Домой / Дневной / Психологическая характеристика демонстративного ребенка. Работа с ближайшим окружением демонстративного ребенка

Психологическая характеристика демонстративного ребенка. Работа с ближайшим окружением демонстративного ребенка

Знаете ли вы людей, у которых постоянно проявляется демонстративное поведение ? Думаю, что знаете и знаете, как с ними непросто. Но демонстративное поведение у детей также имеет мало приятного. Такие карапузы просто выводят из себя своих родителей, воспитателей и учителей, перетягивая всё одеяло на себя. превращается в битву с необъятным Я, которое мешает всем жить и подталкивает к нежелательной реакции со стороны окружающих.

Второклассница Маша проявляет почти постоянно демонстративное поведение . Просто диву даешься, как она умудряется любую ситуацию использовать для того, чтобы обратить на себя внимание. Ну, к примеру, вы немного ударились о край стола. Что будете делать? Маша будет громко стонать и охать, пока все в классе не обратят на неё внимание. То есть, чем быстрее она получит свою порцию признания, тем быстрее можно будет начать урок.
Хорошо, если в классе одна такая Маша, но если их несколько…

Истоки демонстративного поведения

К 5 годам потребность в признании и уважении выходит на главные позиции. Их начинает волновать, что о них думают окружающие. Невнимание и упреки начинают вызывать обиду. У дошкольников появляется конкуренция. Малыши начинают сравнивать себя с другими. И вот здесь начинаются все проблемы. Если кроха оценит правильно свои достоинства и достоинства другого, то дальше он не будет требовать к себе повышенного внимания. Если же здесь будут несоответствия того, что думает кроха о себе и что думают окружающие, то может появиться стойкое желание доказывать во всем свою правоту и требовать к себе побольше внимания. Получается, что у дошкольника выходит на первый план необходимость положительной оценки со стороны окружающих, чтобы удовлетворить гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Особенности демонстративного поведения у ребенка

Главная особенность ребенка с демонстративным поведением - желание привлечь внимание к своей персоне любыми возможными методами. Эти карапузы являются достаточно активными в общении, но обычно их не интересует собеседник, он служит им лишь платформой для демонстрации себя. Они хотят не просто внимания, а восхищения. Стремятся при любом удобном случае показать свое имущество, свои способности.

Негативной стороной этого становится агрессия. Ведь если их кто-то не принимает, то они начинают раздражаться, провоцировать скандалы, жаловаться. Невозможность быть выше другого подталкивает их к такому решению: если я не могу быть выше, пусть другой станет ниже. К примеру, увидев, что у кого-то поделка из пластилина лучше, демонстративный ребенок поспешит сказать: «Какая у тебя некрасивая поделка! Я умею делать лучше тебя!»

В речи дошкольника и школьника с демонстративным поведением постоянно встречаются сравнительные формы: быстрее/медленнее; красивее/некрасивее; лучше/хуже и т.д. Все сравнения в любом случае идут в их пользу - как же иначе?

Дети-демонстраторы являются великими критиками, они запоминают плохие действия других людей, чтобы в нужный момент вытянуть их на свет. Иногда они не думают другим детям сказать что-то или выполнить действия, постоянно вмешиваясь, чтобы подсказать и направить на верные действия.

Дети с демонстративным поведением обладают еще одним интересным качеством. Они не отвечают на просьбы о помощи, а потом сами, как бы снисходя, предлагают ее. Демонстративного Диму на занятии сосед просит дать карандаш, Дима делает вид, что не слышит. Через время он смотрит на рисунок соседа и громко восклицает: « Ой, у тебя все такое мрачное! Хочешь я дам тебе желтый карандаш, чтобы ты украсил свой рисунок?»

А вот другие оцениваются только по тому, как они относятся к самому демонстратору. К примеру, «Саша очень хороший, потому что он дал мне конфету», «Валя очень добрая девочка, потому что она помогла мне рисовать. Я ей тоже когда-то помогала, еще больше, чем она мне».

Демонстративное поведение у ребенка не так трудно распознать. Гораздо труднее разобраться с ним и подкорректировать . Ведь такой малыш когда-то станет взрослым. Но это уже другая история и другая тема.

Вконтакте

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто "идеальное" поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: "Посмотрите, как я стесняюсь!".

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка.

Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех.

Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети "эксплуатируют" имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже "создают" себе болезни.

Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. "Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!".

Внутренние органы "не любят" слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает "ужасного ребенка", поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным.

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания.

Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.


Как обходиться с "негативистом"

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший.

Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного "негативиста" – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: "До завтра смотреть телевизор не будешь", а затем не обращать внимания на все крики о том, что он "заставит отдать шнур", "разобьет и выбросит телевизор" и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность.

В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене.

При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью.

При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих.

Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют "уходом от деятельности".

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе.

Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное.

Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) - особенно. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" (усилиться демонстративность).

При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка.

Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка.

Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

Венгер Александр Леонидович, детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии.

Демонстративность – это личностная особенность, которая часто встречается и проявляется в том, что ребенок старается все время продемонстрировать, показать себя окружающим. В основе такого поведения лежит потребность в повышенном внимании к себе. Она сильна настолько, что демонстративные дети хотят быть в центре внимания всегда. С этой целью демонстративные дети используют самые различные средства: сознательно нарушают правила поведения, кривляются или нарочито ведут себя застенчиво.

Демонстративные дети

Демонстративность — что это?

Демонстративность не является нежелательной или отрицательной чертой, но она может привести к проблемам в воспитании ребенка. В то же время такая особенность в поведении может быть источником очень сильной мотивации: человек с повышенным уровнем демонстративности затрачивает огромные усилия на деятельность, которая несет ему успех и внимание окружающих.

Например, большинство отличников – это демонстративные дети. Кроме этого, данная черта личности нужна для того, чтобы заниматься почти каждым видом искусства. Человек, который не имеет потребности в желании привлечь внимание окружающих к своим переживаниям и к себе, вряд ли достигнет успеха в рисовании, игре на гитаре или выступлении на сцене.

Нередко, для того чтобы привлечь к себе дополнительное внимание, демонстративные дети могут «эксплуатировать» имеющееся у них заболевание и даже придумывают себе эти болезни. Для этого просто достаточно очень внимательно прислушиваться к своему организму. «Голова у меня не болит? Нет. А горло? Кажется, тоже нет. А живот? О, меня подташнивает!». Внутренние органы «не любят» чересчур пристального внимания за своей работой. Прислушивание к себе может нарушить нормальную регуляцию процессов, происходящих в организме – и тогда в действительности могут возникнуть боли, спазмы, тошнота.

Чрезмерные волнения других людей по поводу состояния ребенка побуждают его прибегать к этому методу все чаще. Этот же механизм он начинает использовать и для более практических целей. Например, чтобы не писать контрольную работу, к которой недостаточно готов.

Для привлечения к себе внимания окружающих, ребенок может использовать нарушение правил поведения. Он уверен в том, что, изображая «ужасного ребенка», у него получится быть заметным, поскольку никаким другим способом этого ему не добиться. А окружающие его люди своим поведением поддерживают такое его представление: они читают ему нотации, ругают шалуна, пока он плохо себя ведет, и с облегчением о нем забывают, когда он прекращает свои бесчинства.

Парадоксально, но те формы обращения, которые используются взрослыми для наказания, становятся для ребенка поощрением. Именно лишение внимания является для него истинным наказанием. Эмоциональные же проявления взрослого ребенком воспринимаются как ценность, и это не зависит от того, выступают ли они в отрицательной форме (замечания, крик, ругань, наказания) или в положительной (похвала, улыбка, одобрение). Ребенок выбирает наиболее простой путь, потому что добиться положительной оценки труднее, нежели отрицательной.

Рекомендации в такой ситуации просты, хотя бывает не легко им следовать. Главное – четко распределить внимание к ребенку по такой схеме: уделять ему внимание не в тех случаях, когда он плохо себя ведет, а когда хорошо. Здесь очень важно замечать ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить на себя внимание хулиганскими проделками. Если же поведение плохое, то любые замечания сведите к минимуму.

Особенно важно отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. их-то он и добивается. Для него это фактически не наказание, а поощрение. Если на него натопают ногами и накричат, то он это расценит как свое достижение.

Если же поступок действительно серьезный, и оставить его без внимания нельзя, то наказание должно быть как можно более безэмоциональным. Например, если ребенку хочется посмотреть телевизор, то выключите его, выньте шнур и спрячьте, сказав: «Телевизор ты смотреть не будешь до завтра». Затем остается только не обращать внимания на его возмущенные крики.

Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением вам необходимо будет найти занятие, где он сможет свою демонстративность реализовать. Особо могут подойти театральные занятия. Дети с негативным само предъявлением все время играют какую-то роль, поэтому и надо им дать играть ее не в жизни, а на театральных подмостках, а заботиться специально о его успешности не стоит, т.к. почти наверняка он сможет добиться успеха без чьей-либо помощи: ведь актерство – это его стихия.

В некоторых случаях желание обратить на себя внимание не находит каких-либо проявлений в поведении, потому что они сдерживаются повышенной тревожностью. И тогда у ребенка получается внутренний конфликт: с одной стороны, он хочет быть замеченным окружающими; с другой — высокая тревожность вызывает его опасения, что такое поведение может вызвать отрицательную реакцию других людей. Данный конфликт разрешается с помощью развития защитного фантазирования. Ребенок внешне пассивен, а его настоящая жизнь протекает в мечтах. Этот способ поведения называют «уход от деятельности».

При уходе от деятельности необходимо развернуть во внешней форме активное воображение ребенка, направить его на разрешение реальных творческих задач. Ему нужна сфера, удовлетворяющая его потребность во внимании. Эти цели могут быть достигнуты одновременно благодаря деятельности, которая связана с искусством – например, занятия в кружке рисования. В этой творческой реальной деятельности ребенку также надо обеспечить сразу эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание.

Если у него нет художественных способностей, то можно порекомендовать занятия абстрактной живописью. Показав репродукции, а что еще лучше, картины на выставке, после чего он убедится, что абстрактная живопись существует, признана, вы предлагаете ему попробовать самому создать что-то подобное. Вообще, яркие декоративные рисунки хорошо удаются детям, а особенно если развито воображение. «Шедевры» обязательно следует повесить для украшения квартиры и показывать с гордостью всем гостям, приходящим в дом. Они и правда красивы, а главное, нет особых критериев для строгой оценки, и тем более – для осуждения.

Слушая такие рекомендации, учителя и родители часто высказывают опасения, что при постоянном повышенном внимании, похваливании у ребенка разовьется «самомнение» (усилится демонстративность). В этих случаях психолог еще раз должен подчеркнуть, что демонстративность не является недостатком, а это личностная особенность, которая в зависимости от обстоятельств ведет к отрицательным или положительным проявлениям. Эта особенность формируется очень рано. Затем она развивается или естественно, встречая понимание у окружающих, что приведет не к «самомнению», а к умению мужественно преодолевать неудачи и трудности, к формированию адекватной самооценки, или противоестественно – в виде ухода от деятельности, которая грозит ему неудачей.

В психологии известно хорошо, что не реализуемая демонстративность, загнанная внутрь, может породить серьезное психическое заболевание – истерию. Не следует говорить об этом родителям, чтобы не вызвать у них ненужные опасения, которые могут навредить нормальному воспитанию. Однако некоторым родителям – тем, кто упорно настаивает на том, что «вредно захваливать детей» или «девочка должна вести себя скромно» — консультант должен рассказать и о неблагоприятном сценарии, чтобы они поняли, что угрожает их ребенку реально, если их педагогические взгляды не изменятся.

Как часто мы делаем то, чего ждут от нас наши дети? Речь идет не о повседневных потребностях, которые входят в обязанности родителей, а о детских манипуляциях взрослыми. Детское поведение напоминает удочку. Ребенок ее закидывает, а взрослый «заглатывает крючок» и… делает то, что ждет ребенок.
Как это происходит? С помощью демонстративного поведения – поступков, целью которых является демонстрация себя. Внешне и внутренне такое поведение адресовано взрослым. Главное для ребенка – создать контакт со взрослым.

Варианты поведения
Демонстративное поведение проявляется в нескольких вариантах.

Вариант 1. «Похвали меня!»
Похвала – это эффективный стимул деятельности и прекрасное средство формирования детской самооценки, если она заслуженная. Заслужил, заработал – похвалили. И это просто замечательно. Ребенок растет с пониманием того, что любят его просто так, а хвалят за конкретные поступки.
Однако нельзя захваливать малыша без повода. Это воспитывает потребительское отношение к жизни и формирует неадекватную самооценку. Нужно ли говорить, насколько это вредно для детской психики. Взрослые это знают, но захватывают крючок. Вот конкретный пример.

В маршрутке наблюдаю диалог мамы и девочки лет восьми.
– Учительница предложила тебе солировать в хоре, - говорит мама.
– А почему я? – капризно спрашивает девочка.
– Ну, наверное, потому что ты лучше всех поешь.
– Лучше Таньки?
– Лучше.
– Лучше Ольки?
– Лучше.
– А в другом классе есть кто-нибудь, кто будет солировать?
– Наверное, нет.
– Значит, я лучше всех пою в этом классе?

Разговор мамы и девочки может быть бесконечным. Фразой «почему я», была запущена «удочка», и мама сразу «попалась». Девочка ловко манипулирует мамой вопросами, а та хвалит девочку столько, сколько ей это нужно. А за что она ее хвалит? Пока только предложили петь в хоре. Совсем неизвестно, справится ли она. Возможен любой вариант событий, но девочке заранее необоснованно завышают самооценку.

Вариант 2. «Я плохой»
В принципе, это разновидность первого варианта демонстративного поведения, но другими словами. Ребенок начинает говорить о своих недостатках с уверенностью в том, что взрослый его поправит и обязательно похвалит.
Примеры детских «крючков»:
– Я некрасивая.
– Я толстая.
– Я не умею петь.
– Ты меня не любишь и платье не купишь.

Взрослые моментально подхватывают фразы и убеждают ребенка в обратном:
– Ты очень красивая.
– Ты хорошенькая стройная девочка.
– Ты поешь лучше всех.
– Я очень тебя люблю и куплю платье.

Подобных вариантов может быть много, но за всеми стоит простая манипуляция: похвали меня просто так. И взрослый попадается на крючок.

Вариант 3. Кривляние
Как часто нам приходится сталкиваться с детским кривлянием. Стоит ребенок у доски и просто выгибается во все стороны. Точно также он ведет себя в поликлинике, при встрече с вашими знакомыми – в самые неподходящие моменты. Взрослый общается, решает какие-то вопросы и понимает, что чадо ведет себя демонстративно. «Перестань кривляться!» – говорим мы ребенку. А это значит, что контакт состоялся. Крючок заглотили, и ребенок продолжает в том же духе показывать демонстративное поведение. Почему? Потому что он манипулятор. А взрослый, нервничая и волнуясь, просто «висит» на его крючке.
Эта ситуация может длиться бесконечно. Воспитанный взрослый угрожает ребенку разобраться дома в его демонстративном поведении, но не принимает меры в данный момент, и малыш продолжает демонстрировать себя.

Вариант 4. Капризы
Обычные детские капризы – это тоже способ привлечь внимание к себе, то есть опять вид демонстративного поведения. Пока ребенок кричит, плачет, раскидывает вещи и игрушки, взрослый безотрывно находится возле него. Он уговаривает, упрашивает, ругает, но создает постоянный контакт.
Снова крючок. Взрослые будут «висеть» на нем пока это не надоест малышу.

Причины демонстративного поведения
Ребенок так ведет, потому что испытывает потребность во внимании. Причем с возрастом она становится бессознательной и бесконтрольной. Он привлекает к себе это внимание любой ценой. А взрослый подпитывает это желание постоянным попаданием на детские уловки. Из-за лояльности к демонстративному поведению в классах появляются «дети-клоуны», «истерики». А сколько подобных взрослых рядом с нами? Именно они испытывают постоянную потребность в конфликтах, интригах, особом внимании к себе. Вряд ли кто-то захочет иметь мужа, подругу, сотрудника с явным демонстративным поведением. Значит, нужно избавлять наших наследников от этой вредной привычки.

Корректируем демонстративное поведение
Любую аномалию, включая демонстративное поведение, лучше предотвратить. Прежде всего, нужно всегда держать ребенка в поле внимания, показывая ему это. Говорите, что вы его любите, что верите в его силы, гордитесь победами.
Если же удочка закидана, то нельзя попадаться. Давайте научимся отвечать крохе правильно:

В своих ответах, мы даем детям понятие деятельности. Похвала следует за поступками. И маленькая личность будет это понимать и избавиться от демонстративного поведения.
Капризы и кривляние не требуют никаких особых методов. Здесь нужно только терпение. Самое главное – лишить ребенка прямого контакта, не обращать на него внимания. И пусть поначалу сделать это будет непросто, зато впоследствии вы излечите эти болезни «на корню» и устраните демонстративное поведение.
Главный совет: придерживайтесь своей позиции до конца. Ваше требование убрать игрушки или сложит вещи должно быть выполнено. И неважно, что после первой фразы вылилось море слез, звучали упреки в нелюбви, жалобы. Главное, чтобы вы довели начатое до результата. Терпение и мудрость – вот ваши оружия.

Контрольная работа

по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

на тему «Демонстративное поведение дошкольников»
План:

1.1. Демонстративные дети.

1.2. Особенности поведения демонстративных детей.

Выводы

Список литературы

1. Понятие «демонстративное поведение».

1.1. Демонстративные дети

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди.

Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих.

Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят. У них проявляется жажда восторгов и похвал. Такие дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, уделяют им больше внимания.

Сверстник для них становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

В дет-ском саду демонстративные дети могут быть лидерами или активными озорника-ми, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявле-ниями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

^ 1.2. Особенности поведения демонстративных детей

В отличие от обидчивых и застенчивых детей, демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами.

Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные реакции утрированны, театрализованы. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками. Поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушны, играть роль «самого примерного ребенка». Они часто фантазируют, лгут, сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание.

Особый вариант развития - негативистическая демонстра-тивность, т.е. привлечение к себе внимания посредством созна-тельного нарушения требований взрослых. Такой ребенок дела-ет все наоборот - если его просят не шуметь, кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими спосо-бами, они прибегают к безотказному средству - нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наи-более неблагополучный.

Демонстративные дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако, в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. Самоутверждение и восхищенное внимание других является для них главной целью и ценностью. При этом, способом привлечения внимания может быть как положительные формы поведение («смотрите, какой я хороший»), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако, в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «Я». У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит преимущество) перед другими. Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы «показать», «похвастаться». Нередко, самоутверждение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими и понятно, что это сравнение всегда «в свою пользу». Демонстративные дети проявляют повышенный интерес к действиям сверстника: следят, что получается у других, делают замечания и комментируют, при этом их интерес носит явно оценочный характер. Кроме того, для поведения демонстративных детей характерна высокая нормативность: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети постоянно ожидают и требуют положительной оценки своих действий. Однако их правильные моральные поступки неустойчивы и зависят от ситуации. Одну и ту же проблему демонстративные дети могут решать по-разному, в зависимости от присутствия или отсутствия взрослого.

Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Для демонстративных детей другой ребенок выступает главным образом как носитель определенного отношения, он интересен только в связи с тем, какое отношение к нему тот проявляет – ценит или не ценит, помогает или нет.
^ 2. Причины демонстративности.

Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя заброшенными, «недолюбленными». Гипоопека как стиль воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за внимание. Но бывает, что ребенку оказывается вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих. Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждении себя в глазах других. Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям. В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным, качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям напротив являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Его «Я» находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения.

В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.

^ 3. Коррекция демонстративности у детей.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что я лучше всех. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративости. Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Дети и без постоянных похвал и оценок должны чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда они будут ощущать бесценность своей личности, и не будут нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ. Для преодоления демонстративности главное показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие. Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой «фиксированности» на себе можно открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение.

Традиционные занятия дошкольников – рисование, лепка, конструирование и конечно игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры – не потому что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность с друг с другом в реальном взаимодействии. Это, прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и пр.

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

«Зеркало»

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало. Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываются, причесываются, делают зарядку, танцуют. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или "Тр-р-р-р" и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает "не синхронно", т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинств его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети, по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Царевна-Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет Царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку Царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я» скорей всего перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.
Выводы:

Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с та-ким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстратив-ность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, посто-янно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид и т.п. Такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демон-стративности.

Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музы-кой, изобразительной деятельностью и др. Взрослым не следу-ет опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естест-венный выход (деятельность, в которой демонстративность со-циально санкционирована), эта личностная особенность не бу-дет препятствовать нормальному развитию.

Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнори-ровать его в случае неблаговидного поведения. Не следует под-даваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой це-ной). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка - отказ от общения с ним.
^ Список литературы:


  1. Каменская М.В. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005

  2. Профилактика нарушений в поведении дошкольников. / Авт.-сост.: И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. – М.: Аркти, 2009

  3. Психолог в детском дошкольном учреждении. / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996

  4. Рогов Е.И, настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995

  5. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003