Домой / Дневной / Варианты льгот и выплат одиноким пенсионерам. Государственная поддержка одиноких пенсионеров

Варианты льгот и выплат одиноким пенсионерам. Государственная поддержка одиноких пенсионеров

Одинокий пенсионер – нетрудоустроенный гражданин от 55 лет (женщины) и от 60 лет (мужчины), о котором некому заботиться. Такой человек не имеет близких родственников, или супруг, супруга, другой член семьи сам является пенсионером либо инвалидом I, II группы.

Согласно российскому законодательству одиноким пенсионерам полагаются льготы в виде социальной и материальной помощи.

Одинокий пенсионер имеет право на получение дополнения к своей пенсии, к примеру, в Москве и области доплачивать должны не менее 12 тысяч рублей. Для оформления надбавок, гражданин должен обратиться в организацию социальной защиты по адресу проживания. Он подает заявление с указанием личных данных, а сотрудники в течение 10 рабочих дней его проверяют. Если пенсионер официально трудоустроен, он не имеет права получения финансовой помощи. Какие даются привилегии:

  • Льготы по выплатам коммунальных платежей, капитального ремонта, т. д.;
  • Телефонная связь и телевидение;
  • Проезд;
  • Приобретение медикаментов и медицинских услуг;
  • Поездка в оздоровительные учреждения;
  • Уценка на продукты питания и товары первой необходимости;
  • Бесплатная помощь юриста при необходимости;
  • Льготы на налоги.

На правительственном уровне решаются вопросы относительно льгот одиноким пенсионерам. В зависимости от региона, действует ряд дополнительных услуг для данной категории населения.

Одинокий пенсионер по закону считается малоимущим.

Чтобы претендовать на государственную помощь в виде льготы и пособия, пенсионер должен подтвердить факт того, что он является малоимущим. Оформляется данный статус при соблюдении требований, наличии ряда документации, поданной в органы социальной защиты по адресу прописки.

Статус малоимущего предоставляется одинокому гражданину, который не имеет доход, приравненный к прожиточному минимуму. Сумма в каждом регионе разная, для уточнения следует обратиться в ПФ России.

Наличие этого положения пенсионеру дает право на государственную социальную поддержку. Чтобы приобрести такой статус пожилому гражданину следует подать необходимую документацию в орган социальной защиты по адресу прописки и оформить заявление. Специалисты проверяют достоверность сведений и выносят решение об отказе или одобрении. Документы:

  • Паспортные данные гражданина.
  • Удостоверение пенсионера.
  • Информация о составе семьи и ближайших родственников.
  • Если второй член семьи, проживающий с пенсионером, недееспособен, нужна медицинская справка.
  • Данные о недвижимом имуществе в собственности.
  • Трудовая книжка, как подтверждение того, что у гражданина нет официальной работы.
  • Информация о доходах за последние 36 месяцев.
  • Письменное заявление о желании получать социальные выплаты и льготы.

Социальная доплата к пенсии

Каждый неработающий пенсионер, у которого нет трудоспособных родственников, если их пенсия ниже, чем прожиточный минимум в определенном регионе проживания, имеет право на федеральную или региональную социальную доплату для достижения ПМП.

Федеральная надбавка к пенсии дается гражданам, ежемесячные выплаты которых ниже установленного МРОТа. Выплачивают разницу прожиточного минимума и размера пособия. Когда рассчитывается сумма надбавки учитывают каждый источник дохода: пенсионные выплаты, ЕДВ и др. Единственным исключением являются натуральное социальное финансирование.

Помимо этого, при распределении финансовых льгот одинокому пенсионеру учитывают суммированный эквивалент полагающихся ему социальных поддержек по уплате пользования телекоммуникациями, медицинской помощью, коммунальными услугами, проездом на общественном транспорте, и денежная компенсация по расходам оплаты данных услуг.

Льготы на оплату ЖКХ

Одинокие пенсионеры в России, как и другие малоимущие группы населения, оформляют субсидию для оплаты жилищно-коммунальных услуг, в том случае, если они в сумме превышают более, чем на 10% совокупный доход гражданина. В некоторых регионах критерий составляет 22%, к примеру, в Санкт-Петербурге.

Пенсионер, который оформляет льготы на ЖКХ услуги, может оплачивать половину стоимости за воду, электроэнергию, газ. Также оплачивается 50% от стоимости кабельного телевидения. За услуги телефонной связи гражданин деньги не платит. Когда взимаются планово деньги на капремонт дома, одинокий пенсионер освобождается от сдачи средств. Этот вопрос так же уточняется регионально.

