Домой / Карандаш / Симптом одиночествапочему дети становятся эмо и готами. Ребенок стал готом или эмо - что делать

Симптом одиночествапочему дети становятся эмо и готами. Ребенок стал готом или эмо - что делать

Чёрно-розовая одежда, сумка через плечо, пирсинг, мозаика из значков на кроссовках и чёрная прямая чёлка, закрывающая пол-лица - такой образ возникает перед глазами при слове «эмо». Так кто же они такие, эмо-киды? Откуда вообще «дует ветер» и, главное, стоит ли беспокоиться родителям о своём ребёнке, если он присоединился к этой субкультуре? В некоторых странах эмо преследуются, как некогда стиляги в СССР. Резкая критика обоснована тем, что философия этого молодёжного направления якобы носит суицидальный характер. Отчасти это сопоставимо с правдой, а отчасти - лишь попыптка переложить всю отвественность за происходящее на «нехорошую секту». Чтобы понять, кому и чему верить, стоит познакомиться с историей и разновидностями эмо.

Тру эмо

Дословно - «настоящий эмо». В 80-х годах прошлого века поклонникам нового американского музыкального направления emocore (ответвление тяжёлого рока) не приходилось называть себя «настоящими» - потому что в те времена ещё не появились современные розово-чёрные псевдо-эмо. Еmocore - музыка эмоционально окрашенная не только по звучанию, но и по содержанию текстов: они несут глубокий смыл, поднимают вопросы любви, преданности, смерти и душевной боли. Одним словом, они обо всём том, что нынешнее поколение сводит к сексу и пьяному забытью (включите любой западный фильм и дождитесь момента, когда герой морально раздавлен - вечер непременно весело закончится попойкой в баре).

При этом музыка не была отдельным явлением - она рождалась, опять же, в рамках философии: человек не должен стыдиться своих эмоций на публике - правильнее смеяться, когда весело или плакать, если на то есть причины. Человек должен не только видеть, слышать и тому подобное - он должен переживать события эмоционально - иначе он не живёт вообще. И, кстати, это здорово - не лицемерить, не притворяться, не замалчивать. Это подходит далеко не каждому, но три десятилетия назад поклонниками такой философии стали именно те, для кого оставаться везде и всегда самим собой было наиболее естественным.

Тру-эмо существуют по сей день, и являются мечтой любых родителей: они пропогандируют здоровый образ жизни (если увидите граффити «SXE» - это оно и есть), не пьют, не курят, не употребляют наркотиков и мяса. Внешне их можно распознать по стилю одежды всё тех же 80-х: они часто предпочитают клетчатую одежду, принципиально слушают музыку только на виниловых пластинках или кассетных проигрывателях. Это творческие личности, которые часто сами пишут музыку, стихи, любят фотографировать. Нередко тру-эмо делают пирсинг - это намёк отсутствие страха перед болью. Тёмная косая чёлка, закрывающая пол-лица, несёт глубокий смысл: к одной половине души нет доступа никому - это личная территория, внутренний мир, а другая часть души открыта для людей и гораздо более искренна, чем у большинства. Для тру-эмо не существует формальных слов или вопросов, и если они говорят о своём сочувствии, то действительно разделяют ваше состояние, а если спрашивают «как дела?» - то ожидают услышать правду, а не бессовестное «хорошо, спасибо».

В целом можно резюмировать, что идеология тру-эмо совершенно безобидна, а музыка, которую они слушают, не является центром их вселенной - это всего лишь один из элементов их вдохновения. Тру-эмо - безусловно, группа - но не стадо. Здесь каждый сохраняет свою индивидуальность, характер, образ мышления. И ещё: исследований, конечно, никто не проводил, но если бы социологи всё же взялись за это, они наверняка смогли бы отметить: тру-эмо будут жить дольше своих ровесников, потому что не копят в себе отрицательных эмоций.

