Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе
на тему «Учимся быть дружными» .
(методы: беседа, тренинги, рассказ, разъяснение, у пражнени я)
Раскрыть сущность понятия «дружба»;
Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.
Формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т.д.
Предварительная работа:
Беседы о дружбе, о друзьях; кого можно назвать другом; какими качествами должен обладать друг и т.п.
Ход занятия:
Я сегодня предлагаю продолжить разговор о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно.
«Модель дружбы»
– Что значит дружить?
– Кого называют другом?
– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.
– Какого она цвета?
– Как она пахнет? (вкусный, ароматный, приятный, нежный)
– Какая она на вкус? (сладкий, вкусный)
– А если ее потрогать, то какая она на ощупь?
– С какой погодой связывается дружба?
– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?
– А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.
“Подарки друг другу”
Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу.
Я подарю Кате цветок, он замечательно пахнет.
(Дети воображают, и дарят подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)
– Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
– Хотели бы вы, чтобы у вас было много-много друзей.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Тренинг эмоций (рисунки на доске)
Жили-были две загадочных подружки: Плакса, и Веселушка.
Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.
– Покажите, как они себя ведут.
– Какую из двух подружек вам было приятнее изображать? Почему?
1) Поведенческий тренинг
– А как можно помочь Плаксе?
(выбирается ребенок, изображающий Плаксу, остальные успокаивают)
2) Поведенческий тренинг
– А как можно помочь Злюке? (выпустить злость в шарик)
(аналогично)
– Как вы думаете, почему такие разные девочки смогли подружиться? (на земле много людей и все люди разные, но они дружат между собой, потому что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы и т.д.).
А сейчас я вам хочу предложить послушать рассказ «Друзья».
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Артём и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
– Давай, – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Артём заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Артём.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть!
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем, – сказал Артём.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Артём. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня с Денисом дружу!
– Можно ли Артёма назвать другом Саши или Дениса? Почему?
– Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушку, книгу, и.т.д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?
– Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.
– В дружбе ценится бескорыстие.
Только благодаря этому качеству человек, не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но и благодарно принимать ее, т.е. быть благодарным.
Физминутка (на усмотрение воспитателя)
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
ихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь
Игра «Закончи предложение»
– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
– Я сержусь на друга, когда…
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
– Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я доволен другом…
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
– Я доверяю другу во всем
Упражнение “Мир, любовь и добро”
“Мир, любовь, добро – всем, кто слева от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто впереди меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто позади меня”
Конечно, нам с вами еще нужно немного поработать, чтобы про нас могли сказать: «Какие дружные ребята!»
Скоро вы уйдете из детского сада в школу. Вот вам мое пожелание:
Давайте, дети,
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами…
Лепка : на тему «Подарок моему другу».
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе: «Театр вежливости»
Программное содержание:
Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы) , что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Оборудование: Декорации и атрибуты к инсценировке рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» , касса, билеты.
Предварительная работа: Чтение детям рассказов В. Осеевой «До первого дождя» , «Просто старушка» , «Волшебное слово» , Л.Н. Толстого «Косточка» , «Котенок» , Н.Носова «Карасик» .
Методические приемы: Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, игра-драматизация.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить
Значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.
Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям.
Рассказы детей.
Молодцы, ребята, У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Н. Носова, Л.Н. Толстого, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы
хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.
Ответы детей.
«До первого дождя» мы узнали о жадной девочке, которая не захотела укрыть подружку своим плащом, чтобы та не промокла под дождем. Я считаю, что она поступила очень плохо, и на ее месте я никогда бы так не поступил и сделал бы все, чтобы выручить своего товарища.
«Косточка» мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешение съесть сливу или подождал бы, когда мама сама предложила бы мне ее.
Из рассказа Льва Николаевича Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.
Из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна.
Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами отправимся в «Театр вежливости» и посмотрим инсценировку рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово» . Но чтобы получить билеты в этот театр, нужно вспомнить вежливые слова.
Внимание, внимание!
Театр открывается!
К началу все готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
(Ребенок - «кассир» продает билеты в театр. Дети по одному подходят к кассе, читают стихотворения, получают билеты) .
Добрый день.
- Добрый день! - тебе сказали
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали - Теплоты и доброты.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста» , Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
Здравствуйте.
Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «Спасибо» .
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Будьте добры.
Будьте добры, - это я говорю по секрету.
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте скорее добры...
Инсценировка рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово» . Роли исполняют дети.
Как называется это произведение и кто его автор?
- «Волшебное слово» Валентины Осеевой.
Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику?
- «Пожалуйста» .
Как изменило Павлика эго слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?) .
Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово «пожалуйста» , обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.
Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово?
Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.
Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Я рада, что вы правильно поняли тему этого рассказа и тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 Воспитатель: Ковалева О. А.
Ежова Юлия Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 "Земляничка"
Населённый пункт:
посёлок Центральной усадьбы совхоза "Озёры" Озёрского района Московской области
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Неделя по духовно–нравственному воспитанию в старшей группе"
Дата публикации:
27.05.2018
Раздел:
дошкольное образование
Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию детей
подготовительной к школе группы «Вишенка»
в рамках региональной инновационной площадки
«Маленькими шагами в большой мир добра»
1 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «Я И ДРУГИЕ».
Постижение истины: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы отно-
сились к тебе».
Познавательный компонент: познакомить воспитанников с основами соблю-
дения этикета, с нормами поведения с взрослыми и сверстниками; расширить пред-
ставления о многообразии социальных ролей, о собственных правах и обязанностях.
Объяснить детям, что дружеское отношение зависит от того, как ребята обращаются
с другими, умеют ли быть дружными, приветливыми, интересными собеседниками и
партнёрами в игре. Расширить представления о дружбе, о гражданственности, госте-
приимстве, о гендерной принадлежности. Закреплять этические представления, под-
водить к понятию интеллигентность, порядочность.
Развивающий компонент:
ников, развивать коммуникативные навыки: вести конструктивный диалог – догова-
риваться, планировать действия, распределять роли, проявлять формы вежливого об-
ращения и т.д. Способствовать развитию у детей чувства ответственности за другого
человека, общее дело, данное слово. Развивать у детей способность рассуждать, вы-
ражать себя в разных социальных ролях.
Воспитательный компонент: формировать положительный образ группы
как носителя моральных норм. Воспитывать терпимость и уважение к взрослым и
детям, независимо от их физических особенностей. Воспитывать дружеские взаимо-
отношения между мальчиками и девочками, прививая положительные черты харак-
тера. Воспитывать умение общаться с взрослыми
сверстниками закрепляя формулы
словесной вежливости.
«Наша группа».
Беседы: «Общение мальчиков с девочками», «Мои друзья», «Кто придумал
Цели: обратить внимание детей на особенности характера и поведения сверст-
ников в группе. Формировать способность детей понимать необходимость учитывать
настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость,
выразить восхищение). Воспитывать дружеские взаимоотношения между мальчика-
ми и девочками, прививать положительные черты характера.
Игры – беседы: «Кто мы?», «Где ты живёшь?», «Что чувствует твой друг?»,
«Добрые поступки».
Цели: дать представления о детях разного возраста; мальчиках и девочках.
Формировать способность у детей различать по мимике, жестам разные эмоциональ-
ные состояния. Познакомить с элементарными правилам культурного поведения в
среде детей. Развивать коммуникативные навыки у воспитанников. Формировать
умения детей выделять добрые поступки по отношению друг к другу (в жизни, на
картинках, в литературе), выражать к ним своё положительное отношение. Выделять
плохие поступки.
Чтение «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский
Цели: дать детям представления о возможных негативных последствиях для
других детей своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем,
Музыкально-литературная композиция «Венок дружбы».
Цели: иметь представления о жизни детей в других странах, об играх, люби-
мых занятиях. Формировать у детей понимание, что нельзя дразнить других детей,
давать прозвища.
Подвижные игры: «Мы – хорошие ребята», «Вспомни имена своих друзей».
Цели: формировать у детей способность сохранять жизнерадостное настрое-
ние, быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оцен-
ке окружающих, проявлять доверие к миру. Формировать умения у детей играть
дружно, сообща, способствовать активизации речи детей.
«Люди вокруг нас».
Беседы: «Как быть послушным», «Будь внимательным к старшим», «Все начи-
нается со слова «здравствуй»», «Всегда будь вежлив».
Цели: объяснить детям, что поведение по отношению к старшим должно зави-
сеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предло-
жить помощь, заботу). Воспитывать умение общаться с взрослыми, закрепить фор-
мулы словесной вежливости.
Познавательная минутка «Труд взрослых работающих в детском саду».
Цели: объяснить детям, что трудом взрослых людей создано богатство окру-
жающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование; благо-
даря усилиям людей осуществляется охрана природы. Развивать у детей способ-
ность рассуждать, выражать себя в разных социальных ролях.
Дидактические игры и игровые ситуации: «Вежливый ручеек», «Кто кому
уступит место», «У меня зазвонил телефон», «Как сказать, чтоб не обидеть».
Цели : способствовать формированию разнообразных форм словесной вежли-
вости, закреплять навыки поведения в общественном транспорте, закреплять навыки
телефонного этикета.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад встречает гостей».
Цели: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развора-
чивать сюжет; развивать интерес и уважение к работникам детского сада, а так же
закрепить навыки приветствия.
Решение проблемных ситуаций: «Как помирить поссорившихся членов семьи
(друзей)?», «Как порадовать друга?».
Цели: развивать у детей чувство эмпатии, формировать у детей знания о
способах проявления заботы о других людях.
«Разговор о дружбе»
Беседы: « Умеешь ли ты дружить», «Если с другом вышел в путь», «Если забо-
лел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги».
Цели:
продолжать
формировать
дружеские
взаимоотношения,
закреплять
представления о дружбе, товариществе.
2 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ».
Постижение истины : «Золото и серебро не стареют, отец, и мать цены не
Познавательный компонент: познакомить детей с понятием «семья»; закре-
пить знания полных имен членов семьи; закрепить умение определять наименование
родственных отношений между близкими членами семьи. Формировать у детей
представления о важности мира семьи для человека, о ценности внутрисемейных от-
ношений («Как хорошо иметь семью!»). Формировать у детей представления о праве
каждого человека на имя, о значении своего имени и происхождении фамилии.
Расширить представления у детей о человеческом качестве «забота».
Развивающий компонент: развивать познавательную активность у воспитан-
ников, развивать коммуникативные навыки: вести конструктивный диалог, развивать
навыки творческого рассказывания, навыки связной речи. Развивать стремление де-
тей проявлять внимание, любовь к членам своей семьи, заботу о них. Развивать
стремление устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи в ро-
дословной
Развивать
поисковую
деятельность.
Развивать
способности к созданию выразительного образа посредствами изобразительной дея-
тельности.
Воспитательный компонент: формировать уважительное, заботливое отно-
шение к своим близким – маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Заложить
в сердца детей чувство благодарности членам своей семьи за жизнь на этом свете.
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать по-
сильную помощь близким. Раскрыть яркое чувство любви к ним. Дать эмоциональ-
ные впечатления о том, что все люди в мире – одна большая семья. Совершенство-
вать поведенческий духовный опыт детей: проявлять чуткость, любовь к матери, за-
боту о ней.
«Моя дружная семья».
Беседы: «Что такое семья», «Выходной день в нашей семье».
Цели: Объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое
любимое и надёжное место на земле. Воспитывать любовь и уважение к старшим:
бабушке, дедушке, маме, папе.
Рассматривание картин из серии «Моя семья».
Цель: закрепить знания о членах своей семьи, а так же умения воспитанников
эмоционально и активно участвовать в диалоге в соответствии с предложенной те-
Познавательная минутка «Я горжусь трудом своих родителей».
Цели : дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать уважи-
тельное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близ-
Викторина «Что ты знаешь о родителях?» (о бабушках и дедушках?)
Цели: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут
вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивать чувство гордости за
свою семью.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семья на отдыхе», «День рождения».
Цели: формировать у детей обобщенное представление о семье. Побуждать
детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение детей взаимо-
действовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, добро-
желательное, заботливое отношение к членам семьи.
Настольно-печатные игры: «Моя семья», «Мамины помощники», «Кто есть
кто?», «Кто старше?», «Моя родословная».
Цель: развивать стремление детей проявлять внимание, любовь к членам сво-
ей семьи, заботу о них, стремление устанавливать причинно-следственные связи
между членами семьи.
Игровая ситуация «У нас в гостях бабушка и дедушка».
Цели: развивать способность у детей сравнивать людей разного возраста и
пола, выделяя при этом некоторые их особенности. Воспитывать чувство семейной
сплочённости.
Беседы: «Моя любимая мама», «Чем можно порадовать маму».
Цели: воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим
поступкам. Развивать способность у детей понимать связи между поведением детей
и соответствующими чувствами взрослых. Формировать умение у детей поддержи-
вать диалог.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Праздник для мамы» и
т.д. Цели: формировать у детей обобщенное представление о семье. Побуждать де-
тей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение детей взаимодей-
ствовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, доброже-
л а т е л ь н о е,
з а б о т л и в о е
о т н о ш е н и е
ч л е н а м
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цели: согласовывать имена прилагательные с именами существительными в
роде, числе и падеже. Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме.
Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство
благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами.
Дидактическая игра «Что умеет наша мама!».
Цели : правильно употреблять в речи имена существительные в творительном
падеже; называть действия, схожие по ситуации. Развивать у детей доброе отноше-
ние и любовь к своей маме.
Чтение Барто А. «Разлука», Саконская Н. «Разговор о маме», Емельянов Б.
«Мамины руки».
Цели:
воспитывать
произведениям,
пересказывать
рассказы, высказывать свое отношение к прочитанному.
Познавательная минутка «Материнская любовь – бесконечное самоотвержен-
ное и бескорыстное служение своим детям».
Цели: объяснить детям, что мать всегда готова понять и простить своих детей,
отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную
любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика.
Пословицы: «Матери
нская молитва со дна моря вынимает», «Нет роднее дружка, чем
родная матушка».
3 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «ДОБРОТА ИСТИННАЯ»
Постижение истины: «За добром пойдешь - добро и найдешь».
Познавательный компонент : познакомить детей с понятием «доброжелатель-
ность»; расширить представления о том, что доброжелательность бывает настоящая
и избирательная. Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и
плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом.
Развивающий
компонент:
диалогическую,
способность на основе произведений давать оценку поступкам литературным геро-
ям. Развить внимание, усидчивость; воображение, изобразительные навыки.
Воспитательный компонент : воспитывать стремление к доброделанию и до-
бролюбию. Вызвать тяготение души ребенка к творению добра в естественной жиз-
ни. Воспитывать доброту, честность, скромность, вежливость.
Беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Что такое хорошо и что та-
кое плохо», «Доброта ложная, доброта истинная».
Цели: научить детей быть внимательными к окружающим взрослым и сверст-
никам, родным; обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут по-
радовать близких; развить диалогическую речь детей.
Ситуативный разговор о хороших и плохих поступках в течение дня.
Цель: расширение словаря за счет слов – понятий «хороший - плохой», «до-
брый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый».
Словесная игра «Превращение «злых слов в добрые».
Цели: формировать основы речевой культуры. Совершенствовать практику
взаимного общения детей, используя «язык добра».
Дидактическая игра «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-
следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать доброту,
честность, скромность, вежливость. Развивать у детей способность поддерживать
Чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.
Цели: расширить представления детей о доброте, добрых поступках. Разви-
вать способность самостоятельно проявлять свое стремление к высказываниям.
Чтение: А. Барто «Вовка – добрая душа».
Цели: развивать способность на основе произведений давать оценку поступ-
кам литературных героев.
Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Цель: поупражнять детей в употреблении вежливых, добрых слов, используя
выражения, мимику, позу.
Сюжетно-ролевая игра «Службы помощи».
Цели: развить игровой диалог, игровое взаимодействие; научить отображать в
играх добрые поступки окружающих людей, формировать способность играть детей
сообща, активизировать активный словарь детей.
Игра «Я не должен - я должен».
Цели: формировать умение оценивать свои поступки и поступки других лю-
дей. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстни-
кам, окружающим людям. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Хорошо - плохо».
Цели: развить внимание, усидчивость; научить ясно выражать свою мысль,
оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Рисование «Какого цвета доброта?» (смешивание красок), готовим подарки для
именинников (аппликация, коллаж, рисование пожеланию детей).
Цель: развить воображение детей, изобразительные навыки. При анализе акти-
визировать речевые способности детей.
Разрешение проблемных ситуаций: «Награда за добро», «Что надо Бабе Яге,
чтобы стать доброй?».
Цели: создавать настроение радости и удовольствия от собственных добрых
поступков, вкладывать в детей чувство любви и доброты и заботы об окружающих
людях, своих сверстников.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цели: формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих
поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать
щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим
людям, чувство взаимопомощи.
Развлечение «Дарите людям доброту».
Цели: уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжела-
тельность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки
окружающих; стимулировать развитие образного мышления и творческого вообра-
жения дошкольников; воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отно-
шение к окружающим. Создать бодрое, эмоциональное настроение, активизировать
речевую сферу воспитанников.
4 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «РАДОСТЬ ПОСЛУШАНИЯ».
Постижение истины: «Родителей нужно слушаться не только потому, что
они умнее, опытнее, и лучше знают жизнь, а просто, потому что они дети своих ро-
дителей».
умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает сове-
тов старших, делает все по-своему. Непослушание – как с ним бороться. Значение
пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».
Познавательный компонент: формировать представление о послушании и
непослушании,
показать
необходимость
послушания
возможности
избежать
многих неприятностей, скорбей, несчастий. Продолжать знакомить с русским народ-
ным песенным творчеством.
Усвоить общий урок: герой попадают в беду из-за непослушания.
Развивающий
компонент:
способствовать
развитию
нравственно-волевой
сферы детей, понимания необходимости управлять своими желаниями и поведени-
ем: помочь детям понять, что непослушание - причина бед. Способствовать разви-
тию нравственно-волевых качеств, выдержки и взаимовыручки. Развивать у детей
мотивацию к послушанию взрослым. Развивать у детей умение думать, сравнивать,
анализировать поступки литературных героев.
Воспитательный компонент: воспитывать послушание на основе любви и
уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать,
помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Создавать условия для
формирования нравственных моделей поведения, таких как: дружба, взаимовыручка,
послушание.
Беседы: «Послушание - умение слышать», «Непослушание - как с ним бороть-
Цель: формировать представления о послушании. Воспитывать послушание
на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия,
умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Чтение: «Кот и петух», «Гуси лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Ива-
нушка» (на выбор).
Цели : на примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание -
причина бед. Учить детей быть послушными, приветливыми.
Литературный ряд: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралий-
чев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. По-
ляков «О послушании».
Цель: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение.
Познавательная минутка «Как мы понимаем слова «слышать» и «слушать».
Цель: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение. Закрепить уме-
ние детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать по-
Игровой досуг «Послушным каждый может быть».
Цели: формировать представление о послушании и непослушании, показать
необходимость послушания как возможности избежать многих неприятностей, скор-
бей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки ли-
т е р а т у р н ы х
г е р о е в.
Осмысление заповеди о послушании:
Послушанье – дело Божье.
Стать послушным каждый может.
Слушай старших, отца и мать – Бог даст тебе благодать!
5 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «О МИЛОСЕРДИИ И СОСТРАДАНИИ».
Постижение истины : «Сердце может быть милым, умеющим любить и по-
нимать страдания других людей». «Истинное милосердие – это желание приносить
пользу другим людям, не думая о вознаграждении».
ную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то не-
счастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и пережи-
вает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.
Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов
прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он
старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.
Сострадание – главный аспект любви.
Любим некоторых, но сострадаем ко многим. Без сострадания мир погрузился
бы во тьму и зло.
Сострадание – вектор любви направленный к несовершенству.
Любить можно нечто совершенное, а к тому, что далеко от совершенства и не
вызывает восхищения нужно иметь сострадание или чувство сопричастности к стра-
дающим в окружающем мире.
Познавательный компонент : осмысление детьми понятия «милосердие» как
основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улуч-
шающего жизнь человека и общества.
Развивающий компонент: развивать социальную сферу у дошкольников, фор-
мировать способности к сопереживанию, милосердию, состраданию и адекватному
проявлению этих чувств.
Воспитательный компонент : воспитывать у детей милосердие и сострада-
ние, человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие, оказывать
внимание к близким людям и уважение к взрослым.
Беседа «Милосердие и сострадание».
Цели: дать представление о милосердии и сострадании. Раскрыть понятия
«милосердие и сострадание». Создать ситуацию для осознания личностного опыта.
Размышляем вместе с детьми «Что для меня означает слово милосердие».
Цель: подвести детей к пониманию, что истинное милосердие – это желание
приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
Познавательная минутка «Проявим милосердие к другим, и совесть, душу веч-
но сохраним…».
Цели: формировать у дошкольников представление о содержании данной эти-
сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искрен-
Игра «Солнышко милосердия».
Цель: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему
того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
«Сердце на ладошке»
Постижение истины: «Внутренняя красота делает человека добрым, любящим,
заботливым, дружелюбным, такой человек приятен, с ним хочется дружить, даже
если его лицо некрасиво». «Любовь – это единственная сила, способная превратить
любого врага в друга».
Познавательный компонент : дать детям представление о красоте внутренней
и внешней, любви.
Развивающий компонент: развить чувство композиции, эстетический вкус у
дошкольников, чувственное восприятие у воспитанников. Развивать понятийный
аппарат детей в области человеческих отношений.
Воспитательный компонент : воспитывать культуру сердца, умение видеть
мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца». Воспитывать в детях любовь,
ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочён-
ности, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отноше-
нием к ним.
«Красота человека и его души».
лей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются слова и поступ-
ки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут красивыми. А
если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки перестают быть красивы-
Беседы: «Красота мира вещей и предметов», «Красота человека: внутренняя и
внешняя», «Красота природы», «Красота произведений мира искусств».
Цели : формировать основы этической культуры, Прийти к пониманию, что от
красоты всем становится радостно на душе (появляется радость внутри), человек
становится добрее и тоже хочет сделать что-нибудь красивое в жизни.
Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружаю-
щего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов
с моделями женской, мужской, детской одежды и рассказывание.
Цели: упражнять детей видеть красоту вокруг себя, восхищаться ею, способ-
ствовать обогащению представлений у детей об окружающем мире. Познакомить де-
тей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настрое-
ния в произведениях литературы, живописи, музыки.
Познавательная минутка «Что мы видим вокруг себя».
Цели: помочь испытывать чувство радости от того, что живем на красивой
земле. Показать удивительную красоту мира, яркость и разноцветие человеческой
жизни. Возбудить чувство любви к близким и другим людям.
Наблюдения на прогулке: «Как прекрасен этот мир», «В поисках красоты»,
природный мир бывает разным» и т.д.
Цели: упражнять детей в умении замечать красоту вокруг себя, в природных
явлениях, наблюдать за объектами живой и неживой природы; развивать чувствен-
ное восприятие у воспитанников.
Игровой–досуг «Как прекрасен этот мир – посмотри!»
Цели: учить детей видеть слышать и понимать красоту мира через сердце,
свою маленькую душу.
Чтение: «Сказка о Четырех Царствах» (царство растений, царство животных,
царство птиц, царство людей).
Цели: осознать гармонию и целостность жизни на Земле. Воспитывать культу-
ру сердца, умение видеть мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца».
Свободный разговор «Что такое душа человека?»
Цели : формировать интеллектуальную культуру через расширение понятийно-
го аппарата детей в области человеческих отношений. Совершенствовать практиче-
ский опыт проявления сердечной доброты и любви к окружающим людям, природе,
Размышляем вместе с детьми: «Как должна быть устроена жизнь человека,
чтобы ее можно было назвать красивой?», «Если у человека красивая душа, как это
отражается на его жизни и его поступках?»
Цели: прийти к пониманию, что внутренняя красота человека начинается с
красивых мыслей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются
слова и поступки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут
красивыми. А если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки перестают
МАДОУ ДС № 88 «Одуванчик» г. Нижневартовск.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «В гости Алёнушка пришла»
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданствен-ности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России. Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно — патриотическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Программное содержание:
Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей освоих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.
Материал и оборудование: круги с грустными и весёлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья», «генеалогическое древо» семей.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание «генеалогических древ», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: — Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни — о семье. Почему о семье? Потому что семья — это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придёт девочка, и зовут её Алёнушка. Ребята — это ласковое имя Алёнушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви. (Стук в дверь). А вот и Алёнушка пришла. Входит Алёнушка (ребёнок).
Воспитатель: — Здравствуй, Алёнушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам. Ребята, Алёнушка пришла послушать рассказы о ваших семьях.
Алёнушка: — Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Дети образуют круг).
Алёнушка: — Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Алёнушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (Дети называют своё имя:Мишенька, Катюша, Настенька).
— Какие красивые у вас имена, ребята.
Воспитатель: — У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (Они добрые, заботятся о нас).
— А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос).
— Как ты обычно называешь маму? Папу?
— Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
— Как называют маму подруги?
— Как называют папу друзья?
— Как твою бабушку называют другие люди?
— Кто в вашей семье старший?
— Как ты называешь мамину маму?
— Как ты называешь папиного отца?
— Ты для бабушки кто?
— Кто для тебя бабушкин сын?
— Кто для тебя бабушкина дочка?
— Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.
Алёнушка: — Ребята, а что такое семья?
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель: — Семьи, Алёнушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.
Алёнушка: — Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы — самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
Воспитатель: — Да, Алёнушка. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.
Игра «Продолжи пословицу».
— В гостях хорошо,…… а дома лучше.
— Не красна изба углами,…… а красна пирогами.
— Каково на дому,…… таково и самому.
— Дети не в тягость,…… а в радость.
— Когда семья вместе…… и душа на месте.
— Всякой матери…… своё дитя мило.
— Мать кормит детей, как земля людей.
— Семья – это…… семь Я.
Воспитатель: — Алёнушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с
родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».
— Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это?
Дети: — Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
Воспитатель: — Как вы думаете, почему?
Дети: — Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Воспитатель: — Алёнушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.
Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.
Алёнушка: — Да, как сложно нам детям разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.
Воспитатель: — Да, Алёнушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребёнком садятся на стульчики).
Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»
Ребёнок. — Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. — Ты Федина дочка, моего сыночка.
Ребёнок. — Мой папа большой, и совсем не сыночек!
Бабушка. — Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
Ребёнок. — Да разве у дочки мы были? У тёти!
Бабушка. — Тётю твою, я в люльке качала…
Ребёнок. — Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто мне Наташа и два её братца?
Бабушка. — Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…- Хитрое дело…
Ребёнок. — Бабушка, что — то у нас пригорело!
Бабушка. — Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!
Воспитатель: — Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие поступки, грустное — плохие. Начинаем!
Игра «Хорошо – плохо».
Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.
Алёнушка: — Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.
Воспитатель: — Алёнушка, я предлагаю сделать шуточную семейную фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.
Алёнушка:
— Я спрошу у вас друзья:
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку
Все семейные загадки.
Воспитатель:
— Кто хозяин в доме первый?
На ком держится семья?
«Мама», — скажете, наверно!
Мальчик: Это папа, это я. (Ребёнок поднимает за картиной ширмочку и показы-вает своё лицо в прорезанное отверстие).
Воспитатель:
— Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей не чуточку, не лень!
Её любит вся семья!
Девочка: — Это мама, это я!
Воспитатель:
— Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?
Девочка: — Это наша бабушка!
Воспитатель:
— Кто на машине нас прокатит?
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит,
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним скуки нет!
Кто же это?
Мальчик: — Конечно дед!
Воспитатель:
— Кто по утрам идет учиться?
Он получать оценки рад!
Мальчик: — Конечно это старший брат!
Воспитатель:
— У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички.
Девочка: — Конечно, это я, сестричка!
Дети заполняют прорезанные отверстия фото-картины.
Воспитатель:
— Мы все загадки загадали
И обо всех сейчас узнали
И что вы скажете, друзья.
Дети:(хором)- Что это дружная семья!
Алёнушка:
— Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель:
— Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.
Рефлексия.
Воспитатель:
— Что вам понравилось на занятии?
— Что же такое семья?
— Какой должна быть семья?
Звучит песня «Светит солнышко для всех».
Алёнушка приглашает детей на чаепитие с вкусными домашними пирогами.