Внимание. В Москве и СПб лица после 70 лет полностью освобождаются от взноса за капитальный ремонт, до этого возраста пенсионер оплачивает половину стоимости.

Льготы при покупке авиабилетов для проживающих в отдаленных местностях

Одинокий пенсионер – человек, не имеющий родных, способных позаботится о нем, или его родственники проживают в другом конце города или регионе. Не каждый может оплатить перелет в отдаленные части России. Но власть заботится о незащищенной категории людей, предоставляя льготы на перелеты из одного города в другой.

Программа социальной поддержки начала свое действие восемь лет назад. Участие в ней принимают граждане пенсионного возраста. Основным требованием является проживание в таких регионах:

  • На Крайнем Севере;
  • В Чукотке;
  • Магадане и области;
  • Дальнем Востоке;
  • Сахалине;
  • Калининградской области;
  • Забайкалье.

Если лицо соответствует критериям, он претендует на разного рода скидки: половину стоимости билета или специальные цены, установленные законодательно.

Заключение

Из вышеуказанного можно сделать такой вывод: право получения льгот дается одинокому пенсионеру, проживающему самостоятельно без чьей-либо поддержки или с нетрудоспособным членом семьи, и если при этом совокупный доход ниже, чем установленный минимум проживания. В каждом регионе социальная поддержка определяется по-разному, как и сумма выплат. После того, как гражданин получает статус малоимущего, ему гарантировано:

  • Субсидия в оплате ЖКХ услуг и планового капитального ремонта.
  • Авиапутевки по уцененной стоимости.
  • Услуги по оздоровлению: медикаментозное лечение, госпитализация или оздоровительные учреждения.

Получение льгот происходит через Пенсионный фонд и центр социальной защиты населения.

После признания мамы в любом случае он должен обращаться в суд с иском о признании сделки недействительной. Но имейте в виду, что приватизация квартиры не будет иметь место проживания, так и длительное проживание совместно нажитого имущества в судебном порядке.
Статья 100 СК РФ РФ" 4. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.
2. При солидарной образовательной организации высшего образования уплачивается государственная пошлина в размере 13 процентов от суммы взносов.
3. Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии, что для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж не менее 15 лет в соответствии с частью 1 настоящей статьи, назначается страховой стаж (ст. 124 ТК РФ).
Если у вас есть переработка, ваш случай, то продолжительность обучения по отношению к местам работы назначаются с военной службы (для исчисления военной службы по призыву).
В случае прекращения организации предприятия и иной документ удостоверяющих право на проведение работ, указанных в пункте 2 раздела" Наименование учреждений" списка, за периоды работы в выходные и нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам, установленным коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится по заявлению работника не позднее одного месяца со дня окончания срока действия трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом" а" пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с частью второй статьи 261 настоящего Кодекса. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.
Удачи вам!

Прочитала где-то, что с 01.07.2013 г. изменяются региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату услуг ЖКХ для одиноко проживающих пенсионеров с 22 % до 18%. Вопрос: Кто является одиноко проживающим пенсионером? В Постановлении Правительства МО «Об утверждении порядка оказания гос. соц. помощи в Московской области» от 23.04.2004 № 240/15 четко сказано:». Одиноко проживающий гражданин, являющийся пенсионером, — гражданин, получающий пенсию в соответствии с законодательством РФ, самостоятельно ведущий домашнее хозяйство (независимо от других родственников, в том числе зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания одиноко проживающего гражданина, являющегося пенсионером). А как у нас во Владимирской области? Есть ли четкое определение этого понятия?

отмечаю одновременно, что есть Пост Конституционного Суда Российской Федерации от 02 02 1998 № 4-П по регистрационному учёту по месту жительства или пребывания — такая регистрация или её отсутствие НЕ ВЛИЯЕТ НА ПРАВА ГРАЖДАНИНА, НЕ УМАЛЯЕТ ИХ И НЕ СОЗДАЁТ НОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.

Кто является одиноким пенсионером

При определении права граждан на меры социальной помощи и поддержки считается, что одинокие пенсионеры - это граждане пожилого возраста (мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет), у которых нет близких родственников. А под одиноко проживающими пенсионерами понимаются граждане того же возраста, проживающие отдельно от близких родственников.

Её можно получить не только в виде денег, но также продуктами питания, средствами гигиены, одеждой и другими предметами первой необходимости. Пенсионеры проходят диспансеризацию каждые три года (от 60 до 99 лет), за исключением инвалидов ВОВ, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.