Большинство чёрно-розовых пёстрых подростков - это просто дети, которые подражают моде в одежде, - и никакой философии. Это почти то же самое, что мода на джинсы или биозавивку. Чёрный цвет - депрессивный, розовый (реже сиреневый) - позитивный. И несмотря на яростное отрицание эмо-кидов, есть подозрение, что в этом сказывается влияние культуры готов (чёрный + второстепенный красный), панков (фиксирующий лак для волос), китайского молодёжного стиля а ля «hаllo kitty» (разноцветные значки, заколочки, бантики, кроссовки-тапочки), японского анимэ (два детских хвостика на затылке), и немного африканских представлений о красоте («тоннели» в ушах). Кроме того, макияж могут делать не только девушки, но и парни - тональный крем, чёрный лак для ногтей, подводка вокруг глаз, рисунки слезинок, сердечек, пиратских черепов и т.д. От тру-эмо они унаследовали косую чёлку и иногда - клетчатую косынку на шее. Так же образ может дополняться плюшевыми игрушками, которые путешествуют с подростком на уроки и тусовки. Для пущего эффекта эти игрушки сначала в нескольких местах разрезают, а затем зашивают грубыми чёрными нитками - но это уже скорее вляние фильмов ужасов, чем настоящих эмо.

Такой классификации вообще-то нет - её мы введём сами, чтобы как-то отличать стиль одежды от розово-чёрных подростков, действительно вовлечённых в круг неуверенных в себе, слушающих нервную музыку, оторванных от жизни и имеющих суицидальные наклонности детей (от англ. cry - плакать). Трудно сказать, из чего родилась эта философия, но именно благодаря таким эмо-кидам люди сегодня считают, что все эмо - плаксыи нытики. Здесь присутствует два негативных момента. Во-первых, излишне эмоциональная, истерическая музыка, срывающаяся то на шёпот, то на визг, может непредсказуемым образом влиять на юного слушателя. Во-вторых, становясь частью такой группы, ребёнок привыкает к мысли, что размазывать по лицу тушь - вместо того чтобы бороться за своё счастье - это нормально, ведь все так делают и поддерживают.

Среди этих подростков и отмечаются случаи самоубийств. Однако мы с вами должны понимать: ушедшие из жизни дети, вероятно, были совершенно потерянными, отчаявшимися, лишёнными поддержки, а порой и нетрезвыми... Никто на самом деле не нашёптывал им так поступать, да и думать каждый умеет сам за себя, хоть в 16, хоть в 12, хоть в 9 лет. А если у подростка действительно есть какие-то трудности -при желании это можно определить по одному взгляду на своего ребёнка! Депрессии, неразрешимые проблемы, неразделённая любовь - всё это происходит со многими детьми, даже не относящими себя ни к одной субкультуре. И, может быть, вместо того, чтобы во всеуслышание обвинять ЭМО в том, что эта культура столь губительная для молодого поколения, стоит поблагодарить её? - За то, что именно в ней непонятого вечно занятыми родителями подростка никто не осуждает за то, что он остро обижен какой-то житейской несправедливостью, или не удержался и по-человечески заплакал, как «последний слабак»? А ещё можно поблагодарить ЭМО за этот розово-чёрный сигнал - «обратите же на меня, наконец, внимание, я так нуждаюсь в эмоциональной близости и тепле!» Знак, который так важно не пропустить, поддержав своего ребёнка на этом сложном пути во взрослую жизнь.

Психолог, заведующий отделом клинической психологии НЦ психического здоровья РАМН, доцент кафедры нейро- и пато-психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

«Поведение эмо характерно для подростков: это и резкие перепады настроения, и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей или пупка. Подросткам вообще свойственно выражать недовольство своим телом (и пирсинг – важный показатель такого отношения). Но эмо очень активно это декларируют и охотно делятся опытом: «А ты сколько раз резал вены?» Конечно, большинство подростков включаются в это движение просто так, за компанию, чтобы не выпасть из коллектива. Однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам детей такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность. Здесь не стыдно биться в истерике, бурно хохотать или рыдать. Такая эмоциональная распущенность тормозит процесс взросления, ведь расти – это значит учиться сдерживать себя, контролировать свои чувства. Постарайтесь говорить с ребенком о его увлечении спокойно, без долгих нотаций и не осуждая его. Можно выразить сомнение относительно внешних проявлений – цвета волос или одежды, но только не душевного состояния подростка. Будьте внимательны к его поведению. Порезы на руках, частые истерики, потеря интереса к прежним занятиям – все это повод обратиться к психологу. Если же такой возможности нет, попробуйте увлечь сына или дочь любой яркой, интенсивной деятельностью, будь то творчество, путешествия или спорт, где выплеск эмоций безопасен и конструктивен».

Об этом

Владимир Козлов, «Эмо», Амфора, 2008.

Писатель Владимир Козлов убежден, что эмо представляют не большую опасность, чем существовавшие до них панки или готы, а в чем-то эта субкультура может быть даже полезна своим приверженцам: «Субкультура – это не более чем тусовка: попав туда, ты в лучшем случае найдешь единомышленников и друзей, а в худшем – хотя бы получишь иллюзию того, что не одинок. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. В ней они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы, но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи»…

Ваш сын отрастил длинную челку, а дочь перекрасила волосы в черный цвет? В их одежде преобладают черный и розовый цвета, они носят узкие джинсы и кеды с разноцветными шнурками, а сумки и рюкзаки увешаны значками и мягкими игрушками? Значит ваш ребенок – ЭМО. Но не стоит сразу же закатывать истерику или тащить непослушное чадо к психиатру. Разобравшись, что значит ЭМО, вы поймете, что все не так уж страшно.

ЭМО (от английского emotional – эмоциональный) - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, появившийся в США и Великобритании в конце 1970-х годов. Именно поклонники этого стиля создали одноименную субкультуру. Как правило, приверженцами этого стиля становятся подростки. Это и не удивительно, ведь именно в этом возрасте хочется выразить себя, проявить свою индивидуальность, быть непохожим на других. Вспомните, в семидесятых молодежь ругали за брюки клеш, в восьмидесятых – за кожаные куртки с металлическими заклепками. Неформалы были всегда, просто каждое поколение создает свой стиль. Сейчас на смену панкам, рокерам и металлистам пришли готы и эмо. В большинстве случаев подростки перенимают только внешнюю атрибутику и очень немногие из них проникаются идеологией самой субкультуры.

Мы часто встречаем в парках и на улицах эти небольшие группки странно одетых мальчиков и девочек. Они встречаются друг с другом и о чем-то красноречиво молчат. Они очень эмоциональные, чувствительные и ранимые. Любовь и дружба – главные приоритеты в их жизни. Они ведут себя тихо и спокойно, никому не мешая. Многие даже перестают обращать внимание на этих необычных детей. Но если эта необычность вдруг появляется у собственного ребенка, начинаются непонимание, ссоры, запреты и прочие прелести извечной проблемы «отцов и детей».

И в этом главная ошибка родителей! Вашему ребенку и так трудно, он ищет пути самовыражения и свои идеалы в жизни. В этой ситуации родители наоборот должны быть рядом с ребенком, относиться к нему с пониманием и любовью. Крики и запреты принесут только новые проблемы, ведь всем известно, что запретный плод сладок. Очень часто родители сами виноваты в том, что дети выбирают себе не тех кумиров, замыкаются в себе, попадают в плохие компании. Значит, в какой-то момент вы что-то упустили, недодали, недолюбили. Нужно поговорить со своим ребенком, постараться понять, что именно привлекает его в данной субкультуре, постараться проникнуть в его внутренний мир. Нужно интересоваться его жизнью, его друзьями. Возможно, что с первого раза разговора и не получится. Может не получиться и со второго. Но не отчаивайтесь, если вы будете терпеливы и деликатны, то рано или поздно отношения с ребенком обязательно наладятся. Чтобы говорить с сыном или дочерью на одном языке, сами побольше узнайте об этой субкультуре, благо статей на эту тему в интернете полно. Если ребенок давно просил вас завести домашнее животное - сделайте это сейчас. Он будет испытывать ответственность за живое существо, почувствует себя нужным. Это будет отвлекать его от мрачных мыслей, а совместная забота о питомце будет способствовать вашему сближению.

Не нужно запрещать ребенку категорически ВСЕ. Ваш ребенок такой же человек, как и вы! Наоборот нужно создать у него иллюзию свободы – разрешайте ему все, что не принесет вреда его здоровью и психике, даже если это не соответствует вашим эстетическим вкусам. Хочет носить узкие джинсы? А почему бы и нет! Нравятся розовые кеды? А чем собственно розовый цвет хуже любого другого! Естественно просмотры депрессивных фильмов нужно тактично, но решительно пресекать. И самое главное - нужно доверять своему ребенку, чувствовать смену его настроения и всегда быть уверенной в том, что ЭТО пройдет.

Несколько лет назад я тоже столкнулась с этой проблемой. В двенадцатилетнем возрасте мой сын вдруг сказал, что он теперь ЭМО – накупил себе кучу значков и тетрадей в черно-розовую клетку, в которых рисовал сердечки, пронзенные стрелой. Отрастил себе длинную челку, которая меня очень раздражала, главным образом потому, что она постоянно падала на глаза, когда он делал уроки. Но врага нужно знать в лицо, поэтому я прочла в интернете все, что касалось эмо, и решила, что ничего особенно страшного в этом нет. Но, боже мой, как переполошились учителя! Меня вызывали в школу, этой теме было посвящено целое родительское собрание. Наш классный руководитель, по сути, неплохая женщина, но считающая интернет безусловным злом, битый час рассказывала нам о тех ужасах, которые обязательно произойдут с детьми, если они вдруг станут ЭМО. В ее интерпретации эмо-культуры вариантов не было – все обязательно закончится суицидом. Стоит ли говорить, что я чувствовала, слушая все это и замечая на себе сочувственные, а иногда и неприязненные взгляды родителей. Но это все в прошлом! И как хорошо, что я не послушалась тогда советов опытного педагога – контролировать, запрещать, идти к психиатру. Я стала просто внимательнее следить за своим сыном, за его настроением. Ненавязчиво следила за тем, какие статьи он читает, иногда слушала с ним его музыку. И главное – разговаривала! Разговаривала обо всем, что ему было интересно. Иногда разговоры происходили и на повышенных тонах, но я была уверена, что просто запрещать КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ, он замкнется, уйдет в себя и от этого будет только хуже.

Сейчас моему сыну 16 лет. И если я, шутя, напоминаю ему о том, как он был ЭМО, он только снисходительно улыбается. А два десятка значков с атрибутикой ЭМО до сих пор лежат у нас в шкафчике, и надо сказать, что среди них попадаются довольно симпатичные.

08.11.2008

В криминальной хронике мелькает тревожная информация: «школьницы-эмо совершили групповое самоубийство», «обезврежена банда готов-сатанистов». В школах им запрещают «появляться в черной одежде», милиция ставит на учет, а государственные чиновники сочиняют законы, призывающие ограничить влияние вредоносной идеологии: готов и эмо обвиняют в том, что они пропагандируют пессимизм, упадничество и смерть. Правда, в результате черного пиара их популярность только растет, а сами неформалы почувствовали себя чуть ли не диссидентами и уже организовали пару митингов по борьбе за свои права. Так кто же они такие -- эти эмо и готы? И нужно ли с ними бороться?

Справка
Эмо (от «эмоции») -- субкультура возникла вокруг эмо-музыки, основанной на перепаде сильных эмоций. В одежде эмо-киды (от англ. kid -- ребенок) предпочитают черный (грусть и одиночество) и розовый (радость) цвета, носят «рваные» челки до глаз, кеды или матерчатые тапочки, любят полоску и клетку, галстуки и жилетки, «почтальонские» сумки, увешанные значками с детско-пиратской символикой -- череп, кости и плюшевый медведь. Эмо-киды не стесняются cвоих эмоций, культивируют бурное проявление и горя, и радости. Девочек среди них значительно больше, чем мальчиков.

Готы носят черную одежду, некоторые одеваются «под старину» -- жабо, кружева, длинные юбки у девушек. Красят в черный цвет волосы, девушки используют в макияже черную губную помаду и такой же лак для ногтей, любят депрессивную, мрачную музыку, много читают, часто сами пишут стихи, интересуются мистикой, декадансом, любят смотреть ужастики. Готы часто гуляют по кладбищам, причем чем древнее кладбище, тем больше там готов. Нынешние готы не имеют ничего общего с древним народом, а похожи на гламурных панков. Именно из них и вышли первые готы.


Одинаково разные

«Субкультура -- не имидж, а мировоззрение», -- это в разных вариациях можно прочитать на любом форуме нынешних неформалов. Но внутри тусовки ребята -- очень разные, «типичных готов» или «среднестатистических эмо» в природе не существует. Классификация не срабатывает даже по внешним признакам, внешняя атрибутика вторична. К тем, для кого она -- главное, в тусовке относятся снисходительно: «Они в субкультуру играют, а мы этим живем». Никто, кстати, от разговора не уклонялся, наоборот, очень радовались, что кто-то пытается их понять.
-- У меня была попытка суицида, я таблетки съела, -- призналась Кира. И спохватилась: -- Только маме не говорите.
-- Училка по литре меня с урока выгнала. Потому что я «Погиб поэт, невольник чести» прочитал как рэп. Ничего она не понимает, Печорин был типичным готом. Да и Ленский тоже, -- рассуждает Илья.
-- Не слушайте тех, кто вам скажет: «Я -- эмо» или «Я -- гот». Это пОзеры говорят. Настоящий гот умом выделяется, а не ярлыки на себя вешает, -- учит меня Олеся и добавляет: -- хождение в церковь -- тоже позерство, Бог в душе должен быть.
-- Маша, отчего вы всегда ходите в черном?
-- Это траур по моей жизни. Я несчастна.
А вот это уже не из разговоров с готами, а из пьесы Чехова «Чайка». Помнят ли в таком контексте школьную программу сами учителя?

«На мой вопрос, зачем они так одеваются, девочки-эмо ответили: все вокруг такие серые, а мы -- яркие», -- рассказывает преподаватель истории Лидия Федотова. Педагог считает, что именно желание выделиться заставляет детей надевать на себя странную одежду и даже резать вены. «К счастью, вены они режут понарошку, чуть-чуть, лишь бы остались тонкие линии шрамиков. И делают это единицы. В нашей школе таких детей нет, мои ученики знают о них понаслышке и называют пОзерами, -- продолжает Лидия. -- По характеру, воспитанию, интеллекту все неформалы очень разные. И семьи у них очень разные. У меня в классе есть девочка-панк из неблагополучной семьи, она -- очень агрессивная. А, например, весной у нас с отличием закончила школу девочка, которая написала реферат о психологии эмо. В нем она защищала эту субкультуру, писала, что на эмо незаслуженно навешивают ярлык самоубийц. Единственно, что тревожит: все ребята признаются, что со своими проблемами они пойдут в тусовку, а не к родителям».


Самоубийство рассчитано на родителей

Аня недавно поступила в колледж, подрабатывает в магазине косметики, на тусовки ходит редко. Любит «книги, музыку и одиночество», пишет стихи. В одежде предпочитает черный цвет. Считает себя христианкой, но с Богом предпочитает общаться «без посредников», правда, у нее накопилось много вопросов к священнику. И только в конце разговора выяснилось, что черные рубашки с длинным рукавом хорошо скрывают порезы на запястьях: «Нет, я жизнь люблю, просто иногда тоска нападает. Мама и не догадывается. Не хочу ее огорчать». С Аней мы познакомились на одном из готических форумов, там ее звали Анабель.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас Россия по количеству самоубийств занимает второе место в мире. Ежедневно приговор себе выносят около 100 человек. В 2007 году покончили с собой около 3 тысяч детей и подростков в возрасте до 20 лет. И хотя в прессе то и дело мелькают заголовки типа «13-летняя школьница повесилась из-за музыки эмо», специалисты уклончиво говорят, что точной статистики по самоубийствам среди различных молодежных групп у них нет, и привязать случай суицида к конкретной субкультуре сложно.

«В нашем отделении суицидентов около 30 процентов, среди них есть и подростки, -- рассказал заведующий кризисным отделением ГКБ № 20 кандидат медицинских наук Вадим Моисеевич Гилод. -- Готы и эмо тоже встречаются, но бывает, что попадают к нам и дети священников».

По мнению врача, тяга подростков к смерти обусловлена тем, что у них еще нет понятия ценности собственной жизни. «Она появляется с возрастом и связана с тем, сколько душевных и физических сил ты потратил, чего добился, как тебя оценивают окружающие, -- говорит Вадим Гилод. -- А подросток еще ничего не сделал. У него ценность жизни складывается из отношений с родителями. Они самые близкие и значимые люди. И подростковое самоубийство почти всегда рассчитано на них: он пытается напугать их или разжалобить, чего-то от них добиться. Например, чтобы не ругали за двойку или за то, что стащил деньги из дома. Существует два вида суицида. Монологический -- когда человек уже все решил и молчит. Это у подростков редкость. И диалогический -- когда человек вначале подает сигналы: говорит о бессмысленности своей жизни, о боли, которую он не может перенести. Период “предсуицида” может длиться день, два, месяц, год. В этот момент надо человека слышать, отвести его к специалисту. Общение со священником тоже может помочь, разумный священник атрибутики не испугается.

А вообще дети, которые стремятся выделиться с помощью атрибутики и эпатажа, всегда проблемные. У них всегда есть эмоциональные конфликты в семье. И они ищут взаимопонимания среди таких же обиженных. Своим вызывающим видом они призывают нас обратить на себя внимание. Если ребенок не находит дома внимания -- он идет на улицу или в интернет. Неполные семьи тоже серьезный фактор риска. У девочки отец ушел в другую семью, там у него ребенок. А дочь, для которой папа был авторитетом, чувствует себя лишней. Злится на мать -- ведь та “упустила” отца. И уходит в группу подростков, которая имеет такие же проблемы, там пробует наркотики, переживает кризис… А может быть, и думает о самоубийстве».

Потребители эмоций
Михаил Хасьминский, психолог православного кризисного центра при храме Воскресения Христова на Семеновской, считает, что современные подростки не имеют никакого представления о том, как реально выглядит смерть. Они ее романтизируют, видят что-то вроде спектакля -- гроб в цветах, все рыдают. Хасьминский вместе с судмедэкспертом Петром Розумным написали ряд статей на эту тему. Одна из них -- «Суицид без розовых очков», посвященная тому, как выгладит самоубийство на самом деле, -- пользуется у подростков большой популярностью и широко обсуждается в сети.

«С молодыми людьми, которые хотят покончить с собой, мы общаемся на форуме сайта “Победишь.ru”, с которым я сотрудничаю, -- говорит Хасьминский. -- Этот форум в некоторой степени сейчас стал заменой телефонам доверия. Часто первое, что делает современный подросток, когда собирается покончить с собой, -- идет в интернет. Подростки не догадываются, что на одно “удачное” самоубийство приходится от десяти до тридцати неудачных, после которых человек тяжело и мучительно умирает в больнице или становится инвалидом. Человек режет вены или вешается, его спасают, но от недостатка кислорода погибли важные клетки мозга. “Вышел” из окна десятого этажа, выжил, но остался на всю жизнь прикованным к кровати. Съел горсть разных таблеток, вообще результат непредсказуемый -- от язвы желудка до мучительной и долгой смерти. Выпил уксусную эссенцию -- после нескольких месяцев страшных мучений вышел из больницы с искусственным пищеводом, вшитым под кожу.

Самоповреждения у представителей субкультур -- что-то вроде обряда инициации у древних народов – “я настоящий эмо или гот, я даже вены резал”. Демонстрация суицидальных намерений и невыносимых страданий. Но разбитый череп выглядит неэстетично, а вены -- романтика! Такое вот искаженное представление о красоте. Руки у них действительно ужасные бывают».

Неформальные группы образуются вроде бы стихийно, но, по мнению Михаила Хасьминского, хорошо вписываются в систему общества потребления. «Их направляют взрослые, которые делают немалые деньги на молодежной моде -- книгах, фильмах, одежде, атрибутике, -- продолжает он. -- А бизнес заинтересован в потребителе. Эмо, в свою очередь потребители эмоций, от психотравмирующей реальности они уходят в искаженный собственный мир остро и некритично переживаемых эмоций. Но, добровольно ”отключив” логику, отказавшись от контроля над эмоциями, они уподобляются алкоголикам, у которых переход от любви к ненависти происходит моментально».

Умойся и приходи?

Почему неформалы не ищут ответы на свои неразрешимые вопросы о смысле жизни в вере? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: кто же их пустит в храм с пирсингом и крашеными волосами, в лучшем случае скажут: «Умойся, переоденься и приходи».

Но среди православных пастырей и психологов по этому вопросу нет единодушия.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище Москвы, бывший хиппи, ведущий проповедь среди рокеров, субкультур не боится: «Люди, которые туда идут, чего-то ищут. Это гораздо лучше, чем если парень “ни холоден, ни горяч” и безропотно принимает ценности современного общества: заработать денег и побольше всего накупить, строить карьеру, продать себя подороже. А представители любой субкультуры в некотором роде романтики и идеалисты. В конечном итоге они ищут Бога».

А вот Михаил Хасьминский уверен, что говорить готам о Боге -- только раздражать их.

«У них искаженное восприятие, они все видят криво и при этом уже “все о мире знают”, а если чего-то не знают сами, это знает кто-то из их тусовки, -- говорит он. -- Пока подросток уверен, что он -- центр вселенной, а его тусовка круче всех, он в храм не пойдет. Прийти в храм можно, лишь осознав себя частичкой мироздания. И поняв, что ты должен жить по определенному закону, трудиться, работать над собой. А это для многих неприемлемо. Эти люди придут к вере не скоро. Им нужен какой-то “лифт, чтобы “перепрыгнуть” в своем развитии несколько ступенек. Таким “лифтом” часто бывает серьезный кризис, тогда человек понимает, что в субкультуре нет ответа на вопросы, которые задает жизнь этим кризисом. И тогда он начинает искать и иногда даже находит».

Недавно на сайте Иркутской епархии была опубликована статья о готах, а потом, по ссылке, на форум пришли сами готы и начали дискуссию. В результате готы научились правильно обращаться к священнику, а православные узнали христианские имена готов. Одна православная участница форума написала: «Простите, если чье-то слово осудило вас... Мои друзья хотели просто помочь вам разобраться в ваших ошибках (наверное, все-таки забывая о сотворенных когда-то своих), но от чистого сердца. Если хотя бы один человек задумается над тем, что прочитал на этом форуме и, переступив порог храма, останется там, то мы говорили не зря... Не забывайте, что пройдет время и вырастете вы из своих увлечений и заблуждений, как из старой одежды… и тогда мы будем вас ждать».

