Домой / Для брюнеток / Социально коммуникативное наш детский сад старшая группа. Социально - коммуникативное развитие детей старшей группы

Социально коммуникативное наш детский сад старшая группа. Социально - коммуникативное развитие детей старшей группы

Кухта Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 102
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективный план для старшей группы по социально - коммуникативному развитию
Дата публикации: 14.12.2016
Раздел: дошкольное образование

СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

До свиданья, лето! Здравствуй, детский сад!

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:
«Наш любимый детский сад»
Цель:
Формировать представления о сотрудниках детского сада (няня, дворник, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Методы и приемы:
1. Игра «Ты расскажи, а мы отгадаем»; 2. Игра «Кому что нужно для работы?»; 3. Беседа по вопросам»; 4. Конструирование из крупного строительного материала.
Индивидуальная работа:

Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 28.
СЕНТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Наши любимые игры и игрушки

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Из чего же, из чего же…
».

Цель:
Формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов;
Задачи:
Формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов; закрепить знания о гигиене; воспитывать любознательность.
Оборудование:
Материал к словесной игре «А что у тебя?».
Методы и приемы:
1. Исследовательская деятельность; 2. Совместная деятельность; 3. Организация предметно-развивающей среды; 4. Словесная игра «А что у тебя?»; 5. Загадывание загадок.
Индивидуальная работа:
Учить правильно, употреблять в речи существительные во множественном числе.
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 16.

СЕНТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Хлеб – всему голова!

ТРУД. Тема:

«
Откуда хлеб пришёл?
».

Цель:
Дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии;
Задачи:
Формировать представление о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
Посылка с муляжами хлебобулочных изделий; Схема «Откуда хлеб пришел?»; Иллюстрации с изображением сельхозтехники; иллюстрации с изображением колосков пшеницы и зерен; соленое тесто для лепки.
Методы и приемы:
1. Игровой сюрпризный момент; 2. Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?»; 3. Игра «Что нужно для работы хлебороба?»; 4. Игра «Кто больше назовет?»; 5. Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом?» 6. Творческая работа Изделиям из теста на столе всегда найдется место».
Индивидуальная работа:
Учить лепить из соленого теста.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 62.
СЕНТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Неделя безопасности.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Пешеходный переход
».

Цель:
Совершенствовать представления о безопасности поведении на дороге.
Задачи:
Познакомить с видами пешеходных переходов. Закрепить понятие «пешеход», объяснить, что для пешеходов существуют свои правила, которые необходимо соблюдать. Развивать образное мышление. Воспитывать осторожность.
Оборудование: Картина «Улица города»; иллюстрации с разными видами переходов; строительный материал

(конструктор)

Методы и приемы:
1. Беседа на тему: «Кто такие пешеходы»; 2. Рассматривание сюжетной картины «Улица города»; 3. Игра «Мы выходим со двора»; 4. Рассматривание иллюстраций с разными видами переходов; 5. Строительство надземного перехода из строительного материала.
Литература:
Г.Д.Белявская «ПДД для детей 3-7 лет», Стр. 11.

ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

Овощи.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Режим дня
».

Цель:
Познакомить с понятием «режим дня».
Задачи:
Объяснить значение и влияние режима дня на состояние здоровья человека. Воспитывать чувство ответственности и пунктуальность.
Оборудование:
Игрушка – мальчик.
Методы и приемы:
1. Беседа по теме; 2. Чтение стих-я В. Данько «Кровать…»; 2. Игра «Зарядка»; 3. Беседа на тему «Завтрак»; 4. Чтение сказки «Манная каша с бородой»; 5. Беседа по сказке; 6. Чтение стих-я «Тихий час»; 7.Беседа по содержанию стих-я; 8. Игра «Это да! Это нет!».
Литература:
М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для детей старшей группы», стр.19.
ОКТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Фрукты.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Помоги собрать урожай
».

Цель:
Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде.
Задачи:
Развивать умение различать плоды по месту их выращивания: воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
Оборудование:
Изображения фруктов и овощей; муляжи фруктов, овощей, хлебобулочных изделий; цветная бумага, картон, клей, кисти, салфетки.
Методы и приемы:
1. Отгадывание загадок; 2. Игра «Собери урожай»; 3. Аппликация «сад-огород»; 4. Итог занятия.
Индивидуальная работа:
Закрепить в памяти названия фруктов и овощей.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 65.

ОКТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Грибы. Ягоды.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Осторожно: ядовитые грибы и ягоды!
».

Цель:
Познакомить детей с названиями и характерными особенностями ядовитых грибов и ягод.
Задачи:
Объяснить, к каким последствиям может их употребление в пищу. Развивать познавательные интересы. Воспитывать у детей основы безопасного поведения.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением грибов и ягод.
Методы и приемы:
1. Беседа по теме; 2. Чтение – анализирование сказки «Советы лесной мышки»; 3. Рассматривание иллюстраций с изображением грибов и ягод; 4. Игра «Правила грибников и ягодников».
Литература:
Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», стр.69.
ОКТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Осенние изменения в природе. Труд людей осенью. Осенние

праздники.

ТРУД. Тема:

«
Человек трудился всегда
».

Цель:
Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом.
Задачи:
Поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям, суждениям.
Оборудование:
Иллюстрации на тему «Профессии».
Методы и приемы:
1. Беседа «Труд человека»; 2. Беседа о взаимосвязи производств и профессий; 3. Игра «Где какая профессия нужна?»; 4. Игра-фантазия «Строим новый город»; 5. Эмоциональная игра «Профессии»; 6. Чтение стихотворения В. Лунина «Сами и само»; 7. Рисование «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Индивидуальная работа:
Закрепить в памяти правильные названия профессий.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир», стр. 109.

НОЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

Лес. Деревья.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:
«Прогулка в сказочный лес
».

Цель:
Способствовать формированию представлений о безопасном поведении в лесу.
Задачи:
Закрепить пройденный материал о съедобных и несъедобных растениях и грибах, рассмотреть опасные ситуации, когда незнакомец пытается заинтересовать ребенка развлечениями и сладостями. Развивать образное мышление. Воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности.
Оборудование:
Игрушки – Белочка, ежик, медвежонок; Свиток- письмо; иллюстрации с изображением грибов и дикорастущих растений.
Методы и приемы:
1. Чтение письма от Сороки – белобоки; 2. Встреча с белочкой; 3. Загадывание загадок; 4. Встреча детей с ёжиком; 5. Загадывание загадок; 5. Беседа с детьми.
Литература:
Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности», стр.64.
НОЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Я – человек!

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Какой орган самый важный
».

Цель:
Формировать ценностное отношение к своему здоровью, практический опыт ухода за своим телом.
Задачи:
Формировать представление о красоте и опрятности; учить ухаживать за своей внешностью полостью рта; помочь понять значимость этого органа для здоровья человека; закрепить знания о гигиене.
Оборудование:
Презентация на тему организм человека».
Методы и приемы:
1. Психогимнастика «Встречаем друзей»; 2. Рассказ «Как нужно беречь свои зубы»; 3. Игра «Как я забочусь о своем теле».
Индивидуальная работа:
беседа на тему «Как можно пожелать здоровья?».
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 57.

НОЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Неделя этикета «Ежели вы вежливы». Посуда.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«Я и мое настроение».

Цель:
Углубить представления детей об эмоциональных состояниях людей (детей и взрослых).
Задачи:
Понимать выраженные в мимике, жестах пантомиме, действиях, интонации речи эмоциональные состояния сверстников; формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение и т.п.).
Оборудование:

Методы и приемы:
1. Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»; 2. Рисование эпизодов рассказа; 3 .Рассказы детей; 4. Упражнение «Зеркало».
Индивидуальная работа:
Помочь нарисовать эпизоды рассказа.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир», стр. 72.
НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Неделя правовых знаний.

ТРУД.

Тема:

«
Мои поручения
».

Цель:
Сформировать представления о том, за что может отвечать пятилетний человек, какие поручения он может выполнять.
Задачи:
Развивать умение оценивать свои действия, воспитывать чувство ответственности за начатое дело.
Оборудование:
Кукла Катя; набор посуды для сервировки стола.
Методы и приемы:
1. Игровой сюрпризный момент; 2. Беседа по вопросам; 3. Трудовые действия; 4. Обсуждение по вопросам; 5. Работа по алгоритмам.
Индивидуальная работа: У
чить правильно составлять предложение и отвечать полным ответом.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 31.

ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

Зима пришла.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:
«Я такой»
Цель:
Формировать у детей представление о себе как о человеке, о его отличительных особенностях (прямохождение, внешний вид, речь и т.д.), о половом различии.
Задачи:
Учить детей называть свою фамилию, имя, отчество; развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей; воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Методы и приемы:
1. Беседа по картинкам; 2. Игра «Кому это принадлежит?»; 3. Игра «Я вам представлюсь»; 4. Игра «Чем я отличаюсь от других людей»; 5. Рисование «Портрет».
Индивидуальная работа:
Вспомнить и закрепить фамилию, имя, отчество.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 60.
ДЕКАБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Зимующие птицы.

ТРУД.

Тема:

«
Синичкин день»

Цель:
Закрепить знания детей о зимующих птицах, вызвать желание сделать для них кормушки.
Задачи:
Развивать у детей трудовые навыки. Формировать умение использовать для поделок бросовый материал. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением зимующих птиц; альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы:
1.Беседа на тему «Синичкин день»; 2. Разучивание стихотворения Э. Булгаковой «Синички»; 3. Слушание рассказа «Птичья столовая»; 4. Упражнение «Какая для кого зима?»; 5. Упражнение «Чему человек научился у птиц?»; 6. Знакомство с репродукциями картин И. Похитонова «Зимой, Л. Бродского «Зимнее утро»; 7. Рисование по стихотворению «Покормите птиц зимой».
Литература:
Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 150.
ДЕКАБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Зимние забавы.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Окно в мир
».

Цель:
Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;
Задачи:
Познакомить со строением глаза; воспитывать сострадание к незрячим людям, понимание, как важно беречь зрение.
Оборудование:
Иллюстрация с изображениемсхематического рисунка глаза.
Методы и приемы:
1. Психогимнастика; 2. Чтение стих-я «Н. С. Орлова «Для чего нужны глаза?» 3. Беседа по вопросам; 4. Рассматривание схематического рисунка глаза; 5. Физкультминутка; 6. Дид. игра «Хорошо – плохо»; 7. Зрительная гимнастика «Самолет».
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 85.
ДЕКАБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Новогодний хоровод.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:
Спортивное развлечение.
«
Пожарные, на помощь!
».

Цель:
Формировать у детей навыки безопасного поведения во время новогодних праздников.
Задачи:
Дать знания о свойствах и качествах предметов, степени их воспламеняемости. Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Воспитывать у детей ловкость, быстроту при помощи подвижных игр.
Оборудование:
Телефон, игрушки, бенгальские огни, хлопушки, елка, спички, воздушные шарики 3-4 шт.
Методы и приемы:
1. Сценка «Мамы дома нет»; 2. Игра «Спички в коробок»; 3. Игра «Огненный дракон»; 4. Игра «Вызови пожарных»; 5. Игра «Выдуй шар за круг»; 6. Игра «Огонь и вода».
Литература:
Н.В Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.93.
ЯНВАРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Домашние животные и их детёныши.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Странно, что в мире огромном, нет места собакам и кошкам бездомным
».

Цель:
Способствовать формированию у детей гуманного отношения к животным, вызвать стремление помогать им, не бросать их.
Задачи:
Учить детей находить выход в создавшихся ситуациях. Развивать стремление оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Презентация «Бездомные собаки».
Методы и приемы:
1. Ситуация «Кошка на дереве»; 2. Ситуация «Как помочь собачке добраться до косточки»; 3. Чтение рассказа К. Ушинского «Играющие собаки»; 4. Ситуация «Пропала собака»; 5. Упражнение «Отгадайте»; 6.Проблемные вопросы; 7.Разучивание стих-я М. Моравской «Хочу котенка».
Литература:
Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 20
ЯНВАРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Домашние птицы.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
В гости к Айболиту
».

Цель:
Закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека.
Задачи:
Учить детей не бояться врача. Формировать осознанное отношение к необходимости принимать витамины. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
Телефон, разрезные картинки, рисунки детей (портреты врача); картинки с изображением продуктов, содержащих витамины, костюм простуды.
Методы и приемы:
1. Игровой сюрпризный момент; 2. Дид. игра «Если ты заболел»; 3. Рисование портрета медсестры детского сада.
Литература:
Н.В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.98.

ЯНВАРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Дикие животные и их детёныши.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Жалобная книга природы
».

Цель:
Задачи:
Оборудование:
Иллюстрации с изображением животных и птиц, альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы:
1. Беседа по теме; 2. Игра «А если бы?...»; 3. Пересказ рассказа Н.Григорьевой «На зимовку»; 4. Знакомство с репродукциями картин А. Пластова «Первый снег», В. Перова «Тройка»; 5. Чтение и обсуждение рассказа К. Ушинского «Птицы»; 6. Игра «Добрые поступки».
Литература:
Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 147.
ФЕВРАЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

Транспорт. Профессии на транспорте.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Дорожные знаки
».

Цель:
Закрепить и уточнить знания о правилах дорожного движения.
Задачи:
Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения. Познакомить детей с дорожными знаками. Закрепить полученные знания о дорожных знаках в ходе дидактической игры «Собери знак» и в процессе рисования дорожных знаков. Воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Оборудование:
макеты дорожных знаков, светофора, шаблоны различной формы для рисования знаков, восковые мелки.
Методы и приемы:
1. Беседа о светофоре; сюрпризный момент; 3. Физкультминутка «Светофор»; 4. Дид игра «Собери знак»
Литература:
Н.В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.69.
ФЕВРАЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

Профессии взрослых.

ТРУД.

Тема:

«
Труд взрослых – прачка
».

Цель:
Формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса.
Задачи:
Рассказать об опасности бытовых электроприборов. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважительное отношение к труду прачки.
Оборудование:
Одежда для кукол, ванна, гладильная доска, утюг, мяч.
Методы и приемы:
1. Беседа «Кто стирает нам белье?»; 2. Игра – имитация «Стираем белье»; 3. Минутки безопасности «Правила обращения с бытовыми электроприборами».
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 15.
ФЕВРАЛЬ 3 НЕДЕЛЯ

День Защитника Отечества. Военные профессии

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Военные профессии
».

Цель:
Формировать представления детей о профессии военного, их разновидности.
Задачи:
Развивать детей к профессиям пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного как защитника нашей родины.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением военных; песня «Самолет» (муз. М. Маниденко; сл. С. Баруздина)
Методы и приемы:
1. Беседа о военных профессиях; 2. Игра – имитация «Мы летчики»; 3. Беседа «Мой папа»; 4 Художественно-твореская деятельность «Подарок папе».
Литература:
О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 87.
ФЕВРАЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

Комнатные растения.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Комнатные растения
».

Цель:
Способствовать формированию у детей представлений о комнатных растениях: их пользе, способах размножения и ухода.
Задачи:
Закрепить знания о характерных особенностях комнатных растений и их названиях. Развивать трудовые навыки. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением комнатных растений.
Методы и приемы:
1. Беседа на тему «Комнатные растения»; 2. Упражнение «Для чего нужны комнатные растения»; 3. «День загадок о растениях»; 4. Разучивание стих-я Н. Григорьевой «Комнатные цветы»; 5. Банный день комнатных растений; 6. Упражнение «Как кормить и поливать цветы».
Литература:
Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 156.
МАРТ 1 НЕДЕЛЯ

ТРУД.

Тема:

«
Женщина - труженица
».

Цель:
Формировать представления детей о профессиях женщин, о работе женщин в детском саду, о профессии мам.
Задачи:
развивать умение определять эмоциональное состояние близких людей (мам, бабушек, сестренок), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением орудий труда.
Методы и приемы:
1. Беседа «праздник мам»; 2. Игра – рассуждение «Праздник 8-е марта в нашей семье»; 3. Игра «Кто изготовил эти предметы»; 4. Беседа о сотрудниках детского сада; 5. Игра «Кому, что нужно для работы?» 6. Художественно- творческая деятельность «Подарок маме».
Литература:
О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 89.
МАРТ 2 НЕДЕЛЯ

Моя семья

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Я и моя семья
».

Цель:
Углубить представления о семье и ее членах (брат, сестра).
Задачи:
Знать имена всех членов семьи, половую принадлежность; воспитывать у детей заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения.
Оборудование:
Иллюстрация с изображением семьи, иллюстрации с изображением разной одежды всех членов семьи, фотографии семей воспитанников.
Методы и приемы:
1. Беседа «Фото моей семьи»; 2. Рассказы из опыта детей «С кем я живу»; 3. Игра «Кому это принадлежит?»; 4. Игра – ситуация «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей»; 5. Творческая работа.
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 31.
МАРТ 3 НЕДЕЛЯ

Приход весны. Весенние изменения в природе. Перелетные птицы.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Её величество осанка
».

Цель:
Дать представление о значении позвоночника для организма человека; познакомить со строением позвоночника
Задачи:
Ввести понятие правильная осанка» упражнять в выполнении комплекса профилактической гимнастики; развивать умение выполнять движения осознанно и красиво.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением правильной и неправильной осанки.
Методы и приемы:
1. Разминка «Вы готовы заниматься?»; 2. Беседа по вопросам; 3. Игра «Встань прямо»; 4. Прослушивание стих-я К.И. Чуковского «Жил на свете человек»; 5. Дид игра «Добрые советы».
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 98.
МАРТ 4 НЕДЕЛЯ

Зоопарк. Животные севера. Животные жарких стран.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
В зоопарке
».

Цель:
Продолжать формировать знания детей о безопасном поведении в отношении с животными.
Задачи:
Объяснить, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Воспитывать уважение и бережное отношение к диким животным.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением животных в зоопарке, альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы:
1. Составление продолжения рассказа «Медвежонок заболел»; 2. Игра «Чем похожи и чем различаются бурый и белый медведи?»; 3. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; 4. П/И «У медведя во бору»; 5. Рисование на тему «Встреча бурого и белого медвежат»; 6. Чтение стих-я Н. Григорьевой «В зоопарке».
Литература:
Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 138.
АПРЕЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

Мой дом. Мебель.

ТРУД.

Тема:

«
Кто построит дом?
».

Цель:
Формировать у детей умение различать способы строительства домов; уметь творчески изображать характерные трудовые действия людей строительных специальностей.
Задачи:
Развивать умение составлять рассказ о постройке дома с помощью схемы. Воспитывать уважение к труду строителей.
Оборудование:
Игрушка - Буратино; план – схема; строительный материал; альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы:
1. Игровой сюрпризный момент; 2. Составление рассказа по схеме «Строим дом»; 3. Игра – конструирование «Построим по воображению»; 4. Рисование «Дом, в котором я живу».
Литература:
О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 75.
АПРЕЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

Тайны космоса.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Здоровье и закаливание
».

Цель:
Рассказать о факторах, укрепляющих здоровье человека
Задачи:
Познакомить с основными правилами закаливания организма. Учить ухаживать за своей внешностью; закрепить знания о гигиене.
Оборудование:
Презентация на тему «Закаливание».
Методы и приемы:
1. Беседа по теме; 2. Чтение сказки «Заячья дорожка»; 3. Беседа по сказке; Итог занятия.
Литература:
М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для старшей группы», стр. 30.
АПРЕЛЬ 3 НЕДЕЛЯ

Первоцветы.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Встреча с незнакомцем
».

Цель:
Способствовать формированию у детей знаний о безопасном поведении при встрече с незнакомыми людьми.
Задачи:
Объяснить, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Развивать волевые качества. Воспитывать умение сказать слово «нет».
Оборудование:
Иллюстрации к сказке «Лиса в заячьей шкуре».
Методы и приемы:
Беседа по теме; Чтение стих-я «Встреча с незнакомцем»; 3. Беседа по вопросам; 4. Чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре; 5. Беседа по сказке.
Литература:
Т.А. Шорыгина, «Беседы об основах безопасности», стр.50.

АПРЕЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

Наша Родина – Россия.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Наша родина - Россия
».

Цель:
Дать детям представление о родине – России, ее столице.
Задачи:
Развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город, в котором живут; воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Глобус, карта мира, Рассказ Н.Ф. Виноградовой «Что такое Родина?»,
Методы и приемы:
1. Слушание рассказа; 2. Беседа о Родине; 3. Работа по карте и глобусу; 4. Обсуждение вопроса: как нужно относиться к родине?
Литература:
Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 67.
МАЙ 1 НЕДЕЛЯ

Наш город. Моя улица.

ТРУД.

Тема:

«
Я и взрослые люди
».

Цель:
Углубить знания детей о различение взрослых по возрасту, профессиям, эмоциональному состоянию.
Задачи:
Воспитывать желание и необходимость помогать взрослым в трудной ситуации; дать детям представление о том, что внешность незнакомого человека означает его намерения.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением людей разного возраста, иллюстрации с изображением людей разных профессий; картинки с изображением предметов - результата взрослых.
Методы и приемы:
1. Беседа по картинкам; 2. Игра «Кому, что нужно для работы?»; 3. Игра «Почта»; 4. Игра – рассуждение «Как помочь?»; 5. Беседа «Чем опасен незнакомый человек».
Литература:
О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 96.

МАЙ 2 НЕДЕЛЯ

День Победы.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Благодарим мы деда «Спасибо за победу!»
Цель:
Формировать представления детей о победе русского народа в Великой Отечественной войне
Задачи:
Объяснить, как нужно благодарить ветеранов за эту победу: выражать эти чувства повседневно не только словами, но и поступками. Развивать желание оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Воспитывать уважение к ветеранам.
Оборудование:
Презентация на тему «9 мая».
Методы и приемы:
1. Упражнение «Благодарю за…!»; 2. Беседа и разучивание стих-я М. Пожаровой «Заюшка»; 3. Анализ и пересказ народной сказки «Почему кот моется после еды».
Индивидуальная работа:

Литература:
Л.Б. Фесюкова, «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 124.
МАЙ 3 НЕДЕЛЯ

Насекомые.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«Муха- Грязнуха».

Цель:
Способствовать формированию у детей знаний о безопасном поведении при контакте с насекомыми.
Задачи:
Объяснить, к каким последствиям могут привести неосторожные действия. Развивать познавательные интересы. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Оборудование:

Методы и приемы:
1.Беседа на тему «Опасно ли быть неряхой»; 2. Чтение сказки «Муха – Грязнуха»; 3. Беседа по содержанию сказки; 4. Разучивание правил «Содержите дом в чистоте».
Индивидуальная работа:

Литература:
Т.А. Шорыгина, «Осторожные сказки», стр.16.

МАЙ 4 НЕДЕЛЯ

Лето.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Здоровье и болезнь
».

Цель:
Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой компонент поведения.
Задачи:
Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Довести до сознания детей о важности соблюдения гигиенических процедур; научит бережному отношению к своему здоровью и здоровью близких.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением микробов и вирусов; изображения здоровых и больных людей.
Методы и приемы:
Беседа по теме; 2. Признаки здорового и больного человека; 3. Чтение сказки «Микробы и вирусы»; 4. «Запомни несколько правил».
Литература:
М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для старшей группы», стр. 34.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

КОМСОМОЛЬСКОЕ ДОУ «ТОПОЛЕК»

Конспект занятия

Социально – коммуникативное развитие детей старшей группы

«Дружбой дорожи!»

Подготовила

Демьянова О.В.,

воспитатель Комсомольского

ДОУ «Тополек»

Тема: «Дружбой дорожи!»
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие
Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:
- развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
- умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
- развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместной игре.
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:
- обобщить знания детей по теме дружба.
- формировать умение из частей составлять единое целое.
Задачи образовательной области: «Развитие речи» :
- закреплять знания пословиц и стихов о дружбе
Задачи образовательной области: «Физическая культура» :
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Оборудование и материалы:

кукла Незнайка, музыкальный центр, аудио-песня «От улыбки»

В. Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, альбомные листы, цветные маркеры, фломастеры, магнитная доска, магниты, надпись «Дом Дружбы», «кирпичики» - надписи: «Улыбка», «Помощь», «Доброта», «Мир», «Честность», клубок ниток для игры «Паутина добрых слов», трафареты «улыбок», памятки – буклеты «Основные законы дружбы», разноцветные картонные кляксы, цветные ленты и воздушные шары.

Ход занятия


Вводная часть

Воспитатель:

Здравствуйте - желаю Вам здоровья!
В слове этом - мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!

Дети:

Привет, бонжур, или хелло,
Не важно, лишь бы всем везло!
Ведь час приветствий наступил,
Нам всем он радость подарил,
Приятно ведь, что все вокруг
Тебе добра желают вдруг!
И мы вам здравствовать желаем,
И с добрым днем всех поздравляем!

Воспитатель:


- Ребята, сегодня к нам пришел гость. А кто это вы догадаетесь, послушав загадку:

Уверенный в себе, хоть неумейка

И от природы он большой зазнайка

А ну-ка, угадать его сумей-ка

Известен всем под именем…(Незнайка)

Ребята Незнайка пожаловался, чтоон не знает что такое дружба и с ним никто не хочет дружить.

Основная часть


Беседа на тему «Что такое дружба?»
В :- Ребята, а вы знаете, что такое дружба?

Вот послушайте как говорил о дружбе древний ученый, философ Аристотель: «Дружба – это отношения между людьми, которые духовно близки, имеют общие интересы и симпатичны друг другу. Близкая дружба – это дружба с немногими, а относиться к другу нужно как к самому себе».
- А вы - дружные ребята? (да)
- А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга, выручаем, поддерживаем, ценим).
- А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов)
- Как вы думаете, какого цвета дружба? (разноцветная, яркая, радужная, светлая, солнечная).

А какой у дружбы запах? (родной запах мамы, домашнего пирога, апельсина, яблока, конфет, торта, чая, цветов).
- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, кирпичом, скалой).

Ребята, отношения между друзьями должны быть теплые, нежные (как мама, пушинка, облачко, снежинка, вата, котенок).
- Почему мы называем другом только некоторых людей? Потому что все не могут быть друзьями. У нас могут быть знакомые, соседи, товарищи, одноклассники, однокурсники, сотрудники, земляки.

Дети, а кого вы считаете самым близким другом? Правильно ваша мама, ваши родители самые близкие друзья.

Пословица: «Нету лучшего дружка, чем родная матушка»
В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные. Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.

В: - Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес?
- А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям?
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Насте. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
(Дети выполняют задание).
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Выберите кляксу понравившегося вам цвета.

Ребята, а вы знаете, что у дружбы есть секреты? Давайте их разгадаем и расскажем о них Незнайке. С помощью секретов – кирпичиков мы построим Дом Дружбы.

Хотите узнать первый секрет дружбы.
- Хотите узнать первый дружбы секрет?
- Тогда слушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу. - Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка . Дети выкладывают слово – кирпичик «УЛЫБКА» на доске. Воспитатель раздает детям и гостям трафареты «улыбки» и предлагает найти себе друга среди гостей с такой же улыбкой.

Следующий секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.
В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Этюд «Помощь» (ученик и ученица с рюкзачками встречаются после уроков и мальчик предлагает девочке свою помощь- донести рюкзак до дома).

Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

Ребята, а кому мы еще можем помочь? (маме, папе, бабушке, дедушке, родне, знакомым, воспитателю, учителю и даже постороннему, если он просит о помощи).

Игра с залом «Мы начнем, а вы продолжите».

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Один за всех и все за одного.
5. Дружба – самое дорогое сокровище.
6. Дружба - дороже денег.
7. Без друга в жизни туго.
8. Друзья познаются в беде.

9. Человек без дружбы, что дерево без корня.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Если друга ты найдешь – 2 хлопка

С ним нигде не пропадешь

Замечательная вдруг

Жизнь покажется вокруг

Да! Да! Да!
Песенка чудесная

Песенка моя

Потому что рядышком

Все мои друзья

Взялись за руки с тобой

Улыбнулись враз

Песенка чудесная

Подружила нас.

Следующий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Ребята выполняют задание. Складывают портрет Незнайки из частей. Молодцы ребята хорошо справились с заданием. Вы очень дружно выполнили задание. А вы еще не догадались какой это секрет дружбы? Тогда мы разрешим с вами проблемную ситуацию:
«Максим принес в детский сад новую игрушку - машинку. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Максиму подбежал Артем, выхватил машину и стал с ней играть.

В: Ребята, как вы считаете правильно ли поступил Артем?

Дети: Артем должен был вежливо попросить игрушку.

В: Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
Не смейся над товарищами
Не жадничай, делись игрушками, угощением
Уступай, умей находить общий язык с другом
Не злись на тех, кто делает что – то лучше, чем ты

* Выручай, помогай, поддерживай
А Максиму и Артему мы предложим помириться.

«Мирилка»:
Дети : Давай не будем ссориться, никогда, никогда,
Давай с тобой помиримся навсегда, навсегда.

В: - Хорошие слова? Не забывайте их!
- А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир. Выкладываем слово – кирпичик на доске.


Следующий секрет дружбы
В: Ребята, чтобы разгадать следующий секрет дружбы послушайте стихотворение:

Разговор о доброте с ребенком

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.
- Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)
- Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Доброе слово – дом построит, а злое разрушит. Доброе слово – окрыляет.

Выкладываем слово - кирпичик на доске.

Следующий секрет дружбы
В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Я вам сейчас расскажу историю: «В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом! »
В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.
- Пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их: посмотрите какой Дом Дружбы у нас получился

ДОМ ДРУЖБЫ

УЛЫБКА

ПОМОЩЬ

ДОБРОТА

ЧЕСТНОСТЬ

В:
Заключительная часть.
В: Ребята, сегодня вы помогали друг другу как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Дети:

Дружба – слово не простое

Дружба – слово дорогое

Мы хотим вам дать совет

Лучше дружбы в мире нет!

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать подарок своему другу.
(проблемная ситуация. Цветных фломастеров заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Ромашка».

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на тонкой ножке –

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

В: Я желаю, чтобы у каждого из вас был такой преданный и верный друг, как у нежной Ромашки. Ребята, давайте поблагодарим своих друзей за то, что они есть, за их помощь, поддержку, любовь, преданность. А еще мы поблагодарим своих родителей, бабушек, дедушек, крестных, воспитателей, своего ласкового котенка и пушистого щенка. И выразим благодарность солнышку, деревьям, цветам и всему, что нас окружает и, что нас радует.

А, чтобы вы помнили правила дружбы я вам подарю памятки «Основные законы дружбы».

Дети исполняют песню «Дружба крепкая».

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.
2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. СИНТЕЗ,

Цель: формирование полоролевой социализации.

Задачи:

— формировать первоначальные представления о проявлениях достойного поведения женщин;

— способствовать стремлению девочек быть похожими на настоящих женщин;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: обложка и страницы для детской книги; сюжетные картинки с изображением достойного (заботится о ком- то, о чистоте и уюте в доме, своем внешнем виде) женского поведения и с изображением сказочных героев (Снежной королевы из сказки Г.-Х. Андерсена, сестер младшей купеческой дочери из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сватьи бабы Бабарихи из «Сказки и царе Салтане» А.С. Пушкина, Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»); диктофон; индивидуальные наборы карточек со схематичным изображением эмоций; настольно-печатная игра «Правильно — неправильно».

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась воспитатель средней группы. Она очень хочет рассказать детям о настоящих женщинах. Но для этого ей нужна книга, где было бы много рассказов с картинками о достойных женщинах, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки! К кому только ни обращалась воспитатель с просьбой найти такую книгу. Родители даже пытались найти ее в книжных магазинах. Но, к сожалению, им это не удалось. Тогда воспитатель средней группы решила попросить вас сделать такую книгу для малышей. Она знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, в вашей группе есть альбомы, картинки, книги настоящих женщинах. А еще она попросила подобрать игры, в которых рассказывается о качествах достойных женщин. Малыши так любят играть в разные игры! А чтобы наша книга получилась интересной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о настоящих женщинах. В чем проявляется женское достоинство?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель . Добрая женщина какая?

Дети . Внимательная, заботливая, щедрая, добродушная, отзывчивая.

Воспитатель . В чем проявляется доброта женщины?

Дети. В поступках, действиях, чувствах.

Воспитатель . Предлагаю выбрать картинки, на которых изображены добрые женщины, и наклеить их на страницы нашей книги.

Воспитатель беседует с детьми по содержанию картинок.

Да, женское достоинство проявляется в заботе, нежности, доброжелательности. Настоящая женщина всегда приветлива, с ней бывает тепло, спокойно и уютно; она может успокоить, утешить приласкать, вкусно накормить, навести чистоту и порядок.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением Снежной королевы, сестер младшей купеческой дочери из сказки С.Т. Аксакова

«Аленький цветочек», сватьи бабы Бабарихи из «Сказки о царе Салта- не» А.С. Пушкина, Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Ребята, почему вы не выбрали изображения этих женщин для нашей книги?

Дети. Потому что Снежная королева злая, равнодушная, сестры купеческой дочери и Бабариха — злые, жадные и завистливые, а Федора — неряшливая, неаккуратная.

Воспитатель. Недостойно женщине быть неаккуратной, непричесанной, неряшливой, грубой, злой, завистливой, жадной, равнодушной. Вы правильно сделали, что не поместили их в нашу книгу. Как вы думаете, легко ли быть добрым?

Дети отвечают на вопросы.

Сейчас Маша прочтет нам стихотворение И. Тулуповой «Доброта».

Маша читает стихотворение.

Ребята, в нем говорится: «Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Почему это так?

Дети. От добрых слов и поступков всем становится радостно.

Воспитатель. Все верно, как от солнышка всем тепло и радостно, так и от добрых слов и поступков всем бывает приятно и хорошо. Вспомните пословицы и поговорки, в которых женская доброта сравнивается с солнышком.

Дети . «При солнышке тепло, при матери добро», «Материнское сердце лучше солнца греет», «И личиком бела, и с очей весела», «Идет — словно павушка плывет», «Красота без разума пуста», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Кроткое слово гнев побеждает», «Скромность красит человека», «Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Путная хозяйка каждую курочку знает», «Хозяйка красна — и каша вкусна», «Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет», «Мир в семье женой держится», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Добрым быть — добрым и слыть».

Воспитатель. Молодцы, ребята, как много пословиц и поговорок вспомнили! Много настоящих женщин окружает нас в жизни. Ребята, а среди ваших родственников, знакомых есть такие женщины? Расскажите об их добром отношении к другим людям.

Дети рассказывают, воспитатель записывает их рассказы на диктофон.

Как вы думаете, можно ли будет ваши рассказы поместить в книгу для малышей?

Дети . Да.

Воспитатель . Предлагаю после занятия нарисовать настоящих женщин. Рисунки мы тоже поместим в нашу книгу. Ребята, почему в стихотворении говорится: «Доброта с годами не стареет»?

Дети. Если уже в детстве человек добрый, то, когда он вырастет, тоже будет добрым.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими в детстве были настоящие женщины?

Дети . Добрыми, заботливыми, внимательными.

Воспитатель. Чтобы стать настоящими женщинами, девочкам нужно с детства готовиться к этому. Что должна уметь девочка, чтобы в будущем стать заботливой и внимательной?

Дети . Уметь заботиться о малышах, мальчиках, родителях, других людях, животных.

Воспитатель . Как девочка может позаботиться о малышах?

Дети . Поиграть с ними, успокоить.

Воспитатель . Что для этого должна знать и уметь девочка?

Дети. Знать игры, стихи, колыбельные песенки.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы их малыши спокойно засыпали, ухаживать за маленькими детьми, заботиться о них, играть с ними, нужно знать разные песни, стихи, уметь приласкать, успокоить. А какие колыбельные песни знают девочки нашей группы?

Девочки по желанию исполняют колыбельные песни. Воспитатель обращает внимание детей на то, что их нужно петь ласково, нежно.

Как девочка может позаботиться о мальчиках?

Дети. Помочь привести себя в порядок.

Воспитатель. Есть ли в нашей группе такие девочки, которые заботятся о мальчиках?

Дети . Да.

Воспитатель . Как девочка может позаботиться о родителях?

Дети . Красиво накрыть на стол, убрать посуду после еды, подмести пол.

Воспитатель. Девочки помогают родителям в домашних делах. Они следят за порядком, чистотой и красотой в доме, умеют составлять букеты, убирают, сервируют стол. А как наши девочки помогают дома своим родителям?

Дети отвечают.

Чтобы проявлять заботу друг о друге, о родителях, малышах, животных, девочкам нужно многое уметь: чувствовать состояние людей, уметь утешать. Ребята, какие в нашей группе есть игры, которые учат по выражению лица, жестам определять настроение людей, изображенных на картинках?

Дети. «Узнай, какое настроение», «Страна колобков».

Игра «Узнай, какое настроение»

Воспитатель предлагает по выражению лица, мимике, жестам определить настроение женщин, изображенных на картинках. Дети выбирают из индивидуальных наборов карточек со схематичными изображениями эмоций те, которые соответствуют настроению героев.

Воспитатель . А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Называется она «Раз, два, три, нужное место найди».

Игра «Раз, два, три, нужное место найди»

Воспитатель устанавливает в разных местах групповой комнаты пиктограммы. Он читает небольшие отрывки из художественных произведений и предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

Воспитатель . Ребята, назовите игры, которые помогут малышам вспомнить о таких женских качествах, как приветливость и внимательность.

Дети выполняют задание.

Игра «Шкатулка ласковых имен»

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам и для себя. Побеждает тот, кто придумает больше ласковых имен.

Воспитатель . Молодцы, ребята, вы придумали много ласковых имен. Особенно постарались наши девочки! Как много имен они придумали! Чтобы стать настоящей женщиной, девочке нужно знать добрые, ласковые слова.

Игра «Комплименты»

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, произнося добрые, ласковые слова.

Водящий поворачивается спиной к участникам. Один игрок называет имя водящего, а он должен догадаться, чей это голос.

Воспитатель . Как вы думаете, мы можем рассказать воспитателю средней группы об этих играх?

Дети. Да.

Воспитатель. У нас в группе есть еще одна интересная игра, которая рассказывает о настоящих девочках. Давайте в нее поиграем.

Игра «Правильно — неправильно»

По предложению воспитателя дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению. В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций.

Воспитатель . За что любят и ценят девочек?

Дети . За доброту, заботу.

Воспитатель. Верно, девочек ценят и любят за настоящие женские поступки, в которых проявляются доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие. Все хорошие поступки, которые совершают девочки, служат благу рода, его чести. Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это хорошая девочка, из нее вырастет прекрасная женщина.

Ребята, как вы думаете, поможет наша книга воспитателю средней группы рассказать малышам о настоящих женщинах? Почему?

Дети. Да, потому что в нашей книге много картинок, есть рассказы о таких женщинах.

Воспитатель . Как еще можно помочь воспитателю?

Дети . Мы можем подарить ей наши игры, научить малышей играть в них.

Интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности

«Путешествие в сказочный лес»

Воспитатель: Ребята! Вы знаете, сегодня со мной произошла удивительная история. Утром у нас в группе позвонил телефон, я взяла трубку, и как вы думаете – кто мне звонил?

Дети размышляют.

Воспитатель: Догадываетесь? Нет.

Я бы тоже никогда не догадалась. Это была фея, она звонила из одного сказочного леса. И сказала, о том, что отправила нам видео письмо.

Ребята, если вам интересно, то мы можем его посмотреть и узнать, о чём нам хочет рассказать лесная фея.

Дети: Нам интересно и хочется узнать, что сообщила нам фея.

Слайд №1: воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором демонстрируется картинка с изображением сказочноголеса.

Слайд №2: картинка с изображением сказочного леса в тумане.

И вот, злой волшебник, напустил на лес туман, и всё заколдовал.

Все жители леса застыли, не прыгают, не бегают, не летают, не поют.

С егодня, в моём лесу особенный день, когда оказавшись в нём, вы ребята сможете помочь нам освободиться от злых чар волшебника.

Воспитатель: Ребята, я хочу с вами посоветоваться — отправляемся мы на помощь жителям сказочного леса?! или отложим эту просьбу на потом.

Дети: Надо идти на помощь, надо помочь жителям леса и т.д.

Воспитатель: Я тоже так считаю, если кто то, просит о помощи, надо обязательно помочь им.

Хочу, ребята предупредить вас, это ведь сказочный лес, и в нём могут подстерегать нас разные неожиданности. Не испугаетесь?!

А ещё нам надо будет выполнить разные задания. Готовы?!

За правильное выполнение задания получите волшебные звездочки, которые помогут развеять злые чары.

Воспитатель: Хорошо. Ну, а какие же дети отправятся со мной в сказочный лес, может быть злые?

Дети: Нет. Добрые.

Воспитатель: Мы возьмём в путешествие не трусливых, а каких детей?

Дети: Смелых.

Воспитатель: В путешествие отправятся не ленивые, а какие?

Дети: Трудолюбивые.

Воспитатель: И не грустных возьмём с собой, а каких?

Дети: Весёлых.

Воспитатель: А как же нам оказаться в сказочном лесу, кто знает?

Дети: Нам понадобится волшебный транспорт?

Воспитатель: Какой?

Дети: Волшебный самолёт, ступа, ковёр самолёт и …т.д

Воспитатель обращает внимание на один из ответов детей (ковёр самолёт)

Воспитатель: А у меня есть ковёр самолёт, посмотрите какой. Здесь есть для каждого посадочные места, полетим на нём?

Воспитатель раскладывает «ковёр самолёт», дети берутся за ручки и готовятся в путь.

Воспитатель: Нам надо вместе взлететь и приземлиться. Все готовы?

Дети: Да.

Дети вместе с воспитателем под музыку поднимают и опускают ковёр

3раза, идут (летят)по кругу,

Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочный лес, присаживайтесь на полянку.

Дети садятся на ковёр самолёт – он же полянка.

Воспитатель: Ну, что понравилось вам летать на ковре-самолёте?

Дети: Да, нам понравилось летать.

Воспитатель: Ребята, а нас уже встречают, посмотрите.

Слайд №3: на экране появляется лесная поляна с большим дубом и совой.

Сова: Здравствуйте мои друзья. Меня зовут. Я очень рада видеть вас в нашем сказочном лесу. Что бы, помочь жителям нашего леса, вам нужна карта. Но злой волшебник забрал её и порвал на разные части.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать?

Дети: Надо поискать карту?

Воспитатель: Давайте начнём поиски карты с нашей поляны.

Дети и воспитатель ищут на поляне-коврекарту, находят конверт замаскированный под цветок, прикрепленный липучками.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель достаёт из конверта порванную на части карту.

Воспитатель: Ой, ребята, а карта действительна порвана. Как же теперь мы узнаем куда идти, и кому нужна помощь?

Дети: Надо карту собрать.

Воспитатель: Если мы соберём карту правильно, то она появится на этом волшебном экране.

Дети и воспитатель садятся на поляну и собирают карту.

Слайд № 4: на экране появляется карта леса.

Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали карту правильно, и теперь мы обязательно поможем жителям леса. Первое задание вы выполнили правильно, получите золотую звёздочку.

Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку

Дети и воспитатель рассматривают карту.

Воспитатель: Ребята, мы должны договориться, куда мы пойдём прямо, налево или на право?

Дети: Дети идти надо прямо, по стрелке.

Воспитатель: Прекрасно, тогда ищем стрелку, которая указывает дорогу «Прямо».

Дети находят стрелку «Прямо», идут и поют песню.

Нам в лес волшебный нужно

Спешить на помощь дружно

Идём мы друг за другом

Тропинкою лесной

Мы выполним задания

Приложим все старанье

И после непременно

Вернёмся мы домой.

Воспитатель и дети приходят к «Поляне цветов».

Внимание детей на экран.

Воспитатель: Посмотрите, нас уже встречают.

Слайд № 5: На экране появляется цветок, а вокруг него цветы без лепестков.

Цветок: Здравствуйте ребята! Меня зовут???. Злой волшебник напустил на нашу поляну цветов, сильную бурю, и все лепестки унесло ветром. Только я один и остался. Помогите пожалуйста, моим друзья -цветам вернуть свои лепестки?

Воспитатель: Ну что ребята, поможем?

Дети: Да поможем.

Воспитатель: А что бы легче было справиться с заданием, предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Выполняем все движения согласно тексту стихотворения:

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы нам рисовать

Надо пальчики размять.

Воспитатель: Ребята, при выполнении задания будьте внимательны, лепестков должно быть столько же, сколько квадратов внизу, и лепестки должны быть таким же цветом как квадраты.

Звучит музыка. Дети садятся за столы, где разложены краски, листок с заданием для рисования пальчиками лепестков для цветов.

Воспитатель: Если вы всё сделали правильно, то цветы на поляне вновь оживут.

Слайд № 6: Цветочная поляна с красивыми цветами.

Со вторым заданием вы отлично справились, получите золотую звёздочку.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что эти цветы живут на поляне данным давно. Они всё слышат и всё запоминают – кто здесь бывает, о чём говорят. И мы от них сейчас узнаем, кто здесь был, и о чём говорил?

Воспитатель: Ложитесь на поляну, закрывайте глаза и слушайте. Голос цветов необычный, он похож на музыку. Послушайте, о чём говорят цветы.

Дети лежат на поляне и слушают музыку – голос цветов. Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята кто из вас расскажет, что ему рассказал цветок.

Дети: Мне цветок рассказал, что приходил к нему злой волшебник. А мой цветок сказал, что у него есть друг, маленькая пчёлка и т.д.

Воспитатель тоже рассказывает, что он слышал.

Слайд № 7 На экране появляется карта леса

Воспитатель: Ну что ж, пора отправляться дальше, в какую сторону нам идти?

Дети: В правую. По стрелке, которая показывает вправо.

Дети и воспитатель ищут стрелку, которая указывает дорогу вправо и следы (следы ног и рук)

Воспитатель: Какая необычная дорога, какие-то следы: отпечатки ног, ладоней. Как же по ней идти? Кто то, знает?

Дети вспоминают, что они выполняли такие задания. На следы надо наступать, на ладошки класть ладошки и идти вперёд .

Слайд № 8: Лес с тенями зверей.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Мы пришли на поляну заколдованных зверей. Я вижу, что злой волшебник очень плохо поступил с животными, он их превратил в стекляшки, а потом разбил. Так, что тени есть, а зверей нет. Спасти их можно, собрав по частям. Вы готовы разкалдавать зверей?

Дети: Да мы готовы.

Воспитатель: Я знаю, что здесь есть волшебные лаборатории, где можно расколдовывать злые чары и поступки. И вы туда сейчас отправитесь. Но кто, в какой лаборатории будет работать, вы сейчас узнаете.

Воспитатель берёт мешочек с цифрами, ребята по очереди достают из него цифру и узнают номер своей лаборатории. На столах – лабораториях лежат конверты с геометрическими фигурами и тенью животного, которого надо собрать из геометрически фигур. Дети выполняют задания в парах.

