Домой / Праздничный / Рецепты детей о счастливой семье. Сочинение " рецепты счастливой семьи"

Рецепты детей о счастливой семье. Сочинение " рецепты счастливой семьи"

Рецепт семейного счастья

Все-таки мудро заметил Лев Толстой, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему…». По прошествии столетия ничто не изменилось в подлунном мире: все отчаянно ищут рецепты гармонии и покоя семейного очага, и изо всех сил надеются, что их любовная лодка точно не разобьется о быт. Секрет семейного счастья существует.

Как специалист с многолетним опытом работы в сфере межличностных отношений, я убеждена, главное, чтобы оба партнера были одинаково заинтересованы в сохранности, долгосрочности брачного союза. Когда есть эта мотивация, люди способны преодолеть многие препятствия, чтобы быть вместе несмотря ни на что. Основополагающим, цементирующим моментом является одинаковое развитие их, как личностей. Когда этот дисбаланс нарушается наступает конфликт.

А ведь проблема лежит на поверхности: то, что 20 лет назад казалось вполне подходящим, сегодня уже может и разочаровать, и начать раздражать. Оба партнера должны хотеть развиваться, работать над собой, чтобы не наскучить друг другу и всегда быть интересными.

Анетта Орлова

психолог

Лучше всего в самом начале отношений расставить все точки на i. Ведь повсеместно встречаются те, кто даже не догадывается, что от них ждет любимый человек. Они по привычке терпят некомфортную жизнь. И в конце концов лет через двадцать чаша терпения переполняется. Но уже поздно что-либо поправлять - семья разрушается.

К сожалению, не редки случаи, когда у одного жажда познания велика, а другому все это совсем не нужно. И с возрастом наращивается неприятие: один тяготится устремленным в будущее партнером, совершенно не придерживающимся его ритма, а другой ощущает близкого просто тяжелым балластом, тянущим назад. В такой ситуации все зависит от того, видят ли они себя вместе в старости. Если да - будут искать компромиссы, если нет - расстанутся. Но важно не упустить момент отдаления - когда он далеко позади, точка не возврата пройдена, и люди становятся уже чужими друг другу. Поэтому, если что-то не устраивает, не имеет смысла годами об этом молчать, боясь скандала. Возникшие проблемы обязательно следует проговаривать. Повторюсь, если партнер заинтересован быть вместе, он будет тянуться за своей половинкой, меняться, а не прозябать в бездействии. И, конечно, надо следить за балансом отдачи и получения во взаимоотношениях.

Иногда люди начинают играть в игры, так называемой, зависимости, когда один вечно сказывается больным, слабым, пьющим, а другой выступает в роли защитника и исцеляющего спасителя. Они настолько привыкают к данным трафаретам, что уже и вместе им мучительно, и врозь вроде никак…Такую тяжелую форму существования обязательно надо корректировать. Даже если пара со стороны кажется позитивной: вроде супруги всегда вместе. Но это не любовь, а несчастье. Они вместе не благодаря чувствам, а просто потому, что слишком тревожны, и не представляют себе иной жизни. Впрочем, и в нормальном союзе не лишним будет соблюдать равновесие в заботе друг о друге. Когда один постоянно печется, а другой только требует к себе внимание, мало что давая взамен - это тоже путь в никуда.

Словом, искаженная коммуникация - корень всех зол. Люди должны учиться ладить друг с другом, правильно выстраивать отношения, уметь слушать и слышать половинку. Причем нужно прямым текстом говорить то, что думаете, а не сигнализировать негатив сам по себе, который будет воспринят партнером неверно, и лишь породит неконструктивную враждебность.

Распространенная ошибка — избегающее поведение, когда один хочет решить проблему, а другой откровенно демонстрирует, что вроде ничего такого не происходит, и словно страус прячет голову в песок. Понятно, что такие вещи также не созидательны. И мягкая критика не помеха семейной жизни, только если она осуждает поступок человека, а не его личность. Иначе - отдаление неизбежно.

И, разумеется, залог семейного счастья - не прекращающиеся сексуальные отношения. Согласно статистике, пары, у которых регулярность контактов составляет два раза в неделю, намного лучше преодолевают конфликты, легче находят общий язык друг с другом, и гораздо реже разводятся.

Что же касается «народных примет», когда опасными для брака считаются нечетные года: первый, третий, седьмой и т.д., то это в основном связано с рождение ребенка, обычно через год после свадьбы, потом отправлением его в детский сад - тоже серьезный стресс для молодой семьи, не говоря уже о начале школьной жизни отпрыска… Все это этапы, через которые проходит каждая семья с большими или меньшими потерями.

У каждой семьи существуют свои индивидуальные циклы, спирали, по которым она функционирует. И барьеры все «берут» одинаковые: проблемы становления, кризис среднего возраста, страх старости и немощи… Наиболее жизнеспособны не те пары, которые закрываются ото всех, сосредоточившись лишь друг на друге, и не те, которые уж слишком интегрированы в окружающий мир, а те, которые грамотно установили границы между друзьями, родными и собственной ячейкой общества.

Рецепты счастливой семьи.

Здравствуй, дорогой друг!

В предыдущем письме ты расспрашивал меня о семье. Сегодня я хочу рассказать тебе о самом дорогом и важном, что есть у меня в жизни – моей семье.

Вообще семья – объединение людей, основная цель которого – создание комфортных психологических условий. Когда у человека есть семья, это уже большая радость. Но, к сожалению, не все семьи счастливы и как писал классик- Л.Н.Толстой «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Мне бы очень хотелось, чтобы у каждого человека была любящая и поддерживающая его семья. Ведь «семья – общество в миниатюре» по словам Ф. Адлера – австрийского политического деятеля, поэтому от благополучия семей зависит счастье всего общества в целом.

Я считаю, что моя семья по-настоящему счастлива, и хочу рассказать тебе о ней. Я живу с мамой, папой и дедушкой. Как видишь, моя семья небольшая, но очень дружная и крепкая. Я думаю, что главный рецепт нашего счастья – внутренняя атмосфера. Когда между членами семьи царят любовь и понимание, дом наполнен теплом и уютом, каждый становится счастливым, а значит и вся семья.

Мои родители делают все для того, чтобы поддержать меня. В любой ситуации я могу обратиться за помощью к самым близким людям и я уверена, что они мне никогда не откажут. Каждый вечер мы, собираясь за ужином, обсуждаем события, произошедшие за день, обмениваемся мнениями и впечатлениями. Мы доверяем друг другу свои проблемы и переживания, стараемся с пониманием относиться к трудностям других членов семьи. Поэтому у нас царит атмосфера доверия, поддержки и гармония. «Любое горе в семье делится, а радость преумножается» - так говорит мой папа, и я с ним полностью согласна.

Создавать тепло и уют в доме помогают традиции – то, что объединяет всю семью. Например, каждый год 9 мая мы участвуем в акции «Бессмертный полк», поднимая портреты наших предков, защитивших Родину и подаривших нам мирное небо и спокойную жизнь. Мои прадеды самоотверженно воевали и отстояли свободу нашего Отечества. За подвиги они были удостоены орденов и медалей, в том числе каждый из них получил орден Красной Звезды; в настоящее время эти награды являются реликвиями нашей семьи. Мы бережно храним память о наших прародителях и будем передавать ее следующим поколениям.

Еще одна традиция связана с православием: каждый год мы отмечаем большой, светлый праздник – Пасху, с которым связаны традиции печь куличи, красить яйца и ходить в церковь. Во время приготовления праздничной еды к нам присоединяются другие члены нашей семьи, что превращает подготовку в общее дело. Я очень люблю отмечать Пасху и всегда с нетерпением жду этот Великий праздник.

Также традиционно мы проводим семейный отдых вместе. Летом наша семья любит выезды на природу, путешествия в другие города, поездки на морское побережье. Во время такого отдыха все члены семьи получают заряд бодрости, энергии и хорошего настроения, ведь совместный отдых намного приятнее чем по отдельности.

Я очень рада, что мы много лет поддерживаем традиции и считаю их поистине богатством каждой семьи.

Я постаралась описать тебе основные рецепты нашего семейного счастья. Но, конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому я хочу пригласить тебя к нам в гости. Будет здорово, если ты сможешь приехать на какой-нибудь праздник, когда вся наша семья собирается вместе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Мамедова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5, с. Новоблагодарное, Предгорного района, Ставропольского края

Творческая мастерская письма «Рецепты счастливой семьи»

Аннотация: урок-мастерская предназначен как для учителей русского языка и литературы, так и для учителей, занимающихся внеклассной работой. Нестандартная форма позволяет развивать творческий потенциал учащихся, а простые и интересные упражнения способствуют снятию эмоционального дискомфорта.

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Задачи: развивать речевые навыки; расширить представление учащихся о роли письма в жизни человека; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать нравственные качества учеников; научиться ценить и беречь семью.

Аудитория: ученики 5 - 6 класса

Оборудование : мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point , картонные заготовки, цветные карандаши.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Форма урока: урок-мастерская

Ход урока

1)Организационный момент

Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? (Дети с помощью смайлов на карточках показывают свое настроение). Прежде чем приступить к уроку, давайте проведем разминку для ума.

2) Разминка

Подберите к слову «счастливый» как можно больше синонимов (Успешный, радостный, везучий и т.д.). А теперь к слову «умный»? (Разумный, понятливый, рассудительный, смышленый и т.д.)

Желаю вам сегодня, ребята, быть умными, смышлеными, успешными и радостными!

Сегодня у нас не просто урок, сегодня у нас урок-мастерская. Ребята, а как вы думаете, что такое мастерская? Обсуждаются ответы детей. (MACTEPCKAЯ 1. Небольшое производственное или ремонтное предприятие 2. Помещение, где работает живописец или скульптор)

3) Вступительное слово учителя.

Итак, ребята, сегодня мы будем мастерами. Мастерами слова: мы будем учиться писать письмо!

А вы знаете, что письмо – это самый древний вид коммуникации? Древние люди использовали для передачи информации друг другу условные знаки, рисунки, иероглифы. Канадские индейцы, например, использовали для этого костры, дым которых был далеко виден и многое сообщал людям на расстоянии. Сейчас же письмо – это особый вид письменного текста, который имеет форму монолога. Мы с вами уже писали письмо и помним, что оно предназначается читателю – адресату. Так, с помощью письма мы ведем беседу, поэтому наша речь должна быть краткой, точной, яркой и понятной.

А чтобы узнать тему нашего письма, надо определить известные пословицы, где все слова фразы «перевёрнуты», то есть заменить антонимами.

4) Определение темы письма

На слайде представлены пословицы-«перевертыши». Дети отгадывают пословицы.

Перевернутые пословицы

Ответ

В дружной семье зло бывает

В недружной семье добра не бывает

Несогласие и вражда в семье потеря

Согласие да лад в семье клад

В гостях плохо, а дома хуже

В гостях хорошо, а дома лучше

В чужом доме и стены мешают

В своем доме и стены помогают

О чем говорят нам пословицы? Правильно, ребята, это пословицы о семье, о доме. Запишите понравившиеся в тетрадь. А как вы понимаете слово «семья»? (Обсуждение ответов учеников)

Итак, о чем будет наше письмо?

