Домой / Помада / Кто в доме хозяин? Семейные отношения.

Кто в доме хозяин? Семейные отношения.

Демократическая семья основана на распределении ролей в соответствии с личностными качествами и способностями супругов на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм её поведения одних её членов по отношению к другим.

О важности семьи в жизни человека можно судить по тому месту, которое отвели ей 40000 респондентов из 32 стран Европы в 2000 году.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах его развития отношения между женщиной и мужчиной регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями. Вместе с брачным правом рождалась и половая мораль, исходящая из принципа подчиненности женщины. Действовал «двойной стандарт»: один для мужчин, другой для женщин.

В браке и супружеских отношениях находят проявления как естественная, так и социальная природа человека; как материальная, так и духовная сферы жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.

Брак – исторически меняющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливая их супружеские и родительские права и обязанности.

Внутрисемейные отношения могут быть персональными (отношения матери и сына, сестры и брата) и групповыми (между родителями и детьми, супружескими парами в неразделённых семьях и их детьми).

Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл.

Фазы цикла:

· Образование семьи

· Начало деторождения (рождение первого ребенка).

· Окончание деторождения (рождение последнего ребенка)

· Пустое гнездо (вступление в брак и выделения из семьи последнего ребенка).

· Прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

2 ВОПРОС:

Социологией приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семьи. В зависимости от формы брака выделяются типы организации: моногамия (1х1) и полигамия (1х много). Структура родственных связей определяет типы семей. Наиболее распространена простая (нуклеарная) семья , состоящая из супружеской четы и внебрачных детей. Если дети состоят в браке, то образуется расширенная (сложная) семья.

Для нуклеарных семей обязательным условием является наличие обоих супругов, образующих наличие ядра семьи. При одном супруге и детях семья является неполной.



Современные тенденции в развитии семей:

Брак становится равноправным при добровольном союзе женщины и мужчины. Общественная ценность семьи всё более определяется её ролью не в наследовании собственности, а в становлении и развитии личности.

Специфические обстоятельства функционирования семей:

· Место жительства

· Социально-классовая и национальная принадлежность

· Уровень образования

· Материальная

· Традиции, ценностные ориентации

Средняя величина семей колебалась от 3,1 до 6,6 человек соответственно.

Свыше 10млн. семей были неполные, около 80% простые. Доля смешанных семей в России составила в городе 18,1%, в сельской местности 9,2%. Важный статистический показатель – суммарная рождаемость (число детей на 1 женщину). Сейчас 1,7 в городе, 2,3 на селе. Рождаемость более высока у женщин без образования – 3433 ребенка на 1000 женщин. С начальным образованием – 2718. Со среднем – 1167. С высшем – 1279.

Исследование мотивов вступления в брак показали что для вступающих в него – любовь является главным фактором выбора супруга. Наиболее уязвима семья первые 4 года своего существования. 40% разводов происходят на браках, просуществовавших менее 4 лет. По мере роста разводов вероятность их компенсации повторными браками становится всё меньше. Особенно низок такой показатель для женщин с детьми. Лишь около 15% из них вновь выходит замуж.

По данным социологов ГДР Гельмуда Рихтера и Хорста Халли женщина в мужчине ценит:



1. Интеллигентность

2. Воспитанность

3. Доброта

4. Чувство юмора

5. Забота о семье и детях.

Мужчина ценит в женщине:

1. Искренность

2. Ласковость

3. Интеллигентность

4. Забота о семье и детях

5. Способность поддержать морально

6. Укрепить в муже веру в себя

7. Чувство юмора

3 ВОПРОС:

Анализ материалов переписи населения и демографической статистики показывает, что в России семейная структура характеризуется тремя основными процессами: нуклеаризацией семей, снижением рождаемости, ростом разводов и увеличением количества неполных семей. Постепенно сглаживаются половые диспропорции. Доля мужчин возросла с 44,6% (1959) до 47,1% (2010). Увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста с 11,8% (1959) до 33,2% (2010). Сокращается доля лиц, моложе трудоспособного возраста: 29,8% (1959) до 18,1% (2010).

В 1993 году в России родилось наименьшее за всё послевоенное время количество детей: 1,4 млн.

Растет число внебрачных детей: в 1990 году было 13,5%, а в 2010 – 19,7%

По продолжительности жизни 65 лет Россия на 118 месте. Мужчины – 59, женщины – 72.

Сегодня на 100тыс. женщин России старше 18 лет 384 бесплодных. 63% юношей остаются годными в армию. С каждых 100 пар – 13-15 бесплодных.

