Домой / Smoky eyes / Проблемы духовного лидерства женщины в контексте христианского учения о нравственных основах брака. В

Проблемы духовного лидерства женщины в контексте христианского учения о нравственных основах брака. В

Развод способствует росту заболеваемости в обществе; он создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства (нарушения) как у родителей, так и у детей. Одиночество как последствие распавшегося брака становится сложнейшей социально-психологической проблемой для многих людей. На этом фоне увеличение доли детей, выросших в неполных семьях, можно рассматривать как фактор, способствующий дестабилизации будущей семьи. Однажды разрушенная семья, считают ученые, повторяет себя в будущих поколениях. Дети, выросшие в неполных семьях, часто повторяют жизненные ошибки своих родителей: не умеют сохранять и ценить семью.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте развод как социально-психологический феномен.

2. Опишите динамику развода. Назовите стадии и фазы развода, раскройте психологические особенности каждой из них.

3. Перечислите и опишите основные факторы риска развода семьи.

4. Назовите мотивы развода у мужчин и женщин, определите сходства и различия.

5. Какие основные причины лежат в основе развода современных супружеских пар?

6. Чем различаются юридические и психологические аспекты развода?

7. В каких случаях развод является нравственно оправданным явлением?

8. Какие социальные последствия влечет за собой супружеский развод?

9. Что, на ваш взгляд, может (могло бы) привести к снижению уровня разводов? Какие советы будущим и состоящим в браке партнерам можно предложить?

Проанализируйте следующие ситуации и ответьте на вопросы

Ситуация 1. «В недавнем прошлом я пережила развод и долгую болезненную битву за то, чтобы дети остались со мной. Недавно я встретила удивительного человека, совсем не похожего на моего бывшего мужа. Мой новый избранник – очень мягкий и открытый человек, с ним можно разговаривать о чем угодно. Но у него есть собственная боль: жена ушла к его лучшему другу. Груз прошлого не дает нам окончательно сблизиться – мы оба боимся довериться новой любви. Как нам преодолеть эту проблему?»

1. С какими психологическими последствиями развода столкнулись партнеры, желающие наладить отношения с новым избранником?

2. Насколько вероятно появление проблем в их взаимоотношениях в связи с не до конца пережитой ситуацией расставания с бывшим супругом?

Ситуация 2. «Тринадцать лет назад от меня ушел муж. Осталась я тогда с семерыми детьми на руках. Самому младшему было полгода. Сейчас четверо детей имеют уже свои семьи, живут отдельно от меня. Трудно было поднимать детей одной. Работала на нескольких работах, только бы их поставить на ноги. Дети выросли, получили образование. Трое еще несовершеннолетние. А здоровье свое я все-таки подорвала. И несмотря на то, что у меня столько детей, чувствую себя очень одинокой. Сама я выросла в детском доме. Не видела ничего хорошего в жизни…»

1. О каких социальных и психологических последствиях развода идет речь в описанной ситуации?

2. Как вы можете определить проблему женщины, развод которой с мужем произошел много лет тому назад? Почему, несмотря на то что у нее столько детей, она чувствует себя одинокой?

3. Что вы могли бы посоветовать ей? Есть ли у нее шансы как-то изменить свою жизнь?

Ситуация 3. «Я никак не могу прийти в себя после крайне неудачного брака. Мой бывший муж только и делал, что лгал и изменял мне, попутно прожигая мои же деньги. Внутренне я понимаю, что он с самого начала был подонком, но, чтобы окончательно это понять, мне потребовалось восемь лет. Наконец, я набралась храбрости и бросила его. Теперь я постепенно прихожу в себя, но боюсь даже думать о новых мужчинах, не то что ходить на свидания или, скажем, влюбиться. Как после всего того, что я пережила, можно научиться доверять мужчинам и заново поверить в любовь?»

1. С какой психологической проблемой столкнулась женщина после неудачного восьмилетнего брака?

2. Что необходимо для того, чтобы она смогла вновь доверять мужчинам?

3. Попытайтесь сформулировать психологические рекомендации, направленные на решение проблемы этой женщины?

Ситуация 4. «Я второй раз замужем и, естественно, опасаюсь, как бы в один ужасный день моя жизнь снова не превратилась в прах. Причина этого страха в том, что мой предыдущий брак рухнул самым неожиданным образом. Я ни о чем таком не подозревала, пока однажды муж не заявил мне, что совершенно несчастен со мной, очень устал и наконец решился уйти. Я была в шоке – ведь я любила его. Мне бы не хотелось, чтобы история повторилась. Поймите, я не хочу обострять отношения попусту, но еще больше я боюсь вновь оказаться в мире своих иллюзий, которые в один момент внезапно растают. Можно ли заметить проблемы в отношениях прежде, чем ситуация станет непоправимой?»

1. Чем обусловлены психологические проблемы автора этого рассказа?

2. Можно ли гарантировать, что ситуация, с которой столкнулась женщина в первом браке, не повторится?

Ситуация 5. «Два раза выходила замуж. Двое детей от разных браков. После ухода от второго мужа познакомилась с парнем. Он младше меня на три года, ему – двадцать три. Он очень добрый, и мои дети потянулись к нему, как к родным отцам никогда не тянулись. И я решила – пусть приезжает к нам, пока сам этого хочет. В конце концов дождалась: он мне сказал, что ему понравилась девушка. И подчеркнул: „Ей 18 лет“. И я не выдержала – напилась. Была веселой, пела, плясала (у меня красивый голос, и ему нравилось, как я пою). А утром проводила…

Но суть моего письма не в моих страданиях. Мне подруга говорит: «Да, мы красивые, но на нас никто не женится из-за наших детей. Надо плюнуть на все принципы и брать от жизни все, что она дает». А если я не хочу ложиться в постель с тем, кто мне не нравится?! И одна быть не могу – не хочу чувствовать себя человеком второго сорта. Я до сих пор думаю: если меня полюбят, то дети не могут быть помехой…

А может, правда, что мы отбросы общества и должны довольствоваться теми, кто на тебя обратит внимание, а на тех, кто тебе самой нравится, даже не смотреть? Так тогда пусть откроют дома терпимости, и мы пойдем туда работать. Ведь все равно удовольствий и вообще чего-то хорошего нам не положено! Так хоть деньги будут, и дети наши тогда не будут так привыкать к чужим дядям, если видеть их рядом с мамой не будут».

1. Какие социальные и психологические проблемы кроются за легкомысленным поведением молодой женщины? Можно ли считать, что подобное поведение является следствием неудачных браков? Обоснуйте ваш ответ.

2. Какова истинная причина того, что эта женщина так легко завязывает отношения с мужчинами? Только лишь потому, что боится одиночества? А может быть, это связано с особенностями ее личности?

3. Какие последствия для личностного становления детей могут иметь многократные «выходы замуж и разводы» матери?

Ситуация 6. «… Сейчас у меня семьи нет, воспитала двух детей. И теперь, когда прошли годы, затянулась старая обида и боль, я осознала: во многом, что произошло тогда, – моя личная вина. Не было желания примириться, понять, подождать. Тогда было завидно, что сверстницы шьют модные платья, покупают импортные сапожки, веселятся в компаниях, а у меня только уход за детьми, стирка, приготовление пищи для мужа, ожидание, когда он вернется с вечерних занятий в институте. Не выдержала тогда душа – ушла. А сейчас понимаю, что уклад семьи, становление характера супруга, его интересов зависит во многом от жены, от ее ненавязчивых усилий… Хорошую жену, понимающую, мало кто захочет оставить…»

В наше время процент неполных семей или семей с негармоничными отношениями увеличивается с каждым годом. Не удивительно, что цифра несчастливых браков только повышается, так как критерий нравственности в нашем обществе падает. Счастливая семья может быть только тогда, когда мораль и нравственность занимают первое место. В этой серии статей мы поговорим об основах счастливой семейной жизни.

В нашем обществе уже стало нормой, что молодые люди вступают в интимные отношения, чтобы «узнать друг друга» и понять, подходят ли они друг другу. Зрелые люди тоже разделяют эту точку зрения. Получается, что каждый выступает в роли «пробного камня», можно попробовать «понравится - не понравится».

Сожительство молодых людей без регистрации - «пробный брак», резко повышает шанс образования несчастливой семьи, конфликтной семьи, или вероятность развода. Это уже доказано учеными психологами. Молодые люди считают, что, вступая в такие отношения, они выступают на равных. На самом деле, это не так. Мужчина и женщина играют разные роли. Мужчина - защитник, он берет на себя ответственность за семью. Женщина - хранительница очага, духовного тепла в семье, целомудрия и чистоты. В «пробном сожительстве» ни одна из сторон не хочет играть свою роль, и поэтому оба подходят к таким отношениям с недоверием.

Во все века на первых этапах знакомства мужчина всегда ухаживал за женщиной: дарил цветы, подарки или приходил сватать. Сейчас же, с быстрым переходом к интимным отношениям, эта фаза устраняется, так как мужчина быстро получает желаемое, и тогда сама женщина начинает ухаживать за ним, если она хочет, чтобы он с ней расписался. В таком случае пропадает взаимное уважение.

Традиционно глава семьи - это мужчина. Женщина играет роль помощницы. Многие девушки и женщины ищут мужчину, который мог бы играть такую роль. Но в силу эмансипации, встречая мужчину, они сразу начинают его подавлять, они не умеют подчиняться. В такой семье обычно ни сами супруги, ни дети не могут быть счастливы, так как Богом определенные роли нарушены. Для того, чтобы семья была здоровой, у нее должен быть глава. Как говорится, «на одной горе двум тиграм не место».

Мужчина по своей природе более рационален, лаконичен. Женщина - более эмоциональна, и обращает внимание на детали. Женщина не всегда может увидеть первопричину, для мужчины это легче. Для мужчины важно реализовать себя профессионально, иначе он не будет себя уважать. Женщина, если даже она решает себя реализовать профессионально, все равно должна играть роль жены и матери, иначе семья не будет полноценной. Если женщина пытается вести себя как мужчина, со временем она приобретает мужские качества: стойкость, волю и т.п., у нее может даже измениться походка, голос. Часто получается, что к таким женщинам мужчины охладевают, так как они видят в них не дополнение (женскую энергию) себе, а конкурента. Инь и Ян хорошо дополняют друг друга как противоположности, а два одинаковых начала отталкиваются.

Над созданием счастливой семьи должны трудиться оба супруга. Но женщина должна быть помощницей, она должна помочь мужчине занять место главы. Женщине очень важно научиться терпению, и обуздывать излишние эмоции. Есть такое понятие, как «женская мудрость», наши прабабушки никогда не начинали семейные разговоры в гневе.

Многие говорят: «Не сдерживай себя, говори, все, что думаешь». На самом деле, поступая так, сильно страдают и супруги, и дети в семье. Мужчину нужно уважать, он должен чувствовать, что женщина благодарна ему за его старания (даже если у него что-то не получилось). В конфликтных семьях вырастают несчастливые и конфликтные дети.

"Прошу не обсуждать морально-этическую сторону вопроса,

т.к. обращаюсь только к женщинам..."

(начало сообщения на женском форуме)


Это одна из самых провокационных и сложных для принятия глав в этой книге. Но я не боюсь обвинений в шовинизме и женоненавистничестве, ибо давно уже прослыл таковым, рискну посягнуть на миф о «нравственной чистоте женщин» и выражу свою мысль прямо и недвусмысленно: «нравственность, как характеристика личности, вообще говоря, женщине не свойственна». Прекрасно отдаю себе отчет в том, что большинство женщин эта глава приведет в бешенство и истерику.


Здесь необходимо сделать очень важную ремарку, поясняющую суть моего утверждения.


Я не утверждаю, что каждая женщина непременно безнравственна во всех своих поступках, но говорю, что само понятие нравственности ей, чаще всего, непонятно. Это вовсе не означает, что женщина всегда ведет себя безнравственно.


Есть мужчины "нравственные", а есть безнравственные. А женщина ВООБЩЕ не понимает постановки этой проблемы. Она исключена из этой плоскости, она ВНЕ. Ну, как кошка.


Не бывает моральных или аморальных женщин. Женщины существуют ВНЕ морали, они ей не подвержены.


Что подразумевает понятие нравственности прежде всего? Наличие совести, твердых понятиях о добре и зле, внутреннее стремление к истине и справедливости, забота об общественном благе — категорий, сверхценность которых безусловно принимается нравственным человеком.


Формализованность этих качеств на уровне социальных, межличностных связей и общественных установок мы называем моралью.


Добро и зло. Эти категории у женщины сплющены до личного приятия или неприятия. Под добром она часто подразумевает сдержанность, неагрессивность (причем, не свою, а чужую, по отношении к ней), показную расположенность, улыбчивость, услужливость. Вообще, добро то, что приятно и выгодно. Прежде всего, самой женщине. Добра "просто" для женщины не существует.


Зло в ее понятии — антипод перечисленного. Так, женщина говорит: «Ты злой», когда не получила от мужчины желаемого; "Я добрая", - думает она сюсюкая с кошкой.


Что касается добра и зла вообще, то вряд ли вы встретите женщину, всерьез осмысливающую эти категории отвлеченно от конкретной ситуации.

Проще говоря, ну не будет она ломать голову нравственен ее поступок или нет. Но вот вопросы, которые она обязательно задаст себе:


Выгодно ли мне это?

Что мне за это будет, не потеряю ли я, не понесу ли наказание?

Как это скажется на отношениях ко мне других людей, прежде всего, тех, от которых я завишу или в которых нуждаюсь?


Сама система координат "нравственно-безнравственно", лежит ВНЕ понимания и мироощущения женщины, воспринимается женщиной, как что-то заумное, искусственное, лишнее.


Но ИЗОБРАЖАТЬ нравственность женщина умеет. Что, чаще всего, и делает, но лишь до той поры, пока ей это выгодно. Женщина — хамелеон, она мастерски мимикрирует и приспосабливается когда заинтересована в этом.


