Сценарий развлечения в старшей группе "Этикет и вежливость"
До начала мероприятия звучит спокойная музыка
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.
Песня «Улыбка»
Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний) ,
рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.
Игра «Приветствие» .
Звучит музыкальный фон
- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.
Как ты тут? - хлопают по плечу.
Где ты был? - дёргают за ухо.
Я скучал! - руки к сердцу.
Ты пришёл? - развести руки.
Хорошо! – обнимаются.
Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»
звучит музыка.
I. Этикет и вежливость.
Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.
Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.
Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.
Что значит слово «вежливость» ?
Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести
Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.
Игра- кричалка-путаница
В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…
А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…
Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?
Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?
Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.
Мимо урны без труда бросим фантики мы?
Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.
Мы уступим место?
Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…
Вежливые загадки
1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.
Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)
2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена
Высока, и даже очень, слова этого всегда.
С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,
Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.
Это слово-благодарность за хорошие дела,
Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)
А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.
Игра «Вежливо-невежливо»
Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.
Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.
Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»
Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.
Этикет в театре и на концерте.
Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.
Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.
Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.
Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.
К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.
Этикет в кинотеатре.
В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.
В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.
На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.
На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.
- Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.
Блиц-турнир.
- Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
- Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
- Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
- Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
- Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
- Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
- Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
- Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
- Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
- Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:
– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...
– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!
Прав ли он? И почему?
Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику» .
Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»
воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»
п.Тяжинский. Кемеровская область
Цель: Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.
Упражнять в использовании «вежливых слов», подборе их в соответствии с ситуаций.
Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
Развивающие:
Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.
Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.
Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.
Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо ». Р.С.Буре «Как поступают друзья ». Беседы по книге Е.Черенковой. «Уроки этикета и вежливости ». Чтение худ. лит-ры: В.Катаев. « Цветик-семицветик»; В.Осеева.« Волшебное слово»; С.Маршак «Жадина ». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы»; Цветик –семицветик».
Ход НОД:
В -ЛЬ: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.
Упражнение; « Подари улыбку»
Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите.(в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)
В - ль ; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.
В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)
Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?
Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)
1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости .
Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.
(слайды)
Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»
Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).
Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».
Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)
Картинка « Встреча двух друзей .»
Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)
Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)
О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .
Утром, подойдя к окну
«Здравствуй»! - солнышку кричу
И ещё немало раз
За день повторю;
« Добрый день», иль «В добрый час»
«Вас за всё благодарю».
Друга встречу - то ему
Крепко руку я пожму.
Книгу даришь кому-либо,
Скажет он тебе «Спасибо»
Ты пожалуйста ответь
Улыбнувшись, прошепчи,
Расставаясь с кем-то, где-то,
«До свиданья» говори.
В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.
2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.
А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра).
В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.
1 .Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.).
2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю).
3 . Назовите только слова извинения ( извините, простите, жаль, сожалею).
4 .Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи).
В - ль: Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.
3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков».
Слайды:
ВОПРОСЫ:- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?
Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?
Если съел конфету и у тебя остался фантик?
Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?
Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.
4. В - ль: Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры». Что такое «Хорошие манеры»?
Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.
А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.
Игра» Хорошо - плохо»
В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.
1.Привычка очень громко разговаривать.
2.Неряшливость в одежде.
3.Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.
4.Внимательное, вежливое общение с людьми.
5.Приветствовать знакомых, при встрече.
6.Оскорбление окружающих людей.
7.Уступить место пожилому человеку в транспорте.
8.Мальчики дерутся.
Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.
5. В - ль: Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы».
Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.
Дети: (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).
В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.
А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?
- Друзья познаются в беде.
-Дружбу помни, а зло забывай.
-Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.
-Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.
-Крепкую дружбу и топором не разобьёшь ,
В - ль: О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.
Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.
Ф - ка: Магнит .
В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?
Он притягивает к себе разные железные предметы.
Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.
Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему).
Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.
Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.
6.Лепесток синий - это лепесток «внешний ви д».
Ребята, а что такое внешний вид?
В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.
Какой должна быть одежда? (чистой, удобной).
Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен).
Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.
Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.
Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего:
1.Дорогой. 4.Чистой. 7.Аккуратной.
2.Опрятной. 5.Разорванной.
3.Модной. 6.Новой.
Ребята, так какой должна быть одежда.
(опрятной, чистой, аккуратной)
И тот лепесток вернулся к цветку.
7.Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек».
Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.
Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.
Мыть руки перед едой.
Чистить зубы перед сном.
Грызть ногти.
Пользоваться носовым платком.
Дразнить и обзывать детей.
Стричь ногти.
После сна умываться.
Расчесываться.
Ковырять в носу.
Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка).
Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета.
Стихи: 1. Что такое этикет?
Мы сейчас даём ответ-
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет.
2. Что сказать, когда войти.
Как в гостях себя вести.
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3. Если вежливым стать,
И воспитанным быть
То всегда и всюду будут
Уважать вас и любить.
Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным).
Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»
Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.
Особенности: для детей 4-5 лет.
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
1. формировать навыки этического поведения;
2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
4. воспитывать уважение к окружающим людям.
2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
Пути реализации проекта:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.
4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).
5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).
Этапы овладения детьми правилами этикета:
1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).
2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)
3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.
тема: «Мои друзья»
Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.
Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».
Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».
методы и приемы:
1.Чтение художественной литературы:
- «Мойдодыр» К. Чуковский
- «Федорино горе».
2. Дидактическая игра:
- «Как правильно себя вести»,
3. Разбор проблемных ситуаций.
4. Рассматривание иллюстраций:
- «Здоровый малыш»
- «О правилах этикета».
5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»
6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».
7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».
тема: «Этикет общения и культура речи»
Беседа «Разговор по телефону»
Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».
Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».
Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»
Методы и приемы:
- «Телефон» К. Чуковский.
Чтение стих-ий.
- «Кто знает больше вежливых слов»,
- «Телефонный разговор».
3. Загадки о вежливости
4. Разбор ситуаций по картинкам
5. Разыгрывание ситуаций
6. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Салон красоты», Семья»
тема: «Культура поведения в общественных местах»
Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».
Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."
Методы и приемы:
1 .Чтение художественной литературы:
- «Торопыжка»
- «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.
Чтение стих-ий.
2. Дидактические игры:
- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,
3. Разбор ситуаций.
4. Обыгрывание ситуаций.
5. Рассматривание дорожных знаков.
6. Сюжетно-ролевая игра:
- «Магазин».
тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»
Беседа «Принимаем гостей».
Занятие «Что такое этикет».
Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;
Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;
Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;
Методы и приемы:
1. Чтение художественной литературы:
- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;
- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.
Чтение стих-ия «В гости».
2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»
3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»
4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»
5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»
6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».
Организация: ГБОУ лицей 1367
Населенный пункт: г. Москва
Задачи:
- познакомить с понятием «этикет»;
- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
- упражнять в использовании вежливых слов;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
- развивать мыслительную деятельность у детей.
Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах
Материал:
- туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
- круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
- цветик-семицветик с правилами поведения в различных местах;
- «волшебный цветок».
- ЭОР: диск с мультфильмом «Маша и медведь»
ИКТ: СD-плеер или магнитофон, телевизор с DVD-проигрывателем или мультимедийные средства обучения.
Ход занятия
(Дети входят под песню «Детский сад»).
Воспитатель : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Дети хором здороваются.
Воспитатель:
«Доброе утро!», гости! «Доброе утро!», дети! «Доброе утро!», солнце!
Солнышко ясное встало «Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро!» - кричу я прохожим Веселым прохожим на утро похожим,
Но если проснешься, а дождик в окно стучит, да стучит и без солнца темно
«Доброе утро», друзья, все равно
«Доброе утро» и в холод и в град
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей и веселей
Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята? Дети: желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым. А Что еще мы говорим друг другу при встрече?
Ребёнок.
Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет» нам расскажут дети:
Все дети:
Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
2 ребёнок:
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3 ребёнок:
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь. Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения. (Цветик-семицветик , дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице, дома.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.
(Забегает девочка – неряха, под песню «Воспитание» , из карманов торчит зубная паста, мыло, расческа, зеркало).
Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось? Девочка : я проспала.
Воспитатель : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета? Девочка : я торопилась и думала, что и так сойдет. Воспитатель : Дети. Посмотрите, как некрасиво, когда человек грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад? Надо исправлять положение: поможем девочке?
Дети : Да. (Для этого по очереди, подходите к девочке и помогите ей привести себя в порядок)
Воспитатель: Ну вот и все! А теперь покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.
Физкультурная минутка:
Рано утром мы проснулись, |
потереть глаза кулачками |
Сладко, сладко потянулись! |
потянуться вверх |
Чтобы сон ушел - зевнули |
зевают |
Разбудил нас бег на месте, |
«бегут» |
В ванну побежали вместе |
«рисуют» прямоугольник в воздухе |
Умывались и плескались, |
имитируют движения умывания |
Зубы вычистить старались, |
«чистят» зубы |
Причесались аккуратно, |
«причесываются» |
Приоделись все опрятно. |
проводят руками по телу-«одеваются» |
Не хотим мы больше спать |
грозят пальчиком |
Будем весело играть!!! |
хлопают в ладоши. |
Девочка уходит, махнув рукой.
Воспитатель: Она забыла сказать волшебное слово…«спасибо».
За что мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.
Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы.
Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить друг другу “ласковое слово”. “Волшебный цветочек в руки возьму, и ласковое слово тебе подарю». (Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебный цветочек ”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
Воспитатель : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.
1 ребёнок:
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно,
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
2 ребёнок:
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.
Воспитатель: все соблюдают эти правила? Да! Спасибо, вам, дети!
Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру «Хорошо ли плохо ли». Пойдемте к столам. Возьмите по красному и зеленому кружочку в руки. Я буду показывать вам иллюстрации, на которых изображены поступки, а вы, молча будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный. Показываю иллюстрации с сюжетами, дети поднимают соответствующий кружок . (Последняя иллюстрация о том, что нельзя звонить поздно вечером).
Воспитатель: дети, а в тихий час можно шуметь, кричать, мешать другим детям спать? (нет ) Нужно лежать тихо, даже если тебе не хочется спасть, не мешать остальным детям. Послушайте стихотворение об этом из большой книги правил. (чтение) А сейчас предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и медведь», который наверняка вы все видели. Садитесь поудобней и смотрите внимательно!
Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь»
Воспитатель : Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?
Ответы детей: (взяла спички, не давала спать Мишке, кричала за столом, выпустила пчел).
Воспитатель : А как бы, вы, поступили на ее месте? Ответы детей.
Воспитатель : А что, вы, можете сказать о медведе? Ответы детей.
Воспитатель : Дети, а почему Маша плохо себя ведет?
Дети :, она невоспитанная, потому что она не знает правил поведения.
Воспитатель : Сотни правил в этикете, Все не выучить сразу. Но, пожалуйста, уж, дети, Вы не огорчайте нас! Изучайте этикет. И живите много лет! В жизни Ваше воспитание ждут большие испытания.
Самоанализ: Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.
Дети : О правилах поведения, об этикете.
Воспитатель : Правильно. Вы поняли, что такое этикет? Это правила вежливого поведения. А все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Мы с вами будем еще многому учиться, чтобы о вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети». Молодцы все! И по правилам этикета мы обязаны угостить наших гостей. Для этого мы пойдем по дороге добра.
Включаю аудиозапись песни « Дорогою добра» (угощаем гостей конфетами).
Цель: Формировать у детей представление об этикете. Формировать у детей навыки вежливости. Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять. Знакомить с правилами этикета. Повышать уровень коммуникативной компетентности детей.
Задачи: Формировать навыки этического поведения; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях; воспитывать уважение к окружающим людям.
Пути реализации проекта:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.
4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).
5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).
Этапы овладения детьми правилами этикета:
1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).
2. Закрепление знаний через совместную деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации,викторины)
3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.
В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества.
Необходимо повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.
Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.
Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.
Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.
Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.
Ожидаемый результат:
Воспитание нравственных и эстетических качеств; привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения; развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми; снижение агрессивности; овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
После завершения проекта воспитанники смогут: Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета. Уважать старших.
Перед началом работы над проектом проводилось родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.«Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»
I этап – подготовительный
Беседа «Что такое этикет и зачем он нужен?» - дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).
Беседы: «История этикета», «Человек в коллективе», «Посмотрим на себя со стороны»,«Вас пригласили в гости».
Игра «Приятного аппетита» Занятие «Путешествие в страну этикета» Игра «Волшебные слова»
Чтение книги:Галина Шалаева "Урок вежливости", Настольная игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».
Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»
Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»,а так же: "Этикет для маленьких леди и джентльменов","Азбука хорошего поведения в стихах"А.Усачёва,"Что делать,если...",В.Дмитриева "1000 уроков этикета",Н.Мигунова "Правила поведения для малышей", "Правила поведения для воспитанных детей",Г.Шалаева "Школа вежливости для маленьких хозяев",Хрестоматия"Что такое хорошо и что такое плохо",Детская энциклопедия серии "Я познаю мир" "Этикет во все времена".
Беседа: «В стране вежливых слов»
II этап – творческий
Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение пословиц о дружбе, честности.
Сюжетно-ролевые игры: «В гостях»,«Театр», «В общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. Дидактические игры: - «Кто знает больше вежливых слов», - «Телефонный разговор». Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали»
Беседы: «Какое доброе дело я сделал? », «В мире вежливых слов», «Мы идем в гости», «Правила поведения в общественном транспорте», «За столом», «Мы любим делиться».
Рисование « Нарисуй настроение», - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.
Пение песни «От улыбки станет всем светлей» прослушивание песен: «Если добрый ты», «Дорогою добра»
Игра приветствие «Нам здороваться не лень»
III этап заключительный:
Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».
Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»
Дидактические игры: «Телефонный разговор», « Невоспитанный человек», «Поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»
Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.
Консультации для родителей « Формирование культуры поведения за столом» , «Едем в общественном транспорте», «Культура поведения на природе»
Итоговое: досуг «О добре и этикете"
Литература: «Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская «Детский этикет» О.В.Корчинова. «Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова. «Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева. «Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва. «Это Вам родители» А.О.Пинт «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько
Загадки про этикет
Очень в школу я спешил,
Поздороваться забыл:
С другом лучшим и с соседом,
С Марь Ивановной в беседе.
Обидные последствия,
Коль не сказал... (приветствия)
Когда собрался уходить,
Ты должен вежлив быть.
Слова «пока» и «до свидания»-
То слова... (прощания)
Если буду я не прав,
То сразу, без сомнения,
Я попрошу прощения
Словами... (извинения)
Я «спасибо» говорю,
Значит, я... (благодарю)
Я здороваюсь со всеми,
«До свиданья» говорю,
Если нужно - извиненье,
Нужно - поблагодарю.
Знаю я, что не невежа
Я, напротив, очень... (вежлив)
Правила этикета в детском саду в стихах
По утрам просыпайся вовремя,чтобы не опоздать в детский сад.
Не охота по утрам просыпаться малышам.
Но порядок - есть порядок…
Просыпаться все же надо!
Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.
Не ворчи и не кричи – лучше в ванну поспеши.
Обязательно умойся, хорошенько причешись,
Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!
За собой заправь постель –
И в детсад беги скорей.
В детском саду не плачь о маме.
Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.
Маму тихо отпусти – на работу ей идти!
Очень быстро день пройдет, -
Мама за тобой придет.
Во всем слушайся воспитателя.
Должен ты запомнить, кроха,
В группе вас детишек много…
Воспитателя жалей –
Он один на всех детей!
Постарайся его слушать,
Без приказа спи и кушай.
Не груби ему в ответ –
Старше он на много лет!
Помогай друзьям мириться.
Не дерись, не обзывайся,
Сам мирить ребят пытайся.
Слабых ты не обижай
И в обиду не давай!
Береги игрушки.
Ты игрушки не ломай и на место собирай!
Думай: чем играть другим?
Ты не должен быть таким!
Старайся выглядеть опрятно.
За столом будь аккуратным –
можно ведь запачкать платье…
Мой почаще с мылом руки,
грязь не вытирай об брюки.
Не забудь напомнить маме,
чтобы был платок в кармане.
Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!
Перед едой мой руки с мылом.
Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.
Это нужно для того, чтобы не болел живот!
Не балуйся за столом.
«Когда я ем – я глух и нем» -
запомни правило простое!
Своих друзей не отвлекай,
оставь на время их в покое.
Ешь аккуратно, не спеша, -
должна тарелка быть пустая!
Поел, попил – иди гулять.
Свободен ты, довольна няня…
Не стесняйся участвовать в мероприятиях.
Будь активным и веселым –
это пригодится в школе.
Постарайся не бояться,
не дрожать, не отпираться
Разучить с друзьями вместе
к празднику стишки и песни!
Учись сам убирать свою постель.
После сна заправь постель,
даже если очень лень!
Няню ты не дожидайся,
сам заправить попытайся.
Покажи пример другим,
помоги сложить и им!
Спи во время тихого часа.
Нужно всем ребятам знать,
что полезно днем поспать!
Будешь радостным, веселым,
будешь сильным и здоровым!
Выспался – спокойно жди подъема.
Если спать не хочешь ты –
лежи тихо, не шуми!
Постарайся не мешать
другим детям отдыхать!
Не уходи из детского сада один, дождись родителей.
Никогда не уходи из детсадика один!
Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.
Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!
Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.
Помни правило одно: никогда и ни за что
С посторонними людьми никуда не уходи!
Люди всякие бывают! -
Деток бьют и обижают…
Заветные слова
И в Нью-Йорке, и в Париже,
И на Кубе, и поближе.
И у русских, у эстонцев,
У французов и японцев
Есть заветные слова.
Знать должна их детвора!
Все народы на планете -
Дяди, тети, даже дети,
Просыпаясь ранним утром,
Произносят: - С добрым утром!
Говорят кому-то либо:
Добрый день, привет, спасибо,
Благодарствую, простите,
До свиданья, извините.
Эти главные слова
Повторяются всегда:
Днем и вечером, в квартире,
На работе, в магазине,
И в трамвае, и в метро,
И в театре, и в кино.
Почему в любой стране,
На Чукотке и в Москве
Эти главные слова
Повторяют все с утра?
Это вежливое слово
Ключ к душе, друзья, любого:
К маме, папе, брату, деду,
К однокласснику, соседу,
К старшим, младшим и друзьям,
К иностранцам тут и там.
Добрым словом сможешь ты
Избежать любой вражды,
Мир узнать и помириться,
С новым другом подружиться.
Если ты не прав – Простите!
Вдруг толкнул – Ой, извините.
Друг приветствует, в ответ
Отвечай ему: - Привет!
Если кто-то что-то дарит
Говори: - Я благодарен,
За подарок вам спасибо:
Очень кстати, очень мило!
Если нужно в дом войти,
Постучись, затем спроси
: - Извините, можно к вам
На два слова по делам?
Получается, друзья,
Что заветные слова
Знать должны на всей планете
Дяди, тети и их дети.
Как вести себя в гостях
Мама Кенга крошку Ру,
Из семейства кенгуру,
Отправляет в гости к тете,
С ней коллеги по работе.
А у тети кенгуренок
Ещё маленький ребёнок.
Учит сына этикету: -
Помни, Ру, что часто дети
Любят хвастать и болтать,
Ум другим свой показать.
Не забудь, что ты в гостях,
Это, вроде бы, пустяк.
Но у тети есть ребенок,
Только вышел из пелёнок.
Все, что скажешь, в тот же час
Он научится от нас.
Вот поэтому следи
Ты за речью.
Не спеши,
И не бегай, не кричи,
И не лезь куда не надо,
Если нет там взрослых рядом.
С малышом в углу играй,
Взрослых с ним не обсуждай.
Расскажи ребёнку сказку,
Порисуйте с ним раскраску,
И стишки с ним сочини,
Любят игры малыши.
Поиграйте пол - часа,
А потом за стол пора.
Тётя станет угощать,
И за стол вас приглашать.
Не забудь, перед едой
Лапки моют под водой.
Ты возьми и малыша
И умойтесь не спеша.
Лапки на стол не кладите,
И тихонечко сидите.
Замолчите, надо знать
За едой нельзя болтать.
Правой лапкой нож берите,
Левой – вилку, не спешите.
И не чавкай, не сопи,
За собой всегда следи.
Перебил советы Ру:
Больше слушать не могу,
Я устал от наставлений.
Неужели во Вселенной
Все ведут себя вот так.
Сбегать в гости – фу, пустяк!
Быстро к тете он собрался,
Прыг да скок и вот добрался
Он до тети.
В дом стучит
И с порога всем кричит:
О, привет, а вот и я,
Приглашали вы меня?
Приглашали, проходите,
Осторожно, не спешите.
Наш малыш вон там – в углу,
Проходите, крошка Ру.
Непослушный кенгуренок,
Словно маленький ребёнок,
Позабыл все наставленья
И устроил представленье:
С малышом он стал скакать,
Петь, и прыгать, и плясать.
Вопрошает тихо тетя:
А вам кушать неохота?
Что ж, пора и пообедать,
Мы устали вместе бегать.
Подбежал малыш к столу:
Я от голода умру.
Стали детки все съедать,
Этикета - не видать.
Тетя хмурится:
Вы не свиньи – кенгурята.
Стыдно так вот поступать,
Этикет пора уж знать.
Стыдно стало кенгуренку,
Непослушному ребёнку.
Вспомнил мамины советы:
Извините, тетя.Дети
Забывают впопыхах Как вести себя в гостях.
Отвечайте-ка, ребята,
В чем виновны кенгурята?
Настоящая дружба
Белобрысый Анатолий
Подружился с Таней в школе.
Толик думает:
Вот диво:
Дружелюбна, справедлива,
И с мальчишками дружна,
И девчонкам всем нужна.
Толик стал к себе построже:
Быть неряхой мне негоже,
Гири надо мне достать,
Чтобы мышцы накачать.
И с прической не в порядке,
Не забыть бы про зарядку.
В общем, надо повзрослеть,
И в учебе преуспеть.
Слово дал – его держи,
И не дрейфь, и не дрожи!
Перед трудностью любой -
Закаляй характер свой!
Вот ещё одна задача:
Есть дружок у Толи – Саша.
Не осудит? Все поймет,
И к другому не уйдет? -
Если Санька верный друг,
То поймет, что без подруг
Сложно в этом мире жить,
И общаться, и дружить.
Каждым утром Анатолий
Собирался раньше в школу,
Чтоб друзей своих встречать,
По дороге не скучать.
Стали верными друзьями
Толик, Саша и Татьяна.
Дружба с девочкой мальчишек
Избавляла от излишек:
Стали вежливей, не дрались,
Быть серьезнее старались.
Спортом стали заниматься,
Перестали вдруг ругаться,
Сквернословить и кричать,
Младших в школе обижать.
Защитить готовы Таню
От любого хулигана,
Пронести её портфель
И открыть при входе дверь.
Только несколько ребят
В дружбу верить не хотят:
Как с девчонками дружить?
Как такое может быть?
Поясняет им учитель:
Если в мире жить хотите,
То запомните – всегда
Дружба лучше, чем вражда.
В настоящей дружбе только
Другом может стать девчонка.
Но девчонкам надо помнить -
Друг не будет многословным.
Предавать друзей нельзя,
Это помните, друзья!
И не важно, ты мальчишка,
Взрослый, девушка, парнишка,
В дружбе верной все равны:
Папа, мама, я и ты.
Надо только быть добрей
И уметь искать друзей.
Выбирать их по уму,
А не так – кого хочу.
И теперь пример троих
Заразил ребят других.
Подружилась детвора…
Да и нам с тобой пора!
Школа этики зверят
Как-то в сказочном лесу,
Но не в сказке – наяву,
Звери для своих зверят,
Непослушных ребетят,
Школу этики открыли.
Меж собою порешили:
Будем вежливо мы жить,
И тому детей учить.
Старшим вызвался медведь:
Перестану я реветь,
Хот и стар, но много знаю,
Не впервые обучаю
Медвежат своих, друзья,
Мудрым я зовусь не зря.
Прибежали дети в школу,
Интересно им, все ново,
Все хотят они узнать
И вопросы задавать:
Дядя Миша, вы теперь
Наш учитель, а не зверь.
Как теперь вас называть,
В нашей школе величать?
Я, ребята, старше вас
Имя, отчество как раз
Пригодится мне теперь,
Ведь учитель вам не зверь.
Поясняю, там и тут
Учителей на «вы» зовут.
Чтобы это обозначить
Я зовусь Михал Потапыч.
И ещё, кричать не надо,
В школе есть и свой порядок:
Если хочешь ты сказать,
Руку надо поднимать.
На уроках не вертитесь,
Быть внимательней стремитесь.
Приутихли малыши,
Ссоры, звуки не слышны.
Навострили детки уши
Стали тихо Мишку слушать:
Завтра в город мы пойдем,
Это будет, братцы, днем.
Много в городе народу,
И дорог, и переходов,
Транспорт в городе большом
Вы увидите кругом.
Чтоб спасти свои хвосты,
Переход запомни ты.
Там стоит и светофор,
Не допустит он затор.
Красный свет – проходу нет,
Желтый шлет тебе привет,
А зеленый – проходите,
Только тихо, не спешите.
Зайка вставил робко слово:
Надо, братцы, быть готовым
Посмотреть по сторонам -
Не попасть в беду бы нам.
Помню, Доктор Айболит
Лапку мне пришил, болит
До сих пор она. Друзья,
Под колеса лезть нельзя.
А Потапыч продолжает:
Тот, кто старших уважает,
Пропускает их вперед
И в автобус сам не прет.
Не толкается локтями,
Не царапает когтями,
Уступает старшим место,
Инвалидам. Всем уместно,
Быть воспитанным везде –
Не один ты на земле.
В разговорах весь урок Пролетел.
Звенит звонок,
Суетится детвора –
Всем домой спешить пора.
Завтра снова ждет ребят
Школа этики зверят.
Пословицы и поговорки про этикет, вежливость, манеры
На всякое чиханье не наздравствуешься.
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Поклониться - голова не отвалится.
Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
Не плюй в колодец. Не рой другому яму, сам туда упадёшь.
Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этикет для детей дошкольного возраста
Сценарный план непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе “Путешествие в город этикета”
Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это воспитание позитивного восприятия ребенком окружающего мира, умения быть благодарным за то, что есть, формирование сильной и волевой личности, ценящей дружбу и взаимоуважение.
Если мы хотим воспитать жизнеспособную личность, а именно счастливого человека, уверенного в себе и своих возможностях, успешно решающего насущные жизненные проблемы, приятного в общении, богатого дружескими и деловыми связями, любимыми близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
Актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека.
“Путешествие в город этикета”
Цель:
Развитие у воспитанников интегративных качеств: любознательности, активности, отзывчивости, овладение основными гигиеническими навыками, способности управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Задачи:
1. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
2. Уточнить и систематизировать представления детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.
3. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.
4. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.
5. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.
5. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.
Материал: влажные салфетки, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций не правильного поведения; “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
В: Ребята проходите, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.
Вбегает грязный Степка-Растрепка.
В: А ты кто такой?
С: Я Степка-Растрепка.
В: И почему себя так ведешь?
С: Я так всегда себя веду.
В: Но это же некультурно, и вообще когда люди встречаются всегда здороваются.
С: Ну здрасте.
В: Здравствуй Степа, почему ты так неопрятно одет?
С: Да торопился, думал и так сойдет. А вы что здесь собрались?
В: Мы сегодня с ребятами отправляемся в город этикета, чтобы повторить правила поведения в общественных местах. В каждом парке города нас будут ждать задания, выполнив которые мы узнаем какой сюрприз нас ожидает.
С: Я тоже хочу в город, возьмите меня с собой.
В: С таким неряхой мы вряд ли бы согласились куда-нибудь поехать. Можно исправить положение. Ребята, давайте поможем привести Степу в порядок.
(Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.”)
В: Вот теперь другое дело. Ребята за то, что привели Степу в порядок, вы получаете первый шарик. Степ, а ты что-то забыл сказать детям?
Дети: Он забыл нам сказать спасибо.
С: Спасибо!
В: Теперь мы можем смело отправиться в город этикета.
А на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих, тонких ножках.
А в резиновых сапожках.
Правильно, это автобус, занимаем свои места, водителем будет Кирилл.
А вот и наш автобус.
(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)
Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.
(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)
Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.
В автобусе Степа безобразничает.
В: Степа нельзя себя так вести в общественном транспорте, ведь ты мешаешь остальным пассажирам. Существуют определенные правила поведения в общественном транспорте, давайте повторим.
Рассматривание картин по правилам поведения в транспорте.
В: Опять справились с заданием и получаем ещё один шарик.
В: Вот мы и приехали в город этикета. Обратите внимание как здесь красиво. Давайте прогуляемся по его улицам. Парк «Вежливых слов» .
В: Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.
Какие Степа вежливые слова ты знаешь?
С: Спасибо, и много…..
В: Таня, какое вежливое слово знаешь ты? (стихи)
Добрый день.
Добрый день! - тебе сказали,
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Здравствуйте.
Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Будьте добры.
Будьте добры, - это я говорю по секрету
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Мы с вами заработали ещё один шарик и отправляемся дальше.
В: Перед нами «Парк хороших поступков» игра «Правила поведения»
Перед вами картинки с правильными и неправильными поступками. Давайте разделим их на две группы, как нужно поступать и как нельзя.
Работа детей подведение итогов
Мы заработали ещё один шарик.
В: У нас осталось последнее задание.
Мультфильм
В: А что интересного и нового вы сегодня узнали, понравилась ли вам наше путешествие? (ответы детей).
Я надеюсь, что нашего путешествие поможет вам стать более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.
Воспитатель: Прежде чем сесть в автобус, обратите внимание на то, как по-разному ведут себя люди в различных ситуациях.
(дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)
Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественных местах и можете пройти в автобус. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.
Как должен поступить воспитанный человек?
Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?
Следующая остановка наша - “ Кинотеатр”
При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?
Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.
Можно ли опаздывать к началу киносеанса?
Разговаривать громко?
Разворачивать конфеты?
Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.
Кассир:
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
Ребенок:
Добрый день!
Уважаемый кассир.
Я бы очень попросил,
Дайте лучшие места.
Вот мое “ пожалуйста”
Игра “Вежливое слово”.
Дети покупают билеты за вежливые слова.
Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.
(показ отрывка из мультфильма “Лунтик”)