Домой / Дневной / Главная феминистка. Гендер для чайников: феминизм в России и в мире

Главная феминистка. Гендер для чайников: феминизм в России и в мире

Феминизм - это социальное движение за равноправие женщин. Какие этапы проходил феминизм в своем развитии?

Начало этого движения мы относим к концу XVIII века, когда во время Французской революции был впервые поставлен вопрос о равных гражданских правах мужчин и женщин. Но только в середине XIX века начинается собственно организованное движение женщин Европы и Соединенных Штатов за свое равноправие. Это и было начало первой волны феминизма . Движение это получило название суфражизма , от английского слова suffrage - «право голоса». Суфражисткам потребовалось 70 лет упорной борьбы, прежде чем в 20-е годы XX века в большинстве стран мира женщины получили избирательные права.

Российские женщины, которые тоже участвовали в этом движении, получили их несколько раньше - после Февральской революции 1917 года. А вот француженкам и итальянкам пришлось ждать еще 25 лет. Только во второй половине 40-х годов они смогли прийти на избирательный участок. Одновременно с этим требованием феминистки первого этапа требовали допустить женщин в высшие учебные заведения. И добились этого к началу XX века. Это тоже было нелегко. Потому что противники эмансипации были твердо убеждены, что высшее образование, как и избирательное право, вредно для женщин. Поскольку оно отвлекает их от выполнения их единственной природной функции - «быть матерью». Поэтому первая волна феминизма заканчивается победой в 20-е годы XX века. И движение идет на спад.

Но через 40 лет начинается вторая, более мощная, волна феминизма , когда уже не тысячи, а сотни тысяч женщин приняли участие в борьбе. Они осознали, что юридического равенства недостаточно. Необходимо бороться против всей системы патриархата, за реальное равноправие. Исследователи выделяют в этом крыле, в этой второй волне, два течения: либеральное и радикальное. Либеральные феминистки выступали за политические реформы. Прежде всего, за принятие новых законов, запрещающих дискриминацию. Ведь в начале 60-х годов замужние женщины западных стран должны были получить письменное разрешение от мужа при поступлении на работу, при открытии счета в банке, при аренде жилья. И в Гарварде, в одном из самых престижных университетов Соединенных Штатов, еще в начале 70-х годов не было ни одной женщины-профессора. В 1963 году американская журналистка Бетти Фридан публикует свою книгу «Загадка женственности» , где развенчивает основной миф того времени - миф о счастливой домохозяйке. Она показывает, что замкнутые, как она писала, в уютном концлагере своей семьи женщины страдают от невозможности реализовать свои способности. Они вынуждены подавлять свои интеллектуальные возможности во имя канона подлинной женственности. Эта книга оказала влияние на умонастроение миллионов женщин, стала мировым бестселлером, а сама Фридан стала лидером женского движения, возглавив организацию, в которой вначале было 300 активисток, а через 10 лет их стало уже 250 тысяч.

Либеральные феминистки использовали традиционные методы давления на власть. Они организовывали массовые марши протеста, демонстрации, петиции политикам. Лоббировали новые законы и убеждали избирателей голосовать только за тех политиков, которые разделяют идею равноправия. Но в этот период формируется и радикальное крыло , которое составили студентки, активистки молодежных движений, имевших место в 60-е годы во всех странах. Они понимают, что только одними законами невозможно изменить патриархальную систему. Нужно менять общественное сознание. Нужно отказываться от гендерных стереотипов и менять сознание самих женщин. Поэтому они начинают создавать группы роста самосознания, в которых сами сначала обсуждают свои личные переживания, личный опыт, опыт взаимоотношений в семье и приходят к выводу, что их личный опыт имеет универсальные корни. Это корни зависимости и угнетения. Поэтому их лозунгом становится «Личное - это политическое» . Для этого крыла феминизма очень важной оказалась книга, написанная еще в 1949 году. Известная французская писательница и философ Симона де Бовуар назвала свою книгу «Второй пол» . В этом труде на основе изучения фольклора, мифологии, философии и психологии она приходит к выводу о том, как на протяжении столетий формировалось представление о вторичности женщин в обществе и культуре. И женщины сами принимают на себя эту вторичную роль, роль второго пола, значимого только по отношению к мужчине. Поэтому феминистки радикального крыла от собственно групп самосознания переходят к активным действиям. В отличие от либералок, они не используют только публичные акции и демонстрации, марши протеста. Они пытаются расшатать культурные нормы. Они прибегают специально к провокативным театрализованным действиям. Самой знаменитой стала акция во время конкурса красоты «Мисс Америка» , когда за пределами здания, где проходил конкурс, они короновали овцу, а в ящик «женской свободы» побросали предметы женского туалета, глянцевые журналы и косметику. То есть те символические предметы, которые закрепощают женщину и создают ложные и нереальные образы красоты. Радикальные феминистки сделали основной упор на создании автономных женских организаций, кризисных центров.

В начале 90-х годов специалисты говорят, что начинается третий этап феминизма, когда феминизмов становится уже множество: феминизм чернокожих женщин, этнических меньшинств, постколониальный феминизм, культурный и исламский феминизм. Всё новые группы включаются в борьбу за свои права. Появляются новые темы. Борьба, таким образом, продолжается, и сейчас, в XXI веке, она уже переходит в глобальную стадию.

Гендерная революция в западных странах

К концу XX века можно с очевидностью сказать, что гендерная система демократических западных стран радикально поменялась. Некоторые исследователи говорят, что в этих странах произошла гендерная революция. Какие достижения мы можем видеть?

Первое, самое главное, достижение - идеи гендерного равноправия стали общепризнанными в этих странах. Уже ни одно правительство не может позволить себе не включать программу достижения гендерного равенства в общую стратегию развития. И ни один публичный деятель не решится на сексистское высказывание, если он не хочет рисковать своей карьерой.

Второе, самое заметное, достижение - женщины получили возможности реализации во всех сферах профессиональной занятости. Уже не только высокооплачиваемые юристы, менеджеры, ученые, но и военные, полицейские, министры обороны и священники не удивляют жителей западных стран. В лютеранской Церкви Швеции недавно была избрана на пост главы этой церкви женщина-архиепископ. Англиканская церковь также избирает на высокие посты женщин-епископов. Как удалось им не отказываться от своей профессиональной карьеры, от своих профессиональных амбиций? Этому, конечно, способствовала специальная политика европейских стран. Здесь лидируют скандинавские страны: Норвегия, Швеция, Финляндия. Их обычно называют странами государственного феминизма. Что сделали эти правительства? Они через систему государственных пособий, детских садов, оплачиваемого родительского отпуска, пособий по обучению и переобучению молодых матерей позволили женщинам совмещать свою карьеру и семейные обязанности. Иначе многодетная мать, нынешний министр обороны Германии, вряд ли могла бы претендовать на этот пост. Как и премьер-министр Норвегии, воспитывающая двоих детей.

Поэтому мы можем сказать, что к концу XX века всё новые и новые направления достижения равенства становятся частью общей политики. И Европейский союз делает принятие законов по гендерному равенству обязательным условием для вступления.

Почему феминисткам удалось воздействовать на эту политику? Они смогли убедить общество. А в демократических странах те, кто желает победить на выборах, должны учитывать это мнение. Поэтому политики были вынуждены отказываться от своих консервативных убеждений, а приходя к власти, выполнять свои предвыборные обещания. Конечно, не все проблемы решены и в западных странах. Но общая тенденция очевидна. Гендерное равенство - это часть демократии. И без него невозможно прогрессивное развитие стран.

Глобальный феминизм

Глобальный феминизм XXI века. Какая повестка сейчас у феминистского движения?

Можно сказать, что уже с середины 90-х годов феминизм становится действительно глобальным явлением. Крупные и влиятельные международные организации включают феминистскую повестку дня в свои программы и стратегии развития. Еще в конце 70-х годов Организация Объединенных Наций принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. И все государства, подписавшие эту конвенцию, обязаны представлять отчеты о выполнении положения. С 2000-х годов уже такая крупная финансовая организация, как Всемирный банк, публикует аналитические доклады, где оценивает уровень развития страны в зависимости от индекса гендерного равенства.

Конечно, для развитых и развивающихся стран стоят разные задачи по достижению равенства. Но есть общие проблемы. И международное феминистское движение, прежде всего вместе с ООН, выдвигает самые актуальные задачи для глобального феминизма. Какие это проблемы? Первое, что объединяет все страны независимо от их уровня развития, - это проблема насилия в отношении женщин. Резолюция ООН обязывает страны ужесточать наказание за сексуальную эксплуатацию, за сексуальное насилие, насилие над женщинами в военных конфликтах и принимать законы об уголовном преследовании за домашнее насилие. Уже более 120 стран приняло такие законы.

К отдельным видам насилия, конечно, мы относим суровые виды наказания в отношении женщин в тех странах, где господствуют патриархатные и традиционалистские нормы. Там, где приходят к власти исламские фундаменталисты, они обычно ужесточают меры в отношении женщин. Придя к власти в Иране, они не только заставили женщин надеть головные платки, хиджабы или одежду, закрывающую все тело, но и лишили их многих прав, которыми до этого пользовались женщины в светском Иране.

Первая проблема, с которой сталкиваются женщины Азии и Африки, - это проблема бедности. 70% самых бедных людей - это женщины. Вторая проблема - высокая материнская смертность. 30% женщин в этих странах умирают при родах, поскольку не могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.

Другая серьезная проблема - образование девочек. Талибы, придя к власти в Афганистане и в некоторых районах Пакистана, сразу запретили образование девочек. А в 2012 году пакистанская школьница Малала Юсуфзай получила тяжелое ранение в голову в школьном автобусе. Талибы стреляли в нее только за то, что она вела блог о праве девочек на образование. Малалу чудом удалось спасти. Сейчас она возглавляет борьбу за права девочек. Малала стала лауреатом Нобелевской премии мира.

Феминистки поддерживают эти усилия во всех странах. К видам насилия Генеральная ассамблея и комитет ООН, занимающийся правами женщин, относят и те виды насилия, которые оправдываются соблюдением традиционных норм. Это принудительные браки, детские браки. Несколько лет назад ООН начала мощную кампанию, которую поддерживают феминистки: «Девочки - не невесты!» Еще более тяжелой проблемой являются так называемые убийства чести. Когда женщин убивают во имя сохранения чести рода и семьи, только за то, что мусульманская женщина, скажем, выходит замуж за христианина.

Поэтому феминистки всего мира сейчас объединяют усилия с международными организациями для того, чтобы бороться за ликвидацию всех форм угнетения по разным основаниям в разных странах мира. Конечно, до полного равноправия далеко и в демократических странах. Поэтому борьба глобального феминизма продолжается.

Российский феминизм

В Советском Союзе, где, как известно, считалось, что женский вопрос решен, а независимых общественных движений не существовало совсем, феминизм мог возникнуть только как подпольное явление. И такие немногочисленные феминистские группы появились в Ленинграде в 70-е годы. Им даже удавалось публиковать самиздатовский феминистский журнал.

Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло нескольких сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Это была теория малых дел. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии.

По-настоящему группы, которые называли себя феминистскими, стали возникать в России только в конце 2000-х годов. Это были группы, по примеру их западных коллег, роста самосознания. Они формировались в социальных сетях и ставили такую же задачу, как феминизм второй волны: понять причины гендерного неравенства, причины сексизма в российском обществе. Российские феминистки из этих групп были убеждены, как и их западные коллеги, что система патриархата держится в том числе и на согласии женщин с предрассудком о мужском превосходстве. И женщины не позволяют себе осознать свои интересы и бороться за эти интересы и права. Но постепенно число этих групп росло, они поднимали все новые и новые темы. Создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям.

2000-е годы стали известны в России наступлением консервативной реакции и религиозного фундаментализма на уже завоеванные права женщин. Самой известной кампанией феминисток стала публичная акция 2011 года, когда они боролись против попыток запрета права женщин на безопасный медицинский аборт. Их публичные акции и демонстрации под лозунгом «Свободное материнство», участие в публичных слушаниях в Государственной думе привели к тому, что попытки консерваторов оказались безуспешными.

Вторым важным направлением борьбы российских феминисток становится борьба с сексистскими предрассудками в российском обществе. Они учредили премию «Сексист года». Номинантами на эту премию были многие известные публичные деятели, и мужчины, и женщины, кстати. Потому что часть женщин разделяет сексистское отношение к себе, считая, что у женщин есть некое природное предназначение и они не должны претендовать на те роли, которые не одобряет консервативная система.

Необходимо сказать, что, несмотря на наступление консерваторов, большинство российской молодежи, я думаю, и девушек, и молодых людей, никогда не согласится вернуться в прошлое. Они уже разделяют идеи равноправных отношений, свободы выбора. Поэтому феминизм в России имеет очень большие перспективы. И мы видим интерес к феминистским группам и увеличение числа поддерживающих феминизм в последние годы.

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина

Историки и сегодня спорят, когда родилась традиции праздновать 8 марта - на «марше пустых кастрюль», на который вышли в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка, или на 2-ой Международная конференция работающих женщин в 1910 году в Копенгагене, где выступала товарищ Клара Цеткин. Но именно этот день стал это праздником весны и внимания к женщине. Мы собрали 20 цитат самых известных феминисток, которые в разные времена отстаивали права женщин.

Клара Цеткин – женщина, придумавшая 8 марта


1. Многое нужно сделать на земле, делай это скорее.

2. Женщина-пролетарка борется рука об руку с человеком своего класса, против капиталистического общества.

3. Если люди молчат, то наша обязанность поднять свой голос в защиту наших идеалов.

4. В интересах своих прибылей, они раздували ненависть среди людей, это способствует возникновению войны.

Роза Люксембург - феминистская фурия, подруга Клары Цеткин и вторая «мама» международного женского дня


5. Те, кто не двигаются, не замечают своих цепей.

6. Свобода - это всегда свобода для инакомыслящих.

Симона де Бовуар - французская писательница и философ, идеолог феминистского движения


7. Вопреки расхожему мнению, любовь занимает не так уж много места в жизни женщины. Ее муж, дети, дом, удовольствия, тщеславие, светские и сексуальные отношения, продвижение по социальной лестнице значат для нее гораздо больше.

8. Каждая по-настоящему влюбленная женщина – в большей или меньшей степени параноик.

9. Никто не поверит, сколько слез может поместиться в женских глазах.

10. Странный парадокс заключается в том, что чувственный мир, окружающий мужчину, состоит из мягкости, нежности, приветливости, - словом, он живет в женском мире, тогда как женщина бьется в суровом и жестком мире мужчины.

Жорж Санд - одна из первых феминисток, боровшаяся с семейным деспотизмом и общественным порицанием


11. Что касается общественного мнения, то, видя,
кого оно превозносит, следовало бы протянуть руку тем, кого оно презирает.

12 Как итальянские женщины относятся к мадоннам: в часы раскаяния они молят их о прощении, а когда грешат, завешивают их лик занавеской.

13. Поверьте мне, женщины устроены так, что им обязательно надо любить кого-тобольше, чем себя: мужа - если он того стоит, а уж детей - во всех случаях.

14. Женщину унижает только ложь.

Бейонсе – главная феминистка Голливуда


15. Я считаю себя современной феминисткой. Да, я за равноправие полов, я верю в равенство и в то, что у нас есть множество возможностей. Но при этом я просто женщина, и мне нравится быть просто женщиной!

16. Я верю в равноправие, и считаю, что мы все должны к этому стремиться. При этом я счастлива замужем.

Мэрил Стрип - голливудская феминистка, противница патриархальности


17. Я всегда хочу играть сильных и независимых женщин, но в Голливуде это амплуа не слишком популярно. Людям некомфортно смириться с мыслью о том, что женщина может быть лучшим лидером, нежели мужчина.

Мария Арбатова - русская писательница, драматург, телеведущая, публицист, активная деятельница феминистского движения


18. Если я накрасила глаза, а мужчина считает, что это сигнал к сексу, то он слишком много на себя берет. Потому что я сама решаю, кто до меня дотронется, а кто нет, и никто никогда за меня этого решать не будет, какой бы дискомфорт он при этом не испытывал.

19. Я не верю в существование «второй половины», потому что ощущаю себя целым существом, а супружество считаю вопросом страсти, такта и партнерства.

20. Счастливый брак - это не когда на седьмом году семейной жизни к тебе в окно влезают с букетом в зубах, а когда тебя ежесекундно уважают и не ходят ногами по твоей душевной территории.

Что значит феминистка? В современном обществе часто это понятие неправильно трактуют, подразумевая под ним женщину, у которой не сложилась личная жизнь, мол, вследствие ненужности противоположному полу она стала грубой и вульгарной «мужененавистницей», даже отъявленной и коварной стервой. На самом деле это мнение ошибочно. Предлагаем вам развенчать устоявшиеся мифы и узнать всю подноготную барышень, которые гордо величают себя феминистками.

Понятие феминизма

Многие исследователи называют этим термином общественное, социальное и политическое движение, активные участники которого добиваются предоставления равных прав и возможных свобод женщинам наравне с мужчинами. В первую очередь такие люди не терпят любую гендерную дискриминацию, а также унижение человека из-за его расовой или религиозной принадлежности, возраста и статуса. Одним словом, они считают, что представители обоих полов могут на одинаковых основаниях, используя доступные методы и возможности, получать образование, работать, водить автомобиль, баллотироваться в президенты и так далее.

Исходя из этого, можно ответить на волнующий вопрос о том, кто такие феминистки. Это женщины, знающие себе цену, которые пытаются преодолеть патриархат и доказать, что они не хуже, чем мужчины. Подчинить волю и полностью подмять под себя представителей противоположного пола они не стремятся. Хотя те барышни, которые исповедуют радикальный феминизм, поддерживают любые способы в борьбе за восстановление гендерного равенства.

Бесправные женщины

Вплоть до XVIII века девушек не только считали представительницами слабого пола, их даже относили к категории второсортных людей. Они не имели права на высказывание собственного мнения: все решения за них сначала принимали родители, в частности отец, потом - муж. Женщину даже не спрашивали, с кем она хочет связать свою жизнь: не успела она родиться, как будущий супруг уже был выбран старшим поколением семьи. Ослушаться - означало опозорить всех домочадцев, обречь себя на осуждение общества и проклятие родственников. Поэтому мало какая барышня могла отважиться на такой отчаянный шаг.

Кто такие феминистки, в те времена не знали. Мужчины даже представить себе не могли, что уже через несколько десятков лет жёны, дочери, сёстры и матери вырвутся из-под их крыла, стремясь к независимости и самостоятельности. Пока же девушки даже не имели права получать образование, распоряжаться имуществом, тратить деньги. В их прерогативе была только одна «почётная» миссия - ублажать благоверного. Они ещё и детей воспитывали. Но если супруг решал, что малышей нужно пороть, жена не могла даже встать на их защиту, поэтому смиренно поддерживала политику главы семьи.

Начало феминизма

Движение зародилось на заре XVIII века в США. Первые феминистки в один прекрасный день проснулись и решили: всё, они сыты по горло половой дискриминацией. «Почему мы обязаны жить по правилам, придуманным мужчинами? Мы тоже люди и хотим полноценно участвовать в жизни общества и государства», - заявили дамочки и ринулись в бой. Их предводительницами на гендерных баррикадах стали Олимпия де Гуж и Мэри Уолстонкрафт, которые неустанно писали трактаты о положении женщин и способах его улучшения.

Понятно, что до равноправия этим первым ласточкам было ещё очень далеко. Даже если открыть журналы XX века, появившиеся аж через 200 лет после зарождения движения, то можно увидеть, что ситуация существенно не изменилась: радикальных реформ не добились феминистки. Фото, публиковавшиеся в печатных изданиях, демонстрировали модные новинки сезона, а статьи пестрили кулинарными советами, учили рукоделию и пропагандировали методы ублажения мужа. Мол, удел барышень - дом, дети и наряды. Пусть этим и занимаются, а не суют нос в такие важные и непонятные для женского ума дела, как бизнес, политика и финансы.

Первая волна

Её охарактеризовать довольно просто. Кто такие феминистки в начале XX столетия? В то время это были женщины, которые активно боролись за политическое равноправие, возможность участвовать в выборах и выставлять собственные кандидатуры. Они апеллировали к либеральным лозунгам: все люди равны перед законом, они наделены одинаковыми правами независимо от половой принадлежности. Барышни пытались урвать и свой кусок пирога: они жаждали власти, возможности стоять у руля экономики страны. Участницы первой волны называли себя суфражистками - людьми, жаждущими заполучить избирательное право.

Движение было настолько мощным и сильным, что мужчины очень скоро не выдержали натиска. Уже в 1920 году была принята поправка к американской Конституции. Она гласила, что пол не может быть препятствием для участия в политической жизни государства, и в выборах в частности. После этого дамочки успокоились: они добились желаемого, а остальные проблемы могут решить женщины, которые буду избраны в политические эшелоны власти их страны.

Второй всплеск активности

Несмотря на временное затишье, движение полностью не угасло. Оно тлело и дожидалось своего звёздного часа, чтоб вспыхнуть с ещё большой яростью и силой. Так и случилось: в 60-е годы прошлого века вновь о себе заявили феминистки. Фото публичных выступлений, тексты произносимых лозунгов красовались на каждом столбе. Женщины, добившись политического равенства, поняли, что остаются всё такими же неравноправными. Угнетение теперь они чувствовали на семейном уровне: мужчина мог прибегнуть к физическому, моральному и сексуальному насилию, и препятствовать они часто не могли в силу своих более слабых физических данных.

Феминистки теперь требовали защиты на государственном и юридическом уровнях от дискриминации в семье. Они также яро критиковали тот факт, что удел большинства барышень - материнство, трактующееся в то время, как отказ от карьеры и полное затворничество в четырёх стенах дома. Они также подняли такие вопросы, как неравная оплата труда и отсутствие вознаграждения за домашнюю работу. К сожалению, многие затронутые проблемы так и остались не решёнными до сегодняшнего дня.

Третья волна

Она берёт начало в 90-х годах XX века. Представительницы движения пытаются применить актуальные философские идеи к гендерным исследованиям: женщины и мужчины - кто такие? Феминистки пробуют нащупать тонкую грань между раздельностью по половому признаку, обсуждают вопрос ролей в семье и обществе. Дискуссия строится на проблеме идентичности. Активистки хотят найти ответы на такие важные вопросы: «Что заставляет нас быть девушкой или парнем?», «Как конструируются и формируются ролевые функции полов?».

В третьей волне особо ярко выделилось движение Riot Grrrl, принципы которого «плясали» вокруг не только свободной, но и наделённой властью женщины: сильной, талантливой, самодостаточной, лидирующей и даже превосходящей мужчину. Именно они ввели в обиход высокие каблуки и агрессивный макияж, которые ещё недавно считались символом угнетения со стороны представителей сильного пола. Теперь же эти вещи стали эмблемой независимости, отсутствия комплексов, страхов и ограничений.

Чего они добились?

Феминистки боролись за свои права, и большинство из них удалось отстоять. Сегодня женщины активно участвуют в политической, экономической и социальной жизни государства, они имеют право на образование, карьерный рост, сами принимают решения, как им воспитывать детей и на что тратить деньги. Но что из этого вышло? Неужели всё так радужно? На первый взгляд вроде бы да. Но если копнуть глубже, видно, что современные феминистки только взяли на себя двойную ношу обязанностей. Ответственность возросла в несколько раз, а свободное время прямо пропорционально уменьшилось.

Да и мужчины начали смотреть на барышень другими глазами. Часто женщины удивляются, почему в 30 лет они одиноки, не замечая, что их самодостаточность просто-напросто отпугивает потенциальных кавалеров. Представители сильного пола по-прежнему жаждут видеть в своих объятьях нежных и беззащитных созданий, которых хочется лелеять и беречь. Поэтому чтобы обрести полное счастье, дамочкам нужно научиться балансировать на тонкой грани: между твёрдостью характера и женственной натурой.

Феминистки нашего времени

Сегодня это женщины, которые пытаются быть материально независимыми от мужчин, строят карьеру и обзаводятся потомством только тогда, когда становятся финансово обеспеченными. Таких дамочек особенно много в шоу-бизнесе и политике. Знаменитые феминистки всё так же на публичном уровне отстаивают равноправие полов, при этом дома пытаются быть обычными слабыми женщинами. Например, певица Бейонсе, танцовщица Дита фон Тиз, актрисы Натали Портман и Анджелина Джоли.

В России феминизм не настолько развит, как в США и странах Европы. Есть даже такое выражение: на Западе женщину освободили стиральная машина и контрацептивы, на Востоке поработили трудовая книжка и Великая Отечественная война. И это действительно так. Современная русская девушка взвалила на свои нежные плечи не только заботу о доме, но и о финансовом обеспечении семьи, бюджете, мужском поведении...

Социологи говорят: это уже не феминизм, а чистой воды эксплуатация труда, рабство. Если мы боролись за равноправие, то пусть эти самые права и будут одинаковы для всех, вместе с обязанностями. Мужчина должен быть партнёром по жизни, а не тираном или бездельником - две крайности, с которыми так часто сталкиваются дамы в наши дни.

0 4 ноября 2014, 02:30

Феминизм не диктует женщинам образ жизни и не стремится что-либо навязать. Феминизм дает женщинам выбор - если ты хочешь, то можешь стать президентом. А если не хочешь, то и это прекрасно, потому что это твое решение.

В Голливуде труд женщин и мужчин оплачивается по-разному. Кроме того, люди в сфере развлечений существенно злоупотребляют своим положением, дискриминируя женщин.


Схожего мнения придерживается и актриса ("Джуно", "Начало"). Пейдж уверена, что мир шоу-бизнеса несправедлив по отношению к женщинам, так как их интересы совершенно не учитываются:

Предполагается, что если вы женского пола, то вам не стоит иметь собственное мнение. А если так получилось, что оно у вас есть, то вам следует держать это мнение при себе.


Утверждает, что проявила интерес к феминизму и гражданскому активизму еще в молодости, а сейчас все больше обращает внимание на положение дел в странах с патриархальным укладом. Кроме того, стремится выбирать роли сильных и уверенных в себе женщин, самостоятельно принимающих решения:

Я всегда хочу играть сильных и независимых женщин, но в Голливуде это амплуа не слишком популярно. Людям некомфортно смириться с мыслью о том, что женщина может быть лучшим лидером, нежели мужчина.


Говоря о феминистских настроениях среди знаменитостей, нельзя не упомянуть актрису, сценариста и режиссера . Многие называют Данэм фем-иконой нашего времени, однако сама актриса относится к этой мысли весьма критично, стараясь привлечь внимание общественности к реально существующим проблемам, а не модным трендам:

Феминизм стал популярным, и это замечательно, но не следует забывать, что за изменениями в культуре должны следовать изменения в обществе.


К слову, именно Данэм суть феминистского движения певице . Свифт отмечала, что раньше относилась к феминизму негативно, однако Лене удалось поменять ее взгляды:

Мне казалось, что феминистки - это женщины, которые ненавидят мужчин. Познакомившись с Леной, я поняла, что это не так, и я сама занимаю именно феминистскую позицию. В журналу Cosmopolitan Тейлор сообщила, что часто обсуждает с подругами проблему неравноправия и двойных стандартов:

Парень, то и дело заводящий непродолжительные отношения и бросающий девушек, считается обаятельным и сексуальным. Но если то же самое будет позволять себе девушка, ее назовут девушкой легкого поведения.


Имя в последнее время регулярно упоминается в контексте феминизма - певица называет себя и отстаивает право женщины на самостоятельный выбор:

Я верю в равноправие, и считаю, что мы все должны к этому стремиться. При этом я счастлива замужем.


Впрочем, среди феминисток позиция Бейонсе зачастую вызывает , поскольку громкие заявления певицы о равенстве и дискриминации сочетаются с активным использованием женской сексуальности и объективации женского тела. К примеру, известная шотландская певица сообщила, что Бейонсе не до конца понимает суть феминизма:

Бейонсе прекрасная певица, мне очень нравятся ее выступления, но она весьма далека от феминизма. Скажем так, Бейонсе придерживается "лайт-версии" феминизма. Я бы хотела пообщаться с многими поп-певицами, хотела бы узнать, что на самом деле они думают о феминизме, поскольку очевидно, что глубокий смысл в этот термин они не вкладывают.


Любопытно, что же думают о феминизме наши читательницы?

Фото Gettyimages.com/Fotobank.com

Я сама: феминистки отвечают на TheQuestion

Небритые подмышки, коты вместо мужей, ненависть ко всем и вся: что такое феминизм на самом деле и почему он оброс таким количеством мифов, шаблонных шуток и неприязни - объясняют сами феминистки.

12 вопросов

1. Когда и почему появился феминизм? 2. Есть ли в истории упоминания о феминизме? Кто из известных женщин был феминисткой? 3. Правда, что феминистки не бреют подмышки, ноги и ненавидят мужчин? 4. Правда ли, что феминистки не заводят семьи и не хотят детей? 5. Правда ли, что большинство феминисток - лесбиянки или просто мужеподобные девушки, которые не любят присущие девочкам вещи? 6. Может ли мужчина стать феминистом? 7. Что значит быть феминисткой? Как их можно узнать? 8. Что оскорбляет феминисток? Как с ними общаться и что делать, чтобы не обидеть? 9. Почему в России так не любят феминизм? 10. Кто в России является ярким представителем феминизма? 11. Что хочет добиться движение феминисток? За какие права они борются? 12. Каких авторов стоит почитать, чтобы начать разбираться в гендерных исследованиях и феминизме?

Феминизм как идеология впервые возник в Великобритании и США в конце XIX века и был в основном направлен на борьбу за обретение женщинами права голоса во время политических выборов. Сначала голосовать могли только владеющие имуществом белые мужчины, а потом к ним примкнули мужчины без имущества, освобожденные рабы и мужчины других расовых принадлежностей. Наконец, настало время женщин. Конечно, право голоса было центральной темой борьбы феминисток так называемой «первой волны». Говорили также о репродуктивных, сексуальных и экономических правах женщин.

В Великобритании женщинам старше 30, владеющих имуществом, разрешили голосовать в 1918 году. С 1928 это право распространяется на всех женщин. В США права голоса у женщин появилось в 1920 году. Хочу заметить, что в Советском Союзе право голосовать женщинам было сразу вписано в конституцию 1918 года, так как идеология социализма приветствовала полное равенство полов. Отсюда же плакаты типа «Долой кухонное рабство!» Но обладать правом голоса советским женщинам было не так интересно, как западным, - однопартийная система давала лишь иллюзию выбора.

Тут следует вопрос: почему феминизм существует до сих пор, если женщины еще 100 лет назад получили право голоса?

На праве голосовать на выборах дело не заканчивается. Существует еще огромное количество вещей, в которых женщины, увы, находятся в неравном положении с мужчинами. Возьмем среднюю зарплату: в США женщина получает на 18% меньше, чем мужчина, находящийся в той же должности. В России эта разница составляет 30%.

Ну и к тому же, в некоторых европейских странах, например, в Швейцарии женщин допустили к голосованию гораздо позже - во второй половине XX века. А в Саудовской Аравии закон, который дает женщинам право голоса, вступил в силу только в 2015 году. Так что все не так радужно.

Также существует борьба за репродуктивные права и свободы. К примеру, доступность абортов - кстати, в России с этим дела обстоят лучше, чем во многих западных странах. Скорее всего, тут опять влияние советского наследия - в СССР впервые в мире были легализованы аборты в 1920-м году (хотя на время правления Сталина они были отменены).

И, конечно, существуют такие мировые проблемы, как преследование женской сексуальной свободы по закону, что включает в себя карательные изнасилования и казни; вступление в брак несовершеннолетних девочек; проституция, как вынужденная, так и добровольная; запрет на образование женщин в регионах с сильным религиозным влиянием. Допустим, в Нигерии группа религиозных экстремистов Боко Харам крадет девочек-подростков из школ, чтобы они не получили образование. Поэтому феминизм не прекращает свое существование и регулярно пополняет свои ряды. Если начался феминизм с того, чтобы добиться права голоса для преимущественно белых англоязычных женщин, то сейчас в нем есть направления для женщин любой национальности с любым цветом кожи и даже необязательно для тех, кто родился женщиной.

2/12 Есть ли в истории упоминания о феминизме? Кто из известных женщин был феминисткой?

Тут надо уточнить, что раз уж термин «феминизм» существует лишь с конца XIX века, то его упоминание раньше этого времени невозможно. Тем не менее, это не значит, что идеи, близкие идеям феминизма, не появлялись в истории с древних времен. Например, в Библии есть упоминания о женщинах, которые занимали высокие государственные посты. Конечно же, такое встречалось и до возникновения христианства - все мы знаем о Клеопатре и Нефертити.

Однако, феминизм не исчерпывается способностью возглавить страну. По большому счету, к прото-феминисткам можно причислить любую женщину, которая первая преуспела в деле, где раньше командовали мужчины. Например, писательницы Мэри Шелли, сестры Бронте и Джейн Остен стали, пожалуй, первыми известными писательницами со времен греческой поэтессы Сапфо. А Коко Шанель собственноручно основала одну из главных фэшн-империй в мире. Более того, мужчины поддерживали идеологию о равенстве женщин. Французский философ и математик XVIII века Маркиз де Кондорсе выступал за равные права и свободы для всех людей. А поэт Райнер Мария Рильке в своем единственном прозаическом произведении «Записки Мальте Лауридса Брюгге» и в личной переписке постоянно признавался, что находится в восхищении от женщин и предпочитает их компанию мужской.

3/12 Правда, что феминистки не бреют подмышки, ноги и ненавидят мужчин?

Насчет подмышек и ног я вот что могу сказать - феминистки ничем не отличаются от других женщин. У всех разное отношение к волосам на собственном теле, поэтому, как ни странно, среди феминисток есть даже женщины без единого волоска на теле. А каждая женщина с небритыми ногами не становится автоматически феминисткой. Что же до ненависти по половому признаку - это то, с чем феминизм борется. Феминизм - это идеология равенства, а не дискриминации.

Естественно, феминистки недовольны ситуациями, в которых мужчины имеют преимущество просто из-за того, что они мужчины. Когда все заведомо считают, что мужчина лучше разберется, лучше справится с техникой, будет умней в чем-то и т.д. Совершенно не исключено, что в результате так оно и окажется. Также не исключено обратное: женщина сможет лучше. Важно избавиться от предрассудков на этапе выбора.

Одно из направлений феминизма - борьба с мужским превосходством, но не с мужчинами. Феминистки борются и с насаждением стереотипов по отношению к мальчикам: «мужчина должен быть сильным», «мужчины не плачут». Среди мужчин, как и среди женщин, огромное количество людей с разными характерами. Кто-то силен, кто-то слаб, кто-то весел, кто-то хмур. Чей-то папа плачет, когда смотрит по телевизору футбол, а чья-то мама даже на хэппи эндах не пустит слезу.

Феминизм - про возможность выбора. Брить или не брить. Бояться или побеждать. Быть сильным или слабым. В феминизме каждый выбор заслуживает уважения и считается достойным.

4/12 Правда ли, что феминистки не заводят семьи и не хотят детей?

Нет, это не правда. Феминистки бывают самые разные, и среди них могут встретиться и многодетные мамы, и убежденные чайлдфри. Все сводится к тому, чтобы иметь или усыновлять детей было осознанным желанием женщины. А если ребенок будет неожиданным, то феминистское окружение внезапной мамы сделает так, чтобы она не испытала ни малейшего сожаления о своем решении оставить ребенка.

Да, безусловно, контрацепция и аборты - также большая часть феминистской борьбы. Мы стоим за то, чтобы женщина имела право предотвратить беременность или прервать ее. К сожалению, для обладателей матки и пары яичников это не так просто, как для мужчины, - просто натянуть презерватив или отмахнуться от ответственности невозможно. Как отлично пошутила героиня Джулии Луис Дрейфус в сериале «Вице-президент»: “Если бы мужчины могли беременеть, аборты бы можно было сделать в каждом банкомате”.

А когда феминистки становятся мамами, они воспитывают детей в идеалах свободы, самоопределения и равенства. Мальчики, которых воспитали мамы-феминистки совершенно не теряют в мужественности, но зато становятся очень честными, справедливыми и ответственными людьми - женщина, которой однажды достанется такой муж, будет очень счастлива.

5/12 Правда ли, что большинство феминисток - лесбиянки или просто мужеподобные девушки, которые не любят присущие девочкам вещи?

Я считаю очень важным ответ на этот вопрос. Мне надоело, что слово «лесбиянка» используется как ругательство и способ запугивать тех, кто уже не побоялись назвать себя феминистками, но очень боятся, что их назовут этим страшным словом, и тратят много сил на то, чтоб доказать, что, конечно, они не лесбиянки. Этот спорт по перекидыванию слова «лесбиянки» от одной группы к другой, словно оно волейбольный мяч, ставит под удар лесбиянок, делает невидимыми тех, кто уже пришли в феминизм, и отпугивает от феминизма тех, кто еще не пришли.

Есть много разных феминисток. Есть много красивых феминисток с хорошей фигурой и устроенной личной жизнью с мужчинами. Но среди нас есть одинокие женщины, женщины с инвалидностью, пожилые женщины. И, конечно, лесбиянки, бисексуалки и трансгендеры. Феминные лесбиянки, маскулинные лесбиянки и какие душе угодно лесбиянки есть среди нас. Важно сделать этих женщин видимыми. Я, например, бисексуальна, в последнее время имею отношения только с женщинами и чувствую себя лучше, чем когда бы то ни было. Однако еще лучше я себя буду чувствовать, когда общество (и в том числе часть феминистского сообщества) перестанет вынуждать меня и моих подруг стесняться себя. Лесбиянка - это не ругательство. Это идентичность.

6/12 Может ли мужчина стать феминистом?

Конечно, может! Более того, многие мужчины осознанно называют себя феминистами. В конце концов, у каждого представителя мужского пола бывает любимая женщина - мама, бабушка, сестра, жена, подруга, коллега. А часто таких любимых женщин даже несколько. Почему же он не может поддержать их борьбу за равные права и свободы?

Впрочем, многие мужчины отговариваются - мол, необязательно вешать на себя ярлык, чтобы поддержать кого-то. Но почему-то так говорят только о феминизме, или о правах разных меньшинств. А вот повесить на себя ярлык фаната футбольной команды, рок-группы или компьютерной игры никто не стесняется.

Если вы задумываетесь о том, чтобы начать называть себя феминистом - не стесняйтесь. Вы нам очень-очень нужны.

7/12 Что значит быть феминисткой? Как их можно узнать?

Не все феминистки заняты в активизме, и не все женщины должны этим заниматься. Даже активистки не должны денно и нощно нести вахту. Быть феминисткой это значит замечать, что насилие и другие неприятные вещи, которые происходят с женщинами там и тут - не какие-то случайные инциденты, а следствие системы, которая держится на гендерном неравенстве и на многих других дискриминациях тоже. Феминистки могут не знать, что такое «культура насилия», «стеклянный потолок» и значение других странных терминов, но они знают, что вокруг них что-то не в порядке Ну как минимум, что в изнасилованиях виновата не мини-юбка, а насильник. У феминисток нет особого клейма или рукопожатия, поэтому узнать их можно, только начав с ними говорить. Возможно, они сами в этом признаются. Или скажут, что анекдоты про блондинок -это не смешно. Тут-то вы все и поймете.

8/12 Что оскорбляет феминисток? Как с ними общаться и что делать, чтобы не обидеть?

Мне кажется, что подходить к этому с точки зрения политкорректности - неправильно. Тут речь не о том, чтобы ни в коем случае не оскорбить чьи-то чувства. Феминизм - это о том, чтобы уважать женщину, как человека. Всем нам иногда хочется пошутить глупую шутку о женщинах или предположить, что женщина в чем-то должна быть менее способна, чем мужчина. Ну, типа, метать ядро, создавать видеоигры или вкусно жарить шашлыки - привычно считать, что все это мужские занятия. Еще часто считается, что женщины - слабый пол. Ну и конечно, любимая история в мужской компании - заценить грудь и попу каждой проходящей мимо девушки. В таких ситуациях, мне кажется, важно подумать: а что если бы женщина, о которой идет речь, была моей матерью? Сестрой? Дочерью? Наверное, никому не хочется, чтобы их близкую родственницу считали менее способной, лишь потому что она женщина, или сочли просто куском аппетитного мяса. Вот на это и ориентируйтесь.

А все рассказы про то, что если подержать феминистке дверь, то она обязательно двинет по морде - глупость и вранье. Держать дверь хорошо и правильно, и я это делаю для всех, для мужчин, женщин, детей и, когда везет, милых собачек. Чего и всем советую.

9/12 Почему в России так не любят феминизм?

Потому что Россия довольно сексистская и патриархальная страна. У нас до сих пор сильны «биологические» представления о естественном традиционном разделении гендерных ролей. Идеи мужского доминирования, разности мужской и женской природы разделяет большая часть населения.

Социолог Дениз Кандиотти написала знаковую статью «Патриархальная сделка», в которой описывает принципы работы патриархата и объясняет, почему он такой живучий. Дивиденды от патриархата, выгоду, получают не только мужчины вследствие своего доминирующего статуса, но и некоторые женщины, которым удобнее занимать второстепенную позицию - быть домохозяйкой, содержанкой. Но помимо дивидендов, патриархат требует и жертв: женщины оказываются контролируемыми и подчиненными, а мужчинам приходится нести ношу ответственности и главного кормильца. В странах, где влияние патриархата особенно сильно, наблюдается повышенная мужская смертность. Например, в России мужчины живут на 12 лет меньше, чем женщины – это самый высокий разрыв в Европе.

В России до сих пор есть список запрещенных для женщин профессий: машинист поезда, пилот гражданской авиации, водолаз, сантехник и другие. Составители списка придерживались мнения, что женская природа (логика, психика) - другая. Поэтому женщина может водить троллейбус или трамвай, а вот с поездом или самолетом не справится. Хотя исследования показывают, что нет никаких особенностей у женщин, мешающих им хорошо водить поезд, этот дискриминационный список по-прежнему существует. ()

Еще в России популярно представление, что феминизм – это западная тема, а нам эти идеи чужды. Также встречается мнение, что в России нет никакой дискриминации (по законам у нас почти все хорошо), у нас полное гендерное равенство, поэтому феминизм нам не нужен. Ну и избитый стереотип, что феминистки – это уродливые мужененавистницы с не сложившейся личной жизнью, подмышки не бреют, лифчики не носят. Часто такие нелепые представления возникают в том числе из-за отсутствия в публичной сфере женщин, открыто называющих себя феминистками.

10/12 Кто в России является ярким представителем феминизма?

Какие-то конкретные персоналии назвать сложно, из известных женщин мало кто называет себя феминисткой. Раньше публично признаться в феминизме отваживались в основном гендерные исследовательницы и некоторые художницы-активистки. Но надо отметить, что в 2010-е годы появилась новая активная волна феминизма среди молодых девушек. Причем, это не одно какое-то движение, а несколько разных групп, участницы которых иногда между собой даже не знакомы и у них разные принципы. Пожалуй, одна из самых популярных феминисток - Белла Рапопорт, которая в последние два года стала активно продвигать феминистскую повестку дня в онлайн-СМИ. Есть еще несколько персоналий, которых я бы лично назвала феминистками, но они себя так не называют - например, Алена Попова. А называть кого-то феминистской, если человек по отношению к себе это слово не использует, наверное, неправильно.

История борьбы за права женщин - довольно давняя, можно вспомнить хотя бы Олимпию де Гуж, написавшую в 1791 Декларацию прав женщины и гражданки, по аналогу с Декларацией прав человека и гражданина французской революции.

Обычно принято выделять три волны феминизма: представители первой (середина XIX – первая половина XX века) боролись за политические и гражданские права женщин: возможность голосовать, обладать собственностью, получать высшее образование, работать; начало второй волны связывают с выходом книги Симоны де Бовуар «Второй пол» и появлением новой повестки дня - репродуктивные права, дискриминация, домашнее насилие, гендерные роли и иерархии; третья волна, которая берет начало в 90-е годы объединяет множество разных направлений и обращает внимание на права не-белых женщин, женщин-представительниц религиозных, этнических и сексуальных меньшинств, вопросы проституции, порнографии и гендерных стереотипов.

Также внутри этих волн выделяют несколько разных течений феминизма: либеральный, марксистский, постмодернистский, лесби, радикальный, черный, пост-колониальный и другие. У каждого направления свои цели и задачи.

Например, идеи марксистского феминизма, во многом появившиеся благодаря работе Энгельса «Происхождении семьи, частной собственности и государства», связаны с анализом угнетения женщин как следствия разделения труда на сферу производства (мужскую) и воспроизводства (женскую).

«Черный» (или «Цветной») феминизм борется с дискриминацией женщин по расовому или национальному признаку. Его представители акцентируют внимание на дискриминации женщин сразу по двум пунктам: 1. Как женщины 2. Как представительницы не-титульной национальности (к примеру, в России это могут быть женщины-мигрантки из Средней Азии).

По-другому третью волну принято называть феминизм различий или пост-феминизм. И его основная повестка дня на сегодняшний момент - это вопросы контроля над женской телесностью и сексуальностью: навязанные стереотипы о красоте и о том, как должна выглядеть и вести себя женщина, репродуктивные права женщин, борьба против насилия и, в частности, проблема «обвинение жертвы» в изнасиловании.

4. Бетти Фридан «Загадка женственности» - подробное журналистское исследование, что происходит, если женщину принуждают исполнять нормативную роль «жены и матери», утверждая, что больше для счастья ей ничего не нужно.

5. Статья Кэрол Ханиш «Личное - это политическое» - о том, почему женский вопрос - это политический вопрос.

Что касается гендерных исследований, то на русском языке вышла замечательная книга Р.Коннелл «Гендер и власть». Это, на мой взгляд, самый адекватный теоретический труд про устройство гендерной системы.

Наконец, есть замечательный сборник статей, изданный Гендерной программой Европейского университета, - «Российский гендерный порядок: социологический подход».