Какова может быть эта выгода?


Привлечение потенциального мужчины, формальное соответствие интуитивно пойманному его понятию о том, какой должна быть женщина

Некий социальный статус, показная благопристойность, "приличие", общепринятость поведения

Прямая корысть

Возможность манипуляции при помощи категорий, смысл которых женщина не принимает

Женщина ЗНАЕТ правила морали и этики взаимоотношений с людьми (они озвучиваются при воспитании девочки), но не понимает их смысла, сути и значения. Мораль для женщины, это необходимый В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СЛУЧАЯХ "раскрас" хамелеона, некая формальная обрядность, выполнение которой она принимает на себя по необходимости. Но как только это одеяние перестает быть выгодным, то женщина просто делает то, что ей нужно. Женщина — приспособленка.

Современная жизнь, практически полностью освобожденная от давления на женщину нравственных законов, подтверждает ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ у женщин внутреннего нравственного стержня, как структуры, лежащей в основе личности. Говоря об этом я вовсе не ставлю это женщинам в вину: они таковы, какие они есть, иных никогда по сути и не было. Но помнить об этой особенности женщин мужчинам нужно всегда.

Я иду еще дальше: и утверждаю, что нравственность МЕШАЕТ главной природной программе женщины, т. е. получению и подчинению ресурсов мужчины. Именно по этой причине и не прививаема ей надежно: какие бы воспитательные меры не были приняты в детстве женщины, но если игра в нравственность ей не выгодна, то и размышлять на эту тему женщина не будет. Если нет внешнего нравственного воздействия уровня общества, семьи, законов, церкви, то перед нами самка, которая идет напролом к достижению своих целей. Собственно, именно эту картину мы и наблюдаем сейчас.


"- Мужчины придумали мораль и еще эту… целесообразность — женщины бы этого не придумали никогда,— говорит она громко, зная, что я спешу за ней."


Захар Прилепин, "Тень облака на другом берегу"


Именно мужчины взращивали институт моральных законов общества. Разумеется, это не означает, что все мужчины высоконравственны. Но чаще всего они принимают эти законы к рассмотрению, совершается некий нравственный выбор - между "правильным" и "неправильным". А женщины же ВООБЩЕ не задаются этими вопросами.


Утрированный пример для закрепления: практически все мужчины знают что такое честное слово и большинство из них его держат или пытаются это делать. Они знают цену данному слову и испытывают угрызения совести и стыд, когда не удается сдержать обещание. Для женщин, их подавляющего большинства, обещание не значит ровным счетом НИЧЕГО. Это просто слова, которые были "вброшены", когда это было нужно, и забыты, когда не нужно. Заметьте, речь не идет о подавлении совести! Просто честность и соблюдение своего честного слова на самом деле для женщин НИЧЕГО не значат. Это эфемерные, абстрактные понятия.


Сейчас часто повторяют, что женщина — существо социальное, на самом деле подразумевая под этим общительность женщин и умение налаживать и выстраивать отношения с людьми. Но эти отношения обычно не поднимаются выше уровня матери, подруг, любовника, мужа, коллег по работе, иными словами "ближнего круга", людей сферы непосредственного интереса женщины. Нравственность в женском понимании, вернее ее визуальная картинка, внешняя сторона, и обслуживает именно эти отношения.


И наоборот, нравственность мужская возникла на заре истории, как средство универсальной внутри- и межобщинной коммуникации, служа нуждам зарождающегося диверсифицированного общественного производства. Если говорить проще, людям понадобились универсальные нематериальные ценности и общие нормы, правила поведения, принимаемые большинством людей для облегчения производственных и торговых отношений, законы для утверждения доверительной координации совместных действий. Убить соплеменника без причины — зло, обмануть партнера по примитивному бизнесу — зло, отнять чужое имущество или жену - зло. Именно тогда зародились такие понятия как репутация, деловая этика.


Именно тогда зародилась и религия как институт поддержания нравственности, при этом грозные боги-супериерархи принимались и почитались как главные мерила поступков людей, их правильности или неправильности.


Иудо-христианская цивилизация воздвигла пьедестал альтруизму и утвердило служение общественному интересу одной из самых высоких добродетелей.


Прогресс человеческого рода был колоссальный: мужчины, вышедшие из пещер и получившие универсальные для всех нравственные нормы, смогли создать прообраз раздельного (диверсифицированного) общественного производства и торговлю, пусть пока еще и в виде натурального товарообмена!


Такой-то занимался изготовлением наконечников для стрел и выменивал их на хлеб, выпекаемый тем-то, одна община или род выменивал вылавливаемую рыбу на шкуры, добываемые соседями. Честность в подобных сделках и кооперативность мужчин в "забивании мамонта" и легли в основу зарождающихся нравственных норм. Человек осознал общественный (кланововый, родовой, общинный) интерес и выработал законы по его охране, которые стало выгодно соблюдать всем вместе.


Появились первые межродовые и межобщинные военные союзы. Социумы укрупнялись, принимая универсальные нормы поведения.


Разумеется, я очень утрирую для наглядности, я не историк, не указываю точно когда, где и как это происходило, мне важно донести суть, сам принцип: институт нравственных ценностей обязан был появиться в целях общественного блага, мирного сосуществования, производственного прогресса и охраны семьи и частной собственности.


Тогда люди и вышли из пещер...но женщины из пещер НЕ ВЫШЛИ . Их сферой компетенции так и остался дом, быт семьи, рождение и воспитание потомства.

Социальные коммуникации? Муж, дети, соседки по "вигвамам". Средства этих коммуникаций - умение понимать внутреннее состояние других людей, психологическое подстраивание, хитрость, манипуляции, интриги.


Их, женщин, главной жизненной задачей так и остались поиск, привлечение и привязка к себе сильного и добычливого самца, перераспределение ресурсов внутри семьи в пользу себя и потомства обменивая на них "любовь" и заботу о доме мужчины . Мужчины развивали и усложняли универсальные нравственные нормы, являясь их создателями, носителями и охранителями, ниспровергателями, а для женщин, по сути, ничего не изменилось: задачи ведь те же. Мало того, нравственность, насаждаемая мужчинами, вступила в конфликт с главной биологической задачей женщины.


Если взглянуть на историю Человечества и женщину под таким углом, то станет совершенно ясно, что становление и укрепление цивилизаций сопровождалось обязательным подавлением и обузданием пагубных и деструктивных самочных инстинктов. Женщина, сама ее внутренняя суть, противоречит нравственным нормам, в частности, иудо-христианской Цивилизации. Наши предки прекрасно понимали это и не допускали женщин до священнослужения и судейских функций. Как жаль, что мудрость эта, выработанная и пронесенная через века и тысячелетия Истории Человека, так легкомысленно попрана!


«Как же так?» - спросит меня читатель, «Ведь нас приучили воспринимать женщину как эталон нравственной чистоты". Да, вас приучили. Приучали и меня, пока накапливаемый жизненный опыт, наблюдение за миром и анализ не опрокинул этот ложный догмат. Эталон женской нравственности действительно существовал...при патриархате.