Отец Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах, психолог: «Подростковый возраст -- это возраст естественного сумасшествия. С одной стороны, человек ищет независимости и индивидуальности, с другой -- он страшно хочет с кем-нибудь объединиться. И это противоречие заставляет его одновременно идти в обе стороны. Ему, конечно, очень нужно внимание родителей, а вместе с тем ему хочется их послать подальше и делать все по-своему. С одной стороны, ему нужна идея, с другой – он, как нигилист, отрицает все. Это кризис, колебанья на краю родительского гнезда -- и лететь уже пора, но еще страшно».

«Только поймешь, в чем фишка, научишься как-то обходить подводные камни жизни и вдруг замечаешь, что подросло племя молодое и совершенно незнакомое», -- жаловалась я подруге. Из дверей метро вывалилась компания подростков. Судя по одежде, были среди них и эмо, и готы. Эти «эмоготы» явно пытались шокировать прохожих, горланя песню. А вот песня была знакомая, старая -- «Группа крови» Виктора Цоя.

Как быть, если ваш ребенок эмо?

Вадим Гилод: «Родители должны стать не только поставщиками материальных благ, но быть ребенку семьей! Той ячейкой общества, в которой он чувствует себя защищенным и любимым. Бороться с внешней атрибутикой бесполезно. Мы не имеем права не пустить в школу ребенка, пусть он хоть весь в зелень выкрашен. Знаете, почему запретили выгонять детей с уроков? Потому что он выйдет за школьную ограду, а там его встретят и скажут: “Ты классный парень! В школе все -- идиоты, а мы тебя поймем”. И потом его из этой группы вытащить очень тяжело. Наша задача -- поддержка, понимание, воспитание, создание среды».

Михаил Хасьминский: «Чтобы вывести ребенка “из темного леса”, надо понять эту субкультуру, разобраться, в чем ее деструктивность. Разговаривать с человеком о том, что он делает не так, можно, только четко ориентируясь в его “культуре”. О своей идеологии подростки охотно говорят. Надо выяснить, что подросток думает по тому или иному поводу, и пытаться поменять его ложные ценности. Но спокойно, доброжелательно, с любовью. Без ругани и угроз».

Психолог, заведующий отделом клинической психологии НЦ психического здоровья РАМН, доцент кафедры нейро- и пато-психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

«Поведение эмо характерно для подростков: это и резкие перепады настроения, и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей или пупка. Подросткам вообще свойственно выражать недовольство своим телом (и пирсинг – важный показатель такого отношения). Но эмо очень активно это декларируют и охотно делятся опытом: «А ты сколько раз резал вены?» Конечно, большинство подростков включаются в это движение просто так, за компанию, чтобы не выпасть из коллектива. Однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам детей такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность. Здесь не стыдно биться в истерике, бурно хохотать или рыдать. Такая эмоциональная распущенность тормозит процесс взросления, ведь расти – это значит учиться сдерживать себя, контролировать свои чувства. Постарайтесь говорить с ребенком о его увлечении спокойно, без долгих нотаций и не осуждая его. Можно выразить сомнение относительно внешних проявлений – цвета волос или одежды, но только не душевного состояния подростка. Будьте внимательны к его поведению. Порезы на руках, частые истерики, потеря интереса к прежним занятиям – все это повод обратиться к психологу. Если же такой возможности нет, попробуйте увлечь сына или дочь любой яркой, интенсивной деятельностью, будь то творчество, путешествия или спорт, где выплеск эмоций безопасен и конструктивен».

Об этом

Владимир Козлов, «Эмо», Амфора, 2008.

Писатель Владимир Козлов убежден, что эмо представляют не большую опасность, чем существовавшие до них панки или готы, а в чем-то эта субкультура может быть даже полезна своим приверженцам: «Субкультура – это не более чем тусовка: попав туда, ты в лучшем случае найдешь единомышленников и друзей, а в худшем – хотя бы получишь иллюзию того, что не одинок. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. В ней они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы, но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи»…