Домой / Глаза / Музыкальное воспитание в доу. Музыкальное воспитание детей в детском саду

Музыкальное воспитание в доу. Музыкальное воспитание детей в детском саду

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой,

кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Программа «Музыкальное воспитание в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

О «Программе воспитания и обучения в детском саду»

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004; М.: Мозаика-Синтез, 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.

Параллельно с «Программой» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. Более подробное описание методической работы с детьми от рождения до семи лет по всем разделам «Программы» изложено в отдельных пособиях (например, «Музыкальное воспитание в детском саду», «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Трудовое воспитание в детском саду», «Нравственное воспитание в детском саду» и др.).

Музыкальное воспитание в детском саду. Программа

Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание

Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чем, о ком поется). Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению.

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Слушание

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса), «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар. плясовые мелодии, сл. A. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

Пение

«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. B. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.

«Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

К концу года дети могут

Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий – низкий).

Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет)

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Песенное творчество

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»), муз. П. Чайковского; «Дед Мороз», муз. Р. Шумана; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Дождик», «Дождик и радуга», муз. Г. Свиридова; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня; «Солдатский марш», муз. Л. Шульгина; «Марш», муз. М. Журбина; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой; рус. нар. плясовые мелодии.

Пение

«Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, сл. нар.; «Люлю, бай», рус. нар. колыбельная; «Петушок», рус. нар. прибаутка; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Гуси», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Поедем, сыночек, в деревню», рус. нар. мелодия из сб. «Гусельки», обр. Н. Метлова; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто.

Песенное творчество

«Ах ты котенька-коток», «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельные; «Петух и кукушка», «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Закличка солнца», сл. нар., обр. И. Лазарева и М. Лазарева.

Музыкально-ритмические движения

Игровые упражнения. «Марш», муз. Э. Парлова; «Шагаем, как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; «Прыжки», «Этюд», муз. К. Черни; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко.

Этюды-драматизации. «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Мышки», муз. Н. Сушева; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович («Марш»).

Игры. «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Коза рогатая», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Куколка», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Ходит Ваня», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова.

Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской.

«Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.

Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах

Народные мелодии.

К концу года дети могут

Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).

Замечать изменения в звучании (тихо – громко).

Петь, не отставая и не опережая друг друга.

Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.

Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.

Музыкально-ритмические движения

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух– и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица). Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

Произведения из детских альбомов фортепианных пьес: «Материнские ласки» (из альбома «Бусинки» А. Гречанинова); «Пастушок» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова) и другие пьесы (по выбору музыкальных руководителей); «Бабочка» Э. Грига; «Пьеска», «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; симфонические произведения, написанные специально для детей: «Петя и волк», муз. С. Прокофьева; «Детские игры», муз. Ж. Бизе (фрагменты).

Пение

«Кукушечка», рус. нар. песня, обр. И. Арсеева; «Как на тоненький ледок», «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», «Где был Иванушка», рус. нар. песни; «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «В лесу родилась елочка», муз. Л. Бекмана, сл. Р. Кудашевой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите!», песни из детских мультфильмов: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»).

Песенное творчество

«Котенька-коток», рус. нар. колыбельная песня; «Марш», муз. Н. Богословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Марш», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто.

Музыкально-ритмические движения

Игровые упражнения. «Пружинки» под рус. нар. мелодию «Посеяли девки лен»; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий бег под латвийскую «Польку», муз. А. Жилинского; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович.

Этюды-драматизации. «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

Хороводы и пляски. «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой; «Покажи ладошку», «Пляска парами», латыш. нар. мелодии; «По улице мостовой», «Танец с платочками», рус. нар. мелодии; «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова.

Музыкальные игры

«Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского (из балета «Спящая красавица»).

Игры с пением. «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой.

Музыкально-дидактические игры

Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы».

Развитие ритмического слуха. «Кто как идет?», «Веселые дудочки», «Петушок, курочка и цыпленок».

Развитие тембрового и динамического слуха. «Узнай свой инструмент», «Громко – тихо», «Угадай, на чем играю».

Развитие танцевально-игрового творчества

«Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко.

Игра на детских музыкальных инструментах

«Мы идем с флажками», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко; «Кап-кап-кап…», рум. нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. В. Попова.

К концу года дети могут

Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.

Узнавать песни по мелодии.

Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).

Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.

Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.

Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.

Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального

Образования Ростовской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ростовской области

Контрольная работа

по «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

тема: «Музыкальное воспитание в детском саду»

г. Каменск-Шахтинский

ВВЕДЕНИЕ

2.1 Слушание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

музыкальное воспитание дети

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыка - средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

1. Цели, задачи и содержание музыкального воспитания

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

· Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

· Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

· Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

· Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

· Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

· Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Сухомлинский В.А. писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования.

В музыкальной педагогике методы музыкального обучения рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Теплов Б.М., не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Дошкольный возраст - сензитивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

2. Влияние музыки на развитие детей

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет, и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.

В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как - голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип «от простого, к сложному». Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец.

Большую пользу приносят музыкально-дидактические игры, которые требуют понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности.

2.1 Слушание

Данный вид музыкальной деятельности занимает первое место потому, что прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач Стадлер С. однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, дошкольники приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Учёт в вокальной работе типов детских певческих голосов приводит к значительно более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии. Ребенок в удобной для него тональности, соответствующей природе, типу его певческого голоса, поет значительно чище интонационно, гораздо свободнее и красивее, чем в неудобной.

Основная цель обучения детей пению - петь легко и звонко, интонационно чисто, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие.

2.3 Музыкально-ритмическая деятельность

Ребёнок - существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении. И воображение ребёнка, как об этом писал Выготский Л.С., имеет двигательный характер. Но воображение - главный момент творчества, а потому в музыкальном движении, в особенности творческом, формируются важнейшие творческие качества личности.

В музыкальном движении эффективно формируется вся система музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальное мышление (репродуктивное и творческое).

Эффективно использовать этюды - сюжеты и этюды - настроения. Этюды - сюжеты строятся на основе художественного образа произведения. Они очень нравятся детям, понятны исполнителям и зрителям. Необходимо «прорисовывать» сюжетную линию, точно согласуя её с музыкой.

Этюды - настроения - это двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения, контрастных эмоциональных состояний или градаций одного настроения. Прежде чем предложить детям такой этюд, подготовить детей эмоционально.

Обучение танцам является приоритетным направлением занятий по музыкальному движению. Систематически вести работу по ориентировке в пространстве, необходимую при овладении рисунка танца. Чтобы дети сознательно ориентировались в зале, а не действовали механически, использовать приём моделирования. Модель зала, представленная на фланелеграфе или магнитной доске, условные изображения мальчиков и девочек или других персонажей, их перемещения, сопровождающиеся соответствующими объяснениями, дают возможность представить себе весь рисунок танца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ребенок с самого раннего возраста нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Поскольку дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться.

Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. / Общ.ред. М.Шуаре. - М.: Прогресс, 2011.

2. Веракса Н.Е. Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода к ФГОС дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С.23-29.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 г. - 240с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2010.

5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. - Издательство: ВАКО, 2006. - 240с.

6. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. - изд.: Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 72с.

7. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2011.

8. Сафонова О. Дошкольное учреждение: основы управления качеством образования // Дошкольное воспитание - № 12, - 2003. - С. 5 - 7

9. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств / под ред.К.В. Тарасовой - М.: ИНФРА, 1998. - 56с.

10. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Трубникова М.А. Программа «Гармония» по музыкальному воспитанию дошкольников (3 - 7 лет). - М.: Центр Гармония, 2000. - 146с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ритмика как один из видов музыкального воспитания. Задачи ритмики, принципы, соблюдаемые при отборе музыкально-ритмических заданий. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Виды движений в детском саду, отбор музыкального репертуара.

    презентация , добавлен 19.02.2010

    Характеристика основных видов музыкальной деятельности ребенка и изучение теоретических основ музыкального образования в детском саду. Проведение педагогического эксперимента по формированию педагогических условий музыкального обучения в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Теоретические основы музыкального образования в детском саду. Анализ основных видов музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар, методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, эффективность их применения в решении заданий.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2010

    Значение и задачи музыкального воспитания детей в условиях детского сада. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Используемые в данном процессе методы и приемы. Составление соответствующей программы музыкального воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Основные подходы к организации развивающей среды в дошкольной педагогике. Оборудование процесса музыкального воспитания и самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду. Пособия и дидактические игры. Проект музыкального уголка для средней группы.

    реферат , добавлен 15.02.2012

    Искусство как форма общественного сознания. Функции музыки как вида искусства. Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка. Цель и задачи музыкального воспитания и обучения в начальных классах. Дидактические принципы музыкального воспитания.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Формирование у детей навыков ручного труда. Основное требование к материалу для плетения. Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду. Методика подготовки воспитателя к занятиям. Задача флористических занятий в детском саду.

    доклад , добавлен 10.01.2010

    Виды детских оздоровительных лагерей и опыт их организации. Возможности организации музыкального воспитания школьников. Творческая работа будущих учителей музыки в детском оздоровительном лагере. Анализ музыкального воспитания в детских лагерях Адыгеи.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2011

    Характеристика методов обучения дошкольников. Использование разнообразных методов и приемов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду. Приёмы обучения дошкольников. Формирование у детей элементарных математических представлений.

    реферат , добавлен 05.06.2015

    Характеристика и особенности проблемного обучения, специфика его использования в детском саду. Экспериментальное использование проблемного обучения в детском саду, методика и принципы его организации, исследование и оценка практической эффективности.

Задачи музыкального воспитания в детском саду

Музыкальное воспитание относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной деятельности .

Музыкальное воспитание в детском саду - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека, которое включает целенаправленное формирование личности дошкольника в процессе активной музыкальной деятельности путём воздействия музыкального искусства. Формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

В раннем возрасте творческая активность ребёнка развивается во всех видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и танцах; подпевании попевок, песен . Впоследствии, по мере накопления песенно - танцевального опыта, дети будут учиться самостоятельно применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Музыкальный руководитель обогащает музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, содействует возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

(2-3 ГОДА)

Дети раннего возраста имеют краткосрочную память, их познавательная деятельность сосредотачивается ис- ключительно в «данный момент». Ребенок видит и по- знает только то, что видит и ощущает. Он не учитывает и не осознает прошлое и будущее, не может опираться ни на чей опыт, поэтому играет, действует, живет «здесь и сейчас». Ребенок может смеяться и сразу рассердить- ся, если кто-то засмеялся рядом, он может взять игрушку и попытаться забрать другую. Он не может самостоятель-но сделать осознанный выбор каких-то занятий, а дей- ствует сиюминутно, ситуативно. Малыши с трудом вос- принимают все новое (вспомним первые дни посещений дошкольного учреждения).

В то же время маленький ребенок открыт всему, что его окружает, и способен узнавать знакомые предметы, начи-нать действовать (бегать или пританцовывать) под знако-мую мелодию, поскольку для ребенка очень важен процесс восприятия и узнавания уже знакомого.

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радост- ную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движе- ния, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), разви- вать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкаль- ную память, слух. Формирование активности в музыкаль- ной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется боль-шой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что проис- ходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в ум- ственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате раз- вивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо од- ном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов му-зыкальной деятельности. Содержание музыкального заня- тия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчи вость и развивается музыкальная активность, что особенно важно для детей с нарушением зрения. На занятиях органично используются такие виды музыкаль-ной деятельности, как слушание музыки, музыкально-рит- мические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый.

Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в со- вершенно другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная де- ятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тес- ная работа музыкального руководителя и воспитателя.

В определенные моменты воспитатель имеет возмож- ность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ла- дошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимны- ми моментами и ситуациями (умывание, одевание, сбо- ры на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкаль- ные минутки, используя интересные аранжировки мате- риала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Большое значение для малыша имеет взаимодействие (совместная деятельность) со взрослым, в частности с музыкальным руководителем и воспитателем.

Первоначальные занятия музыкальный руководитель проводит в группе: знакомится с детьми и просто с ними играет, рассматривает игрушки. Д етям нужно привыкнуть к новой форме общения и новому человеку. В дальнейшем музыкальный руководитель приглашает детей «в гости», в музыкальный зал.

Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогаща- ет эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспи- та нию.

В этот возрастной период детей приучают слушать, за- поминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, из-менять движения с изменением характера мелодии, эмо-ционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высокое — низкое, быстрое — медленное). Выра-батывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать нож-ками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музы- кально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бу- бен, погремуш-ка, колокольчик и др.).

Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.

В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны раз- личия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенно- стями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреж- дение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что есте-ственно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять оди- наковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правиль- но организованной музыкальной деятельности являет- ся ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.

Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методи-чески грамотно и исходить, прежде всего, от их педаго-гической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить празд- ничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в ко- торой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполня- ют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций.

Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнако- мых людей рядом всегда стресс.

Разделы музыкального занятия в 1-й младшей группе

Музыкально-ритмические движения.

Развитие чувства ритма.

Пальчиковые игры.

Слушание музыки.

Подпевание.

Пляски, игры.

Музыкально-ритмические движения

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Развитие музыкального слуха.
  3. Формирование основных движений (ходьба, бег,
    прыжки).
  4. Знакомство с элементами плясовых движений.
  5. Формирование умения соотносить движения с му- зыкой.
  6. Развитие элементарных пространственных пред ставлений.

Развитие чувства ритма

Задачи:

  1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.
  2. Уметь маршировать и хлопать в ладоши.

Пальчиковые игры

Задачи:

1.Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.

  1. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки.
  2. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Слушание музыки

Задачи:

1.Формирование эмоциональной отзывчивости на му-зыку.

2.Развитие представлений об окружающем мире.

3.Расширение словарного запаса.

Подпевание

Задачи:

  1. Расширение кругозора и словарного запаса.
  2. Формирование активного подпевания.
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
    различного характера.
  4. Развитие умения выполнять движения в соответствии
    с текстом песен.

Пляски, игры

Задачи:

1.Формирование активности в играх, плясках.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование элементарных плясовых навыков.

4.Формирование коммуникативных отношений.

5.Развитие координации движений.

Выбор репертуара

Репертуар формируется следующим образом: сборник Н. Ветлугиной, И. Дзержинской, Л. Комисаровой «Музыка в детском саду» (песни, игры, пьесы), сборник И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ясельки», которые включают русские народные потешки, прибаутки, колыбельные, пьесы для слушания, в соответствии с возрастом, произведения композиторов - классиков детской песни: Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, М. Раухвергера, М. Красёва, Т. Попатенко, В. Карасёвой. Используется музыкальный материал современных педагогов - композиторов, работающих в детских садах: Е. Гомоновой, Г. Вихарёвой, М. Картушиной.

Заключение

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в детском саду и в семье через знания о музыке, приобретение умений и навыков. Знания, умения и навыки способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Р азвивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, мы приобщаем его к музыкальной культуре, закладываем её основу.

Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей.

Цель музыкального воспитания в детском саду: воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. воспитание

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста», соответствует ФГОС ДО, изд. 2-е, дополненное и переработанное, Спб, «Невская Нота»

музыкальный руководитель МБДОУ № 201 Зайцева Ю.А.


Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.


В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.


Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка .

наиля газизова
Доклад «Музыкальное воспитание в детском саду»

Доклад на тему :

«Музыкальное воспитание в детском саду »

Для чего, скажи мой друг, музыка нужна ?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроения

Мы без слов могли понять!

Значимость музыкального воспитания в детском саду является

одним из основных компонентов эстетического воспитания

дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко

и эмоционально реагируют на музыку .

Она является важнейшим элементом психологического

комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть

творческие способности детей, развить артистизм и воображение,

развивает физическую координацию движений.

Музыка – источник особой детской радости в дошкольном

детстве . Ребёнок открывает для себя волшебную силу

искусства при достаточном богатстве впечатлений, стремится

выразить их в собственном «творческом продукте» через

музицирование.

Цель : Создать условия, развития особого неравнодушного

активно преобразующего отношения ребёнка к миру

эстетического отношения в котором переплетаются качества

нравственности, эстетического и эмоционального начала,

его образного мышления, творческих способностей.

Задачи :

Способствовать формированию у дошкольников эмоционально

ценностного отношения к миру :

Развивать эмоционально чувственную сферу ребёнка и его

художественно-образное мышление как основу развития

творческой личности;

Способствовать развитию у детей способности к восприятию

произведений искусства;

. воспитывать понимание красоты произведений искусства,

потребность общения с ними;

Расширение культурного кругозора дошкольников создание

предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической

и современной музыки ;

Приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной

речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу

для последующего самостоятельного знакомства с музыкой ,

музыкального самообразования и самовоспитания .

Помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании

музыкальной культуры ребёнка . а через неё и художественной

и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства,

развить его воображение, фантазию, художественные способности

через систему творческих заданий.

Что делает музыкальный руководитель ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально художественной

деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке ,

знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений ,

композиторами. Совершенствует у детей навык различения

звучание музыкальных инструментов , формирует певческие

навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения-

танцевальных движений. Музыкальный руководитель в

начале и в конце года проводит диагностику музыкальных

способностей детей. На основе полученных данных подбирает

индивидуальные музыкальные упражнения для детей. Организует

тематические музыкальные праздники и развлечения, театрали-

зованные представления и концерты. Проводит работу по

развитию творческого потенциала дошкольников средствами

театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети

разучивают музыкальные игры , считалки, скороговорки, которые

способствуют развитию творческой активности. Проводит

нестандартные занятия.

Музыкальные занятия в детском саду .

Музыкальные занятия позволяют ребёнку войти в увлекательной форме

в мир музыки , развивают умственные, физические способности.

Весёлые песенки, упражнения под музыку , потешки и классическая

музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности

ребёнка, формирование его творческих способностей.

Занятия развивают двигательные навыки, координацию,

Концентрацию внимания, речь. Дети учатся взаимодействию

в коллективе, развивают музыкальный слух , обучаются игре на

музыкальных инструментах . В нашей работе используется много

фольклорного материала : потешки, весёлые песенки, дразнилки,

частушки. Музыкальные занятия раскрепощают ребёнка, обогащают

ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные

способности.

Праздники в детском саду .

Это особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания

детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

Праздники помогают выразить свои эмоции в музыке , в

художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает

интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями.

закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус,

активизирует их.

Памятка для родителей.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости

начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков.

Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения

что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают

подобные желания, то пение на ваш взгляд кажется далёким от

совершенства, а движение смешным и неуклюжим. Не расстраивайтесь!

Количественные накопления обязательно перейдут в качественные.

Для этого потребуется время и терпение

3. Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» немузыкальный , если вы

ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание в детском саду Патриотическое воспитание в детском саду Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию» «Нетрадиционные.

Доклад «Проектная деятельность в детском саду» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Гендерное воспитание в детском саду Гендерное воспитание в ДОУ. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Образовательная область «Музыка» из ФГТ плавно влилась.