Домой / Перманентный / Различия работы мозга между женщиной и мужчиной. Слушание обоими полушариями

Различия работы мозга между женщиной и мужчиной. Слушание обоими полушариями

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

Мужской мозг более вариативен по некоторым нейроанатомическим показателям, однако в целом у мужского мозга и женского сходства больше чем отличий.

Вряд ли кого-то нужно убеждать в том, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. Однако видимые, внешние различия интересуют всех намного меньше, чем различия психологические. А где психология, там и нейробиология, то есть - мозг. Есть ли различия между мужским мозгом и женским мозгом, и если есть, то как они проявляются в психике?

Сейчас уже накопилось много сведений о том, в чем мозг мужчин отличается от мозга женщин: это и иной ландшафт коры, и разные объём некоторых мозговых зон, и разное устройство внутримозговых соединений (например, несколько лет назад исследователи из Медицинской школы Пенсильванского университета сообщили на страницах журнала PNAS , что у женщин лучше развиты межполушарные связи, а у мужчин – внутриполушарные).

Вместе с тем, как пишет портал Science , в подобных исследованиях либо мозг оценивали уж слишком по-крупному, не вдаваясь в детали того, как устроена какая-нибудь небольшая зона, либо в экспериментах участвовало не очень много человек, обычно менее сотни, чего явно недостаточно для того, чтобы распространить полученные результаты на всех людей.

Нейробиологи из Эдинбургского университета использовали в своей работе не сто, а свыше пяти тысяч мозгов – точнее, не самих мозгов, а результатов магнитно-резонансной томографии, собранных в базе данных UK Biobank. Для анализа взяли 2750 женщин и 2466 мужчин в возрасте от 44 до 77 лет, а в самом мозге сравнивали размеры 68 разных мозговых участков и, кроме того, толщину коры и рисунок извилин на ней.

В среднем, как говорится в препринте статьи на сайте bioRxiv , кора у женщин оказалась толще, но все подкорковые зоны у мужчин оказались больше по объему – а среди таких подкорковых зон были и гиппокамп, который работает одним из главных центров памяти, и миндалевидное тело, отвечающее за эмоции и принятие решений, и полосатое тело, участвующее в обучении, и таламус, распределяющий сенсорную информацию по разным мозговым анализаторам. Однако если подкорковые зоны сравнивали в контексте всего мозга в целом, то различия во многом сглаживались: четырнадцать зон оказывались больше у мужчин, десять зон – у женщин.

С другой стороны, нейроанатомические параметры варьировали у мужчин сильнее. Тут авторы работы напоминают о результатах некоторых психологических исследований, в которых в среднем никакого различия в интеллекте между мужчинами и женщинами не было, но у мужчин был больше разброс – это как будто вполне соответствует тому, что мужской мозг более вариабелен.

Еще один важный вывод заключается в том, что, хотя в мозге и можно найти характерные половые особенности, сходства между мужскими мозгами и женскими больше, чем отличий, и даже специалист с большим трудом сможет сказать (если вообще сможет), какой перед ним мозг, просто глядя на результат томографического сканирования.

С другой стороны, не будем забывать, что человеческий мозг довольно пластичен, он меняется не только в связи с теми задачами, которые ему приходится выполнять постоянно, он также отзывается и на внутренние факторы – например, на изменения в гормонах. Мы уже как-то писали о том, что женский мозг , видимо, реагируя на разные фазы менструального цикла, и что мужской мозг может работать . Так что, говоря о «женско-мужских» отличиях, следует все это иметь в виду.

Что до того, как толщина коры и объемы гиппокампа, полосатого тела, таламуса и пр. связаны с психическими особенностями, то тут какого-то четкого ответа пока нет, и вряд ли он появится в ближайшем будущем. (Мы говорим, разумеется, о научном ответе; так-то в бездельных рассуждениях на эту тему недостатка нет.)

Сами нейробиологи полагают, что сейчас лучше сосредоточиться на как можно более полном и тщательном описании именно нейроанатомических отличий, возникающих в мозге под действием тех или иных факторов, поскольку для психологических выводов у нас пока что просто не хватает нейробиологических данных.

Мужчины и женщины действительно думают по-разному, и доказанный научный факт. Строение мозга мужчин и женщин также различается, однако это не всегда позволяет ученым сделать выводы об эффективности работы мозга. Так, например, большие полушария мозга, которые отвечают за мышление, у мужчин на 1/10 больше, чем у женщин, однако до сих пор учеными не было обнаружено однозначное влияние подобных метрических данных на качество работы головного мозга человека.