Одиноки ли одинокие пенсионеры? Если их больше одного

Но при этом подчеркнем еще раз: в развернувшемся обсуждении часть экспертов отстаивала позицию, что право на освобождение от земельного налога имеет не только проживающий совсем один пенсионер, а также и живущие вдвоем в отдельном доме супруги-пенсионеры. Льгота им, как утверждается этой частью экспертов, должна быть предоставлена, даже если у них есть взрослые дети, живущие (прописанные) по отдельным от родителей адресам, независимо от количества и благосостояния детей. Сторонники этого подхода основываются на том, что налоговые отношения регулируются налоговым законодательством. Если же положения какого-либо акта – в нашем случае, например, о социальной помощи и защите, – не соответствуют налоговому законодательству, эти положения в налоговых отношениях неприменимы.

В органах местного самоуправления несколько раз прозвучали, – и очень насторожили, – трактовки, совсем уже не имеющие ничего общего с определениями одинокого пенсионера и из налогового, и из социального законодательства. «Одинокий – если нет никого родных, некому оставить наследство». «Это если человеку помогают, а его имущество потом уходит государству». Появление таких соображений, на наш взгляд, тоже требует более детальных разъяснений статуса и прав лиц, которым предоставляются льготы. Никаких ограничений имущественных прав на «одинокого пенсионера» закон не налагает. Человек с этим статусом, как и любой гражданин, вправе распорядиться своим имуществом по своему усмотрению – завещать его физическому лицу или организации, подарить, продать… Недопустимо, если решение вопроса об оформлении прав на льготы на уровне общественных представлений увяжется с какими бы то ни было незаконными ограничениями или требованиями. Более детальная проработка статуса одинокого пенсионера в законодательстве предупреждала бы и такую возможность.

Одинокие пенсионеры кто это

Чтобы оставить заявку на сайте, достаточно заполнить небольшую форму, где следует указать возникшую ситуацию, задать вопрос и оставить контактные данные. Даже неопытный пользователь сможет оформить свое обращение к специалистам. Мы гарантируем максимальное внимание и бескорыстность по отношению к каждому, кто обратится к нам за помощью и поддержкой.

Добрый день! Вопрос такой: Пенсионер, не имеющий прямых родственников, у него прописано двое человек трудоспособного возраста, которые не являются его родственниками и отдельно от него проживают, один из них безработный, а второй получает прожиточный минимум, они зарегистрированы на его жилплощади. Является ли такой пенсионер одиноко проживающим? И могут ли на основании того, что у него прописаны 2-е человек, лишить его статуса и соц.льгот соответственно.

Субсидии пенсионерам на оплату услуг ЖКХ

В случае положительного решения (а малоимущие пенсионеры, которые исправно платят кварплату, практически всегда получают государственную помощь в таких вопросах), пенсионер будет получать денежное начисление на сберегательную книжку или банковскую карту. Эта сумма позволит ему сократить размер выплат.

Необходимо знать, что субсидия на коммунальные услуги предоставляется только тем пенсионерам, у которых нет задолженности по кварплате за последние шесть месяцев. В противном случае рассчитывать на помощь от государства очень маловероятно. Но если пенсионер заключает соглашение, обязуясь в скором порядке погасить имеющуюся у него задолженность, государство может пойти ему навстречу.

Льготы одиноким пенсионерам: что положено в 2018 году

Единожды в году этот тип граждан имеет возможность поехать на лечение в санатории с оплатой проезда и всего отдыха. Только для этого необходимо предоставить медицинскую справку, в которой подробно расписано о состоянии здоровья пенсионера. Помимо этого, им выдаются субсидии. Если требуется изготовление зубных протезов и их ремонта, то и в этом тоже помогает государство.

Все вышеперечисленные льготы способны дополняться другой социальной помощью. К примеру, могут выдаваться нужные предметы людям, находящимся в трудной ситуации. Социальные учреждения оказывают спектр услуг, в том числе и санитарных. К ним относится уборка жилища, а также выполнение патронажа всем одиноким людям. Только нетрудоспособные граждане пенсионного возраста могут рассчитывать на такую помощь.

Одинокие пенсионеры Эстонии раз в год получат пособие

Размер пособия на 2017 год составит 115 евро. Согласно инициированным правительством поправкам в Закон о социальном обеспечении и в Закон о государственном пенсионном страховании, пособие будут получать люди, достигшие пенсионного возраста, которые до выплаты пособия жили в одиночестве шесть месяцев и чья пенсия ниже 470 евро.

