Домой / Для брюнеток / План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: "Беседа о доброте". Вовлечь родителей в совместную работу над проектом

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: "Беседа о доброте". Вовлечь родителей в совместную работу над проектом

  • способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств
  • способствовать формированию творческого воображения;
  • вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.
  • учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
  • познакомить с техникой рисования «монотипия»;
  • формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».

Оборудование и материалы: мольберт с контуром в виде сердца; большая плотная звезда, разрезанная на 3 части, со словами «улыбка», «поступок», «спасибо», столы для рисования, краски, кисточки, стаканы с водой, бумага в форме звездочек; разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.

Ход занятия

Дети сидят в кругу.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают )

Педагог: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
(Л. Полякова)

Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

(Дети отвечают ).

Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают )

Педагог: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить.

– Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

(Под музыку воспитатель достает красивый ларец)

– Это добрая волшебница подарила нам ларец с дарами доброты. Как вы думаете, что там может лежать?

Дети: Игрушки, книжки, другие подарки…

Педагог: Ребята, а что может быть добрым.

Дети: Добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд…

Педагог: Правильно, именно такие дары там и лежат. Но посмотрим на них мы потом. Неслучайно добрая волшебница подарила этот ларец именно сейчас, когда все люди живут в ожидании Нового года и Рождества. В это время всё словно превращается в добрую сказку, а сегодня ночью был сказочный звездопад, и одна из звездочек упала недалеко от нас. Об этой звёздочке я сейчас расскажу.

(Педагог рассказывает сказку «Звёздная девочка» (А. Лопатина, М. Скребцова))

Сказка «Звездная девочка»

«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного.

Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять.

Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».

Педагог: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?

Дети: Наверно, это были доброта, радость, любовь…

Педагог: Отлично, ребята. Одна звезда отзвёздной девочки упала недалеко от нас. Но, к сожалению, она была такая хрупкая, что рассыпалась. Посмотрите на эти частички, давайте соберем их вместе и посмотрим, что получится.

(Дети переходят к коврику и собирают рассыпанные частички, на них написаны слова)

– Давайте прочитаем, что здесь написано.

Дети (читают) : «Спа-си-бо», «пос-ту-пок», «у-лыб-ка».

Педагог: Как вы думаете, почему звездочка подарила нам эти слова, что они означают?

(Дети разделились на 3 группы, по количеству частичек, и обсуждают значение написанных слов, и какое отношение они имеют к слову «доброта»)

Педагог: Давайте еще раз зачитаем слова и расскажем, что они означают.

Дети 1-й группы: «Спа-си-бо». Добрые люди всегда говорят спасибо, за все благодарят, и вообще говорят больше добрых вежливых слов.

Дети 2-й группы: «Пос-ту-пок». Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки, дела.

Дети 3-й группы: «У-лыб-ка». У доброго человека всегда доброе выражение лица, он часто улыбается и от этого другим становится лучше. Человек как бы светится изнутри.

Педагог: А вас в жизни вы встречали добрых людей или добрые поступки? Расскажите о них.

(Дети приводят примеры из своей жизни. Например: Моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая, она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т.п.)

Педагог: Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди.

Физкультминутка (под музыку)

Педагог: Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда. Сердце у звёздочки доброе, как оно может стучать? (Отбивание хлопками ритм биения сердца).

Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали).

Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими). Молодцы ребята.

Педагог: Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «звезды доброты». Но что нам для этого потребуется?

Дети: Волшебные краски!

Педагог: А где же мы их возьмем?

(Рассуждения детей)

Педагог: Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты, радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши волшебные «звезды доброты». Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.

Педагог: Листы бумаги сложить пополам, развернуть– капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.

(Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)

Педагог: Ребята, вы подарили волшебный цвет своим звёздочкам, молодцы! Но теперь ее надо оживить. Давайте прикрепим свою звёздочку к мольберту назовем добрые дела, которые мы можем сделать для своих друзей и близких.

(Дети подходят к мольберту, говорят пожелания, вешают свои звёздочки на контур в форме сердца.

– Я буду слушаться свою бабушку, и она сможет играть со мной в куклы.

– А я буду помогать моей мамочке, чтобы она поменьше уставала.

– А я больше никогда не буду ссориться со своим братом и поделюсь с ним своими игрушками и т. п.

