Марина Кузьмищева
Проект: «Права детей среди людей». Старшая группа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 1 Белоглинского района»
Проект «Права детей среди людей »
По длительности- долгосрочный.
По типу - смешанный.
Проблема : Какие права есть у детей и как ими пользоваться.
Цель : Интеграция усилий педагогов и родителей по формированию правового сознания дошкольников.
Задачи :
1. Дать детям представление о правах : на имя, на жизнь, на любовь и заботу родителей, на жилище.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
4. Развивать сотрудничество детского сада и семьи.
5. Повышать педагогическую и правовую компетентность родителей.
Цель первого предварительного этапа :
Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим
Привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям
Формирование представлений о правилах поведения в детском саду, семье, обществе.
На этом этапе определена цель проекта , тема, которые исходили из задач социально-правового воспитания .
Был составлен план работы над проектом .
Создана предметно-развивающая среда , способствующая формированию и закреплению правовых знаний детей и родителей .
Подготовлено методическое обеспечение для реализации проекта .
Познакомила детей с правами на жизнь , имя, любовь и заботу родителей, на неприкосновенность жилища.
Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте .
Цели второго этапа : «реализация проекта »
Познакомить с правами и обязанностями человека
Воспитывать уважение к правам другого человека
Формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, состродание, сочувствие и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
Реализация проекта начата с моделирования ситуации в игровой форме, которая позволила выявить проблему.
Погружение в игровую ситуацию.
В группу пришло письмо от Лунтика, который был у нас в гостях в прошлом году. Он поблагодарил детей за то , что они рассказали ему что такое семья и попросил рассказать о том, что такое права и как ими пользуются дети.
Затем мы распределили виды деятельности : кто чем будет заниматься и объединились в группы .
При распределении видов деятельности учитывалось как желание детей , так и возможности. Для того, чтобы создать ситуацию успешности каждому ребенку.
При реализации пректа были использованы такие формы работы, как занятия, беседы, игры, экскурсии, досуги, развлечения.
Методы :
Этические беседы,
Чтение художественной литературы (рассказы, стихи,сказки, пословицы, поговорки)
Рассматривание иллюстраций, репродукций, литографии русских художников.
Составление рассказов,
Организация нравственно-правовых , педагогических, игровых ситуаций.
Организация игровой деятельности : сюжетно-ролевых, дидактических, игр- драмматизаций,
Проблемное обучение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков,
Шутка, юмор, индивидуальная работа,
Знакомя детей с правом на жизнь , я прочитала детям сказки : А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» , В. Катаева «Цветик - семицветик» .
Провела беседы : «Жизнь дана на добрые дела» , «Наши добрые дела» .
Разыграли ситуацию по рассказу В. Асеевой «Просто старушка » .
Игры : Кто из героев нарушил право ?», «Я умею» , «Мешок плохих поступков» .
Провели драматизацию сказки «Три поросенка» .
При знакомстве с правом на имя провела беседы : «Что означает имя твое?» , «Мое полное имя»
Конкурс «Назови имя героя»
Игры : «Ласковое имя лучше мягкого пирога» , «Узнай по голосу» , «Знакомство» и др.
Заучивали стихи, потешки.
Каждый ребенок сделал свою визитную карточку. Вместе с родителями подготовили папку «Мое имя» . Слепили имя из пластилина.
Рассказывая о праве на семью , провела беседы : «Что такое имя» , «Как заботиться о своих близких, как помогать им» . Совершал ли ты поступки, за которые твоим родителям было стыдно : «Без семьи нет счастья» , «Как мы отдыхали всей семьей»
Провели телепередачу «Моя семья»
Упражнение-тренинг «Угощение» .
Рисовали семью.
Просмотрели мультфильм «Мама для мамонтенка»
Провели игры : «Семья» , «Дочки - матери» , «Дружная семья» , «Назови родных ласково» .
Домашним заданием было создать свое дерево семьи.
Знакомство с правом на жилье .
Использовала такие формы и методы :
Беседы : «Дом в котором ты живешь» , «Мой дом-моя крепость»
Игры : «Назови свой адрес» , «Кто имеет право жить в этом доме » , «Приглашаем в гости» , «Угадай по описанию»
Прочли и инсценировали сказки «Три поросенка» , «Заюшкина избушка» .
Обсуждали пословицы, загадывали загадки.
Творческой работой в группе было рисование своего дома, а домашним заданием- конструирование «Дом в котором я живу»
Особое внимание мы уделяли созданию в группе атмосферы взаимного уважения, внимания, доверия и любви к детям, обеспечению условий для их деятельности. Мы считали необходимым установить личный контакт с каждым ребенком, проявлять интерес к детям, уметь слушать. Дорожить их мнением, проявлять участие, не обделяя вниманием никого из ребят.
Самым первым этапом моей работы с родителями - было оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право !» , где поместила теоретический материал Конвенции по правам ребенка .
Чтобы выявить уровень педагогической культуры родителей провела ряд анкет-опросников : «Какой вы родитель?» , «Мое отношение к наказаниям» и др.
Кроме того, я использовала папки -передвижки, письменные консультации, памятки на такие темы как : «Ребенок и его права » , «Семь правил для всех » , «Права ребенка - соблюдение их в семье » .
Активность, творчество, выдумку, заинтересованность родителей проявили при выполнении домашних заданий : изготовление «Генеологического древа» , выставки рисунков «Моя семья» , «Дом в котором я живу» , изготовлении папок : «Я и моя семья» , «Мое имя» , создании мини- музея «Осенние листья» , выставки осенних поделок.
Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно-ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.
Третьим этапом проекта будет его презентация, на котором дети и родители представят результаты продуктивной деятельности, способствующие решению игровой проблемной ситуации. Форма презентации - в виде итогового занятия.
Третий этап плавно переходит в четвертый, где ставится новая проблема.
«Дерево прав и обязанностей ребенка»Подготовила: Кедрова Н.И. воспитатель гр.№6
Санкт-Петербург
2017г.
Цель : Формирование у детей основ социально-правового сознания
Задачи :
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня правового воспитания
2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения
3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Характеристики проекта
Тип проекта :
по доминирующему методу: творческий, познавательный, информационный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник.
По количеству участников: групповой.
Вид проекта : среднесрочный (3-4 занятия в группе).
Участники проекта : дети, родители, воспитатель. Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательные области : правовое воспитание, коммуникация, развитие речи, художественно-эстетическое воспитание.
Форма проведения : через совместную деятельность с детьми и родителями.
Актуальность проекта.
Во всех странах мира ожидают, что дети вырастут ответственными и достойными гражданами, которые будут приносить пользу своему обществу. Правовое обучение – важнейшая часть общего образования, развития гражданской, социальной и правовой культуры. Все граждане мира, дети, молодежь должны научиться пользоваться своими правами с ответственностью, которая является частью их гражданских обязанностей. Данный проект призван подвести детей к пониманию, что удовлетворение их базовых потребностей – являются их правом. Кроме того, в ходе проекта детям дается понимание взаимосвязи прав и обязанностей.
Продукт проекта.
Дерево Прав и Обязанностей
Этапы реализации проекта
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.Тема проекта. Цели, задачи.
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.
Самоконтроль и самообразование воспитателя по теме «Права человека» и «Правам ребенка».
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.
Оформление информационного уголка для родителей на тему «Права ребенка», рекомендации родителям о просмотре с детьми мультипликационных фильмов на, соответствующую проекту, тематику.
Аналитический
Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
Перспективно-тематический план.
Подбор материала.
Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и раздаточным материалом по теме.
Практический
Реализация проекта в образовательную практику.
Реализация запланированных мероприятий.
Презентационный
Публичное представление продукта совместной деятельности.
Выставка «Дерева Прав и Обязанностей Детей» в группе, публикация отчета о проекте на странице группы.
Контрольный
Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.
Обсуждение проекта с родителями на странице группы.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ НЕДЕЛИ «ПРАВА РЕБЕНКА»
Занятие 1 «Кто имеет значение»
Что бы могло приключиться с ктотами, если Хортон не защитил их.
Какая главная мысль этой книги? Что означает «личность – есть личность, неважно, насколько она мала?
Получаете ли вы надлежащую заботу и уважение, которого заслуживаете? Все ли это получают?
Встречали ли вы когда либо человека, похожего на Хортона?
Почему Хортону было так трудно убедить других, что ктоты существуют и что их надо спасти?
Как мы можем дружить с другими даже, если мы их не можем видеть?
Воспитатель читает детям книгу «Слон Хортон и город Ктотов».
Воспитатель с детьми обсуждает главную мысль книги: «личность – есть личность, неважно, насколько она мала». Поднимаются следующие вопросы:
После обсуждения воспитатель предлагает детям подумать, что бы они хотели сказать Хортону, если бы они были ктотами. И записывает слова каждого ребенка на вырезанном из бумаги облачке.
Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию Хортона.
Повторить детям, что не только каждый имеет значение, но и каждый имеет права, включая детей. Права гарантируют, что каждый из нас получает должную защиту и уважение. Права детей закреплены специальным документом, который называется «Конвенция Прав Ребенка».
Дети обсуждают, какие права, как они думают, должны быть у детей.
Дети сравнивают свой список прав со списком прав Конвенции Прав Ребенка.
Занятие 2 «Необходимо и Желательно»
было ли трудно выбрать ту или иную карту?
почему они выделил именно те карточки, как «Самые важные»?
какая разница между «Необходимым» и «Желательным»?
Почему некоторое «необходимое» надо защищать, как права?
Все ли дети могут воспользоваться этими правами?
Какие еще права, по вашему мнению, должны иметь дети?
Как гарантировать, что права всех детей защищены?
В группах дети раскладывают карточки («необходимо и желательно») по трем кучкам: Самые Важные, Важные, Не очень важные.
Группы по очереди рассказывают о том, какие карточки они отложили в, как «Очень важные»
Дети обсуждают:
Занятие 3 «Права и Обязанности»
По окончании Занятия 2, собрать карточки «Необходимо».
Объяснить, что вместе с правами человек имеет и обязанности. Например, право на возможность выражать свое мнение, сопровождается обязанностью выражать это мнение таким образом, чтобы не нарушить права других людей.
В группах дети обсуждают, какие обязанности идут вместе с правами, которые они видят на карточках.
Воспитатель раздает карточки с «Правами» и «Обязанностями» детям. Ребенок с «Правами» должен найти ребенка с подходящими «Обязанностями».
Занятие 4 «Права, которые ущемили» и «Права, которые защитили»
Воспитатель читает истории «Детей, живущих по всему миру».
Дети выбирают из стопки ту карточку, на которой изображено право, которое ущемляется в истории.
Воспитатель показывает фотографии и читает истории детей, изображенных на фотографиях.
Дети из набора карточек выбирают права/нужды/желания, которые были защищены в прочитанной истории.
Занятие 5 «Создание дерева Прав и Обязанностей Детей»
Воспитатель читает книгу Гвена Бида и Боба Плентина «Лучший мир для каждого ребенка».
Дети по ходу прослушивания книги и просмотра иллюстраций, освежают в памяти все, услышанное на предыдущих занятиях, называют права детей, которые были ущемлены.
Воспитатель демонстрирует заранее изготовленную на ватмане схему дерева и объясняет, что листья и плоды этого дерева – права людей, а корни, это обязанности, выполнение которых питают возможность реализации этих прав.
Детям предлагается разделиться на 2 команды и наклеить карточки с правами на изображение плодов и листьев дерева, карточки с обязанностями прикрепляются к корням дерева.
После окончания работы над деревом, дети объясняют, почему они приклеили ту или иную карточку именно в то место, где она расположена.
Информационная карта проект а .
Тип проекта: индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.
Направление деятельности: нравственно-социальное.
Цель проекта:
Формирование у детей основ социально- правового сознания.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Краткое описание проекта.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:
использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...;
дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.
Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 33 родителей моей группы.
% (12 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
20 % (16 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.
15% (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.
Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка
Количество участников проекта: 61 человек (из них 30 детей старшей группы, 1 педагог, 1 помощник воспитателя, 29 родителей).
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни).
Гипотеза:
Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Повышение уровня правового воспитания
2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения
3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
8. Создать картотеку игр правового содержания.
Актуальность проекта
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
План реализации проекта
Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом. |
|
Создание условий для проведения проекта. Составления плана. Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе). Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы |
|
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач. Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка. |
|
Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав. |
Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой. |
«конвенция о правах ребенка» «Право на имя» «Право на жизнь» «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», «Право знать своих родителей и право на их заботу» |
К. Чуковский «Доктор Айболит» К. Чуковский «Федорино горе» Г. Х. Андерсен «Снежная королева» Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка» А. Толстой «Золотой ключик» |
Сюжетно – ролевые игры.
Игра «Спасатели»
- Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
- Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
- Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки
Игра «Дружная семья»
Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.
Беседы
«Я люблю свою мамочку».
«Беседы об ответственности и правах ребенка».