Да, женщина вполне может вести себя в согласии с нравственными установками, равно как и кошка далеко не всегда крадет сметану. Особенно когда сыта.


Мужчины сами, увы, склонны выдумывать некую «нравственную чистоту» женщины. И в этом в том числе кроется наша истинно мужская тяга к гармонии: мы стараемся наделить существо ангельской наружности теми чертами личности, которые по нашему внутреннему убеждению должны быть ей присущи. Мы подсознательно стремимся к совершенству и законченности и умозрительно "доделываем" женщину. При этом возможность объективного восприятия и анализа качеств женщины блокируются чувственностью и романтизацией.


Чаще всего, мучительное, в наше время почти неминуемое, разрешение конфликта между реальностью и выдуманной нравственностью женщины, приводит мужчину в состояние шока. Особенно, когда речь касается наших избранниц.


Царь Шломо (Соломон) написал: "Я нашёл одного праведного мужчину среди тысячи, а среди тысячи женщин не нашёл ни одной." (Экклезиаст 7:1-29)

Так или иначе, но и умнейшие представители нового времени догадывались о давлеющей животной сути женщины, хотя и не решались объявить о своей находке громогласно и решительно.


Андрей Прозоров, герой пьесы «Три сестры» Антона Павловича Чехова признается с тоской:


«Жена есть жена. Она честная, порядочная, ну, добрая, но в ней есть при всем том нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шершавого животного. Во всяком случае, она не человек.»


Сам Антон Павлович в одном из писем к своему другу и издателю Алексею Суворину пишет:


«Больше всего несимпатичны женщины своею несправедливостью и тем, что справедливость, кажется, органически им не свойственна. Человечество инстинктивно не подпускало их к общественной деятельности; оно, Бог даст, дойдет до этого и умом. В крестьянской семье мужик и умен, и рассудителен, и справедлив, и богобоязлив, а баба — упаси Боже!»

Чезаре Ломброзо в своей книге «Женщина преступница и проститутка» для объяснения безнравственного и преступного поведения женщин предпочитает говорить о «нравственном помешательстве («moral insanity»), как о неком дефекте личности, болезни, таким образом, утверждая в нем исключения из правила. Бедный господин Ломброзо! По наивности своего еще романтического века он предполагал безнравственность женщины как единичные отклонения от нормы, он провел выдающееся для своего времени исследование разновидностей таких отклонений, но ему не хватило смелости предположить простую мысль о несвойственности женщине нравственности как таковой.


В качестве оправдания Ломброзо признаю, что не так-то много он требовал от женской нравственности, определив «нормальный женский тип», основанный на двух качествах: материнском чувстве и стыдливости.


Именно в отсутствии у женщин внутреннего нравственного стержня и четкого кроется разгадка тех многочисленных случаев шока мужчин от степени расхождения между воображаемой картинкой и реальными поступками женщины. Мужчины просто не могут постичь, как можно совершать такие злодейства и подлости, которые не позволит сделать внутренний кодекс даже самого отпетого негодяя-мужчины. А разгадка проста: подавляющее большинство женщин живут вне плоскости проблемы "правильно — не правильно".


Я сам безусловно не являюсь образцом нравственности, хотя стремления к этому у меня есть. И скажу со всей откровенностью, что такие понятия как "честность", "пассионарность", "альтруизм", "истина", "дружба", "взаимовыручка", "порядочность" - для меня вовсе не пустой звук, а предмет моих размышлений и постоянной внутренней работы. Я не возьму чужое не потому, что боюсь подвергнуться наказанию, а потому, что чужое брать нельзя. Это табу. И я не возьму чужое даже если мне не будет угрожать наказание, осуждение других людей. Задача соизмерять свои поступки с внутренними нравственными императивами характерна для мужчин. Возможно, в разной степени.

Так вот у женщин, у их абсолютного большинства, сама постановка этой задачи отсутствует - поймите меня правильно: это их НЕ ЗАНИМАЕТ и НЕ ИНТЕРЕСУЕТ.

История "Съездила в отпуск" с женского форума (авторская орфография сохранена):

Приехала с отпуска три недели назад. Были с подругой в Турции в городе Кемер. Сколько я историй слышала про зажигательные и горячие ночи в этой прекрасной стране, но ехала с полной уверенностью что это меня не коснеться, так как я замужем. Радовалась за подругу что может здесь то она оторветься!! Два дня мы лежали у моря и на третий день решили пойти в город по магазинам. И там познакомилась с ним!! Скромный и очень хорошо говорящий по русски. Дал сначала свою визитку типа приходите еще, но мы болтали и болтали и в итоге говорит дай свой телефон на дискотеку пойдем вечером.) и я дала!! И в общем понеслось!! Свидания, ночные прогулки, ночные кафе с турецкой кухней и море секса!!! По приезду домой мы переписываемся каждый деньто просто смс-ки, то фейсбук, по скайпу не видимся из-за разницы во времени и работает он до 24 часов. Сама то я приехала домой, а душа осталась там!! Мне почти каждую ночь сниться Турция! Муж почти все знает, но его поведение меня просто поразило, он ничего не сделал не наорал.. спросил тока не развожусь ли я с ним пока?? сказала что нет и успокоился!! Безразличие? И приехав в родной Мурманск я приняла решение уехать жить в Турцию!! Ну не хочу я жить в России и попу морозить! Турецкий мой мальчик не знает что я собираюсь переезжать, он только знает что я в сентябре приеду на три недели, а еду как раз решать воспрос с видом на жительство, хочу открыть там свой бизнес, турецкий не проблема! Страшно очень!!! Но жизнь одна!! И не смотря как сложаться отношения с турецким парнем, хочу в Турцию!! Море, солнце!!!

Я прочитал 700 с лишним комментариев женщин. Чего только дамы не понаписали: и насмешки, и пожелания счастья, призывы одуматься и упреки в глупости.

Но я не обнаружил ни одного, я подчеркиваю: НИ ОДНОГО комментария с оценкой ее поступка в контексте нравственности и порядочности.

НИ ОДНОГО комментария с осуждением ПОДЛОСТИ по отношению к мужу, а, возможно, и детям.

И НИ ОДНА женщина не осудила шлюху и не назвала мерзость мерзостью.

Ведь это не столько кнут для свободной воли человека, сколько пряник, ведущий к самым простым и приятным жизненным решениям.

Вот, например, любовные треугольники. С точки зрения морали это неприемлемый способ отношений между мужчиной и женщиной. Однако мало, кто вспоминает о морали, когда страсть накрывает с головой, хотя многие потом об этом сожалеют. Любовный треугольник - одно из самых неустойчивых образований в отношениях между полами. Психологи утверждают, что любовь на троих долго не живет и редко приносит счастье и удачу. Обычно на выходе оказываются сразу три человека с разбитыми сердцами, нажившие море неврозов и комплексов. Для женщин или мужчин, ищущих длительных отношений, попытки включаться в борьбу за уже устроившегося партнера и вовсе оказываются нелепыми. Это точно не путь к счастью, и все-таки многие вступают на него, считая, что смогут обойти многократно проверенные другими людьми «грабли».

