Последние статьи
Домой / Дневной / Формы сопровождения семьи группы риска. Технологии социальной работы с семьями «группы риска»

Формы сопровождения семьи группы риска. Технологии социальной работы с семьями «группы риска»

В данной статье рассмотрим изложение основного этапа работы специалистов в рамках кейс-менеджера по социальному сопровождению семей «группы риска», который предполагает 12 процедур оценки.

1. Набор в кейс-менеджмент.

Тема магистерской диссертации: «Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска». В практической части апробирован проект, направленный на уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в Едином банке данных г. Магнитогорска.

Цель проекта: содействовать и оказать социальную, правовую и психолого-педагогическую поддержку семьям «группы риска». Приобщить родителей совместно проводить досуг с детьми.

Задачи проекта:

  1. Повысить воспитательный потенциал семьи (через просветительскую работу).
  2. Гармонизировать детско-родительские отношения (через совместную деятельность).
  3. Содействовать формированию ответственности за рождение и воспитание детей.
  4. Оказать правовую помощь, организовать психолого-педагогические консультации для родителей.
  5. Организовать тренинговую работу с родителями, направленную на решение проблем семьи.
  6. Организовать психолого-педагогическую деятельность с детьми семей группы риска.
  7. Вовлечь родителей и детей в совместную досуговую деятельность.
  8. Содействовать укреплению семьи, семейных ценностей, традиций.

База реализации: проект реализуется на базе МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска в отделении дневного пребывания детей. Проект краткосрочный – 9 мес.

Основными направлениями работы являются:

мероприятия для родителей (диагностика и анализ, психолого-педагогические практикумы, повышение психолого-педагогической грамотности родителей, юридические консультации, совместная деятельность родителей и детей), а также организация досуговой деятельности детей семей «группы риска» их диагностика и анализ результатов.

Предполагается, что сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращённые к реальным трудностям семейного воспитания, создадут хорошую основу родительской компетенции.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение воспитательного потенциала семьи.
  2. Исключение нарушений детско-родительских отношений.
  3. Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение).
  4. Осознание родителями важности сохранения семейных ценностей и традиций.
  5. Повышение правовых знаний, ответственности родителей за воспитание детей.
  6. Улучшение психоэмоционального состояние детей и родителей (нормализация психологического климата в семье).

2. Процедура оценки.

В России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Согласно исследованиям российских социологов, для начала 21 века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия.

В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

Все чаще и чаще говорят о семьях «группы риска». Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства. Результативным направлением деятельности в работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семьи группы риска. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно только с привлечением специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация грамотного и результативного межведомственного взаимодействия.

Работа с семьёй всегда тонкий, гибкий и трудоёмкий процесс, ведь не каждый из родителей готов открыто говорить о семейных проблемах. Многие семьи из благополучных переходят в категорию семей группы риска. Зачастую детям не хватает родительского тепла, внимания и заботы.

Для работы с такими семьями в городе Магнитогорске в МУ «Центр социальной помощи семье и детям» создано отделение профилактики и безнадзорности несовершеннолетних, главной задачей которого является проведение комплексной социально-реабилитационной работы с неблагополучными семьями.

Объект: семья «группы риска».

Предмет: гармонизация внутрисемейных отношений, совместное время препровождение.

Для того, чтобы выявить круг проблем, а также приступить к реализации проекта необходимо осуществить сбор и обобщение информации о семьях «группы риска»; отобрать кандидатов для участия в проекте, ознакомить их с условиями проекта. Далее, в ходе реализации проекта, провести мероприятия для родителей и детей. В дальнейшем, провести анализ результатов и выявить тенденции.

3. Выбор модели и места кейс-менеджмента

В проекте участвуют семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД»: семьи полные и неполные, многодетные. Количество родителей – 20 человек, детей – 30 человек. Дети в возрасте 4-15 лет.

Длительность мероприятий 2-3 часа, с 15.00 до 18.00 час.

Проведя предварительную диагностику можно определить степень готовности и интереса к участию в программе кейс-менеджмента семей группы риска.

4. Краткий план

В план входят мероприятия, которые проводятся для детей и родителей, направленные на достижение поставленных целей и задач. Это психолого-педагогические практикумы, психолого-педагогические консультации, занятия для родителей, направленные на повышение педагогической грамотности, педагогические поручения, правовое консультирование, организация и проведение семейных праздников, творческих конкурсов, организация досуговой деятельности детей их диагностика и анализ результатов.

5. Начальная полная (комплексная) оценка

Проводится с целью измерения возможностей клиента и его сильных сторон. Определяется необходимость направления родителей к психологу и социальному работнику, юристу для решения проблем семьи группы риска.

Например, в качестве пилотажного и экспериментального применения проекта возьмем испытуемую семью группы риска А1.

Состав семьи – 3 человека (мать, отчим, дочь в возрасте 14 лет). Семья состоит на учёте в МУ «ЦСПСД» в категории семья «группы риска». Основание постановки на учёт – семья с эмоционально-конфликтными отношениями, мать не работает, допускает в отношении дочери жестокое обращение. Подросток изымался из семьи в МУСО «Социально-реабилитационный центр» г. Магнитогорска. В дальнейшем, по решению суда подростка возвратили в семью.

6. Составление начального плана полного обслуживания.

Намечаются основные мероприятия, определяются ответственные за их проведение. На базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних семьи группы риска проходят курс социально-педагогической реабилитации в условиях стационара. Данная программа реализуется в следующих направлениях: социально-психологическая, социально-педагогическая, валеологическая, социокультурная.

Согласно плана проводятся мероприятия для родителей детей семей «группы риска».

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращённые к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетенции.

7. Внедрение плана обслуживания.

Сопровождение семей «группы риска» состоит из мероприятий для родителей (психолого-педагогические практикумы, повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовое консультирование и пр.), мероприятий для детей, а также совместной деятельности родителей и детей.

Основная часть работы – внедрение, начало работы плана обслуживания:

Социальная и психологическая диагностика подростка и его родителей;

Направление семьи на консультацию к психологу, юристу, социальному педагогу;

Повышение правовых знаний родителей, ответственности за воспитание дочери;

Организация совместной досуговой деятельности родителей и подростка, выполнение педагогических поручений в виде домашнего задания;

Помощь семье в сборе необходимых документов для оказания мер социальной поддержки семьи;

Направление матери в центр занятости населения, оказание помощи в трудоустройстве.

Помощь в устройстве ребёнка в летний лагерь или трудоустройство на период летних каникул.

Преимущества мероприятий: улучшение психологического климата в семье А1, формирование родительской компетенции, повышение воспитательного потенциала семьи, правовых знаний, ответственности родителей, повышение психолого-педагогической культуры родителей, вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность. Предполагается, что в дальнейшем, семья А1 в результате проделанной работы перейдёт в категорию условно адаптированных и возможно благополучных семей, что позволить специалистам МУ «ЦСПСД» снять семью А1 с учёта.

Недостатки мероприятий: возможно семья А1 не захочет менять свою жизнь к лучшему, не учтёт рекомендации специалистов. Зачастую члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в свое семье и судьбе своих близких.

8. Повторная оценка.

Повторная оценка представляет собой возможность наблюдать прогресс семьи А1, учесть её успехи и неудачи, а также оценить эффективность и смысл проведённых мероприятий.

На данном этапе происходит обновление информации о семье А1: трудоустройство матери, увеличение дохода семьи, организация досуга семьи, трудоустройство ребёнка на период летних каникул, проводится повторная диагностика на выявление психоэмоционального состояния подростка, матери и т.д.

9. Корректировка плана обслуживания.

Организатор проекта на основании данных психолога, социального работника, юриста обновляет план работы с семьей А1: возможно дополнительное включение в план психолого-педагогических практикумов (тренинги, ролевые игры на сближение и устранения конфликтов между матерью и дочерью). Необходимо учесть пожелания членов семьи.

10. Координация случая и консультация со специалистами.

Организатор проекта обсуждает результаты работы с психологом, социальным работником и юристом, которые непосредственно работали с данной семьей А1. Возможно сотрудничество с социальным педагогом школы, где обучается подросток и инспектором подразделения по делам несовершеннолетних отдела полиции по месту жительства семьи. Отмечаются положительные и отрицательные результаты работы.

11. Вмешательство в случает кризиса.

Специалист по социальной работе обговаривает с клиентом возможность возникновения кризиса (трудной жизненной ситуации), а также план действия. Родителя предупреждают, что в случае повторного жестокого обращения с дочерью мать будет привлечена к уголовной ответственности, а подростка поместят в МУСО «СРЦ».

12. Закрытие случая.

Так как все цели и задачи проекта достигнуты, считаем необходимым приостановить работу с семьей «группы риска».

Список литературы:

  1. Бурилкина С.А., Каминский А.С., Супрун Н.Г. Изучение ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи в трансформирующемся обществе / С. А. Бурилкина, А.С. Каминский, Н.Г. Супрун// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016.– № 10. – С. 37-39.
  2. Каминский А.С. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи/ Каминский А.С.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. – № 46. – С. 108-115.
  3. Петушкова О.Г., статья «Медиация как один из альтернативных способов урегулирования конфликтов», научные труды SWorld. 2014. Т. 16. № 4. С. 46-50.
  4. Социальное сопровождение лиц, уязвимых к вич/спид. кейс-менеджмент /Олейник Е.В., Мустаева Ф.А., Бурилкина С.А., Потрикеева О.Л., Супруненко Г.А., Петушкова О.Г., Пятунин В.А., Степаненко Н.А., Чикалова Н.А., Дегтярев А.А., Кобзева Н.А., Кытманова Л.Ю.– Магнитогорск, 2010.

Семья - основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой.

А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность; педагогическая культура и педагогическая запущенность; безнадзорность и беспризорность:

1.Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

2.Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

3.Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей

Основной критерий классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций (М.А Галагузова):

семьи с низким материальным достатком; с

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие

Классификация группы риска по М.В. Шакуровой:

1. Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

2. Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

3. Криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой.


4. Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни - достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. 5. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

· выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;

· определение причин семейного неблагополучия;

· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;

· помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

· профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;

· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;

постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

1

В статье представлено описание существующей системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска. Рассмотрено понятие «семья группы риска» и система межведомственного взаимодействия при работе с проблемными семьями. Основное внимание уделено изучению существующей системы межведомственного взаимодействия и изучению ее эффективности. Представлена модель организации социального сопровождения семей с детьми и результаты анкетирования специалистов, работающих в системе профилактики, позволившие выявить специфику межведомственного взаимодействия. В статье обосновывается необходимость организации и координации работы на базе образовательного учреждения. Представляется паспорт проекта «Дружная семья», направленного на работы с семьями группы риска на базе образовательного учреждения. Описываются результаты анкетирования участников проекта. Называются наиболее востребованные участниками проекта мероприятия. Приводятся сведения о динамике состоящих на учете семей.

семья группы риска

семья социально опасном положении (соп)

межведомственное взаимодействие

превентивный подход

образовательная организация

1. Алексеева Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 1. – С. 42-51.

2. Бутаева М.А. Причины и угрозы кризиса семьи в современной России (философские аспекты) // Социальная политика и социология. – 2010. – № 2. – С. 63-67.

3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход (пособие для социальных работников и педагогов): монография. – М.: Изд-во Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2009. – 111 с.

4. Широкалова Г.С. Семья из группы риска в повседневности бытия // Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н. Новгород, 2016. – С. 61-77.

5. Маметьева О.С., Кузьменко Н.И. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международ. науч.-практ. конф.: в 4-х частях. – Научный центр «Диспут», 2015. – С. 106-108.

6. Барсукова Т.М. Профилактика семейного неблагополучия на новом рубеже социальной работы // Социальное обслуживание. – 2011. – № 9. – С. 37-39.

7. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социс. – 2009. – № 7. – С. 109-113.

8. Ахлюстина Е.В., Петушкова О.Г Алгоритм реализации кейс-менеджмента в деятельности специалистов по сопровождению семей «группы риска» // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электронный сборник статей по материалам XIX студенческой междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 216-224.

Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно исследованиям российских социологов (Алексеева Л.С. , Карцева Л.В. и др.) для начала XXI века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска». Изучением данной проблемы занимались отечественные учёные: Беличева С.А. , Широкалова Г.С. , Маметьева О.С. и Кузьменко Н.И. и др.

«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства, семейное неблагополучие. Ситуацию семейного неблагополучия ученые (Барсукова Т.М. , Беличева С.А. , Мустаева Ф.А. и др.) рассматривают как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение (СОП). Особенностью таких семей является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.

Методы исследования. В статье представлен анализ педагогической и специальной литературы, результаты анкетирования (специалистов в области социального сопровождения семей) и участников проекта.

Цель статьи - описание существующей системы работы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска.

При всех усилиях государства и различных ведомств, направленных на сохранение семейного благополучия, из года в год растет количество семей, отличающихся неблагополучием. В таблице представлена статистика семейного неблагополучия и её динамика по г. Магнитогорску с 2013 по 2016 г., подтверждающая теоретические выводы ученых (табл.1).

Таблица 1

Статистические данные о семьях, состоящих на учете в г. Магнитогорске

Всего, состоящих на учёте

Семья «группы риска»

Семья, находящаяся в социально опасном положении

По статистике, за 2013-2015 годы произошло увеличение семей, находящихся в социально опасном положении, но прослеживается динамика значительного уменьшения семей и детей категории «группа риска» в период 2014-2016 годы. В 2016 году, наоборот, впервые произошло значительное снижение СОП, но наблюдается увеличение количества детей, проживающих в них. Данная статистика говорит о том, что к категории семей, находящихся в социально опасном положении, чаще стали относиться многодетные семьи, так как количество семей уменьшилось, а численность детей возросла.

Исследователи единогласны во мнении, что эффективными мерами в деятельности субъектов при работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семей группы риска и минимизирован риск перехода в группу семей СОП. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно в тесном сотрудничестве всех специалистов, в том числе специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация результативного межведомственного взаимодействия.

Ориентируясь на задачу - повышение эффективности социального сопровождения семей группы риска, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принята для исполнения во всех субъектах Российской Федерации модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми. На её основе разработана модель организации социального сопровождения семей (рисунок).

Модель организации социального сопровождения семей с детьми

Из модели следует, что работа, осуществляемая с семьями, многоаспектна. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи (ИП ССС). При этом модель работы ориентирована на формальные показатели, и из нее «выпадает» несовершеннолетний, зачастую являющийся страдающим при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Для изучения мнения специалистов органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений, работающих с несовершеннолетними и их семьями, была разработана анкета. В данной анкете уделялось внимание вопросам по проблеме социального неблагополучия детей, проживающих в семье; сущности и специфике межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска», нормативно-правовой базе, используемой специалистами, а также вопросам, затрагивающим государственную семейную политику.

Опрос проводился среди специалистов органов и учреждений системы профилактики города Магнитогорска. В опросе приняли участие 100 человек: из них 46% - социальные педагоги, работающие в средних общеобразовательных школах, 30% - специалисты социальной защиты населения, 14% - специалисты подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинского и Правобережного районов, 6% - специалисты районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского и Правобережного районов, 4% - специалисты учреждения здравоохранения.

Результаты исследования показали, что основными проблемами современных семей с детьми являются материальные трудности, отсутствие отдельного жилья, проблема воспитании детей, ухудшение детско-родительских отношений, безработица и другие.