Не так давно было проведено крупномасштабное исследование, направленное на сравнение мозга мужчин и женщин. Выяснилось, что у мужчин существует более тесная связь между передними и задним отделами в больших полушариях, в то время как у женщин наблюдается более тесная связь между самими полушариями. Интересный факт, что в полушариях мозжечка, отвечающего за координацию движений человека, наблюдалась обратная ситуация: у мужчин более тесно связаны сами полушария, а у женщин сильнее связи внутри полушарий мозжечка. Из этого ученые сделали предположение, что у мужчин наблюдается более сильная связь «информация-действия», что в принципе подтверждается практикой жизни и психологией, а у женщин сильнее работает связь «аналитика-интуиция».

Интересно, что в исследовании принимали участие молодые люди от 8 до 22 лет, и различия до 13-летнего возраста практически отсутствовали, в то время как начиная с 14 лет разница становилась все более очевидной.

То, насколько по-разному работает наш мозг, еще раз подтверждает, что мужчины и женщины взаимодополняют друг друга. Мужчины, как правило, более склонны к систематизации, в то время как женщины — к сопереживанию. Небольшие различия в работе мозга видны даже у новорожденных: девочки обращают больше внимания на лица склоняющихся к кроватке людей, а мальчики — на механические игрушки.

Читайте также:

В этой связи ученые также исследуют связи между межполовыми различиями и аутизмом у детей. Так, было установлено, что уровень тестостерона у беременной и ребенка обратно связан со степенью его социализации. Таким образом аутизм, характеризующийся системным мышлением и слабой способностью к установлению контакта с обществом, по предположению ряда исследователей, это «крайняя степень мужского мозга». Таким образом, согласно гипотезе, вероятность появления ребенка с аутизмом выше у тех пар, в которых и мужчина и женщина обладают одинаково хорошим системным мышлением. Ученые исследовали работу мозга матерей детей-аутистов, и при выполнении тестов механизм его работы был аналогичен мужскому мозгу.

Женщины часто жалуются на то, что мужчины их не понимают. Представители сильного пола нередко предъявляют аналогичные претензии. Причиной и те, и другие обычно считают недостаточно хорошее отношение партнера. По мнению специалистов, причина вовсе не в этом, а в том, что мозг мужчины и мозг женщины работают настолько по-разному, что сложности возникают сами собой.

Сегодня мы расскажем читателю о самых главных из таких различий.

Источник: depositphotos.com

Размеры и нейронные связи мозга

Мужской мозг в среднем на 10% тяжелее, чем женский. Ученые утверждают, что никаких преимуществ в интеллектуальном смысле это не дает: относительное увеличение органа соответствует необходимости в управлении более массивным телом.

Различия в устройстве нейронных связей в мозге мужчин и женщин гораздо более существенны. У представительниц прекрасного пола преобладают поперечные связи, то есть те, которые соединяют правое (отвечает за логическое мышление) и левое (ответственно за интуицию) полушария. Поэтому женщины не испытывают особых проблем при решении задач, для которых необходимо задействовать и чутье, и холодный разум. В мужском мозге преобладают продольные связи, соединяющие переднюю и заднюю части коры. Исключение составляет зона мозжечка: в названном месте связи между полушариями у мужчин развиты очень хорошо, что объясняет способность представителей сильного пола легко обучаться сложным физическим действиям и достигать больших успехов в делах, требующих высокой степени контроля за своим телом.

У мужчин лучше развита нижняя теменная доля мозга, отвечающая за способности к математике, а у женщин – зоны обоих полушарий, определяющие возможность воспринимать особенности языка и пользоваться разговорной речью.

Возрастные изменения мозга

В раннем возрасте разница между работой мозга мальчика и работой мозга девочки минимальна; различия начинают проявляться в период между 14 и 17 годами и с возрастом все увеличиваются.

По мере старения организма мозг человека « усыхает», теряя часть объема. У мужчин и женщин этот процесс протекает с существенными отличиями. Так, у представителей сильного пола с наибольшей скоростью уменьшаются лобная и височные доли, функцией которых является управление познавательными способностями, эмоциями и личностными характеристиками. У женщин быстрее «усыхают» теменная доля и область гиппокампа, ответственные за пространственное восприятие, зрение, речь и память. В целом у мужчин уменьшение объема мозга начинается раньше, чем у их сверстниц. Ученые связывают указанную особенность с защитным воздействием эстрогенов на мозг. Наиболее активное уменьшение размеров мозга у женщин происходит в возрасте менопаузы, когда выработка половых гомонов резко снижается.

