Домой / Виды макияжа / Конспект комплексной НОД " Осень" (подготовительная группа). НОД «Золотая осень

Конспект комплексной НОД " Осень" (подготовительная группа). НОД «Золотая осень

Нелли Лигонькова
Конспект НОД в средней группе по теме «Осень»

Конспект НОД в средней группе по теме «Осень » .

Выполнила воспитатель МБДОУ №30 детский сад «Ёлочка» г. Выкса, Нижегородской области – Лигонькова Нелли Борисовна.

Цель : Закрепить знания об осенних явлениях природы .

Упражнять понимать художественные образы в музыке, стихотворении, живописи.

Задачи :

образовательные :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Закреплять употребление слов : листопад, золотая осень ;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Упражнять в умении рисовать дерево, подводить к образной передаче явлений природы.

развивающие :

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать художественное восприятие;

Развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные :

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

здоровьесберегаюшие :

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая.

Предварительная работа с детьми :

Наблюдение за осенними изменениями в природе во время прогулки;

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень » ;

Знакомство с деревом «берёза» ;

Повторение приемов расположения рисунка по всему альбомному листу;

Оборудование :

Макет березы в осеннем убранстве ;

Магнитная доска;

Иллюстрация осенней природы ;

Берёзовые листочки из бумаги;

Музыкальный центр, аудиозапись «Осенней песни » муз. П. И. Чайковского; фоновое музыкальное сопровождение при изобразительной работе детей.

Альбомные листы тонированные бледно – голубым цветом, гуашь, кисти, ёмкость с водой, подставки для кистей, салфетки.

Ход занятия

Вводная часть : Звучит «Осенняя песня » П. И. Чайковского.

Воспитатель подходит к окну и под музыку читает стихотворение.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень : не жалейте лета.

Посмотрите - осень в золото одета !

Воспитатель : Ребята, подойдите тихонько к окну и молча, понаблюдайте. Какое настроение у вас возникло?

Дети : Хорошее. Приятное.

Воспитатель : Почему возникло такое настроение?

Дети : Музыка приятная. Солнышко светит. Деревья красивые.

Воспитатель : Ребята, это осень к нам в гости пришла.

Воспитатель : Давайте посмотрим в наше окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода : солнечная или дождливая?

Дети : Солнечная.

Воспитатель : Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут белые облака, светит солнышко. Когда вы шли в детский садик, вам было прохладно? Как вы были одеты?

Дети : (ответы) .

Воспитатель : Воздух ещё довольно теплый. На улице ещё тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. Какое время года за окном?

Дети : Осень

Воспитатель : Молодцы!

Основная часть : - А теперь давайте, все вместе посмотрим на вот это дерево в нашей группе . (Воспитатель обращает внимание детей на макет дерева в осеннем убранстве ). Вы знаете, как оно называется?

Дети : Береза.

Воспитатель : А по каким признакам мы можем узнать березу? Чем она отличается от других деревьев?

Дети : Она белая, у нее зеленые и жёлтые листочки.

Воспитатель : Молодцы! Про нее говорят : «белоствольная» . Береза стройная, у нее длинные тонкие ветви. А какие листочки мы видим на берёзе?

Дети : Желтые и зелёные.

Воспитатель : - Осень - удивительное время. Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами : красным, желтым, оранжевым. И дождь ранней осенью идет необыкновенный - из ярких листьев - листопад. Подумайте, почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

Дети : Они готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель : - А куда весной деваются листья, которые осенью ковром устилают землю?

Дети : Их убирают и сжигают.

Воспитатель : - А в лесу, где листья никто не убирает. Представьте, из года в год с деревьев опадают листья, устилая почву многометровым слоем. Так и леса скоро не увидишь.

Дети : Листья перегнивают.

Упражнение на дыхание «Березовые листочки» . - Воспитатель приглашает детей к столу, на котором приготовлены осенние листья березы из цветной бумаги. Каждый ребёнок берёт по листочку.

Воспитатель : - Можно ли ветер увидеть? (Воспитатель дует на листочек с силой) .

Как называется слабый ветер?

Дети : Ветерок.

Воспитатель : - Давайте с вами представим, что мы ветер и поиграем с листочками.

