Домой / Глаза / НОД: познавательное развитие, тема: «В осеннем лесу. Познавательное занятие "Осень" (подготовительная группа)

НОД: познавательное развитие, тема: «В осеннем лесу. Познавательное занятие "Осень" (подготовительная группа)

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий.

Программные задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:

Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель : Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель : Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали!!! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки), какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):
«Освобожу я вашу Осень, если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.»
Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень. Рефлексия: Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей. Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

ООД в подготовительной (старшей) группе.

Методическая разработка занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Вот и Осень пришла"


Назначение : Данный конспект занятия будет полезен для педагогов ДОУ и педагогов дополнительного образования. ООД направлен на развитие познавательного интереса старших дошкольников в наблюдениях за изменениями в природе.

Цель: закрепление знания у детей о представлении характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
2.Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
3.Продолжить развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материалы: картины, рисунки с различными явлениями во все времена года.

Ход занятия.

Орг.момент.
Воспитатель. Отгадайте, кто сегодня к нам придет в гости.
Загадка.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)
Основная часть
Воспитатель. Правильно мы сегодня будем говорить об Осени. Посмотрите на картинки и покажите, где изображена Осень. Почему вы так думаете? (Дети по очереди делают рассуждения, называют приметы осени, изображенные на разных картинках и рисунках).
Воспитатель. Я сегодня по телевизору смотрела прогноз погоды, диктор рассказывал про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Дети.Дождь, снег, туман, град и другое.
Воспитатель показывает условные обозначения по календарю природы.
Воспитатель. А как можно узнать какая будет погода?
Ответы детей (Посмотреть прогноз погоды, посмотреть на улицу.И другие варианты)
Воспитатель. А какая бывает погода осенью?
Воспитатель. Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
Воспитатель.Какое время года было перед осенью? Какое придет после осени? (лето, зима)
Воспитатель.Что происходит с природой осенью? (световой день уменьшается, температура воз¬духа падает, летит паутина, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки и др.)
Воспитатель. Как можно назвать осеннюю погоду? (хмурая, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная)
Воспитатель. Какие краски природе дарит осень?
Воспитатель. Какие цветы цветут осенью? (гладиолусы, флоксы, астры, хризантемы, розы и др.)
Воспитатель. Какую одежду и обувь люди носят осенью, почему? (плащи, куртки, пальто, кофты, брюки, платья, юбки, сарафаны, пончо. Люди носят одежду, которая может защитить от ветра, дождя и холода.)
Воспитатель. Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с верха – ранней.
Теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.
Повторить, кто какие приметы Осени запомнил.
Воспитатель.А вот, что я подслушала, когда гуляла в парке, сейчас вам расскажу разговор осенних листьев
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила для новой весны.
А.Майков
Воспитатель. Как вы понимаете разговор листьев?
Физминутка
Давайте теперь вы представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
«Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель.Мы сегодня много говорили об осени, и она прислала нам послание. Давайте посмотрим,что нам приготовила Осень, она прислала нам листочки (дубовые, кленовые и березовые), которые потерялись или может улетели с деревьев. С каких деревьев улетели листья?
Игра «Найди дерево» (береза, клен, дуб)
Дети делятся на 3 команды и по очереди выбирают и прикрепляют листья к веточкам нужного дерева (на доске приготовлены нарисованные деревья без листьев).
Итог занятия.
Воспитатель. Итак, чем мы сегодня занимались? Что запомнили? Какие приметы осени? Кто, что узнал для себя нового? Что интересного было на занятии?
Рассматривание картин с изображением осени.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "В осеннем лесу"

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Формировать умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, учить делать выводы, умозаключения.

Задачи:

Образовательная : Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, способствовать закреплению счёта в пределах 10.

Развивающая : Развивать внимание, мышление, память, связную речь, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире, логическое мышление .

Воспитательная :Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, интерес к поэзии, живописи, музыке, а также любовь к природе в любое время года. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсии по экологической тропе сада.

Рассматривание репродукций и картин об осени.

Чтение художественной литературы по теме.

Заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.

- Заготовки из солёного теста.

Материал:

Демонстрационный: Репродукции картин «Золотая осень» Левитана; Шишкина. Картинки с изображением осеннего леса, перелётные птицы, листья и плоды с деревьев, аудиозапись «Шум леса», «Времена года. Осень».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся: Придумано кем- то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в группу залетел осенний листочек. В какой цвет покрасила его осень? Дети : золотой, жёлтый.

Воспитатель: Этот листок приглашает нас в сказочное путешествие. А чтобы узнать куда, вам надо отгадать загадку, слушайте:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят: Сашу – ежевикой,

Полину – брусникой, Никиту – орешком Диму – сыроежкой, Алису – малиной, Ваню хворостиной.

Дети: Это лес.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами совершим путешествие в загадочный лес,Но прежде нам надо посмотреть прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью? . Когда идет дождь - дождливая.

    Когда дует ветер – ветренная,

    Холодно - холодная

    Пасмурно - пасмурная

    Сыро - сырая

    Хмуро - хмурая

    Ясно - ясная

Воспитатель: Молодцы: Вы правильно говорите, о погоде. А теперь можно отправляться в наше путешествие. (Звучит музыка «шум леса»). Сначала пойдём по тропинке, переступим через лужи, перепрыгнем с кочки на кочку, пройдём по мостику, вот и пришли. Вот и лес – Здравствуй лес, дремучий лес,полон сказок и чудес! Сколько разных деревьев тут растёт, я загадаю загадки, а вы дадите ответ, но сначала давайте присядем. Загадки про деревья: Русская красавица стоит на поляне, В жёлтенькой кофточке, В белом сарафане (берёза)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год (ель).

Каждый год на нем с охотой

Вырастают самолёты. Жаль, что каждый вертолёт На один всего полёт (клён).

Тёмной он покрыт корой, Лист красивый вырезной. А на кончиках ветвей, Много-много желудей (дуб).

Стройная, высокая, С липкою смолой, Крепкой древесиною, Шапкою густой (сосна). Игра с движениями: «Пришла осень» Пришла осень, пришла осень. Мы с друзьями в лес идём, Много листьев самых разных Мы в букеты соберём

Вверх листочки мы поднимем И покружимся легко. А потом их вверх подбросим – Пусть взлетают высоко. Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Посмотрите перед вами несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вам известно что, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Отлично! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, дуют прохладные ветры, желтеет и высыхает трава. Иногда идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, кизил, шиповник, барбарис, боярышник, тёрн появляются в лесу грибы. Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее. Солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь. Небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночи холодные, листья на деревьях приобретают разноцветный окрас. Насекомых становиться всё меньше, улетают на юг журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи. Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и потемнели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди, ночью иногда бывает мороз, звери готовятся к зиме. Воспитатель: Замечательно. Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Ой, посмотрите, письмо на пенёчке лежит, «Детям 4-й группы от лесовика», он пишет, что нас ждёт сюрприз, если мы справимся с заданиями.

Для начала надо решить, лесные задачи: и на счёт и на внимание, слушайте внимательно, отвечайте старательно. Осенние задачи:

Дружно муравьи живут и без дела не снуют: Два несут травинку, два несут былинку, Три несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7).

Ёжик по грибы пошёл, Пять рыжиков нашёл. Три грибка в корзинку, Остальных на спинку. Сколько рыжиков везёшь На своих иголках, ёж? (2) На берёзе 3 толстые ветки. На каждой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок? Заяц весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2) Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат, Но один из них устал. А теперь ответ найди – сколько мишек впереди? (5)

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы отлично справились с задачами.

Воспитатель: Ещё задание лесовика, какие пословицы и поговорки вы знаете об осени.

Дети: Сентябрьпахнет яблоками – октябрь капустой. Осень – перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется да долго тянется. Осень идёт за собою дождь ведёт.

В ноябре зима с осенью борются.

Воспитатель: Дети, вы, верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Зайцы меняют серые шубки на белые. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка, меняет окрас с рыжего на серовато-белый. Делает запасы в дуплах деревьев и сухой листве.

Воспитатель: Хорошо. А теперь третье задание от лесовика.

Игра "Четвертый лишний"

    Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).

    Подосиновик, сыроежка, рябина , груздь (плод дерева)

    Белка, горностай, лиса, заяц (не меняет шкурку)

    Мышь, полевка, белка, заяц (не делает запасы).

Физкультурная минутка

Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу в лесу.

Локти согнули – кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем,

Это птицы на юг летят

Как они сядут, покажем -

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Физкультурная минутка

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дидактическая игра «Перелётные птицы»

Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому, что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время перелета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей):

    Никогда бы не было коротких дней.

    Не увидели золотую листву.

    Не наблюдали за цветными листьями.

    Не было бы листопада.

    Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, кизил, барбарис.

    Не успели - бы улететь птицы на юг.

    Не было бы туманов.

    Не летали бы серебряные нити паутины.

    Насекомые, жуки, червяки не успели - бы спрятаться и замерзли.

    Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

    Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

    Не лил бы осенний моросящий

Пальчиковая гимнастика «Птицы к югу улетают»

Птицы в небе тают, тают -
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх)
Все растаяли вдали
(ладонь «козырьком» ко лбу)
Аист, цапли, журавли.

(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

Если вместе мы встречаемся (соединить ладони)
Мы друг другу улыбаемся (Раскрыть ладони.)
Добрый, добрый, добрый день,

Нам здророваться не лень (Ритмично подушечками пальцев правой руки здороваться с пальцами левой руки)

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети: Воробьи, галки, вороны, голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

Воспитатель: Дети вы, верно, подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! У вас отличные знания о птицах.

Воспитатель: Хорошо. И последнее задание от лесовика.

На занятии по лепке вы делали оттиски дубовых листиков на соленом тесте, и вот они высохли. Возьмите карандаши и раскрасьте их так, как это делает осень.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие в сказочный лес? Что вам запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. Подарите свои работы гостям. У меня для вас угощенье от лесовика.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей об осени;
  • развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью;
  • развивать обобщённые представления о птицах;
  • развитие речи;
  • обогащение словарного запаса детей.

Словарная работа: перелётные, зимующие, кочующие

Оборудование: иллюстрации птиц, картины осени, шапочки животных, карандаши

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

Дети: С весёлым, хорошим

В: Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.

В: Послушайте стихотворение.

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

В: По каким приметам вы догадались, что это осень?

Д: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.

В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют )

В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Д: Мало света, тепла

В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?

Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.

В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?

В: Какая бывает осень?

Д: Ранняя и поздняя?

В: Что бывает ранней осенью?

Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.

В: Что бывает поздней осенью?

Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.

3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют ) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе )

Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.

Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.

Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.

Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

4. В: А сейчас отдохнём.

5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Д: Улетели в тёплые края

В: Почему они от нас улетели?

Д: Стало холодно и голодно

В: Как называются птицы, которые улетели?

Д: Перелётные

В: Назовите этих птиц?

Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Д: Зимующие

В: Назовите зимующих птиц?

Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.

В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири - это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают )

В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.

6. Игра "Помести птицу в свой дом".

В: Ребята, где живут птицы?

Д: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.

Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом.

7. Итог занятия

Понравилось ли вам занятие?

Что запомнилось?

Что запомнили интересного?

Галина Щука
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Образовательная область : «Познавательное развитие » .

Интеграция ОО : «Речевое развитие » , «Социально-коммуникативное развитие » , «Физическое развитие » .

Тема : «Осень » .

Цель : развитие познавательно -исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;

Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени ;

Закреплять умение образовывать слова;

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.

Развивающие :

- познавательную активность в процессе выполнения опыта;

Умения сравнивать, рассуждать;

Наблюдательность, любознательность, внимание;

Интерес к познавательной деятельности .

Воспитательные :

Воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

Умение договариваться;

Бережное отношение к живой и неживой природе.

Оборудование :

Смарт доска;

Смарт презентация к занятию ;

Ноутбук;

Предварительная работа : беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы» ; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень .

Используемый материал : бумажные осенние листочки ; демонстрационный материал : «Перелетные птицы» , «Зимующие и кочующие птицы» ; материал для опыта и исследования листьев (лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья , деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта); смарт доска; ноутбук; видеоматериал.

Ход занятия

Дети заходят в группу , становятся в круг, отмеченный осенними листочками .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем :

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, гости! В гости просим!

Воспитатель : Отгадайте, ребята, загадку.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен ,

Я время года….(осень )

Словесная игра «Погода осенью »

Воспитатель передает осеннюю веточку каждому ребенку, а он называет признак погоды осенью .

Воспитатель : У меня в руках осенняя веточка , я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью .

В : - Когда осенью идет дождь , какая погода? (дождливая)

В : - Когда осенью дует ветер , какая погода? (ветреная)

В : - Когда осенью холодно , какая погода? (холодная)

В : - Когда осенью пасмурно , какая погода? (пасмурная)

В : - Когда осенью сыро , какая погода? (сырая)

В : - Когда осенью хмуро , какая погода? (хмурая)

В : - Когда осенью ясно , какая погода? (ясная)

В : - Когда осенью солнце , какая погода? (солнечная)

Воспитатель : Слышите, ребята, звонок. Кто-то звонит по скайпу, сейчас ответим. Слайд 1

Воспитатель : Это детский сад «Сказка» , старшая группа , кто ты?

Лесовичок : Я старичок-Лесовичок . Ребята, у меня беда большая, проснулся сегодня утром от шума, гама. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень ?

Воспитатель : Ребята, напомним лесовичку, а какое сейчас время года? (осень )

Лесовичок : Такая путаница, птицы не улетели на юг, а животные не готовятся к зиме. Помогите навести порядок в лесу.

Воспитатель : Поможем лесовичку навести порядок в лесу? (да)

Лесовичок : Отправляю вам фотографию с тем, что происходит в лесу.

Фотография «Животные» . Слайд 2

Воспитатель : Да действительно, все перемешалось. А как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку) . А все ли животные осенью готовятся к спячке ? Давайте поиграем. Там, где луна, переместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.

Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» (на экране лес и отдельно стоящие животные, дети перемещают животных по заданию).

Лесовичок : Спасибо большое, что помогли правильно разместить животных. Высылаю вам следующую фотографию.

На экране, на фоне леса, перепутанные перелетные и зимующие птицы. Слайд 3

Воспитатель : Да здесь все птицы перемешались, вот поэтому и шум в лесу. А осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края) Давайте разберемся, кому улетать, кому оставаться зимовать. Поиграем в игру .

Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы» (дети разбирают силуэты птиц, перед ними ориентиры-картинки зимний лес и теплые края, после слов : «Осень наступает , ветры задувают, вмиг все птицы улетают», дети занимают свои места возле знаков).

Воспитатель : А теперь проверим, правильно ли разобрались с заданием, тех ли птиц мы отправили на юг? (проверка – самопроверка) .

Лесовичек : Спасибо вам, помогли отправить птиц в теплые края. Появляется картинка «Листопад» . Слайд 4

Воспитатель : Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад) . Давайте поиграем в игру листопад.

Физминутка :

Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем

Желтые листочки…

С дерева срывая. – движения руками

И летят листочки - кружатся

С ветки на дорожки.

И бегут по листьям – легкий бег

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем - шагают

И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.

Лесовичок : Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей)

Воспитатель : Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)

Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель : Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой) .

Опыт №1 : Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель : Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка» . Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод : У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос :

«Почему осенью листья изменяют окраску»

Воспитатель : А почему же листья желтеют осенью ? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

Что нам понадобится для этого эксперимента?

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети : на ткани появились зеленые пятна) .

Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений) .

А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Вывод : Когда наступает осень , становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Дети подходят к доске. На экране лесовичок. Слайд 5

Лесовичок : Спасибо вам, ребята. Теперь у меня и порядок в лесу, больше знаю, почему листья осенью желтеют и опадают . А мне пора идти спать, зима не за горами. До свидания.

Воспитатель : А как мы помогали лесовичку наводить порядок, как мы это делали? (дети отвечают, как помогали лесовичку) Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики , если вы считаете, что мы помогли лесовичку, то возьмите себе листик с улыбкой, если вы считаете, что не помогли, то возьмите листочек грустный.

Используемая литература :

1. Сооломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада . Конспекты занятий . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень . Часть1 и 2» . – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2010г.

3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

4. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи . Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д» , 2007г.