Кроме того, мозг женщины и мозг мужчины в различной степени подвержены нейродегенеративным изменениям: у женщин чаще развивается болезнь Альцгеймера, а у мужчин – болезнь Паркинсона.

Восприятие сигналов, поступающих от органов чувств

Женский слух острее и тоньше мужского, и дело тут не в слуховом аппарате как таковом: женский мозг способен воспринимать звуки более отчетливо, выделять мельчайшие интонации. Аналогичным образом мужчины проигрывают своим подругам в плане детализации тактильных ощущений.

Похожих различий в остроте зрения не установлено, но имеется существенная разница в восприятии зрительных сигналов: мужчина обычно лучше видит цельную картинку, а женщина фиксирует внимание на подробностях.

Логика и эмоции

Женщины в среднем обладают лучшей памятью, чем мужчины, большим словарным запасом и более высокой речевой активностью. Кроме того, у представительниц прекрасного пола лучше развиты эмоциональные аспекты мышления. Зато мужчины способны более здраво оценивать окружающую действительность, не осложняя события своими тревогами, подозрениями и субъективным подходом.

В любых обстоятельствах мужчина обращает внимание на количественную, фактическую сторону вопроса, а женщина – на детали и эмоциональную окраску событий. Например, проезжая в машине по незнакомому городу, муж запоминает временные отрезки, потраченные на отдельные части дороги, а его жена – различные объекты, способные служить ориентирами (здания, вывески и т. д.). Даже чувство юмора представители полов проявляют по-разному: мужчину интересует «соль» анекдота, а женщине больше нравится сам рассказ, постепенно раскрывающий смысл забавной ситуации.

Поведенческие и социальные различия

Мужчины и женщины не только чувствуют и думают, но и ведут себя неодинаково. Представительницы прекрасного пола от природы контактны, склонны к установлению доверительных отношений. Женщины считаются лучшими организаторами, способными ненавязчиво объединять людей для решения общей задачи. Мужчины – скорее «одиночки», более приспособлены к конкурентной борьбе, амбициозны и агрессивны. В конфликтной ситуации женщина предпочитает решать проблему путем переговоров, а мужчина – путем обострения конфликта.

Женская склонность к некоторому распылению внимания на детали и подробности имеет и положительную сторону: любая представительница слабого пола легко совмещает несколько потоков информации и способна заниматься несколькими делами одновременно. Мужской способ мышления предполагает полную сосредоточенность на конкретной теме, а переход от одного дела к другому требует некоторых усилий и времени.

Знать особенности устройства мозга мужчин и мозга женщин очень полезно. На самом деле это наиболее простой способ понять друг друга и перестать конфликтовать по пустякам. Помня о том, чем другой человек отличается от вас, вы сможете стать его опорой, а себя избавить от надуманных обид и разочарований. Берегите друг друга и будьте счастливы!

Видео с YouTube по теме статьи:

Сержа Гингера об отличиях и сходстве мозга мужчины и мозга женщины. Плюс юморная картинка про мозги обоих полов.

Серж Гингер про мозг

Серж Гингер — представитель и основоположник русской школы гештальта, автор книг по теории и практике гешталь терапии.

В 1981 году в Манифесте социальной психотерапии он описывает «пять основных экзистенциальных измерений», которые приводят в движение человека: физическое, эмоциональное или аффективное, рациональное или когнитивное, социальное и, наконец, духовное. Это описание получило свое название - пентаграмма Гингера.

Сегодня Вашему вниманию я представляю его малоизвестную в широких кругах статью, вернее текст его лекции о мозге мужчины и мозге женщины.

Отнеситесь к картинке с юмором — не хочу задеть ничьи чувства.

Мозг Мужчины и Мозг Женщины. Серж Гингер:

Уверен, Вам будут интересны эти научные факты о различиях мозга мужчины и женщины.

Сегодня вам повезло - у вас будет две лекции. И так как у меня мало времени, я прочту эти две лекции… одновременно!

Одна для женщин, другая - для мужчин!

Фактически, я уже начал: прямо сейчас, женщины и мужчины слышат разные сообщения!

Слушание обоими полушариями

Например - в общем, конечно (со многими индивидуальными вариациями), - женщины воспринимают мой голос в два раза громче (точнее, в 2,3 раза громче), чем мужчины. Так, они воспринимают мой голос как «крик» (и они думают, что я сержусь), тогда как у мужчин есть чувство, что я говорю конфиденциально, с некоторым сочувствием…

Женщины слушают меня обоими своими полушариями (левым мозгом и правым мозгом), тогда как мужчины слушают меня большей частью своим левым мозгом - вербальным, логическим и, следовательно, с критикой! Женщины имеют больше связей между двумя полушариями через мозолистое тело (corpus callosum), и моя речь у них окрашивается эмоциями, субъективно воспринимается через их желания и страхи, через их этические или общественные ценности (такие как феминизм). Они слушают, что я говорю, но большей частью - внимательнее к тому, как я это делаю, чувствительные к тону моего голоса, к ритму моего дыхания, моим предполагаемым чувствам.

Конечно, это преобладание аудиции и субъективного слушания - только детали, но основной интерес в том, что мы можем наблюдать это здесь и сейчас.

Два разных вида

Если говорить откровенно, мы принадлежим к двум разным «видам». В наше время, мы как раз завершаем расшифровку человеческого генома и, как Вы, возможно, знаете, доказано, что люди и обезьяны имеют примерно одинаковый (на 98,4%) состав генов: и при этом различие между мужчинами и самцами обезьян составляет 1,6%… В то время как различие между мужчинами и женщинами - 5%!

Итак, человеческий самец физиологически ближе к самцу обезьяны, чем к женщине! И, как Вы уже догадались, женщина ближе к самке обезьяны!

Конечно, это некоторая провокация и количественная небрежность вычислений имеет качественный аспект: например, гены, которые содействуют развитию языка, искусства, философии, и т.п.; но они подчёркивают большой разрыв между полами - в пределах всех видов животных, включая человеческий вид.

Правый мозг - мужской

Исследователи всех стран теперь с этим согласны:

  • левый мозг - более развит у женщин;
  • правый мозг (так называемый «эмоциональный мозг») - более развит у мужчин - вопреки распространённому мнению широкой публики (и, иногда, даже психотерапевтов). Это происходит под влиянием половых гормонов и нейротрансмиттеров (тестостерон, и т.п.).

Так, женщина более вовлечена в вербальное взаимодействие и коммуникацию, тогда как мужчина - более подготовлен для действия и конкуренции.

  • Уже в детском саду, в течение 50 минут урока, маленькие девочки говорят в течение 15 минут, а мальчики только 4 минуты (в четыре раза меньше).
  • Мальчики шумят и дерутся в 10 раз чаще, чем девочки: в среднем, 5 минут против 30 секунд.
  • Когда им по 9 лет, девочки на 18 месяцев впереди во всём, что касается вербального развития.
  • Когда они взрослые, женщины отвечают в среднем 20 минут на каждый телефонный звонок, тогда как мужчины говорят только 6 минут, и исключительно чтобы дать неотложную информацию.
  • Женщине нужно делиться своими идеями, чувствами, мыслями, тогда как мужчина стремится контролировать свои эмоции и пытается найти решение. Он прерывает свою жену, чтобы предложить решение… и жена не чувствует себя услышанной! Фактически, мужчины - более эмоциональны, чем женщины, но они не выражают свои чувства, и этим нельзя пренебрегать в супружеской жизни и во время психотерапии.

Ориентация

  • Женщина взаимодействует со Временем (левый мозг).
  • Мужчина взаимодействует с Пространством (правый мозг): преимущество мужчин в тестах трёхмерного пространственного вращения - огромно с детства (Kimura, 2000).
  • Женщина оперирует конкретными маркерами: преимущество женщин в запоминании или назывании конкретных объектов огромно.
  • Мужчина оперирует абстрактными понятиями: он может импровизированно «срезать» путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля.

Органы чувств

Говоря глобально, женщины более чутки, т.е. у них сильнее развиты органы чувств.

  • Её слух более развит: отсюда понятна важность приятных слов, тона речи, музыки.
  • Её тактильное чувство более развито: у неё в 10 раз больше рецепторов кожи, чувствительных к контакту; окситоцин и пролактин (гормоны «привязанности и объятий») увеличивают её потребность в прикосновениях.
  • Её обоняние более точно: в 100 раз чувствительнее в определённые периоды её менструального цикла.
  • Её вомероназальный орган (Vomero Nasal Organ (VNO)), реальное «6-е чувство» (химический орган отношений между людьми), кажется более развитым и ярче воспринимает феромоны, которые отражают различные эмоции: сексуальное желание, гнев, страх, печаль… Возможно, это и называется «интуиция»?
  • Насчёт зрения - оно более развито у мужчин, и эротизированно: отсюда их живой интерес и внимание к одежде, косметике, драгоценностям, наготе, порнографическим журналам… Хотя, женщины имеют лучшую визуальную память (на узнавание лиц, форму объектов).

Откуда такие различия? Теория Эволюции

Исследователи объясняют фундаментальные биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами естественным отбором в течение более одного миллиона лет эволюции человеческого вида. Такая адаптивная эволюция , по их предположениям, сформировала наш мозг и органы чувств через комбинированное действие гормонов и нейротрансмиттеров.

  • Мужчины приспособились к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно они должны были молча преследовать добычу (животное), иногда в течение нескольких дней, и затем снова найти свою пещеру (значение ориентации). Им приходилось очень мало вербально взаимодействовать (подсчитано, что доисторический человек встречал не более 150 людей в течение всей своей жизни).
  • Тогда же мозг женщины приспособился к выращиванию и обучению детей, что подразумевает вербальное взаимодействие в ограниченном пространстве пещеры.

Так на биологическом уровне мужчины были запрограммированы на конкуренцию, а женщины - на сотрудничество.

Таким образом, каждый может увидеть, что биологически, психотерапия является… женским делом!

Эти предрасположённости кажутся связанными с биологией (гормоны и нейротрансмиттеры). Они создаются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и, кажется, мало изменяются под влиянием образования и культуры.

Природа и обучение

Сегодня неврологи и генетики считают, что наша личность детерминирована .

  • Приблизительно на 1/3 - наследственностью : хромосомы из ядер наших клеток (и митохондриальная ДНК наследственность, на 100% передаваемая матерью).
  • Приблизительно на 1/3 - внутриутробной жизнью : в течение первых недель после зачатия каждый эмбрион (плод) - женского пола (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Badinter, 1992; Magre & Ал.; 2001), а маскулинизация происходит позднее: это медленное и тяжёлое гормонально и общественно-детерминированное завоевание. Итак, девочка не является мальчиком, потерявшим свой пенис (гипотеза Фрейда), но мальчик является девочкой, которая завоёвывала пенис! Так называемая зависть к пенису или потребность в нём - гипотеза, которая никогда не подтверждалась. Среди транссексуальных людей, можно найти в пять раз больше мужчин, желающих стать женщиной, чем женщин, желающих стать мужчиной. Во время войны родилось в два раза больше мужчин-гомосексуалистов, вероятно, из-за стресса у матерей, нарушающего гормональный баланс (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Le Vay, 1993). Эти две части - наследственная и врождённая, кажутся важными: например, если мужчина из двойни гомосексуален, его однояйцовый близнец также гомосексуален в 50–65% случаев; в случае разнояйцовой двойни - в 25–30%, что в два раза меньше, но всё равно в 5 раз больше, чем в общей популяции! Гомосексуальность во многих случаях может быть определена в возрасте 1–2 года. (Le Vay, 1993)…
  • Приблизительно на 1/3 - качествами, приобретёнными после рождения : влияние культуральной среды, образования, обучения и тренировки, случайных обстоятельств или психотерапии!

В целом, корреляция между индивидами оценивается в:

  • 50% - между однояйцовыми близнецами (наследственность),
  • 25% - между разнояйцовыми близнецами (гормональное «пропитывание» в течение внутриматочной жизни),
  • 10% - между братьями и сёстрами (образование),
  • 0% - между незнакомыми людьми.

Эти три фактора (наследственность, приобретения в матке, приобретения в течение жизни) прослеживаются - в разных пропорциях - во многих областях способностей: интеллект, музыка, виды спорта и, даже, оптимизм.

В зависимости от суммы пессимистичных или оптимистических генов, которые Вы унаследовали, Вы можете сформулировать эти исследования различным образом:

  • «наша личность предопределена - с нашего рождения - приблизительно на 2/3»;
  • «наша личность создана - с нашего зачатия - приблизительно на 2/3».

Гормоны

Когда мы кладём на землю мяч, мальчики ударяют его; а девочки берут мяч и прижимают его к сердцу. Это не зависит от их образования и культуры, а имеет непосредственное отношение к их гормонам.

Тестостерон - гормон желания, сексуальности и агрессии. Он мог бы быть назван «гормон завоевания» (военного или сексуального). Он развивает:

  • силу мышц (40% мышц у мужчин, 23% у женщин);
  • скорость (реакции) и нетерпение (92% водителей, которые сигналят на светофорах - мужчины);
  • агрессию, конкуренцию, доминирование (доминирующий самец поддерживает качество вида);
  • выносливость, упорство;
  • заживление ран;
  • бороду и облысение;
  • зрение (далеко, как «телеобъектив»);
  • правую сторону тела и отпечатки пальцев (Kimura, 1999);
  • точность метания;
  • ориентацию;
  • привлекательность для молодой самки (способен дать потомство).

Влияние эстрогенов :

  • ловкость, отдельные движения пальцев (Kimura, 1999);
  • левая сторона тела (и отпечатки пальцев);
  • в среднем, 15% жира у мужчины и 25% у женщин (чтобы защитить и питать младенца);
  • слух: женщины воспринимают больший диапазон звуков, они поют мелодии в 6 раз более часто, у них есть острое узнавание звуков и музыки (чтобы узнать своего ребёнка).

Исследования в неврологии подтверждают много традиционных знаний. Это помогает в повседневной работе в психотерапии и консультировании (с индивидуумами или парами).

И теперь, чтобы завершить эту краткую лекцию, некоторые конкретные примеры ежедневного влияния неврологии на психотерапевтическою практику.

Они помогают психотерапевту:

  • слушать женщину терпеливо, пока она не закончит, не пытаясь «решить» её проблему (что было бы мужской реакцией, ориентированной на действие: вместо её «матери», психотерапевт становится её «отцом»);
  • побуждать мужчин говорить больше, выражать и делиться своими чувствами;
  • подчёркивать значение зрения для мужчин и слушания для женщин, особенно в эротической прелюдии (музыка, приятный голос);
  • стимулировать больных людей: нахождение пациентов возле окна (открытого во внешний мир) помогает заживлению; стимулируйте пожилых: пассивное бездействие ускоряет старение;
  • во время психотерапии находить внутренние связи между сексуальностью и агрессией (обе регулируются гипоталамусом и тестостероном);
  • быть очень осмотрительными с «воспоминаниями» ранних сексуальных нарушений: воспоминания о сцене, реальной или только виденной в воображении, находятся в одних и тех же областях мозга и создают те же нейрохимические реакции (40% «воспоминаний» - ложные воспоминания, восстановленные из сознательных или бессознательных страхов или желаний;
  • мобилизовать фронтальные доли, центр ответственности и автономности (быть в состоянии сказать «нет»); следовательно, богатство парадоксальной и провокативной терапии.

Некоторые общие замечания

  • Сексуальная активность ускоряет заживление ран (тестостерон).

  • Телесно-ориентированная терапия помогает мобилизовать нервные тракты: движение > правый мозг > лимбический мозг > эмоции > глубокая энграммация (кодирование) опыта.

  • Определённое количество эмоций помогает запоминанию: вербализация после помогает восстановлению в будущем.

  • Долгосрочное запоминание происходит в основном во время сна (парадоксальная фаза сна); следовательно, в случае психической травмы (авария, смерть близкого человека, изнасилование, террористический акт, землетрясение), полезна психотерапевтическая сессия перед первым эпизодом сновидений («Неотложная Гештальт-терапия», Ginger, 1987).

  • Женщины совершают попытки самоубийства в десять раз чаще (они выражают свои чувства); мужчины успешнее в самоубийстве.

  • Женщины говорят не задумываясь, мужчины действуют не задумываясь.

  • Женщины, которые несчастливы в личных отношениях, имеют проблемы на работе.

  • Мужчины, которые не счастливы в работе, имеют проблемы в личных отношениях.

  • Женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность.

  • Наконец, и это фундаментально - следить за результатами исследований в генетике и неврологии, и постоянно (еженедельно) обновлять свои знания.

  • Вероятно, существует большая разница - или женщиной! (Krause-Girth, 2001).

  • Наше восприятие мира очень разное, но приятно комплементарное!

Поделитесь статьей Сержа Гингера в социальных сетях!

Секрет долголетия от аптекарей китайских императоров, рецепт молодости, которому 3000 лет. Ганодерма, гриб линчжи, ягоды годжи - ингредиенты рецепта […]
  • Сегодня представлю второй из 8 паттернов ограничивающего мышления – поляризованное (черно-белое) мышление. Опишу в чем проявляется черно-белое […]
  • Конкурс комментаторов на блоге психолога счастья. Подводим итоги топа комментаторов февраля и в первый день весны зачинаем новый конкурс […]