Домой / Для брюнеток / Воспитание у детей любви к матери, родине, природе и труду. Воспитание, основанное на любви, а не на страхе

Воспитание у детей любви к матери, родине, природе и труду. Воспитание, основанное на любви, а не на страхе

Сколько нежных слов можно сказать своим детям, сколько подарить ласки, придумать увлекательных совместных занятий игр… И при этом воспитывать их продвинутым и модным методом! Для этого при воспитании нужно активно использовать заложенный в нас самой природой механизм – любовь.

Откуда приходит любовь?

Еще находясь в утробе матери, малыш окружен любовью. Он слышит нежный мамин голос, тихий стук ее сердца. Ему спокойно и безопасно, он чувствует себя полностью защищенным. Ученые утверждают, что уже сейчас можно начинать общаться со своим малышом. Поглаживать животик в ответ на толчки, разговаривать с ребенком. Причем делать это должны и мама и папа. Детишки, которых начали подобным образом «воспитывать» еще до рождения, растут спокойными, более развитыми, устойчивыми к стрессам и болезням. Психологическая связь между такими детьми и родителями сильна, они по-настоящему родные люди.

Сразу же после рождения малыша кладут на живот к матери, потом она берет его на руки. В первые месяцы жизни основными впечатлениями от мира становится – крепчайшая связь между ребенком и матерью. И тактильные ощущения, получаемые от обоих родителей: ласки, поглаживания, качание на руках. Став немного старше, малыш доверчиво бежит к маме и папе при малейшей опасности, чтобы спрятаться у них на руках, в их объятиях.

До трех лет ребенку необходимо постоянное присутствие рядом хотя бы одного из родителей.

Как проявить любовь?

Один из базовых вещей – визуальный контакт. Любящие друг друга люди понимают друг друга не просто с полуслова – с полувзгляда. Малыш должен всегда ощущать на себе любящий взгляд родителей, говорящий о том, что мама и папа в любую минуту готовы прийти на помощь.

Тактильный контакт – различные объятия, поцелуи, поглаживания. Это могут быть какие-то индивидуальные, присутствующие только в вашей семье традиции.

Помните, уверенными в себе вырастают те дети, к которым относятся справедливо, хвалят и поощряют каждый раз, когда они того заслужили. Дают объективную, не агрессивную оценку неправильным поступкам, не осуждая при этом самого ребенка.

Что значит любить ребенка?

  1. Принимать его таким, какой он есть.
  2. Воздерживаться от резких порицаний и от слишком бурных похвал в адрес ребенка – и то и другое мешает правильной самооценке.
  3. Устраните их своего поведения все признаки постоянного неодобрения ребенка.
  4. Не предъявляйте малышу обвинений, а лишь высказывайте чувства по поводу его поступка.
  5. Предъявляя ребенку требования, формулируйте, что вы хотели бы от него, а не то, чего бы вы не хотели.
  6. В конфликтных ситуациях сначала дайте возможность высказаться ребенку, а лишь потом – говорите сами.
  7. Откажитесь от приказного тона, всегда аргументируйте свои требования к малышу.
  8. Никогда не кричите на ребенка, даже если вас раздражают его действия и поведения.

Ключевое значение в деле успешного развития здоровых детей имеет грамотное и своевременное их воспитание. Одним из самых лучших подходов, которые могут быть осуществлены заботливыми родителями, – воспитание детей любовью. Как бы банально это не звучало, лишь немногие родители могут похвастать правильным отношением к воспитанию и .

Воспитание детей любовью, вниманием и заботой

Как утверждает большинство психологов, даже взрослый самодостаточный человек нуждается в суточной «дозе» любви и внимания. Это могут быть поглаживания, нежные прикосновения, одобрение тех или иных действий, поцелуи, разговоры по душам и пр. Когда человеку этого не хватает, он начинает чувствовать себя не нужным никому, угнетенным и даже отверженным. Живя в такой атмосфере длительное время, он впадает в состояние депрессии, выйти из которой очень сложно.

Что уж можно говорить о маленьком ребенке, который оказался в подобной ситуации? Каждый родитель должен понимать, что внимательное отношение и проявление любви крайне важно для гармоничного формирования эмоционального фона ребенка и его грамотного сенсорного развития.

Стоит вспомнить воспитанников детских домов и школ-интернатов. Зачастую дети, живущие и обучающиеся там, очень часто в плане умственного развития и эмоциональной стабильности отличаются от своих «семейных сверстников» и далеко не в лучшую сторону. Среди этих ребят часто встречаются плохие собеседники, затворники, хулиганы и социопаты.

Происходит это потому, что в детстве они недополучили от взрослых должной порции внимания, любви и заботы. Именно поэтому в настоящее время воспитание детей с любовью к семье, матери, природе, родному городу и т.д. – это первое, чем стоит заняться родителям.

