Домой / Помада / Как снимать детские страхи. Как помочь ребенку преодолеть страх? Учим ребенка не бояться

Как снимать детские страхи. Как помочь ребенку преодолеть страх? Учим ребенка не бояться

Каждый человек испытывает чувство страха, ведь все люди боятся чего-то. Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять работу и так далее. Страх, беспокойство, тревога - это нормальные эмоциональные проявление психики человека, как и радость, печаль, гнев и восторг. Кроме того, чувство страха помогает нам защититься от опасности. Наш мозг при возникновении у нас чувства страха передает тревожный сигнал о том, что наша жизнь находится в опасности. Страх гонит нас дальше от источника угрозы или беды. Например, от пламени или от разбушевавшейся стихии.

В других ситуациях , наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например, оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они нужны ему для гармоничного развития. Однако существуют патологические страхи, которые сопровождают человека везде. Такие страхи наибольшей степени присуще детям. Часто эти страхи настолько овладевают сознанием и поведением ребенка, что он уже не в состоянии ни о чем другом думать. В маленьком возрасте это может проявиться в неспецифическом поведении ребенка, так малыш при появлении чувства страха может подмаргивать, подпрыгивать, подкашливать и тому подобное. В особо тяжелых случаях появляются дополнительные симптомы: заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка грызть ногти и другие тупиковые движения.

Дети в каждом возрасте подвержены неодинаковым . Так малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и незнакомых людей, а двухлетние дети чаще всего боятся врачей. Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5 летнего возраста многие дети пугаются смерти и сказочных персонажей. Для младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти одному в лифт с незнакомым человеком и потерять любовь родителей.

Когда страх сопровождает ребенка во всех жизненных обстоятельствах и даже в обыкновенных ситуациях, то у него развивается постоянное тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Постепенно у ребенка занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими. Для того чтобы помочь ребенку справится со страхом и научить его не бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского страха. Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:
1. Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка.
2. Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
3. Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
4. Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.

5. Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в семьи во время беременности.
6. Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
7. Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей или раздражитель, от которого, испугавшись однажды, ребенок боится постоянно. Например, некоторые дети запугивают детей сказочными персонажами: "придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать".
8. Дети более боязливы, если в семьи отец не имеет авторитета.


Чтобы помочь ребенку справиться с мучающими его страхами научитесь смотреть его страхи не глазами взрослого человека, а глазами малыша. Ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте делать то, чего он боится. Страх - это не проявление упрямства характера и слабости, его нельзя игнорировать. Для того чтобы научить ребенка не бояться, старайтесь вести себя таким образом:
1. Во время беременности смотрите в будущее со спокойной уверенностью и оптимизмом. Избегайте конфликтных ситуаций.
2. Никогда и ничем не пугайте детей для послушания, ни злым дядей, ни страшным волком, ни врачами, ни Баба-Ягой и т.п.
3. Никогда не стыдите и не высмеивайте поступки ребенка.

4. Не оставляйте ребенка одного в закрытом помещении или в незнакомой обстановке.
6. Не давайте смотреть ребенку фильмы ужасов, мультфильмы со страшными монстрами и берегите его от наблюдения страшных аварийных ситуаций, драк, убоя скота и других травмирующих психику ситуаций.
7. Не старайтесь оберегать ребенка от незначительных опасностей и страхов, которые мерещатся родителям на каждом шагу. Чем раньше он познает небольшие страхи, тем лучше.

Страхи приходят и уходят с возрастом, не задерживаясь, если родители создают в доме спокойную и стабильную обстановку. Ребенок, который каждый день чувствует любовь и поддержку родителей, получает их поддержку и слышит похвалу в свой адрес, быстро перестает бояться и забывает свои страхи.

Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи - реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

Работа с детскими страхами - в первую очередь, это серьезное отношение к страхам ребенка. Как ни странно, это оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: "Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!"

Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: "Посиди со мной, мне страшно!", при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Соответственно, или на этом нужно или настоять, или сделать увлекательно и весело.

Работа с конкретными страхами имеет свою специфику, поэтому для удобства поиска наиболее типичные детские страхи перечислим:

Основной прием в работе со страхами у детей - это снятие у ребенка страха перед страхом.

Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца - проявление основного страха. Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца ("вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!"), это уже вторичный страх ребенка. Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой - это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее.

Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: "Страх - это не страшно", "Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно", "Страх нам помогает, страх заботится о нас", "Свой страх нужно принять" - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать .

Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их

Страх необходим каждому. Если ваши дети умеют вовремя застыть на месте и не броситься в лицо опасности, это может спасти их жизнь. Также важно научить ребенка быстро бегать и прыгать, чтобы он не попал под несущуюся машину или резко свернувший велосипед по пути в школу. В нашем безумном мире нужно опасаться слишком дружелюбных незнакомцев или людей, которые ведут себя странно.

С другой стороны, сильная боязнь может превратиться в серьезный недостаток - дети должны уметь разговаривать со взрослыми, постоять за себя в школе и высказывать свое мнение в обществе. Дети должны понимать, что мир - безопасное место, если опасностей избегать. Мы хотим, чтобы наши дети были храбрыми, открывали для себя новые горизонты - в спорте, с друзьями, в творчестве и так далее.

Страх вызывает две естественные реакции. Во-первых, вы фокусируете внимание. Увидев змею, готовую напасть на вас на лесной тропинке, вы вряд ли рассеянно и задумчиво пройдете мимо. Кроме того, страх придает вам силы. Уверен, увидев змею, вы рванете, перепрыгивая через бревна, не хуже чемпиона по бегу с препятствиями!

Все, чему должны научиться ваши дети, чтобы бороться со страхом - ДУМАТЬ. Наше сознание помогает проанализировать страхи и спланировать путь к действию. Когда мне пришлось часто путешествовать - такая уж у меня работа - я стал все сильнее бояться самолетов. Мне было неуютно - я подвешен высоко в воздухе, кругом облака, самолет трясет, крылья накреняются и так далее. Я провел над собой работу - ведь лайнер австралийской авиакомпании еще ни разу не потерпел катастрофу, путешествовать на самолете намного безопаснее, чем наземным транспортом, и вообще, тысячи самолетов во всем мире как ни в чем не бывало бороздят воздух. И это сработало. Именно такой подход я применяю с детьми.

Четыре основных способа побороть страхи:

1. БУДЬТЕ БЕСПРИСТРАСТНЫ.
В возрасте трех-четырех лет дети часто начинают больше задумываться об окружающем мире, а значит, и испытывать сильное беспокойство - некоторые психологи даже говорят: «испуганные четырехлетки». Поговорите с детьми, будьте терпеливы и ведите себя, как обычно. Доверяйте детской интуиции - иногда их боязнь по отношению к какому-то месту или человеку не беспричинна. Страх - своего рода радар, не раз сослуживший хорошую службу человеческому роду в опасном прошлом.

2. АНАЛИЗИРУЙТЕ СТРАХИ.
Если у ребенка появился страх перед реальными событиями или людьми, объясните, что в жизни такое маловероятно - но на всякий случай разработайте план действий. Подумайте вместе, что нужно сделать, чтобы опять почувствовать себя в безопасности.

3. ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ВЫМЫШЛЕННЫХ СУЩЕСТВ, СКАЖИТЕ ЕМУ ПРАВДУ.
Не стоит искать чудовище под кроватью - если только вы не живете на Комодо, острове ужаса!

4. ЗАТАЕННЫЙ СТРАХ.
Если ребенок постоянно чего-то боится, выслушайте его и задумайтесь: может, на самом деле причина боязни кроется где-то еще? Иногда один страх - всего лишь прикрытие для более глубокого, затаенного страха, в котором ребенку трудно признаться.

В наше время, особенно в больших городах, детей со всех сторон подстерегает опасность. Поэтому во многих школах действует программа «Защитное поведение», которая учит детей, как и куда обратиться за помощью, если произойдет непредвиденное. К сожалению, самая большая опасность, которой подвергаются дети, сексуальное домогательство, обычно со стороны знакомого человека.

«Защитное поведение» обучает ребенка двум правилам: «Даже о самом плохом можно рассказать» и «У каждого человека есть право всегда чувствовать себя в безопасности». (Если бы эти правила соблюдали во всем мире!) Программа деликатно избегает объяснений специфики сексуальных домогательств маленьким детям - те, кто с этим столкнулись, и так слишком хорошо все знают; тем, кому ничего не известно, знать не обязательно. Программа не предусматривает опросов или работы с отдельными детьми. Каждый ребенок знает, к какому психологу обратиться за помощью в случае опасности. В течение нескольких месяцев с начала программы количество подтвержденных сообщений о попытке сексуальных домогательств значительно возросло. Благодаря обширной рекламной кампании упало и количество случаев сексуальных надругательств над детьми, поскольку преступники ощутили риск быть разоблаченными.