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Варианты льгот и выплат одиноким пенсионерам

Пенсионер, который оформляет льготы на ЖКХ услуги, может оплачивать половину стоимости за воду, электроэнергию, газ. Также оплачивается 50% от стоимости кабельного телевидения. За услуги телефонной связи гражданин деньги не платит. Когда взимаются планово деньги на капремонт дома, одинокий пенсионер освобождается от сдачи средств. Этот вопрос так же уточняется регионально.

Одинокий пенсионер – человек, не имеющий родных, способных позаботится о нем, или его родственники проживают в другом конце города или регионе. Не каждый может оплатить перелет в отдаленные части России. Но власть заботится о незащищенной категории людей, предоставляя льготы на перелеты из одного города в другой.

Кого лишают пособия для одиноких пенсионеров и что в таких случаях можно сделать

115 евро в год - может, и не великая сумма. Но Василий Николаевич очень ждал этих денег. Однако не получил ни пятого, ни шестого октября, когда должны были произойти все выплаты. Пошел разбираться, и выяснилось, что он, оказывается, в квартире прописан не один. И, в понимании чиновников, живет тоже не один. Поэтому и на пособие одинокому пенсионеру права не имеет.

”К сожалению, на данный момент нет подходящего решения, - сказала советник отдела компенсаций Департамента социального страхования Мерле Сумил-Лаанемаа. - В подобных случаях очень многое зависит от владельца квартиры. Именно он может начать процесс прописки или выписки человека со своей территории”.
Она добавила, что им уже поступали вопросы по поводу того, как быть, если владелец арендуемой недвижимости не согласен прописать пенсионера в снимаемой им квартире. И из-за этого человек не может получить пособие для одинокого пенсионера.
”Мы планируем в будущем внести в закон поправку, чтобы сделать прописку проще”, - пообещала представитель Департамента социального страхования.

Как пенсионеру получить статус малоимущего

Получение статуса малоимущего пенсионера означает приобретение права на социальную помощь, которую оказывает государство в виде субсидий, льгот, различных доплат и т. д. Для приобретения такого статуса пожилой гражданин должен обратиться в органы соцзащиты по месту регистрации со всеми документами и написать заявление по форме. После принятия бумаг будет вынесено решение о назначении социальной помощи или же об отказе в ней с указанием причины.

Для того чтобы пенсионер мог получать дополнительные пособия и льготы, ему необходимо обзавестись статусом малоимущего гражданина. Подтвердить такой статус можно только при соблюдении определенных условий и предоставлении полного пакета документов в органы соцзащиты по месту официального жительства.

Обратиться к теме одиночества людей с ограниченными возможностями здоровья и кругу проблем, с которыми они сталкиваются во всех жизненных сферах, побудили обращения. Чтобы получить полную картину, изучались жилищные условия, уровень материального благополучия, обеспеченность необходимыми лекарствами, средствами технической реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение и другие социальные аспекты жизни одиноких и одиноко проживающих инвалидов. Были направлены запросы главам муниципальных районов и городских округов, министру социальной защиты населения области, общественным организациям инвалидов, ветеранов войны и труда. Проведен анализ обращений за последние три года.
Российское законодательство не дает легального разграничения понятий "одинокий" и "одиноко проживающий". Единственное нормативное определение содержит Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" . В числе категорий клиентов социальной службы назван одинокий гражданин - человек, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь. Понятие "одиноко проживающий гражданин" подразумевает наличие родственников, но проживание отдельно от них.

Одинокие и одиноко проживающие инвалиды (далее - одинокие), прежде всего пожилые люди, составляют "группу риска", которая подчас оказывается изолированной от окружающего мира. Их социальная и психологическая незащищенность, уязвимость не позволяют самостоятельно решать возникающие у них проблемы.
Одинокие люди нередко становятся объектами повышенного интереса мошенников, которые путем обмана или подлога легко завладевают их имуществом, в том числе жильем. Наиболее острой проблемой инвалидов является ограничение жизнедеятельности: полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также возможность трудовой деятельности. Многие из них проживают в сельской местности в домах частного сектора, где отсутствуют централизованное водо- и газоснабжение, канализация, затруднены пользование социально-бытовой инфраструктурой и доступ к бесплатным лекарствам.

Ослабление традиционных семейных устоев одна из причин большого числа одиноко проживающих инвалидов. У многих есть дети, внуки, другие родственники, связь с которыми прервана. О ненужных родне стариках нередко забывают.
Например, инвалид З. из города Железнодорожного нашел пристанище в бывшем совхозе Ногинского муниципального района - в здании, где проживают освободившиеся из мест лишения свободы. Все свои вещи и документы он вынужден постоянно носить с собой, чтобы не украли. Когда-то З. лишился родительского дома в результате действий банка. Родственники у пожилого человека есть, но отношения с ними не сложились, жить в семье он не может. Жена не расторгает брак и не снимает З. с регистрации по месту жительства в аварийном доме. При этом инвалид уверен, что при предоставлении семье новой квартиры места в ней для него не найдется.