Какое место будет занимать семья в жизни человека в будущем? Не вдаваясь в детали можно сделать такой вывод: люди, полагающие, что человек 21 века может быть воспитан вне семьи и счастлив без семьи, глубоко заблуждаются. Это погрешило бы против истины и деморализовало воспитательное воздействие свыше … млн. семей. Но многое в жизни семьи должно измениться. Хозяйственно-бытовая страна должна постепенно сужаться, воспитательная – расширяться. Действие правовых норм в семейных отношениях должны откатить на 22ой план их должны заменять отношения нравственные. Сфера прекрасного очень широка в семейной жизни.

Прочная семья – один из важнейших устоев общества. Основная ячейка подтверждения коллективизма, роста активности личности и совершенствования быта.

Попадая на детскую площадку, всегда оказываешься словно на каком-то удивительном представлении, где все актеры — дети — совершенно профессионально отыгрывают собственные роли. И роли эти такие разные...

Кто-то носится как заведенный от качелей до качелей; кто-то звонко хохочет и приглашает других детей с собой поиграть; кто- то раздражается на всякое внимание, обращенное к нему; а кто-то скандалит, жадничает и дерется...

Многих родителей заботит один и тот же вопрос: почему дети одного возраста и выросшие примерно в одних условиях такие разные? Казалось бы, живи и радуйся: все крутится вокруг этих маленьких и трогательных созданий! Понятно, что характер и темперамент никто не отменял, однако есть еще кое-что не менее важное: речь идет об уникальном семейном климате, в котором растет каждый малыш.

На нашем сайте вы найдете много статей с советами и рекомендациями по воспитанию детей . Но обсуждая вопросы воспитания очень важно уделить должное внимание роли семьи. Мы не живем поодиночке, большинство из нас объединены в семьи, как в единый организм, обладающий собственным уникальным характером и системой жизненных ориентиров. Недаром говорят «Родительский дом - начало начал» .

Ребенок рождается в семье, и она с первых минут жизни начинает оказывать на него мощное созидательное влияние. Семья всю жизнь формирует каждого из нас: первый опыт общения, любимые блюда, литературные и музыкальные предпочтения, отношение к дружбе, моральные нормы — все это закладывается в семье и продолжает жить в нас отголосками даже тогда, когда мы давно живем самостоятельной, собственной жизнью. Поэтому рассматривать воспитание как созидательный процесс и говорить о развитии малыша мы попросту не имеем права, не упомянув о самом важном условии любого развития — о семейном климате.

Приведенная ниже классификация моделей семейных взаимоотношений не является строго научной, в ней отражены лишь самые распространенные типы семейных отношений. Более того, я сознательно сделала упор на возможное «отягощающее» воздействие разных типов семей с целью показать истоки главных педагогических ошибок.

Приведенные ниже модели семьи получены путем оптимального совмещения наиболее распространенных типов семейных отношений.

Авторитарная семья

Это довольно распространенная модель отношений внутри семьи. По крайней мере, для российского общества. В семье есть лидер, он же — непререкаемый авторитет, а все остальные — его подчиненные. Почему-то принято считать, что авторитетом в такой семье является исключительно папа. Смею заверить, подобное убеждение далеко от истины, и по среднестатистическим данным, с небольшим перевесом в авторитарных семьях главенствует женщина.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, давайте вспомним ставшую крылатой фразу героини Ф. Раневской из кинофильма «Подкидыш»: «Муля! Не нервируй меня!» Так или почти так выглядят все авторитарные семьи. «Главарь» беспрекословно подчиняет себе всех домашних. Восседая на вершине семейного Олимпа, он не скупится на ценные указания, щедро критикует и не терпит посторонних инициатив и вмешательства в собственные планы.

На жизнь ребенка, как вы понимаете, «главарь» оказывает самое непосредственное влияние, собственно, как и на жизнь остальных членов семьи. И не так уж важно, кто — мама или папа — являются лидерами. Важна сама стратегическая ситуация, в которой ребенок растет, и ее главные черты: незамедлительное подчинение «главарю» и отрицание инициативы «подчиненных».

Думаю, что для большинства родителей уже очевиден путь развития ребенка в такой семье: в ситуации тотального подавления и повышенного контроля сложно вырасти независимой и сильной личностью. А значит, безынициативный, застенчивый и нерешительный подросток, вышедший из авторитарной семьи, будет воплощать в себе ошибки родительского воспитания.

Но не будем торопиться и рассмотрим еще несколько моделей семьи. Это поможет нам лучше понять природу всевозможных педагогических упущений, совершаемых родителями.