Педагог: Какое красивое созвездие у нас получилось! Как мы его назовём?

Дети: Доброе сердце!

Педагог: Ребята, помните о ларце волшебницы с дарами доброты? И мы назвали, что там может находиться? Как вы думаете, мы сможем воспользоваться ее подарками? Что для этого надо сделать?

Дети: Поможем волшебнице оживить её дары!

Педагог: Что для этого нужно?

– Просто улыбнуться друг другу.

– Подарить друг другу добрый взгляд

– Сказать доброе слово.

– Помочь тому, кто в этом нуждается и ничего не ждать взамен и т. п.

Педагог: Оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

(Под музыку дети открывают ларец, а в нём подарок от звёздной девочки – разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.)

Педагог: Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты. А дома я предлагаю нарисовать «Солнце доброты», у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. А потом принесете в группу ваши рисунки и расскажите о своем «Солнце доброты».

Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь - это важнейшие характеристики личности. Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым - читайте в нашей статье.

Детская доброта

Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы. Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь. Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.

«А знаете ли вы, что доброта - основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».

Добрый ребёнок или не очень - зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь - не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта - это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно - воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Смотрите видео о том, что такое доброта и как стать ребёнку добрым

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как , жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Как стать добрым?

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным.

  1. Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.
  2. Приучаем заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться . Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
  3. Учим совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

«Совет. Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой».

Милосердие и сострадание

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший ещё азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже - когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

  • Сочувствует ли он людям?
  • Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
  • Ласков ли он с родными?
  • Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы :

  1. Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
  2. Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко - весёлое, а это - грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки - научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни - это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Детям о милосердии

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего - начать делать простые и полезные вещи:

  • показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
  • подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
  • помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
  • отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
  • регулярно помогайте соседям
  • учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Уроки доброты

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?

  1. Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
  2. Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
  3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Сказки о добре

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те , которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни - путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.


Приёмы воспитания

Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребёнка:

  1. Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
  2. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
  3. Учите ухаживать за животными. По возможности, дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
  4. Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать - плохо.
  5. Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
  6. Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
  7. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

«Это интересно. Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты».

Выводы

Доброта формируется в семье. Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Чем больше в мире добрых людей, тем лучше становится мир. Учиться добру нужно всю жизнь. Иногда люди, абсолютно уверенные в своей правоте, творят чудовищные вещи. В их глазах развязанная война всегда находит оправдание. Немало взрослых людей поддавалось и поддается сейчас идеям, которые мастерски выдаются за добро. Значит, кроме понятия о добрых и злых поступках нужно еще обладать критическим мышлением, которое поможет отличить первые от вторых.

В качестве примера возьмем гитлеровскую германию. Тогда большая часть ее населения свято уверовала в идеи, которые для нас стали воплощением зла. Но даже тогда среди них были немцы, которые не поддались пропаганде. Они остались верны здравому смыслу и идеям добра.

Приведу пример на бытовом уровне. Скажите, велика ли вероятность того, что добрый ребенок свяжется с дурной компанией? Полагаю, она крайне мала.

Это зависит от нас

А что, если все люди на земле будут настолько разумны, что легко отличат правду ото лжи? Что если они будут следовать только идеям добра? Вопрос в том, нужно ли это тем, кто влияет на систему образования. Уже в который раз поднимается вопрос о том, что наши школы перестали воспитывать. Они предлагают только образовательные услуги. Даже не скрывается, что задача школы вырастить грамотных потребителей. Не героев, не добрых и порядочных людей, а потребителей. Так что мы – родители пока остаемся теми, в чьи интересы действительно входит научить детей добру.

Я знаю, что родителей волнует вопрос, сможет ли добрый ребенок защитить себя? Не будут ли его обижать? Нужно ли ребенка учить давать сдачи? У психологов есть точные ответы. Но Сказитель сказал бы так: «Драться нельзя, защищаться можно. Но противодействие должно быть равнозначно действию. Не правильно идти с кулаками на того, кто только обзывался. Но и ругаться самому тоже не следует. Лучше избегать конфликтов и стараться решать все мирным путем».

Согласитесь, мы сами не всегда знаем, как поступить правильно. Представьте, насколько сложно ребенку. Что же делать?

Помогут добрые истории

Мне кажется, мир держится на добрых историях. Несмотря ни на что мы ищем их в книгах и фильмах. Именно истории помогут вам воспитать добрых детей.

Нельзя относиться к художественной литературе, как к развлечению, словно она и не полезна. Польза от книг не соизмерима. Фильмы – это тоже истории. Смотрите их вместе с детьми и после просмотра обсуждайте увиденное. Кто герой, как он поступал, о чем фильм.

Если ребенок попросит вас рассказать о добре, вы можете воспользоваться этим материалом. А в конце его я дам ссылку на добрую сказку.

Что такое добро?

Одна женщина попросила друзей рассказать о своих добрых поступках. Но никто не мог ей ответить. Люди чувствовали себя странно, вроде добро было, а тут словно сразу память отрезало. Что же мы совсем ничего доброго не совершаем? А как же истории спасения животных? Или истории о добром материнском сердце?

Может быть дело в том, что добро – это норма жизни. Оно воспринимается, как должное, и мы не придаем ему значения.

Добро на самом деле повсюду. Оно в улыбке, которую мы дарим друг другу. Оно в сострадании, когда мы оказываемся рядом с человеком, попавшим в беду. Как вещество состоит из мельчайших частиц, так и вся наша жизнь пронизана добром.

Есть поступки, которые мы называем разными именами: великодушие, милосердие, щедрость, взаимопомощь, отзывчивость, искренность, добродушие, гостеприимство. Эти качества свойственны людям. Значит, все мы добрые люди. И это не просто так, это не случайность.

Добро – естественная потребность человека

Добро необходимо для выживания всех людей. Вероятно, это качество закреплено где-то в генах. Оно есть в каждом человеке и даже приводит к выработке в организме гормонов удовольствия. Вспомните, после доброго поступка, вы чувствуете себя хорошо. На душе было радостно. Это и есть те самые гормоны.

Так что добро в природе человека. У кого-то потребность делать добро очень сильная. В качестве примера можно привести волонтерские движения. В нашей стране действует волонтерская организация под названием Лаза Алерт. Отряды добровольцев ищут потерявшихся людей. Им никто не платит зарплату. Свою помощь волонтеры предлагают бесплатно. Их награда – радость и умиротворение. Они чувствуют себя необходимыми.

Почему в мире есть зло?

Но что происходит с нашим всеобщим добром, когда на земле ведутся войны? Добро – это зерна человечности, брошенные в почву звериной души. Есть такое выражение: «человек самый страшный зверь». Начиная с того времени, когда люди жили в пещерах, они успешно пользовалось своей звериной сущностью. Сначала люди сделали каменные топоры и ножи, чтобы справляться с хищниками. Потом стали драться между собой. Без добра люди рано или поздно уничтожили бы друг друга. Отдельные племена действительно исчезли, те же, кто выбрал добро и стали заботиться о своих детях и стариках, - выжили. Чем дальше уходит человечество в своем развитии, тем нужнее нам добро.

Что будет, если добра станет еще больше?

Хочется представить, что в будущем мы получим мир, полностью построенный на идеи добра. Например, бесплатная всемирная медицина. Нет никаких платных услуг. Жизнь человека – главная ценность. Если кто-то заболевает, его спасают всем миром. Лучшие врачи мира спешат ему на помощь.

А как ты представляешь мир полный добра? Расскажи, как бы тогда жили люди.

От автора. Мое видение темы может отличаться от вашего. В статье я постаралась опираться на науку. Если вам ближе религиозные представления о добре, то конечно, их вы и передадите своим детям. Способ не важен. Важен результат. Мы хотим, чтобы в мире было больше добра!

Игра-занятие. Итоговое мероприятие проекта «Что такое доброта» с детьми старшего возраста

Что такое доброта

Сафонова Наталия Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ №46
Центрального района Санкт-Петербурга


Цель: нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле. Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева "Цветик - семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о доброте Материал к занятию: Цветик - семицветик, шкатулка, письмо. Ход занятия: Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, а что такое доброта? (ответы детей) Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро - это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать - это музыка, стихи, слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек». А легко ли быть добрым? Как вы думаете? (Высказывания детей). Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой? Дети: Да! Конечно! Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок, вы догадались? Дети: ДА "Цветик - семицветик". Стук в дверь, приносят тазик, а в нём вода, морковка, ведро и рядом лежат конверт и шкатулка. Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! Кто это может быть? Дети: снеговик. Воспитатель: правильно, он растаял, но сделал доброе дело. Открывает конверт и читает его "Дорогие, ребята! Я, Фея вежливости и доброты, хотела подарить вам волшебный цветок «Цветик-семицветик». Но злая колдунья Злость перехватила его, заколдовала и спрятала его лепестки в шкатулку. Расколдовать можно, если вы выполните семь заданий. После каждого правильно выполненного задания шкатулка -откроется и вы получите один лепесток и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик - семицветик. 1 задание: «Прочитай стихи о доброте» Ребенок: Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека… Ребенок: Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. Ребенок: Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались, Чтобы детям снились радостные сны. Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире больше не было войны. 2 задание: Игра «Назови ласково» Дети встают в круг, подают руку и называют соседа по имени ласково. 3 задание: Игра «Выбери хорошие поступки» (разыгрывание сценок) Здесь нам нужно выбрать хорошие поступки. 4 задание: «Загадки про сказки» Ребята, мы узнаем о добре и зле из разных сказок. Интересно, сможете ли вы узнать сказочных героев из моих загадок и сказать кто из них совершал добрые поступки, а кто злые? Кто - то хитрый, ой, ой, ой. Постучался к ним домой. Съел доверчивых ребят Серых, маленьких козлят…(«Волк и семеро козлят») Не ходите дети, в Африку гулять. Может вас разбойник в Африке поймать. Не любит он животных, не любит он детей Страшный и ужасный..(«Бармалей») Бабусю знает целый свет, Ей отроду лишь триста лет. Там на неведомых дорожках Дом ее на курьих ножках…(«Баба Яга») Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит, Добрый доктор …(«Айболит») Девочка чумазая, вся в золе измазана. Но придет ее пора, И из кухни, со двора Попадет она на бал, Тот, что сам король давал. Туфелька хрустальная соскользнет с ноги. Кто же эта девочка? Узнать нам помоги… («Золушка») 4 задание: «Спой песню о доброте» 5 задание: Игра «Доскажи словечко» Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте. . Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо) . Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день) . Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста) . Если друг попал в беду,…(помоги ему) . Решай споры словами, …(а не кулаками) . Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание) . Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте) Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. 6 задание: «Игра «это я, это я, это все мои друзья»» Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо? Кто из вас, скажите, братцы Забывает умываться? Кто из вас в маршрутке тесной Уступает старшим место? Кто из вас все позабыл, Вещи в шкафчик не сложил? Кто из вас молчит как рыба Вместо доброго «Спасибо»? Кто, скажите без затей Любит всех своих друзей? Кто быть вежливым желает Малышей не обижает 7 задание: Игра «Цветик-семицветик» Нужно загадать желание для всех людей Лети, лети лепесток. Через запад на восток, Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели! Вели, чтобы все люди на земле были здоровы, счастливы, весёлыми, добрыми… Ребята, мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово "Доброта" Доброта - вещь удивительная. Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым. Быть добрым - значит отдавать Тепло свое другим. Быть добрым - значит понимать И близких и чужих И радости порой не знать, Заботясь о других. Конечно, доброму трудней, И все же посмотри: Как много у него друзей! А злой всегда - один… Этот волшебный цветок останется в нашем детском саду и первое желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова (произносят). Я хочу, чтобы дети в нашем саду «Гармония» были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!

Цель : показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить их к этому; осуществлять преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование среди родителей (Приложение №1)
  2. Педагогические ситуации для коллективного разрешения

(Приложение №2)

  1. Цикл бесед с детьми на тему «Доброта», «Волшебные слова»

План проведения:

  1. “Как сделать детей добрее”!

А) Интервью с родителями: “Как воспитать добрые чувства у ребёнка?”

Б) Игра «Волшебный стул»

В) Коллективная работа родителей.

Г) Результаты анкетирования родителей.

2. Выступление детей старшей группы: “При солнышке тепло, при матери – добро!”

Родительская гостиная начинается с песней

«Дорога добра» сл. Ю.Энтина, муз. Минкова М. в исполнении родителей.

Ведущий: (на фоне музыки)

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, чёрствости, злобе? Об этом пойдёт сегодня наш разговор на нашей встрече, тема которой “Посеять в детских душах доброту”.

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых чувств? Над этим вопросом задумывались многие учёные, педагоги, да и просто люди. Остаётся этот вопрос актуальным и сейчас. Вы согласны со мной?

“Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать”! – В.А. Сухомлинский.

Из этого высказывания видно, что добрым ребёнка можем, должны и обязаны сделать мы с вами, взрослые.

Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?

Необходимо любить ребёнка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила,стимулирует взросление ребёнка, и доброе отношение к окружающим. Любовь к детям не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, всё это отравляет жизнь ребёнка, вносит в неё разочарование и злобу.

Очень важно – очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребёнок теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, он с лёгкостью найдёт приют в “тихом омуте”.

Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Пример во всём: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота оних. Ведьотзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребёнке. “Трудно привести к добру нравоучениям – легко примером” (Сенека). Дети в маленьком возрасте (примерно от 1 до 5 лет) делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Этот период хорош тем, что родители являются абсолютным и неоспоримым авторитетом для своих малышей и могут максимально повлиять на их поведение и воспитание в целом. Поэтому второе, что вам необходимо делать – это стать “эталоном доброты” для своего ребенка. Помните, что так будет не всегда (настанет время, когда ваш авторитет подвергнется сильному давлению со стороны сверстников и кумиров), поэтому приложите все усилия, чтобы самому соответствовать тем стандартам, к которым вы ведете своего ребенка.

Наверное, не зря говорят в народе: “Слово лечит, слово ранит”. Для воспитания у ребёнка добрых чувств необходимо правильно оценивать поступки и проступки детей. Всегда надо подмечать всё хорошее, что сделал малыш и похвалить его за это. Если ребёнок оступился – необходимо напомнить ему, что такой хороший, умный человечек не должен поступать плохо, не подумав. Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, приласкать, утешить подбодрить словом ребёнка в трудную минуту. И тут как нельзя лучше подходят слова поэта: Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В жизни без ласки – знайте,
Слёзы, дожди, озноба.
Детям и взрослым – знайте,
Ласка нужна – не злоба.
Корень теряет краски,
Если напиться нечем.
Как человек без ласки
Он опускает плечи.
Как скопидом монеты
Ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.

А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, представить такую ситуацию: “С вашим ребёнком случилась неприятность, но для него это настоящее горе, он очень переживает, нервничает, до слёз. Случайно, ребёнок поскользнулся и упал, при этом разорвал курточку. Наша задача, подобрать такие слова утешения и сочувствия, чтобы успокоить ребёнка, поддержать его, вернуть ему уверенность в себе, дать понять, что мы его очень любим.

Под мелодичную музыку, из рук в руки передается мягкий предмет (мяч, мягкую игрушку, кусочек меха) и родители говорят слова сочувствия.


Итак, в ходе нашего разговора, мы пришли к тому, что воспитать у ребёнка доброе отношение к окружающему миру возможно. И воспитание это состоит из наших случайных слов, прикосновений, взгляда, личного примера, любви к ребёнку.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций” поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения.

В нашем детском саду проводится цикл занятий по воспитанию доброты, отзывчивости. Целью наших занятий является развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Непосредственно эти занятия помогают детям осознать понятие “доброта”. (Приложение №3)

А) Интервью с родителями: “Как воспитать добрые чувства у ребёнка?”

  1. Считаете ли вы, что воспитание доброго ребёнка, в первую очередь зависит от родителей, семьи? Почему?
  2. Какими средствами добиваетесь Вы доброго отношения детей друг к другу?
  3. Предотвратить жестокость детей – это значит…
  4. Какие виды наказаний Вы применяете к детям?
  5. Какие чувства, по-вашему, вызываете Вы у ребёнка: любовь, уважение, интерес, страх, безразличие, иронию, презрение, страх, ненависть?
  6. Какие чувства у Вас вызывают дети? Верители вы в истоки их доброты? Да? Нет? Почему?
  7. Есть ли у вас дома животные или растения, кто за ними ухаживает?
  8. “Воспитание доброты ребёнка должно начинаться с поощрения его за хороший поступок” Согласны ли вы с этим мнением?
  9. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: “Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру”. Ваши действия?

В) Педагогические ситуации для коллективного разрешения

Г) Коллективная работа родителей.

Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо» и с осознания своих поступков как хороших или как плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок - это крупица добра, вложенная в огромный мир доброты? От нее становиться теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок - крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»? Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать и увидеть. Как «оживить» эти понятия? Как заставить их "работать"?

Ответить на эти вопросы нам поможет Хорплоша-это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей.

Идея проста. Если ребенок совершает хорошие поступки, она становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое и безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.

Что может быть интереснее игры? Конечно же, только игра с персонажем. На примере Хорплоши ребенку легко понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение. Для того, чтобы выявить ее влияние, я предлагаю провести работу по введению Хорплоши в жизнь детского сада. И для начала вы, родители, сегодня из подручных материалов смастерите такого персонажа – Хорплошу.

Коллективная работа родителей по подгруппам под спокойную музыку

Д) Результаты анкетирования родителей по теме.

2. Выступление детей старшей группы «При солнышке тепло, при матери – добро!”

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети росли чуткими, отзывчивыми, добрыми, пожалуйста, старайтесь выполнять рекомендации педагогов детского сада.

Памятка для родителей “Посеять в детских душах доброту”

  1. Ласково, по имени называйте ребёнка.
  2. Учите с детьми стихи, пословицы о доброте.
  3. Создавайте ситуации зовущие к добру и состраданию
  4. Составляйте с детьми сказки о доброте.
  5. Не унижайте ребёнка.
  6. Не обсуждайте поступки при посторонних.
  7. После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте ему понять, что вы ему сочувствуете.
  8. Рассказывайте о добрых поступках других детей.
  9. Учите заботиться о старших и младших членах семьи: делать подарки, делить игрушки, помогать одеваться и т.д.

10. Личным примером показывайте, что добрые дела веками живут.

Уважаемые родители, в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Не нужно никогда забывать, что рядом с добротой всегда идет улыбка. Улыбайтесь чаще, дарите улыбки свои окружающим, от этого и самому становится теплее и радостнее. Ведь только счастливый человек, человек, который живет в ладу со своей совестью, может быть по-настоящему добрым и счастливым. Улыбаясь, вы поднимаете свой иммунитет и сопротивление к болезням. Будьте здоровы.

В заключение дети и родители поют песню “Улыбка” сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского

Приложение №1.

А Н К Е Т А

Уважаемые родители!

Ваш ребенок посещает детское дошкольное учреждение с теплым и ласковым названием "Золотая рыбка". Мы хотим, что бы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.

Ф.И.О. родителей_______________________________________

Имя ребенка, возраст ____________________________________

Есть ли еще дети в семье? Возраст.

Да_______________

Нет______________

Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?

Да_______________

Иногда __________

Нет______________

Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?

Да_______________

Иногда __________

Нет______________

Какими бы вы хотели видеть своих детей?

______________________________________________________________

Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить?

Да_______________

Нет______________

Не знаю___________

Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение?

Да_______________

Иногда __________

Нет______________

Приложение №2

1. Решение педагогических ситуаций.

1.) «…На глазах у родителей мальчик, выйдя из группы, ударил

девочку по голове.

Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у тебя заболит.

Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.

А пусть не плюется! – с искренней убедительностью в правоте

содеянного ответил тот.

Видит? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.

Он защищался!

Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет.

Как поступили бы вы? (Обсуждение).

2.) «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.

Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?

В чем не права мать?

Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?

Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?

3.)«….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.

– Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.

Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности Отец ответил:

« У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в беде».

Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,

нуждающимся?

4). «…Как-то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать, мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».

Можно ли применить утверждение В.А.Сухомлинского «Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?

5.) « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно: мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька. Мальчишки охотно объясняли: это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря, видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя. Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.

Ваше отношение к мальчику и отцу?

В чем виноват отец?

Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?

6.) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

-«Ты куда? – спросила девочка.

- «В больницу, навестить Марину».

Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

Дала ли урок доброты мать своей дочери? Как она это сделала?

Почему дочь прижалась к руке матери?

Захочется ли Наташе снова принести радость другому?

Приложение №3

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
И. Романов

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Л. Николаенко

“Доброта”.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев