Домой / Брови / Формы и методы повышения педагогической культуры родителей. Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях

Формы и методы повышения педагогической культуры родителей. Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Структура педагогической культуры:

Понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

Знания о развитии, воспитании, обучении детей;

Практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности;

Продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

В современных условиях одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции, родительские школы, многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. Многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Родительские собрания наиболее распространенная форма работы с семьями воспитанников. Эффективность родительских собраний напрямую зависит от уровня подготовки специалистов к их организации и от правильной оценки места и роли предлагаемой темы в целостной структуре психолого-педагогической работы. Общие собрания для родителей целесообразно проводить 2-3 раза в год, периодически - в возрастных параллелях. Каждое родительское собрание необходимо завершать конкретными рекомендациями, которые понятны людям с разным уровнем родительской мотивации и реально ими выполнимы.

В родительских лекториях проводят лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания - нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности - экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания - преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затруднений в семейном воспитании, ответственность перед обществом, страной и Богом.

Широко используется индивидуальное консультирование , которое включает в себя несколько этапов: 1) создание доверительных, откровенных отношений с родителями, особенно с теми, кто отрицает возможность и необходимость сотрудничества; 2) проводится по итогам всестороннего обследования ребенка; 3) коррекционная работа, предполагающая формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и представлений.

Родительские тренинги предназначены для наиболее «продвинутых» родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Формы занятий здесь могут быть различны: контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д.

Актуальность темы исследования: В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ст. 44 сказано, что «родители (законные представители) несовепшеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»

Однако, в реальности родители демонстрируют недостаточно высокий уровень педагогической просвещенности. Зачастую родители не имеют достаточных психолого-педагогических знаний, не всегда могут применить имеющиеся знания на практике. Недостаточно информированы о процессах, происходящих в школе.

Недостаток знаний по педагогике и психологии приводит к ошибкам и безрезультативности в воспитании.

Как писал А.С. Макаренко, что семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание.

От того, каким будет воспитание в семье зависит, каким вырастет подрастающее поколение. И здесь задача школы заключается в том, чтобы, используя наиболее эффективные пути взаимодействия с семьей, расширить познания родителей в вопросах воспитания детей, повысить их педагогическую культуру.

Тема исследования - Пути повышения педагогической культуры родителей учащихся начальной школы.

Цель исследования - определить пути повышения педагогической культуры родителей младших школьников.

Объект исследования- пути повышения педагогической культуры родителей младших школьников.

Предмет исследования – формы и методы повышения педагогической культуры родителей младших школьников.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагогическая культура родителей младших школьников будет повышаться при использовании разных форм и методов взаимодействия.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность «педагогической культуры» родителей.
  2. Определить условия и формы организации необходимые для эффективного взаимодействия школы родителями.
  3. Раскрыть понятие дифференцированного подхода в работе с родителями.
  4. Выявить и экспериментально проверить наиболее эффективные формы работы с родителями младших школьников .

Глава 1.Теоретические основы педагогического просвещения родителей младших школьников.

1.1 Сущность понятия педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей лежит в основе воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного воспитания детей.

Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа). Содержание современной педагогической культуры не может быть без знания из области педагогики, психологии, этики и других наук.

XX век ознаменовался большими достижениями в области человековедческих наук и современным родителям уже недостаточно элементарных знаний о воспитании. Необходимо просвещение в области педагогики, психологии, физиологии, коррекционной педагогики и т.д. Эти знания обеспечат понимание возрастных особенностей развития ребенка, помогут учитывать его индивидуальность. Особенно важны они в настоящее время, когда многие семьи по-настоящему озабочены качественным воспитанием детей. Современные семьи испытывают нужду в знаниях о целях, средствах и методах воспитания детей, а часто - и коррекции, и компенсации их развития. Таким образом, в содержание современной педагогической культуры включаются знания из многих человековедческих наук, которые помогают постижению психолого-педагогических и естественнонаучных основ современной семьи и домашнего воспитания. (1)

1.2 Организация взаимодействия школы с родителями учащихся с целью повышения их педагогической культуры.

Организация - это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого.

Взаимодействие –это организация совместной деятельности индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовать какую – либо общую работу.

Педагогическое взаимодействие между школой и родителями – это деятельность, направленная на достижение главной цели –гармоничного и всестороннего развития личности ребенка.

Основополагающими условиями успешного сотрудничества школы с родителями учащихся выступают взаимная заинтересованность сторон в достижении конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем . В такой работе, как пишет В.А. Сластёнин, есть своя специфика, которая обусловлена следующими факторами:

  • знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
  • чётким представлением социальных функций школы;
  • пониманием тенденций и особенностей развития семьи;
  • практической подготовленностью учителя к работе с родителями;
  • общественностью по воспитанию подрастающего поколения.

Взаимодействие школы и семьи осуществляется в следующих организационных формах:

  1. координация планов воспитательной работы коллектива школы и родительских комитетов с четким распределением функций каждого из участников воспитательного процесса;
  2. организация систематического педагогического просвещения родителей по использованию эффективных приемов работы с детьми.
  3. изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков, осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу школа организует через родительские объединения – клубы, советы, общества содействия и т.д. Каждое из таких объединений обязательно должно иметь устав, план, в котором определяются основные направления деятельности, права и обязанности участников образовательного процесса.

Работа по повышению педагогической культуры родителей может осуществляться через организацию родительских школ. С создания родительских школ начинается работа по созданию этических, духовно-нравственных, интеллектуальных ценностей. Актив школы занимается убеждением родителей в необходимости пополнения знаний педагогики и психологии, изучения основ гуманистической педагогики.

Результатом должно стать постоянное стремление родителей повышать свою педагогическую культуры, овладевать практическими навыками правильного семейного воспитания.

  1. Формы и методы работы с родителями учащихся.

В процессе работы школы с семьей можно выделить следующие уровни взаимодействия:

Оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия характеризуются взаимопониманием, демократическим стилем общения, целесообразностью, содержательностью. При таком уровне общения учитель положительно относится к семье, профессионально компетентен, выработан режим работы с родителями. Родители в свою очередь открыты для общения, активно посещают мероприятия (родительские собрания, лекции и д-р.), охотно делятся своим педагогическим опытом, участвуют в дискуссии. Этот уровень взаимодействия предполагает творческую инициативность учителя.

Для благоприятно-неустойчивого уровня общения характерна доброжелательность, открытость в общении педагогов с семьей. Однако в силу каких-либо разногласий родители иногда теряют интерес к школьной жизни, реже посещают школу.

Нейтральный уровень отличается нерегламентированностью, ситуативностью. Общение с родителями скоротечной, нерегулярное. Отсутствует взаимная заинтересованность в совместной деятельности.

Несогласованный уровень взаимодействия характеризуется стремление представить свою точку зрения в вопросах обучения и воспитания, как единственно правильную. Несогласованность во взглядах на воспитание, поведение, оценку не способствует эффективному развитию младших школьников.

Неблагоприятный или конфликтный уровень общения отличается частым выяснением отношений, преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Любой просчет партнера воспринимается, как показатель психолого - педагогической некомпетентности. Данный уровень взаимодействия крайне негативно сказывается на развитии школьника.

Специфика работы с родителями, направленная на повышение их педагогической культуры, требует от педагога наличия таких профессиональных качеств, которые бы способствовали организации эффективного межличностного взаимодействия двух важнейших субъектов воспитания - семьи и школы. К таким профессиональным качествам можно отнести гибкость, способность к сотрудничеству, эмоциональную привлекательность. Отношения с родителями учащихся педагог должен выстраивать на основе взаимного доверия, демонстрируя заинтересованность школы в сотрудничестве, желание и готовность в любой ситуации оказать педагогическую и психологическую поддержку. В общении с родителями не допускать назидательного тона. Регулярное и неформальное общение с семьями учащихся позволит педагогу сформировать у них положительный настрой на анализ и решение проблем в воспитании, образовании и развитии детей.

Для достижения поставленных целей в педагогическом просвещении родителей учитель может использовать следующие формы:

  • Наглядная педагогическая пропаганда;
  • Лекции и мини-лекции;
  • Беседы (коллективные, индивидуальные);
  • Консультации (тематические и по запросу родителей);
  • Родительские собрания;
  • Семинары;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Встречи за круглым столом;
  • Дни открытых дверей;
  • Совместное участие с детьми в проектной деятельности;
  • Деловая игра;
  • Совместное с детьми участие в праздниках, викторинах, конкурсах.

Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через оформление выставок литературы, тематических стендов, изготовление памяток и буклетов, помогает доступно донести информацию о воспитательно-образовательном процессе, показать передовые методы работы.

Для родителей можно оформить информационные стенды «Советы родителям», «Специалисты рекомендуют», «Наша жизнь в школе» и др.

Материалы таких стендов должны систематически обновляться. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.

Желательно оформлять выставки, стенды, ориентированные на разные аспекты воспитания (трудовое, патриотическое, физическое и т.д.)

Стенды по физическому воспитанию будут способствовать приобщении семей к здоровому образу жизни. Они могут содержать информацию о пользе физкультуры и спорта, комплексы ОРУ, подборки подвижных игр фотоматериалы.

Для эффективного нравственного воспитания детей в семье будут полезны тематические стенды о праздниках, народных традициях и обычаях (День народного единства, Светлая Пасха и др.)

Сочетание всех форм наглядной позволяет повысить педагогическую просвещенность родителей, заставляет переосмысливать и корректировать методы семейного воспитания.

Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Конкретной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей̆ руководителя.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации.