Правильно, о семье, а точнее о рецептах счастливой семьи. Запишите в тетрадях тему: «Рецепты счастливой семьи»

5) Творческая мастерская письма

А сейчас, ребята, мы с вами окажемся в творческой мастерской письма. Сядьте удобно и закройте глаза, расслабьтесь и скажите про себя: «Мне хорошо и спокойно». Подумайте о своей семье, вспомните свое детство (включается запись с голосами взрослых и смехом детей или успокаивающая музыка). С каким цветом у вас ассоциируется семья и почему? (Каждый называет цвет) Что надо делать, чтобы семья была счастливой?(Поддерживать друг друга, любить и уважать)

Теперь, дети, на листочках нарисуйте свой дом. Разделите его на две части: в одной части напишите тёплые слова, которые связаны с вашей семьёй, а в другой – холодные, неприятные для вас.

Давайте прочитаем, что у вас получилось. Называем тёплые слова. Чувствуете, как эти слова согревают нас? От них веяло добром и светом. Вы сразу их вспомнили? А горькие слова также быстро вспомнили? Так давайте же вспоминать горькие слова как можно реже.

А теперь вспомните свой альбом с фотографиями. Мысленно перелистайте его, найдите свою самую любимую фотографию. Кто с вами на этой фотографии? Где она была сделана? Счастливы ли вы были в тот момент, когда она была сделана? Запишите свои чувства в тетрадь.

Теперь загляните вглубь себя, почувствуйте свою душу. Запишите краткие ответы на вопросы:

    Дружите ли вы со своими родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками?

    Как вы проводите время со своей семьёй?

    В чём помогает вам ваша семья?

    Какие ваши детские радости?

    Дарите ли вы подарки своей семье? А они вам?

    Какой ваш любимый подарок?

Затем звучит музыка. Учитель читает стихотворение «Семья».

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Какие советы-рецепты счастливой семьи вы бы дали друг другу? Запишите в тетрадь понравившиеся рецепты.

А теперь составьте из букв слова «счастливый» новые слова. Например: слива, ива, ил и т.д. Запишите их в первый столбик. А во второй столбик запишите слова, которые ассоциируются у вас со словом «СЧАСТЛИВЫЙ».

Давайте прочитаем слова и дополним список. Какие слова-ассоциации нам встречались чаще всего и почему?

6) Рефлексия

Итак, понравилось ли вам занятие? Что именно понравилось? Изменилось ли ваше настроение? (Ученики показывают карточки-смайлы). Поблагодарим друг друга за урок.

7) Домашнее задание.

Чтобы получить домашнее задание, вам нужно разгадать шифр!

Н п а и а ь т с п ь о м с и (написать письмо)

Написать письмо другу о рецептах счастливой семьи.

Медведев Илья

11 лет

МБОУ «СОШ № 6», ул.Нефтяников 6

Рецепты счастливой семьи.

Говорят, что у каждого свои ценности в жизни. Но я считаю, что настоящих ценностей не так уж много и они остаются неизменными для любого человека в любую эпоху. В самом деле, что может быть важнее и дороже здоровья, искренней любви, незапятнанной чести, верной дружбы, а главное - любящей и сплоченной семьи? Эти дары невозможно купить ни за какие деньги, а стоит их потерять - и они уже не вернутся обратно, а жизнь лишится смысла.

У меня небольшая семья, но очень дружная: мама, папа, я и моя самая любимая старшая сестра. Есть ещё бабушка и дедушка, дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры, но они с нами не живут, а просто приходят в гости. Моя мама – самая лучшая на свете. Она очень добрая, красивая и заботливая, я её очень люблю. Мама всегда всё знает, всегда поможет, вылечит, если заболеешь, похвалит, если заслужил. Мама готовит вкусные обеды, убирает, стирает нашу одежду, проверяет домашние задание. Мы с сестрой и папой стараемся ей во всём помогать. Мой папа- человек очень занятой, он много работает, поэтому больше времени мы проводим с мамой. Но по выходным папа обязательно устраивает всем нам праздник – мы ходим на горки, в кафе, на каток или в кино. А ещё мы все вместе ездим на рыбалку. Это замечательное занятие. Летом и осенью река очень красивая, её вода течёт и переливается на солнце всеми цветами радуги. Налетел ветерок, и она покрылась белыми барашками, которые убегают вдаль, обгоняя друг друга. А ещё летом мы всей семьёй ездим на море. Особенно нам понравилась последняя поездка в Севастополь. Мы побывали в разных исторически значимых местах, которые я никогда не забуду. Особенно меня поразили «Панорама Севастополя» и мемориальный комплекс «Тридцать пятая батарея». Мужество и героизм защитников Севастополя, я думаю, никого не оставят равнодушными. И поэтому, вернувшись из поездки, мы всей семьёй сделали проект «Моё путешествие по городу-герою Севастополю». Я очень люблю, когда мы все вместе занимаемся общим делом.

Моя сестра уже два года учится в Новосибирске. Нам её очень не хватает. Она для меня дороже всех.

Других родственников я тоже люблю, особенно бабушку. Она замечательная! Когда мы приезжаем к ней в гости, она меня балует: покупает игрушки и мы вместе ходим в кинотеатр. А ещё мы с бабушкой любим играть в волейбол и догонялки. Ей шестьдесят девять лет, но она очень подвижная и заводная. Бабушка - мой настоящий друг!

Публикую это интервью не только для того, чтобы, как пишут начальству взрослые дяди с тётями: «Отчитаться о проделанной работе», а ещё раз обратить внимание родителей на одну из граней жизни ребёнка. На его тайные мысли, выслушать которые не все родители не то, что времени не находят, а иногда и желания не испытывают. И отдают ребёнка на откуп улицы, школы, интернета, а потом ищут оправдание своей бездеятельности. Какой-то ребёнок доверяет свои секреты дневнику, кто-то копит свои проблемы в душе, потому что родители не хотят слушать или не так поймут. А когда ребёнок при живых родителях попадает в детский дом, то это вообще за гранью моего понимания. Даже самая падшая мама для такого ребёнка из детдома - идеальная мама.

- Мама! Я очень хочу найти тебя. Я не буду разбираться, почему ты меня бросила, а только хочу посмотреть тебе в глаза и знать, что у меня есть мама. Пусть ты меня не признаёшь, пусть ты меня бросила, но я очень хочу увидеть тебя, чтобы я мог произнести слово мама.

- Здравствуй, моя любимая мама, самая лучшая, но пока неизвестная мне моя единственная мама!... Это нам рассказывал наш учитель Андрей Семёнович. Он говорит, что все мы когда-нибудь найдём своих родителей, а я хочу найти тебя – мою настоящую маму.
Жаль, я пока не знаю, где ты живёшь, поэтому это письмо я пошлю главному почтальону, может он сможет тебе его передать, ведь он знает все адреса, и тогда мы обязательно встретимся.

Тяжело слушать мечту детдомовцев о мамах с папами, но слава Богу, что для потомков остаются их мысли в письмах. Но вернусь к 8 июля, к которому центр города полностью поменял внешний вид. О переезде терема Петра с центральной площади на стоянку к ледовому дворцу я сообщал в прогулке по перекрытым для капитального ремонта дорогам и строящемуся стадиону. О красоте и размахе подготовки города к празднику я услышал от приехавших в гости родственников, которые прогулялись по городу накануне праздника.

Сложностями установки декораций под непрекращающимися дождями поделилась художник ДК 1100-летия Марина Борисовна Добролюбова. И я, пройдя сквозь поток ручейков и рек воды и людей на площадях и вдоль ярмарочных рядов, не мог не свернуть на «Муромский Арбат». Очень хотелось своими глазами увидеть подтверждение слухов.

Очереди к входу в Выставочный центр, какая была в «Ночь музеев», не заметил. Экскурсоводы водили по залам две группы, а моё внимание переключилось с икон о Петре и Февроньи на перетаскивание стульев в зал, в котором обычно проходят встречи с интересными людьми. А когда услышал, что зал готовится к презентации книги Носова «Рецепты счастливой семьи», то не мог отказать себе в удовольствии встретиться с автором похождений Незнайки и рассказами «Огурцы» и «Честное слово».

Разочарования, что передо мной появился другой Носов, конечно же, не было. Интересный, эмоциональный собеседник. Полное единодушие мыслей про отношение к детям и их проблемам. Двадцать лет проработал редактором газеты «Пионерская правда» до перестройки, сейчас занимается детскими проектами. А про однофамильца Вадим Васильевич объяснил, что я не единственный, кто перепутал его с Николаем Николаевичем Носовым. Однажды в пионерлагере «Орлёнок» к нему выстроилась целая очередь за автографами. Отказывать ребятам не в его правилах, а позднее выяснилось, что ребята тоже приняли его за популярного среди детей однофамильца.

Диалог с Носовым В.В.

- Вадим Васильевич! Как я понял, это уже третья книга «Рецепты счастливой семьи». Этот проект веяние времени или подарок к «Дню семьи, любви и верности» нашему городу?

Когда мы начинали конкурс «Лучший урок письма», задача стояла немного другая. Вернуться к эпистолярному жанру. Ведь до мобильников с планшетами писали все. А открытки к праздникам от пионеров до пенсионеров пачками покупали. И подписывали обязательно рукой, это хороший тон.

- Но прогресс не остановишь. Раньше писали на камне, на коже, на бересте. Сейчас нажал на кнопку телефона и информация полетела на другую сторону планеты.

- И все письма о семье?

Конечно, нет. Когда письма поплыли мешками, то пришлось сортировать их по темам и «Лучший урок письма» подсказал другие номинации, для объявления других конкурсов. «С чего начинается Родина». «Служу отечеству». «Есть такая профессия». «Рецепты счастливой жизни». Так что стараемся предлагать детям темы. Этот год объявлен годом экологии. Только что с фондом «Амурский тигр» выпустили интересную книгу на тему детских фантазий: «У меня дома живёт амурский тигр». Дом и тигр – ситуация нереальная, но мы и предложили детям не тигров у родителей в подарок требовать, а включить свою фантазию, а с этим вопросом у детей проблем не бывает. В письмах преимущественно звучат такие строки: «Прекратите убивать животных».

С темой «С чего начинается Родина» мы обратились в Министерство обороны. Много мальчишек и девчонок хотят служить в армии. Они поддержали эту инициативу и вышла книга «Есть такая профессия – Родину защищать».

- Вадим Васильевич! Насколько я понял, на издание книг деньги выделяют разные фонды. А кто обрабатывает эту массу писем?

Учредителями конкурсов являются Фонд социально-культурных инициатив, МГУ имени Ломоносова, Почта России и «Учительская газета». На сайтах наших партнёров объявляем конкурс и начинается работа для учителей, библиотекарей, краеведов, волонтёров на местах. Районные и областные почтовые отделения поднимают эту массу писем до Москвы и эти мешки я везу в МГУ. Там аспиранты, педагоги, психологи, кандидаты наук, начинают работать с этой массой. У них глаз намётан. Бац! Удачная фраза или оригинальная мысль. И из океана писем остаются только оригинальные, свежие, родниковые письма. В прошлом году получили 147 000. Отобрали порядка 45 000. Подкупает то, что родители порой не знают, о чём пишет ребёнок, поэтому из этических соображений не все письма пропускаем в обработку.

- А почему в сборниках только детские письма? Кроме вступительного обращения Светланы Медведевой и Вашего послесловия ни единого слова взрослых.

В чём и уникальность этого проекта. Рецепты дают не педагоги, социологи, терапевты, психологи и т.д., а дети. Они видят отношение папы с мамой, пишут о своём видении построения семейных отношений. В каких-то письмах боль и отчаяние, но мы отбираем те письма, в которых дети рассказывают, как с папой и мамой идут в походы, как с дедушкой идут на рыбалку или в спортзал. И вот такие счастливые письма ребят, для которых отношение взрослых к ним привычная, ежедневная семейная практика, а не теория, не боль с мечтой иметь таких родителей, и становятся авторами книги «Рецепты счастливой жизни». Как создаётся семья, какие в ней должны быть взаимоотношения. И вот ребятишки пишут об этом. Талантливо, искренне, и по-детски мудро.

