Домой / Карандаш / Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Образование семьи всегда является важным событием в жизни человека. Однако в каждом государстве, у любого народа оно имеет свои особенности и правила. Они могут быть настолько далекими друг от друга, что принять уклад, отличный от сложившегося, бывает трудно. Моногамный брак в России является стандартом и привычной формой отношений. Однако такая практика распространена не везде, а сегодня и это понятие претерпело изменение.

История возникновения института брака и семьи

Семья представляет собой древнейшую для разных целей. Она начала формироваться еще в 7-3 тысячелетии до н.э. после того, как люди стали постепенно переходить на земледелие, собирательство от охоты и рыбалки.

Неоднородное образование семей привело к тому, что на разных территориях стали появляться различные ее формы. Этому поспособствовало также расслоение общества и разделение его на разные социальные группы. Именно в этот период образовывается семья, как единица общества.

Однако отношение к ее составу и ролям отличалось, так как в одних случаях она была моногамной, в других полигамной. В большинстве своем, семьи имели патриархальную систему, когда главенствующую позицию занимал старший мужчина. Женщины же в большинстве случаев выполняли функцию воспитания детей и поддержания быта.

В дальнейшем институт брака претерпевал многочисленные модификации. В том числе изменялось отношение к браку в зависимости от событий, происходивших в конкретный момент.

В 20 веке состоялось существенное преобразование мнения о семье особенно в развитых странах. Из союза, где главенствующую и подавляющую роль играл мужчина, ячейка общества стала превращаться единение двух равных людей.

Моногамный брак: что такое

Среди форм семьи выделяется та, в которой есть только два партнера, сохраняющие друг другу верность.

Такой союз принято называть моногамным.

Противоположный ему – , предполагающий наличие нескольких партнеров и имеющий разновидности:

  • ;
  • одна женщина и несколько мужчин, что в современном мире практически не встречается. Исключением являются малочисленные африканские племена.

Существует множество споров по поводу истинного понимания моногамии. Одни специалисты утверждают, что таковыми могут признаваться отношения, когда супруги единожды женаты и больше не вступают в брак даже в случае .

Однако сегодня на практике даже при семейных отношениях, подразумевающих двоих партнеров, после расторжения союза предполагается вступление в новый. Сегодня специалисты трактуют такое явление, как последовательная полигамия. Отсюда моногамия как чистый вид брака практически утрачена в развитых странах, хотя она является древнейшей и основной формой семейного союза.

Формирование и распространение моногамии

Моногамные отношения зародились в древности примерно в один период с формированием института брака. Именно такой его вид считается древнейшим и наиболее рациональным для человека.

Ученые до сих пор спорят о причинах появления таких отношениях. Однозначного ответа нет, но есть версия, что необходимость моногамных отношений продиктована природой человека, потребностью сохранения потомства и другими факторами.

Однако с тех пор моногамия как понятие претерпела серьезные изменения.

Изначально подразумевалось, что при вступлении в брак автоматически становятся невозможными отношения как во время союза «на стороне», так и после его расторжения. Длительное время развод означал автоматическое одиночество бывших супругов, а в основном женщины.

Сегодня подразумевая моногамный брак, имеется в виду соответствующее поведение исключительно в период союза. После его расторжения возможны новые отношения и т.д.

Преимущества и недостатки моногамных браков

Союзы, подразумевающие только двоих партнеров, имеют плюсы и минусы в зависимости от подхода и конкретных условий. Однако они больше субъективны, так как оказывают значительное влияние отношений к форме семьи.

Среди главных преимуществ можно назвать:

  • привычная форма, не осуждаемая большинством обществ в мире;
  • концентрация партнеров друг на друге, исключающая и участия третьих лиц;
  • сосредоточение экономических ресурсов в семье и распределение их между потомками. Здесь подразумевается, что от полигамного брака возможно появление множества наследников, которые претендуют на свою часть имущества;
  • необходимость поддерживать только одного супруга(у) и т.д.

Кроме отношения общества и прямого запрета на регистрацию полигамных браков в РФ есть некоторые сторонники таких отношений. В частности, выделяются некоторые негативные моменты моногамии, поддерживающие сторонников противоположной формы брака:

  • вероятность появления многочисленного потомства;
  • возможность решения проблемы большого количества незамужних женщин. Здесь часто приводится аргумент, что женщин больше, чем мужчин и для обеспечения семейной жизни необходимо по нескольку жен на одного мужчину;
  • разнообразие в отношениях и т.д.

В целом, плюсы и минусы формируются индивидуально в зависимости от позиции конкретного человека и общества, в котором он проживает.

Как определить человека, склонного к моногамии

Однозначно определить склонность человека к полигамии или моногамии нельзя.

Это обусловлено множеством критериев, которые можно учитывать в качестве оказывающих влияние на отношение к семье и браку:

  • среда воспитания, опыт родителей. Молодые люди подсознательно копируют поведение родителей и частично переносят его в собственную жизнь. Отсюда, если воспитание происходило в семье с устоявшимися ценностями, то ребенок их усвоит;
  • круг общения. Сегодня во многом отношение к семье формируется под воздействием моды, авторитетов и т.д..

27.06.2016 17:22

Некоторые ситуации, происходящие в современных семейных и личных отношениях, и вызывающие споры и возмущения некоторых из нас, станут яснее и понятнее, если мы внимательно рассмотрим и узнаем процесс формирования семьи в историческом аспекте. На изучение истории семьи меня подтолкнул случай с одним из моих пациентов, который, ничего не стесняясь, завел вторую жену и поселил её вместе с первой, ссылаясь на то, что его поступок соответствует положениям в книге Ф. Энгельса и «Манифесту Коммунистической партии».

История - очень важна для нас, без нее трудно понимать процессы, которые происходят в настоящем. Для человечества уже много веков считается нормой - моногамный брак, но в древние времена всё было иначе.

Развитие человечества имеет несколько этапов.

Первый этап - это дикость, которая в свою очередь делится на несколько ступеней. На низшей ступени, длящейся несколько тысячелетий, люди ещё не готовили пищу и жили естественно, на природе, собирали съедобные растения, орехи. Возможно, в это время начинает формироваться речь. Во время средней ступени люди открывают огонь, создают первые орудия труда, начинают употреблять в пищу рыбу. Жить начинают не просто там, где придется, а выбирают места рядом с рекой. На высшей ступени орудия усложняются, создаются первые лук и стрелы, с помощью которых становится возможным охотиться на дичь.

Второй этап — варварство. Он делится также на ступени. На низшей ступени люди приручают животных, выращивают растения, а также начинают заниматься гончарным делом. Средняя ступень отличается тем, что люди начинают строить дома с применением камня и кирпича. Выращивают растения для пропитания и создают систему орошения для ухода за ними. Из домашних животных образуются стада, люди лучше питаются благодаря молочной пище.И уже на высшей ступени человечество входит на путь цивилизации, который начинается с применения медной руды для производства орудий и создания письма.

Третий этап - это цивилизация, во время которого все уже приобретенные навыки развиваются, расширяется производство, распространяется искусство.

Но что же о семье? Известен факт, что стадо образуется только там, где есть полигамия. Там же, где существует крепкая семья - возникновение стада крайне редко. Семью ограничивает ревность самца, и она же отделяет семью от стада. Ревность в стаде отсутствует, там все самцы терпимы друг к другу, поэтому существование крупной группы возможно. В таких стадах и происходил переход от животных к человекоподобным, а потом к человеку. Поэтому благодаря полигамии мы стали людьми и существуем до сих пор. Можно сказать, что полигамия - это часть нашей природы и она естественно присутствует в нас, поэтому бороться с ней бессмысленно. Намного полезнее попробовать вписать ее в существующие рамки принятой в обществе полигамии.

До того, как создать моногамный брак, человечество прошло целый путь развития и образования следующих типов семей.

Групповой брак

Сначала существовал групповой брак, в котором участвовали множество мужчин и женщин, принадлежащих друг другу. Такая форма отношений практически исключала ревность, и именно она способствовала формированию человеческого общества. Такой период полигамии существовал достаточно долго. По мнению Ф. Энгельса ревность появилась намного позже и больше была социальной, нежели биологической.

Биологическая ревность больше присуща мужчинам, ведь потомство несет гены, а значит, продолжает тебя и твой род, поэтому очень важно быть уверенным в верности женщины. Но в древние времена ещё не было понимания чистоты потомства, ничего не знали о кровосмешении. Никого не смущали половые отношение между родственниками, братьями и сестрами и даже между родителями и детьми.

От таких союзов рождались болезненные дети, которые долго не жили. И только позже, с открытием кровосмешения и запретом на кровнородственные связи, перестали тратить время и средства на выхаживание нежизнеспособных детей. Но даже при таких свободных нравах иногда образовывались пары, которые неосознанно для себя какое-то время были моногамными, жили вместе, трудились.

Кровнородственная семья

Первой ступенью семьи стала кровнородственная семья, в которой отношения между детьми и родителями отсутствовали, но половая связь между братьями и сестрами принималась как само собой разумеющееся. Такой вид семьи давно исчез, но ее некоторые элементы можно встретить у племен аборигенов Гавайских островов. Аналоги таких отношений встречаются и в современном обществе. Яркий пример - семейные ритуальные празднования и встречи. Но обычно, секс здесь не доходит до окончательной стадии из-за принципов морали или других обстоятельств.

Всё это свидетельство того, что людям не удалось реализоваться профессионально, и свою энергию они пускают на отношения с родственниками. Если супруги действительно увлечены друг другом, то необходимость посещения подобных мероприятий у них практически отсутствует.

Пунуальная семья

Следующий вид семьи - пуналуальная, в ней брак между братьями и сестрами запрещен. Такие группы становились развитее и сильнее, нежели племена с кровосмешением. В пуналуальных семьях женщина может быть общей женой нескольких мужчин, но среди которых нет ее родных братьев. И наоборот, мужчина может быть общим мужем ряда женщин, и среди них нет его сестер.

В наше время такая форма тоже может проявляться в так называемых «шведских» семьях, поэтому опять же - не осуждайте никого, у всех нас одна история. В групповых семьях не всегда известно кто отец ребенка, так как мужей несколько, но мать всегда известна - поэтому род в те времена начинался вестись по материнской линии - так возник институт рода. Все родные сестры с братьями и детьми, имеющие одну мать-основательницу составили первый род.

Парная семья

Внутри групповых семей могли образовываться пары, которые длительное время жили вместе, привыкали друг к другу и обосабливались. Так формировались парные семьи. Те семьи, в которых не было кровосмешения, давали более здоровое потомство и соответственно в дальнейшем такие семьи и племена становились сильнее кровнородственных групп. Но в какой-то момент количество женщин уменьшилось и им приходилось платить какой-либо выкуп, чтобы жить только с одним мужчиной.

Парная семья появилась в переходный период от дикости к варварству, у нее ещё нет своего хозяйства и имущества. Также важный момент - теперь в семье появился один отец, все дети были от одного мужчины, который обеспечивал быт и добывал еду. В случае разлада в семье и развода - мальчики оставались с отцом и в роду, а девочки вместе с матерью исключались из него. Так появилась патриархальная семья, в которой права женщины стали ущемляться, она вместе с детьми стала собственностью мужа.

Моногамная семья

Возникновение моногамной семьи из парной - начало эпохи цивилизации. Глава моногамной семьи - мужчина, который является отцом детей, и изменять ему жена не имеет права. При этом муж может изменять, иметь рабынь, но жена принижена и занимается домашним хозяйством, не участвуя в общественных делах. В это время получает широкое распространение проституция. Моногамные семьи в своей основе имели экономические аспект - общее имущество, что было важнее любви, можно сказать - это были браки по расчету. Появляется неравенство полов, мужчины подавляют женщин.

Свобода в половых связях с введением моногамного брака не исчезла - развитие получила проституция. Женщины, в свою очередь, заводили любовников, а установление отцовства детей, рожденных в браке, основывалось только на нравственных аспектах.

Несмотря на форму брака, люди не меняются, в браке они остаются такими же, какими они было до него, поэтому со временем любой брак становится похож на спокойное сожительство, называемое тихим семейным счастьем.Когда брак заключается по расчету, он так или иначе принимает вид проституции, намного чаще с женской стороны, единственное отличие в том, что женщина продает свое тело один раз и навсегда, попадая при этом в рабство. В современное время очень часто в “приличных” семьях дочерей настраивают на то, что нужно искать богатого жениха, который будет ее обеспечивать.

Слово «моногамия» состоит из двух частей. Слово «моно» в переводе с греческого означает «единый». А вот слово «гамия» с того же греческого можно перевести как брак. То есть моногамия – это единобрачие, такая форма брака и семьи, при котором в брачный союз вступают два представителя противоположного пола.

В противоположность моногамии можно поставить полигамию, то есть когда представитель одного пола имеет в браке несколько представителей другого пола. Классический пример полигамии – это гарем.

Ну, раз уж мы коснулись полигамии, то стоит дать определение и такому термину, как автогамия, что можно представить как самооплодотворение, что у человека просто невозможно.

Само слово моногамия можно связать с такими словами, как моноандрия или «одномужество» и моногиния или «одножёнство».

Но моногамия характерна не только для людей, но и для животных. Правда здесь понятие моногамии относительно, именно поэтому моногамия у животных – это такие отношения между двумя полами, когда самец в течение относительно длительного времени спаривается только с одной самкой и даже принимает участие в воспитании потомства. У животных моногамия часто наблюдается у птиц. При этом лебеди, аисты, орлы и грифы могут соединяться в пары на несколько лет, а некоторые птицы образуют самую настоящую семью на всю жизнь.

Некоторые птицы образуют «семью» только на один сезон, которые расстаются после выведения и выкармливания птенцов. К таким парам относятся гуси.

А вот утки – это птицы, которые расстаются ещё даже до устройства гнезда и до появления потомства.

К моногамным животным также относятся песцы, лисы, горностаи, бобры и некоторые другие животные.

О моногамии у человека можно говорить долго. И спорить здесь тоже можно долго. Однако именно моногамная семья – это та семья, которая считается классической во всех государствах. И такие семьи существовали во все времена. И даже тогда, когда люди на земле жили в первобытном строе, уже были моногамные семьи.

Правда там мужчины и женщины жили друг с другом по принципу того, что мужчина приносит женщине еду, а она взамен этого даёт ему секс. А вот забота о потомстве в первобытном обществе лежала полностью на плечах женщины. Мужчина ничего не хотел знать о своих детях. И это было нормой.

Таких мужчин можно встретить и сегодня…

В моногамии нет места третьему. Это союз только двух любящих людей, которые вдвоём готовы воспитывать своих детей. Именно в моногамной семье есть все предпосылки для воспитания детей в нормальных условиях. К тому же моногамная семья никогда не будет осуждена обществом.

Некоторые считают, что моногамия – это пережиток прошлого. Что сегодня жить в семье, где есть только муж и жена, и нет любовника или любовницы или ещё пары жён или пары мужей – это полная глупость. Но так ли это на самом деле? И стоит ли обманывать природу? Стоит ли идти наперекор тому, что было проверено и испытано веками? Думаю, что это просто большая глупость. Ведь в конечном итоге, а иногда только под старость, человек всё равно хочет остаться только с одной, или с одним, самым лучшим, самым любимым и самым добрым человеком. Своей второй половинкой.

Непосредственным следствием перехода от материнс­кого рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индиви­дуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Ин­дивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью.

Если в стадный период основным противоречием была борьба биологического и социального начал, то на этапе зрелой родовой организации стали противостоять друг другу родовые и семейные интересы. Победа семейных отноше­ний привела к возникновению отцовского рода, который в отличие от материнского без индивидуальной семьи суще­ствовать не может. Парная семья становилась впервые в истории социально-экономическим союзом. На первых по­рах брак оставался союзом двух равных в экономическом и социальном отношении сторон. Как свидетельствуют этно­графические данные, парный брак был еще тесно связан с групповыми формами брачных отношений. Один мужчинамог быть связан не с одной женщиной, а с несколькими одно­временно, т. е. иметь несколько жен, а одна женщина могла состоять в браке с несколькими мужчинами.

Последние исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гете­рогенная община состояла из нескольких семейных, или до­мовых, общин. Каждая домовая община жила в отдельном длинном доме, вела свое обособленное хозяйство. Домовая община - большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. В составе домовой общины были три-четыре поколения родственников и рабы. Численность до­мовой общины составляла до 200-300 человек. Гетероген­ность выражалась в наличии двух форм собственности - общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.

В борьбе общественных и частнособственнических на­чал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. По­явилась общественная потребность в социальном отце.

Мужчина почувствовал необходимость знать своих де­тей, чтобы передать собственность по наследству. С введе­нием института наследования собственности детьми впер­вые появилась возможность строго моногамной семьи. Мо­ногамия - единобрачие.

С точки зрения материалистического, понимания исто­рии основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономи­ческие условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью. Признавая прогрес­сивную сущность смены первобытного коммунизма классо­вым обществом, ее историческую неизбежность, марксист­ская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых ан­тагонизмов антагонизм между полами. Появившаяся в исто­рии противоположность классов совпадает с развитием ан­тагонизма между мужем и женой при единобрачии, и пер­вое классовое угнетение совпадает с порабощением женс­кого пола мужским. Единобрачие было великим историчес­ким прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления дру­гих 67 .

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала под­ниматься над родом.

Роль субъективного фактора в становлении моногамии рассматривает Ф. Энгельс, считая, что переход к едино­брачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касаю­щееся нравственного прогресса: с развитием новых эконо­мических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утра­чивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной 68 . С возникновением моногамной индивиду­альной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от учас­тия в общественном производстве, стала служанкой, рабы­ней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы - "жен­щины надолго утратили свободу личности.

Процесс перехода от группового брака к моногамии по­лучил своеобразное отражение в религиозных, мифологи­ческих воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм до­вольно точно отражает социальную картину жизни мате­ринского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом жен­щину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной влас­ти матерей-родоначальниц.

У всех народов земли древние сказания возвеличивают всесильных матерей - владычиц земельных кладовых (Хо­зяйка Медной горы), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древ­нейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пу­эбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Ту­земцы острова Борнео уверены, что первоначально суще­ствовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине - со­здательнице Вселенной. Смена материнского рода патриар­хальным, которая привела к резким изменениям в положе­нии женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают посте­пенное ослабление, а затем отрицание роли женщины.

Б образной форме фольклорные сказания изображают ги­бель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Из­вестны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениторио (добрый разум) сделал солнце из головы сво­ей матери, а месяц - из ее туловища. Согласно ацтекско­му мифу, двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю 69 .

С возникновением стратифицированного общества, сме­нившего эгалитарное, - общества социального неравен­ства, моногамной семьи - религия услужливо подтвержда­ет и закрепляет униженное положение женщины. С этого времени все религиозные направления несут печать жено­ненавистничества. В связи с появлением моногамии оформ­ляются моральные требования, запрещающие прелюбоде­яние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака тре­бование "не пожелай жены ближнего своего" было неле­пым, оно не имело реального социального основания. За­поведь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной запо­ведью. Религия, мораль веками освящали социальное нера­венство женщины, требуя от нее послушания, покорнос­ти, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение мо­ногамии было необходимой предпосылкой появления инди­видуальной половой любви. Появляются новые представле­ния о нравственности и ценности отношений пары, связан­ные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и ли­тературы. Однако любовь можно изучить как социологи^ ческую категорию. Становление человеческого рода прям^ связано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь - результат длительного источ рического развития, она органически связана с процессор формирования человеческой личности, ее индивидуальнос­ти. В отличие от примитивного полового влечения романа тическая любовь предполагает сложившуюся личность, вс^ проявления которой глубоко индивидуальны. Отличитель­ное свойство любви - индивидуальность этого чувства, Любовь - индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с бра­ком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального общества.

Мировая художественная литература и искусство от­разили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку мо­ногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не лич­ные чувства и желания. Для элитарных слоев браки стано­вились часто политическим актом либо средством увели­чения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Дли­тельность существования не могла не привести к ее транс­формации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития 58 стала демократизация внутрисемейных отношений. В тече­ние XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демокра­тическим. Закономерные сдвиги в развитии общества при­вели к исторической смене преобладающей некогда патри­архальной сельской многодетной семьи городской, малодет-ной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, ав­торитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гу­манизация внутрисемейных отношений непосредственно свя­зана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактичес­кая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему обществен­ного труда, осуществившимся в течение XX столетия.

Во всем цивилизованном мире самым распространен­ным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая се­мья стала малодетной.

Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отноше­ний в сторону быстрого разрушения патриархальных усто­ев. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Вне­брачные отношения были резко противопоставлены семье. Брак и семья были слиты, единобрачие понималось как по­жизненное состояние. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заме­няясь правом и возможностью вступить в повторные браки.

Эволюция отношений между полами привела к сравни­тельно распространенному числу браков, свободных от сек­суальных обязательств, росту добрачных и внебрачных свя­зей. Новые нравственно-этические установки получили на­звание сексуальной революции. Эти явления можно рас­сматривать как определенную деградацию общечеловёчес-* ких нравственных ценностей. Вероятно, это некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию. Рас­пущенность и аморализм процветают в условиях опреде­ленного нравственного вакуума, когда патриархальные цен­ности не могут больше соответствовать потребностям со­временной семьи. Не следует драматизировать эти безра­достные изменения, так как, по общему признанию пред­ставителей мировой социологической науки, институт бра­ка сохранился и развивается, а супружеские отношения приобретают все более личностный характер, становятся самоценными. Это, безусловно, прогрессивная тенденция, за которой угадывается будущее семьи как союза, обеспе­чивающего свободное развитие личности.

Все цивилизованные народы переживают сегодня дес­табилизацию брака. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриар­хальных семейных связей выдвинули на первый план про­блему развода.

Сегодня развод считается важным средством разрешения противоречий современного брака. Развод стал структурным элементом современных брачно-семейных отношений.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений "родите­ли - дети". Семья перестала быть основной средой включе­ния молодого поколения в профессиональную и культур­ную традицию. Всеобщим явлением становится уменьше­ние роли семейного воспитания, резкое возрастание соци­ализирующей функции общественных институтов - детс­ких воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации. Изменение функциональных роди­тельских ролей связано с преобладанием материнских кон­тактов с ребенком. Внутрисемейная феминизация воспита­ния резко снизила воспитательную роль отца в семье. С другой стороны, в демократических семейных союзах вос­питательная роль отца возрастает. При этом демократиза­ция внутрисемейных отношений тесно связана с демокра­тизацией воспитания детей. Изменения, выразившиеся в резком возрастании продолжительности жизни в комбина­ции с низкой рождаемостью, сократили время совместного проживания детей и родителей. Сто лет назад муж и жена в среднем всего 1,5 года жили без детей, а сейчас - около 20 лет. Современные супруги тратят только 18% брачной жизни против 54% в прошлом на воспитание детей. Появи­лась новая тенденция - рост автономии поколений. С одной стороны, ушли в прошлое установки родителей, ставящие интересы детей выше своих собственных, с другой - час­то дети не испытывают никаких обязанностей перед роди­телями, несмотря на то что они дали им жизнь и подгото­вили к самостоятельности.

Тенденция к усилению автономии поколений в значи­тельной мере связана с технологической революцией, ко­торая привела к устареванию трудовой культуры старше­го поколения.

Дети получают бесспорное преимущество перед отца­ми, обладая более современной технологической культу­рой. Они оказываются более приспособленными к новым ус­ловиям общественного труда, чем их отцы. Меняется тра­диционное профессиональное соотношение отцов и детей, что в свою очередь ослабляет внутрисемейные контакты и усиливает солидарность в поколенческих группах.

Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. На смену патриархаль­ной монолитности семьи, которая держалась на страхе, на­силии, бесправии, приходят товарищеские отношения меж­ду членами семьи. Супруги, которые считают свой брак сча­стливым, имеют высокую оценку по индексу "супружеско­го товарищества" и низкую по индексу "супружеской на­пряженности". Новым явлением стало широкое распрост­ранение неполных семей. Это не традиционная семья вдо-i вых, а в основном родители без партнеров. В подавляющем большинстве неполная семья состоит из работающей мате­ри с детьми. Неполные семьи составляют вполне жизнеспо­собную форму. Вместе с тем неполным семьям нужна боль­шая помощь со стороны общества. Распространенность не­полных семей привела к такому тяжелому явлению, как> безотцовщина и женское одиночество, которые в свою оче­редь способствуют росту подростковой преступности.

Современные изменения семьи по своим историческим последствиям грандиозны, они сравнимы с результатами 1 научно-технической революции.

Развитие моногамии в современную эпоху осуществля­ется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.