По команде воспитателя дети дуют на листочки с разной силой. Упражнение выполняется 4 раза.

Физкультминутка.

Мы - листочки,

Мы - листочки. (Дети стоят с поднятыми вверх руками) .

Мы - осенние листочки .

Мы на веточках сидели. (Покачиваются из стороны в сторону) .

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются по группе ) .

Мы летали, мы летали, (Бегают, кружатся) .

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок

Все уселись мы в кружок. (Приседают на корточки) .

Воспитатель : Осень пришла в гости в нашу группу . Посмотрите внимательно, где же она?

Дети выполняют поисковые действия, показывают на атрибуты «осеннего убранства » в групповой комнате . Воспитатель заостряет внимание на иллюстрацию осенней природы , прикрепленную к магнитной доске.

Воспитатель организует рассматривание иллюстрации, проводит беседу по ней, привлекает внимание детей, используя кисть руки к той её части, о которой идёт речь. Воспитатель ещё раз уточняет время года, изображенное на иллюстрации, внешний вид деревьев, побуждает использовать в ответах слова : листопад, золотая осень . Напоминает, как дети рисовали разноцветные листья, и предлагает нарисовать картинку про золотую осень . Уточняет части дерева, с чего нужно начинать рисовать дерево (ствол, толстые и тонкие ветки, листья) . Обращает внимание на композицию : землю устилает ковёр осенней листвы , на деревьях разноцветные листья - жёлтые, оранжевые, зелёные, убирает иллюстрацию и предлагает начать рисовать. Дети проходят за приготовленные для рисования столы. Воспитатель включает негромкое, лёгкое, фоновое музыкальное сопровождение.

В процессе работы воспитатель побуждает рисовать несколько деревьев, разноцветные листья на деревьях, опадающие с деревьев листья, лежащие на земле.

Заключительная часть. (Рефлексия) . При анализе детских работ воспитатель отмечает выразительность рисунков. Рисунки детей прикрепляются к магнитной доске.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Да, вы настоящие художники! Спасибо вам. Мы с вами откроем выставку и пригласим ребят из других групп , посмотреть на ваши работы.

Публикации по теме:

ЦЕЛЬ: 1. Расширить и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит. 2. Закрепить в речи существительное.

Бесспорно,что осень самая щедрая и благодатная пора для творчества. Благодаря вашим материалам на сайте я,конечно, почерпнула для себя нового,хотя.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Цель. Знакомство с характерными.

Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель:.

Конспект НОД во второй младшей группе по окружающему миру. Тема: «Осень». Цель: создание условий для закрепления детьми представлений о.

Цель: Закрепить и обобщить имеющиеся знания детей о приметах осени, об изменениях в природе. Задачи: Развивать умение называть приметы осени,.

Программное содержание: учить детей рисовать листья нетрадиционным способом; познакомить детей с оранжевым цветом; развивать умение.

Итоговый марафон к теме «Грибы» и «Осень» по математике и рисованию в средней группе «Маша в лесу» КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ Итоговый марафон к теме «Грибы» и «Осень» по математике и рисованию в средней группе «Маша в лесу». ЦЕЛЬ: Формирование.

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область «познание») Цель: обобщить знания детей

МКДОУ ЦРР Детский сад № 31 «Алтн Булг»

( НОД )

Воспитатель национальной группы № 1 «Харада»

Ольцаева Валентина Александровна

Элиста 2015 г.

Занятие по теме «Осень» для средней группы ( НОД )

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; формировать у детей представление о том, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. Воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, создание эмоционального комфорта и психологической безопасности. Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Оборудование: презентация «Осень», 3 осенние куклы, листочки для физминутки, дидактический материал для каждого ребенка, корзины и предметы для дидактической игры.

Ход занятия.

Ребята, давайте сейчас присядем на стульчики. Я вам предлагаю послушать загадку и сказать, о каком времени года в ней говорится:

Листья падают с деревьев

Снова птицы улетают

Дождь опять в окно стучится

Когда это бывает?

Дети отвечают – Осень.

Правильно, ребята, это осень. Смотрите, к нам в гости пришла новая кукла. Ее зовут Ноябринка. Как вы думаете, почему ее так зовут? (Ответы детей)

Давайте вспомним, какие еще куклы приходили к нам в гости? (Ответы детей)

Вот они, наши осенние куклы – Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.

