Домой / Smoky eyes / Компоненты детского труда как деятельности прием. Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте

Компоненты детского труда как деятельности прием. Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник — потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шестилетние дети осознают различия игры и труда (как показали Я.Л. Коломинский, Л.В.Финькевич). В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы чисто было, порядок надо навести»), его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З.Неверович) наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца. Такая ситуация эффективна для формирования положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам, например уборке снега с веранды. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия. Мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности. Девочки больше, чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца.

Самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии, что образно сформулировал С.Михалков в стихотворении «А что у вас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». У малыша складывается уважительное отношение к труду взрослых. Заметим, что знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности (В.И.Логинова).

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы. На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый занял неадекватную позицию в трудовом воспитании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Часто 3-4-летние дети отказываются убирать игрушки именно потому, что хорошо не представляют, что же от них требуется. В такой ситуации необходимо пояснение: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке». Постепенно с накоплением опыта трудовой деятельности задание может формулироваться более обобщенно: «Наведи порядок в игрушечном уголке».

Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели, То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Приведем пример того, как ребенок планирует свою трудовую деятельность.

Протокол беседы с Настей Е. (6 лет). Настя Е. надевает фартук.

Воспитатель : Что ты будешь делать?

Настя : Другим кушать давать.

Воспитатель : Как ты будешь это делать?

Настя : Ну, буду всем другим стол накрывать.(Обращается к Жене.) Женя, я буду тарелки носить.

Воспитатель : С чего ты начнешь свою работу?

Настя : Сначала блюдца раздам, потом чашки, потом вилки и ложки (сопровождает речь жестами).

Воспитатель : Чем ты закончишь свою работу?

Настя : Тарелки поставлю.

Воспитатель : Настя, что ты будешь делать, если тебе понадобится помощь?

Настя (задумывается): Кого-нибудь позову.

Воспитатель : Кого ты попросишь помочь, если у тебя не получится?

Настя : Женю, Катю, Свету, Олю, Лену.

Воспитатель : Когда ты будешь проверять свою работу?

Настя : А зачем проверять?

Воспитатель : А вдруг ты кому-нибудь забудешь поставить тарелку?

Настя : Ну, я когда все раздам, посмотрю везде.

Воспитатель : Что ты будешь делать, если заметишь, что сделала работу неправильно?

Настя : А я сделаю все правильно.

Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

На протяжении дошкольного возраста усложняются осваиваемые детьми трудовые действия. Постепенно они становятся более точными, быстрыми и координированными. Однако ограниченность возможностей ребенка, особенности его психического развития приводят к тому, что трудовые задания он обычно выполняет долго, не всегда качественно (ломается веник, бьются тарелки). Поэтому так важно давать ребенку посильные задания, научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда. Критерием оценки трудовой деятельности малыша должно выступать не только достижение результата как такового, но главным образом его качество. Вспомним слова А.С.Макаренко: «Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества надо требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически не способен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию».

Именно качество результата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослый стремится, чтобы у малыша складывалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей. Если он знает, как трудно помыть пол или посуду, скольких усилий это требует, то постарается не пачкать пол, аккуратно обращаться с посудой. И тогда качество трудовой деятельности становится основным критерием в оценке действий своих и сверстников: чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.

Расширение взаимодействия ребенка-дошкольника с окружающим, возрастание его физических и психических возможностей приводит к расширению сферы применения трудовых действий и появлению новых видов труда. Самый первый из них — труд по самообслуживанию-ребенок осваивает в раннем детстве. Выполнение этого вида труда направлено на самого себя (и совершение изменений в самом себе): причесался, вымыл руки. Постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого, и тогда на основе самообслуживания возникает бытовой труд, где объектом преобразования становятся предметы, включенные в бытовые процессы: посуда, одежда, обувь. В хозяйственно-бытовом труде важную роль играют внешние его атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д. Именно они и привлекают малыша. Результат хозяйственно-бытового труда становится интересным для дошкольника, если взрослый формирует у ребенка потребность поддерживать порядок, эстетически привлекательно организовать свой быт, постоянно указывает на важность и значимость такого труда для других людей и тем самым формирует его общественные мотивы. Следует подчеркнуть два вида направленности этого вида труда. Во-первых, направленность на организацию собственной бытовой деятельности: почистил одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы, чтобы было приятно обедать. Во-вторых, направленность на облегчение труда другого человека: помог маме постирать белье, чтобы она меньше устала.

Труд ребенка в природе направлен на растения и животных — объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Малыш видит, что если забыл полить цветок, то он засох; если не напоил щенка, он страдает от жажды. Поэтому труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней.

Поскольку ручной труд требует сложных орудийных действий (умения пользоваться иглой, молотком, лобзиком и прочее), дошкольники осваивают его примерно с пяти лет. Своеобразие ручного труда состоит в том, что он приобретает собственно продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт в виде вышивки, поделки. Мотивы этого труда разнообразны: игровые (сделать атрибуты для игры); общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме); эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). Поэтому в ручном труде складывается позиция ребенка — позиция созидателя.

Можно сделать вывод, что в основе освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции, обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вместе с тем дошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь, выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.

Усложнение проявлений самостоятельности связано с усложнением форм организации трудовой деятельности. Рассмотрим эти формы, описанные Д.В.Сергеевой. Генетически первой и наиболее приемлемой из них для детей раннего и младшего дошкольного возраста выступает совместный со взрослым труд. Взрослый не только учит ребенка трудовым умениям, но постоянно контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

Следующая форма — поручение — характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат и способы его достижения. Но поручение малыш может выполнить только в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.

Проиллюстрируем эту форму труда на примере.

Протокол беседы с Женей А. (4 года 1 мес.).

Воспитатель, обращаясь к Жене: Ты дежурный. Что нужно прежде всего сделать?

Женя: А что, я сегодня один буду дежурить?

Воспитатель: Пока один. Смотри, кто из детей сегодня в группе, и раскладывай посуду.

Женя раскладывает блюдца и вилки. Задумался: Елена Александровна, кто здесь сидит?

Воспитатель: Здесь сидят Саша, Сережа и Руслан. Четвертое место свободно.

Женя убирает лишнее блюдце. Раскладывает блюдца на третьем столе, обращаясь к воспитателю: А Даши нет сегодня?

Воспитатель: Поставь блюдце, Даша придет.

Женя ставит блюдце и уходит к играющим детям.

Воспитатель: Женя, посмотри ты еще не все сделал.

Женя подходит к столам: А, вилки! Раскладывает вилки и уходит играть.

Обязанность как форма организации труда дошкольника возможна в случае, если он понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание этой формы труда первоначально определяет взрослый. А затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Данная форма труда возможна в дошкольном возрасте лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

Наиболее высокий уровень самостоятельности проявляют дошкольники в труде по собственной инициативе. Ребенок не только организует собственный труд, но и замечает, когда необходимо потрудиться. Подчеркнем, что на протяжении всего дошкольного возраста совместный труд со взрослым, протекая как сотрудничество, остается привлекательным для ребенка.

В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверстниками. Сначала взаимоотношения в труде возникают на основе общего места или предмета труда, например когда дети «нот стульчики. Это пока еще не совместная деятельность, так как одни дети активно действуют, а другие им пассивно подражают. Возникновение направленности на организацию общей деятельности побуждает детей сообщать друг другу о своих намерениях, мотивах и целях. Дошкольники оценивают свою работу, но безотносительно к ее результату. Готовый результат обсуждается ими только с точки зрения количества или принадлежности исполнителя: «Это я вымыл». Старшие дошкольники начинают руководствоваться правилами организации совместного труда. Они уточняют общую цель, раскрывают ее соде, связывают с ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий, распределяют обязанности, помогают сверстникам в процессе достижения цели, уступают часть материала в интересах дела. Дети стремятся к качественному результату, осознают его ценность и важность общего труда.

Приведем пример.

Протокол наблюдения за хозяйственно-бытовым трудом. Воспитатель: Вова, иди сюда! (Вова — 5 лет 4 мес. — подходит.) Давай, ты будешь помогать ребятам мыть кирпичики.

Вова кивает головой, берет у воспитателя фартук, идет в умывальную комнату вместе с Лешей (5 лет 6 мес.), приносит тазик с водой. Мальчики ставят таз на пол. Вова садится на ковер рядом с Петей (5 лет 4 мес.), берет тряпку, опускает ее в таз с водой, отжимает, опять опускает в таз, намыливает, отжимает, берет кирпич и протирает его.

Петя: Давай ты будешь мыть, а я протирать.

Вова поднимает голову: Ага! (Протягивает тот же кирпич, кладет его на пол.)

Петя берет этот кирпич и протирает его. Вова: Петька! Я же этот вымыл уже!

Петя: Ну, я еще раз. Я же только протру, чтобы лучше было (протирает кирпич).

Вова: Ну, ладно (берет другой кирпич, протирает его). Петя кладет кирпич на пол: Эти уже, наверное, высохли (подкидывает). Давай в шкаф складывать (обращаясь к Вове).

Вова дотрагивается до кирпичей: Вот эти высохли (показывает). Мальчики встают, берут кирпичи и относят в шкаф. Вова подходит к воспитателю: Светлана Сергеевна, мы вымыли! Воспитатель: Молодцы!

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все остальные считаются: обращаются с вопросами, подчиняются требованиям. Организатор распределяет материал, дает оценку результата труда, указывает на ошибки и небрежность в работе, служит посредником между детьми и взрослым в тех случаях, когда требуется вмешательство педагога. Эту роль берут на себя дети инициативные, обладающие коммуникативными и организаторскими навыками, хорошо освоившие техническую и мотивационную сторону трудовой деятельности.

Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений, качественного и аккуратного выполнения им трудовых действий, а также положительной оценки свойств личности сверстника самим ребенком и позитивной оценки взрослыми его умений и личностных качеств.

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых — это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

«Радость труда — могучая воспитательная сила», — писал ВА.Сухомлинский. Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш усвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, - важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.

Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, замечают, когда требуется помощь, и оказывают ее.

Укажем особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

— складываются общественные мотивы труда;

— расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

— формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

— расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности;

— складывается совместный со сверстниками труд;

— появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие;

— формируется представление о труде взрослых.

Литература

Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе совместного труда //Дошкольное воспитание. -1972. — №1. — С. 13-17.

Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых //Дошкольное воспитание. — 1970. — №10. — С. 56-63.

Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста /Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. -М.,1965.-С. 158-189.

Психология совместного труда детей /Под ред. Я.Л.Коломинского. — Минск, 1987. — С. 5-76.

Сенъко Т. Шестилетки: труд и признание в группе //Дошкольное воспитание. — 1986. — №7. — С. 47-50.

Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. — М., 1987.

Трудовое воспитание детей в детском саду

Статья на тему: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы)

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы

Труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)

Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам.

Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
4. Интернет - ресурсы
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.
10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.
11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990, - 174, с. - (Педагогика - родителям).

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме трудовой деятельности дошкольников………………………………………………… 6

2. Понятие и особенности трудовой деятельности дошкольников………. 9

3. Задачи трудовой деятельности…………………………………………… 12

5. Формы организации трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд .

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе, и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Объединяет эти виды труда общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе.

6. Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность - это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов . О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судить по наличию этих компонентов . И если в трудовой деятельности отсутствуют какие-либо компоненты , значит, труд как самостоятельная деятельность пока не сложился .

Компоненты трудовой деятельности :

Цель - мотив – средства – способы - результат - рефлексия

Цель - это то, к чему надо стремиться. Труд детей организуется взрослым, а цель придает определенную направленность деятельности ребенка , организует его на результат труда . Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке целей. Иногда цель может поставить и ребенок, и если она непосильна, то ребенок не увидит результата своего труда и потеряет интерес к деятельности . Поэтому взрослый должен контролировать цель и выбирать посильные задания для детей.

Умение ставить цель самостоятельно, формируется постепенно на основе достижения ребенком целей, которые ставит сначала педагог.

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности , или заинтересовывающий момент. Важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место общественно значимые мотивы в своей простейшей форме – стремление сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы – то, ради чего и ради кого она выполняется.

Для дошкольника должна быть обязательно установлена непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности, между тем, что делать и для чего делать.

I тип мотивации (игровая мотивация)

II тип мотивации (мотивация общения)

III тип мотивации (личная заинтересованность)

Средства - то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. К средствам относятся навыки и умения, умение планировать работу и самоконтроль.

Средства трудового воспитания:

Собственная трудовая деятельность;

Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

Ознакомления с трудом взрослых;

Художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

Навыки и умения - важнейшее средство для достижения поставленной цели, осуществления самой деятельности . По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий.

Планирование - сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Детям дошкольного возраста этими умениями овладеть нелегко. Этому учат индивидуально.

С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е, самоконтроль. «Самоконтроль - сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий ».

Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых , позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Способы – это методы . Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ, объяснение, беседа, напоминание, помощь, совместные действия, обсуждение процесса труда и его результатов, оценка, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, пример другого ребенка, экскурсия, художественное слово, игровые методы, алгоритм, контроль.

Результат - показатель завершения работы. Для детей младшего возраста важен не результат, а сама деятельность , осуществляемая с взрослым. Чтобы результат стал значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и сам процесс работы, меру приложения сил.

Результат – это фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду . Старшим дошкольникам небезразлично, каков результат труда . Поэтому взрослому надо быть осторожным в оценках результата труда , так как иногда ребенок старается, а результат у него получается не тот, какой бы он хотел получить.

Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

7. Специфика трудовой деятельности дошкольника

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их трудовая деятельность превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него, и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шестилетние дети осознают различия игры и труда. В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы чисто было, порядок надо навести»), его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца.

Следует отметить, что преемственность между трудовой деятельностью и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

8. Условия развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста

Любой воспитатель при развитии трудовой деятельности дошкольников должен соблюдать условия:

    Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.

Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.

    Организация материальной среды и трудового оборудования.

Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей.

Заботясь о создании гигиенических условий для трудовой деятельности, необходимо предупреждать возможность ее отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является трудовая деятельность на воздухе.

    Учет индивидуальных интересов.

Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

    Систематическое включение каждого ребенка.

Трудовая деятельность становится средством воспитания тогда, когда она носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Для того чтобы к участию в трудовой деятельности привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе. Также необходимо постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

    Учет нагрузки на ребенка.

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.

Необходимо дозировать трудовую деятельность, учитывая физические возможности и психологические особенности детей конкретного возраста, т.к. трудовая деятельность всегда связана с затратой физических сил и требует напряжение внимания. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет - 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда - сгребание снега, вскапывание земли - требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель должен обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключать ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут.

6. Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. Воспитатель должен ставить перед детьми цель и помогать ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях должны ставить цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата.

7. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Поэтому необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.

8. Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

9. Также важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка. Постоянно советовать родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Мамам посоветовать, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминаю, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом.

Для развития трудовой деятельности, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Главная развивающая функция трудовой деятельности – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе трудовой деятельности развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Трудовая деятельность является равнозначным предметом программы обучения. Правда, в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Трудовая деятельность должна взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания.

Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены следующие условия: формирование системных знаний о труде, обучение целостным трудовым процессам, организация самостоятельной трудовой деятельности детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева // Дошкольное воспитание. -2001 - № 11. – С. 34

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4 – с. 16

Бабаева, Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

3. Безруких, М. Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников/ М.Н. Безруких. - М.: «Ювента», 2001. – с.67

4. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского: Дис. ... канд. пед. Наук/ Ю. А. Бороздин. - Курск, 2001 - 134 c.

5. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60 годов // Ярославский Педагогический Вестник. - [Электронный источник]. – 6. Режим доступа:

7. Васильева, М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы/ М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1984.- 204с

8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/С.Ю. Головин. – Минск: «Харвест», 1998.

9. Жукова,Р.А. Трудовое воспитание/ Р.А. Жукова. – Волгоград: «Корифей», 2009. – 96 с.

10. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

11. Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду/ Т. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

12. Крухлет, М. В. «Дошкольник и рукотворный мир» М. В. Крухлет. - Санкт- Петербург, 2003.

13. Куликова Т.Учите детей трудиться!/Т. Куликова// Дошкольное воспитание. – 2000. -№7. – с. 101-105.

14. Курпатов А. Дети. Психология/ А. Курпатов. - М. : ОлмаМЕдиа Групп. 2010. – 480 с.

15. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

16. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников/Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991

17. Махлышева, С.Д. Краткий курс по детской психологии/ С.Д. Махлышева. – М.: «Окей-книга», 2009. – 128 с.

18. Нечаева,В.Г. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

19. Ожегов, С.И. Толковый словарь/ С.И. Ожегов. – М.: «РУССКИЙ ЯЗЫК». – 1989.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности час-то происходит в связи с игрой или процессе ее.

Когда мы говорим о труде детей, то признаем некоторую его условность по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда - в его воспитательном значении.

Своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному труду необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».

Становление каждого компонента трудовой деятельности (цель, мотивы, планирование, процесс деятельности, результат) имеет свои особенности.

Трудовая деятельность дошкольников побуждается различными мотивами. Один и тот же процесс работы и полученный и в результате продукт могут иметь разное психологическое значение в зависимости от того, делает это ребенок для своего удовольствия или для того, чтобы достичь результата, полезного другим людям.

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших дошкольников все большее значение приобретают мотивы общественного характера. Они проявляются как стремление сделать нечто полезное близким людям: родителям, сотрудникам детского сада, друзьям, малышам. Мотивами могут служить: стремление ребенка получить одобрительную оценку взрослого, сознание собственных умений и возможности самостоятельно достичь результата труда, интерес к совместной деятельности с детьми и взрослыми, познавательный интерес, личный практический или игровой интерес.

Существует тесная связь мотивации с особенностями поведения детей в труде. Так, если детей побуждает к труду лишь подчинение требованиям взрослого, то работа выполняется хорошо до конца только при постоянном контроле. Если ребенок работает ради похвалы взрослого, то выполняет хорошо только то, что ему поручили, и всегда ждет оценки.

В зависимости от мотива меняются детские взаимоотношения в процессе труда. При наличии социального мотива у детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, проявить доброжелательность, заинтересованность результатом, общего дела.

Задача нравственно-трудового воспитания в том и состоит, чтобы к труду побуждали не эгоистические мотивы личного успеха или только личной пользы, не столько мотивы внешней, процессуальной привлекательности деятельности, сколько мотивы общественного характера.

В процессе труда взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Это не значит, что педагог от начала и до конца выполняет работу вместе с воспитанниками. Важно, чтобы дети видели заинтересованность взрослого в достижении общей цели.

В труде ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых достигается результат. Овладение простейшими орудиями труда, орудийными действиями происходит уже в раннем и дошкольном возрасте.

Младшие дошкольники еще не могут самостоятельно оценить результат своего труда. Это делает воспитатель после завершении трудового процесса.

У старших дошкольников к труду начинает меняться. У них складываются критерии оценки, преодолевается ее категоричность и немотивированность. Взаимодействие воспитателя с детьми, его педагогическая оценка, личный пример во многом способствуют этому.

Вся работа воспитателей дошкольного учреждения по приобщению детей к труду основывается на следующих принципах:

Природосообразности и индивидуализации - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в труде;

Гуманизации - проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, учете его потребностей, интересов и возможностей, предъявлении разумных и посильных требований; детям в труде, предоставлении им свободы в выборе содержания труда;

Сотрудничества с семьями воспитанников - проявляется и помощи родителям в трудовом воспитании ребенка: определении содержания труда ребенка дома, совместного труда родителей и детей, раскрытии значимости общения взрослых и детей в совместной работе, показе родителям приемов руководства трудом детей.

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в рамках внедрения ФГТ, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности. В программах появился раздел «Труд», который на первый план выдвигает задачу: воспитание потребности трудиться. Виды и содержание труда не меняются. Данная задача решается в таких видах труда, как самообслуживание, труд в природе, дежурства и т.д.
Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:
1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
2. Трудовая деятельность детей постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
Формирование трудовых навыков также зависит от возраста. В раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в младшем дошкольном возрасте.
Постановка цели отражает специфику дошкольного возраста. Дети младшего возраста еще не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
Цель работы педагогов по формированию у детей самостоятельных навыков в труде – это проявление ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.
Для организации работы выделили условия и средства:
индивидуальный подход к ребенку;
трудовые традиции региона;
реализация проектов;
художественные средства, природа;
собственная деятельность детей;
положительный пример трудовой деятельности
Ни один ребенок не будет трудиться, если он не умеет выполнять эти действия. Поэтому на первый план поставили обучение детей трудовым навыкам, которые четко определены в программе. Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В данной программе и в обновленном варианте программы «От рождения до школы» в разделе «трудовое воспитание» определены задачи и направления работы по формированию у детей трудовых навыков в разных видах труда.
Работая по данным направлениям, подключаем и региональные условия. Хакасия издавна славилась своими трудовыми традициями, рабочими профессиями. В Хакасии проживал разнообразный народ, кто-то вел кочевой образ жизни, кто-то оседлый, и соответственно, труд был связан с образом жизни. Знакомя детей с традиционными промыслами и ремеслами, мы формируем такие понятия, как трудолюбие, уважение к людям труда, желание трудиться на благо детского сада, своей семьи, а в конечном итоге и на благо Родины. Рассказывая детям о трудолюбии, можно использовать следующие приемы:
рассказ о промыслах;
объяснение детям, что такие поделки можно получить, если приложить трудолюбие и мастерство;
изготовление вместе с детьми поделок;
приучение детей выполнять даже самые простые поручения до конца: убрать игрушку, вытереть пыль;
пример, работаем вместе с детьми;
обращение внимания во время прогулок на то, как работают окружающие люди;
чтение детям произведений о людях труда.
Формированию у детей самостоятельных навыков в труде способствует создание условий для трудовой деятельности. Для этого в группах должны быть оформлены уголки трудовой деятельности.
Материал должен быть красочным, ярким, безопасным, привлекательным для детей.
Для стимулирования трудовой деятельности можно использовать методы:
1.Стимулирование интереса к процессу труда:
создание ситуации интереса;
познавательные игры;
обучающие дискуссии.
2.Стимулирование ответственности и обязанностей:
разъяснение цели труда;
требования к организации трудовой деятельности;
поощрение и наказание в труде.
Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:
Личный пример педагога и родителей. Можно пригласить родителей в детский сад и вместе с ними убрать участок, смастерить поделку, организовать беседу, где родители могут рассказать где и как они трудятся. Дети старшего возраста могут составить рассказы о труде своих родителей.
Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т.д. Алгоритмы позволяют детям использовать их и в качестве обучающих моделей (младший дошкольный возраст), и в качестве средства контроля за своей деятельностью (старший дошкольный возраст).
Игровые ситуации: дети помогают кукле Кате одеваться на прогулку, умывают грязных и непослушных котят.
Социальные мотивы: помочь младшему воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги.
Проблемные ситуации: беспорядок в игровом шкафу – что делать? У куклы Кати испачкалась одежда – как поступить?
Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.
В детском саду дети видят, как трудятся окружающие их взрослые (педагоги и их родители), понимают, что именно труд приносит реальный результат, понимают, что самый важный компонент трудовой деятельности – получение определенного продукта. В трудовой деятельности идет пробуждение и развитие творческих, интеллектуальных, художественных, нравственно-волевых сил воспитанников, их стремление к самореализации, взаимодействию.