Несомненный плюс программы в том, что в основном она учит детей справляться с повседневными проблемами - например, объясняет, что делать, если ты пришел из школы, и никого нет дома, а дверь заперта; или сел не на тот автобус. Некоторые похожие программы попросту пугают детей, не сообщая никакой полезной информации; другие ничему не учат и внушают мысль о собственной беспомощности. «Защитное поведение» учит детей думать о своей безопасности. Если в школе вашего ребенка не проводят занятия по этой программе, спросите почему!

Страх – это естественная человеческая реакция на всё то непонятное и неизвестное, что существует в нашей жизни. Но если взрослый человек в состоянии проанализировать свой страх, понять причины его возникновения и разработать методику избавления от него, то ребенок, понимая свою незащищенность и физическую слабость, не знает, как побороть страх. Именно потому родители должны контролировать эмоциональное состояние крохи и вовремя помочь ему с преодолением страха.

Страхи детей до 2-х лет

Малыши в этом возрасте боятся всех взрослых людей — кроме мамы и тех, кто постоянно находится рядом с ними. Бабушки и дедушки, которые приезжают в гости не чаще раза в месяц, часто обижаются на своих маленьких внуков, встречающих их громким ревом и отказом идти на руки. Ничего удивительного в этом нет – малыши быстро забывают лица, а большой взрослый «чужой» вызывает у них страх.

Кроме страха лишиться мамы, они могут бояться всего неизвестного – новых резких звуков, одиночества, животных, транспорта и т.д. Родителям рекомендуется внимательно относится к крохе, не оставлять его в одиночестве или на попечении чужих людей, а также не отдавать в ясли (если в этом нет большой необходимости). Особенно если у ребенка ослабленное здоровье или повышенная возбудимость.

Помните: чем меньше ребенок, тем сильнее он боится незнакомцев!

Страхи детей 2-3 лет

В этом возрасте к уже имеющимся страхам присоединяются страх потеряться, страх боли, боязнь врачей, собак, темноты и наказания. В этот период очень важна роль отца – если отец ребенка проводит с ним много времени, вместе заходит в темную комнату или на прием к врачу, присаживается погладить собаку и приглашает малыша повторить за собой, страхи проходят очень легко и быстро, практически бесследно. Большой и сильный мужчина является гарантом спокойствия и защищенности ребенка.

Именно потому, если папа отсутствует, эту функцию вполне может выполнить дед, взрослый дядя, брат или другой близкий родственник мужского пола. Нельзя запрещать ребенку бояться! Наоборот – следует детально проговорить тему: чего или кого именно он боится, и почему? Возможно, не следует читать малышу жестокие книжки и смотреть мультфильмы, где кто-то кого-то бьет. Возможно, стоит включать возле его кровати светильник, чтобы он не боялся темноты и чудовищ под кроватью.

Можно поиграть в игру «Напугай темноту»: вы вместе с ребенком забегаете в темную комнату и кричите в темноту «Уходи!», и так несколько раз. Потом можно фонариком посветить под кровать, в шкаф, и пусть ребенок убедиться сам, что там никого нет. Чувствуя вашу поддержку, малыш будет вести себя смелее. Позволяйте ребенку высказывать все свои опасения и страхи, ведь задача родителей – помочь преодолеть их.

Страхи детей 3-5 лет

В этом возрасте дети начинают бояться новых событий или занятий — например, не хотят идти в гости в незнакомый дом, боятся съезжать сами на санках с горки и т.д. Также дети боятся проявления агрессии со стороны других детей и взрослых, поэтому не хотят ходить в садик, если в группе есть драчун или воспитатель наказывает детей. У ребенка начинает бурно развиваться фантазия и воображение, поэтому кроме реальных страхов появляются придуманные: в темноте ему видятся чудовища, в полумраке – привидения, игрушки оживают, а тени угрожают.

5 лет — время придуманных страхов: монстров, зубных фей и привидений

Многие страхи рождаются под влиянием фильмов и мультфильмов, поэтому родители должны контролировать, что ребенок смотрит, и какие книги ему читают. Постарайтесь вместе с детьми проанализировать страхи и разубедить в их реальности. Можно вместе поиграть в сюжетно-ролевую игру, в которой ребенок сначала будет положительным героем, а потом отрицательным. Став на время Драконом, Бабой Ягой или Привидением, порычав и «всех напугав», малыш уже иначе будет относиться к «чудовищу». Такие игры позволят крохе переосмыслить свой страх.

Очень помогает игра «Создай и победи страх»: пусть малыш нарисует или вылепит того, кто, по его мнению, живет под кроватью или в темноте. А может, это будет обобщенный образ страха. Потом вы вместе порвете рисунок и развеете его по ветру (или помнете и уничтожите фигурку из пластилина). После этого вы торжественно объявите, что ребенок победил свой страх и награждается мороженым или пирожным. Такой метод значительно уменьшит боязнь малыша.

Страхи детей 5-7 лет

В этом возрасте появляются уже вполне «взрослые» страхи: боязнь смерти, болезни (своей или кого-то из родственников). Страх усиливается, если в семье действительно кто-то умирает или серьезно заболевает. В таком случае с ребенком следует поговорить о том, что все на свете рождаются, живут и умирают – таков жизненный цикл всех существ, от растений до звезд. Успокойте ребенка, что он будет жить очень долго, пока не станет совсем дряхлым старичком.

В детском понятии это будет настолько нескоро, что ребенок успокоится. Но готовьтесь к тому, что тема смерти и вопросы о жизни еще долго будут присутствовать в его разговорах, рисунках и играх. Если же у ребенка появляется навязчивое чувство страха, он постоянно теребит руки, одежду и волосы, а может даже грызет ногти, вам следует обратиться к профессиональному психотерапевту – он подскажет, как и что нужно делать в таком случае.

Чтобы справиться с детскими страхами, не стыдно попросить помощи у профессионала

Что делает страхи навязчивыми?

  • Если ребенка ругают или наказывают за страх темноты, высоты, животных, или любую другую боязнь.
  • Если над страхами ребенка насмехаются и издеваются, специально пугая его. Плохо, когда это делают другие дети, но еще хуже, если так поступают взрослые люди.
  • Если у малыша слишком бурное воображение и развитая фантазия, а сам ребенок — легковозбудимый, нервный и беспокойный.
  • Если у ребенка слабая нервная система.
  • Если над ребенком установлена не просто опека, а гипер-опека, при которой ему не дают сделать шагу и постоянно повторяют: «упадешь, заболеешь, будет больно, там страшно». Лишенный самостоятельности ребенок не знает, как справляться с любой необычной для него ситуацией.
  • Если ребенок пережил серьезный стресс, шок, тяжелую болезнь или смерть родного человека.

Конечно же, специалист-психолог поможет вашему ребенку в преодолении страхов. Но ничего не поможет лучше родительской любви, внимания и заботы. Научите малыша делиться всеми страхами и сомнениями, возникающими у него по любому поводу. Вы вместе разберете и проанализируете природу боязни, а через некоторое время он сам научится ее преодолевать. Будьте внимательны и терпеливы к своим детям — и тогда они вырастут смелыми самостоятельными людьми.

Каждый ребёнок испытывает страхи, особенно от двух до девяти лет. В этом возрасте они уже многое видят и знают, но ещё не всё понимают. Детские страхи – это естественная реакция инстинкта самосохранения. Страх помогает ребёнку мобилизовать силы для активной деятельности, способствует запоминанию опасных событий, чтобы в будущем их избежать, он обостряет все органы чувств и помогает видеть признаки опасности.

Однако при длительном действии может приобретать затяжной невротический характер, он сковывает активность, порождает у ребёнка постоянную напряжённость и неуверенность в себе.

Существует две категории детских страхов – возрастные и невротические . Возрастные страхи появляются, когда дети доходят до определённого уровня психического и умственного развития.

Ребёнок первых лет жизни боится всего неизвестного и нового, для него всё реально и страхи тоже реальны. Сказочные персонажи для него – это реальные живые существа, присутствующие где-то рядом.

До 7-8 месяцев можно говорить о реакции беспокойства, а в 8 месяцев уже появляется страх незнакомых или чужих людей. Ребёнок эмоционально реагирует на отличных от матери чужих взрослых, он их отторгает, чувствуя опасность извне.

