Домой / Для голубых глаз / Рождество и елка - какая связь? Почему на Новый год наряжают ёлку.

Рождество и елка - какая связь? Почему на Новый год наряжают ёлку.

Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается елка. Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.

Обычай устанавливать ель в доме на Рождество предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения. Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Как символ Рождества, елку запретили на целых 17 лет. Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с елкой, на котором было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни ель вернула себе статус символа Рождества.

Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, неувядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

Предание говорит, что первые украшенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, кроме ели. Бонифаций истолковал это как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа».

С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.

В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке "рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная - такая же, как на кремлёвских башнях.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год. Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.

Интересно, что Православная Церковь забыла о своем некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресной школе мы водим вокруг ёлки хороводы и поем песни.

Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.

Христиане жили без елок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках (как, в прочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если ёлка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка для нас – символ вечной жизни, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич ("Мое милое детство"), М.Толмачева ("Как жила Тася"), монахиня Варвара ("Рождество Христово - Детство золотое"), А.Федоров-Давыдов ("Вместо Рождественской елки") и многие другие. Всем известно и

Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Откуда пошла традиция украшать ель, разбиралась Валентина Новикова.

Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?

"Подпорченная репутация"

В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом. А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.

Колючая елочка и маленький глупый ослик

Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить. Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей. Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех. Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.

Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».

Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3). Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.

Германские племена и елка

Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.

Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой. Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.

Чудо из чудес

Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.

Рождество – один из самых любимых праздников во многих странах мира. Ведь в это время даже в самом зимнем воздухе разлито настоящее волшебство, а тематический декор придаёт жилищу вид сказочного пространства, наполненного необыкновенными видениями и сокровенными мечтами. Венки из остролиста, веточки омелы, гирлянды и свечи, фигурки Санта Клауса и его оленей украшают интерьер и экстерьер наших домов задолго до наступления долгожданного торжества, создавая неповторимую атмосферу радости и предвкушения чуда.

Однако даже самые дорогостоящие и изощрённые рождественские аксессуары ничего не стоят без главного символа Рождества, центра притяжения детей и взрослых – пушистой красавицы ели. Рождественское дерево может быть живым или искусственным, традиционно зелёным или эпатажно красным, возвышаться до самого потолка или скромно украшать письменный стол в кабинете, быть обвешанным сверкающими шариками или глазурованными пряниками. Но в любом варианте всеми любимая ёлочка непременно должна присутствовать в доме. Откуда же и почему появилось это лесное чудо в наших гостиных?

Экскурс в Средневековье

Когда-то давным-давно германские народы праздновали особенный языческий праздник Йоль, отмечая день зимнего солнцестояния. Они верили, что именно с этого момента начинается возрождение природы к новой жизни после зимнего оцепенения. Крестьяне выбирали в лесу вечнозелёное дерево (ель или омелу), символизировавшее бессмертие. Его украшали свечами и яблоками – напоминаниями о солнце, сладостями и колосьями пшеницы – знаками обильного урожая. Вокруг праздничного символа устраивались гулянья и проводились традиционные обряды и ритуалы, привлекавшие на землю солнце и тепло. Постепенно такие же маленькие ёлочки люди стали устанавливать и в своих домах.

После появления в средневековой Европе христианства многие языческие традиции незаметно вплелись в празднование церковных дат. К этому длинному перечню относится и Рождество Христово, которое по времени совпало с языческим Йолем. Поначалу вечнозелёная ель стала непременным атрибутом рождественской мистерии об Адаме и Еве, превратившись в символ райского сада. Позднее она преобразилась в неизменный элемент праздника. Вспоминая поверье о цветении и плодоношении всех растений в рождественскую ночь, верующие украшали христово дерево цветами и плодами. Затем к этому декору логично добавились сладости, свечи, бумажные и стеклянные украшения.

Рождественское дерево в России

Историю появления рождественской ели на Руси знают многие. Первые хвойные лапы украсили дворцы и избы в 1700 году в соответствии с указом царя-реформатора Петра I о праздновании нового года не 1 сентября, как это делали раньше, а 1 января.

Настоящие, но совсем небольшие, рождественские деревья впервые появились в гостиных петербургских немцев лишь в начале XIX века, скромно украшая один из углов помещения. Однако ежегодная установка одного из символов Рождества превратилась в настоящую традицию лишь с лёгкой руки великой княгини Александры Фёдоровны, впервые устроившей домашнюю ёлку в императорском дворце в 1817 году. Первое время ёлки были настольными и ничем не украшались. Позднее на их ветвях засияли свечи, а затем цветы, ленты и сладкое угощение для детей.

Первые десятилетия своего существования в России рождественская ель обитала лишь в императорских дворцах и домах придворной знати, а повсеместное распространение получила только после 1840 года. Мода на чудесное дерево мгновенно распространилась сначала в столичных городах, а затем и за их пределами. Ведь она поддерживала особенный дух семейного единения, присущий Рождеству, собирая вокруг всех чад и домочадцев: от мала до велика.

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога! Наступают чудесные новогодние и рождественские праздники. На них принято украшать помещение, наряжать ёлку, дарить друг другу подарки.

А знаете, почему на Новый год ставят и наряжают именно ёлку? Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить в этой статье.

Ещё в древние времена люди верили в жизнь лесных духов, которые обитали по их мнению, на хвойных деревьях. Чтобы духи не наслали несчастий, нужно было задобрить их. Поэтому древние люди производили определённые ритуалы и украшали ёлку разными плодами и лакомствами.

Почему на Новый год наряжают именно ёлку?

> Существуют несколько легенд, почему именно ёлка стала атрибутом Рождества и Нового года.

Одна из них гласит: Когда родился Иисус Христос, то поздравить Деву Марию с этим событием потянулись не только люди, но и животные, птицы, растения. Все несли какие-то дары для младенца и его матери.

Среди всех присутствующих была и Ель. Но, когда подошла её очередь заходить с поздравлениями, она не стала входить, а отошла в сторонку. Другие деревья очень удивились и спросили, почему же она так поступила. Ель, глядя на их пышную листву и богатые плоды, объяснила, что боится напугать Сына Божьего или уколоть своими иголками, и ей нечего подарить.

Растениям стало жаль ёлку, и они поделились с ней своими дарами: яркими цветами, сочными плодами, зелёными листочками, орехами. Когда такая красивая Ель приблизилась к младенцу, он заулыбался, и тут же над ней ещё ярче засверкала Вифлеемская звезда.

> Жители Европы уверены, что обычай ставить и наряжать ёлку ввёл глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Как-то раз, возвращаясь домой накануне Рождества, в ночное время через лес, он захотел порадовать свою семью и принес елку. Дети с радостью нарядили ёлочку свечками и ленточками. Впоследствии многие жители последовали его примеру.

Так традиция ставить и украшать на Рождество ёлку постепенно разошлась по всему миру.

Почему на Новый год наряжают ёлку в России?

> А в России отмечать Новый год с ёлкой впервые ввёл Пётр I, вернувшись из очередной поездки в Германию. Так же своим указом перед 1700 годом он повелевал Новый год праздновать 1 января, а не 1 сентября.

Но в то время эта традиция не прижилась. Возможно потому, что тогда у людей еловые ветви ассоциировались с проводами покойного на погост, а не с новогодним весельем.

> Считается, что обычай украшать ёлку в России возродила, жена царя Николая I, княгиня Александра Фёдоровна, немка по происхождению.

В 1818 году она велела поставить ёлки, украшенные фруктами и конфетами во всех помещениях царского двора в Москве.

Постепенно, эта традиция распространилась и на другие крупные города. Но всё же повсеместно наряжать ёлку на Новый год и Рождество в России начали только в конце 19 века.

> С приходом к власти большевиков ставить ель на праздники было запрещено, так как она ассоциировалась с религией и церковью.

> Но перед началом 1936 года ель разрешили устанавливать на Новый год, были организованы новогодние праздники, в магазинах стали продавать игрушки для украшения ёлки.

В СССР рождественская ель перешла в новогоднюю, а на её макушку стали устанавливать пятиконечную звезду.

> В наше время зелёная красавица считается обязательным атрибутом празднования Нового года, и ассоциируется с весельем, танцами, хороводами, Дедом Морозом и подарками.

Теперь я думаю, вы знаете почему на Новый год наряжают ёлку. И, если ваш ребёнок спросит об этом, вы всегда сможете рассказать.

Поздравляю всех с наступающим Новым годом! Желаю весело провести этот праздник в кругу семьи рядом с яркой сияющей зелёной ёлочкой (пихтой или сосёнкой)!