Главными факторами, формирующими семейное неблагополучие, являются: отсутствие контроля со стороны родителей их алкоголизм, разрушение семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, ущемление прав детей, правовая некомпетентность семей и недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, низкая эффективность нормативно-правовой базы. Как показали результаты исследования, межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска» является недостаточно эффективным и требует совершенствования. Центром такой работы, по нашему замыслу, является образовательное учреждение, а ключевой фигурой - социальный педагог.

Исходя из этого, был разработан и реализован в 2016-2017 г. проект «Дружная семья», направленный на совершенствование социального сопровождения семей группы риска (табл.2). Целью проекта являлось уменьшение числа семей «группы риска», переход их в категорию условно-адаптированных и, возможно, благополучных семей. Основная идея проекта заключалась в организации работы с семьей на базе образовательного учреждения и привлечения специалистов разных ведомств в соответствии с индивидуальным запросом семей - участников проекта на основе технологии кейс-менеджмента .

Таблица 2

Паспорт проекта «Дружная семья»

Наименование

Школа по гармонизации детско-родительских отношений

«Дружная семья»

Основание для

разработки проекта

Уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34». Своевременно оказанная социально-педагогическая и психологическая помощь семье позволит ей перейти в статус условно-адаптированной и возможно благополучной

Цель проекта

Содействовать межведомственному взаимодействию при оказании психолого-педагогической поддержки семьи «группы риска»

Основные

мероприятия

Оперативное совещание при директоре школы.

Совещания при зам. директора по воспитательной работе.

Мероприятия для родителей.

Мероприятия для детей

реализации проекта

Краткосрочный - 8 мес. С 30.09.2016 по 31.05.2017 г. (затем дети семей ГР в летний период будут находиться с 5 по 22 июня 2017 г. в школьном летнем лагере)

Исполнители

Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ № 34», субъекты системы профилактики Ленинского района

Ожидаемые

результаты

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение).

Осознание важности сохранения семейных ценностей и традиций.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовых знаний, ответственности за воспитание детей.

Улучшение психоэмоционального состояния детей и родителей

Система контроля за исполнением проекта

Текущий и заключительный контроль за реализацией проекта осуществляется зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 34»

В проекте участвовали семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД» г. Магнитогорска, обучающиеся в МОУ «СОШ № 34», а также семьи полные и неполные, многодетные, семьи с неродными родителями, с опекаемыми детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации проекта ожидаемым результатом является повышение ответственности родителей за воспитание детей, осознание родителями важности сохранения семейных ценностей, традиций; приобщение родителей проводить совместный досуг с детьми, улучшение жилищно-бытовых условий проживания детей в семье; нормализация психологического климата в семье, гармонизация детско-родительских отношений и пр.

Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей с детьми в ходе реализации проекта было направлено на раннее выявление и решение проблем семьи, предотвращение семейного неблагополучия, помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. В проекте приняли участие субъекты системы профилактики Ленинского района г. Магнитогорска: ПДН ОП «Ленинский», МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района, отдел опеки и попечительства. Данные учреждения оказали социальное сопровождение семьям «группы риска» в виде социальной, психологической, педагогической, юридической видов помощи, помощь в трудоустройстве подростков и родителей, а также оказание срочных социальных услуг.

После реализации проекта по социальному сопровождению семей группы риска в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска был проведён опрос родителей, принявших участие в проекте. Опрос проводился среди родителей семей «группы риска», состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и состоящих на внутришкольном учете в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска. В опросе приняли участие 30 человек, из них: 80% - женщины, и 20% - мужчины. Возрастная структура опрашиваемых респондентов выглядит следующим образом: 27-30 лет - 20%; 31-40 лет - 50%; 41 и старше - 30%.

Подавляющее большинство (50%) опрошенных семей относятся к неполным семьям. По типу семьи распределились следующим образом: по 20% - полные семьи и семьи с неродным родителем; 10% - опекунская. Также в проекте приняли участие многодетные и малообеспеченные семьи, которым в процессе реализации проекта была оказана превентивная помощь.

Ответ на вопрос «Какие мероприятия, реализуемые в ходе проекта, Вам больше всего понравились?» выявил, что психолого-педагогические практикумы, а именно тренинги для родителей и приёмы релаксации, понравились 40% респондентов; совместная деятельность родителей и детей, особенно новогодняя елка и поездка в ДООУ «Уральские Зори» - 25%; психолого-педагогические консультации - 20%; педагогические поручения - 10%. Это говорит о том, что родителей заинтересовали мероприятия, повышающие их психолого-педагогическую грамотность, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

При ответе на вопрос «По Вашему мнению, все ли мероприятия проекта были полезными, интересными и содержательными для Вас» 80% родителей ответили положительно; 15% затруднились ответить, и только 5% ответили отрицательно. Это показывает, что большее число участников проекта положительно оценивают свое участие в нем и готовность решать накопившиеся проблемы.

На вопрос «Намерены ли вы в дальнейшем обращаться в социально-педагогическую службу школы для решения проблем семьи?» 100% родителей ответили положительно.

В результате реализации проекта по социальному сопровождению число семей группы риска, принявших участие в проекте и состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34», уменьшилось с 21 до 5. Численность неблагополучных семей, состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и участвовавших в проекте, также уменьшилась с 10 до 6.

На основании изученного отечественного опыта межведомственного взаимодействия и на основании результатов исследования нами было разработано усовершенствованное «Положение межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей "группы риска"», направленное на совершенствование работы по выявлению нуждаемости семей с детьми в оказании им помощи посредством социального сопровождения. Данное положение одобрено ГКДНиЗП Администрации г. Магнитогорска (подписан акт о внедрении).

1. Исследование позволило установить, что межведомственному взаимодействию при сопровождении семей группы риска уделяется достаточно много внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны государства, что находит проявление во множестве научных статей и специальных публикаций по теме, с одной стороны, и в совершенствовании нормативно-правовой базы, с другой. Однако при этом количество семей «группы риска» не уменьшается, и существует опасность их перехода в категорию семей социально опасного положения.

2. В статье представлена модель, отражающая специфику межведомственного взаимодействия при комплексном решении проблем семьи. При этом из общей стройной системы межведомственного взаимодействия исключено звено «образовательное учреждение». Этот факт сказывается на эффективности работы с семьями группы риска, что подтверждает мнение специалистов, работающих в системе профилактики.

3. Для совершенствования системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска» требуется организация работы в образовательных учреждениях, позволяющая реализовать основные идеи превентивного подхода.

4. В статье показано, что создание целевых проектов, реализуемых на базе образовательного учреждения, интегрирующих усилия различных ведомств, является эффективным средством совершенствования межведомственного взаимодействия при работе с семьей группы риска в образовательном учреждении.

Библиографическая ссылка

Петушкова О.Г., Ахлюстина Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27232 (дата обращения: 23.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ДОКЛАД

«Социально-педагогическая поддержка и сопровождение учащихся и семей группы «Риска»

Цель: социально-педагогическое просвещение учителей с целью повышения их социальной культуры.

Ведущий: Бурдина М.С.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

Отчуждение детей от семьи, школы и общества,

    Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,

    Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,

    Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),

    Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных, досуговых центров для подростков 13–16 лет, много учреждений дополнительного образования были закрыты, все это не способствует формированию здорового поколения),

    Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,

    Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Необходимо так же отметить приток приезжих из других городов и республик, государств. В этих условиях очень важной является задача формирование норм толерантного поведения как у учеников, так и у родителей. Многие прибывшие семьи в наш город находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, дачах в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие регистрации не позволяет многим приезжим получить постоянную, хорошо оплачиваемую работу.

К внутренним факторам риска относятся:

    ощущение ребенком собственной ненужности,

    низкая самооценка, неуверенность в себе,

    недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

    незнание и непринятие социальных норм и ценностей,

    неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,

    неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Задача педагогов в работе с детьми группы «риска» - организация индивидуального сопровождения– это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

УДК 159.9 М. О. Егорова

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ

Социальная политика в сфере социальной защиты детства

Российская система защиты детства, как и многие сферы общественной жизни, в последние годы вступила в период активной модернизации, имеющей целью решение стоящих перед ней насущных вопросов. Президент РФ, Председатель Правительства РФ в своих выступлениях акцентируют внимание на демографических вызовах, актуальных для России в XXI веке, на нерешенных по сей день серьезных проблемах в сфере защиты детства. В послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. говорилось о поручении «Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях». «Нужно создать необходимую инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, для того, чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи... Везде, где это еще возможно, основная задача - стремиться сохранить ребенку его родную семью» (из вступления Д. А. Медведева на Всероссийском совещании «О работе органов государственной власти в сфере социального развития», 5 июня 2007). «Предлагаю провести специальную общенациональную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми. Думаю, что партии, представленные в Государственной Думе, общественные организации могли бы поддержать такую инициативу. Так же как и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мог бы выступать организатором этой работы» (из выступления В. В. Путина на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приориетных национальных проектов и демографической политике 14 августа 2009).

На фоне продолжающегося снижения численности детского населения доля неблагополучных детей и социальных сирот растет, в связи с чем встает вопрос о качестве будущих поколений и трудовых ресурсов. Перед системой стоит сложная и комплексная задача - обеспечить каждому ребенку, родившемуся в России, право на любящую и заботящуюся о нем семью, на наилучшие условия воспитания и развития, на защиту от любых нарушений прав и законных интересов, в том числе на защиту от насилия, пренебрежения нуждами, преступных посягательств.

В настоящее время в государственной социальной политике определены приоритеты деятельности по защите прав детей, среди которых ключевую роль играют следующие:

Раннее выявление семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения;

Создание комплексной системы реабилитации семьи и детей;

Принятие мер по защите детей от жестокости и насилия.

Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействие со стороны родителей или лиц, их заменяющих,

© М. О. Егорова, 2011

Рис. 1. Влияние развития кризиса в семье на положение ребенка

в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода . Понятие жестокого обращения включает в себя не только различные виды насилия, такие как физическое, психическое, сексуальное, но и пренебрежение основными потребностями ребенка.

Жестокое обращение, сопутствующее семейному неблагополучию, является первопричиной многих негативных социальных явлений и в жизни ребенка, и в жизни взрослых членов семьи, безнадзорности, беспризорности, правонарушений, социального сиротства .

На рисунке 1 схематично показано влияние развития кризиса в семье на положение ребенка. Когда мы говорим о раннем выявлении, имеется в виду выявление семей, допускающих нарушения прав ребенка, на ранней стадии кризиса (отмечено чертой).

Изученный Национальным фондом опыт российских регионов , практика совместного с органами исполнительной власти субъектов РФ построения моделей раннего выявления и развития профилактических услуг убедительно доказывают, что оказание семье и ребенку своевременной помощи (на ранней стадии кризиса), выстроенной на принципах межведомственной междисциплинарной работы с каждым случаем, позволяет предотвратить дальнейшие нарушения прав ребенка, а также необходимость лишения родителей прав и сиротство детей.

Налаживание раннего выявления необходимости в помощи и своевременное оказание ее, сохранение родной семьи для ребенка позволяют сэкономить огромные государственные средства, которые затрачиваются на дорогостоящие формы помощи семьям, находящимся в состоянии хронического кризиса, на содержание детей в стационарных учреждениях и их реабилитацию . Раннее выявление семей группы риска по социальному сиротству, реабилитация ребенка и семьи позволяют предотвратить в долгосрочной перспективе экономические потери от низкого качества человеческого потенциала. По данным исследований Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и Центра фискальной политики, проведенных в Томской области и Хабаровском крае в 2008 и 2009 гг. соответственно, меры по внедрению раннего выявления и профилактических услуг окупят себя уже в течение 5-8 лет .

Раннее выявление и организация реабилитационной помощи семьям с высоким риском жестокого обращения с детьми - ключевой фактор, который определяет модернизацию всей системы социальной защиты детства и переход на новый качественный уровень работы по защите прав ребенка.

Одним из важнейших видов реабилитации является организация сопровождения ребенка из семьи группы риска по социальному сиротству в образовательном и социальном пространстве. В реальности практически всегда оказывается, что ребенок из семьи, в которой диагностирован средний или высокий риск жестокого обращения, не получает услуг учреждений дополнительного образования, плохо учится, пропускает школу. Выясняя анамнез ребенка, специалист выявляет, что ребенок приходил на занятия в кружки и секции, но бросал их и проводил время на улице. Семья не оказала должного внимания и поддержки ребенку, и в результате был запущен процесс школьной дезадаптации ребенка и начал формироваться уличный стиль его времяпровождения. Отсутствие вовремя организованной реабилитационной помощи может приводить к беспризорности ребенка, к правонарушениям со всеми вытекающими последствиями.

Депривация и дезадаптация детей в семьях, проблемы учебы и социализации

Жестокое обращение с ребенком является депривирующим фактором. Его последствиями являются неспособность ребенка освоиться в социальном пространстве, быть успешным в образовательном процессе, формировать отношения со сверстниками, конструктивно организовывать себя и свое время. Все эти умения не формируются или формируются слишком медленно, и дезадаптация ребенка усугубляется, вследствие чего ребенок непоправимо маргинализируется. Чтобы остановить этот процесс и помочь ребенку, недостаточно специальных консультаций или терапевтических занятий. Процесс приобретения навыков социализации должен протекать быстрее, чем это возможно в ходе терапии или консультирования. Необходимость организовать помощь большому числу детей из семей группы риска по социальному сиротству заставляет искать новые формы помощи, которых реабилитация могла бы осуществляться быстрее и для большого числа детей одновременно.

Наиболее экономным и по времени, и по ресурсам способом помочь ребенку является формирование навыков социализации в ходе тех процессов, которые имеют место в жизни ребенка: в ходе получения им образования, в установлении и поддержания его отношений со сверстниками, в ходе его времяпровождения. Для этого необходимо выйти за стены кабинета психолога и организовать психолого-педагогическое сопровождение

ребенка в образовательном и социальном пространстве. При организации сопровождения для групп детей необходимо сочетать индивидуальный подход и групповые формы работы .

Диагностика и выявление детей из семей группы риска по социальному сиротству

В ряде субъектов РФ (Томская, Новосибирская, Тамбовская область, Алтайский и Хабаровский край, Республика Бурятия, г. Санкт-Петербург, Хабаровск, Пермь и др.) началось внедрение технологии раннего выявление семей группы риска по социальному сиротству и технологии работы со случаем . Семьи группы риска по социальному сиротству диагностируются как семьи с высоким или средним уровнем риска жестокого обращения. Дети из таких семей в той или иной степени нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. В ходе диагностики выявляются проблемы ребенка в сфере общения, обучения, социализации. В результате при составлении плана реабилитации семьи и ребенка формируются конкретные задачи сопровождения. План согласовывается с семьей и ребенком, определяется ответственность каждого члена семьи в процессе совместной работы. Ребенок также знает, зачем она ведется, что ее цель - сохранить ему возможность жить в своей родной семье. План реабилитации обязательно предусматривает организацию психолого-педагогического сопровождения ребенка в объеме, определяемом задачами реабилитации.

Психолого-педагогическое сопровождение: принципы, подходы и задачи

Основные формы сопровождения разработаны, апробированы и внедрены в ряде субъектов РФ. По существу, они представляют собой комплексные междисциплинарные реабилитационные услуги, стандартизованные после апробации, включающие:

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном (школьном) пространстве (социальная гостиница);

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном (школьном) пространстве (тьюторство);

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в социальном пространстве на базе учреждений дополнительного образования.

При работе со случаями нарушений прав детей реабилитационная работа с семьями строится в соответствии с семейно-ориентированным подходом, поэтому психоло-го-педагогическое сопровождение ребенка всегда является частью общего процесса реабилитации всей семьи. У каждой из них есть куратор, который постоянно взаимодействует с ней и организует работу семьи с другими специалистами. Куратор является ответственным за выполнение плана реабилитации семьи, в том числе он отвечает за организацию процесса сопровождения ребенка в образовательном и социальном пространстве.