Свободные семейные отношения

В противовес авторитарной модели семьи существует модель, где отношения между членами семьи или слабо регулируются, или строятся на сознательном упрощении отношений, снятии всевозможных условностей и большом доверии. Неполные семьи, в которых есть «родитель выходного дня», тоже могут быть отнесены к этому типу, но только в том случае, если в них будут присутствовать те формы отношений, о которых мы говорили выше.

Тема «» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания :

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля .

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей , у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей .

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Все члены альтруистической семьи привыкли волноваться и заботиться о других. Все усилия направляются на общее благо и благосостояние каждого члена. Если возникнет вопрос о выборе собственных интересов или интересов семьи, член альтруистической семьи выберет интересы семьи, ведь он живет по принципу "жить для других".

Хотя в такой семье и установлены обязательные правила, человек, который не исполняет их, не становится изгоем, а равно пользуется поддержкой родных. В разговоре членов семьи ощущается любовь друг к другу, теплые взаимоотношения. Правда часто возникают тайны, так как члены семьи не желают оскорбить других или разочаровать их.

Обсуждаются не все темы, но в случае возникновения серьезной проблемы, решение будет приниматься совместно. В разговоре преобладают нежные и ласкательные слова, часто члены семьи имеют свои особые имена, используемые в семейном кругу.

Демократический и авторитарный тип семьи

В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям.

Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался.

Так, "выходцы" из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем "выходцы" из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением.

В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери). Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член.

В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители - дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми). Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют). Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть "погашена" отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С - отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость. Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.

При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки.

Учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений.

Не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений. Без учета этой позиции невозможно понять, почему в благополучных внешне семьях вырастают неблагополучные дети. И, наоборот, в социально и педагогически опасной семье дети не вызывают беспокойства.

Эмоции, чувства ребенка всегда серьезны. Его смех и слезы не проходят бесследно, говорил Я. Корчак. Изучая эмоциональную жизнь ребенка, его реакции, млжно судить о характере нравственной атмосферы семьи, о ее педагогической значимости.

Итак, важно учитывать, как относятся в семье к ребенку, но еще важнее, как он относится к семье, к ее отдельным членам.

Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми - совместный труд и совместный отдых.

Любые отношения носят двойственный характер. В них есть то, что мы ценим, и то, что нас раздражает. Порой раздражение перерастает в ссору, и очень часто ссора выходит из-под контроля. Для того, чтобы лучше понять природу семейного общения, нужно уметь четко видеть происходящее, это позволит нам сотрудничать, а не подчинять других своей воле.

Все, что мы говорим друг другу, связано с опытом прошлого - с историей общения с этим человеком и с другими людьми. История семейного общения - это призма, через которую мы воспринимаем все остальные разговоры (отношения). Мы реагируем не только на значение произнесенных слов (сообщения), но и на то, какой смысл эти слова придают нашим отношениям (метасообщения).

Метасообщение - это неясное значение, придаваемое нами словам другого человека. Мы анализируем тон голоса, построение фразы и ассоциации, высказываемые услышанным. Можно сказать, что сообщения передают смысл сказанного, а метасообщение позволяет уловить душу беседы. Для эффективного общения необходимо отделять сообщения от метасообщения. Примером сообщений и метасообщений могут служить семьи, в которых любовь и критика тесно переплелись.

Семья является наиболее иерархическим институтом, связи в котором чрезвычайно сильны. Власть родителей или старших братьев над младшими абсолютна. Разговаривая с членами семьи, мы пытаемся соблюсти равновесие между близостью и дистанцией. Мы хотим быть близки, чтобы чувствовать себя в безопасности, но близость не должна быть чрезмерной, подавляющей и удушающей. Мы стремимся достичь равновесия, равенство - это идеал, поскольку все отношения иерархичны. Один из участников всегда обладает рангом или силой характера, который ему позволяет выдвигать требования и ожидать, что они будут удовлетворены. Желания или потребности одного человека подавляются действиями другого, что ограничивает свободу и независимость. Люди, стремящиеся к контролю и власти над другими, неприятны, а отношения строящиеся на равновесии и близости, идеальны.

Семейное общение - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и недостаточностью. Избыточность и недостаточность осложняет любой семейный разговор. Наши слова недостаточны, поскольку дают почву для многочисленных предположений, измышлений и умолчаний. И поскольку мы не всегда говорим все, что думаем, многое остается непонятым и упущенным.

В то же время мы говорим много лишнего. Метасообщения, которые мы вкладываем в свои слова, ускользают от понимания собеседников. Порой собеседники слышат то, чего мы вовсе не говорили.

Нам никогда не избежать избыточности и недостаточности полностью, поскольку каждый из нас вносит в разговор собственный опыт отношений и положения в семье. Но понимание механизмов разговора - от метасообщений и союзов до системы координат любви и контроля и процессов фрейминга и рефрейминга - даст вам средство, которое позволит понять происхождение непонимания и конфликта, а также язык, позволяющий эти проблемы решить.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 .

Смотреть что такое «АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ» в других словарях:

авторитарная личность - Автор. Т.Адорно. Категория. Характеристика личности. Специфика. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным… … Большая психологическая энциклопедия

Авторитарная Личность - характеристика личности, автор Т. Адорно. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдаю … Психологический словарь

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (лат. auctoritas власть, влияние) понятие и концепция Фромма, фиксирующие и объясняющие существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов. По Фромму, для А. Л. характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения … Новейший философский словарь

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - англ. personality, authoritarian; нем. Personlichkeit, autoritare. Тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верно подданичеством и высокомерием по отношению к нижестоящим. А. л. в принципе… … Энциклопедия социологии

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (Authoritarian Personality) Название труда группы ученых, исследовавших в 1940 х гг. наследие Дж. Беркли в поисках психологических источников антисемитизма (anti Semitism). Термин авторитарный используют по отношению к этноцентрическому типу… … Политология. Словарь.

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (AUTHORITARIAN PERSONALITY) Это понятие указывает на предрасположенность определенной структуры личности к антидемократическим политическим убеждениям. В ранних исследованиях Э.Фромма и В.Райха утверждалось, что семейная структура… … Социологический словарь

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (authoritarian personality) человек, предпочитающий или верящий в систему, в которой к управляющим относятся лишь некоторые, в то время как к управляемым все остальные. Это, следовательно, предполагает господство и покорность, что может быть… … Большой толковый социологический словарь

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - Это понятие указывает на предрасположенность определенного типа личности к антидемократическим политическим убеждениям, готовой к восприятию тоталитарной идеологии. Классическим исследованием является работа Т.Адорно и его коллег, озаглавленная… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Авторитарная личность - – человек, почтительный и подобострастный по отношению к власть имущим и враждебно настроенный по отношению к другим, отличным от него людям. Авторитарная ЛИЧНОСТЬ не всегда готова отвечать за свои действия, считая, что ею руководят другие люди.… … Словарь-справочник по социальной работе

Источник:
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 . Смотреть что такое «АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ» в других словарях: авторитарная личность - Автор.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7812/%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF

Авторитарная семья

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011 .

Смотреть что такое «авторитарная семья» в других словарях:

Авторитарная семья - это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Как правило, авторитарными бывают патриархальные и мониматриальные семьи. В противовес этим семьям существуют эгалитарные семьи. В основе отношений членов авторитарной семьи… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме… … Российская педагогическая энциклопедия

Персонажи телесериала «Папины дочки» - Основная статья: Папины дочки Семья Васнецовых Содержание … Википедия

Карлуш I - Carlos I … Википедия

Дворкин, Александр Леонидович - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Папины дочки - Папины дочки … Википедия

Третья волна (Тоффлер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Третья волна. Третья волна The Third Wave Автор … Википедия

эдипов комплекс - (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия

Адорно, Теодор - Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno Дата рождения: 11 сентября 1903(1903 09 11) Место рождения … Википедия

Штрёлин, Карл - Карл Штрёлин (нем. Karl Strolin; 21 октября 1890(18901021), Берлин 21 января 1963, Штутгарт) деятель Национал социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), в 1933 1945 обер бургомистр Штутгарта. Поддерживал… … Википедия

Карл Штрелин - Карл Штрёлин (нем. Karl Strolin; 21 октября 1890, Берлин 21 января 1963, Штутгарт) деятель Национал социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), в 1933 1945 обер бургомистр Штутгарта. Поддерживал контакты с Движением Сопротивления.… … Википедия

Источник:
Авторитарная семья
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011 . Смотреть что такое «авторитарная семья» в других словарях: Авторитарная семья - это семья, основанная на жестком и
http://universal_ru_en.academic.ru/533828/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F

Авторитарное воспитание детей

Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгой дисциплиной, постоянным контролем и большим количеством ограничений, накладываемых на детей. Таким образом, при авторитарном стиле, родители оказывают сильное психологическое давление на ребенка.
Несмотря на это, даже некоторые знаменитые педагоги считают авторитарное воспитание весьма эффективным. Применение авторитарного стиля воспитания всегда вызывало жаркие дискуссии в научных кругах.
Одни говорят, что он способствует развитию дисциплины и добропорядочности, другие утверждают, что авторитарное воспитание приводит к различным психическим отклонениям у детей. Давайте попробуем сейчас сами разобраться в положительных и отрицательных сторонах авторитарного стиля воспитания.

Семьи являются неотъемлемой частью социальной структуры человеческого общества. Родители и дети составляют самую важную часть семьи, и их взаимосвязь определяет здоровое развитие ребенка. Быть родителем – значит возложить на себя определенные обязанности и решение сложных задач по воспитанию и целостному развитию личности ребенка.

Психологи разделили стили воспитания на несколько различных типов. Воспитание, как мы знаем, представляет собой нелегкую и каждодневную педагогическую работу, которая оказывает глубокое влияние на умственное и психическое развитие ребенка. И если родители будут изо всех сил стараться влиять на ребенка, чтобы он оправдал их самые лучшие ожидания, дети могут пострадать от такого воспитания.

Этот стиль основан на чрезвычайно строгих дисциплинарных правилах, установленных родителями для детей, а также минимальной свободой в осуществлении ребенком собственного выбора без учета его личного мнения.

Обычно, родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, хотят от своих детей слишком многого, никак не поощряя их успехи и послушание. Эти вещи считаются само собой разумеющимися. Тем не менее, такие родители обеспечивают хорошие условия для своего ребенка, однако, они очень строги со своими правилами и положениями. Авторитарные родители часто становятся абсолютными диктаторами для своих детей.

Сторонники авторитарного воспитания, заявляют в «громкий голос» о многочисленных преимуществах авторитарного воспитания. По их словам, дети тех родителей, которые выбрали авторитарный стиль, будут послушными и ответственными, поскольку всегда находятся в среде, которая требует жесткой дисциплины и тяжелой работы.

В этом есть определенная доля истины, но авторитарные родители, как правило, забывают, что они имеют дело с развивающимися, еще не до конца сформировавшимися личностями. Авторитарные родители, несомненно, любят своих детей, однако, но они также забывают и о тонкой грани разделяющей «любовь» и «слепую любовь». Требуя беспрекословного повиновения от детей, они выстраивают серьезное препятствие на пути развития личности ребенка.

Минусы авторитарного воспитания заключаются в том, что оно ограничивает возможности развития свободного мышления. Дети вынуждены повиноваться родителям во всем, в независимости от своих собственных предпочтений, симпатий и антипатий. Это воспитывает отрицательные личностные качества, такие как низкая самооценка, неуверенность и малодушие.

Если родители не готовы выслушивать ребенка, считаться с его мнением и взглядами, это приводит к дополнительному психологическому давлению на несформировавшуюся личность. В случае если ребенок делает что-то не так, как того требуют родители, обычно следует суровое наказание или другие весьма серьезные последствия. Фактически, единственным стимулом при авторитарном стиле воспитания является страх наказания или других санкций, а это нельзя признать положительным фактором.

В совокупности, все это ведет к нарушениям психики ребенка, делая его более уязвимым и культивируя в нем чувство вины, вследствие чего наносится ущерб собственному достоинству. Авторитарное воспитание приводит к тому, что даже дети из обеспеченных и богатых семей, в конце концов, теряют самоуважение и у них развивается тяжелый комплекс неполноценности.

Последствия авторитарного воспитания сказываются во взрослой жизни. Воспитанные таким способом дети, склонны избегать видов деятельности, требующих принятия самостоятельных решений. Также ребенок может стать жертвой вредных привычек. Следует понимать, что слишком большое число ограничений приведет к глубокому протесту со стороны детей и подтолкнет их к тому, что они начнут делать то, что им запрещают.

По мере своего взросления и повышения интеллекта, дети из авторитарных семей могут восстать против своих родителей. Это повлечет за собой отчуждение не только от своей семьи, но и развитие других психологических проблем. Ребенок может оторваться от своих родителей, если не физически или материально, но, по крайней мере, эмоционально. И даже слова «мама» или «папа», произносимые в адрес родителей, не будут идти от сердца ребенка, и будут скорее привычкой, чем выражением теплоты и любви.

Последствия авторитарного воспитания, несомненно, очень пагубны, несмотря на то, что в основе такого воспитания, тоже лежит проявление заботы о детях и надежда на их светлое будущее. Тем не менее, такой метод может иметь катастрофические последствия для будущего детей. Поэтому лучше выбрать стиль воспитания, который дает детям безусловную любовь и поддержку, но все же, поддерживает определенный уровень строгости, сохраняя, таким образом, равновесие. Именно это, в конечном счете, сделает детей счастливыми и успешными.