Значит, какие осенние месяцы бывают? (Ответы)

А теперь посмотрим на экран. Давайте посмотрим, какая разная бывает осень. Вот это, ребята, ранняя осень – пока еще тепло, листья только начинают желтеть, поспевает урожай. А что значит урожай? Правильно, ребята это овощи и фрукты. Какие овощи мы знаем? Где они растут? А где растут фрукты?

Молодцы, ребята! А вот и золотая осень – листья пожелтели, уже падают на землю. Как вы думаете, ребята, почему эту пору называют золотой осенью?

Правильно, конечно потому, что листья желтые, похожи на золото, они падают на землю, образуя золотой ковер. Время, когда падают листья, называют листопад. Ребята, какое красивое слово – листопад. Давайте повторим это слово. Вот смотрите, ребята, Октябринка принесла нам золотые листочки, давайте с ними поиграем. Возьмем по две веточки и встанем в круг.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Собираем листочки в корзину)

Спасибо Октябринке за веселую игру. И снова посмотрим на экран.

А это, ребята, поздняя осень – стало холодно, идут дожди и даже снег, может быть и ледяной дождь, пасмурно. А что значит пасмурно? Это слово означает «темный, хмурый, сумрачный, с облаками».

Ребята, наступила поздняя осень, и жизнь лесных зверей изменилась – они готовятся к зиме. Как они это делают, что они едят – вот об этом давайте узнаем сегодня.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Маленький, беленький, по полю скачет, ушки прячет.

Дети отвечают – зайчик.

(Показываю два слайда – заяц серый и заяц белый)

Как вы думаете, ребята, почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? (Ответы)

Чем заяц питается зимой? (Ответы)

Зайцы не готовят жилище к зиме, они копают временные норки, или просто зарываются в снег поглубже и спят.

Ребята, а как мы называем детеныша зайца?

А у ежа как называем детеныша? А у лисы? Конечно, ребята!

Послушайте, ребята, кто-то воет. Кто же это? Да, это волк.

Он в логове живет под оврагом в степи. (Показываю слайд про волка)

Как вы думаете, ребята, волк готовится к зиме? (Дети отвечают)

Да, правильно. Все лето и осень, и зиму волк охотиться.

Еще одну загадку послушаем:

Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки.

(Дети отвечают - Суслик)

(Показываю слайд про суслика).

Да, конечно, это суслик. А вы знаете, как называется дом суслика? (Ответы детей)

Что любит, есть суслик? (Ответы)

Знаете, ребята, оказывается, суслик всегда делает запасы на зиму в норе, у него есть кладовая из зерна, семян, корешков и других злаков.

Ребята, мы сказали, что животным сейчас холодно, давайте им поможем, найдем каждому животному домик. Поможем?

Игра « Найди норку».

Молодцы, ребята, нашли домик степным зверям.

А еще мы сказали, что животным стало голодно, им нечего есть. Давайте поможем нашим животным найти любимую еду. Вот у нас тут карточки, на одной стороне животные, на другой их любимая еда. Давайте карандашом проведем линию от животного к тому, лакомству, которое любят животные.

(Работа детей)

Молодцы, ребята. Только давайте посмотрим, всех ли животных мы накормили? Мне кажется, мы про кого-то забыли. Кого же мы не накормили? (Ответы детей)

Конечно же, суслика. Поможем суслику? Что любит суслик, ребята?

(Ответы детей)

Давайте ребята, сядем за стол и перевернем карточки. Что на них нарисовано? Да, это зерна.

Какие вы все молодцы, ребята! Помогли суслику.

Ребята, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей).

Да, а другим животным поможем на следующих занятиях.

Светлана Голубцова
Конспект НОД в старшей группе «Осень»

«Осень »

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »

(образовательная область познавательное развитие) .

Цель : обобщить знания детей по теме : “Осень” .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие :

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные :

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Здоровьесберегаюшие :

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование :

Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.

Маски деревьев берёзы, клёна, липы;

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Познавательный мультфильм : «Почему опадают листья»

Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход НОД:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте :

Время года отгадай :

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети : Осень .

Воспитатель : Да, ребята, правильно это письмо от Осени .

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Письмо :

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель : Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?