Общие принципы психолого-педагогического сопровождения предполагают:

1. Включенность значимого взрослого в социальную сеть ребенка. Травматизация детей из семей группы риска по социальному сиротству связана с тем, что они воспитывались в условиях материнской депривации. Поэтому они ищут привязанность и нуждаются в фигуре значимого взрослого, который мог бы установить с ними отношения, в которых они почувствовали бы свою значимость и ценность. Кроме того,

значимый взрослый помогает ребенку в усвоении социальной нормативности, демонстрирует позитивные ролевые модели поведения заботящегося взрослого и применение позитивных ценностных установок и моральных норм.

2. Нацеленность на решение актуальных и практически значимых для ребенка задач в ходе сопровождения. В связи со слабой мотивацией ребенка на новые пробы в ходе социализации или в процессе обучения в школе, задачи, которые будут решаться в ходе сопровождения, должны быть быстро достижимыми, признаваться самим ребенком значимыми, их решение должно приносить ощутимые плоды.

3. Стимуляция самостоятельности и активности детей. Необходимо уйти от объектного подхода в организации сопровождения ребенка из семьи группы риска. Стоит постепенно повышать ответственность самого ребенка за его жизнь, уменьшая долю ответственности значимого взрослого и других взрослых участников сопровождения. Отношения привязанности, которые формируются со значимым взрослым, создают условия для формирования ситуаций успеха, ощущения своих значимости, возможностей и влияния на собственную жизнь. Эти же отношения способствуют росту самостоятельности ребенка за счет создания пространства безопасности в отношениях, формирования доверия.

При любой форме психолого-педагогического сопровождения ребенка возникает педагогически организованная среда, которая выполняет реабилитационную функцию. Особенность такой среды заключается в ее способе работы с ребенком. Необходимо отказаться от прямого педагогического воздействия и влиять на личностные установки ребенка и принятие им социальной нормативности при помощи субъектов педагогически организованной среды - коллективов сверстников и педагогов.

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению ребенка

в социальной среде

Приведем пример разработанного, апробированного, нормативно закрепленного стандарта сопровождения ребенка из семьи группы риска по социальному сиротству в социальном пространстве. Услуга по сопровождению регулярно в течение трех лет выставлялась на конкурс в форме стандарта. За право его реализации боролись учреждения дополнительного образования, средние общеобразовательные учреждения, общественные организации. Закупка услуги осуществлялась как областным Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области, так и муниципальными органами власти. Стандарт был реализован на различных базах, как в городских, так и в сельских условиях. Он предусматривает указание правовой основы и целей оказания услуги, описание целевой группы, требований к кадровому и материальному обеспечению услуги, включая стартовые расходы на организацию деятельности по оказанию услуги и др. В нем содержится также указание на режим оказания услуги и на порядок соблюдения конфиденциальности.

Остановимся более подробно на описании целевой группы. В стандарте указано, что целевой клиентской группой являются «дети школьного возраста (7-17 лет), состоящие на учете в КДН и на внутришкольных учетах, не имеющие противопоказаний к данному виду активности; на этапе реабилитации, не нуждающиеся в специализированной помощи, которая не предусмотрена в данном учреждении. Целевая группа включается в интегрированную группу в количестве, не превышающем 30% от общего количества

детей в группе». Реабилитационные задачи в области коррекции эмоционально-волевой сферы, развития межличностных отношений и привития социальной нормативности, отраженные в стандарте, должны быть скорректированы исполнителями с учетом особенностей психологического возраста детей целевой группы. Это важно для формирования межличностных отношений как со сверстниками, так и с взрослыми, а также навыков действий на основе новых социальных установок и ценностных ориентаций.

В отношении режима оказания услуги указывается, что «каждый ребенок, находящийся на реабилитации, должен посещать учреждение 2-3 раза в неделю по 1,5 часа. Недельная продолжительность реабилитационной программы - 4-6 часов».

Стандарт предусматривает следующую структуру. Деятельность описывается поэтапно. На каждом этапе ставятся задачи, указываются требуемые для их решения знания и навыки, описываются действия, необходимые для их решения и ответственный, предоставляется список необходимой документации, указываются временные затраты специалистов, результаты их деятельности, приводятся критерии оценки результатов и, наконец, указывается материальное обеспечение услуги. Требования к процессу оказания услуги сопровождаются расчетом норм и нормативов стоимости.

На предварительном этапе, до начала деятельности по сопровождению, происходит определение целевой группы детей. Для этого специалист связывается с КДН, ПДН, школами, органами опеки и попечительства по месту нахождения и получает сведения о наличии детей, нуждающихся в сопровождении. Результатом работы на этом этапе является составление первичного списка детей, соответствующего требованиям к целевой группе.

На этапе введения в деятельность (30 дней) по инициативе специалиста осуществляется личное знакомство с ребенком в «жизненном пространстве» ребенка, а также знакомство с его ближайшим социальным окружением (классный руководитель, социальный педагог, родители). Обязательно проводится ознакомление ребенка с пространством и возможностями учреждения по организации досуга.