В 1-2 года дети боятся одиночества, высоты, врачей, уколов, резких звуков и т.д. В 3-4 года – сказочных героев, темноты, замкнутого и открытого пространства, наказания, движущегося транспорта, крови.

Чем старше становится ребёнок, тем больше испытывает страхов – это связано с возросшим пониманием опасности. К 6-7 годам дети боятся смерти родителей, животных, огня, глубины, страшных снов, пожара, войны и т.д. В этом возрасте они понимают, что может нанести вред или что несет угрозу для здоровья и жизни.

Возрастные страхи естественны, они необходимы для тренировки природных инстинктов. А невротические страхи несут серьёзные проблемы, они деструктивны: разрушают убеждение малыша в миролюбии и безопасности окружающего его мира. Невротические страхи характеризуются повышенной эмоциональной напряжённостью, длительным течением или постоянством и отрицательно влияют на психику.

Как помочь ребёнку преодолеть страхи?

– Прежде всего родителям нужно исключить запугивание ребёнка Бабой Ягой, волком, Бармалеем и т.д., если он не хочет засыпать или выполнять требуемое. Сказочные герои, олицетворяющие зло, влияют на чувствительную психику малыша и вызывают беспокойство и ночные страхи.

– Самим родителям нужно меньше демонстрировать собственные страхи перед детьми – это самый простой путь передачи страхов от родителей к детям: чего боятся родители, того и боятся их дети. Они настраивают свою эмоциональную реакцию на реакцию родителей.

– Исключите семейные конфликты в присутствии детей. Иногда после ссоры недовольство выливается на детей, и ребёнок чувствует себя виновником или причиной конфликта – это формирует тревогу и страх.

– Существует много психологических техник, используемых в работе с детскими страхами, вот некоторые из них:

  • Игры с песком . Из песка можно построить любой предмет, вызывающий у ребёнка страх, а затем сломать, или закопать страшный предмет страха в песок и залить водой. Нужно повторять это несколько раз, пока не наступит успокоение.
  • Игры с куклами . Придумайте «страшную историю» с пугающим малыша объектом, разыграйте мини-спектакль, как смелая кукла справляется со «страшилкой». Это поможет естественно пережить проблему, снять напряжение и освободиться от страха.
  • Сочинение добрых сказок . Сказки очень эффективны в общении с детьми. Поэтому, придумывая сказочные истории, ориентированные именно на вашу конкретную проблему, помогут ребёнку преодолеть собственный страх. В мире сказки дети находят элементы реальной жизни и с помощью примера положительного персонажа сами стремятся победить страх.
  • Рисуночный игры . Рисование помогает снижать напряжение. Выливая на бумагу свои переживания и страхи, дети освобождаются от них. Предложите ребёнку нарисовать свой страх, а затем тщательно его зачеркнуть, затем порвать на мелкие кусочки и выбросить. Убедите малыша, что страх исчез навсегда вместе с бумагой.
  • Разучивайте с ребёнком песенки и стихи, утверждающие победу над страхом, (например, «Не стоит темноты бояться» В. Данько)

    Не стоит темноты бояться,
    Ведь очень добрая она,
    Вам сны чудесные приснятся,
    Когда в окно глядит луна.
    Усни, малыш, усни,
    Свои закрой ты глазки,
    Тогда увидишь сны,
    Как побывал ты в сказке.

  • Помните, что родители – это и защита, и поддержка, и психолог для ребёнка. Если чего-то малыш боится нужно предъявлять ему в малом объёме с максимальной психологической поддержкой. Например,чаще всего дети боятся больниц, врачей и уколов. Играйте в больницу дома, пусть ребёнок будет врачом, а вы больным, пусть он вам ставит уколы, а вы показывайте, что это не так страшно, как кажется («Ну подумаешь укол? Укололи и пошёл»). На прогулке гуляйте возле поликлиники, рассказывайте, что здесь врачи помогают больным и т.д.

Детские страхи порой возникают неожиданно, и родители не могут найти им объяснения. В каждом конкретном случае нужно разбираться, выяснять причину. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью очень ранимы и уязвимы. К ним нужен особый подход и внимание, они более подвержены страху. Если вы замечаете, что ваш малыш чрезмерно пуглив, тревожен, боязлив, поговорите с психологом в детском саду, он даст вам конкретные рекомендации и окажет помощь.