Домой / Форма бровей / Волшебная сказка в нравственном воспитании детей. Краткие сказки о нравственности

Волшебная сказка в нравственном воспитании детей. Краткие сказки о нравственности

Чтобы понять мир, надо понять себя. Чтобы понять себя, надо охватить как можно больше «слоев» своей природы. Наука уже охватила многие из них, но не все. Эволюция самопознания происходила примерно так. Рассматривая человека как биологическое существо, ученый составил о нем первоначальный портрет. Далее пришел черед изучить слой психологический (ментальный). Картина стала полнее. Далее – слой социальный. На сегодняшний день человек в глазах ученых представляет собой биологическое-психическое...

Сказка для взрослых: Жила-была Жизнь, она была прекрасна, легка и волшебна. Она переливалась многоцветием, когда грустила или смеялась, когда плакала или радовалась. Ее многоцветие от яркого солнца могло перейти в серый дождливый день, от нежного голубого неба до грозовой тучи.

И все это многообразие и называется Жизнь. Она удивительна, переменчива, и именно от этого и прекрасна.

И вот однажды Жизнь на своем пути встретила Смерть, которая была очень неприветлива, костлява и черна. Они...

Мы часто смотрим фильмы, или читаем книги и видим как без всяких на то затруднений, у главных героев фантастическим образом меняется жизнь, им надо просто идти по жизни и реагировать на те события, которые происходят в ней происходят. Сейчас весь интернет заполнила информация о реализации мысли и силе Притяжения, но почему после всего этого, число людей, даже знающих эту информацию, увеличилось так незначительно? На этот вопрос я не могу дать ответ... Но, если вы относитесь к числу людей...

Сказкотерапия – это лечение сказкой. В сказкотерапии пять типов сказок, один из типов – медитативная.

Медитативные сказки успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, так как в них закладываются лучшие представления о самих себе.

Данную медитативную сказку я написала для девушки, у которой был страх негативной оценки окружающих.

Сказка про маленький золотистый лучик

Далеко- далеко существует...

Самосовершенствование и уравновешенность непосредственно сказываются на здоровье и долголетии.

Как правило, люди, придерживающиеся чётких нравственных принципов, живут дольше, а у тех, чьи нравственные устои шатки, и жизнь под стать устоям, поэтому человеку необходимо упражняться в добродетели и находить радость в помощи другим, в особенности тем, кто в ней нуждается, рассматривая нужды других, как свои собственные.

Такое поведение показывает широту души, не озабоченность исключительно...

Краткая гипотеза сотворения мира и появления Бога

Была бесконечная однородная система пустоты или однородная энергия покоя! В процессе длительного, длительного времени, она стала терять свою однородность (стареть) - Зарождение разума будущей вселенной - Бога.

Стали возникать неоднородности, которые сами по себе однородны! Между первыми неоднородностями (разными энергиями) стали возникать слабые взаимодействия (Силы) вследствие их разности - Младенчество Бога.

При появлении первых...

Краткая и не совсем полная история 90-х, написанная совком

После победы антисоциалистической революции, о которой нам почти ничего не говорили почти неизвестные нам регионалы - ибо она прошла как-то незаметно. Вот был социализм.

Была перестройка, мы хорошо знали, что была советская власть, которая наша народная, она никого не обидит и о всех позаботится - появились новые руководители, так как старый всем наскучивший (может правильнее паскучивший, вот такая по Фрейду вначале вышла опечатка...

Часть 1.
В IV веке до нашей эры китайским астрономом Ши Шэнем был составлен первый в мире звездный каталог, включающий 800 светил. Уже в то время китайцы применяли компас. Высокого уровня развития достигли медицинские, математические, агрономические, биологические и другие знания.

Древнекитайская медицинская книга «Нэй цзин» представляет собой ценнейшее произведение в мировой истории медицинских наук. О развитии биологических знаний свидетельствуют записи в одной из древнейших книг Китая...

Для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы. Язык народных сказаний поэтичен, насыщен эпитетами и речевыми оборотами. При этом он очень возвышает и утончает душу слушающих.

Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказках, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Авторы превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Значение сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка
Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.
Развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.

Детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни.
Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.
Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие.
Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.

Особенности проведения занятий и игр

Для более полного ознакомления детей с русским народным фольклором, необходимо использовать при занятиях не только сказки, но и познавательные рассказы, былины, загадки, пословицы, поговорки. Детям младшего дошкольного возраста читайте небольшие, простые для восприятия, детские сказки. Для детей постарше возможно использование на занятиях произведений, более сложных и глубоких по содержанию.
Очень содействует образному восприятию музыкальное сопровождение игр и занятий, которое благотворно влияет на психику ребенка и помогает прочувствовать образы героев. Также желательно использование иллюстраций (репродукции картин и книжные иллюстрации), фотографий, произведений прикладного искусства, открыток.

Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей :
Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.
Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.
Третий этап. Проведение практических занятий – лепка, рисование, аппликация.

Практические занятия, использующие детские сказки для воспитания

Занятие 1 по сказке «Теремок».
Цель: знакомство с понятием «дружба».
Задачи:
- Научить детей понимать поступки героев, их правильность и последствия.
- Познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде», помочь понять смысл.
- Воспитывать дружелюбие, гостеприимство.
- Рассматривая иллюстрации, развивать умение замечать интересные детали, в том числе особенности домов и построек.
Музыкальное сопровождение:

Дружная жизнь зверей в теремке – «Казачок», Даргомыжский А.
Медведь на теремке – «Мужик на гармонике играет», Чайковский П.И.

Изготовление аппликации «Дружный домик».

Текст сказки, иллюстрации, ножницы, клей, цветная бумага, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 2 по сказке «Гуси - лебеди».
Цель: учить чувствам - любовь, ответственность, послушание.
Задачи:
- Привитие детям чувства ответственности за свои поступки, стремление исправлять ошибки в действиях и поведении, выполнять обещания.
- Воспитание заботливости о родных и чувства внимательности.
- Развитие приветливости и послушности.
Музыкальное сопровождение:
Главный образ – «Русская народная песня», Чайковский П.И.
Сцены игр – «Камаринская», Чайковский П.И.
Эпизоды поиска и спасения брата – «Русская песня», Беркович И.
Тема «Баба-Яга и гуси-лебеди» - «Сказка», Прокофьев
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина и природных материалов «Гуси-лебеди»
Материалы для проведения занятия:
Текст детской сказки, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, сухие листья, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 3 по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.
Задачи:
- Научить делать выводы на основании поступков героев.
- Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.
- Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми
Музыкальное сопровождение:
Знакомство с русским фольклором через народные песни «Некошеный твой лужок», “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”.
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина «Козленочек».
Материалы для проведения занятия:
Текст сказки, иллюстрации, картина М.В. Васнецова «Аленушка», пластилин, дощечка для лепки, аудиозапись.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами…”

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки и они забьют животворными

ключами…”

В. А. Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

  • Побуждать у детей интерес к сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов: (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор дидактических игр

Основной этап

Совместная работа с родителями.

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» ; «Рисуем сказку» и др.

Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, Осуществили проект «Книжка своими руками».

Сказка в системе нравственного воспитания.

Какие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап:

Провела итоговую литературную викторину: ”По дорогам сказки.”

Результат:

Дети научились понимать смысл сказок

Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.


Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить. Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их:

Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!

Почему мы должны слушаться солнце? - сказала Береза.

Я хочу побегать, хочу делать, что хочу, - возмущалась Сосна.

И я тоже, - поддержала березу Ель.

Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят, - предложили Яблоня.

Бежим, бежим! - закричали другие деревья и в самом деле начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:

Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя! Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась. А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то и стоять не сможете!

Да, Солнце, ты говоришь правду,- сказали деревья.

Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.

Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.

И они заплакали.

Не плачьте, - успокаивало деревья Солнце. Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.

А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно.

Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни.

Сказка – не просто фольклор. Она является одним из важных средств духовного и нравственного воспитания детей. На протяжении многих веков эти выдуманные истории сопровождали человека на всем этапе взросления, а некоторых и до глубокой старости. Произведения волшебного характера включают в себя ценные знания об устройстве мира, характерах людей. Сам процесс чтения помогает семье сблизиться, а родители на время могут снова погрузиться в детство. В этой статье мы поговорим о том, как происходит воспитание ребенка посредством сказки .

Как происходит воспитание сказкой детей дошкольного возраста

Именно благодаря произведениям волшебного характера дети учатся правильно говорить и мыслить, узнают о жизненных уроках. Благодаря тому, что большинство сказок написаны простым языком, малыши хорошо понимают, о чем речь. Дошкольники часто сравнивают себя со сказочными героями. Девочки подражают принцессам, а мальчики – всевозможным героям и богатырям.

Окруженные родительской нежностью и заботой, многие дети не знают, что такое боль и разочарование. Книжки сказки для детей не имеют нравоучений в привычном нам виде, а значит, нет психологического давления. В такой непринужденной форме ребенок безболезненно узнает о некоторых несправедливостях мира и жизненных трудностях, ожидающих его после поступления в школу.

Нередко случается, что родители совсем не верят в воспитание детей через сказки. Они с большей охотой надеются на систему запретов и наказаний, чем на сказкотерапию . Однако с помощью сказки можно достучаться до детской души, донести до малыша даже неприятную ему информацию, воспитать в нем добрые чувства. Если среди известных произведений не нашлось подходящего под конкретную ситуацию, сказку можно сочинить самому.

Книги со сказками для детей также работают визуально. Детям младшего возраста полезно не только рассказывать волшебные истории, но и показывать иллюстрации к ним. Благодаря зрительному восприятию ребенок лучше проследит за хронологией событий и поймет смысл. Родители могут покупать книжки с большими картинками, а также делать театрализованное представление дома. Если поинтересоваться у малыша, какой герой вызывает у него наибольшую симпатию, можно многое узнать о характере любимого чада.

  1. Старайтесь рассказывать сказки вслух. Это побуждает ребенка представлять картинки на основе услышанного и развивает его воображение.
  2. Предложите вашему слушателю нарисовать на листе сказочных героев такими, какими он их себе представляет. Хорошо, если он еще не успел нигде увидеть иллюстрации к сказке.
  3. Развить память и речь помогает такой прием, как пересказывание отдельных моментов истории. Если малыш вдруг переволновался, начал запинаться или делать ошибки, ни в коем случае не прерывайте его. Указать на возможные недочеты в сюжете или в речи можно только в самом конце пересказа.
  4. Случается, что дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе. Помочь ребенку раскрепоститься и узнать тактику поведения в разных ситуациях поможет сценка по сюжету сказки. Распределите роли, пусть каждый участник представления отыгрывает своего героя как можно реалистичнее – изменяет голос, копирует повадки.
  5. Развить мелкую моторику и терпение поможет аппликация по сюжету произведения. Такой вид творчества учит малышей обращать внимания на мелкие, не сразу заметные детали.
  6. Листая картинки, выберите одну. Предложите ребенку вспомнить, к какой сказке она относится. Возможно, малыш сможет рассказать содержание.
  7. Рассказывайте сказки перед сном . Родной голос мамы и папы действует на ребенка успокаивающе, дарит ему ощущение тепла, заботы, нежности.

Сказки и рассказы для детей: книги для домашней библиотеки

Словосочетание «домашняя библиотека» в наше время может вызвать ощущение старомодности. Мысли о том, что книги устаревают, нужно гнать прочь. Авторы сказок для детей могут быть как русскими, так и зарубежными.

СПРАВКА! Приобретая со своим ребенком очередной сборник историй, родитель прививает ему любовь к чтению и жажду знаний. Такие дети с большой вероятностью в будущем будут грамотно изъясняться и писать.

Разберем лучшие книги сказок для детей

Сказки для детей 2-3 лет.


Сказки для детей 4-5 лет.


Сказки для детей 6-7 лет.