Адаптационный этап небольшой и длится 2 недели. Его задача - помочь ребенку адаптироваться в новом для него пространстве. В этот период проводится тренинг по выработке правил совместной жизни в группе, который включает игры на сплочение, объяснение смысла совместной деятельности, знакомство с предметами, специфичными для данного вида деятельности. В течение этого этапа должны проводиться беседы с каждым ребенком, наблюдения за детьми. Эта деятельность дает материал для разработки плана реабилитационной динамики. В результате организуется психологически комфортное пространство, у детей целевой группы возникает чувство безопасности (защищенности). Это способствует формированию мотивации к регулярному участию в досуговой деятельности. Для отслеживания полученных результатов на этом этапе вводятся два показателя: динамика количества пропусков ребенка за неделю и отсутствие изменений в составе интегративной группы (без уважительных причин).

На начальном реабилитационном этапе, который длится 3-4 месяца, решается задача обеспечения безопасности ребенка (защиты ребенка от причинения серьезных увечий и от опасности жизни, здоровью, эмоциональному благополучию, от ненадежных контактов с другими детьми и взрослыми, от причинения самоувечий), принятие им руководства со стороны взрослых, соблюдения границ и стабильности отношений ребенка. Организация реабилитационных досуговых мероприятий происходит с учетом потребности ребенка в стабильности отношений, в безопасности и необходимости обе-

спечить ему защиту. Критериями достижения цели является динамика количества происшествий и случаев несоблюдения правил за короткий период времени (за 1 неделю), расширение круга социальных контактов ребенка, организация продуктивного времяпровождения. В результате у большинства детей наблюдаются позитивные изменения в количестве и динамике высказываний, расширение круга общения, совершенствуются способности регулировать свое поведение.

Основной реабилитационный этап длится 6 месяцев. В этот период решаются основные реабилитационные задачи. Критериями их достижения выступают:

Изменение времени, которое ребенок проводит вне дома;

Уходы из дома;

Изменение количества времени, проводимого ребенком на улице;

Уменьшение количества случаев несоответствия внешнего вида детей сезону и ситуации;

Уменьшение количества случаев порчи оборудования.

У детей формируются и закрепляются навыки соблюдения опрятности, контроля своего внешнего вида и здоровья, кооперации, выражения сочувствия, соучастия, происходят принятие детьми на себя ответственности за собственные решения и их последствия, строятся устойчивые отношения в детском коллективе

1. Раннее выявление и организация реабилитационной помощи семьям с высоким риском жестокого обращения с детьми - ключевой фактор, который определяет модернизацию всей системы социальной защиты детства и переход на новый качественный уровень работы по защите прав ребенка.

2. Организация сопровождения ребенка из семьи группы риска по социальному сиротству в образовательном и социальном пространстве является одним из важнейших видов реабилитации. Основные формы сопровождения разработаны, апробированы, стандартизированы и внедрены в ряде субъектов РФ.

3. Психолого-педагогическое сопровождение основано на принципах включения значимого взрослого в социальную сеть ребенка, нацеленности на решение актуальных и практически значимых для ребенка задач в ходе сопровождения и на поощрении самостоятельности и активности детей.

4. В статье приводится пример стандарта сопровождения ребенка из семьи группы риска по социальному сиротству в социальном пространстве, в соответствии с которым помощь оказывается детям школьного возраста, состоящим на учете в КДН и внутришкольных учетах. Стандарт предусматривает поэтапное описание деятельности. Требования к процессу оказания услуги сопровождаются расчетом норм и нормативов стоимости. Сопровождение детей из семей группы риска по социальному сиротству позволяет оторвать их от асоциальной среды, наладить регулярные занятия продуктивной досуговой деятельностью, способствует их положительной социализация, а, значит, риск сиротства уменьшается или устраняется полностью, дети снимаются со специальных учетов.

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г Жестокое обращение с ребенком: причины. Последствия. Помощь. М., 2005.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

3. Дети социального риска и их воспитание: учеб.-метод. пособие / под ред. Л. М. Шипицы-ной. СПб., 2003.

4. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия: ребенок в кризисной ситуации. СПб., 2003.

5. Кошкорова Г. А. Опыт работы МОУ «Вороновская СОШ» по стандарту «Социальная гостиная».

6. Новикова М. В. Эффективные социальные технологии клубной работы с детьми из семей, страдающих алкогольной зависимостью.

7. Новикова М. В. О возможностях клубной работы // Социальная работа. 2008. № 3.

8. Оценка долгосрочных социально-экономических последствий реформирования системы социальной защиты детства в Томской области / под редакцией Е. И. Андреевой. ЦФП, 2007.

9. Перемитина Н. Н. Информация о ходе работы по реализации проектов «Реабилитационный спортивный досуг для детей группы риска // Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики социального сиротства: опыт Томской области: сб. статей и нормативно-правовых документов. Томск, 2009.

10. Прихожан A. M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб., 2007.

11. Раннее выявление семейного неблагополучия. Организация помощи семьям (работа со случаем): тематический обзор // Методические материалы Всероссийской конференции «Российская система защиты детства: ключевые проблемы, опыт, перспективы». М., 2009.

12. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики социального сиротства: опыт Томской области: сб. статей и нормативно-правовых документов. Томск, 2009.

13. Сорокова Л. А. Анализ результатов проекта по профилактике социального сиротства в общеобразовательной школе.

14. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.

15. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М., 2009.

16. Шипицына Л. М. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997.