Домой / Помада / Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дом для поросят

Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дом для поросят

Елена Чирко
Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дом для поросят»

Программные задачи :

Образовательные : систематизировать и дополнить знания детей о строительных профессиях, о различных домах, материалах, из которых строят жилище, учить применять знания для разрешения проблемы персонажа.

Развивающие : развивать связную речь, формировать навыки словообразования, составлять рассказ по рисунку.

Воспитательные : воспитывать готовность помочь, находчивость, доброту.

Оборудование : персонажи : три поросёнка , письмо поросят , картинки разных домов, инструментов, материалов.

Предворительная работа : встреча с представителем строительной профессии, просмотр мультфильма "Песенка мышонка", чтение В. Бианки "У кого дом лучше всех", иллюстрации разных домов, рисунки детей разных домов.

Ход занятия:

Мотивация. Утром дети получают письмо и рисунок от поросят .

на рисунке замёрзшие и промокшие поросята . Они просят помочь им построить дом.

Проблема. Поросятам нужен дом , но они не знают, какой именно дом построить и кто им может в этом помочь.

Цель. Помочь поросятам .

Воспитатель договаривается с детьми, что надо всё обсудить и хорошо бы пригласить поросят в гости .

В гости приходит поросёнок Наф-Наф (Роль исполняет взрослый)

Беседа " Как помочь поросятам ?"

Предложить рассказать Наф-Нафу , какие бывают дома, вместе выбрать дом, который больше подойдёт.

Воспитатель - Какие строительные профессии подойдут для работы?

Дети - Плотник, каменщик, штукатур, маляр.

Воспитатель -А какие строительные материалы понадобятся для стройки?

Дети - Камни, кирпичи, дерево, щебень.

Воспитатель предлагает рассмотреть изображения разных жилищ : деревянной избы, небоскрёба, замка, терема, юрты.

Давайте обсудим из чего построены эти дома.

Давайте подумаем, где и почему строят такие дома.

Ответы детей :

Дидактическая игра "Хорошо-плохо".

Обсудить с детьми преимущества и недостатки каждого из домов.

Например, юрта - лёгкая, её можно быстро построить, но она не защитит от волка. Вместе с Наф-Нафом определить , какой дом лучше для поросят .

Подвижно-дидактическая игра "Каменщики-плотники"

(Загадки - пантомимы)

Дети делятся на команды, каждый по очереди показывает загадку-пантомиму. Как только загадка разгадана, все участники игры превращаются в представителей загаданной профессии, повторяют движения за водящим. По просьбе поросёнка кто-то из детей поясняет, что делает этот специалист, в чём заключается его роль в строительстве дома. Наф-Наф предлагает ребятам проверить , всё ли он правильно заполнил. Поросёнок называет профессию и выполняет движения. Если он всё делает верно, дети повторяют за ним. Если ошибается, детям надо сообщить ему об этом, сказать правильно.

Дети предлагают Наф-Нафу посмотреть рисунки и рассказывают, какой дом хотели бы предложить поросятам . Наф-Наф предлагает создать проект дома , который объединил бы интересные идеи детей.

Коллективная творческая работа.

Аппликация "Чудо-дом"

Воспитатель, Наф-Наф и дети выбирают необходимые детали и составляют из них проект дома, для поросят .

Рефлексия.

Наф-Наф благодарит за помощь, перечисляет то, что узнал сегодня и спрашивает у ребят, откуда они всё знают (Ответы детей) .

Наф-Наф отмечает отдельные достижения детей и выделяет их лучшие качества : желание помочь и не оставить друга в беде, находчивость, фантазию, умение применить знания в жизни.

Публикации по теме:

Ознакомление детей второй группы раннего возраста с природным окружением Тема: Ознакомления детей второй группы раннего возраста с природным окружением с использованием произведений В. Ф. Бокова (из опыта работы).

К юбилею великой Победы в нашем детском саду проходили различные мероприятия: выставки, конкурсы, праздник для воспитанников средней, старшей,.

Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением во второй младшей группе «Наша дружная семья» Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес собственному имени. Материал.

Тема: "Смотрит солнышко в окошко".Цели: формировать представление о растительном мире: деревья, цветы, трава; цветовой гамме: зеленый, красный,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Воздушный шарик» (средняя группа) Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом.