Есть письма очень печальные, они приходят из детских домов. Ребёнок просит отозваться мать, хочет с ней встретиться, посмотреть в глаза. Такие письма читать тяжело. Или ещё такое письмо:

« Я хочу, чтобы никогда не было детских домов. Чтоб у каждого были родители, чтоб все жили счастливо, чтобы солнце светило»

«Мы живём на берегу Тихого океана. Моя мама может кому-то показаться несовременной. Она работает уборщицей. Но если бы знали, сколько в ней тепла и доброты! А папа у нас дворник и отвечает за чистоту улиц. Мама с папой взяли в нашу большую семью мальчишку из детского дома. Он мне теперь как брат…»

Но есть у меня и любимые письма. Было такое, что я бы себе не простил, если бы его не прочитал. Номинация была о ветеранах.

«Моему прадеду 41-й год. Здравствуй дорогой прадедушка Николай Иванович! В июле 41 года ты добровольцем ушёл на фронт, а в декабре тебя не стало. Поэтому многие события ты не застал. Но я тебе расскажу, не переживай. Войну мы выиграли, наши взяли Берлин. Мы победили, значит и ты победитель. А победители всегда возвращаются. Я тебя очень жду. Я знаю, что ты вернёшься. Мы накроем стол. Я уже самостоятельный. Мама меня одного в магазин отпускает. Твой правнук Сашок. Город Москва».

Я прочитал и ориентир потерял. Прошло 70 лет, а он от него не ушёл. И вот это маленькое письмо становится камертоном для взрослого человека. Когда я стал читать это письмо на телевидении, хорошо запись передачи была, а не прямой эфир, сначала ведущая заплакала. Записываем по новой, а у неё опять слёзы. И только с третьего раза удалось записать.

В этом году победители экологического конкурса полетели во Владивосток на праздник тигра.
Чувственные темы обязательно. Письмо про сорок первый год обязательно, чтобы не забывалось.
Потрясающая номинация «Легенды и история моей семьи». А там такая глубина открылась. Раньше история семьи начиналась с революции, а тут такой шквал пошёл! И какие традиции были, и кем служили. Белый офицер, учитель, шофёр царя, и про икону, которой ещё пра-пра-прадеда благословляли. Поэтому тема «История и легенды моей семьи» - это очень нужная тема. И была бы моя воля, работай я в Министерстве образования, я бы вместе с учебниками ежегодно издавал «Легенды семьи». И тогда на уроках истории дети изучали бы не даты каких-то событий, а участие семьи в этих событиях. А так чего-то там было в 1812 году или на Куликовом поле, и попробуй запомнить. Приходит ко мне одна тётя, приносит карту.

– Я пра-пра-пра… друга Дмитрия Донского, который одел кольчугу Дмитрия Донского и его убили…

Я не буду перепроверять это. Живёт семья этой легендой, и пусть живёт, передаёт её из поколении в поколение, и слава Богу!

- Согласен, что история для меня становится историей, когда в ней участвует мой род. Вынули с антресолей семейные альбомы, родился «Бессмертный полк»…

В «Пионерской правде» лет 30 назад была акция «Полк сынов полка», который вёл наш молодой журналист. Журналиста из Томска я тоже хорошо знаю. В письмах этот «Бессмертный полк» живёт давно. Может и из ваших ребят кто-то будет автором какой-то Всероссийской акции, писатели среди них есть. Я давно работаю во Владимирской области, но Муром впервые вошёл таким мощным косяком. 17 человек стали соавторами сборника.

Диалог прерывает сопровождающим, из-за обильной программы встреч Вадима Васильевича, а я погружаюсь в строки писем о детском понятии счастливой семьи.

Письма ребят о семейном счастье

Я хочу рассказать о замечательной традиции нашей семьи – ходить летом в поход на байдарках… Каждое утро начинается с завтрака. Вы представляете себе: запах костра, журчание воды и кружка с горячим чаем… Ну, позавидуйте мне, потому что я с удовольствием ем ужин, приготовленный на костре, особенно если это уха из моих судаков…
Александр Ершов, 5 класс

Мой дедушка в молодости был не очень добропорядочным человеком. Как-то раз он шёл по улице. Дедушка увидел, что у девушки украли сумку. Недолго думая, он догнал вора и отобрал сумку. Так мой дедушка познакомился с моей бабушкой. И он понял, что лучше делать добрые дела.
Акинцева Софья, 12 лет.

Необычная и редкая профессия у моей прабабушки. Она печник… А в свои восемьдесят шесть лет ей пришлось осваивать кладку печей под газовое отопление…
Виктория Жужукина, 7 класс.

В школе дедушка выучил не одно поколение учеников…
Кристина Кондакова, 13 лет.

День семьи. Это наш праздник.
Ирина Чмсталёва, 13 лет.

Настоящее счастье, когда ты возвращаешься домой из школы, а тебя ждёт мама.
Илья Яковлев, 7 класс.

Стараюсь помогать маме по хозяйству и привлекаю к этому младшего брата. Стараюсь не шуметь, когда родители отдыхают после тяжёлого рабочего дня. Но как это объяснить младшему брату? Пока не знаю.
Ксения Никитина, 7 класс.

Мой папа – идеальный вдохновитель нашего туристического проекта… В нашей семье уже три поколения туристов… Самое важное – это то, родители не ставят себя выше нас. Наоборот, они нам друзья.
Вероника Лапик, 12 лет.

В моей семье существует много замечательных традиций. С папой мы любим ездить на зимнюю рыбалку. С вечера готовим снасти, а рано утром отправляемся на речку… И вот клюёт первая рыбка! Я радостный вытаскиваю её на лёд. К вечеру усталые, но довольные мы возвращаемся домой. Мама нас всегда встречает, хвалит за удачный улов… Потом все вместе садимся ужинать. Здорово чувствовать, что ты добытчик и умеешь радовать близких. И рыба здесь не при чём.
Анатолий Тельнов, 5 класс. Муром.

У каждого ребёнка своё представление о семейном счастье. Кто-то пишет о семейных увлечениях, семейных традициях, о профессиях родителей, о семейных реликвиях и истории семьи, но всех счастливых детей объединяет одно обстоятельство – неравнодушие, забота и любовь семьи. И я хочу завершить нашу беседу с автором проекта и просмотра двух сборников «Рецепты счастливой семьи» фрагментами из письма 14-летней Елизаветы Шумкиной из Клина.

Я хочу взять из детского дома ребёнка. Пусть мне не повезло, я с сестрой выросла без папы. Но, несмотря на это, любовью меня окружали всегда… Я, конечно, могу банально пожелать себе большой дом, машину, деньги, но разве это главное? Наверное, единственное, что мне хотелось бы, так это почувствовать папины руки на плечах… Я бы запрыгнула к нему на колени, как в детстве. Ведь каждому ребёнку хотелось бы почувствовать мужскую поддержку… Все, кто живёт без отца, прекрасно понимают, как это тяжело. Именно поэтому мой главный герой в жизни – это мама. Ведь она отодвигает свои проблемы ради нас с сестрой…

А какой бы я хотела видеть собственную семью? Я думаю, заботливый, верный муж и любимые дети. Я действительно хочу, чтобы у моих детей был папа, самый настоящий отец. И мои дети будут по-настоящему счастливы, если я буду хоть чуть-чуть похожа на свою маму. Ну и теперь, когда я понимаю, каково жить без одного из родителей, у меня есть мечта. Я хочу взять ребёнка из детского дома, чтобы показать ему, что такое настоящая семья.