Принципы морали в отношениях между полами часто отходят совсем на задний план, если дело касается высокостатусного человека. И мужчины, и женщины, достигшие высот в профессии, богатые, состоявшиеся, с ресурсами власти или знаменитые, нередко становятся жертвами охоты со стороны любителей легкой и красивой жизни. Не зря же говорят, что путь наверх напоминает путь к одиночеству: чем выше поднимаешься, тем меньше остается вокруг верных и преданных людей. Так что богатым людям вовсе не так просто найти себе подходящего партнера, как может показаться. Ведь часто им выказывают любовь и расположение не из-за них самих, а из-за тех денег и связей, к которым получает доступ супруг или партнер богатого человека.

В современной России вообще нелегко соблюдать какие бы то ни было принципы морали. В общественном сознании сейчас все перевернуто с ног на голову. Пустые и неинтересные девушки с праздным образом жизни находят себе самых влиятельных олигархов, в то время как приличные и интересные дамы могут годами оставаться в одиночестве. Вороватые и наглые люди являются главными героями светской хроники и основными тусовщиками самых богатых курортов. Люди же, которые просто хорошо делают свое дело, остаются в тени. В этой ситуации нелегко оставаться самим собой.

Иногда подмывает плюнуть на мораль, растоптать свою кристальную честность и пуститься во все тяжкие. К сожалению, редко это бывает дорогой к счастью. Падение на дно асоциальной и аморальной жизни разрушает нашу психику и систему привычных жизненных ценностей. А модный ныне цинизм и отрицание моральных норм нередко является признаком душевного расстройства или невроза, защитной реакцией на неблагоприятные обстоятельства и отсутствие теплых отношений с кем бы то ни было. Сохранить свое «Я» в ситуации сложного морального выбора очень важно. И особенно это критично для ситуации, когда вы хотите достичь гармонии в отношениях с противоположным полом.

Философ и психолог Уильям Джеймс обосновал и развил прагматичную теорию этики и морали. Вкратце она гласит, что «моральным быть выгодно». Рассмотрим на примерах. Про неустойчивость любовных связей с женатыми или занятыми мужчинами мы уже говорили. Есть и другие моральные нормы, нарушение которых может привести к психологическим проблемам. К примеру, принято, чтобы предложение о браке делал мужчина, а женщина не проявляла бы в этом вопросе инициативы. Тем не менее, в России сотни и тысячи семей ежегодно создаются по инициативе женщины. Исследования семейных психологов показывают, что это самый неустойчивый и проблемный тип браков. Если мужчина с первых дней семейной жизни чувствует давление на принятие своих решений, рано или поздно это выльется в скандалы, выяснения отношений, измену или даже развод.

Еще один пример касается денежных отношений. Не принято, чтобы мужчина стремился быть зависимым от жены в финансовом плане. Это считается аморальным поведением, особенно если мужчина его сознательно проповедует, а не просто является жертвой обстоятельств. И этот тип браков тоже составляет группу риска. Финансовый мезальянс, в котором супруг богаче жены, это довольно устойчивый и благополучный брак. А если неравенство таково, что жена стабильно богаче и успешнее мужа, это путь к проблемам и серьезным размолвкам. Процент разводов среди пар, в которых муж финансово менее успешен, выше, чем в парах с равным доходом или с финансовым превосходством мужчины.

Про моральную сторону измены и ее влияние на отношения между полами говорить и вовсе не стоит. Этот тип проблем в психологии семьи считается критически значимой «точкой необратимости». «Точка необратимости» - это такое событие или сообщение, после которого привычный тип отношений становится невозможным. После него отношения чаще всего распадаются, а если сохраняются, то в совершенно ином виде. Известно, что сообщение об измене мужа не просто способно разрушить семью, но и делает жену менее чувственной. Порой женщины, которые решают все-таки сохранить семью после измены, теряют способность испытывать оргазм. Она возвращается к ним лишь в случае развода и смены партнера. Но чаще все-таки измена не просто нарушает привычный уклад жизни, а разрушает семью. Причем если это роман на стороне, изменнику или изменнице еще есть, куда уйти. А бывает, что мелкая интрижка разрушает вполне стабильные отношения, без которых человеку жизнь становится не мила. И стремление к короткому удовольствию превращается в длительные страдания.

Основное, что стоит знать об отношениях полов и принципах морали, это то, что мораль - не столько тяжелая ноша и оковы рабства для людей, сколько ограничительная разметка на дороге жизни. Конечно, можно заступать за линию и делать «развороты через сплошную линию». Но рано или поздно жизнь сама даст знать, что нарушение «разметок дороги судьбы» - дело опасное, ненужное и бесполезное.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Шубина Е. В., Шулецкая М. Я. Проблемы духовного лидерства женщины в контексте христианского учения о нравственных основах брака // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1201–1205..htm.

Аннотация. В статье сделана попытка связать библейские тексты с духовной жизнью современной женщины в современной России. На конкретных примерах раскрывается женское прочувствование текста Библии относительно образа женщины как матери, жены и духовного советчика мужчины. Авторы стремились, на основе содержательного анализа текста Библии, помочь женщинам осознать причины личных проблем, вопросов семейной жизни, а также страданий, подстерегающих их в сложном мужском мире.

Текст статьи

Шубина Елена Владимировна,кандидат философских наук,преподаватель мировой художественной культуры,

Шулецкая Маргарита Яковлевна,учитель высшей категории,преподаватель изобразительного искусства, ГБОУ СОШ № 253имени капитана 1го ранга П.И.ДержавинаПриморского района СанктПетербурга

Проблемыдуховного лидерства женщины в контексте христианского учения о нравственных основах брака

Аннотация. В статье сделана попытка связать библейские тексты с духовной жизнью современной женщины в современной России. На конкретных примерах раскрывается женское прочувствование текста Библии относительно образа женщины как матери, жены и духовного советчика мужчины. Авторы стремились, на основе содержательного анализа текста Библии, помочь женщинам осознать причины личных проблем, вопросов семейной жизни, а также страданий, подстерегающих их в сложном мужском мире.Ключевые слова:гражданское общество, христианская семья, социальные ценности, нравственное величие, сотрудничество семейного бытия, перфекционизм

Россия всегда славилась крепостью христианской семьи. Наши бабушки и прабабушки не раз повторяли мудрость Книги Притчи Соломонао том, что какова женщина, таков и окружающий ее мир (2). Амама в Россиивсегда рассматривалась обществомкак исток развития полноценного человека. Именно поэтому Библия всегда была самой семейной книгой!

Образ женщины один из центральных на страницах Библии. ВБиблии мы находим рассуждения и о роли материв жизни сына (образ Азувы) (3)и о сути истинной любви мужа к жене (образ Анны) (4). На страницах Библии идет разговоро роли женщины в окружающем ее мужском мире (образ Мариам) (5),о способности женщины, в критический момент истории, взять на себя персональную ответственность за принятие тяжелых жизненных решений(образ Ревекки) (6).

Образ семьи так же один из центральных на страницах Библии.Библия закрепила специфику семейных ролей, как ценность различного жизненного предназначения мужчины и женщины. Библия учит нас гармонии законов морали и природы на примере союза Адама и Евы. Именно поэтому Библия, ее пониманиеженщиной двадцать первого столетия ‬важнейший момент в духовной жизни современной России. Воспитанных в иной социальноценностной среде девушек и женщин в 2015 году часто удивляют слова царя Давида, обращенных к жене Авигее: ©… благословлен Господь Бог Израилев, который послал тебя навстречу мне, и благословлен разум твой» (7). Сегодня,когда нас, по определенным причинам,

волнуют проблемы гендерного равенства,так необычно звучит эта мужская речь для женского сердца.Как откровение воспринимают 17летние девушкирассказ 2

о царе Иосии, воспитанного матерью Иедидой в таком уважении к женщине, что именно к Алдене он обращается, чтобы удостоверится в подлинности Книги закона. Вызывает белую зависть у современной женщины намерения Иакова, при возврате в Ханаан, посоветоваться с женами перед принятием важного решения (8). А мнение Авраама о женщине не ©тени», но ©силе», как говорят сегодня ‬©это без комментариев». Так же как ислова апостола Петра, обращенные к Сарре, в которых женщины позиционируются как ©сонаследницы благодатной жизни» (9).

Читая Библию,мы узнаем о Прискилле, одной из участниц Ассийских церквей (10). Мы отмечаем для себя факт высокой оценки апостолом Павлом духовной деятельности Апфии (11), Мариам (12), Еводии и Синтихии (13). Знакомясь с образом диаконессы Кенхрейской церкви Фивой, женщины меняют привычное мнение, что церковь препятствовала возможности участия женщины в общественной жизни (14). Глубокие чувства у современной женской аудитории вызывает рассказ Елисея о сонамитянке, к советам которой прислушивался муж, намного старше ее по возрасту (15). В этом Елисейблизок, по духовной сути, отношению к женщине Иакова, Авраама, Давида, Иосии и апостолов Петра и Павла. И эти суждения часто так далеки

от реалий нашего времени. Именно доверия и уважения так не хватает женщине и в семье, и на работе. Поэтому, взяв в руки Библию,и самостоятельно прочувствовать, а не просто прочитать или просмотреть, можно найти некоторые наставления, которые и сегодня актуальны в нашем мужском авторитарном мире.Итак, на что следует обратить внимание?

Вопервых, на идею необходимости сотрудничества мужчины и женщины в рамках семейного бытия.Вовторых, осознание того, что семья есть место, где идет процесс духовного становления человека. Многие женщины, в этой связи, обращают внимание на яркий пример Ады, матери Иувала ‬изобретателя музыки, которая всегда вдохновляла сына на творчество (16).

В третьих, читая Библию, современная женщина проникается смыслом, что именно в ней Бог осуществил гармоничное сочетание веры и мудрости. И здесь нельзя пройти мимо образа матери Моисея Иохаведы, которая спасая сына и веруя в чудо, тем не менее, обмазывает корзинку с младенцем глиной для гладкости и смолой, предохраняя ее от воды.

Текст Библии приводит читательниц к пониманию величия образа мудрости и миротворчества женщины, который олицетворяет Авигея, одна из восьми жен царя Давида. Вызывает сильные эмоции женской аудитории и тот исторический факт, что одна из первых военных песен так же связана с именем женщины. Речь идет о величественном произведении ‬©Песнь Деворы». В образе Деворы раскрывается вся глубина понятия ‬демократический стиль управления, о котором так много 3

пишут сегодня СМИ.Вспомним, что послевоеннойпобеды, одержаннойпод ее руководством,Деворани единым словом не упоминает свои личные заслуги. Вспомним ее слова: ©Израиль отмщен, народ показал рвение» (17). Особое внимание бизнеследи вызывает пример царицы Савской. Это первый пример, озвученныйна страницах Библии, когда установлений международных торговых связей на уровне глав государств, как бы сказали мы сегодня, занимается женщина(18).

Вчетвертых, узнавая образ Лоиды, Евники и их сына и внука юного Тимофея на страницах ©Нового Завета», женщины впитывают библейскую позицию о передаче нравственных ценностей по материнской линии. Именно на женском нравственном величии делает акцент апостол Павел в обращении к Тимофею: ©А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (19).Многие девушки старших классов отмечают диссонанс этих слов и современных фраз, например, от служебного ©простите, но это все ерунда, женская логика», до домашнего заявления ©ну,что ты ее слушаешь, мужик ты или нет».

Библейские пророки открывают женщине новую истину: женщина, мать ‬проводник высших, духовнонравственных ценностей, где мужчина, отец ‬ее помощник. Так же как в общественной деятельности, мужчина ‬лидер, а женщина, жена ‬помощник. Именно об этом мы сказали в начале статьи, когда отмечали, что Библия закрепила специфику семейных ролей, как ценность различного жизненного предназначения мужчины и женщины. Известно, что в древности понятия ©женщина» и ©мудрость» были взаимосвязаны. Как сказано во второй книгеПятикнижия Моисея ©Исход»: ©И все женщины мудрые сердцем …» (20). Подтверждение этого звучит и в строках Книги Притчи Соломона, где сделан акцент на том, что именно сердце есть основа всех познавательных силдуши (21). А благая весть от Матфея еще усиливает этот момент: ©Ибо от избытка сердца говорят уста» (22).

Содержательный смысл Библии передаетженской душе то уважение, которым Библия проникнута к прозорливости ©чистого сердца». Не об этом ли обращение Соломона к Господу, когда он просит даровать ему ©сердце разумное». И,не таким ли ©сердцем разумным» обладала Ревекка, которой было даровано непосредственное общение с Богом, как об этом сказано в первой книге Пятикнижия Моисея ©Бытие»(23).

Не секрет, что современное общество двадцать первого века долгое время исповедоваладоминанту логики, рациональной дисциплины мысли, то, что называют, на профессиональном сленге, маскульинной стратегией мышления.А такие элементы познания как интуиция, воображение, фантазии, способствующие откровению и, как следствие, творческому прорыву были отодвинуты в сторону. Одновременно, с феминной стратегией мышления, в сторону, от влияния на общество, а порой и на семью, были отодвинуты и сами женщины.

Проникновение в духовную суть библейских текстов дает женщине основание сделать вывод, что совершенный человек не может быть нечем иным как единство мужского и женского начал и именно тогда ©… нарек им имя: человек» (24).

Библия укрепляет женщину в уверенности в своих духовных силах и общей значимости ее духовного бытия. И нет уже необходимости доказывать свое равенство мужчине, теряя женскую суть и феминное своеобразие. И достаточно лишь вспомнить эти имена:

Авигея, Анна, Дебора, Есфирь, спасшая персидских евреевизгнанников (25),Мария. Более того,на страницах Библии женщины находят подтверждение природного женского дара в области дипломатии и государственного мышления и такого неотъемлемого качества политика и государственного деятеля как проницательность.©Чистое сердце» рождает правильные мысли и нравственное поведение, улучшающиежизнь человека и

общества. Читая Библию,женщины снова и снова открывают для себя дань уважения общества к женскому уму Женщина проникается словами апостола Павла, обращенными к матери и бабушке юного Тимофея: ©… приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евники» (26).К сожалению,трактовка любого произведения может быть избирательной. Так, например, авторы андроцентрического толка в своих публикациях делают акцент не на женщинах символах веры (Анна), преданности (Сарра), милосердия (Тавифа), а на женщинах, олицетворяющих зло (Иезавела, Иродиада, Гофолия). Особенно обидно, что именно женщины символы зла часто появляются в киноэкранизациях и театральных постановках шоу бизнеса и поэтому их знают многие. В то время как именаАнны, Сарры, Тавифы остаются достоянием небольшого круга читателей.

Со страниц Библии читательницыузнают, что изначально христианство видело в женщинесначала духовную помощницу мужа, потом ©сестру» и лишь потом женщину! Вспомним, подтверждающие данное суждение, слова Авраама, обращенные к Сарре: ©Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (27). Наиболее почетной в Библии позиционируется роль матери. Все книги Царств начинаются

словами ©имя материего», что свидетельствует о том, что положение матери оценивалось намного выше, чем статус жены (28).Следует заметить, что христианство изначально строилось на концепции перфекционизма. Перфекционизм выступал как руководствов деятельности человека и базировался на исполнении двух функций: структурная основа построения христианской семьи и основа постигающего познания. Центральным элементом христианской семьи выступала супружеская любовь.Перфекционистская этика христианства основывалась на постулате, что семья ‬это не просто естественное общение мужчины и женщины, но 5

духовная обязанность. Еще по закону, данным Богом еврейскому народу через пророка Моисея, брак был отнесен к религиозно нравственным обязанностям (29).

В Древности, как мы уже отмечали,было принято через имя матери давать оценку царскому управлению. Крайне высоко, в этой связи, превозносилась роль материнского воспитания в структуре образа будущего императора и даже простых людей.Вспомним ряд библейских эпизодов, подтверждающих заявленную позицию: дурнойхарактер матери в дочерях Лота(30), связь матери с нечестивостью ее царственных сыновей‬Иохаза и Иоакима (31). Изучая Библию в подлиннике, а,не знакомясь с ней по переводам, трактующим библейские сюжеты в призме художественного подхода, а так же в духе атеистического восприятия, женщины проникаются самоуважением, встречая имена Мариам (32), Лидии (33), высоко оцененные апостолом Павлом. С долей удивления в душе женщины открывают для себя имена Трифены, Трифосы и Персиды (34), а так же Юлии (35), сыгравших заметную роль в раннем христианском движении.Вот лишь одно читательское мнение: ©Я знала о злобнойИродиаде, женщине, которая заставила Антипу обезглавить Иоана Крестителя.Я знала об Иезавелиио Сапфире, толкнувшеймужа Анания на грех лицемерия. Слышала о сестрахблудницах Друзилле иВеренике. Но все это была негативная ©информация». Я даже представить не могла, что Библия так высоко ценила женщину!».

Действительно, образ женщины, который встает перед нами на страницах Библии во многом отличается от сложившихся стереотипов. Долгое время многие считали, не читая самой Библии,что в священныхтекстах женщина предстает как нечто неполноценное и нравственно оступившееся. Увы, повторим еще раз мнение отом, что имена Авигеи, Деборыи дочерей Салпаадовых(36)известны кругу избранных, в то время как имя жены Лота, приземленной эгоистки или Иродиады известны всем! Таким образом, рассыпается точка зрения, что религия лишала женщину духовной свободы и ограничивала ее духовное развитие узким кругом общения ‬семьяи дети.

Проявив терпение и желание,современная женщина откроет для себя совершенно иной взглядБиблии на женщину и ее роль в семье и обществе. Она поймет, что Библия утверждает равенство мужчины и женщины как равенство различного.

Особое внимание читательницы останавливают на знаменитом библейском эпизоде, когда Иисус, как бы, делает свой выбор между двумя типами женщин, Марфой и Марией. Марфа предстает перед современной женщиной как человек, обладающий целым рядом серьезных деловыхкачеств ‬рассудительность, практичность и хозяйственность. Мария, наоборот, олицетворяет сильное феминное начало ‬интуитивность, эмоциональность,

впечатлительность и воображение. И что говорит Иисус на просьбу Марфы заставить Марию заниматьсядомашними делами: ©Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (37).

Можно сказать, что, в данном библейском эпизоде,мы видим подтверждение истинности женского образа ‬мать, жена, духовный советчик мужа и, безусловно, духовный наставник всей семьи. В очередной раз отметим, что вчитываясь в 6

библейский текст, женщина осознает точка зрения, что религия христианства не допускала участия женщины в общественной жизни некорректна. Скорее наоборот,Библия делает акцент на духовном влиянии женщины, но в образе матери и жены, на всю светскую жизнь государства. Следует лишь подчеркнуть, что влияние это не прямое, политический лидер, например, но опосредованное. В чем это опосредованное влияние?Этоне что иное как воспитание детей и мужа посредством любви и заботы. Вероятно, чтои сегодняспорным будет вопрос, какой тип женщины более влияет на современного мужчину: будет ли это деловая бизнеследи, с крепкой карьерой и доходом или жена и мать, ведущая дом?

Много поучительного найдет современная женщина, впервые открывшая Библию, и в осознании проблем своей личной жизни. Например, не секрет, что сегодня одним из самыхболезненных вопросов, требующих своего разрешения,есть вопрос о ©путях и способах удержания мужчины в семье».Многочисленная ©специальная» литература предлагает широкий спектр ответов от всевозможных уловок и сексуальных забав до идеального ведения домашнего хозяйства и шантажа супруга собственными детьми.И как своеобразно, на фоне этого ©хора», звучат слова Елкана на сетование бездетной жены Анны: ©Не лучше ли я для тебя десяти сыновей» (38).Такой подход к наличию или отсутствию детей в браке помогает супругам разрешить две существенные проблемы:сохранить семью даже при отсутствии детей и, с другой стороны, не смотреть на рождение ребенка как юридическую необходимость заключения брака. Именно духовная поддержка друг друга, христианское взаимопонимание должны быть основой существования семьи. Хотя наличие ребенка как ©скрепа» семьи только радость для всех ее членов.

Вопервых, уходит в небытие концепция о женской неполноценности, как следствие факта ©выхода из ребра Адама».

Вовторых, приходит осознание высшей ценности женщины, состоящей в том, что Бог воззвал к жизни ее женскую природу: ©И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (39). И чуть далее мы читаем уточнение: ©… и нарек им имя: человек» (40).

Втретьих, осознается противоречивость женского ©я».Вспомним апостола Павла, упоминающего и благочестивых (41) и глупых (42)женщин. Отметим и тот факт, что Библия не дает однозначного понимания женщины. Это касается даже образа Мариам. Вспомним, сначаламы видим Мариам как бескорыстную героиню борьбы. Но, вдруг, ее образ трансформируется,имы видим другую Мариам,предъявляющуюправа на политическое руководство. Что она говорит по этому случаю? ©…одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам» (43). В такой же ситуации не Ревекка, не Дебора, не преступили женского начала, заключающегося в опосредованном влиянии женщины на социум. Тем не менее, через слова пророка Михея, Библия не отвергает притязаний Мариам и справедливость ее лидерского начала: ©Явывел тебя из земли Египетской и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам» (44).И такие моменты встречаются на страницах Библии неоднократно. Книга Судей израилевых подчеркивает, например, в лице Деборы, что женщины являются воплощением свободного духасвоего народа, духа предвидения и прорицательства (45).7

Вчетвертых, у читательниц Библии рождается понимание, что семья это место, где женщина ©передает» мужчине существо своего феминного ©я», которое он, впоследствии, и реализует в социуме.Интересно, в этой связи, мнение старинного церковного автора В.П.Быкова, высказанноев его работе ©Тихие приюты для отдыха страдающей души»: ©По моему глубокому убеждению, все,что есть в жизни положительного и отрицательного, за все это ответственны перед лицом БогаЖивого женщины» (46). В определенной степени оно созвучно мудрости Книги Притчи Соломона, с которой мы начали нашу статьюрассуждение, а так же ряду других библейских положений, речь о которых шла выше.

Таким образом, можно связать два исторических феномена: состояние семьи и состояние государства, где ©семья есть краеугольный камень гражданского общества»(47). Самое удивительное, что эти, так актуально звучащие в 2015 году слова, принадлежат еще одному старинному автору, автору книги ©Апология христианства» Х.Э. Лютарду.А в свет книга вышла в СанктПетербурге в 1892 году!

Еще одна ©современная» проблема, волнующая женщиндвадцать первого века ‬это дети и их взаимоотношения с отцами после развода родителей. И в этом вопросе будет не лишней помощь библейской мудрости в лице Сарры и ее сына от Авраама Исаака и их конфликта с Измаилом. Измаил так же был сыном Авраама, но от наложницы Агари. Какое знание выносит женщина из этой истории? Увы, понимание, что любовь к женщине мужчина часто переносит и на ее детей, даже не родных ему по крови, как и ненависть, к сожалению.

Обращение к текстам Библии, например, к Посланию к Галатам святого апостола Павла, подчеркивает ощущение женщины о справедливости изначально устроенного бытия. Вспомним эти слова: ©… нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (48). Мы так же имеем возможность обратиться к творчеству старинного церковного автора И.Златоуста и его книге ©Беседа 20я на Послание к Ефесянам». И.Златоуст так же подчеркивал равенство мужчины и женщины: ©Главенство мужа ‬естественное. Жена не ниже по нравственноличному достоинству» (49).

Однако, понимая слабость человеческой натуры,уже древняя церковь говорила о двух альтернативных союзах мужчины и женщины ‬христианской семье и гражданском браке.

Христианская семья всегда была ориентирована на перфекционистские установки, на духовный рост личности через добровольный отказ от свойствхарактера несовместимых с этическим идеалом веры и государства. В русских христианских семьях жила твердая уверенность в том, что именно совесть человека лучше всего выполняет функцию психологического авторитета, который держит согласие между мужчиной и женщиной, тем самым создавая и крепкое стабильное государство ‬Россию!Совестливый человек всегда открыт для диалога, не замыкается в рамках эгоистического интереса, способен пойти на компромисс.

Христианская семья ‬это модель взаимоотношений мужчины и женщины посредством синтеза женского целомудрия и мужского отцовства, где идет процесс единения веры и дела, познания и исполнения. Вспомним отрывок из книги Феодора Студита,1897 года издания,©Опыт православного догматического богословия»: ©… сочетай раба Твоего и рабу Твою, и сопрязи их в единомудрии» (50).И вот чего 8

никак мы не можем донести до современного мужчины двадцать первого века, так это тогофакта, что целомудрие есть не что иное,как©истинное знание, приводящее к поступку». Но ведь именно поэтому женщина,в определенной степени,гораздо ближе к здравому смыслу, чем мужчина!

В заключении хочу сказать, что данная работа не задумывалась как капитальный научноисследовательский проект. Возможно, что, в некоторой мере, данное прочтение Библии не отражает позиции всех верующих и, безусловно, не совпадает с точками зрения атеистов. Наша задача была весьма скромной ‬прочувствовать тексты Библии с позиции женщины, мучительно ищущей причины своих страданий в окружающем ее мужском мире.

Ссылки на источники1.Все сноски даны по изданию ©Библия. Книга Священного ПисанияВетхого и Нового Завета (по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)». М., 2002.2.Притч. 31: 10 ‬31.3.3 Цар. 22: 42.4.IЦар. I: 8.5.Мих. 6: 4.6.Быт. 27: 13.7.IЦар. 25: 32 ‬33.8.Быт. 31: 14 ‬16.9.IПет. 3: 7.10.IКор. 16: 19.11.ФЛМ. I: 2.12.Мих. 6: 4.13.Флп. 4: 2.14.Рим. 16: 1 ‬2.15.4 Цар. 4: 8 ‬37.16.Быт. 4: 19, 20, 23.17.Суд. 5: 2.18.3 Цар. 10: 10.19.2 Тим. 3: 14.20.Исх. 35: 25.21.Притч. 6: 18.22.Матф. 12: 34.23.Быт. 25: 22 ‬23.24.Быт. 5: 2.25.Есф. 7: 4, 6.26.2 Тим. 1: 5.27.Быт. 12: 13.28.3 Цар. 22: 42.29.Левит. 20: 10 ‬22.30.Быт. 19: 32 ‬35.31.4 Цар. 23: 23, 31, 36.32.Рим. 16: 6.33.Деян. 16: 14.34.Рим. 16: 12.35.Рим. 16: 15.36.Чис. 27: 1 ‬6.37.Лука 10: 41 ‬42.38.IЦар. 1: 8.39.Быт. I: 27.40.Быт. 5: 2.41.IТим. 2: 9, 10.42.2 Тим. 3: 6 ‬9.43.Чис. 12: 2.44.Мих. 6: 4.45.Суд. 4: 14.46.Быков В.П. ©Тихие приюты для отдыха страдающей души». М. 1913, с. 235.47.Лютард Х.Э. ©Апология христианства», Спб., 1892, прим. I, с. 436.9

48.Гал. 3: 28.49.Златоуст И. ©Беснеда 20я на Послание к Есифянам // Творения в 12ти томах. СПб.,1898 ‬1906, т. II, с. 172 ‬173.50.Феодор Студит, прп. Письмо 22, к Симеону. Цит. По изд.: Сильвестр (Малеванский) еп. ©Опыт православного догматического богословия». Киев, 1897, т. 4, с. 565.