Встречи за круглым столом расширяют познания о воспитательном процессе как у родителей, так и у педагога. Тематика их может быть самой разнообразной. Можно обсудить проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Характерным для такой формы взаимодействия является активная позиция родителей. Они охотно делятся опытом, интересными наблюдениями.

День открытых дверей включает в себя целый комплекс мероприятий, проводимых в определенный день в масштабах всей школы. К их проведению привлекаются методисты, специалисты школы (логопеды, психологи)

Такая форма имеет следующие положительные аспекты:

  1. Родители имеют возможность наблюдать за своими детьми в условиях, отличных от семейных;
  2. Могут сравнить успехи своих детей с успехами одноклассников;
  3. Родители имеют возможность перенимать методы педагогического воздействия, которые использует учитель.

Во время посещения школы в такой день родители могут посетить как уроки, так и внеклассные мероприятия. Это весьма эффективный путь наглядного обучения родителей.

Вечера вопросов и ответов представляю собой сбор информации по разным педагогическим темам. Ответы на вопросы носят дискуссионный характер, зачастую переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера носят непринуждённый характер, равноправное участие в них педагогов и родителей. К участию в этих мероприятиях целесообразно пригласить социального педагога, логопеда, педагога-психолога.

Семинары позволяют родителя глубже вникнуть в процессы воспитания, расширить знания о психологии, о методах педагогического воздействия.

На семинарах родители учиться адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной̆ жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:
1) мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей̆ («Как развить память ребенка», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать»). Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;
2) групповые дискуссии, в основе которых - конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы семейного воспитания», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей̆», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;
3) книжная терапия, суть которой̆ заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной̆ жизни и семейного воспитания.
Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование.
Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:
1) создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования. Педагог должен убедить родителя, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;
2) педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;
3) педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;
4) педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;
5) не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;
6) родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;
7) педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.
Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. Так, например, если в классе есть несколько учащихся, которые мало читают и не любят книг, то их родителей может собрать учитель словесник и рассказать, как заинтересовать детей чтением. Подобная беседа может быть проведена с родителями неуспевающих учеников (эти консультации также могут проводиться с участием школьного врача, психолога). В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания. отрабатываются приемы общения с детьми. На групповых консультациях педагогические положения рассматриваются в конкретном приложении к определенным частным случаям.
Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями.
Необходимо отметить, что консультации могут проводиться не только в школе, но и дома. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Придя в школу, родители могут получить совет учителя предметника, классного руководителя, врача, школьного психолога по интересующим их вопросам. Но здесь советы даются часто только на основании слов родителей. Консультируя на дому, педагог пользуется не только информацией родителей, но и своими впечатлениями, наблюдениями, полученными непосредственно на месте.
Наиболее распространенной формой работы с родителями являются
родительские собрания .

В зависимости от поставленных целей они делятся на:

Организационные (выбор родительского комитета, разработка и утверждение плана работы, создание инициативных групп для участия в организации и проведении каких-либо классных и общешкольных мероприятий)

Итоговые (подведение итогов за определенный промежуток времени, анализ успехов и неудач, выработка дальнейших путей сотрудничества)

На повышение педагогической культуры родителе ориентированы тематические родительские собрания. По форме проведения это могут быть лекции, беседы на психологическую, педагогическую тематику, тренинги, читательские конференции по вопросам семейного воспитания и др. Для активизации родителей и в конечном итоге для успешного проведения собрания педагогу нужно заранее о его проведении оповестить родителей, тщательно продумать сценарий, продумать ход мероприятия, все организационные моменты. Обратить внимание на соответствующее оформление - выпустить стенгазету, приготовить памятки, буклеты. Для большей наглядности и повышения эффективности восприятия информации свое выступление педагог может сопроводить показом мультимедийной презентации, слайд-шоу, видеоролика. К подготовке собрания можно привлечь активных родителей класса, членов родительского комитета.

Организуя собрания подобным образом, можно за короткое время добиться хороших результатов: родители становиться более заинтересованными в жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе.

Данная форма взаимодействия сплачивает коллектив родителей, обеспечивает их необходимой информацией по вопросам педагогики и психолог; повышает чувство ответственности родителей за семейное воспитание; оказывает положительное влияние на отношения школы и семьи.

Совместное участие в проектной деятельности.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности.

В воспитательно-образовательном процессе современные школы проектный метод используют сейчас достаточно широко. В проектную деятельность вовлекаются учащиеся, начиная с младшего школьного возраста. Метод проектов способствует развитию познавательного интереса детей, их всестороннему развитию. В силу своих возрастных особенностей дети не всегда могут справиться с заданиями самостоятельно и тогда родители оказывают им информационную, мотивационную и техническую поддержку. Активное участие со стороны родителей в подготовке проектов помогает укрепить внутрисемейные отношения, способствует сближению, вовлекают их в образовательный процесс.

1.4 Дифференцированный подход в педагогическом просвещении родителей младших школьников.

Дифференциация (по сл. Ефремовой) – разделение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцирование - выявление существенных отличительных особенностей предмета исследования, проводимые методом анализа признаков предмета.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями по педагогическому просвещению - это выстраивание работы с учетом индивидуальных особенностей семьи: семейного микроклимата, социального статуса, уровня педагогических и психологических знаний и умений, степени заинтересованности жизнью школы.

Для системной работы по изучению семьи можно разработать план. Можно использовать рекомендации учёных (В.В. Котырло и С.А. Ладывир):
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
- дружелюбный тон общения друг к другу;
- изменчивый, противоречивый характер отношений; - своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
- наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению;
- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
- низкий̆ уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

4. Особенности воспитательных воздействий:
- участие всех взрослых в воспитании, степень
согласованности воспитательной деятельности;
- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие
конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка.
5. Организация современных форм деятельности в семье:
- общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;
- распределение обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;
- разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к образовательному учреждению:
- высоко оценивают возможности образовательного учреждения и готовы сотрудничать;
- не видят необходимости сотрудничества;
- перекладывают все воспитательные функции на образовательное учреждение, к сотрудничеству не готовы;
- безразлично относятся к образовательному учреждению, воспитанию собственного ребёнка.

План работы по изучению семьи реализуется с помощью различных методов. Наиболее часто используются такие методы, как беседа, наблюдение. При этом педагог должен соблюдать такт, чуткость по отношению к родителям, постараться наладить доверительные отношения.

Для изучения особенностей семьи применяются и такие методы, как социологические опросы, интервьюирование и анкетирование. Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. В работе по изучению семьи необходимо использовать контактное проведение анкетирования, т.е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы).

Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса, мы можем сделать вывод, что повышения педагогической культуры родителей младших школьников можно достичь через реализацию разных форм и методов работы школы с родителями, используя дифференцированный подход.

Глава 2. Опытно - экспериментальная деятельность по выявлению путей повышения педагогической культуры родителей младших школьников.

2.1 Организация повышения педагогической культуры родителей на основе применения разных форм и методов взаимодействия.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагогическая культура родителей младших школьников будет повышаться при условии эффективного взаимодействия с педагогами школы.

Опытно - экспериментальная деятельность осуществлялась на базе МКОУ СОШ 4 п. Песковка. Количество семей – участников эксперимента - 16. Класс 1.

Весь процесс нами был поделен на три этапа:

  1. этап. Сбор информации о родителях, детях. Анализ результатов.
  2. этап. Разработка и реализация плана работы по педагогическому просвещению родителей.
  3. Анализ эффективности осуществленной деятельности по педагогическому просвещению родителей.

На начальном этапе работы с целью выявления социального статуса семьи, нами был организован устный опрос и анкетирование родителей. Для это была использована анкета. (Приложение 1.)

Анализ результатов анкетирования:

Количество участников -30 человек.

По составу семьи:

Полные семьи – 14, 87%

Неполные семьи- 2, 13%;

По количеству детей в семье:

14 семей имеют по 1-2 ребенка -87%

Семьи, имеющие трех и более детей 13%;

По уровню образования:

- высшее образование 3 человека -10%

Среднее специальное – 21 человек, 70%;

Среднее образование - 6 человек 20%.

Средний возраст родителей

От 20 до 30 лет – 22 человека, 73%;

От 30 до 45 лет – 8 человек, 27%

Предпринимателей среди родителей нет, в сфере образования и культуры имеют педагогическое образование и работают в сфере образования 4

человека; безработных - 3 человека. военнослужащих - 5 человек, остальные родители - рабочие, занятые сфере лесозаготовки, работники. государственных учреждений, работники торговли и услуг.

Результаты анкетирования показали - семьи учащихся в основном полные, семей, имеющих статус многодетной семьи - две, возраст родителей по большей части достаточно молодой. Уровень образования родителей не высокий.

Далее был осуществлен сбор информации о детях через беседы с медиком, психологом. Было выявлено, что серьезных проблем со здоровьем дети не имеют. У 15 учащихся - 2 группа здоровья, у одного человека -1 группа.

Следующим этапом стало проведение анкетирования с целью определения психологического климата в семье . (Приложение 2)

Результаты анкетирования показали, что все участники исследования оценивают отношения в семьях, как «хорошие» и «очень хорошие», считают свою семью коллективом. Однако, больше половины родителей утвердительно ответили на вопрос: «Бывают ли дети в вашей семье свидетелями или участниками конфликтов?»

Анализ анкет на определение уровня педагогической просвещенность родителей показал следующие результаты:

В анкетировании приняло участие 16 семей.

Трудности в воспитании детей испытывают 6 семей; периодику психолого-педагогического характера читают 4 человека из 24 опрошенных; 5 человек из 16 в вопросах воспитания ориентируется на свой жизненный опыт, 6 семей ответили, что семейное воспитание осуществляют, с учетом рекомендаций педагогов и специалистов, 5 - активно посещают мероприятия, организованные ОУ; за воспитание детей считают ответственным в первую очередь школу- 4 человека. На вопрос «охотно ли вы участвуете в совместных с детьми праздниках и других мероприятиях, организованных школой?» - 5 человек ответили отрицательно, 3 дали ответ «иногда», 8 человек ответили «да». На вопрос «Кто ответственен в большей степени за воспитание ребенка» один родитель ответил - «школа».

Результаты опроса показали недостаточно высокий уровень педагогической культуры родителей. Только треть родителей для получения информации по вопросам воспитания активно посещает мероприятия, организованные школой, а в совместных с детьми праздника и мероприятиях охотно принимает участие лишь половина родителей. Физическое наказание в семье не применяет никто.

После анализа результатов анкет родителей мы перешли ко второму этапу. Был разработан, а затем реализован план мероприятий, направленный на повышение педагогической культуры родителей. Были выбраны следующие формы взаимодействия:

  • Наглядная педагогическая информация.

Для родителей был оформлены

Стенд «Хотим быть здоровыми, красивыми, веселыми!» Вниманию родителей были представлены материалы о пользе соблюдения режима дня, информация о правильном питании, подборка коррегирующих упражнений с элементами массажа, самомассажа

Тематический стенд «Этот День Победы». Материалы стенда содержали общую информацию о Великой Отечественной войне, а также информацию о городах-героях (Москва, Брест, Новороссийск. Ленинград), стихи о войне ; (Приложение 5)

Выставка детского рисунка «Салют Победы»;

  • Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.

«Развиваем память» (мама Ани З.), «Развиваем мелкую моторику рук», «Как приучить ребенка к аккуратности» (родители Арины П.)

  • Семинар-практикум «Мир в семье»

В мероприятии приняло участие 13 человек.

  • Физкультурный досуг для детей и родителей с целью приобщения семей к здоровому образу жизни «Путешествие в страну Здоровячков».

Участие приняли 8 мам. Совместно с детьми они участвовали в спортивных конкурсах.

2.2 Анализ эффективности осуществленной деятельности по повышению педагогической культуры родителей.

После осуществления плана работы по педагогическому просвещению родителей было вторично организовано анкетирование (Приложение 3) Нами были получены следующие результаты:

Воспитание детей в семье с учетом рекомендаций специалистов и педагогов ОУ строят 8 человек, только трое из 16 воспитывают детей, основываясь на своем жизненном опыте; трудности в воспитании детей в семье испытывают пять человек; на вопрос «Охотно ли вы участвуете в совместных с детьми праздниках и других мероприятиях положительно ответили 10 человек ответили - «да», только один ответил отрицательно.

Результаты первичного и вторичного анкетирования родителей с целью определения уровня их педагогической культуры наглядно представлены в диаграмме. (рис. 1)

Рис.1

Как мы видим из результатов, динамика повышения педагогической просвещенности очевидна.

Вывод: Гипотеза исследования подтверждена полностью.

3. Заключение.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Ведь родители – первые воспитатели и учителя своего ребёнка, они закладывают основы нравственного, физического, эстетического и интеллектуального развития личности ребенка. Для того, чтобы семейное воспитание было эффективным, родителям необходим определенный запас знаний в области педагогики и психологии, практических умений и навыков педагогической деятельности. Такие знания они могут получить самостоятельно, а также при активном и регулярном взаимодействии с педагогами и специалистами школы.

Школа для этих целей должна использовать разные формы и методы: родительские собрания, опросы, лекции, наглядную педагогическую пропаганду. В своей работе с родителями педагоги должны использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности каждой семьи. Для сбора информации будут эффективны такие формы, как интервьюирование, опросы, беседы, анкетирование и д-р.

Обязательным условие является наличие хорошо продуманного плана работы по повышению педагогической просвещенность родителей. Сотрудничество семьи со школой должно быть систематичным и регулярным. Только соблюдая все условия можно добиться хороших результатов в педагогическом просвещении родителей.

А.С. Макаренко говорил: “Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги”.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед учеб. заведений

М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

  1. Сластёнин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика.2часть. – М., 2002
  2. Недвецкая, М. Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая // Начальная школа. - 2007. - N 1. - С. 37-43
  3. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013. - 60 с.
  4. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей̆ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
  5. Сухомлинский̆ В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
  6. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Издат.: Дрофа, Русский язык, 2000.
  7. Горлова, Е. В. Настольная книга классного руководителя начальной школы / Е. В. Горлова. - Ростов на/Д: Феникс, 2010. - 286 с.
  8. Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Л
  9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы М.: 2008. - 474 с
  10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
  11. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с.
  12. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители И.Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.
  13. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.
  14. http://www.ozhegov.org - Толковый словарь Ожегова

Жукова Людмила Александровна

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский техникум приборостроения

Повышение педагогической культуры родителей обучающихся

Анализ современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации подростка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания, оказываются невосполнимыми и проявляются в асоциальном поведении подростка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях личностного развития, в проявлениях девиантного поведения подростка.

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания подростков родителями с достаточно невысоким уровнем педагогической культуры, которая проявляется иногда в сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности менять сложившиеся стереотипы воспитания.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с недостаточным уровнем их педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у подростка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития.

Поэтому формирование педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.

Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей зависит также от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.

Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Огромную роль в повышении педагогической культуры родителей играет образовательная организация, в которой проходит обучение и воспитание подросток. Только путем педагогического взаимодействия родителей и педагогов можно добиться значительных успехов в деле повышения педагогической культуры родителей.

В своей педагогической практике работы с родителями широко применяю ряд мероприятий по повышению педагогической культуры родителей, как то:

- Индивидуальное консультирование родителей – основной задачей этого способа взаимодействии является изменение неадекватных родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия.

- Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, сотрудников ИПДН, специалистов из наркологических центров, юристов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей (например: «Индивидуальные особенности подростков 15-17 лет», «Возрастные кризисы развития подростка», «Искусство хвалить и наказывать»).

- Г рупповые дискуссии, в основе которых - конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и самим педагогом, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссий заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

- Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию), Можно составить и постоянно обновлять стенд «Для вас, родители» содержащий информацию о повседневной жизни группы, о текущей и воспитательной работе в ПОО и семье. Стенд «Советы и рекомендации» может содержать рекомендации психолога и социального педагога по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета и др. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.

- К нижная терапия - к наглядной просветительской работе можно отнести и книжную терапию, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных к семинару, к родительскому собранию научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать свои методы и приемы воспитания.

- Родительские конференции - данный метод работы с родителями проводится 11-2 раза в год, они предназначены для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на них родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание подростков в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у подростка познавательной активности и интереса к учению» и т.д. В своей педагогической практике широко использую данную работу по обмену опытом родителей, чьи дети- подростки достигли хороших успехов в учебе, спорте, общественной деятельности и др. Когда родители на практике узнают информацию о том, как воспитываются дети в других семьях, они нередко перенимают опыт воспитания, могут обратиться к родителям по сложившейся ситуации в их семье.

- День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей образовательной организации. К их проведению в ПОО привлекаются педагоги, методисты, социальные педагоги, психологи и т.д. Родители получают возможность: наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как работают сами ребята, что требует от них преподаватель, какими приемами он пользуется. Отцы и матери убеждаются, как сложен и ответствен труд педагога, видят, чем располагает ПОО для обучения и воспитания детей. Это весьма эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей. Дни открытых дверей проводятся в нашем учебном заведении один раз в год.

- Практические занятия - еще одной формой работы по повышению педагогической культуры родителей, которые применяются мною в моей практике по повышению уровня педагогической культуры родителей являются практические занятия, направленные на выработку и закрепление педагогических умений и навыков мам и пап. Разрыв между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умением применять их на практике является наиболее характерным недостатком образовательной системы. Так, например, родителям (после теоретического ознакомления с определенными аспектами воспитательной деятельности) можно предложить проиграть различные жизненные ситуации, в том числе и конфликтные. Умение идти на компромисс, слушать, разрешать спорные ситуации, понимать позиции другого человека и многое другое - это важные моменты в общении с подростками. Проигрывание различных «конфликтных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоциональной включенности.

- Просвещение через интернет : создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.

- Родительское собрание является основной формой взаимодействия педагога с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т.д.

Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций.

Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы такие принципы, как: гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей; обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса; интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей; управление взаимодействием детей и родителей; единство педагогического просвещения и самообразования родителей; многообразие форм работы с родителями; стимулирование родителей к сотрудничеству; принцип добровольности; принцип конфиденциальности.

Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений.

Список использованной литературы:

1.Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.

2.Головинова Г. Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «Перспектива», 2010. 136 с.

3.Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: УЦ Перспектива, 2011. 152 с.

4.Никитина Е. Л. Повышение педагогической культуры родителей учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII международной научно- практической конференции – Новосибирск: СибАК, 2012, 37с.

Кравчук А.А.,

студентка 2 курса УО «БНТУ», г. Минск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Лопатик Т.А., доктор пед. наук, профессор

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия различных многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Целью данной работы было исследование состояния проблемы педагогической культуры родителей и ее воспитательного потенциала. В процессе исследования нами были использованы следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, экспериментальное тестирование, анализ и полученных данных.

В жизни каждого человека родители занимают особое место. Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества. В семье проходит процесс первичной или ранней социализации ребенка. Социализация личности зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.Степень и благотворность воздействия семьи на ребенка определяется педагогической культурой родителей и ее воспитательным потенциалом. Как и любой социальный институт, семья удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей. Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность.

В научной литературе имеются разнообразные определения сущности понятия «культура». Культура (лат. cultura, от colere - заботиться, обрабатывать). 1) обработка почвы, возделывание, уход за растениями. 2) образование, просвещение, развитие, совершенствование духовной и материальной жизни народа. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека. Культура родителей обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших родственников.

Педагогическая культура родителей – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека. По широте воздействия на воспитуемого родителям нет равных, только они формируют человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура родителей является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру всего общества. В содержании педагогической культуры актуальными на современном этапе являются знания о разумной организации жизнедеятельности детей в семье, о специфике различных видов их деятельности и роли в формировании личности. Знание родителями задач, основных направлений образовательной работы поможет осуществлять преемственность в воспитании ребенка, что отвечает интересам его развития.

Для исследования проблемы педагогической культуры родителей и ее воспитательного потенциала нами была проведена диагностика трех семей. В исследовании приняли участие шесть родителей и трое детей. Для диагностики семей мы использовала тестовую методику «Стратегии семейного воспитания», тест-опросник родительского отношения, опросник А.И. Зарова. По тестовой методике «Стратегии семейного воспитания» было выявлено, что в 2 семьях родители отдают предпочтение авторитетному стилю воспитания, в одной семье был выявлен противоречивый стиль воспитания. По тесту-опроснику ОРО было определено, что в трех семьях родители стремятся к симбиотическим отношениям с детьми.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что, несмотря на инновационные процессы, происходящие в сфере образования сегодня, родителей эти процессы практически не затрагивают. Одним из наиболее серьезных факторов повышающих уровень конфликтности поколений, все больше становится низкая педагогическая компетентность родителей.

Литература:

1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений / Т.А. Куликова - М.: издательский центр «академия», 1999. - 232 с.

2. Ахмерова, Н.М. Пути повышения эффективности педагогического руководства семейным воспитанием / Н.М. Ахмерова - М., 1993.

3. Богомолов, М.М. Повышение педагогической культуры родителей / М.М. Богомолов - М., 1982.

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Одним из распространенных способов консультирования родителей является наглядная информация в виде папок передвижек, стендов, газет. Так как родитель в виду своей занятности не всегда успевают пообщаться с педагогом лично, ему удобнее посвятить 3-5 минут для прочтения информационного блока. Стенды и папки, оформленные педагогами группы, являются наглядной пропагандой, которая направлена на ознакомление родителей с содержанием, методами воспитания в ДОУ, оказанием практической помощи малышу в семье. Содержание и темы определяется пожеланиями родителей или по усмотрению педагогов.

Как и формы, методы работы с родителями делятся на несколько групп.

Е.П. Арнаутова выделила следующие методы активизации опыта родителей [Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2001] :

Методы активизации

    на основе вербального канала общения: дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему; решение проблемных задач семейного воспитания; обращение к опыту семейного воспитания; обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний о чем-либо; рисунков на заданную тему; других результатов продуктивной деятельности; использование примеров из литературы: детской, художественной, научно-популярной и пр.; анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком и мотивов детского поведения в них.

    на основе межличностного канала общения: целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность;самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания; непосредственное практическое взаимодействие родителей с ребенком в различных детских видах деятельности (игровой, учебной, спортивной и др.) и его анализ; игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения и анализ; тренинговые занятия с элементами игровых действий, учебных по смыслу; элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и де детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие); метод «сочинений».

Е.П. Арнаутова указывает, что перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Поле зрения родителей на воспитательную проблему расширяется, они могут даже поставить под сомнение свое собственное представление о проблеме.

Использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу дошкольного учреждения показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей», постепенно становятся активными участниками воспитательной деятельности, исследователями собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивать свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в вопросах воспитания.

Другая группа методов - методы формирования педагогической рефлексии.

О.Л. Зверева в понятие «педагогическая рефлексия» включает умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, осуществлять выбор воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации [Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. - М., Айрис - пресс, 2006].

Под воздействием каких социально-экономических преобразований менялся институт семьи и родительства? Современный родитель оказался на пороге возникновения множественности форм собственности, в том числе частной, которую специалисты называют «исторической базой» возникновения экономического расслоения семей на малообеспеченные, со средним достатком и высокообеспеченные. У родителя появились разные роли на рынке труда: от безработного, наемного работника до предпринимателя и бизнесмена. Поколение российских родителей последнего десятилетия столкнулось с нарушением общественно необходимого уровня платы за труд, с практикой неплатежей, отсрочек, низкой индексацией доходов на фоне инфляции, с потерей работы и пр. Российская семья испытывает до сих пор стресс от последствий либерализации отношений с государством, когда резко снизилась его роль в области социальных гарантий, в то время как далеко не все семьи были готовы к этому. В условиях экономического давления и социальной напряженности более чем для 70 % российских семей стало тяжелой ношей преодолевать в одиночку критические эмоциональные нагрузки, которые испытывают и бедные, и богатые семьи, ощущают на себе и молодые, и старые члены семей, и здоровые, и больные. В результате в обществе обострились такие трудноразрешимые социальные проблемы, как детская безнадзорность, эксплуатация несовершеннолетних детей, делинквентное родительство (отказ от родившегося ребенка, жесткие формы обращения с ребенком и др.), преступность и виктимогенность социума, рост социально значимых заболеваний и др. В условиях столь динамично меняющегося общества именно дети оказались наиболее социально уязвимыми и незащищенными от реальных и потенциальных опасностей социализации. Не случайно, по официальным данным, значительно увеличилось число детей с неврозами и поведенческими расстройствами. [Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.]

Примечательно, что сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя функцию связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей; социально-образовательную среду дошкольного учреждения и культурно-воспитательные силы других социальных институтов образования, прежде всего школ; а также муниципальные службы социальной поддержки. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать непрерывность сопровождения процессов социализации ребенка с раннего до младшего школьного возраста в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья – детский сад – школа – микрорайон». Важно то, что для каждой семьи она выступает равнодоступным социальным стартом при переходе дошкольника в следующую социально-демографическую группу с вхождением его в школьную жизнь.

Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях. Ведь, по единодушному признанию специалистов, именно семейная социализация ребенка сегодня наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред. Поэтому интеграцию социальных институтов важно осуществлять через призму интересов семьи как первичного источника социализации в дошкольные годы, когда эмоциональный и социальный опыт ребенка сильно зависит от семейных связей, качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей.

Актуальной задачей социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения является также повышение педагогической компетентности родителей. Задача не новая, но с течением времени подвергающаяся различным модификациям. Реализуя эту задачу сегодня, важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи – выступать для ребенка «эмоциональным тылом», обеспечивать базисную потребность в безопасности и безусловном принятии. С этой точки зрения любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Отсюда все содержание общения с родителями подчинено, по существу, единственной теме – как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты родителями. Рискнем предложить воспитателям примерный перечень тематических встреч с родителями, ценных с точки зрения семейной социализации ребенка. Сам воспитатель или другой специалист дошкольного учреждения могут корректировать последовательность, количество тем и примерное закрепление их по возрастным группам.

Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к проведению работы, включающего:

    изучение семей воспитанников;

    проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

    создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детского рисунка, игротек, совместного просмотра театрализованной деятельности и т.п.).

От квалификации и культуры педагога зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Воспитатель осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями. Направляет, просвещает и даже контролирует родителей. [Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.]

Проводит систематическую работу по изучению семьи:

    осуществляет наблюдение за детьми и их общением с родителями (как дети вечером встречают своих родителей, с какими просьбами обращаются к ним и др.), какие вопросы родители чаще всего задают педагогам, какова реакция родителей на детские шалости и капризы;

    посещает семьи, в процессе чего педагог может оценить характер взаимодействия взрослых членов семьи с ребенком, создание условий для традиционных детских видов деятельности – игры, чтения, рисования, конструирования;

    проводит анкетирование родителей, что позволяет получить информацию о возрасте родителей, их образовании, интересах, отношении к ребенку; выявить трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребенка, пожелания и предложения. Итогом всей этой работы должен стать портрет родителей, в котором найдут отражение результаты проведенного изучения;

Педагог проводит работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей:

    информирует родителей о нормативных основах прав детей;

    вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях детского сада;

    консультирует родителей, используя очно заочную форму (при индивидуальном общении и в письменном виде);

    индивидуально консультирует и посещает на дому детей, родители которых относятся к «группе риска»;

    совместно с родителями разрабатывает общегрупповые традиции, организует праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, календарные праздники, связанные с семьей (День матери, День защиты детей и т.п.);

    организует выставки, на которых представлены результаты художественно эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, музыкальные номера, инсценировки и т.п.);

    проводит спортивные мероприятия, походы, организует обмен опытом по использованию здоровых сберегающих технологий в домашних условиях;

    разрабатывает игры и игровые упражнения, которые родители могут использовать с целью познавательно речевого развития детей в домашних условиях.

Под психолого-педагогическим образованием родителей в том значении, в котором будет использован этот термин в данном исследовании, понимается систематически проводимая работа по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.

Принципы взаимодействия сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями:

    Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.

    Помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого как он (она) нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. Поэтому в педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

    Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

    Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

    Изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

    Проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка, бумаги или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей – уважение к воспитателям их детей.

    Регулярно, в процессе индивидуального общения с родителями, обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

    Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Для того чтобы, при общей занятости, у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особую организацию, содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура. [Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. – 120 с. ]

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. И если детский сад не будет уделять должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родителей и педагогов посредством психолого-педагогического семейного консультирования.