Казалось бы, что может быть проще и естественнее чем любовь к своему собственному ребенку! К сожалению, не всегда эта любовь бывает правильной! Любовь и внимание родителей необходимы ему как воздух, и чтобы эти важные составляющие жизни маленького человечка были адекватными, любя свое чадо нужно помнить, чего делать категорически нельзя:

  • разрешать делать все, что только заблагорассудится;
  • поощрять любые шалости малыша;
  • освобождать от домашних дел;
  • постоянно контролировать и навязывать свои правила;
  • безмерно целовать и обнимать.

Любовь родителей – это искреннее и инстинктивное чувство, а не ответ на какие-либо достижения или действия своего чада. Именно поэтому родительская любовь не может носить эпизодический характер.

Воспитание у детей любви к матери: обязательные компоненты

Воспитанию у детей любви к матери, родине, своему городу и окружающему миру складывается из нескольких важных частей, каждая из которых нужна и важна. Итак, «ласковое» воспитание состоит из следующих обязательных «компонентов»:

  • зрительный контакт – любящий взгляд мамы и папы, их круглосуточная готовность отреагировать на смех, плач и любое движение своего ребенка очень важны для него. Такой взгляд может развеселить, успокоить и поддержать, а при необходимости и наказать. Каждый родитель должен помнить о том, что их чадо нуждается в этом контакте с самого первого дня с момента рождения;
  • физический контакт – под ним следует понимать как «телячьи нежности», так и «медвежьи шалости». Каким именно он будет, зависит от того каков его возраст и его темперамент. Ребенок всегда в любом возрасте нуждается в физическом контакте, изменяется лишь его вид и форма. Так, новорожденный нуждается в нежных объятиях и ощущении тепла мамы рядом, дошкольник одинаково сильно любит поцелуи-объятия и шумные игры, пощипывания и встряхивания, встряхивания, пощипывания. Младший школьник все еще нуждается в объятиях, но уже отдаляется от родителей и со временем физический контакт ограничивается поцелуями при встрече, дружескими похлопываниями и объятиями;
  • пристальное внимание – его наличие позволяет ребенку ощущать себя самым важным человечком в мире. Хотя бы 10-15 минут в день родитель обязан уделять своему ребенку, только ему одному, забыв на это время про все свои взрослые проблемы. При этом совершенно неважно, чем именно в это время он будет заниматься с ним, главное не отвлекаться в этот период ни на что. Это может быть чтение книги, игра, беседа о том, как он провел день, просмотр фильма или совместное выполнение домашних дел.

Психология воспитания любви у детей к маме, папе, родине, природе и пр. не такая сложная задача, каковой она кажется на первый взгляд. Просто родители должны понимать и принимать тот факт, что только удовлетворив потребность своего ребенка в эмоциональном контакте, они смогут добиться от него дисциплины и самостоятельности, и обеспечить ему гармоничное развитие. «Хорошим» воспитание получается только тогда, когда ребенок чувствует искреннюю любовь и принятие его таким, какой он есть, без унижений и попыток «сломать» его.

Попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сколько раз в день или может в неделю? Если получилось меньше 3 раз в день или отсутствует одна из составляющих ласкового воспитания, тогда пора бить тревогу. Нужно постараться сделать отношения более нежными, доверительными и доброжелательными. Психологи утверждают, что существует даже рекомендованная минимальная норма объятий, способствующая поддержанию хорошего самочувствия и нормального настроения. Следуя их советам, обнимать своего ребенка нужно как минимум 8 раз в день, превышать эту норму не запрещается.

Воспитание у детей любви к труду и примерный список работ

Воспитание любви детей к труду – одна из важнейших составляющих процесса гармоничного развития личности. Эта задача в большей степени стоит перед дошкольным учреждением и школой, однако родители также должны принимать в этом активное участие.

Воспитание трудолюбия - это развитие одного из основных качеств человеческой личности, создание той базы, на которой строится вся жизнь общества и отдельного индивида. Наиболее полно проявить трудолюбие ребенок может только тогда, когда сам участвует в какой-либо общественно полезной деятельности.

Трудовое участие ребенка в жизни семьи должно начинаться с самого раннего детства в форме игры. Сначала ему нужно вменить в обязанности сохранение своих игрушек в целостности, а места проведения игр в чистоте и порядке. По мере взросления задания нужно усложнять и отделять от игры. Примерный список работ в порядке возрастания сложности, которые можно поручить маленьким помощникам, выглядит следующим образом:

  • полив комнатных растений;
  • вытирание пыли;
  • накрывание на стол перед ужином или обедом;
  • поддержание , на письменном столе и книжной полке;
  • покупка хлеба, молока, мыла;
  • проведение полной уборки в доме;
  • уход за огородом;
  • помощь родителям в приготовлении пищи.

Важно чтобы в семье всегда чувствовался дух коллективизма, и как можно чаще проявлялась взаимопомощь и поддержка.

Воспитание у детей любви к родине и родному краю

Природа и все что с ней связано очень рано входит в жизнь ребенка. Как же много открытий он делает и при общении с ней. Когда ребенок погружается в мир живой природы, он начинает впитывать его краски, звуки, наслаждаться его гармонией. Именно в эти моменты ребенок совершенствует свою личность. Поэтому всегда и у всех народов поощрялось общение детей с природой, а также их стремление понять и познать законы природы, рождающее желание сделать свой родной край еще прекраснее.

Актуальность воспитания у детей любви к родному краю в настоящее время очень высока, так как проблема становления правильного и ценностного отношения школьников к родной стране стоит очень остро.

Основой воспитания у детей любви к родине являются накопленный ими социальный опыт проживания в своем Отечестве, качественное усвоение принятых и норм поведения, активное развитие интереса к культуре и истории своей страны, а также формирование позитивного отношения к настоящему и прошлому родного края.

Дошкольный возраст – идеальное время для воспитания у детей любви к родному городу и краю. Этот важный период становления личности должен быть заполнен важными и познавательными делами. Это может быть посещение краеведческого музея с целью более близкого знакомства с географическими, историко-культурными, климатическими, и национальными особенностями своего родного края. Также можно проводить экскурсии по городу и району с подробным описанием мест, которые вы посещаете с ребенком.

Воспитание у детей любви к родной природе и животным

Охрана природы является одной из самых важных задач, от успешного решения которой зависит будущее человечества. Поэтому очень важно чтобы деятельность человека в природе была разумной и взвешенной, созидающей и охраняющей. Такое отношение нужно формировать с самого детства, помогать маленькому человечку познать красоту и разнообразие природы. Воспитание у детей любви к природе нужно начинать уже с 1,0-1,5 лет.

Каждый родитель должен понимать, что воспитание у детей любви к родной природе должно происходить на основе собственного бережного отношения к ней, так как основы характера и крепкая жизненная позиция малыша закладываются именно в семье. Личный пример очень важен в этом деле.

Созерцая красоту природы ребенок должен раскрыть для себя красоту человеческого труда и родить желание все сделать для того чтоб родной край стал еще лучше. Взрослые должны показать и рассказать детям, как нужно оберегать и умножать природные богатства.

Тоже касается воспитания любви к животным у детей в самом раннем детстве. Они должны понимать, что животные, домашние или дикие, тоже живые существа, которых нужно оберегать, а не обижать. Важно объяснить им, что просто так сорванный одуванчик, пойманная и посаженная в банку бабочка или растоптанный из боязни быть укушенным жук – это все может привести к нежелательным последствиям и нарушению биологического баланса.

Большое значение имеют регулярные поездки в лес, на речку или озеро. Под благотворным влиянием любящих и ценящих природу родителей ребенок постепенно начнет правильно воспринимать красоту и прелесть природы и вникнет в таинства жизни природы. Кроме этого непосредственный контакт с природой развивает у детей наблюдательность и любознательность.

Статья прочитана 4 864 раз(a).

Как правильно воспитывать детей?

На какое воспитание дети положительно реагируют?

В ответах на вопросы читателей я упоминала такой метод воспитания, как воспитание любовью. Этот метод самый простой и естественный, не требующих специальных знаний и умений. Что может быть проще, чем любить своего малыша, свою частичку? Но в наше «продвинутое» время многим родителям так сложно любить своих детей! Возможно, их самих не долюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.


Даже взрослым, по мнению известных психологов (например, Эрика Берна), для нормального самочувствия, хорошего настроения необходимо определенное количество объятий, поцелуев, «поглаживаний» в день (у каждого – своя «мера»). Доказано, что если человек недополучает положенной «дозы» ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!

Уже в животике у мамы малыш чувствует прикосновение, различает звуки (особенно мамин и папин голос), видит приглушенный свет. Если мама регулярно разговаривает с ним, поглаживает свой живот, устанавливается эмоциональный контакт. Ребенок начинает «отвечать» маме, папе толчками, постукиваниями, повышением или понижением активности. Детишки, появившиеся у родителей, которые еще до рождения общались с ними, более спокойны, быстрее развиваются, устойчивы к стрессам. Вообще с ними меньше проблем, потому что родители их лучше понимают.

В первые месяцы после рождения именно кожно-мышечные ощущения являются основным источником впечатления, помогают познавать собственное тело и окружающий мир. Затем к эмоциональным реакциям добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Почему малыши в домах ребенка так отличаются от своих «домашних» сверстников? Они пугливы, неуверенны в себе, малоинициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у них плохо развито воображение, память, мышление. Такие малыши отстают от многих возрастных норм. Все объясняется очень просто – рядом с ребенком нет близкого человека, который реагирует на каждое его движение, улыбку, плач, кряхтение, который часто берет на руки, нежно прижимает, покачивает, успокаивает, хвалит. До 3-х лет ребенку необходимо постоянное присутствие мамы или другого близкого человека.

Еще совсем недавно (в 60-70 годы) было нормально, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка выходила на работу, а младенца отдавали в ясли. Родителям советовали не баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости («плачет, кричит – полезно, легкие развиваются»), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен – выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи и как следствие – алкоголизм, агрессивность и т.д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, т.к. их не научили в детстве делиться любовью, вниманием.

В настоящее время ученые доказали необходимость «ласкового» воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы «эмоциональный резервуар» ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.

Из чего состоит «ласковое» воспитание.

КОНТАКТ ГЛАЗ. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. «Хорошего» воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, «сломать».

Вспомните, когда в последний раз Вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли «ласковое» воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих (см. выше), то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает! А можно поиграть в «эмоциональные» игры.

Поиск мягких игрушек (с двух лет)

Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме и уложите их под одеяло. Туда же забирается и ребенок. Он должен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом – будет еще веселее.

«Дотронься до...» (с 4-5 лет)

В игре принимают участие несколько человек, естественно, они все по-разному одеты. Ведущий говорит: «Дотронься до… синего!» Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный цвет и дотронуться до него. Можно искать различные цвета, элементы одежды (рукав, кармашек, бантик, пуговица и т.д.). Важно, чтобы дотрагивались до каждого участника игры.

Игровой массаж

Можно испечь пирог (см. статью «Самооценка»). Можно делать легкий массаж спинки, ручек, ножек с поглаживаниями, растираниями, придумывая сказки и веселые истории.

Чаще устраивайте домашние праздники, и большие (день рождения, Новый год, 8 Марта), и маленькие (день солнышка, летний бал, воскресный обед).

Лечение любовью

Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребенок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение. Давно известно, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое поведение своими словами. «Вечно ты копаешься», «Катя у нас- жадина», «Не подходи к собаке – укусит», «Ой, какая ты бледненькая!», «Давай я сам, все равно не сможешь» – это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию малыша. А ведь можно использовать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы внушать малышу, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуйте дать ему установку на хорошее поведение: «Какой ты молодец!», «Ты здоровый и сильный», «У тебя все получится», " Я в тебя верю"…

Можно использовать простейший гипноз и во сне. Когда ребенок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как Вы его любите, какой он хороший, умный, красивый. Можно заранее подготовить предложения-установки: «Завтра ты будешь спокойным, хорошо покушаешь», «Ты быстро выздоровеешь, завтра температура снизится, станет легче дышать», " Ты станешь меньше плакать и капризничать"… Старайтесь, чтобы установки были предельно четкими и конкретными. Таким образом Вы настраиваете организм ребенка на благотворные изменения. Для получения результата необходимо проводить такие «сеансы любви» регулярно. Важно, чтобы Ваше настроение соответствовало моменту. Не начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны говорить искренне, чувствовать к ребенку нежность, любовь, желание помочь. Не говорите слишком громко и эмоционально, чтобы не разбудить ребенка. Попробуйте! Может быть, Вам подойдет именно такой способ выражения любви и заботы?

Ольга Анисимович, педагог-психолог

Тема родительской любви ярко освещена в художественном искусстве, кино, литературе. В наши дни об этом много говорят психологи, педагоги, потому что доказано: воспитание детей любовью позволяет им расти уверенными в себе, самодостаточными, независтливыми. Можно сказать, что во многом душевное здоровье детей зависит от того, как к ним относятся родители.

Однако воспитание детей любовью стоит понимать шире: по мере взросления ребята должны проникаться нежными чувствами не только к семье, но и к близким людям, природе, родной стране. Это дает им ощущение гармонии и счастья.

Как же воспитать детей, чтобы они не стеснялись произносить в будущем слова любви родителям, отдавали сполна ту доброту и понимание, которыми те окружали их в детстве?

Важность любви и взаимопонимания в семье

Способность человека любить не дается ему от рождения – это качество формируется в течение жизни. Важную роль в его становлении играют родители.

Сначала ребенок наблюдает за отношением к нему других членов семьи. Если они теплые, искренние, приносят положительные эмоции, то он начинает перенимать тот стиль общения, который ему нравится. Происходит естественное воспитание детей любовью и заботой.

В дальнейшем, когда ребенок становится старше, у него появляется внутренняя потребность делиться собственными чувствами, вызывая у близких радость и счастье. Формируется та неповторимая атмосфера любви, которая отличает здоровые, дружные семьи.

Потом традиции позитивного общения переносятся людьми в семьи, которые они создают сами, и продолжается воспитание детей любовью .

Таким образом, ощутив на себе чувства любящих родителей, ребенок проникается ими на всю жизнь. Становится понятным, почему в детских домах малыши зачастую лишены этой возможности: их потребность в любви взрослых не удовлетворена, они не могут испытать, как кто-то беспокоится за них, переживает их неудачи и радуется успехам. Многие из воспитанников просто не знают, как это – любить. Их так и называют «недолюбленными».

Но все выше сказанное не означает, что ребенок – это некий «божок», которого будут любить, как бы он ни вел себя по отношению к другим. Если родители совершают такую ошибку, они рискуют вырастить холодного эгоиста, который будет манипулировать чужими чувствами в угоду себе.

К сожалению, история знает немало примеров, когда у самоотверженных и любящих родителей вырастали не способные на глубокие чувства, жестокие дети. Всему виной было абсолютное всепрощение с их стороны, при котором ребенок с годами настолько уверовал в свою исключительность и правоту, что переставал замечать состояние других людей, в том числе, самых близких.

Воспитание любви в семье

Как можно вырастить ребенка любящим сыном или дочерью?

  • Воспитание любви в семье начинается с умения понять другого человека. Внимание – это один из самых щедрых подарков, который близкие люди могут преподнести друг другу. Если ребенок видит, что папа и мама умеют договариваться между собой без ругани и оскорблений, если мама с удовольствием готовит для домочадцев самые любимые кушанья, а папа дарит ей цветы не только по праздникам, это становится в его глазах нормой, и в будущем он станет стремиться к этому «стандарту»
  • Прекрасный эффект дает чтение книг с последующим обсуждением. В большинстве мотив любви сопровождает положительных героев. Так у детей формируется понимание настоящих чувств, которые требуют от человека глубокой внутренней работы: в борьбе за свое счастье они проходят череду испытаний.

Детям постарше стоит прочитать историю «Звездного мальчика» О. Уайлда. В ней воспитание детей любовью раскрывается на примере судьбы красивого, но бездушного ребенка, прогнавшего свою мать, которая обошла весь свет в поисках своего любимого сына. И только пройдя через трудности, мальчик понял, каким жестоким и несправедливым он был, и исправил ошибку

  • Дети учатся любить родителей, когда видят, как они заботятся о своих мамах и папах – их бабушках и дедушках. Это прекрасный пример преемственности поколений, и воспитание любви в семье с такими традициями становится естественным и необходимым.

Мы публикуем отрывки из книги Джона Грея «Дети - с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе».

Через год после женитьбы у меня родилась дочь. Кроме того, у меня уже были две замечательные падчерицы. Новорожденную мы назвали Лорен, Джульете было восемь, а Шенон - почти двенадцать. Моя жена, Бонни, имела уже достаточно большой опыт материнства, но для меня отцовство было внове.Вот так, сразу оказаться в ответе за младенца, ребенка и подростка - непростая задача. Мне уже не раз приходилось проводить семинары с детьми разных возрастов, поэтому я прекрасно знал, как дети относятся к родителям. Кроме того, я консультировал тысячи взрослых и помогал им решать проблемы, корни которых уходят в детские годы. Чтобы исправить недоработки родителей, я учил этих людей исцелять старые раны и прощать обиды. Так что, когда я сам стал отцом, у меня уже был этот уникальный и богатый опыт.

Поначалу я на каждом шагу ловил себя на том, что механически подражаю своим родителям. Какие‑то их методы были хороши, другие менее эффективны, а некоторые вообще никуда не годились. Опираясь на собственный опыт (какие воспитательные меры, доставшиеся мне от родителей, оказались недейственными), а также на опыт тысяч людей, с которыми мне довелось работать, я постепенно сумел разработать новые, более эффективные методы воспитания.

Я до сих пор отчетливо помню одно из первых изменений, которые я ввел в свою манеру общения с детьми. Как‑то раз, когда Шенон пререкалась с матерью, Бонни, я спустился из спальни, чтобы прийти на помощь жене. В какой‑то момент я включился в скандал и стал кричать громче их обеих. Через пару минут я, кажется, одержал верх в этом споре. Шенон утихла, затаив обиду и негодование. И тут я понял, сколько боли причинил падчерице.

В этот миг я осознал, что допустил ошибку. Мое поведение не имело никакого отношения к воспитанию. Я вел себя в точности, как мой отец, когда он не знал, что делать. Стремясь взять в свои руки контроль над ситуацией, я кричал и запугивал. Хотя я еще не понимал, что именно нужно делать, но ясно видел, что крики и угрозы - не метод. С того дня я больше никогда не позволял себе кричать на детей. Со временем нам с женой удалось разработать другие, более‑разумные способы восстанавливать контроль над дочерьми, когда они вели себя не так, как следует.

Любовь — это ещё не всё

Я очень благодарен своим родителям за любовь и заботу, которые были мне воистину необходимы. Однако, несмотря на всю любовь отца и матери, их ошибки нередко причиняли мне боль. Я стал хорошим отцом именно благодаря тому, что исцелил эти раны. Я знаю: они делали все, что могли, но им не хватало знаний о том, что действительно необходимо детям. Родители совершают ошибки, воспитывая своих детей, не потому, что не любят их, а потому, что не знают, как делать это лучше.

Самое важное в воспитании - любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь - самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

Без понимания потребностей ребенка родители не в состоянии дать ему необходимое.

С другой стороны, многие родители и «хотели бы» проводить побольше времени с детьми, но не делают этого, поскольку не знают, чем заняться вместе, а случается и так, что дети просто отвергают их попытки пообщаться. Очень часто родители пытаются поговорить с ребенком, но тот просто закрывается. Эти люди действительно хотят поговорить со своими детьми, но не знают, как это сделать.

Некоторым родителям вовсе не хочется кричать на детей и наказывать их, но они просто не видят альтернативы. Поскольку разговоры ни к чему не приводят, родители не видят иного выхода, кроме наказания и угроз.

Чтобы отказаться от старых методов воспитания, необходимо заменить их новыми.

Разговоры приносят пользу только тогда, когда вы знаете, что требуется детям. Чтобы ребенку хотелось разговаривать с вами, необходимо научиться слушать. Чтобы ребенку хотелось сотрудничать, нужно научиться просить его об этом. Нужно научиться давать детям достаточно много свободы, сохраняя при этом контроль. Научившись всему этому, родители могут отказаться от устаревших методов воспитания.

В поисках лучшего пути

После того как я проконсультировал тысячи человек и обучил сотни тысяч, мне стало понятно, какие именно воспитательные методы не работают, - но более эффективных решений я пока еще не знал. Для того чтобы стать хорошим отцом, недостаточно просто отказаться от управления детьми при помощи крика и наказаний. Чтобы исключить такое средство контроля, как угроза наказания, нужно было найти другие, не менее эффективные методы. Работая над философией подхода «дети - с небес» и над пятью методами позитивного воспитания, я постепенно нашел эффективную альтернативу традиционным методам воспитания.

На разработку методов позитивного воспитания, представленных в книге «Дети - с небес», у меня ушло более тридцати лет. В течение шестнадцати лет, давая консультации взрослым, которые страдали от проблем в личной жизни и во взаимоотношениях с окружающими, я получил прекрасную возможность выяснить, какие из примененных к ним в детстве методов не дали позитивных результатов. Затем, в течение следующих четырнадцати лет отцовства, я разработал и применил на практике иные, новые методы воспитания. Действенность этих методов подтвердилась не только на примере моих детей, но и в тысячах других семей.

Марго, мать‑одиночка, начала использовать мои методы в общении со своей старшей дочерью‑подростком, Сарой, которая перед этим не просто перестала разговаривать с матерью, но всерьез готовилась сбежать из дома. Стоило Марго подкорректировать свой стиль общения с дочерью, и им удалось уладить все проблемы. Буквально за день Сара стала совсем другим человеком. До того как Марго записалась на семинар «Дети - с небес», Сара только хмурилась в ответ на любые попытки матери поговорить с ней. Через несколько месяцев после семинара Сара уже увлеченно рассказывала Марго о своей жизни, выслушивала советы и охотно сотрудничала с матерью.

У Тима и Кэрол были проблемы с трехлетним сынишкой Келвином. Он непрестанно закатывал сцены, скандалил и твердо стоял на своем в любой ситуации. Когда родители отказались от тумаков и вместо этого стали применять тайм‑ауты, Келвин понемногу отказался от истерик. Тим и Кэрол сумели вновь обрести контроль над ситуацией в семье, поняв, как удовлетворить потребности своего малыша.

Филипп - преуспевающий бизнесмен. После семинара «Дети - с небес» этот мужчина осознал, как сильно нуждаются в нем его дети, и понял, каким образом он может поучаствовать в их воспитании. Филиппа воспитывала главным образом мать, и он не понимал, насколько необходим ребенку отец. Узнав, что требуется его детям и что он может для них сделать, Филипп стал охотно проводить с ними больше времени. Он очень признателен за эти знания: благодаря им он смог подарить больше счастья не только своим детям, но и себе самому. Прежде ему недоставало радостей отцовства, о которых он даже не подозревал.

Многие мужчины, не занимающиеся воспитанием детей, даже не осознают, каких радостей себя лишают.

Том и Карен всегда спорили по поводу того, как воспитывать своих детей. Дело в том, что их самих воспитывали по‑разному, и вот теперь они не могли прийти к согласию по поводу того, как вести себя с детьми. После семинара «Дети -с небес» они наконец нашли общий подход к воспитанию. В результате выиграли дети - не только потому, что их родители стали применять более эффективные методы, но и потому, что те стали меньше ссориться.

Можно без конца рассказывать истории семей, которым пошли на пользу идеи и методы, предложенные в рамках подхода «дети - с небес». Если у вас есть какие‑то сомнения по поводу действенности моего подхода, просто попробуйте применить его на практике и посмотрите, каковы будут результаты. Эффективность этих методов легко доказать: стоит начать их использовать - и они немедленно приносят плоды.

Я убедился в этом на собственном опыте: две мои падчерицы отреагировали на новый подход немедленно. Хотя прежде их растили с применением некоторых старых методов вроде наказания и крика, новый подход подействовал сразу же. При помощи этих новых методов удается побудить к сотрудничеству всех детей - независимо от возраста и использовавшихся прежде воспитательных подходов.

Данные техники срабатывают даже по отношению к детям, выросшим в атмосфере пренебрежения, плохого обращения и жестоких наказаний. Понятно, что у ребенка, которым пренебрегали и с которым плохо обращались, могут быть какие‑то особые проблемы в поведении, но наш новый подход помогает эффективно решить их. Дети необыкновенно податливы и легко изменяются, стоит дать им необходимую любовь и поддержку.

Кризис воспитания

Свободный мир Запада переживает кризис воспитания. С каждым днем средства массовой информации приносят нам все больше известий о детской и подростковой преступности, заниженной самооценке, синдроме недостатка внимания, наркомании, ранней беременности и самоубийствах. Почти все родители ныне сомневаются как в старых методах воспитания, так и в новых. Создается впечатление, будто ни один подход не годится, а проблемы наших детей между тем все усугубляются.

Некоторые родители полагают, что корень проблем во вседозволенности и в том, что мы слишком много даем своим детям. Другие думают, что все дело в устаревших методах воспитания - вроде криков и тумаков. Третьи склоняются к мысли, что новые проблемы порождены негативными переменами в самом обществе.

Многие считают, что виной всему обилие рекламы, насилия и секса на телеэкранах. Конечно, общество и то влияние, которое оно оказывает на детей, имеют самое непосредственное отношение к данному вопросу, и некоторые проблемы можно было бы решить при помощи соответствующих изменений в законодательстве, - однако куда важнее обратить внимание на то, что происходит дома. Проблемы детей начинаются дома и могут быть решены там же. Перемены в обществе - важный фактор, но родители должны понять, что именно от них зависит, вырастут ли их дети сильными, уверенными в себе, способными к сотрудничеству и состраданию.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть решены там же.

Чтобы не отставать от перемен, происходящих в обществе, родителям нужно изменить свой подход к воспитанию. За последние две сотни лет общество совершило исторический скачок, предоставив всем гражданам небывалые личные свободы и человечес кие права. Но, несмотря на то что современное западное общество зиждется на принципах свободы и прав человека, родители по‑прежнему используют воспитательные методы, доставшиеся нам из темного средневековья.

Для того чтобы вырастить здоровых, способных к сотрудничеству детей, родителям нужно модернизировать свои методы воспитания. Руководители компаний знают, что, если они хотят сохранить конкурентоспособность на рынке, им необходимо постоянно меняться и совершенствоваться. Подобным же образом если родители хотят, чтобы дети могли уверенно чувствовать себя в свободном мире, нужно воспитывать их при помощи наиболее эффективных и современных методов.

Воспитание, основанное на любви, а не на страхе

В прошлом детей контролировали при помощи давления, страха и чувства вины. Чтобы мотивировать хорошее поведение, детям внушали, что они порочны и могут заслужить хорошее отношение только послушанием. Сильнейшим сдерживающим фактором для ребенка был страх потерять любовь и благосклонность родителей. Если этого оказывалось недостаточно, взрослые прибегали к более жестким наказаниям, которые должны были пробудить в ребенке еще больший страх и сломить его волю. Непослушного ребенка нередко называли своевольным. По иронии судьбы, с точки зрения позитивного воспитания основой для развития в ребенке духа сотрудничества, уверенности в себе и отзывчивости служит именно воспитание сильной воли.

Чтобы воспитать в ребенке дух сотрудничества, уверенность в себе и отзывчивость, необходимо развивать его волю, а не ломать ее.

В прошлом цель воспитания состояла в том, чтобы привить детям послушание. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить волевого ребенка, но при этом склонного к сотрудничеству. Чтобы добиться сотрудничества, нет нужды ломать его волю. Дети - с небес. Когда их сердца открыты, а воля получает необходимую подпитку, они больше склонны к сотрудничеству.

Цель позитивного воспитания - вырастить волевого, но при этом готового к сотрудничеству ребенка.

Методы прошлого были нацелены на воспитание послушных детей. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. И если такие дети не лгут, то не потому, что это против правил, но потому, что они честны и справедливы. Мораль для них не является чем‑то навязанным извне - она идет изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями.

Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том, чтобы приучить детей подчиняться. Позитивное воспитание стремится к созданию уверенных в себе лидеров, способных творить свою судьбу самостоятельно, а не просто следовать по стопам тех, кто идет впереди. Уверенные в себе дети отчетливо осознают, кто они есть и чего хотят добиться.

Сильные дети меньше поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности бунтовать, чтобы утвердить себя. Они думают своей головой, но при этом остаются от крытыми для помощи и поддержки со стороны родителей. Когда такие дети взрослеют, их не сковывают предрассудки окружающих. Они следуют своему внутреннему компасу и принимают решения самостоятельно.

Сегодня дети не такие, как прежде

Мир вокруг нас изменился - изменились и дети. Воспитание, основанное на страхе, больше не оказывает на них должного воздействия. Старые, основанные на запугивании методы на самом деле лишь ослабляют родительский контроль. Угроза наказания только настраивает детей против родителей и побуждает их к бунту. Крик или удар уже не помогают установить контроль над ребенком, но просто убивают в нем желание слушать и сотрудничать. Родители стремятся к более полноценному общению с детьми, чтобы подготовить их к напряженной современной жизни, но, к сожалению, до сих пор используют при этом устаревшие методы воспитания.

Я помню, как эту же ошибку совершал мой отец. Он всегда пытался контролировать своих шестерых сыновей и дочь при помощи угрозы наказания. Он был военным и не знал иного способа воздействия на окружающих. В каком‑то смысле он относился к нам как к солдатам. Когда мы противились его воле, он восстанавливал контроль над ситуацией, грозя наказанием. Такой метод воспитания был в известной мере эффективным, когда подрастало его поколение, но эти средства уже не действовали на моих ровесников, тем более не действуют они на современных детей.

Если угроза не склоняла нас к послушанию, отец прибегал к более веской угрозе. Он говорил:

Если будешь разговаривать со мной в подобном тоне, я неделю не позволю тебе выходить на улицу.

Если я упорствовал, он грозил:

Прекрати немедленно, не то будешь сидеть дома две недели.

Если и это меня не вразумляло, отец заключал:

Ладно, будешь сидеть дома целый месяц. А сейчас марш в свою комнату!

Усугубление наказания не оказывает желаемого влияния на ребенка, но только усиливает его негодование. Целый месяц я размышлял о том, как несправедлив мой отец. Вместо того чтобы пробудить во мне стремление к сотрудничеству, он только отталкивал меня своими действиями. Было бы гораздо лучше, если бы он просто сказал:

Поскольку ты не отнесся к моим словам с должным уважением, я хочу, чтобы ты взял десятиминутный тайм‑аут.

В былые времена наказание использовалось для того, чтобы сломать своевольного ребенка. Возможно, этот метод позволял добиваться от детей послушания в прошлом, но не сейчас. Ныне дети гораздо искушенней и разумнее, чем прежде. Они понимают, когда родители ведут себя нечестно и оскорбительно, и не склонны терпеть это. Они возмущаются и бунтуют. А самое главное, наказания и угрозы перекрывают каналы общения между вами. Вместо того чтобы способствовать решению проблемы, родители становятся ее частью.

Когда родители кричат на ребенка, это только притупляет его способность слушать. Чтобы добиваться успехов в учебе, и - что еще важнее - конкурировать в условиях свободного рынка и строить прочные взаимоотношения с окружающими, современному человеку необходимо в полной мере владеть искусством общения. Лучше всего ребенок учится этому искусству, когда выслушивает родителей, а родители выслушивают его.

Дети прислушиваются к родителям, когда родители прислушиваются к детям.

Что бывает, если включить музыку слишком громко? Вы просто перестаете ее слышать. То же самое происходит и тогда, когда родители постоянно чего‑то требуют от своих детей. Когда современные родители кричат на детей, как делали их отцы и матери, это производит совершенно другое воздействие. Современный ребенок просто отключается, и взрослые утрачивают контроль над ним.

Продолжение следует…

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

7 Comment threads

14 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать