найти порошковые или жидкие пищевые красители, которые абсолютно безвредны для здоровья.

У католиков символ Пасхи - пасхальный кролик , у православных же эта роль отведена курице, символизирующей материнство и заботу о своих птенцах. Именно она является олицетворением семьи, добра и любви.

На Руси среди детей проводились игры с катанием яиц. Так называемые "покатушки|. У кого из участников игры яйцо укатится дальше, тот и выиграл.

Самые знаменитые пасхальные яйца миру подарил Петер Карл Фаберже. Немец по происхождению, этот выдающийся ювелир проживал в царской России. В 1883 году Царь Александр заказал подарочный набор яиц для своей супруги .

Пасхальное яйцо с самыми внушительными размерами находится в Вегревилле, провинция Альберта, Канада. Вес этого яйца около двух тонн, а его длина достигает 8 метров.

В России самое большое пасхальное яйцо было изготовлено изо льда в 2010 году. Его вес составил 880 килограммов, а высота 2,3 метра.

В свою очередь, Анатолий Коненко из Омска смастерил три самых маленьких пасхальных яйца, отличающиеся необычно миниатюрными размерами. Самое "крупное" из них размером всего лишь в 3,5 мм. Яичко настолько мало, что с легкостью помещается в скорлупе кедрового ореха.

Пасхальная традиция России

Конечно же, самым главным обычаем в России и странах пост советского пространства является посещение могил родственников на кладбище спустя неделю после Пасхи .

Однако, по традиции Православной Церкви, день Пасхи – это радостный и светлый праздник, связанный с чудесным Воскресением Сына Божьего. На всю следующую неделю прекращается поминание усопших.

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха - самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: , (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи - самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе !» - «Воистину воскресе !». День Светлого Христова Воскресения для христиан - это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день ». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи - это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным . Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели - воскресенье . Каждое восресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой ». Воскресенье называется воскресеньем в честь восресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году - на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную . Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору , «Слове о Пасхе » святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. - ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 - ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 - ок. 235). Пасха крестная - воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной - радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей - шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие - в первое воскресенье после иудеев , поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор » между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского , все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия . Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями .

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу . Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года . Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи - круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) - повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом ». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира ». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг ». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина ».

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи , любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба , как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою ». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати », после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие ».

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити ». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» - недоумевают они.

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день », составленный св. Иоанном Дамаскиным . Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе ». Народ отвечает: «Воистину воскресе ». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

П л0тію ўснyвъ ћкw мeртвъ, цRь и3 гDь, триднeвенъ воскRсе, и3 ґдaма воздви1гъ и3з8 тли2, и3 ўпраздни1въ смeрть. пaсха нетлёніz, ми1ру спасeніе.

Перевод

Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты - пасха безсмертия, спасение мира.

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» - «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив ». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай - на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России - на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане вспоминают, что владыка (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие по-гречески.

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника .

Кондак празднику

Ѓ ще и3 в0 гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех согласий - и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.

На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное - писанка, а деревянные пасхальные яйца - яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.

Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, - это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется , как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки - после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро .

Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех . Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи - самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.

На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые - катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке - желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.

Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха - это Праздник праздников и Торжество торжеств , это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная », прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, - это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Сюжет «Воскресение Христово - Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.


Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них - храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке . Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут , упомянутый в писцовых книгах 1577-1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.


Старообрядческие храмы Воскресения Христова

1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось храма-колокольни Рогожского кладбища . Таким образом, ему было историческое имя. Именно во имя Воскресения Христова этот храм и был освящен 18 августа 1913 года, после того как на средства благотворителей он был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. В 1949 г. храм был освящен во имя Успения Божией Матери, в таковом положении пребывал до 31 января 2014 года. Инициатива вернуть храму историческое имя была выдвинута предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви на Освященном соборе 2014 года.

Древлеправославной Поморской Церкви принадлежит действующий (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы.

Также в Литве в г. Висагинасе действует храм Воскресения Христова Древлеправославной Поморской Церкви.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку - 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них - о несопраздновании с иудеями - изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, пересмотром занимался один только А. Ю. Рябцев , а остальные ему просто поверили на слово. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы):

… Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты » или «новопасхальники ». 1 мая 2011 года они впервые отметили Пасху по новым правилам в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора РПсЦ 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым вычислениям, новопасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и поныне. В нее входит всего несколько человек. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым , также высказывавшим мысль об изменении дня празднования Православной Пасхи.


Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №6 «Ёлочка»
Статья
«Пасха красная - пора прекрасная!»
Автор:
воспитатель высшей квалификационной категории
Соловьева Е.А.
г. Ветлуга
2016г.
Взрослые и дети всегда с нетерпением ждут православный праздник – Светлое Христово Воскресенье. Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет.
В МДОУ детский сад №6 «Ёлочка» стало традицией реализовать социальный проект, посвящённый Светлой Пасхе. И этот год не стал исключением. Мы с ребятами с огромным удовольствием стали готовиться к самому светлому празднику - празднику Пасхи!
Проводили беседы о традициях и обычаях праздника, организовывали выставки, разучивали пасхальные песни, танцы. Прослушивали с детьми аудиозаписи колокольного звона. Готовясь к этому празднику, наши детки проявили всю свою фантазию. Куличи, яйца и цыплята, пасхальные корзиночки, верба и весенние цветы, и множество других символов этого древнего христианского праздника присутствуют в красочных аппликациях, пасхальных открытках, выполненных детьми.
Одна из самых красивых, ярких, интересных традиций - это украшение яиц, которыми принято одаривать всех в день Воскресения Христова. Мы рассказали дошколятам, что яйца на Руси испокон веков считались символом жизни. Для маленького ребенка крашеное и расписанное яичко является одним из радостных атрибутов Святой Пасхи. Наши дети с огромным восторгом раскрашивали яички яркими красками.
Празднование Пасхи не обошлось без подвижных игр. Это замечательная возможность разучить русские народные игры, игры других национальностей. Для состязаний в быстроте и ловкости мы предлагали детям разнообразные эстафеты с пасхальными яйцами, например «Пронеси яйцо в ложке».
12 мая в детском саду состоялось итоговое мероприятие, праздник Пасхи – «Пасхальная радость». Участниками этого праздника были дети младшего и старшего дошкольного возраста, родители. Был приглашен священнослужитель - отец Павел. Он рассказал всем о празднике Воскресения Христова, обратился ко всем присутствующим с пожеланиями: «Пусть Ваши сердца наполняются любовью, пусть милосердны будут к вам Ваши близкие, пусть дела каждого дня будут только добрыми!».
Праздник, наполненный музыкой, песнями, инсценировками, играми, танцами, излучал тепло и свет.
Всех поздравляем с Пасхой - Светлым Христовым Воскресением!
Желаем здоровья, творческих успехов!
Сценарий праздника для детей дошкольного возраста
с использованием ИКТ
«Пасхальная радость»
Цель: Приобщение детей к народным традициям
Задачи:
Создать радостную атмосферу праздника;
Формировать доброжелательные отношения между детьми старшего и младшего дошкольного возраста;
Обогащать знания детей о празднике Пасхи;
Прививать любовь к истории своего народа;
Способствовать развитию двигательной активности детей. Развивать ловкость, смекалку. Вести здоровый образ жизни.
Участники: дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа: реализация проекта «Пасхальная радость»
Ход праздника:
Раздается звон колоколов, в зал входит ведущий.
Ведущий
Добрый день, дорогие друзья!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Автор: А. Майков
Ведущий. Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна.
Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля покрываются свежей травкой, и скоро, куда ни взгляни, - увидишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшийся в родные края, поёт весне свои звонкие песни и славит Бога – Творца.
Светлому празднику Пасхи посвящен наш сегодняшний праздник.
Видео поздравление с Пасхой (автор Любовь Пятилетова)
Ведущая (держит в руках веточки вербы).
С вербой в Пасху всех встречаем,
В гости дружно приглашаем!
Заходите поскорей,
Запевайте веселей!
(дети под музыку выходят, встают полукругом)
Песня «Пасху радостно встречаем»
1 ребенок
Как прекрасна Весть Благая:Иисус Христос воскрес!Всем спасенье предлагая,Смотрит Он на нас с Небес!
2 ребенок
Солнце радостно сияет,В день воскресный и святой,Всех нас с Пасхой поздравляет,Шлёт нам радость и покой!
3 ребенок
Весть несётся по Вселенной:Иисус Христос воскрес!Дивной, славной, чудной песней,Подпевает дол и лес!
4 ребенок
Аллилуйя, Аллилуйя,Слава, Честь, Хвала Христу!Вся Земля поет, ликуя,Песнь несётся в высоту!
Песня «Весенняя»
(Все дети садятся на стулья, остаются дети с цветами в руках)
Инсценировка «Пасхальный букет»
Чтец: Мы – цветочки из райского сада.
Все мы разные – целый букет!
И спешим мы, Христу поклонится,
Принести наш душистый привет.
Чтец: Нас окрасила радуга цветом,
Не жалея всех красок на нас,
Красотою такой наделила,
Что нельзя отвести от нас глаз.
Чтец: Красотою мы будем делиться,
Будем людям мы жизнь украшать.
Мы от смерти Воскресшего Бога
Всем букетом идём поздравлять.
Танец с цветами
Ведущая
Солнышко сияет,Зеленеет лес,Птички напевают:Иисус воскрес!
Дети прославляютГоспода Творца,В небеса стремятся,Детские сердца!
Ребенок (младшая группа)
Хоть совсем я кроха,Знаю хорошо,Что великим Богом.
Всё сотворено.
Хоть совсем я крошка.Знаю - был распят,И Христос, Сын Божий,Умер за меня.
Но Отец НебесныйВоскресил Его.Мне готово местоВ доме у Него.
Хоть совсем я кроха,Но Христа люблю.Слава, слава Богу,Гимн Ему пою.
Татьяна Жембровская
Ведущий
Катись, катись яичко посреди кружочка,
Найди, найди яичко для меня дружочка
ИГРА «Достань яичко»
Дети под музыку бегут вокруг обруча, в котором лежат крашенки, на одно меньше, чем участников. Когда музыка останавливается, надо быстро взять яичко. Кому не достанется, выходит из игры.
Пасхальная композиция «Кто построил этот дом?»
(Е. Королев)
Дети читают поочередно, расположившись вокруг глобуса (большой голубой шар, украшенный цветами, солнцем, травой):
1-й ребенок
Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?
2-й ребенок
Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
3-й ребенок
В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
4-й ребенок
За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?
Все
Ну конечно, это Бог.
5-й ребенок
Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно,
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.
6-й ребенок
Вот за что и почему благодарны мы Ему.
Ведущий (держит в руке корзинку с пасхальными яйцами)
Посмотрите, что за чудоПоложила мама в блюдо?Тут яйцо, но не простое:Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!Здесь полоски, завитушки,Много маленьких колечек,Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,Словно в старой доброй сказке?Мама всем дала ответы:- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне, Символ жизни на земле!(Автор: Татьяна Лаврова)
Инсценировка «Курочка Ряба»
Ведущий
Ай, да курочка, ай, да молодец! Спасибо тебе большое. Ребята, понравилась мне ваша сказка, поздравляю вас с праздником Пасхи!
А мы сейчас Рябушка ребят будем испытывать.
ИГРА Бег с яйцом
Самые быстрые! Самые ловкие!
Ну-ка, похвалитесь своею сноровкой!
Наше задание очень не сложное.
Для любого вполне возможное!
Берёшь яйцо, кладёшь в ложку
И пробежишь с ним немножко.
Кто первый прибежал,
Тот победителем стал.
Девочка. Христос Воскресе!
Все. Воистину Воскресе!
Девочка. Христос Воскресе!
Все. Воистину Воскресе!
Девочка. Христос Воскресе!
Все. Воистину Воскресе!
Первая девочка.
Бог повсюду, Он – везде:
В небе, воздухе, воде,
Все Он видит,
Все Он знает, Всех на свете понимает,
Он – Спаситель мой и твой,
Он – повсюду,
Он – живой.
Вторая девочка.
Это свято я приемлю
Сам Господь сошел на землю
И пожертвовал Собой,
Чтобы нас спасти с тобой.
Бог от Бога,
Свет от Света,
Ты, конечно, знаешь это,
И ответишь на вопрос:
- Кто Он?
Все. Иисус Христос.
Третья девочка.
Радость от земли и до небес;
Он – Воскрес!
Воистину Воскрес!
Он Воскрес… И это Воскресение
Дарует нам вечное спасение.
Четвертая девочка.
Христос Воскрес! Звучит благая
Над миром весть с Святых Небес,
И тварь ликует, воспевая –
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Танец «Нежность»
Русская народная игра "Метелица"
Метелица, метелица, Дети двигаются врассыпную,
Снег повсюду стелется, покачивая руками перед собой вправо-влево.
Кто кружится, вертится, Кружатся на месте.
Тот заметелится. Приседают на последний слог.
Ведущий
Ушла, ушла зима седая!
Все оживает: поле, лес;
Луг зеленеет, глаз лаская,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Прощанью радуясь с зимою
Бегут детишки в ближний лес
И говорят между собою:
«Христос воскрес! Христос воскрес! »
Презентация «Весеннее пробуждение природы»
Автор Татьяна Волобуева
(на ее фоне читается стихотворение)
Чтец. В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жавронок взлетел.
И в синем небе, исчезая,
Песнь Воскресения запел.
Чтец. И песнь ту долго повторяли
И степь, и холм, и темный лес,
Проснись, земля, они вещали, -
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.
Чтец. Проснитесь горы, долы, реки,
Хвалите Господа с небес,
Побеждена Им смерть во веки.
Проснись и ты, зеленый лес.
Чтец. Подснежник, ландыш серебристый, фиалка -
Зацветите вновь,
И воссылайте гимн цветистый
Тому, чья заповедь - любовь.
Ведущий
Христос Воскрес! - звенит синичка.
О том же шепчет ветерок.
- Христос Воскрес! - журчит водичка
И возвещает мотылек.
Сегодня чист, прозрачен воздух,
Тепло и свет идут с небес.
- Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Ликует каждая овечка:
- Христос весь мир от смерти спас!
Я слышу, как мое сердечко
Меня приветствует сейчас.
Оно умеет петь, как люди:
- Тук-тук! Тук-тук! Христос Воскрес!
Сегодня все твердят о чуде,
О том, что мрак навек исчез.
Остался в мире свет небесный.
Не слышно выстрелов и гроз.
И ликованье повсеместно:
- Христос воистину воскрес!
Заключительная песня «Пасха в гости к нам пришла»
Видео заставка «Поздравление с Пасхой»
Дети дарят присутствующим подарки, выполненные своими руками.

В канун очередного празднования Пасхи я в очередной раз слышал множество разъяснений, споров и мнений по поводу происхождения связанных с Пасхой ритуалов. А вот, что было написано в одном из адресованных мне писем: "Владимир Петрович, наверное, многие обвинят меня в ереси, но я склоняюсь к мнению, что на самом деле Пасха не имеет к христианству никакого отношения.

Что Вы думаете по этому поводу?" Всё это вдохновило меня на написание данной статьи, в которой я решил рассказать своим читателям о том, "что же я думаю по этому поводу". Я надеюсь, что моя статья не шокирует вас, но заставит подумать о многих важных вещах, связанных с религией. Хочу особо подчеркнуть, что здесь изложено не столько моё личное мнение, сколько достоверные исторические факты.

Знаете, что было написано в одной массовой газете относительно Пасхи? Цитирую: "Пасха является самым первым христианским праздником. Его история своими корнями уходит в глубокую древность". Вот вам пример вопиющего противоречия, когда последующее предложение совершенно опровергает предыдущее. Христианству всего 2 тысячи лет. А история празднования Пасхи действительно "своими корнями уходит в глубокую древность". Вот только "глубокая древность" - это вовсе не 2 тысячи лет, а десятки тысяч лет. То есть, праздновали люди Пасху с тех самых пор, когда они, люди, вообще начали что-то праздновать. Пасха - это древний языческий праздник начала посева.

Читаем дальше заметку: "Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа". Ну, если точнее, не христиане, а так называемые "Отцы христианской церкви" на первом Вселенском соборе Христианских Церквей в Никее (325 г.) "вложили иной смысл" в этот, да и во многие другие традиционные праздники. Расскажу, как же в действительности дело было.

Христианство в те времена с большим трудом проникало в умы людей, и отцы новой религии изо всех сил стремились привлечь в свою религию широкие народные массы. Зачем? Власть и деньги, всё как всегда. Поэтому отцы церкви не гнушались никакими методами, дабы вырвать народ из, так называемых, языческих религий и ввести их в лоно своей церкви. С этой целью на сходках проповедников новой религии постановили: "А переделаем-ка мы историю жизни Христа так, чтобы её ключевые даты приходились в точности на все основные языческие праздники". Гениальное решение! Народ по привычке праздновал все свои традиционные праздники, только батюшки с крестами в эти дни развели очень бурную деятельность и, в конце концов, убедили народ, что все эти праздники так или иначе связаны с житием Христа. А вот о реальном смысле этих праздников людям было предложено забыть. Предложение подкреплялось, с одной стороны, обещанием рая, а с другой стороны, обещанием пыток и костров. С раем, как вы понимаете, до сих пор не всё понятно, а вот с кострами всё было очень реально: еретиков сжигали целыми деревнями и посёлками! Более того, христианские храмы были установлены исключительно на местах бывших языческих поклонений. Это тоже на том самом соборе придумали, чтобы люди ходили молиться на привычные для них места. Многие из вас слышали, наверное, что, дескать, "церкви установлены на каких-то там особых энергетических местах"? Всё верно, люди издавна поклонялись своим богам только в районах, имеющих сильную энергетику, где связь со сверхъестественными существами устанавливалась легче. А христианские церкви были воздвигнуты именно на этих местах, поэтому в таких церквах и "чудеса" всякие случаются, и исцеления. Однако в новых храмах, которые устанавливаются, ориентируясь не на энергетику места, а на мнение главных городских архитекторов, никаких особых "чудес" происходить не может, да и "связь со Всевышним" там весьма проблематична. Впрочем, примитивные фокусы с "плачущими иконами" в таких храмах иногда практикуют, дабы привлечь паству.

Интересно, что традицию печь пасхальные куличи и раскрашивать куриные яйца в день Пасхи настоятели церкви так и не смогли уничтожить (хотя очень старались). Поэтому был запущен в оборот план "Б". Это традиционный для религии "запасной план": что не удалось искоренить, то переиначим на свой лад. Поэтому батюшки до сих пор изо всех сил пытаются увязать пасхальные куличи и крашенные яйца с христианством, притом пояснения выдумывают: одно нелепее другого.

К примеру, так: "Значение пасхального хлеба состоит в том, что для христиан он заменяет ветхозаветные опресноки, хотя и приготовлен из дрожжевого теста". Или так: "Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами)". Отлично, почему бы тогда на Пасху квас ни пить, который тоже на дрожжевой закваске делается? Или пиво? А как насчёт дрожжевого яблочного пирога? Или такой бред: "В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение живоносного гроба и воскресения Христова". Простите, какое же это отношение имеет раскрашенное куриное яйцо к гробу живоносному и к воскрешению Христа?! Вы видите связь? Лично я - нет. Ну, это уж, как говорится, "Не пришей рукав туда, куда не принято!" Вот ещё примерчик: "Пасхальное яйцо своим красным цветом может напомнить ту бесценную Кровь, которая дала нам вечное спасение". А вот, например, морковка изначально красная, так почему бы не грызть её на Пасху? А томатный сок - так и вовсе на кровь похож предельно. Яйца то ещё красить надо и, притом, не всегда они красного цвета. Просто в красный цвет яйцо покрасить легче. Ещё одна идея: "Святая Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиберием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" - и таким образом начала свою проповедь". Вот скажите, дорогие читатели, с чего бы это Мария Магдалина вдруг решила раскрасить куриное яйцо и вручить его императору Рима в качестве затравки для разговора? В чём смысл таких действий? Это нормально, как, по-вашему? Как, вообще, здравомыслящему человеку может прийти в голову идея отправиться на аудиенцию к директору Римской Империи с... раскрашенным яйцом! Что бы о ней подумал император, в конце концов? Как в такое, в принципе, можно поверить?! Продолжать перечисление этих нелепостей я не буду, вы всё это неоднократно слышали и читали.

Реальная суть в том, что пасхальный хлеб и яйца обозначают мужские детородные органы, а идея заключалась в символическом осеменении поля для получения хорошего урожая. Притом размер, в данном случае, имел большое значение: по поверьям, чем выше пасхальный хлеб, тем лучшего урожая впоследствии можно будет ожидать. Отнюдь не случайно пасхальный хлеб имеет именно ТАКОЙ вид. И относили праздничную еду не к священникам с мокрыми вениками в руках, а на поля для их символического "оплодотворения". Понимаете теперь, какой серьезной проблемой для христианских священников является адаптация такого праздника с такими-то символами к христианской религии? Идея была провальной с самого начала, поскольку этот праздник даже не имеет чёткой фиксации по времени: он имеет привязку к весеннему равноденствию и лунным фазам, а потому каждый год он выпадает на разную дату. Именно после Пасхи можно приступать к первым посевным работам, что и отражало смысл пасхального праздника во все времена. А идея, что Христос воскрес то в один день, то в другой - не кажется ли вам совершенно нелепой? Ведь Рождество, Крещение, Благовещение и многие другие религиозные праздники (конечно же, ранее бывшие языческими праздниками!) отмечаются ежегодно в одну и ту же дату.

Поймите меня правильно, я не являюсь противником христианства как религиозно-философского течения. Я подвергаю критике лишь тех самых "отцов церкви", которые занимались и занимаются популяризацией религии лживыми и отвратительными методами, извращая и уничтожая народные традиции, практиковавшиеся тысячелетиями с реальной пользой для людей. А у вас, дорогие читатели, имеется очевидное информационное преимущество: вы теперь знаете то, о чём многие другие ещё только догадываются.