НООД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным миром на тему "Мы- Россияне" Цель: Воспитывать любовь к Родине, формировать.

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: «Как вести себя в гостях?»

Казалось бы, ну, что такого сложного - быть гостем? Но на самом деле, и для гостей этикет диктует множество правил, которые необходимо соблюдать, если желаете и в дальнейшем быть приглашенными в гости. Правила никто специально не придумывал, они возникли в древности как очень удобные и разумные формы общения. Если элементарные нормы культурного поведения, не привитые детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать дошкольников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д. Поэтому в работе с дошкольниками надо обращать внимание, прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением дошкольников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни детского сада, чтобы воспитанники постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений. Я всегда в повседневной жизни нашей группы стараюсь объяснить детям нормы поведения, а так же провожу с детьми серию занятий, бесед по данной теме.

Конспект занятия по ознакомлению с социально-предметным миром для детей подготовительной группы

Тема: «Как вести себя в гостях?»

Программное содержание:

· Развивать у детей ценные качества общественного поведения.

· Обогатить знания детей о культуре общения в гостях.

· Формировать способность принять общую цель, умение включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы.

· Воспитывать у детей доброжелательное уважительное отношение к окружающим, желание помогать, радовать.

Материал и оборудование:

конверт с письмом;

три альбомных листа с изображением празднично накрытого стола;

три набора с контурами животных (волк, заяц, лиса, коза, медведь, мышь, тигр, слон, лиса);

карточки с сюжетными картинками по теме: «Правила поведения за столом»;

альбомные листы на каждого ребёнка;

цветные карандаши;

карточка с предметными картинками, конверт.

Ход занятия

Воспитатель читает письмо.

«Я хочу прийти к Вам в гости, но как себя вести в гостях я не знаю. Помогите мне, пожалуйста»

Странно от кого же это письмо! Нет никакой подписи. Ребята, как вы думаете от кого это письмо? (Ответы детей). Ваши версии очень интересны. Вы знаете как себя вести в гостях? Я предлагаю вам вспомнить правила поведения с помощью волшебного мяча.

Воспитатель проводит игру с мячом

У меня есть, мячик, вот какой

Он волшебный не простой

Скажет мячик, как играть

Кому надо отвечать.

У кого мяч тот и задает вопрос о правилах поведения в гостях и передает другому, тот отвечает и задает вопрос следующему.

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.

Ребята, вы любите ходить в гости? Давайте поиграем в гостей.

Выходит несколько ребят, и показывают импровизацию стихотворения И. Рахилло «Игра в гостей», одни изображают хозяев, другие гостей.

Здрасьте, здрасьте, мы вас ждём!

Намочило нас дождём.

Ожидали мы гостей!

Мы промокли до костей.

Где ваш зонтик?

Потеряли!

Где калоши?

Кот унёс!

Где перчатки?

Скушал пёс!

Это, гости, не беда, заезжайте в ворота,

Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог.

Какие правила нарушили гости? (Опоздали, хозяева их заждались. Приходить нужно вовремя, а если опаздываете, то предупредить хозяев по телефону. Приходить в гости нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви. А гости всё растеряли, промокли).

Кто всегда встречает гостей? (Хозяин, хозяйка).

Правильно, хозяин помогает снять и повесить верхнюю одежду.

Хозяева, герои этого стихотворения культурные люди? Почему вы так решили?

Давайте вспомним правила приёма гостей.

· Хозяева всегда рады гостям.

· До прихода гостей нужно всё приготовить, успеть переодеться.

· На столе должна быть скатерть.

· Хозяева должны развлекать гостей. Рассказать что-то интересное, предложить игру, потанцевать, спеть песни, учитывая интересы гостей.

· По окончанию встречи (приёма) гости благодарят и прощаются с хозяевами. Хозяин помогает одеться гостям.

Ребята, скажите, хозяева должны учитывать мнение гостей рассаживая их за столом? (Да). Давайте мы с вами попробуем рассадить животных.

Дети делятся на три команды. Каждой команде воспитатель даёт лист (изображение праздничного стола), контуры животных (волк, заяц, лиса, коза, медведь, мышь, тигр, слон, лиса). Дети должны расположить так, чтобы это не было опасно для их жизни. Объяснить свой выбор.

Вот также нужно обдумывать, как рассадить гостей, чтобы гостям было интересно общаться с соседом. Для того чтобы рассадить гостей по интересам можно изготовить именные карточки.

Воспитатель предлагает сесть за столы по именным карточкам.

Дети, у вас на столе разложены карточки с правилами поведения у всех разные. Вам необходимо рассмотреть и рассказать другим ребятам, что правильно или не правильно в поведение детей. (Самостоятельная работа детей).

Хозяева должны развлекать гостей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Слово в ладошке». Хотите поиграть?

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Пусть каждый вспомнит «вкусное» слово, «положит его на ладошку и угостит соседа» К примеру, мармелад. Любите? Кладу его на ладошку и угощаю: «Кушай Катя, пожалуйста, мармелад». Она поблагодарит, наверное, да? «Съест» мармелад и угостит своего соседа, чем-нибудь другим.

Игра идёт по кругу. Угощения не повторяются. Как только «все съели» дети выходят из-за стола и возвращаются на стульчики.

Выходит двое детей и показывают импровизацию стихотворения «Гостеприимство» О. Григорьева

Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма.

Не ходите по ковру -

Вы протрёте там дыру.

И не трогайте кровать -

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать

У вас слишком острый коготь.

И не надо книги брать -

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути….

Ах, не лучше ль вам уйти?

Скажите, вам понравилось поведение хозяйки? (Нет).

Хотите остаться в этом доме? Почему? Действительно хозяева должны быть щедрыми и тактичными. Как должны поступить хозяева или гость, если он нечаянно опрокинул вазу или что-то разбил?

Ребята в конверте есть ещё карточка, и вы сможете прочитать, что написано, если выделите первые звуки слов. (Получается Пеппи длинный чулок).

Так это письмо от Пеппи. Мы с вами читали главу, как Пеппи была в гостях у своих друзей Томи и Аники. Она действительно вела себя не прилично. Давайте мы с вами нарисуем как себя нужно вести в гостях.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассмотреть рисунки детей. Сложить все рисунки в конверт.

Воспитатель благодарит детей за активное участие в занятии.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по разделу «Социальный мир» (ОО — Социально — коммуникативное развитие, Художественно — эстетическое развитие) по теме «Доброе сердце» (с использованием сказкотерапии)

Цель: Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

Задачи: Отработка эмпатийного слушания, понимания принятия чувств другого человека. Учить мимикой показывать свое состояние, состояние героя рассказа, делать умозаключение. Формировать привычку оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Развитие творческих наклонностей, способности к сопереживанию и сочувствию, формирование позитивного отношения к людям. Воспитывать у детей желание делать и творить добро.

Ход занятия:

Воспитатель: «Иногда про сердце говорят, что оно «доброе». Иногда говорят «золотое». А как ещё можно сказать о сердце? (Большое, горячее, равнодушное, холодное, любящее, каменное, равнодушное.) « Что значит золотое? Что значит каменное?» Ответы детей. У человека с золотым сердцем очень доброе, любящее сердце. Оно бывает у бабушек, у мамы, может быть и у обычных людей, если так воспитывали с детства. Человека с каменным сердцем я пока не встречала. Это человек, который рос без мамы и папы, он не знает, что люди и животные — это живое, значит нужно за ними ухаживать, любить и жалеть. А наши мамы, папы нас учат так делать?

Воспитатель: Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое сердце. Вот, например, какое сердце у Золушки? Дюймовочки, крота, Кощея, Бабы яги? Ответы детей. Воспитатель: Сегодня мы отправимся в сказку, а помогать нам в путешествии будет наше сердце. Ведь оно обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое, радостное. Я надеюсь, что у каждого из вас оно такое. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце…

Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке.

Начнем нашу сказку. Жил-был мальчик со своими многочисленными игрушками. Он очень любил их и часто с ними играл. (Звучит тихая, спокойная музыка). Среди них был один странный слоненок по имени Кузя. Он вызывал много насмешек своим необычным, нелепым видом. Краска на нем потерялась, на боках были вмятины, хобот наполовину отломлен. Никто с ним не играл. Долго лежал Кузя на дне ящика, горько размышляя о том, почему он не такой, как все, почему с ним не играют ни хозяин, ни другие дети. Все остальные игрушки — красавцы как на подбор, а он — ободранный, потертый: ни красоты, проку. Как ему было обидно!!! « Вы можете почувствовать состояние слоненка? Покажите, как он себя чувствует». Дети показывают.

Воспитатель: Шло время, но никто так и не играл со слоненком. А в конце концов его просто выбросили в мусорное ведро. Специальная машина подобрала Кузю вместе с другими ненужными предметами, и весь мусор поехал к реке, где машина выгрузила все содержимое в воду. «Наверное, это конец», подумал Кузя… и немало был озадачен тем, что не утонул, а, наоборот, закачался на волнах и даже поплыл. Послушайте звуки воды и покажите, как поплыл Кузя. Дети расслабляются в свободной позе (по выбору), слушают звуки воды и плывут, не сходя с места.

Воспитатель: Оглянувшись вокруг, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса, чаек, реющих над водой в поисках пищи, ласковые волны. На душе у него стало радостно. Так он плавал, пока его не выбросило на берег. Погревшись на солнышке, слоненок незаметно уснул под равномерный шорох волн. Проснулся от соприкосновения чьих-то ласковых рук. Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки, которая говорила: «Это чудо! Настоящее чудо!» На него никогда никто не смотрел с такой любовью. Никогда он не слышал столько похвал в свой адрес. Никто не держал его в руках так осторожно и заботливо. И Кузя почувствовал себя самым прекрасным слоненком из всех слонят на свете!

Вы можете почувствовать состояние слоненка? Покажите, как он себя чувствует. Дети показывают.

Давайте, нарисуем слоненка таким, каким вы его видите — счастливого или грустного. Постарайтесь показать, как изменились его глаза, бровки, хоботок, какие он стал делать движения руками и ногами, даже может хвостиком. Работа детей (под песенку « Розовый слон»).

Обсуждение. Дети сами вывешивают свои работы. После короткого просмотра дети делают вывод: «Доброта всегда изменяет всё вокруг: и животных и людей и всё-всё-всё. Тогда хочется бегать, скакать, веселиться и громко-громко смеяться».

Да, дети, и я тоже желаю, чтобы вас в жизни окружали только добрые, понимающие детские души, взрослые люди.

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 20th Май, 2016
Вы находитесь:

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.


Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Дети раскладывают фотографии, воспитатель задает им вопросы:

– Кто самый старший в вашей семье?

– Кто самый младший?

– Кто кому мама?

– Кто кому сын?

– Для мамы ты кто?

– Для бабушки?

– Для брата?

– А кто в семье может быть старше дедушки? (Ответы детей.) Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.

Незнайка. Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе.

Воспитатель. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним их.

Дети. При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Вся семья вместе – и душа на месте.

Воспитатель. Что бы вы, ребята, хотели пожелать своей семье? (Ответы детей.)

Незнайка. Мне так понравилось, как вы рассказывали о своих семьях, что очень захотелось побывать у кого-нибудь из вас в гостях.

Воспитатель. Ребята, вы бы хотели пригласить Незнайку в гости в свою семью?

Незнайка. Я с удовольствием приду в гости ко всем ребятам по очереди. А сегодня мне хотелось бы познакомиться с семьей Андрея, ведь он так интересно и подробно рассказал обо всех своих родных.

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. Материал для поделок вы можете выбрать сами на свой вкус.

Дети мастерят подарки.

3. Удивительные предметы

Программное содержание. Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина карточки пустая. Картинки «домино»: на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной им посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель с помощью детей делит все картинки на две группы: картинки с предметами природного и картинки с предметами рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира педагог оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между детьми.

Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный названному предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает его с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы и т. д.). Задание считается выполненным, когда дети найдут все пары предметов.

Задание 2. Картинки «домино» (на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира) раздают детям. Первый ребенок выкладывает свою картинку, следующий подставляет свою картинку с изображением предмета природного или рукотворного мира (по принципу игры «Домино», например, стрекоза – часы – петух – подъемный кран – жираф – кит и т. д.). Задание считается выполненным, когда все карточки разложены в цепочку.

Задание 3. Каждому ребенку предлагаются две картинки. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет) и рассказать о них.

Задание 4. Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина пустая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустой половине карточки тот объект природы, по подобию которого человек создал предмет, изображенный на другой половине (например, поезд – сороконожка, автомобиль – крокодил).

Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.

4. Как хорошо у нас в саду

Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

Материал. Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Совсем недавно вы, ребята, рассказывали о своих семьях, где вам хорошо и где все вас любят. А вы знаете, что у всех у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми? Что же это за вторая семья? Кто догадался? (Это детский сад.) А вы любите свой детский сад? Любите приходить сюда? Расскажите, зачем вы приходите в детский сад? Что вам нравится, и, возможно, не нравится в детском саду?» (Ответы детей.)

Педагог показывает детям карточки с изображениями разных эмоций и предлагает выполнить задание: «В детском саду, как и дома, у вас бывает разное настроение: вы то веселитесь, то грустите, то удивляетесь чему-то, то сердитесь и снова радуетесь. Возьмите любую карточку, внимательно посмотрите на изображение эмоций и вспомните какой-либо случай, когда у вас было такое настроение в детском саду». (Рассказы детей.)

Вос питател ь. Мы уже выяснили, что всем вам нужен детский сад. А кому еще кроме детей нужен детский сад? (Родителям, людям, работающим в нем, нужен всему городу.) Объясните, почему детский сад нужен родителям? Сотрудникам детского сада? Всем горожанам? (Ответы детей.) Много ли в нашем городе детских садов? (Да.) Все детские сады одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Чем они отличаются? (Внешним видом здания, игровыми площадками…) Если человек в первый раз идет в детский сад и не знает, где он находится, что он должен знать, чтобы отыскать детский сад? (Название, номер детского сада и его адрес.) А вы все это знаете? Назовите. (Ответы детей.) Хорошо ли вы знаете свой детский сад? Знаете ли вы назначение различных помещений детского сада? Людей, работающих в нем? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю поиграть в игру-соревнование «Кто лучше знает свой детский сад».

Дети делятся на две команды, воспитатель задает вопросы по очереди каждой команде; за каждый ответ присуждаются очки, в конце подсчитывается их количество и награждаются победители.

Задание 1. Воспитатель демонстрирует фотографии помещений детского сада. Дети должны узнать помещение, назвать его и перечислить тех, кто там работает.

Задание 2. Расставить знаки-символы помещений детского сада на плане детского сада (кто быстрее).

Задание 3. Назвать деревья, растущие на территории детского сада (кто больше назовет).

Задание 4. Игра «Что лишнее?»: на картинке с изображением представителей разных профессий зачеркнуть профессию, которой нет в детском саду.

Задание 5. Дидактическая игра «Угадай профессию». Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется (половник – повар; посуда – помощник воспитателя; мячи – педагог по физкультуре; пианино – музыкальный руководитель; стиральная машина – прачка; градусник – медсестра; молоток – плотник и т. д.).

Задание 6. Назвать права (на игру, на занятия, на прогулку, на заботу и т. д.) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям) детей в детском саду.

Задание 7. Перечислить, чем старшие ребята могут помочь малышам, что для них могут сделать.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете свой детский сад, любите его и, надеюсь, запомните его на всю жизнь, ведь здесь проходят самые замечательные годы – годы детства. А хотелось бы вам, чтобы детский сад наш стал еще лучше? Представьте, что у вас есть все возможности, что вам захочется – все сбудется. Закройте глаза, расслабьтесь, помечтайте и расскажите о том, что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше.

Звучит тихая музыка. Дети рассказывают о своих мечтах.

5. Путешествие в прошлое книги

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

Материал. Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадки:


Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней!

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

Затем предлагает ребятам осмотреть подготовленную им заранее выставку книг, обращает внимание на их красочность.

Воспитатель. Что это? Для нужны книги? (С помощью книг передают знания, информацию.) Кто делает книги? Человек делает книги вручную? (Книги создаются с помощью машин в типографии.)

Педагог показывает иллюстрации с изображением печатных станоков разных времен, рассматривает их вместе с детьми.

Воспитатель. Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров. Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показывает), в которых есть замечательные картинки.

Затем проводится игра «Что было, что будет». Детям предлагается из картинок составить цепочку: от прошлого к настоящему книги. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Проводится игра «Как я берегу книгу».

Педагог просит детей выбрать из предложенных сюжетных картинок картинки, на которых изображено правильное, бережное отношение к книгам и назвать правила обращения с книгами (не рвать, не рисовать на книгах, не загибать страницы). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Воспитатель предлагает детям пройти в уголок книги и проверить, хорошо ли живется книгам в группе.

Марина герасина
Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром в подготовительной группе «Осторожно, улица!»

Цель : предостеречь от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности , осмотрительности; учить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.

Мы живем в огромном многоликом мире людей. Мы хорошо знаем всех, кто живет в нашем городе, кого мы встречаем на улице . В мире есть люди добрые, умные, которые не делают никому зла. А есть люди, которые грабят, убивают людей, воруют детей. Поэтому надо научиться разбираться в людях, быть внимательными и осторожными .

Лучше всего не контактировать с незнакомыми людьми, потому что злые люди бывают очень хитрыми, они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими детей, а на самом деле строят коварные планы. Никогда не заговаривай с незнакомыми и пьяными людьми. Не принимай от незнакомых угощение, потому что незнакомец….

Чтоб ребёнка усыпить,

Фанту даст ему попить,

В очень вкусные конфетки,

Сунет сонные таблетки,

Принесёт наклеек пачку

И отравленную жвачку.

Ребята, вспомните, в каких сказках были ситуации, когда доверчивых героев обманывали хитрые и коварные злодеи?

«Колобок» , «Волки и семеро козлят» , «Буратино» , «Сказка о мертвой царевне» , «Иванушка-дурачок» , «Кот, петух и лиса» .

Из сказок вы знаете, что злодеи очень изобретательны и знают 1000 и один способ, как обмануть свою жертву. Поэтому, чтобы с тобой не случилось ничего плохого, запомни следующие правила.

1. Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко, беги к ближайшему людному месту : к магазину, к остановке и т. д.

2. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь : «Помогите! Меня уводит незнакомый человек!»

3. Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых. Даже сняться в кино.

4. Никогда ни ходи с незнакомым взрослым и не садись с ним в машину.

5. Не ходи в безлюдном месте.

6. не гуляй до темноты.

7. Не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.

8. Умей проявить смелость, находчивость в случае, когда тебя пытаются украсть.

Вспомните, ребята, в каких случаях героям удалось обхитрить и победить коварных злодеев?

«гуси-лебеди, Жихарка, три поросенка, царевна-лягушка и др.»

Игра «Похитители и находчивые ребята» .:

Дети делятся на 2 команды : похитители и находчивые ребята, так, чтобы в каждой команде было поровну, на одного злоумышленника один ребёнок.

Правила : похититель может любым способом тащить похищенного; тот, которого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом.

Дети играют несколько раз, меняясь ролями. Драться и кусаться не разрешается.

Каждый грамотный ребёнок,

Должен знать ещё с пелёнок :

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо : НЕТ!

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твёрдо : НЕТ!

Позовут лететь к луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ :

Ты ответить должен НЕТ!

- Улица таит много опасностей. В новостях по телевидению часто передают, что участились террористические захваты людей, взрывы в общественных местах. Поэтому следует запомнить :

БЕЗ ВЗРОСЛЫХ ДАЛЕКО ОТ ДОМА НЕ УХОДИТЬ!

Если ты увидишь на улице , в троллейбусе, в трамвае, в магазине какой-нибудь предмет : коробку, сумку, сверток, пакет – не трогайте его. В нём может оказаться бомба.

Но иногда бывает, что вы идете в магазин с мамой или папой. И заглядевшись на витрины, теряете друг друга. Что делать, если ты потерялся? Давайте разыграем такую ситуацию.

Я предлагаю вам варианты ответа, попробуйте выбрать верный.

Везде бегать искать родителей;

Стоять на месте где потерялся;

Обратиться к полицейскому или продавцу;

Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет и ищет тебя;

Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с твоим домом, что он тебя проводит;

Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение полиции;

Попросить прохожего позвонить по сотовому телефону в полицию и сообщить, что ты потерялся и объяснить где ты находишься;

Можно подумать, что на улице много опасностей и лучше всего сидеть дома и никуда не ходить. Можно быть дома, но с улицы беда придёт сама к тебе в дом. Поэтому знайте, что ни в коем случае нельзя открывать дверь, если звонят незнакомые люди. Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач, полицейский, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеваться в любую форму.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитер,

Притворился, что монтёр,

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам почтальон.

Он покажет вам пакет

(а под мышкой пистолет) .

Или он надел халат,

А под ним – штук пять гранат,

А за ним спешит «старушка» ,

У неё в авоське пушка.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь.