Домой / Карандаш / Семья и брак. Семейные отношения и семья

Семья и брак. Семейные отношения и семья

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КазНУ им. Аль-Фараби

по социологии

Формы и виды семейных отношений

Подготовила:

Дусетова Г. (ДИЯ-213)

Преподаватель:

Айдарбекова А.С.

Алматы 2013

Современные формы семьи и брака

Союз двух людей -- мужчины и женщины называют браком. Прежде семейный ужин был незыблемым ежевечерним ритуалом -- на стол накрывали только тогда, когда вся семья была в сборе. Сейчас все приходят в разное время и едят, когда захотят. У каждого есть своя обособленная маленькая жизнь. Мир меняется, и мы все меньше времени проводим вместе, хотя и любим друг друга. Как следствие перемен появляются разнообразные формы семьи, различные виды брака. Не все приемлемы для нас, но они существуют и поэтому чрезвычайно интересны.

Незарегистрированный брак . Кто-то считает, что свадьба -- это скучно. Что не имеет смысла долго бегать по магазинам, участвовать в организационных делах, тратить огромные деньги на костюмы и продукты ради одного дня праздника, такого же, как у всех. Такие люди не спешат узаконить свои отношения. Да и куда торопиться? -- Вся жизнь впереди! Это довольно распространенная форма семьи во всех странах. Особенно популярен он у тех, кому 25-35 лет. В Европе и США более половины всех семей живут, не зарегистрировав свои отношения. Их число растет в Дании, Норвегии и Швеции и половина всех детей рождаются вне брака, а в Англии -- примерно четверть. В мусульманских странах такое сожительство запрещено законом, а в Индии это вообще табу. В Японии такие браки не очень распространены -- меньше 3% женщин 25-29 лет пробуют совместную жизнь до регистрации. В Канаде незарегистрированных пар примерно 16%, в Австралии -- 22%. А как обстоят дела в России? В этом семейном вопросе мы почти догнали Европу. Каждый второй-третий брак тех, кому не исполнилось 20 лет, не зарегистрирован, а после 25 лет «гражданским» является каждый десятый союз.

Гостевой брак. В таком браке дружат домами очень многие европейские мужья и жены. Они живут отдельно друг от друга даже в зарегистрированном браке. В одной лишь Великобритании таких отдельно живущих супругов два миллиона! Среди них и те, кто не может жить под одной крышей в силу различных обстоятельств (другие родственники, условия работы, юридические причины), и те, кто охотно и сознательно принял такое решение. Раздельное проживание выбирают люди любого возраста. Защитники такого образа жизни называют множество преимуществ: отношения никогда не надоедают, время, проведенное вместе, это всегда праздник, никаких покушений на личную свободу и установление своих порядков (на «чужой» территории ведешь себя по чужим правилам), минимум финансовых споров и проблем... Именно так жили известный американский актер и режиссер Вуди Ален и актриса Миа Фэрроу -- общий ребенок и два дома по соседству.

Неполная семья. От 10 до 20% детей Европы, Америки, Австралии и Африки растут в семьях с одним родителем. Семья из мамы и ребенка -- самое обычное явление во многих странах. Женщины стали более самостоятельными и не нуждаются в материальной поддержке мужчины. В последнее время все чаще появляются семьи, в которых детей растят и отцы-одиночки.

Ограниченная временем семья. В такой семье брак заключается на определенное время, по истечению которого он считается автоматически расторгнутым. Бывшие супруги подводят итоги и обоюдно принимают решение -- расстаться навсегда или продолжить отношения.

Прерывающийся брак. В таком браке супруги живут вместе, но оставляют для себя возможность разъехаться на любой оговариваемый срок. В данном случае разъезд является нормой, а не трагедией для супругов.

Открытая семья. В такой семье супруги в той или иной степени по обоюдному согласию, допускают увлечения и связи вне семьи. Формы открытой семьи могут быть разные в зависимости от степени открытости между супругами. брак женщина мужчина семья

Шведская семья. Обычная семья, в которой живут несколько мужчин и несколько женщин. По существу, это небольшая коммуна, основанная на дружбе, сексе и хозяйственных делах. Трудно сказать, сколько в наши дни таких семей -- официальная статистика не ведется, а групповые браки не регистрируют ни в одной стране мира. Хотя по данным этнографического атласа исключительно моногамных сообществ в мире не так уж и много. На Западе существует мощное движение полиамористов. От слова «polyamory» -- множественная любовь. Участники каждого полиаморного союза (естественно, больше двух), состоят в нежных романтических отношениях друг с другом. Секс для них -- не главное. Отношения строятся на принципах доверия, терпимости и компромисса и отрицают любые проявления ревности.

Мусульманская семья. Как известно, по Корану мужчине разрешается иметь одновременно четырех жен, но он обязан распределить между ними свое внимание поровну. Во многих африканских странах по-прежнему существуют гаремы, многоженство там разрешено официально. 68-летний житель Нигерии Шеху Малами в честь 200-летия халифата женился 200-й раз. Он правоверный мусульманин и никогда не заводил больше четырех жен одновременно. Шеху считает себя профессором по части женщин и готов писать пособие для мужей. В Индии закона о полигамии нет, но традиции заводить несколько жен сохраняются. Интересно, что и в США неофициальных многоженцев мужчин -- мормонов 5%.

Серийные супруги бесконечно меняют своих жен и мужей «как перчатки». Примеры можно найти и в мире и в России. Так, житель Краснодарского края Александр Капитонов женился 32 раза. На оборотной стороне фотографий он записывал особенности каждой жены, чтобы окончательно не забыть. Самый длительный брак -- 5 лет -- был у него с пятнадцатой по счету супругой. В жены под номером 33 пенсионер искал кандидатку помоложе, чтобы она родила ему наследника для завещания нажитого. 77-летняя Екатерина Люлько умудрилась побывать в браке 28 раз. По ее рассказам все мужья были с недостатками: один носки разбрасывает, другой ест целый день, третий... и т.д. Так что ребенок у любвеобильной Екатерины был всего один: «Что рожать- то от них? Все хлюпики...».

Традиционная семья. Эта форма семьи, оформленная гражданским или церковным браком, которая защищает права детей, но одновременно содержит много запретов для супругов. Такой тип семьи основан на взаимной поддержке и заинтересованности всех членов семьи в судьбе каждого, что создает оптимальные условия для гармонической деятельности внутри семьи. Отношения «родители -- дети» опираются на принципы взаимного уважения, любви и дружбе, на признании права каждого иметь свое собственное мнение и некоторую автономию. Не стоит воспринимать преимущество брачных уз как аксиому, имеющую отношение к каждому из нас. Вы сможете ощутить все прелести семейной жизни лишь в том случае, если любимый человек действительно захочет стать вам опорой. Только тогда вы почувствуете себя не какой-то там половинкой, а сильным и счастливым человеком оттого, что идете по жизни рядом с надежным и таким же сильным партнером. А какую форму брака вы изберете -- решать вам. Главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно и были счастливы.

Виды браков

Церковный брак -- освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств -- Венчание.

Морганатический брак -- брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Гражданский брак -- брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Временный брак -- в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

В разное время и в разных странах существовали и иные формы брака.

Смежные термины

Фактический брак (в российском праве -- сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» -- отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей (см. гражданский брак) признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926--1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината.

Фиктивный брак -- притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния (1+N) -- одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён -- не более четырёх (N?4). Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство.

Полиандрия (M+1) -- одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в «Махабхарате» (5+1: Драупади была женой всех братьев Пандавов).

Групповой брак (M+N) -- сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M). В наше время является формой экспериментов молодежи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.

Однополый брак (2+0 или 0+2) -- сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия (например, ПАКС во Франции). Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не регистрируются.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, требования к его оформлению. Понятие и функции семьи. Задачи и полномочия супругов при заключении брака, его виды. Фиктивный и временный брак.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Брак как исторически обусловленная обществом форма союза между мужчиной и женщиной, закрепляющая их личные и имущественные отношения и ставящая своей главной целью создание семьи. Божий замысел в отношении брака. Порядок, установленный Богом семьи.

    реферат , добавлен 27.04.2014

    Особенности социального положения мужчины и женщины в современном обществе. Сущность, основные формы института брака и семьи в современном социуме. Распределение ролей в семье. Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Характеристика сущности, форм и типов семьи - группы людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Трансформация семьи и динамика семейных отношений. Важнейшие функции семьи.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Эволюция семейных отношений от первобытной орды до патриархальной семьи. Рассмотрение сущности, специфических признаков и главных функций семьи как социального института. Характеристика основных форм брака - полигамии, моногамии и группового брака.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Классификация современных типов семей. Социальные функции и признаки современной семьи. Эволюция семьи и брака. Анализ понятия и значения супружеской совместимости. Социальные образы мужчины и женщины и их влияние на качество супружеских отношений.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Брак и семья как социальные институты. Роль семьи в развитии личности. Тенденция развития семейно-брачных отношений. Социальные функции семьи. Формы брака, семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Групповое качество семейной жизнедеятельности. Брак и семья как социальные институты и их функции. Содержание брачных отношений. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Функции семьи и брака. Перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2008

    Брак и семья как социальные институты и их функции. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Перспективы развития семьи и брака. Групповое качество семейной жизнедеятельности. Стиль исполнения внутрисемейных ролей.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Виды брачно-семейных отношений в первобытном обществе. Матриархатные и патриархатные отношения. Провозглашение равенства полов перед законом. Особенности семейных отношений в языческой и христианской культуре. Брак в Древнем мире и Средневековье.


Семейные отношения, семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно- экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи».


Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения - это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме.


Результаты подробного рассмотрения состояния современной семьи не сводятся лишь к констатации того, что семья на рубеже XX-XXI столетий обладает иным набором характеристик, нежели семья прошлых эпох. Исследование семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества, важно по следующим причинам:


История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума;


Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации;


Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека.


Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей.


Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность - это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, происхождение которых обусловлено состоянием института семьи, и устранение которых, с другой стороны, возможно лишь с созданием полноценного института семьи. Этой практической, жизненно важной задачей в первую очередь и обусловливается требование серьезного научного и философского исследования семьи, включая и ее современную эволюцию, а следовательно, и актуальность избранной темы.

Основы семейных отношений

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.


Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация - жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.


Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений - статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.


Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).


Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно - 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система - прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

Виды и формы семейных отношений

В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений. Американский психолог Мюриэл Джеймс, выделяет следующие виды семейных союзов: брак по расчету, духовный союз, романтический брак, брак-товарищество, брак, основанный на любви.

Брак по расчету

Люди, которые вступают в брак из соображений выгоды, чаще всего рассматривают этот союз как практическое решение какой-то особой проблемы. Исторически сложилось так, что самой старой основой брака являлась выгода. В разные времена женитьба решала самые различные проблемы: политические, династические, экономические, психологические, сексуальные и т.д. Психологическую выгоду брака некоторые люди видят в том, что избавляют себя от одиночества. Они стараются вступить в брак из-за боязни или беспокойства за свое одинокое будущее. Обычно если мы стремимся вступить в брак ради своего спокойствия и психологического комфорта, то пытаемся создать семью для удовлетворения своей потребности в заботе о ком-либо или же для того, чтобы почувствовать заботу о себе. Одной из главных причин брака по расчету, объединяющей мужчину и женщину для совместной жизни, можно считать стремление к созданию семьи. Ожидаемая выгода может заключаться в помощи по воспитанию детей либо в финансовой поддержке. Довольно часто созданию семьи способствует необходимость в выполнении будущим партнером обременительных хозяйственных функций - стирки, приготовления пищи, ремонта домашних вещей и т.п. Еще чаще в основе брака лежат экономические соображения. Еще одним видом брака по расчету являются так называемые династические браки. Сюда же можно отнести браки по политическим соображениям.


Браки ради удобства, заключаемые по сугубо рациональным соображениям, часто обеспечивают практическое решение самых разных проблем. Они могут сохранять свою прочность и стабильность в течение долгого времени, до тех пор, пока взаимоотношения супругов будут оставаться выгодными обоим партнерам. Иногда удобство, обретенное в браке, становится все более стабильным, а сами браки постепенно начинают включать элементы романтизма. В результате отношения партнеров перерастают в настоящую любовь. Внутренняя сплоченность современной семьи зависит в основном от психологических причин. Одна экономическая и хозяйственная взаимозависимость недостаточна для сплочения семьи, в отличие от прошлого. Ведущую роль здесь играют семейные связи, основанные на любви, стремлении супругов к гармоничным отношениям, на единстве взглядов на главные вопросы жизни всех членов семьи, на взаимопонимании, уважении, взаимной ответственности и предупредительности, на единстве требований, предъявляемых всеми взрослыми членами семьи к детям и друг к другу. Между многими супругами устанавливается бессловесная взаимосвязь - партнеры чувствуют друг друга, как бы настроены на одну волну, ощущая полное родство душ.

Романтический брак

Мюриэл Джеймс рассматривает романтическую любовь как любовь в какой-то степени идеализированную, близкую состоянию острой влюбленности, страсти, подогреваемой сильными, волнующими эротическими чувствами. Иногда страсть перерастает в настоящую любовь на всю жизнь, но может так и остаться просто страстью. Нередко супружеские пары, вступившие в брак с такими чувствами, жалуются впоследствии на то, что "у них совсем не осталось романтики", что "исчез жар страсти". Окончание медового месяца у таких супругов означает как бы завершение периода романтической страсти и угасание "лихорадки", вызывавшей ранее смесь страдания и восторга, когда препятствия казались такими сложными, а мучения - такими сильными. Романтика любви включает признание и отношение к любимому как к особому и прекрасному, но не как к обожаемому или идеализированному человеку. Романтика необходима для реальной повседневной жизни супругов, но она должна быть и в интимных направлениях супружеского союза.

Брак-товарищество

Если романтические браки, чаще всего создаются на почве отвлеченных мечтаний и трагических мук, то браки-товарищества гораздо ближе к реальной жизни. Брак-товарищество нередко встречается между супругами, для которых романтические отношения сами по себе не приносят радости и удовольствия, а сексуальные желания угасли в результате болезни или каких-либо иных причин. Это связано с тем, что люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Эксперименты подтверждают этот феномен "ровни". Для пожилых людей это особенно существенно, когда рядом есть человек, с которым можно делить все радости и горести жизни, о котором можно заботиться, благодаря которому человек лишен одиночества. Следовательно, брак, основанный на товарищеских отношениях, создается при общности интересов обоих партнеров.

Открытый брак

За "открытым браком" стоит особое мировоззрение, исключающее такие понятия, как физическая измена, вина, возникающая вследствие ее; свобода внебрачных сексуальных контактов каждого из партнеров не трактуется другим как предательство. Такой брак построен на добровольном принятии парой устраивающих обоих партнеров принципов и желаний. "Участники" такого брака перестают исповедовать сексуальную моногамность, приверженность одному партнеру, являющемуся супругом, и начинают с ведома и одобрения друг друга разнообразить свои сексуальные контакты, оставаясь при этом верной и главное любящей парой. Их сторонники резко и четко разделяют физическую привязанность, периодически испытываемую к различным партнерам, и то истинное чувство, которое они питают друг к другу.

Брак по любви

Слово "любовь" употребляется в самых различных значениях. Определяя свои отношения, мужчины и женщины говорят, что они влюбились или разлюбили, потеряли любовь. Любовью называют так чувство, которое испытывают люди к своей семье, к друзьям и близким. Все эти проявления чувства любви очень важны для людей. Чувства, возникающие между мужчиной и женщиной, которые проявляют друг к другу интерес, могут порождать настоящую взаимную любовь даже тогда, когда интерес принимает замаскированную форму какой-либо выгода. Заинтересованные друг в друге люди потенциально способны создать свой брак и ради любви. В браке обычно любовь проявляется более полно и сильно. Она концентрируется на определенном человеке, связывая воедино внутреннюю суть двух людей. Брак, включающий элементы взаимности, состоит их переживаний необыкновенной глубины и романтических всплесков восхитительной страсти, сплава общих интересов и проявлений большой и надежной дружбы. Все эти моменты цементируют брак, создают единство, не исключая возможности уединения. В браке, основанном на чувстве любви, могут успешно соседствовать и то и другое.

Проблемы и кризисы семейных отношений

Согласно исследованиям социологов и семейных консультантов, каждая семья проходит несколько этапов развития, и переход с одного на другой, как правило, сопровождается кризисом. Принято считать, что к осложнениям в семейной жизни прежде всего приводят бытовые трудности. Но, кроме быта, существует масса причин, способных спровоцировать кризис в семье, на любом этапе ее существования. Во-первых, проблемы в семейной жизни могут начаться тогда, когда один из супругов переживает свой собственный психологический кризис, например, кризис среднего возраста. Пересматривая свою жизнь, чувствуя неудовлетворенность собой, человек решает все изменить, в том числе и свою семейную жизнь. Во-вторых, любое из перечисленных далее событий влечет изменения в семейном укладе. Например, рождение ребенка, а также такие жизненные вехи, как поступление ребенка в школу, переходный возраст чада, уход из родительской семьи.


Кроме того, причиной кризиса для супругов становятся сложности на работе, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, изменение материального положения (как в сторону его ухудшения, так и в сторону улучшения), переезд семьи в другой город или страну. И, конечно, более серьезные стресс-факторы - тяжелые болезни, смерти, войны, потеря работы, рождение неполноценных детей.


Психологи условно выделяют несколько наиболее взрывоопасных возрастов семьи. По статистике, около половины всех заключенных браков распадается после первого года совместной жизни. Новоиспеченные супруги не выдерживают испытания «бытом». Разногласия могут касаться распределения обязанностей, нежелания партнеров изменять свои привычки.


Следующий критический возраст для семьи - первые 3-5 лет брака. Именно в это время чаще всего в семье появляются дети, а супруги озабочены обустройством отдельного жилья и своими профессиональными проблемами, карьерным ростом. Физическое и нервное напряжение вызывают отчуждение и непонимание между мужем и женой. В этот период романтическая влюбленность перерождается в супружескую дружбу - супруги теперь соратники, а не пылкие влюбленные.


Через 7-9 лет совместной жизни может наступить очередной кризис, связанный с таким явлением, как привыкание. Жизнь более-менее стабилизировалась, дети подросли. Нередко супруги испытывают разочарование, сравнивая реальность с тем, какой она представлялась несколько лет назад в мечтах. Супругам начинает казаться, что теперь всю жизнь будет одно и то же, хочется чего-то нового, необычного, свежих ощущений.


Проходит время, и, если муж и жена все еще вместе, через 16-20 лет брака возможен еще один житейский риф. Он усугубляется кризисом среднего возраста одного из супругов. Появляется пугающее ощущение, что все уже достигнуто, все свершилось, и в личностной, и в профессиональной сфере.


Зарубежные социологи в этот период называют еще один кризисный период в жизни семьи: когда ее покидают взрослые дети. Супруги лишаются своей главной «ведущей» деятельности - воспитания детей. Они должны вновь научиться жить вдвоем. А женщины, занимавшиеся исключительно детьми и домом, нуждаются в обретении новых жизненных задач. Для нашей культуры эта сторона кризиса менее актуальна: нередко взрослые дети остаются жить с родителями. Кроме того, в большинстве случаев родители принимают активное участие в семейной жизни своих детей, занимаясь воспитанием внуков.


Важно не только научиться просить прощения, но и принимать извинения. Опасно «дуться» на партнера по нескольку дней, заставляя его чувствовать себя виноватым - в конце концов это надоест. Если вы не готовы к перемирию, скажите об этом прямо: «Ты знаешь, мне надо время, чтобы остыть, успокоиться». Семейный кризис - это прежде всего кризис общения. Более 80% семейных пар, обращающихся за психологической помощью, жалуются на сложности в общении между собой. Тогда как проблемы с детьми и их воспитанием, сексуальные или финансовые сложности являются причиной семейного кризиса только в 40% случаев.

Семья представляет собой основанную на совместной деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей. Так же семья определяется как малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство, имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.

Нуклеарная и расширенная семья

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание , т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы , объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом .

Формы брака

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин "серийная моногамия" – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. 2. Полиандрия - одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. 3. Групповой брак - несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии

На протяжении всей истории общество создает рамки на процесс выбора брачного партнера. Так, различают экзогамию и эндогамию:

  • Экзогамия – запрет браков в пределах одной родственной группы, характерный для первобытно-общинного строя.
  • Эндогамия – разрешение на брак только с членами своей группы.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) - совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие - увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» - сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью.
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной) . Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата ; иногда ее называют тоте- мической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, поэтому происхождение определялось по материнской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она характеризуется совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин - членов общины живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах была распространена полиандрия (многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской линии, и по материнской.

Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к семье такого типа считается появление частной собственности и связанного с ней вопроса о наследовании.

Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного, либо того и другого.

Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один ребенок или двое детей. В результате уменьшения числа членов семьи изменяется характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, вследствие чего возникают новые проблемы в обществе.

Кроме того, увеличивается число внебрачных союзов, когда семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, основой которой является брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак стал упрочиваться и дал начало моногамному браку, укрепившему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочеталось с полигамией, однако распространение последней сокращалось.

В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан; резко осуждались брачные связи свободных с рабынями.

В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле феодала. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи привело к усложнению порядка заключения брака: ему стала предшествовать договоренность о его материальных условиях (выкуп, приданое). Инициатива при заключении брака, а также выбор брачного партнера превратились в функцию главы семьи.

Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, приводит к новому изменению брака:

  • ? постепенная замена церковного брака гражданским вследствие процесса секуляризации (освобождения от церковного влияния в общественной деятельности);
  • ? упрощение заключения брака и процедуры развода;
  • ? увеличение брачного возраста в результате роста общего и специального образования;
  • ? увеличение числа мужчин и женщин, не вступающих в брак; числа добрачных связей и незаконнорожденных детей.

В процессе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение носило качественный характер.

Издавна законы всегда закрепляли неравноправное положение женщины. Царь вавилонской династии Хаммурапи в 1750 г. до н.э. установил: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиной, то должно их связать и бросить в воду». Мужская неверность не только не порицалась, но даже, наоборот, поощрялась.


Введение

Глава I. Историческая значимость семейных отношений

1.1 Обзор литературы по теме

2 Понятие семьи. История развития семейно-брачных отношений

Глава II. Характеристика семейно-брачных отношений

2.1 Основные формы развития семейных отношений

2 Сравнительный анализ восточной и западной культур

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Актуальность выбора темы:

Семейно-брачные отношения представляют собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья должна оставаться той группой, которую он никогда не покидает.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно - исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель исследования можно представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института. Необходимо проследить зарождение, историю и развития института брака и семьи, рассмотреть исторические формы брака методами изучения теоретических основ, описания, сравнения, а также анализа.

Цель работы:

Изучить и проанализировать основные формы семейно-брачных отношений в истории культуры.

Задачи работы:

1.Дать определение понятию семьи

2.Изучить историю развития семейно-брачных отношений

.Рассмотреть виды и формы семьи

.Сделать сравнительный анализ восточной и западной культур

Объект исследования:

Семья как социальный институт.

Предмет исследования:

Зарождение, история и развитие семейно-брачных отношений.

Методы исследования:

Теоретические (анализ, обобщение, сравнение);

Структура работы:

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть описана в двух главах.

В первой главе рассматриваются понятие семьи и история развития семейно-брачных отношений.

Во второй главе рассматриваются основные формы развития семейных отношений и сделан анализ западной и восточной культур.


Глава I. Историческая значимость семейных отношений


1.1 Обзор литературы по теме

семейный брачный китайский культура

Хороший брак покоится на таланте к дружбе. Ф. Ницше

На тему брака и семьи написано много трудов, проведено множество исследований. Разносторонне исследуют и рассматривают в самых разных аспектах этот вопрос педагоги, психологи, социологи, философы и другие ученые. О браке писали русские религиозные философы Н. Бердяев, В. Розанов. В настоящие время проблемой брака и семьи занимаются Ю. И. Семенов, М. А. Миллер, Д. З. Капустин, В. Н. Дружинин и другие.

Каждый человек какое-либо представление и свою позицию по отношению к вопросам брака. При более глубоком изучении этой темы возникает все больше дополнительных вопросов и проблем, различных взглядов, мнений, предположений. Наша повседневная жизнь противоречива и непредсказуема, поэтому и список рассматриваемых проблем нескончаем.

В энциклопедическом словаре брак трактуется как «семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям». В большинстве современных государств закон требует соответственного оформления (регистрация) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам .

Интересны рассуждения Прэнтиса Мюльдорфа, которые были высказаны еще в начале 20 века. « Более тонкое начало в природе - женское; более развитая созидательная сила - мужская. Душа и ум женщины составляют необходимую часть души и ума мужчины. Их слияние создает Единство. Женщина - не более слабый духовный сосуд, а только более тонкий. Можно молча передавать ценную мысль другому, не обменявшись с ним не одним словом. Именно женщина приносит мысли, она посланница небес, все создаваемое и есть ее работа. Всякие низкие, грубые, пошлые мысли вредны для другого и могут стать пагубными для обоих. Оба будут стараться возрастать в силе для блага людей. Истинный брак получается, лишь когда муж сознает, что женщина передает ему новые мысли, и ясные познания, а жена создает силу мужа осуществлять то, что она не может. Супруги начинают понимать истинную ценность их союза, когда их объединяет желание наделить друг друга духовным здоровьем, когда вся их жизнь направлена к достижению великой цели» .

Целитель М. А. Миллер сравнивает брак с природными явлениями. «Люди - что дождевые капли на морском стекле: они сливаются в семьи, прорастают один в другого, дают начало новой жизни…» . по его мнению в основе брака лежит истинная любовь, не зависящая от материального или от образовательного ценза. Используя различные методы и приемы, целитель разбирается в причинах, которые делают жизнь человека невыносимой, в том числе и в браке. Он считает, что счастливый брак в том случае, если муж и жена находятся на одной и той же кармической энергетической фазе (БКЭ), если нет, тогда брак в опасности. Если «подобное уживается с подобным», то люди, то люди, обладая аналогичными или близкими кармическими энергетиками, находят понимание друг у друга, у них сходное мировосприятие и мироощущение, похожие интересы. Если БКЭ мужа и жены сходные и уровни социальной адаптации примерно одинаковые, то супруги не только прекрасно понимают друг друга, но и счастливы. При счастливом браке в доме, в семье тепло, уютно, спокойно, сытно, вкусно. Л. Н. Толстой совершенно прав, что все несчастливые семьи несчастливы по-своему. Семейное несчастье зависит от степени несовпадения БКЭ и уровней социальной адаптации. Поэтому еще до вступления в брак супругам необходимо как можно лучше узнать друг друга. «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга» (Оноре де Бальзак).

«Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С. И. Голод, А. А. Клецин). Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности» . следует отметить, что деторождение - не единственная цель брака. В супружестве муж и жена «есть плоть едина» .


1.2 Понятие семьи. История развития семейно-брачных отношений


В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, с первых лет своей жизни, усваивающий нормы общежития, человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности. Моральных норм поведения. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от её культурного, социального и духового уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни - всё зависит от социальной политики государства, а от состояния семьи зависит состояние государства.

Основные понятия и актуальные социально-психологические вопросы семьи нельзя рассматривать без знания таких понятий, как личность, социум, общество, семья, брак, супружество .

Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Социум - это своеобразная социально -профессиональная община, жизнедеятельность которой протекает не в абстрактном, а в конкретном, как правило, условно ограниченном и замкнутом пространстве и всецело обусловлена характером доминирующих в ней межличностных, межгрупповых отношений и профессиональной деятельностью.

Общество - понятие в основном политико-социологическое, характеризуется совокупностью сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья. А также социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

Супружество - это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой. Посредством которой общество упорядочивает их супружеские родительские права и обязанности. Ядром семьи не всегда являются брачные отношения. Семья - более сложная система отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких .

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется параметрами конкретной семьи:

демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало - или многодетная);

социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни .

Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для неё:

наличие не одной, а ряда общесемейных ценностей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;

наличие диады (супружеской пары), взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

включённость в неё представителей разных поколений гораздо больший срок близкого знакомства между её членами, чем в других группах;

несвязанность совместной производственной деятельностью .

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями семьи являются совместная деятельность и определённая пространственная локализация - жилище, дом, собственность как экономическая основа её жизни. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи .

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племен, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономическому развитию общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, так как еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу-запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках .

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком, как социально-регулируемым отношением между полами. (Табу были везде. Племенам ведда на Цейлоне - нельзя женится на старшей сестре, на младшей, на дочери - можно) .

На ранней стадии первобытнообщинного строя, с появлением рода, возникает групповой брак. Эта форма группового брака была экзогамией - абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами других родов. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

Она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети

Жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями

Таким образом можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения часто провоцировали эти конфликты .

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но такие браки еще не приводили к созданию семьи. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной. К тому же первобытные люди полагали, что муж не связан биологически с детьми своей жены. По их убеждению беременность происходит лишь по одной причине: дух - родственник женщины вселяет в ее тело духа - ребенка. (жители Тробриандских островов- вместо того, чтобы обвинить жену в измене, считавшейся среди жителей этих островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия) .

К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество), когда женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев. Джорж Мэрдок -1949г провел исследовал и выяснил, что в 145 обществах существует полигиния; в 40 - моногамия (брак между 1 мужчиной и 1 женщиной); в 2 - полиандрия .

Почему в одних обществах существует одна форма брака, а в других - другая? Многие ученые подчеркивают роль экономических факторов. Например, распространение полигинии среди оленеводов - чукчей в Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо отдельно и для каждого стада нужен один пастух, а ему нужно несколько помощниц - женщин. В Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе, она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата, поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену. Но и другие факторы играют заметную роль - например, социальные (Войны в Средней Азии, жители племен тодасов в Индии) .

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки стали вытесняться парными браками. Моногамия привела к концу матриархата. Мужчина захотел передавать по наследству своим детям свою собственность. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако нарушение верности остается правом мужчины, в то же время от женщин требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род .

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем мужчина постепенно становится кормильцем детей, и возникает экономическая ячейка, меняется характер брака: его целью, наряду с регулированием половых отношений, становится также создание семьи, содержание и воспитание детей .

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал исходной общественной ячейкой: государство возникает в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проекте «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества, он предлагал введение общности жен, детей и имущества .

В древней Руси слово «брак» неразрывно связано с церковью, христианством. Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Государство почти не вмешивалось во внутренний распорядок жизни семьи. Но предоставляя семье полную самостоятельность, государство все же оберегает ее прочность. Посягательства на разрыв супружеских связей всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались. Чтобы сильнее закрепить эту связь, государство и церковь всячески мешали ее разрыву, а католичество до сих пор не допускает никакого развода: «Что бог соединил, того человек да не разлучит». В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети - в распоряжение родителей. Например, согласно Уложению 1649 года в России убийство сына или дочери каралось лишь 1 годом тюремного заключения. В то же время дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей, которые не почитали родителей (родительское проклятие) .

Патриархальная семья на Руси обычно состояла из нескольких поколений. Во главе стоял старший мужчина, после смерти отца - старший сын. Все слушались беспрекословно. Жениться - только по воле родителей. В семье уважался в основном мужчина - женщине - роль подчиненной.

Особенности взаимоотношений и воспитания детей нашли свое отражение в пословицах и поговорках:

«От плохой жены состаришься, от хорошей - помолодеешь»

«Отцов много, а мать одна»

« У кого детей много, тот не забыт от бога»

«Живы родители - почитай, померли - поминай»

«Детушек воспитать - не курочек перещипать» .

Вывод: Брак подразумевает определённую совместную психологическую работу, позволяющую приспособиться друг к другу и сохранить длительное время преобладающий позитивный настрой, необходимый для комфортного совместного проживания. Существуют многочисленные варианты положительного отношения друг к другу, от дружбы и симпатии до любви и страсти.

Семья является не только ячейкой общества, она является и своеобразной основой любого производства. В наше время постепенно уходит в прошлое взгляд на семью как на средство для рождения ребёнка, гораздо чаще семья рассматривается как средство удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека. Однако в условиях глобализации, ускорение темпов жизни семья часто рассматривается и как безопасный тыл, гарантия стабильности, иногда - как творческий или бизнес -союз.


Глава II. Характеристика семейно-брачных отношений


.1 Основные формы развития семейных отношений


По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:

усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;

усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;

развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;

утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;

включение женщин в систему общественного производства, как следствие - изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;

развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей .

Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип - нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам . Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:

Нуклеарная малодетная семья, состоящая из родителей и 1-2 детей;

Нуклеарная многодетная семья, состоящая из родителей и 3 и более детей;

Бездетная семья, состоящая из мужа и жены;

Многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья .

Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Рассмотрим наиболее типичные современные модели семей:

моногамная семья состоит из брачной пары - мужа и жены;

полигамная - это брак одного с несколькими;

нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений;

расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трёх и более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков);

патриархальная (традиционная) семья является наиболее архаичным типом семьи: в ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи;

неполные, материнские, «пустые гнёзда» (супруги, дети которых покинули родительскую семью), состоящие из двух человек;

альтернативные семьи: основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны, гетеросексуальные пары .


2.2 Сравнительный анализ восточной и западной культур


Развитие брачных отношений в Индии

Развитие семьи в Индии невозможно представить без трех базовых составляющих: религиозного мировосприятия, кастовой системы и четырех периодах жизни индивида (ашрамы), окружающих формирование традиционной системы ценностей .

Можно сказать, и что и сегодня в индийской культуре традиции предопределяют формирование чувства любви. Чаще всего спутника или спутницу жизни выбирают родители либо старшие братья и сестры. Для этой цели в газетах, интернете помещают объявление, где указывается каста, религиозная принадлежность, дата и год рождения (для составления гороскопа, так как браки заключаются только после консультации с астрологами), образование, материальное положение и т.д. невеста обязательно обеспечивается приданным, размер которого зависит от статуса жениха. Чем больше он зарабатывает тем больше его родителям заплатят. Средний размер приданного составляет 10 тыс. долл. Кроме этого может быть куплена бытовая техника, мебель, машина в соответствии с требованиями родителей жениха. Вся эта тщательная материальная подготовка к брачной жизни говорит не культе потребительских, меркантильных интересов в индийской культуре, а о том, насколько серьезно, основательно все действующие лица относятся к созданию новой семьи .

Если все предварительные исходные данные совпали, то молодым людям показывают фотографии друг друга. При возникновении обоюдного интереса следуют короткие встречи будущих супругов, и в случае взаимного согласия через несколько месяцев проводится свадьба. В этот промежуток времени молодые могут созваниваться, встречаться в присутствии родителей, переписываться по электронной почте. До свадьбы девушка должна сохранить невинность, да и жениху рекомендуется воздерживаться от плотских утех. Главное - это семья, и надо беречь себя для счастливой семейной жизни. Целомудрие здесь приветствуется. И даже в кино актеры стараются не демонстрировать свои чувства при помощи поцелуев. Да и на свадьбе не принято обниматься и целоваться.

В западной культуре начало семейной жизни, как правило, связано с чувством любви, сильным взаимным влечением .

Брачные традиции в китайской культуре

Китайцев можно представить как самый любвеобильный народ. Ведь сегодня в мире насчитывается 1 млрд 300 млн китайцев, а это - 22% населения земного шара. В связи с этим, чтобы познать искусство любви, необходимо исследовать традиционную китайскую культуру. Правда, в последние годы волевым государственным решением в сознание людей внедряется ограничивающий свободу брачных отношений принцип: «одна семья - один ребенок». Более того, в современном Китае насчитывается 17 млн супружеских пар, которые сознательно не имеют детей. В китайском интернете активизировалась служба знакомств для людей, желающих создавать бездетные семьи .

Растет число разводов: по последним данным в Китае распадается до 25% семей, причем в больших городах по инициативе женщин. Все это свидетельствует о деформации традиционных основ китайской культуры .

И все же традиционные установки пока еще противостоят противоречивым тенденциям современных глобализационных процессов. В силу доминирующей роли морали о достаточно влиятельного практицизма в повседневной жизни, феномену влюбленности для создания крепкой семьи в Китае отводилась явно второстепенная роль .

Главной задачей женщины после свадьбы было рождение ребенка. Бесплодие ставило ее в положение изгоя. Рождения сына в семье было большим праздником, а вот дочь оказывалась нежеланным ребенком .

Ценности семьи в Греции

Начиная с VIII века до н.э. одним из самых значимых духовных центров в мировой культуре становится Греция. Взаимодействие относительно благоприятных природных и социальных факторов оказало позитивное влияние на развитие душевных сил человека. Возвышение общества над природой, развитие творческих сил дали возможность не только осознать красоту космоса, но и увидеть новые грани человеческой красоты, пробуждающей любовь, существенно усилить роль личностного начала во взаимоотношении полов .

Пифагор первым осознал значимость всеобщей любви и согласия. Из учения Пифагора следовало, что человек рождается как физическое существо, но цель жизни - освободить душу от тела через ее очищения. Поэтому ставилась задача с помощью воспитания и обучения улучшить человеческую природу, пробудив в душе любовь. Слово «любовь» по Пифагору имело самый широкий спектр: оно охватывало отношение родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен, природу, животных .

Пифагор выступал против стихийного рождения детей. Он отмечал, что большинство людей не берет на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум, как попало, избегая разумного подхода. Пифагор утверждал, что при подготовке к деторождению требуется величайшая предусмотрительность, которая заключается в следующем: здоровый образ жизни супругов, отказ от избыточного, обильного употребления пищи, полный отказ от употребления вина .

И все же какова роль семьи в древнегреческой культуре? В основе супружеских отношений здесь лежала не любовь, а чувство долга и, в первую очередь, рождение здоровых и красивых детей. Произведя на свет ребенка семья выполняла долг перед родом, ибо дети продолжали выполнение культовых обязанностей по отношению к предкам, отдавая традиционные почести умершим. И наконец, в старости родители обретали, а детях опору. Задача продолжения рода была настолько важной, что, например, в Спарте существовала такая традиция. Когда муж был значительно старше жены и детей у них не было, он должен был выбрать порядочного, крепкого, красивого молодого человека и позволить провести ночь во имя продолжения рода. Более того, если чья - либо жена была плодовитой и красивой, то другой мужчина по предварительной договоренности с ее мужем, мог жить с ней как со своей женой, пока не рождался ребенок. Появление на свет ребенка отмечалось как особое, торжественное событие. Когда рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а когда девочка - шерстяными нитями. Если отец по каким-то причинам не признавал ребенка, его просто выкидывали из дому .

Следовательно, изначальный смысл института брака отражал скорее не романтический и даже не сексуальный, а скорее социально значимый смысл. Общественное мнение побуждало к женитьбе, к продолжению рода.

Брак и семья в жизненном пространстве Древнего Рима

С угасанием роли Древней Греции со II в. До н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура.

Противоречивый подход к феномену любви отразился и в работах самых известных представителей римской культуры. Сильная любовь воспринимается здесь нередко не как облагораживающее чувство, но как опасность, угроза, стихийное бедствие. Марк Тулий Цицерон в «Тускуланских беседах» полагал, что любовь скорее близка к безумию, так как из всех страстей она самая сильная. Вечные спутники любви - обиды, подозрения, насилие, блуд и даже инцест. Поэтому любовь - это болезнь которая нуждается в лечении .

В начальный период развитии римской культуры семейные ценности играли важную роль. В семье безраздельно господствовал отец. В отношении своих детей он обладал правом жизни и смерти. Это значит, что по его приказу ребенка могли умертвить. Мужа для дочери выбирал отец. Для вступления в брак жениху должно было быть не менее 14 лет, и невесте - 12 лет. Брак рассматривался как общность всей жизни мужчины и женщины, соединение божественного и человеческого права. В канут свадьбы невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки. Далее шла подготовка к свадьбе. После свадьбы жена должна повиноваться мужу. Именно в повиновении они заслуживали похвалу и уважение. Но вот желание добиться власти позорит не только мужа, но и самих женщин. Справедливый муж должен считаться с чувствами жены, относясь к ней всегда благожелательно. Одним словом, муж должен так управлять женой, чтобы это приносило ей радость и удовольствие .

Римская цивилизация культивирует такой базой принцип семейной жизни как общность. Недаром, как отмечал Плутарх, римский законодатель запретил супругам обмениваться подарками. Основная цель этого запрета связана с тем, чтобы каждый из супругов не имел своего личного имущества и все считалось общим. Главные украшения хорошей жены не золото, изумруд, парпур, а скромность, честность, бережливость, услужливость, чистоплотность, строгость по отношению к другим, и нежность по отношению к людям.

Супружеская измена, как и в любом патриархальном обществе, здесь каралась строго. По римским законам не муж, но отец имел право убить свою замужнюю дочь, замеченную в прелюбодеянии. Мужу убивать жену, совершившую прелюбодеяние, запрещалось. Он имел право убить любовника своей жены .

Сравнительный анализ : заметно отличаются семейно-брачные отношения в странах Запада и Востока. Семью вообще можно разделить на два типа, но при этом если использовать разные критерии деления, то получаются совершенно разные типы семьи.

Первый критерий - семья во времени. В данном аспекте рассматривается древняя семья (матриархальная) и современная (патриархальная). Второй критерий - семья в пространстве.

При разделении по критерию пространства в определении семьи появляются такие понятия, как «семья на востоке» и «семья на западе». Эти понятия рассматриваются как противоположные. Если соотносить деления по обоим критериям (пространство и время), то можно сказать, что восточная семья идентична архетипической т.е. древней. Восточная семья может рассматриваться как вариант гарема, так и семьи, существующие в коллективистских обществах, в которых общество, это как одна большая семья с общим Отцом - монархом, императором, который "от Бога". Основная функция семьи здесь, пожалуй, - рождение детей. Воспитание, закладывание основ этики. Дети почти не являются реализацией отца и матери, а скорее являются реализацией всего общества. Общество же и диктует детям заботу о родителях, и специфику близости (по мнению китайского исследователя Хсю в традиционном Китае более ценны отношения отец-сын, а в традиционной Индии - между матерью и сыном). Восточная семья может не бояться ошибок в воспитании детей, приводящих к девиантному поведению. А если асоциальное поведение ребенка и будет иметь место, то ответственность за это падет на все общество и лишь, отчасти, на семью. Пожалуй, понятие "ячейка общества" здесь и подходит больше всего, с точки зрения русского (отчасти коллективисткого) менталитета.

Западная семья же, наоборот, ответственность за воспитание детей берет на себя. Западная семья являет собой "островок безопасности" в хаосе западного мира. Хотя, это определенная иллюзия, ведь всякий родившийся ребенок в индивидуалистической культуре, тем не менее, находится под покровом патриархального мировоззрения. С одной стороны, на отца и мать возложена огромная функция первичного воспитания ребенка; с другой стороны, они сами оба несут в себе стереотипы современных семейных устоев. Уважение к старшим на Западе осталось от прежних времен, т.е. имеет восточное происхождение. Все восточное общество, а с ним и семья, - это как единый магический инструмент, обладающий внутренними, сакральными, синкретическими механизмами воздействия на своих членов. Поэтому, можно конкретно и ясно выражаться, если говорить лишь о западной современной семье.

Западная модель семьи - это скорее модель партнёрства. В Европе давно уже не считается обязательным официально регистрироваться, даже если ожидается рождение малыша. Все самостоятельные, самодостаточные, каждый молодой человек увлечён собственным бизнесом и погоней за благополучием. Да, семейные ценности активно пропагандируются и постоянно красиво описываются в современных фильмах, но на деле семейные отношения развиваются больше по модели делового общения. Мы стали жить вместе, чтобы легче было пробиться по жизни, мы уважаем друг друга, помогаем друг другу в сфере ведения домашнего хозяйства, но не претендуем на то, чтобы занять всё время и все мысли своего супруга. Современное звучание и понимание вопроса брачных отношений. Именно рассматривая брак как очередное (пусть и очень серьёзное) соглашение, молодожёны предпочитают сразу перестраховать себя заключением брачного контракта, по которому каждый знает, что с ним будет в том или ином случае. В финансовом отношении, конечно. Вот и получается, что брак для человека на Западе - это сделка, с той или иной степенью выгоды и длительности.

Восток всегда был и остаётся верен традициям. Здесь браки заключаются по любви - со стороны жениха. Или не совеем по любви, но уж с присутствием страсти однозначно. Неправильно полагать, что женщины Востока абсолютно бесправны и полностью подавляемы мужчинами. Просто они с детства воспитаны так, что мужчина для них - хозяин, покровитель, источник финансового благополучия. На мужчине лежит ответственность по обеспечению семьи во всех отношениях. Женщина традиционно занята хозяйством, воспитанием детей. Женщина Востока редко будет работать полную смену: для неё главное - создание семейного уюта. Никто в обществе не поймет, если жена будет не успевать готовить, но иметь успешную карьеру.

Существуют различные формы семьи, эти формы между собой отличаются. Отличаются также и семейно-брачные отношения в странах Запада и Востока. В целом можно сказать, что семьи разных стран отличаются друг от друга лишь особенностями социально-экономической ситуации, менталитета, законодательства, традиций и обычаев в своей стране. Поэтому на Западе молодые пары значительно смелее решаются на заключение официального брака, нежели в других странах.


Заключение


Изучены и проанализированы основные формы семейно-брачных отношений в истории культуры. Цели достигнуты. Представлено и разобрано определение понятия семьи, изучена история семейно-брачных отношений, рассмотрены виды и формы семьи, сделан сравнительный анализ восточной и западной культур. Задачи выполнены.

Итак, рассмотрев результаты исследований разных авторов, проведенных ими в разные периоды времени, можно сделать вывод: Основным мотивом вступления в брак и установление брачно-семейных отношений, является любовь, деторождение и ведение общего семейного хозяйства. Этот аспект жизни меняется в соответствии с изменениями социальной жизни общества, что привносит в семейную жизнь свои коррективы. Отношения к семейной жизни меняется в соответствии с изменениями в жизни общества.

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Семья занимает очень важное место в жизни каждого из нас. Нужно с большей ответственностью относится к формированию семьи. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, ещё до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить всё, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Однако, стабильная благополучная семья может функционировать только при определённой подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Нужно узнать, хорошо изучить друг друга, чтоб в последствии для вас не открывались какие -то нежелательные черты характера.

Известно, что семьи без конфликтов практически не существует, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже самим собой. Поэтому семья должна основываться на взаимной любви и понимании. Мы должны принимать людей такими какие они есть, видя в каждом наилучшие качества. Взаимопонимание, уважение, и любовь на мой взгляд, является залогом счастливой семьи.


Список используемой литературы


1. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.

Архимандрид Николаос Эмм. Аркас. Брак и деторождение: современные проблемы. М.: Русскій Хронографъ, 2000.

3. Бердникова, Ю. Семейная жизнь на 5+: книга / Ю. Бердникова. - Спб.: Наука и техника, 2008.

4. Бэшем, А.Л. Чудо, которым было Индия / А.Л. Бэшем. - 2-е изд. - Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.

Владин, В.З., Капустин Д.З. Гармония брака; Кент, М. Как победить соперницу. Мн.: Парадокс, 1999.

Зацепин В.Н. Семейная жизнь как условие человеческого счастья, - Киев, 1975.

7. История семейно-брачных отношений [Электронный курс] <#"justify">8. Китайский эрос. Научно - художественный сборник / сост. и отв. редактор А.И. Кобозев. - М.: СП «Квадрат», 1993.

Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. Для студентов средн. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2000.

Мартынов В.Ф. Культура любви и семейных отношений / В.Ф. Мартынов - М.: курс лекций, 2011.

Миллер, М.А. Карма семьи и брака. 2-е изд. М.: Рост - книга, 2000.

12 . Особенности семьи [Электронный курс] <#"justify">15. Разумихина, П.П. Мир семьи: книга / П.П. Разумихина. - М.: Просвещение, 1986.

16. Семейно-брачные отношения [Электронный курс] <#"justify">23. Шахматов В.П. Законодательство о браке и семье (Практика

применения, некоторые вопросы теории). - М.,1981.

Школьный философский словарь / Т.В. Горбунова [ и др.]. М.: Просвещение; АО «Учеб. Лит.» 1195.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.