Воспитатель: Фигуры каких животных, вы разкалдовали?

Дети: Мы разкалдовали лису, а я зайца, а мы волка и т.д.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Ай да ребята, ай да молодцы! Если мы с вами правильно зверей расколдовали, то они сейчас появятся в лесу. Смотрите.

Слайд № 9: На экране оживают лесные звери.

Третье задание вы выполнили и все получите золотую звёздочку.

Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.

Воспитатель: Ребята, если вдруг опять появится злой волшебник, давайте зверям напомним, куда им надо спрятаться.

Дети: Лисе надо спрятаться в нору, волку прятаться в логове, заяц спрячется под кустом, белка в своём дупле, медведь спрячется в берлоге, ёжик пусть прячется под пенёк.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше в путь.

Слайд № 10: На экране вновь появляется карта леса.

Воспитатель: По какой дороге мы отправляемся дальше?

Дети: По дороге, которая ведёт влево.

Воспитатель: Вы ещё не устали, готовы идти дальше?

Дети: Да, готовы. Мы не устали.

Воспитатель и дети идут влево и беседуют.

Воспитатель: Ребята, если нам станет грустно, то какое выражения лица у нас будет, покажите друг другу.

Дети показывают грустное лицо.

А если нам станет страшно?

Дети показывают лицо со страхом.

А сейчас, у нас весёлое настроение?!

Все ребята улыбаются

Воспитатель: Ребята, то в лесу очень тихо, послушайте? Да?

Дети слушают тишину.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Слайд №10: Появляется сова.

Сова: Ребята, вы уже заметили, что птицы не поют в нашем лесу, потому, что волшебник название птиц смешал с разными предметами.

Помогите им освободиться?

Воспитатель: Я знаю одно весёлое стихотворение, которое нам поможет. Ведь смех может разрушить зло. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и если заметите, что среди прилетевших птиц есть не птицы, а какие то, предметы – громко хлопайте в ладоши. Смотрим на экран.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы

Голуби, синицы

Вороны, ресницы

Галки, башмаки

Прилетели птицы

Страусы, ежи

Воробьи, ужи

Прилетели птицы

Бублики, кукушки

Болтики , игрушки

Прилетели птицы

Ласточки, драконы

Скворцы и макароны

Аисты, кукушки

Кошки и индюшки.

С помощь такого шутливого стихотворения мы освободили всех птиц.

На слайде по ходу чтения стихотворения птицы освобождается от предметов.

Четвёртое задание вы выполнили и получите золотую звёздочку.

Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.

Слайд № 12. Сказочный лес без волшебства. Звучит пение птиц.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал лес, красивый, туман исчез, слышите, радостно запели птицы, звери весело играют.

Воспитатель: А каким чистым стал воздух в этом лесу, как легко стало дышать. Давайте все вместе глубоко, глубоко вдохнём этот воздух.

Дыхательное упражнение «Чистый воздух» — 3 раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, много волшебных звездочек заработали, помогли расколдовать лес — справились со всеми проказами злого волшебника.

Ну что ж, нам пора обратно возвращаться в детский сад.

Где наш ковёр самолёт?

Дети и воспитатель занимают посадочные места на ковре самолете. Три раза поднимают его, бегут по кругу и приземлятся.

Воспитатель: Вот мы и в детском саду.

Ребята, во время путешествия по волшебному лесу, звездочки вы собирали не просто так. Дело в том, что Злой волшебник погасил на небе все звезды, а ведь некоторые животные ведут ночной образ жизни, ваши звездочки будут им светить. Вы по одной звездочке приклеите на это небо, но будите клеть следующим образом: если вам сегодняшнее путешествие понравилось, звездочку одну приклейте на светлую часть неба, если не понравилось, на темную часть неба.

Ребята выполняют действие.

Остальные золотые звёздочки оставьте себе на память, о нашем путешествии в волшебный лес.

Воспитатель: На этом наше сегодняшнее приключение заканчивается, а впереди нас ждет еще очень, много новых путешествий!

Номинация: конспект деятельности по социально коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 64
Месторасположение: Ростовская область г.Новочеркасск

Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Тема «Наши мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

Составила воспитатель г.о. Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада» д\с №171 «Крепыш» Петрова Ольга Васильевна.

Данный материал содержит технологию «Фото-кейс» и может быть интересен воспитателям детских садов, так как данная технология позволяет эффективно формировать навыки общения детей со взрослыми и со сверстниками.

Программное содержание:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать навыки общения, позволяющие эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
Учить выражать свои чувства приемлемыми для общества способами,
Способствовать становлению саморегуляции собственных действий,
Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
ОО «Речевое развитие»
Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь,
Активизировать в словаре детей прилагательные,
ОО «Познавательное развитие»
Расширять знания детей о празднике «8 марта»
Используемые технологии: Фото-кейс .
Материал:
Фотографии мам, стихотворения о маме, мягкое сердечко, фотография к кейсу, кейс.

Воспитатель: О ком оно? (о маме)
Воспитатель: в начале весны во всем мире отмечают замечательный праздник 8 марта. И сегодня мы поговорим о наших мамах.
Дети, а кто для вас мама? (самый близкий человек, друг, самый любимый человек…)

Воспитатель:
Мама – это небо! Мама – это свет! Мама – это счастье!
Мамы лучше нет! Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мама любит всех! Мама – осень золотая!
Мама – самая родная! Мама – это доброта! Мама выручит всегда!

Дидактическое упражнение «Красивые слова» .
Воспитатель: Скажите красивые слова о своей маме, передавая друг другу вот это сердечко. Какая ваша мама?
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная, модная, современная, ласковая.
Воспитатель: А когда мама устала, она какая?(уставшая) Когда она задумалась, то какая?(задумчивая)…и т.п.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. А теперь давайте поподробнее расскажем о них. Найдите свою маму на фотографии, расскажите, как ее зовут, как она выглядит, какой у нее характер, кем она работает, что любит делать?(выслушать 5-6 рассказов)
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и подвигаемся под стишок о маме.
Физ.минутка (дети показывают движения в соответствии с текстом)

Кто обед готовит, шьет?
Кто нам песенку поет?
Кто целует нас, ласкает?
А за шалости ругает?
Кто печет пирог с вареньем?
Рано утром в воскресенье?
Кто подарки нам вручает?
Это мама! Каждый знает!

Воспитатель: Рассказывая о мамах, вы говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют эти руки?
Дети: Готовить, шить, печь, стирать, гладить, вязать и т.д.
Воспитатель: Видите, как много дел у ваших мам. Несмотря на то, что мамы работают – кто в больнице, кто в школе, кто в магазине – они еще справляются со множеством домашних дел. Трудно мамам? Расскажите, как вы помогаете своей маме (вытираем пыль, подметаем, моем полы, пылесосим, моем посуду и т.п.)

Технология: Фото-кейс ; проблема выражения своих чувств приемлемыми для общества способами.