«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».
«Беседы о правах ребенка».
«Дети и взрослые. Что такое «право».
«Правила поведения по которым живем».
Совместная деятельность воспитателя и родителей
Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!» Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания. Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка - соблюдение их в семье». Анкетирование «Какой вы родитель? Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей» Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»). |
Конкурс «Что я знаю о своем ребенке» «День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) - игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых. |
Второй этап. Организационно-практический
Занятия художественно-творческого цикла |
Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром. |
Рисование «Цветочки для любимой мамочки», «Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)» Лепка «Красивый букет милой маме» Аппликация «Гадкий утенок», |
Тема: «С кем ты живешь» Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию» Тема: «Что такое семья?» Тема: «Чем порадуем» |
Сюжетно-дидактические игры.
Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам
«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.
«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».
Словесные игры:
Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.
«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»
«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»
Проблемные ситуации:
Сказка «Репка»
У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
Средства связи
У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
Дети рисуют
У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.
Коммуникация:
Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».
Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.
Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».
Физическая культура:
Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».
Музыка:
Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».
Экологические игры:
Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.
«Что было бы, если из леса исчезли…».
«Береги природу».
Список использованной литературы:
1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
Полную версию работы можно .
Проект «Большие права - маленькому гражданину»
Уважаемые жители "Пед-копилки", хочу предоставить Вашему вниманию мой опыт работы по правам ребенка.
«По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шла малышка знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете»
Права детей сегодня стали «модной» темой, наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
Начав работать по данной теме, я поставила перед собой следующие
задачи:
-изучить литературу, документы по данной теме,
-познакомить родителей с правовыми документами, с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, дать представление о защите прав ребенка, тем самым повысить уровень правовой культуры родителей,
- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека и их правами.
Всю свою работу планировала в три этапа:
1. познакомиться с документами, изучить материал.
2. спланировать работу с детьми.
3. работа с родителями.
Изучив литературу, документы, выяснила для себя, что права детей – это свод прав, зафиксированных в международных документах по правам детей.
К основным документам относятся:
-декларация прав ребенка
-конвенция о правах ребенка
-всемирная декларация
Декларация – это официальное или торжественное заявление.
Конвенция – это договор, соглашение, в котором прописаны нормы образующие для сторон.
20 ноября принято считать днем правовых знаний.
И далее идет перечень прав ребенка, которые включены в конвенцию.
Потом я подготовила игры, подобрала соответствующую литературу, и начала работу с детьми.
Начали с ознакомительной беседы, рассмотрели картинки, выяснили, какие права существуют, и какие есть у нас, детей. Наметили, с какими правами бы хотели познакомиться подробно.
При знакомстве с «правом на имя» провела беседы: « Что означает твое имя», «Мое полное имя», провели конкурс «Мое имя», где каждый ребенок, совместно с родителями, сделал визитную карточку своего имени, играли в игры «Ласковое имя», «Узнай по голосу», «Имя растет».
При знакомстве с «правом на жилье» провела беседы «Дом в котором ты живешь», «Мой дом – моя крепость», поиграли в игры «Назови свой адрес», «Кто имеет право жить в моем доме», прочитали сказку «Три поросенка», «», провела конкурс рисунков «Мой дом».
Знакомясь с «правом жить в семье» поговорили о том, как заботится о своих близких, как помогать им. Дети рассказали о своих семьях, как отдыхают. Совместно с родителями были оформлены семейные фотоальбомы. Провела конкурс рисунков «Моя семья». Играли в игры «Дочки – матери», Моя семья». Домашним заданием было сделать семейное дерево.
Всю работу закончили итоговой викториной «Большие права – маленькому гражданину», вспомнили сказки, загадки, поиграли в игры,
При работе с родителями первым этапом было использование наглядной информации. Проведено родительское собрание по данной теме. Чтобы выявить уровень педагогической культуры провела ряд анкет – опросников: «Какой ты родитель», «мое отношение к наказаниям».
Использовала папки – передвижки. Активность, выдумку и творчество родители проявили при выполнении домашних заданий: «семейное дерево», рисунки «моя семья», «составление семейного фотоальбома».
Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками.
Спасибо за внимание.
Максимчик Ирина Мечиславовна,
МБДОУ ЦРР-д/с "Соловушка"
п.г.т. Белый Яр
Паспорт проекта
Актуальность проекта
В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.
Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему прав. Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права.
Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.
Актуальность темы «Твои права, малыш»» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.
Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения детей в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области обеспечения и охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта :
Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней; формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно – образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «О правах ребёнка».
Задачи проекта :
- ознакомить воспитателей с современной методической литературой по ознакомлению дошкольников с правами детей;
- провести цикл занятий и мероприятий по теме «Права ребенка»;
- организовать выставку детских рисунков;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с их правами;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей фотовыставку и выставку рисунков;
- провести заключительное мероприятие: показ спектакля с участием родителей .
Объект проекта
: Воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР –д/с «Соловушка»
Предмет проекта : Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией « О правах ребенка»
Время реализации проекта : 6 недель.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Информационное обеспечение проекта
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
- Детская и методическая литература
Методическое обеспечение проекта
- Материалы для проведения бесед
- Воспитательные мероприятия
- Ориентировочный план занятия
- Рекомендации воспитателям и родителям
- Анкета для родителей
Ресурсное обеспечение :
Мультимедийное оборудование; диски с музыкальными произведениями; костюмы и атрибуты для театральной деятельности; материалы для изобразительной деятельности.
Продукт проекта : показ спектакля с участием родителей «Новое приключение Буратино в стране Чудаков»; выставка творческих работ детей; презентация «Дюймовочка» - о правах детей; рекомендации и консультации для педагогов по ознакомлению детей с их правами; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Твои права, малыш»; разработанные рекомендации и консультации для родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. |
– ознакомление детей с художественной литературой – проведение бесед; − рассматривание картин и беседы по их содержанию; − проведение занятий по ознакомлению детей с «Конвенцией о правах ребенка»; − проведение мероприятий; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование с детьми на правовую тематику; оформление выставки рисунков; − создание и презентация спектакля. |
– анализ результатов проекта. |
План проектной деятельности
Обсуждение идеи проектной деятельности. 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). |
|
Сбор информации и подготовка материала. 1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 4. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику. |
|
Ознакомление педагогов с планом работы. |
|
Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте» «О чем говорят рисунки ребенка» «Независимый дошкольник» |
|
Работа с педагогами: Анкетирование Консультации «Основные международные документы по защите прав детей» «Защита прав ребенка и правовое воспитание» «Жестокое обращение с детьми» Памятки «Наказывая, подумай, зачем?» «Жестокое обращение с детьми» |
|
Работа с детьми: Цикл занятий Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» Интервьюирование Просмотр мультимедийных презентаций Сказка «Дюймовочка» «Как Светик появилась» Чтение художественной литературы Сказка «Похищенное имя» Сказка «Добрый волшебник» Сказка «Зарядка и простуда» Рассказ «Мои права» Стихотворение А.Барто «Одиночество» Слушание детских песен «Большой хоровод» сл.Е. Жигалкина, А.Хайта «Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского Конкурс стихов Игры: Дидактическая игра «Кто права нарушил?» Интеллектуальная игра «Мой дом, моя семья» Выставка рисунков «Мир, в котором я живу» Просмотр спектакля с участием родителей «Новое приключение Буратино в стране Чудаков» |
|
Работа с родителями : Анкетирование «Знаете ли вы права своего ребенка» Консультации «Понимаем ли мы друг друга» «Защитим детей от физического насилия» «Жестокое обращение с детьми» «Ребенок и его права» Домашние творческие задания «Домашние обязанности вашего ребенка» Сочинение «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Памятки «Наказан-прощен» «О поощрении и наказании» «Искусство быть родителем» «Четыре заповеди мудрого родителя» «Три способа открыть ребенку свою любовь» «Не забывайте про права своего ребенка» Родительские собрания: 1)«Защита прав и достоинств ребенка» 2) Деловая игра «Знаем ли мы права ребенка» Участие в выставке рисунков Презентация спектакля «Новое приключение Буратино в стране Чудаков» |
Список литературы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. Мн. – "Беларусь", 1998.
- Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» М.:2011
- В.Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьей»
- «Воспитателю о работе с семьей» п/ред.Н.Ф. Виноградовой
- З.Ф. Семенова, С.Ф. Семенова «Психологические рисуночные тесты»
- Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9
- Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. М.: 2002.
- Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6
- Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: 2009.
- Пчелицева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу Р.Ф. М.: 2008.
- Суслова Э. Растим гражданина //Дошкольное воспитание. -2009. - №1
- Детская литература
Интернет-ресурсы:
- http://www.1umka.ru
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно