Домой / Карандаш / Методы диагностики агрессивности. Наблюдение за агрессивным поведением ребенка

Методы диагностики агрессивности. Наблюдение за агрессивным поведением ребенка

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.

Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.

Объект исследования - уровень агрессивности

Предметом исследования являются анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.

Цель исследования - провести сравнительный анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.

1) изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) выявление детей с высоким уровнем агрессивного поведения.

3) сравнительный анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.

Использовались следующие методы исследования:

Диагностика эмоционального состояния (проективная методика «Несуществующее животное»).

Наблюдение за детьми.

Гипотеза исследования: предполагается, что на уровень агрессивного поведения мальчиков существенное значение оказывает то, в какой семье воспитывается ребенок (полная и неполная семья).

Исследование проводилось на базе СШ №2 города Могилева, в 1 «Б» классе.

Было обследовано 15 мальчиков младшего школьного возраста. 4 Мальчика, воспитываются в неполной семье, 11 мальчиков в полной.

Для изучения предрасположенности к агрессии может быть использован проективный тест «Несуществующее животное». Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определённое напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли - представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью. Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги стандартного размера А-4.

Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Опишите образ жизни этого животного, его характер, с кем он общается, чем питается, есть ли у него дом, друзья, враги.

Наблюдение за детьми проводилось с целью изучения проявлений агрессивного поведения у младших школьников из полных и не полных семей. В процессе наблюдения оценивалось проявление таких агрессивных качеств как:

1) Раздражительность, 2) Безразличие, отчужденность, 3) Ненависть, 4) Презрение, 5) Страх, 6) Конфликтность, 7) негативизм, 8) упрямство, 9) импульсивность, 10) эгоизм, 11) слабоволие, 12) несдержанность, 13) агрессия к одноклассникам, 14) аффективность.

«+» обозначался высокий уровень агрессивности детей (качества проявляются часто);

«±» - средний уровень (качества проявляются иногда);

«-» - низкой уровень агрессии младших школьников (качества не проявляются).

, 957.22kb.

  • Практикум: «Оценка и повышение эффективности комплекса маркетинга» Анализ и «чистка» , 62.07kb.
  • Курс лекций и практикум. 6-е изд., перераб и доп , 44.04kb.
  • Практикум по курсу "Коммерческое право" , 1874.08kb.
  • Практикум по овцеводству семей, 2008 , 2449.75kb.
  • Практикум санкт-петербург 2005 удк 71 (075. 80) Ббк , 2338.2kb.
  • Практикум по химии Анкудимова И. А., Гладышева , 2202.13kb.
  • А. А. Сизова законодательная метрология практикум , 754.77kb.
  • Глава 2

    Методики наблюдения

    2.1. МЕТОДИКИ ФОРМАЛИЗОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ

    В этой главе рассматриваются два вида наблюдения: формализован­ное и неформализованное. Раскроем более подробно специфику этих видов наблюдения и приведем конкретные методики каждого из них.

    К формализованной методике может быть отнесена та, которая в какой-либо из своих частей имеет заданное извне (исследователем или составителем методики) ограничение. Это ограничение может касать­ся оценки степени выраженности наблюдаемых фактов (указаны бал­лы или мера выраженности в других формах). Может быть ограничен набор наблюдаемых признаков. В этом случае в протоколе или бланке регистрации задаются объекты наблюдения, которые нужно увидеть и зафиксировать их наличие или отсутствие. Термин «формализован­ный» может быть отнесен и к ситуациям, в которых ведется наблюде­ние. Здесь ограничения вводятся в отношении времени, пространства, вида деятельности, круга общения и т. д. Наконец, могут быть форма­лизованы результаты наблюдения, если они получены на репрезента­тивной выборке и проведено их шкалирование (уровневое, норматив­ное и др.). При этом появляется возможность соотносить с имеющи­мися шкалами результаты вновь проводимых наблюдений.

    Второе условие отнесения методики к формализованной состоит в том, что введенное в наблюдение ограничение должно быть постоян­ным на протяжении всего исследования. Это условие может относить­ся к выборке, к объектам наблюдения, к ситуациям. Например, все ис­пытуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков (объектов наблюдения).

    Называя методику формализованной, мы хотим подчеркнуть, что есть виды наблюдения, где исследователь полностью зависит от жиз-

    Ненных реалий, ничего в них не ограничивая, а только фиксируя изме­нения, которые он наблюдает.

    Формализация всей программы наблюдения и статистическая про­верка получаемых результатов с составлением нормативных шкал по­зволяют создать стандартизированную методику наблюдения. В каче­стве примера можно назвать «Карту наблюдений Стотта». Представ­ленная в ней схема наблюдения состоит из 16 симптомокомплексов, в соответствии с которыми приведены оценочные шкалы.

    Методики формализованного наблюдения существенно корректи­руют те недостатки, которые присущи наблюдению. Появляется воз­можность более четкого и полного сопоставления результатов различ­ных наблюдений, исключается отрицательное влияние наблюдателя (его субъективность), может быть достигнуто единство качественного и количественного анализа полученных фактов, а также установлены не только факты, но и их причины.

    Ниже приводятся методики наблюдения, созданные и апробиро­ванные разными авторами. Эти методики могут быть отнесены к фор­мализованным.

    Перечень методик наблюдения, включенных в книгу

    1. Методика наблюдения за поведением организатора дискуссии меж­
      ду детьми после просмотра телепередачи, спектакля и т. п. (сост.
      Н. Ю. Скороходова).
    2. Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на
      уроке (сост. Л. А. Регуш).
    3. Методика экспертной оценки невербального поведения личности
      (сост. В. А. Лабунская).
    4. Методика наблюдения за проявлением настойчивости и упорства в
      процессе тренировочного занятия или соревнования (сост. А. Ц. Пу­
      ни).
    5. Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением (сост.
      А. Ц. Пуни).
    6. Схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании
      (для детей от б до 15 лет) (сост. Ш. Гьюричова, П. Гусникова).
    7. Шкала оценок для измерения реактивности ученика (сост. Я. Стре-
      ляу).
    8. Схема наблюдения за проявлениями интереса, внимания учащихся
      на уроке (сост. А. В. Викулов).






    9. Методика наблюдения за процессом решения учащимися задач (сост. А. В. Орлова).

    1. Карта наблюдений Стотта.
    2. Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленько­
      го ребенка (сост. N. Bayley). (
    3. Методика наблюдения за проявлениями межличностных влечений
      подростков (сост. А. Т. Грецов).
    Методика наблюдения

    за поведением организатора дискуссии между детьми после просмотра телепередачи, спектакля и т. п.

    (Возрастные особенности дискуссий в группах школьников / Сост. Н. Ю. Скоро-ходова. - Петрозаводск, 1984. - С. 16-18)

    Инструкция. По предложенной схеме можно провести как наблю­дение, так и самонаблюдение за организацией дискуссии. Для этого нужно на шкале баллов обвести то значение, которое, по мнению на­блюдателя, характеризует ту или иную сторону поведения организа­тора дискуссии.

    Очень полезно сопоставить самооценку поведения и экспертные оценки. Значительные отличия в оценках говорят о неумении ведуще­го дискуссию контролировать и оценивать свое поведение. Анализ оце­нок поможет также обнаружить дефекты в ведении дискуссии и в даль­нейшем направить усилия на корректировку своего поведения.

    Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке

    (Составитель Л. А. Регуш)

    Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке. Инструкция эксперту-наблюдателю:

    /. Подготовка к посещению урока (занятия)

    1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения.