Лишилась своего жилья и гражданка В., дочь которой оформила кредит в двух банках под залог квартиры и уехала жить в Европу, не выплатив задолженность. Суд вынес решение обратить взыскание на квартиру несмотря на то, что это единственное жилище В., а временное жилье администрация муниципального образования ей выделить не может.
Подобное положение приводит к переходу основной ответственности за одиноких людей к органам государственной власти и местного самоуправления, общественным институтам. Имеющаяся информация о социальном неблагополучии данной категории граждан дает основания перейти от констатации частных случаев к признанию массовости нарушения прав. Настал момент представить трудности одиноких как проблему всего общества, а не узкого круга обездоленных людей.
В последние годы общая численность инвалидов в России остается примерно на одном и том же уровне: 12,8 млн. или 9,2 процента населения.
В Подмосковье проживает более 500 тысяч лиц данной категории, из них около 80 процентов достигли пенсионного возраста. С каждым годом увеличивается количество инвалидов с психоневрологическими заболеваниями.
Системный учет одиноких никем не ведется. Данные об их количестве Министерством социальной защиты населения Московской области не представлены. Приблизительную цифру можно получить только оценочным путем. Например, Министерством проведен социологический опрос инвалидов. По состоянию на 1 января 2014 года опрошено 45640 лиц данной категории, 19277 из них идентифицированы как одиноко проживающие. Получается, что почти половина инвалидов считает себя одинокими.
А обобщенные данные, полученные из администраций муниципальных образований, показывают, что как минимум 70 тысяч инвалидов из живущих в Подмосковье - одинокие. Безусловно, реальная цифра еще больше, так как не все органы местного самоуправления смогли дать сведения, а многие из представленных основаны не на собственных исследованиях. Результаты мониторинга показывают, что значительная часть администраций муниципалитетов не владеет информацией о численности, месте жительства и нуждах одиноких, считая, что это дело Министерства социальной защиты населения Московской области и его подразделений. Показатели численности основаны по большей мере на данных учета лиц, получающих денежную компенсацию за жилищно-коммунальные услуги, доплату к пенсии, жилищную субсидию, другие выплаты материального характера.
Не предоставили какие-либо сведения о положении одиноких руководители Волоколамского, Каширского, Истринского, Лотошинского, Орехово-Зуевского, Солнечногорского, Павлово-Посадского, Раменского, Шатурского, Чеховского муниципальных районов, городских округов Бронницы, Власиха, Дзержинский, Звенигород, Звездный городок, Молодежный, Орехово-Зуево (17 из 71 муниципального образования).
В то же время отдельные органы местного самоуправления не только дали информацию, но и, оценив значимость проблемы, начали работу по изучению условий жизни одиноких инвалидов. Так, в городском округе Долгопрудный и Воскресенском муниципальном районе организовано обследование состояния жилых помещений, в том числе санитарно-технического, газового и электрооборудования. В Воскресенском районе по результатам проведенных мероприятий будет разработана дорожная карта по оказанию помощи одиноким.
Международное и российское право не содержит специальных норм, устанавливающих меры социальной поддержки для одиноких и одиноко проживающих инвалидов. На них распространяются основные экономические, социальные и правовые гарантии, закрепленные в целом ряде законодательных актов . А с 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" , отменяющий ныне действующие Федеральные законы N 122-ФЗ и 195-ФЗ. В нем особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, включающую обследование условий жизнедеятельности гражданина, определение влияющих на ухудшение этих условий причин, разработку индивидуальной программы оказания социальных услуг. Вводится социальное сопровождение, то есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
По отношению к одиноким государство выполняет две основные функции: оказание материальной поддержки и осуществление социального обслуживания, направленного на продление активного образа жизни и сохранение здоровья.
Материальное обеспечение состоит из пенсии, ежемесячной денежной выплаты по инвалидности, включающей в себя набор социальных услуг, компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или компенсации за самостоятельно приобретенные средства. Кроме того, предусмотрены и другие меры социальной поддержки на общих основаниях в зависимости от дохода или других критериев: такие как бесплатный проезд в метрополитене и наземном транспорте общественного пользования; субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг; региональная социальная доплата, доплаты к пенсии лицам, достигшим 80 и 85 лет; материальная помощь находящимся в трудной жизненной ситуации из областного и муниципальных бюджетов; обеспечение периодическими печатными изданиями и бесплатной юридической помощью малоимущих.
Нормативными правовыми актами муниципальных образований Московской области установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан (одиноких, малообеспеченных, неработающих пенсионеров и других). По информации органов местного самоуправления такие документы приняты в Ленинском, Можайском, Шаховском, Шатурском муниципальных районах, городских округах Балашиха, Домодедово, Королев, Реутов, Пущино, Жуковский, Дубна, Климовск, Химки.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, одним из приоритетных направлений политики социальной поддержки населения является сочетание заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказание социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями. Кроме того, обязанность руководителей и специалистов социальных служб выявлять лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан закреплена и в других документах .
На практике реализуется главным образом заявительный принцип. Систематически и планомерно работа по выявлению нуждающихся в помощи лиц не ведется. Это не позволяет в полной мере помочь людям, которые по тем или иным причинам не обращаются за поддержкой, хотя и нуждаются в ней. Такие граждане остаются неучтенными.
Отсутствие системы выявления одиноких, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, частично восполняется институтами гражданского общества и отдельными неравнодушными людьми.
Так, прихожанин М. Клинского православного храма принял участие в судьбе инвалида II группы А., который несколько лет блуждал по городу, хотя имел жилье. В силу своей беспомощности питался скудно и нерегулярно, одевался не по сезону, необходимые лекарства не принимал, зачастую подвергался насилию со стороны сестры и ее семьи. М. помогал ему как мог, но все обращения в различные инстанции об устройстве инвалида ни к чему не приводили. Благодаря вмешательству Уполномоченного М. направлен в ГБСУ СО МО "Орехово-Зуевский психоневрологический интернат".
Жительница деревни Вялки Раменского муниципального района Г. обратилась к Уполномоченному в интересах одинокого инвалида I группы С., 1980 года рождения, страдающего психоневрологическим заболеванием. Г. сообщала о скитаниях больного инвалида без определенного места жительства. В результате пожара в 2004 году он лишился жилья. В ходе проверки с выездом на место факты, указанные заявителем, подтвердились. Выяснилось, что сгоревший деревенский дом в 2007 году перешел в собственность гражданки Б. по договору купли-продажи. Налицо злоупотребление состоянием больного человека, фактически не способного реально оценивать происходящее и свои действия. Настораживает и то, что Б., являясь родственницей инвалида, по доверенности занималась оформлением его наследства после смерти матери. А в 2009 году она приобрела и придомовой земельный участок площадью 1070 кв. м по договору купли-продажи с администрацией Раменского муниципального района.
Впоследствии С. оказался зарегистрирован в этой же деревне, но в соседнем доме, который принадлежит на праве собственности другому человеку. Начальник Раменского управления социальной защиты населения сообщил Уполномоченному, что С. в управление за социальной картой жителя Московской области и за мерами социальной поддержки не обращался. А специалист администрации сельского поселения, в должностные обязанности которого входят социальные вопросы, не сочла необходимым передать информацию о попавшем в беду человеке в органы социальной защиты. Не сделали этого ни медработники, ни сотрудники паспортного стола, а также местного управления Пенсионного Фонда России и других служб.
Благодаря своевременному вмешательству Уполномоченного С. с апреля 2014 года проживает в Климовском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Опасений за его жизнь и здоровье нет.
Такая ситуация не единична - одинокие люди с инвалидностью, особенно страдающие психическими заболеваниями, лишаются жилых помещений вследствие пожаров, взрывов бытового газа, недобросовестных действий других людей, нередко - родственников и оказываются бесприютными и никому ненужными.
Не в полной мере реализуются права одиноких инвалидов на санаторно-курортное лечение, получение технических средств реабилитации и компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (далее - ТСР), льготное лекарственное обеспечение.
Большие очереди на получение путевок образовались на начало текущего года. По информации органов местного самоуправления по состоянию на 1 апреля нуждаются в санаторно-курортном лечении:
- в городских округах Железнодорожный - 1202 человека, Балашиха - 448, Дзержинский - 397, Ивантеевка - 67, Дубна - 46, Коломна - 19, Электрогорск - 18, Пущино - 14, Лосино-Петровский - 12;
- в муниципальных районах: Люберецком - 2200 человек, Ленинском - 530, Щелковском - 275, Наро-Фоминском - 250, Пушкинском - 225, Егорьевском - 107, Ступинском - 64, Талдомском - 54, Одинцовском - 38, Серебряно-Прудском - 13.
При этом в ряде муниципальных образований не обеспечены путевками люди, стоящие в очереди с 2011 года.
По состоянию на 1 июня 2014 года сохраняют актуальность проблемы обеспечения одиноких ТСР и выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Накапливается задолженность за самостоятельно приобретенные инвалидами ТСР: в городском округе Королев компенсации ожидают 109 человек на сумму 949 тысяч рублей, в Люберецком муниципальном районе долг составляет 6 млн. рублей, а в городском округе Котельники - 850 тысяч рублей. В Одинцовском муниципальном районе компенсация за самостоятельно приобретенные средства реабилитации выплачивается с задержкой 2 - 3 месяца.
Сохраняется непростая ситуация с льготным лекарственным обеспечением. Плановые заявки выполняются несвоевременно и не в полном объеме. Лекарства заменяются на дженерики (аналоги).
Многие одинокие отказываются от социального пакета в части обеспечения лекарствами в связи с трудностью их получения. Например, в Шатурском муниципальном районе в текущем году от льготного лекарственного обеспечения отказалось 950 инвалидов (70 процентов) из 1398 федеральных льготников. В других муниципальных образованиях люди жалуются на отсутствие жизненно необходимых препаратов.
В то же время есть и положительные примеры. В отдельных муниципальных образованиях нехватка лекарств частично восполняется за счет средств местных бюджетов.
Не редки случаи, когда о нуждах одиноких знают органы местного самоуправления, социальной защиты населения, но мер не принимают. Более того, люди обращаются за помощью, но не получают ее. Многие из них, в силу физической немощи и финансовой несостоятельности, не могут самостоятельно произвести ремонт жилого помещения, санитарно-технического оборудования, электропроводки, систем водоснабжения и водоотведения. Им необходима помощь.
Так, инвалид II группы С., 1930 года рождения, одна проживает в двухкомнатной квартире в городе Люберцы. Она добросовестно оплачивает все необходимые коммунальные услуги, задолженности не имеет. После приобретения продуктов питания, лекарств, оставшихся средств ей не хватает на проведение в квартире ремонта и замены газовой плиты, которая имеет значительные неисправности и повреждения, утратила свои первоначальные эксплуатационные свойства. С. неоднократно обращалась в администрацию городского поселения Люберцы за помощью. Сотрудники администрации не находят возможности для удовлетворения просьбы инвалида, ссылаясь на то, что ремонтные работы в квартирах, находящихся в собственности, и замена газового оборудования производятся за счет средств собственников жилых помещений.
Серьезной, практически неразрешимой проблемой для многих одиноких является наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - ЖКУ). По информации муниципальных образований на 1 июня этого года более 800 одиноких имели задолженность по оплате ЖКУ свыше 100 тысяч рублей каждый и не получали по этой причине компенсацию платы за жилье и коммунальные услуги. В Зарайском муниципальном районе 585 одиноких задолжали коммунальным службам 2 млн. 763 тысячи 682 рубля, в городском округе Подольск 24 инвалидам приостановлено предоставление компенсации из-за наличия долга на сумму 2 млн. 440 тысяч 213 рублей 96 копеек. Сумма задолженности в городском округе Железнодорожный составляет 1 млн. 270 тысяч 651 рубль (12 человек), а в городском округе Химки 11 человек должны от 1331 рубля до 111 тысяч 767 рублей.
В городском поселении Андреевка Солнечногорского муниципального района семья, состоящая из двух инвалидов - матери и сына - оказалась в крайне трудной жизненной ситуации. Задолженность по плате за жилье и коммунальные услуги составляет более 200 тысяч рублей. Имея очень маленький доход, которого едва хватает на питание и лекарства, семья не может погасить скопившийся долг, в связи с чем не получает положенную пятидесятипроцентную компенсацию и субсидии. Жилищно-коммунальные службы поселения отказываются производить ремонтные работы в квартире, в связи с чем трубы текут, санитарно-техническое оборудование ветшает еще больше. Семья не состояла на учете в органах социальной защиты. После обращения Уполномоченного в Солнечногорское управление социальной защиты населения ее поставили на учет и оказали разовую материальную помощь, которая полностью проблему не решила.
Зачастую одинокие попадают в замкнутый круг - наличие задолженности лишает человека возможности воспользоваться компенсацией платы за жилье и коммунальные услуги, а отсутствие компенсации приводит к увеличению задолженности платы за ЖКУ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка в размере 50 процентов на оплату жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда. Одинокие, у которых жилые помещения приватизированы, не получают эту компенсацию.
Несправедливость этой нормы и необходимость ее отмены неоднократно отмечались в ежегодных докладах Уполномоченного. Соответствующие предложения направлялись для включения в Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законодательства.
Выявлены случаи, когда малообеспеченные инвалиды остаются без единственной связи с внешним миром. Так, инвалиду II группы Ю., жителю города Видное, коммерческая организация, предоставляющая услуги связи, отключила телефон за неуплату. Теперь он не может вызвать на дом врача, жилищно-коммунальные и другие службы.
Оказать помощь и содействие людям с ограниченными возможностями здоровья призвано социальное обслуживание на дому и в отделениях дневного и временного пребывания. Данные результатов выборочного мониторинга свидетельствуют, что к услугам социальных работников на дому обращается небольшое количество одиноких. Из 1085 граждан указанной категории в Дмитровском муниципальном районе на дому обслуживаются 210 человек (19 процентов); в Клинском муниципальном районе - 14 процентов, в Подольском муниципальном районе - 11 процентов; в городских округах Железнодорожный - 15 процентов, Ивантеевка - 14 процентов, Краснознаменск - 9 процентов.
Нередки жалобы на качество услуг на дому. Инвалид I группы К. из города Павловский Посад с младенчества лишилась способности к самообслуживанию: самостоятельно не может передвигаться, готовить пищу, убирать в комнате. Социальный работник приходил только на 40 минут, не оказывая все необходимые беспомощному человеку услуги. После вмешательства Уполномоченного ГБУ СО МО "Павлово-Посадский ЦСО "Надежда" назначило нового социального работника.
Не все сотрудники социальной службы отзывчивы и внимательны к нуждам клиентов, некоторые относятся к своей работе формально. Так, в сельском поселении Пушкинского муниципального района социальный работник отказал инвалиду по зрению в написании заявления о материальной помощи, самостоятельно решив, что она ей не положена.
Таким образом, изучение ситуации показывает:
1. На территории Московской области проживают одинокие инвалиды, которые в силу различных причин фактически изолированы от общества, нуждаются в помощи, но не обращаются и не заявляют о себе. Не все лица данной категории полностью получают гарантированные государством меры социальной поддержки, так как помощь основана на заявительном принципе, а система выявления и учета одиноких работает неэффективно.
2. Основные материальные, медицинские, бытовые, психологические проблемы, с которыми сталкиваются одинокие, это:
- низкий уровень материальной обеспеченности, маленькие пенсии;
- сложности с получением путевок на санаторно-курортное лечение, неполная обеспеченность техническими средствами реабилитации, компенсациями за самостоятельно приобретенные ТСР, льготными лекарственными средствами;
- устаревшее газовое, санитарно-техническое и электрооборудование, необходимость в ремонте жилых помещений;
- наличие задолженностей по оплате жилья и коммунальных услуг;
- потребность в социально-психологической адаптации, общении.
В целях совершенствования защиты прав и законных интересов одиноких и одиноко проживающих инвалидов представляется целесообразным:
1. Дополнить подпрограмму "Социальная поддержка граждан" Государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы разделом "Социальная поддержка одиноких и одиноко проживающих инвалидов", где предусмотреть мероприятия по выявлению, учету, ведению регионального регистра одиноких и одиноко проживающих инвалидов, организации индивидуальной помощи.
2. Органам местного самоуправления Московской области организовать взаимодействие с подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области, Пенсионного Фонда России, ОАО "Мосэнергосбыт", ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации", территориальными отделами Управления Росреестра по Московской области, органами внутренних дел, медицинскими учреждениями, управляющими организациями, предприятиями газового хозяйства, представителями адвокатского сообщества, общественными объединениями инвалидов, ветеранов в целях:
- выявления одиноких;
- оказания им социальной поддержки;
- выбора формы жизнеустройства, в том числе в приемные семьи, специализированные учреждения;
- оказания содействия в получении доступной квалифицированной бесплатной юридической помощи;
- контроля состояния здоровья, включая бесплатное обеспечение устройствами "тревожный браслет" и оказание медицинской помощи;
- обеспечения защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество;
- обследования состояния жилых помещений, санитарно-технического, газового и электрооборудования, оказания содействия в выполнении ремонтных работ;
- информирования и консультирования граждан по вопросам возможности получения льгот и пособий, подготовки документов, необходимых для их получения.
Уполномоченный выражает надежду на начало системной работы по изменению ситуации с соблюдением прав одиноких и одиноко проживающих инвалидов в Московской области.

Литература

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
2. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
5. Закон Московской области от 21.01.2005 N 31/2005-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
7. Закон Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
8. Закон Московской области от 14.11.2013 N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
9. Закон Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
10. Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст.
12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания", Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 (ОКЗ) и Профессиональный стандарт "Социальный работник", утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 N 677н, вступает в силу с 1 января 2015 года.