Дети : Да!

Воспитатель :

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот

какого наше первое задание :

1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель : Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей : Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель : Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

Воспитатель : Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель : Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.

(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель : Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей : – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Воспитатель : Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).

Воспитатель : Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.

Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель : Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры : перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.

Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Воспитатель : Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть :

Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :

Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.

Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).

Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!

Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?

Возрастная группа: старшая группа

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень»

Задачи: закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осенью; развивать память, воображение, ориентировку в пространстве, песенные умения, двигательные навыки, пантомимическую и речевую выразительность, чувство ритма; формировать интерес к природным явлениям, совместным играм.

Материалы: корзина с муляжами овощей и фруктов, сплетенная паутина, игрушка-паучок, обручи, ложки.

Предварительная работа: беседы по теме «Осень» , рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдения в природе, разучивание с детьми стихов.

Непосредственно - образовательная деятельность:

Осень: дети, отгадайте загадку:

Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (Осень) .

Осень: Правильно, я предлагаю вам отправиться в «раннюю» осень, в бабье лето, где еще сохраняется тепло, еще почти все листья на деревьях зеленые, но некоторые листочки уже желтеют. (Дети натыкаются на воображаемую паутину) Это паутина, которую сплел паучок, чтобы согреться на солнышке бабьего лета. Я знаю одно стихотворение о паучке, которое называется «Паучок- ткач» :

Сету паучок плетет, (дети пальцами изображают решетку)
Словно ткач проворный (руками имитируют работу на ткацком станке)
Нитку липкую по кругу (в воздухе пальцем очерчивают круг)
Намотал задорно, (делают диагональные движения рукой)

А потом ее пустил, (ладони выставляют перед собой,
пальцы растопыривают и сцепляют в «замок» )
Чтоб круги связались,
И на липкой паутине

Мухи все остались.

Вывел нитку, натянул (указательным пальцем проводят горизонтальную линию)

И засел в засаде. (приседают, руку козырьком приставляют ко лбу)

Только мухи не летят – (отрицательно качают головой)

Паучку досадно! (машут с досадой рукой) .

Осень: Еще ранней осенью в садах и на огородах собирают последний урожай (показывает детям корзину с овощами) :

«Осенние заготовки»

Сколько вкусных овощей
Заготовили для щей,
Для закваски и солений,
Для солянки и борщей.

Для приправы овощной,
Пасты вкусной и густой,
Кетчупа, аджики острой,
Овощных салатов пестрых!

Будем овощи варить,
Жарить, парить и тушить,
Резать, теркой натирать
И в духовке запекать.

На зиму мариновать,
Маринадом заливать,
Будем квасить и солить,
И морозить и сушить.

Не страшна теперь зима,
В гости к нам придет она.

Осень: Давайте, ребята, отпразднуем сбор урожая, поводим хоровод под песню «Урожайная» :

Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем
Урожай собирай
И на зиму запасай.

О-да собирай
И на зиму запасай.
Мы ребята молодцы,
Собираем огурцы

И фасоль, и горох
Урожай у нас не плох.
О-да и горох
Урожай у нас не плох.

Ты пузатый кабачок
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзинку полезай.

О-да не зевай
Да в корзинку полезай.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой

Ворота отворяй,
Едет с поля урожай.
О-да отворяй
Едет с поля урожай.

Осень: Из ранней осени мы с вами попадаем в «золотую» осень. Ребята, а почему середину осени называют золотой осенью? (Деревья и кусты одеты в яркий наряд - золотой, оранжевый, бордовый, красный. Но уже чаще идут дожди, становится холоднее) . Давайте послушаем стихотворения про осень, которые вы приготовили:

1) Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:
Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета! (З. Федоровская)

2)Осень! Осыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин. (А. Толстой)

3) Осень выставку открыла
Как художница она
Яркой краской все покрыла
Все раскрашены сады

Этой смелой, желтой кистью,
Как румянятся плоды,
Как желты на солнце листья.

Осень: Что происходит с листьями деревьев и кустарников осенью? (Опадают) . Как называется это явление? (Листопад) . Представьте, что вы превратились в листочки:

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся) .

Воспитатель: Какое явление неживой природы осенью часто бывает? (Дождь) Давайте все вместе покажем, какой бывает дождь:

Рассердилась туча злая, (дети стучат кулаком о кулак)

И закапал мелкий дождь (ритмично постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Капля падает за каплей (ритмично щелкают пальцами)

Сколько набежало слез! (собирают воображаемые слезы)

Дождь сильнее стал, и ветер (двигают ребром ладони вниз по диагонали)

Сделал вдруг его косым.

Вправо капли, влево капли, (движение ребрами ладоней диагонально в разные стороны)

Словно всех косой косил. (имитируют движение косой)

Ливень тучи посылает, (резко выставляют руку вперед)

И стеной вода течет. (двигают ладонями с сомкнутыми пальцами сверху вниз)

Где бы спрятаться от ливня? (пожимают плечами, смотрят по сторонам)

Зонтик нас раскрытый ждет. (поднимают руки вверх, изображают зонт)

Осень: А теперь мы отправляемся в «позднюю» осень. Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают в теплые края) . Давайте поиграем в игру «Гуси- лебеди» (дети играют в игру) .

Животные тоже готовятся осенью к зиме. Как они готовятся? (делают запасы на зиму) . Мы представим, что превратились в разных животных и будем делать запасы на зиму (проводится эстафета «Перенеси овощи в ложке» ) .

Осень: Ребята, наше путешествие подошло к концу и я хочу с вами попрощаться и сказать вам до новых встреч!

В.В. Медведева воспитатель

МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка»

г.Алдан, РС (Я)

Обобщающее занятие по теме «Осень».

(вторая группа раннего возраста 2-3 года).

Цель : уточнить знания детей об осени(что изменилось:какая погода на улице),закрепить умение различать листочки разного цвета.

Пополнение словарного запаса:

- существительные: овощ, морковь, капуста, лук, картофель, листок, ветер;

- прилагательные: жёлтый, зелёный;

- глаголы: дует, кружится, идёт.

Чтение стихотворения “Осень”

Дует, дует ветер,
Дует, задувает
Жёлтые листочки,
С дерева срывает.
И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.

Физкультминутка

Как дует ветер?
Вот так, вот так
Как кружатся листочки
Вот так, вот так
Как салют пускаем из листьев
Вот так, вот так
Как дождик идёт
Кап! кап! кап!

Демонстрационный и раздаточный материал : , предметные картинки и муляжи “овощи” (морковь, капуста, картофель, лук), разные виды листьев (жёлтые, зелёные, красные),поднос, ватман, клей, кисточки, корзина, сюрпризный момент: совместное изготовление панно из собранных листьев, корзина с угощением.

Подготовка к занятию : наблюдение за погодой, рассматривание и сбор листьев для изготовления панно, рассматривание овощей на картинках.

Ход занятия

Воспитатель: Вот и осень пришла. Ребята, а что нам Осень принесла (ответы детей с подсказкой воспитателя) ветер, дождь и осенние листья, а также осень нам подарила “овощи”. Сегодня к нам в гости Осень приходила и оставила вот этот поднос с овощами. Давайте поиграем с вами в игру “Найди такой же овощ”! (Педагог показывает детям картинку с овощем, дети находят такой же овощ на подносе и показывают его).

Ребята, а теперь мы встанем и покажем, как дует ветер… (Физкультминутка с детьми)

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что у меня в корзине? (Ответы детей). Да, правильно это листья.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами в игру “найди листья одинаковые по цвету” (воспитатель обсыпает пол листьями разных цветов: красные, желтые,зелёные).

Воспитатель достаёт из корзины листья спрашивает:

Ребята, листочек у меня в руках какого цвета?

Дети: .(воспитатель подсказывает детям) Жёлтый. Дети находят листочки жёлтого цвета кладут в корзину.

Воспитатель: А это?

Дети: ( воспитатель подсказывает детям) Зелёный. Дети находят листочки зеленого цвета кладут в корзину.

Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали целую корзину листочков,давайте изготовим из них панно.

Изготовление панно из листочков . Ребята посмотрите, какое красивое панно у нас получилось. Давайте повесим его в раздевалке. Пусть ваши родители тоже посмотрят, вешают панно в раздевалку.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, нам Осень оставила свою корзинку, давайте посмотрим что там?

Дети вместе с воспитателем заглядывают в корзинку и достают угощения.