    Л. Проведение наблюдения

    1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и уста­
      новлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели
      наблюдения.
    2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схе­
      ме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, выска­
      зывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздей­
      ствий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказы­
      ваний к определенному виду, можно воспользоваться словарем
      терминов).
    3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие
      в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует исполь­
      зовать при проведении анализа и подведении итогов.
    Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

    (Составлен по: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1964)

    Замечание - выговор, указание на ошибку.

    Интонация - повышение или понижение голоса при произноше­нии; манера произношения, отражающая чувства говорящего.

    Инструкция - сформулированная в слове последовательность дей­ствий,

    Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

    Команда - краткий устный приказ.

    Нравоучение - поучение, внушение нравственных правил.

    Нотация -- наставление, выговор.

    Ободрение - внушение бодрости, поднятие настроения.

    Порицание - выговор, осуждение.

    Поощрение - то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, со­чувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.

    Просьба - обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания.

    Распоряжение - 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.

    "Угроза - запугивание, обещание причинить зло.

    Указание - наставление, разъяснение, указывающее, как действо­вать.

    Упрек - неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь.

    Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

    ///. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

    1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и запи­
      сать соответствующую цифру в графу 5.
    2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проста­
      вить эти данные в графе 6.
    3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, ко­
      торые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными
      в графах 1 и 3.
    Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

    В графе 3 приведены рантовые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.

    Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С. В. Кондратьевой (Кондратьева С. В. Психологиче­ские проблемы понимания людьми друг друга // Психология межлич­ностного познания. - М.: Педагогика, 1981).

    4. Сделать вывод:

    А) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздей­
    ствиях на учащихся, принимая во внимание, что 1 -4 - высокие, 5-8 -
    средние, 9-12 - низкие ранговые места того или иного вида воздей­
    ствий;

    Б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздей­
    ствий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из ос­
    новных показателей коммуникативной культуры является понимание
    ученика.

    5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать за­
    ключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя,
    то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в
    схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения,
    и использовать эти данные для разрешения сомнений.

    Методика экспертной оценки невербального поведения личности

    (Эмоциональные и познавательные ха­рактеристики общения / Под ред. В. А. Ла-бунской. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 150-153)

    Инструкция. Вы часто общаетесь с... и, конечно, хорошо знаете его (ее) поведение, привычки. Выскажите, пожалуйста, свое мнение об особенностях его (ее) неречевого (невербального) поведения, ответив на вопросы, приведенные ниже. Оцените, как часто проявляются те или иные особенности поведения... в общении с вами и другими людьми.



    Вопросы 1, 5, 8, 12, 15, 17 касаются общей оценки невербального репертуара личности с точки зрения его разнообразия, гармоничности, индивидуализированное™ и др.

    Вопросы 2,4,7,11,14,18,20 характеризуют способность человека к адекватному пониманию различных компонентов невербального по­ведения партнера.

    Вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19 определяют способность к управле­нию, к целенаправленному использованию невербальных средств в общении.




    Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением

    (Практические занятия по психоло­гии / Под ред. А. Ц. Пуни. - М.: Физиче­ская культура и спорт, 1977. - С. 120-121)

    Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.

    Поведение

    Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реак­
    тивность ". 1

    Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание
    направлено на предстоящую соревновательную деятельность
    (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических
    приемов и т. п.) 2

    Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено
    на возможный конечный результат (итог) соревнования 3

    Частая смена настроений, раздражительность 4

    Мимика, пантомимика

    Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты 1

    Мимика и пантомимика не отличаются от обычных 2

    В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные

    Движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре 3

    Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения голо­вой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз.

    Бурная жестикуляция 4

    Движения

    Движения замедленные, вялые 1

    Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно 2

    Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движе­
    ний нет 3

    Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излиш­
    ними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движени­
    ями всего тела 4

    Статические позы

    Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические
    положения 1

    Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельства­
    ми. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной
    смене." 3

    Позы неудобные, частая их смена 4

    Речь

    Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос 1

    Обычная речь 2

    Речь более учащенная, более громкая или более выразительная,

    Чем обычно 3

    Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные

    Вегетативные сдвиги

    Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кож­ных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, сла­бости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их... 1

    Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус
    мышц обычный 2

    Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание
    чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус
    мышц обычный или несколько повышен 3

    Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. По­
    вышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покрасне­
    ние кожи лица и тела. Мышцы напряжены 4

    В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оцен­ка 2 балла соответствует обычному - фоновому - эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной об­становке; оценка 1 балл - недостаточному эмоциональному возбужде­нию (предстартовой апатии); оценка 3 балла - повышенному по срав­нению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию готовности); оценка"4 балла - состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.

    Схема наблюдения за ребенком

    при психологическом обследовании

    (для детей от 6 до 15 лет)

    (Черны В., Комарик Т. Компендиум пси­ходиагностических методов. - Братисла­ва, 1988.-Т. 2.-С. 215-216)

    При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблю­дения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычно­го психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным прояв­лениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога - отметить характерные для ребенка особенности.

    Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следу­ющих частей:

    1. прямое наблюдение;
    2. производные характеристики;
    3. темы для беседы.
    Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе на­блюдения, и содержит следующие характеристики ребенка:
    1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, ги­
      гиена, косметика, одежда.
    2. Характеристики речи - голос, темп, разговорчивость, произноше­
      ние, словарь, вербальные реакции.
    3. Общая подвижность - быстрота, точность, целенаправленность,
      напряженность, нарушение подвижности.
    4. Социальное поведение - установление контакта, изменения пове­
      дения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость,
    качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).
    1. Настроение - эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение,
      серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внеш­
      них факторов.
    2. Поведение в ситуации решения задач (теста) - отношение к зада­
      ниям, рабочие навыки, внимательность.
    3. Признаки невротической напряженности - движения рук, грима­
      сы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.
    Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личност­ные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная об­становка.

    В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, роди­тели, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учи­теля, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опа­сения, страх, ситуации нагрузки.

    Шкала оценок для измерения реактивности ученика

    (Стреляу Я. Роль темперамента в пси­хическом развитии / Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1982. - С. 157-160)

    Для построения шкалы оценок использовалась ранее разработан­ная автором схема наблюдения. Шкала, примененная М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной систе­ме, была подвергнута дальнейшей модификации и в последнем вари­анте сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важными для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому ученик может получить максимум 50 баллов, минимум - 10. При этом уро­вень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает ис­пытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной реактив­ности, 10 - 0 максимальной.

    Приведем шкалу оценок вместе с краткой инструкцией, позволя­ющей читателю попытаться применить ее для своих целей.

    Инструкция. Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следу­ет исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

    Цифра 1 - наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюда­емые движения ученика совсем лишены энергичности.

    Цифра 5 - самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения ученика очень, энергичны).

    Цифра 3 - средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

    Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных за­трат времени, суммируйте полученные результаты.

    Схема наблюдения за проявлениями интереса, внимания учащихся на уроке

    (Викулов А. В. Выразительные движе­ния учащихся и их психологическая клас­сификация: Дис... канд. психол. наук. - Л., 1986.-С. 94)

    Зона лоб-брови:

    • сведение - опущение бровей,
    • поднятие бровей.
    Зона глаз:
    • увеличение - уменьшение глазной щели,
    • поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века,
    • характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом пред­
      мете или сходятся за пределами предмета),
    • направление взгляда (в сторону, в лицо, в глаза),
    • напряженность взгляда.
    Зона от основания носа до подбородка:
    • изменения уголков рта (оттянуты-опущены),
    • тонус рта,
    • размер ротовой щели (рот закрыт, полуоткрыт, открыт).
    Зона головы:
    • лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение-умень­
      шение); в фиксированной системе координат: полная, неполная, отсут­
      ствует лицеаая обращенность,
    • изменения положения головы по горизонтали (влево, вправо),
      по вертикали (поднята, опущена),
    • способы фиксации головы через опору на руку.
    Зона шеи:

    Изменение тонуса шеи (связано с изменением положения головы
    йо вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор).

    Зона туловища:

    • изменения положения туловища по отношению к предмету,
    • обращенность плоскости туловища к предмету в относительной
      и фиксированной системе координат (аналогично лицевой обращен­
      ности).
    Зона рук:
    • тонус левой и правой кистей рук (сжата, растопырена, непроиз­
      вольный контакт с партой, другими предметами),
    • движения, являющиеся средствами самовоздействия, самости­
      муляции: автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими час­
      тями тела.
    Зона ног:
    • изменение тонуса ног;
    • смена позиции ног.

    «Дитя природы» - это выражение в полной мере относится к маленьким детям, потому что им пока неведомы законы общей нормы поведения, принятые в нем. Их обидели - понравилась игрушка - силой отнимает ее сосед, нисколько не задумываясь, правильно ли это. Подобное поведение, которое психологи называют детской агрессивностью, абсолютно нормально. Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем естественным образом пойти на убыль. Наблюдение за агрессивным поведением ребенка - тематика публикации.

    0 62899

    Фотогалерея: Наблюдение за агрессивным поведением ребенка

    У малышей она не редкость - каждый ребенок хоть раз в жизни толкнул или стукнул другого, без этого не обходится даже у самых спокойных и воспитанных детей. Не надо быть Сухомлинским, чтобы объяснить малышу, стукнувшему другого лопаткой на детской площадке или отнявшему понравившуюся игрушку, что так делать не следует. Почему? Большинство детей пусть не с первого раза, но уж с третьего, с пятого способны это понять: потому что другому так же больно или обидно, как было бы тебе, если бы подобным образом поступили с тобой. Возрастной спад агрессии связан с элементарными вещами - с тем, что дети растут и под воздействием воспитания начинают лучше понимать окружающих и самих себя, стараясь вести себя более гибко. Они приучаются к управлению своими эмоциями и их сдерживанию, к разрешению конфликтов неагрессивными способами - словами, а не кулаками. Происходит неизбежный для большинства детей процесс социализации, и к 6-7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других.

    Особенности драчунов

    Однако не со всеми детьми происходят подобные метаморфозы. Есть и такие, кому трава не расти, дай только применить силу. Такие ребята изначально наделены большей вспыльчивостью, непредсказуемостью, вздорностью. Они испытывают трудности в общении со сверстниками, обладают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. Такие дети недостаточно внимательны к чувствам окружающих, чрезмерно обидчивы и при этом не умеют отстаивать свои интересы с помощью адекватных аргументов. Эмоционально неудовлетворенные, они стремятся компенсировать это в причинении боли окружающим - прежде всего, физической. Лучшая защита для них - это нападение. Оно дает им пусть шаткое и временное, но хоть какое-то внутреннее равновесие. Интерпретируя действия других детей как враждебные, такой ребенок своими реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. При этом получается заколдованный круг - кто из сверстников захочет водиться с тем, кто чуть, что набрасывается на тебя с кулаками? Своим поведением такие дети отталкивают окружающих, вызывая их не‑ приязнь, недружественное, враждебное отношение. А это, в свою очередь, усиливает агрессивность, провоцирует ребенка на новые неадекватные поступки, возбуждая в нем страх и гнев. То есть он и рад бы общаться с ребятами, он отчаянно пытается найти выход из тупика, восстановить, так сказать, социальные связи, да только не знает, как сделать это в нормальной, здоровой форме.

    Мальчики агрессивнее?

    Ученые до сих пор не пришли к определенному выводу, является ли агрессивность мужчин, а значит, и мальчиков, биологически предопределенным качеством? Да, согласно множеству исследований мужчины и в самом деле чаще ведут себя боле агрессивно, чем женщины, причем в любом возрасте. Реакция за свершенное «злодеяние» должна быть четкой. Если мама начнет читать мораль: «А если тебя ударят, тебе же не понравится», ребенок, скорее всего, пропустит нудную лекцию мимо ушей. Иногда достаточно просто сказать: «Ваня, нет!», когда драчун замахнется. Как бы всем очевидно, что и мальчики ведут себя более жестко, чем девочки, чаще дерутся. Однако доказательств их генетической предрасположенности к подобному поведению ни медики, ни биологи предъявить нам не могут. Возможно, дело в другом - в культурно-воспитательной традиции. Социальные модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от тех моделей, которые предоставляются на выбор девочкам. Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Чего стоит одно выражение «сильный пол», давно укоренившееся в похожих вариантах в самых разных языках мира. Как только ребенок начинает ходить и вступает в контакт с ровесниками (то есть буквально уже на втором году жизни), появляются существенные различия в воспитании мальчиков и девочек, в том, что родители и общество ожидают от тех и других, а следовательно, и в формирующихся особенностях личности. Мальчика с раннего возраста хвалят за смелость, боевитость, активность, умение дать отпор, постоять за себя. Напористую и энергичную девочку, стремящуюся командовать и самостоятельно «разбираться» с обидчиками, за подобные же качества часто осуждают. Так что можно предположить, что это все же благоприобретенное, а не врожденное качество.

    Почему они такие

    По наблюдениям психологов, агрессивным детям, как правило, элементарно не хватает любви и понимания со стороны близких. Часто в семьях, где растут такие дети, царит авторитарный стиль воспитания. Вместо полноценного общения родители (как правило, это в первую очередь жесткий и брутальный папа) отдают приказы и ждут их четкого выполнения. Бывает и так, что ребенком вообще крайне мало занимаются, он растет сам по себе, чувствуя свою ненужность, отсутствие душевного контакта, холодность и безразличие родителей. Эгоцентрический стиль воспитания тоже приводит к повышенной агрессивности. Ребенку внушается, что он пуп земли, вокруг которого вращается вся вселенная. Понятно, что другие дети и взрослые об этом не знают, и их поведение вызывает у такого ребенка неприятие и капризы, доходящие до скандалов и драк. Травмирующее влияние на психику детей оказывают и ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день скандалят между собой, ребенок поневоле перенимает такой стиль общения. Для него это становится нормой. Так что родителям, которые заметили у своих детей повышенную драчливость, первым делом стоит взглянуть со стороны на самих себя. Очень может быть, что и вы сами не всегда контролируете собственные агрессивные импульсы. Надо помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, наблюдая за поведением окружающих людей (и в первую очередь, своих родителей).

    Преступление и наказание

    Если ребенку удалось добиться чего-то с помощью агрессии, он будет прибегать к ее помощи еще и еще. Однако загвоздка в том, что и применение наказания для отучения от агрессии ее тоже часто усиливает. Особенно это касается физических наказаний. Кстати, часто именно они приводят к тому, что ребенок начинает бить других. Для того чтобы детская агрессия была не просто подавлена, а сошла на нет, нужны более сложные пути. Важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Так что лекарством от повышенной агрессивности может стать только доверительное, дружелюбное отношение к ребенку. Участие отца, своим примером показывающего сыну, что подлинная мужественность заключается не в умении красиво расквасить нос обидчику, а в том, чтобы направить свою физическую силу в какое-то полезное русло. Можно переключить внимание, скажем, на какую-то «правильную» физическую активность. Хороший способ - записать драчуна в спортивную секцию, которой руководит опытный тренер, обладающий психологическими навыками. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок зол на кого-то, пусть возьмет да и поколотит эту подушку. Такой совет часто дают психологи и своим взрослым клиентам, ведь совсем не испытывать агрессивных чувств может только святой. Поскольку мы с вами к ним явно не относимся, стоит научиться и научить своих детей контролировать свои отрицательные эмоции, не портя жизнь ни себе, ни окружающим.