Домой / Для брюнеток / Простейший и самый эффективный метод запоминания любой информации «Цицерона.

Простейший и самый эффективный метод запоминания любой информации «Цицерона.

Для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. О сновная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. В нимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. О бзор . Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Д оводка . Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. О риентировка . При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Ч тение . При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. О бзор . При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Г лавное . Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест .

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак . В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» - слезу или антиулыбку, для «размышления» - лампочку и т.д.

Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение : нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.

Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на .

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.

Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.

Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям , которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов - 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

Создание матрицы

Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием. Возможны различные варианты для создания системы.

Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении - можете не сдерживать себя. Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке - от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

Метод Цицерона: запоминание и извлечение из памяти

Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Первый образ с первым элементом, второй - со вторым и т.д.

Для того, чтобы вспомнить запомненное слово нужно вспомнить первый образ системы с созданной ассоциацией. На основе ассоциации вспоминается первый образ, потом переходим ко второму. Если приходится желательно подготовить несколько дорог и использовать их по очереди. Иначе может возникнуть путаница с ассоциациями - при создании нескольких ассоциаций с одним образом системы может возникнуть путаница - какую именно ассоциацию нужно использовать в данном случае.

МЕТОД ЗАПОМИНАНИЯ ЦИЦЕРОНА Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять в любом месте, где вы находитесь.

Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя - Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо решить для себя, какой последовательности обхода комнаты вы будете придерживаться. Другими словами, вам необходимо определить последовательность мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове. Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, вы можете попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно: достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой). Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Чем больше вы запомните расположение предметов, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо, соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру или дом, а также хорошо знакомые жилища друзей и родственников, рабочий кабинет, и даже хорошо изученные участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т. п. Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов) - другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы. Рассмотрим пример того, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Мы будем размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. В примере мы постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Итак, сыром затыкаем щель в замке, щенка сажаем около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, а мы пытаемся запретить ему это делать. Пластилин мы приклеиваю к зеркалу, причем залепляем им почти всю поверхность, чтобы не было видно отражения. Линейку прикрепляем к дверцам шкафа: теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваем вместо лампочки в люстру. Теперь на нашем пути возникает дверь в комнату. Мы вставляем письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диван; мы представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово «лес». Мы представляем, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно. Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы. Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Другие способы развития памяти 1. Развиваем память, тренируя внимание. Мы запоминаем только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе или в учебе вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда. 2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников, которые не учат стихи. Ей посоветовали предложить ученикам отжиматься и повторять текст вслух. Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц. Даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи (может не целиком, но с самого натренированного места). Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память. 3. Запоминаем по частям. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре. 4. Повторение - упражнение для развития памяти. Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят, и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз, и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти. 5. Развивайте память, открывая для себя новое. Когда информация запоминается без усилий, она дольше хранится. Совершенствуясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы можете не думать о том, что это необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память и, следовательно, развиваетесь. 6. Придумайте свой способ развития памяти. Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее и что может помочь лично вам сохранить драгоценную информацию. Попробуйте делать для себя маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах, прикрепляйте их на доске, над рабочим столом или монитором. Самое главное правило для развития памяти - в записях не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.

Главным отличием современной жизни является тот огромный поток информации, с которым человеку приходится сталкиваться практически ежедневно. Многим из нас нужно знакомиться с поставленными задачами и с намеченными планами, выступать перед большим количеством людей, правильно и красиво излагая им свои мысли, заниматься обучением, вызывая интерес у своих подопечных, и т.д. Однако далеко не каждому человеку под силу быстро и в полном объеме вносить в память полученные данные. И очень часто для того, чтобы запомнить необходимую информацию, люди пользуются методом ассоциации. Однако он не всегда достаточно эффективен. Его недостаток кроется в том, что подходит подобный способ лишь для небольшого числа объектов. А ведь порой возникает необходимость в усвоении произвольного текста среднего объема. В этом случае ассоциативная техника нужного результата не принесет. И тогда на помощь придет способ, который основан на работе с образами - мнемотехника. Метод Цицерона является как раз таким из них. Он и позволяет запоминать большое количество информации.

В переводе с древнегреческого слово «мнемотехника» означает «искусство запоминать». В результате его освоения человек не только развивает свою память, но и получает возможность обстоятельно и плавно излагать необходимую информацию, то есть приобрести ораторские навыки.

История появления

Метод Цицерона назван в честь государственного деятеля Римской Республики. Марк Туллий Цицерон вошел в историю и как знаменитый оратор, который прославился своей способностью воспроизведения по памяти большого количества исторических фактов, цитат и дат без использования, заготовленного на бумаге текста своих выступлений.

Однако подобный прием был использован еще до Цицерона. Его применял древнегреческий поэт Симонид. Однажды он участвовал в пышной и обильной трапезе, которую покинул раньше всех гостей. После ухода поэта в комнате обрушился потолок. Гости и хозяин дома погибли. Симонид пришел на опознание погибших и смог воспроизвести в памяти нахождение каждого человека в процессе празднования.

Но кто бы ни стоял у истоков возникновения данного способа, метод Цицерона на сегодняшний день считается одной из самых древних техник запоминаний.

Причины плохой памяти

Почему же далеко не все люди способны быстро запомнить большой объем информации? Дело в том, что память каждого человека обладает индивидуальными особенностями. Так, кто-то с легкостью, прочтя лишь один раз, сможет наизусть заучить таблицу умножения, но при этом практически сразу забудет имя того, с кем только что познакомился. Другим же людям, напротив, дана от природы хорошая зрительная память, однако выучить самые элементарные правила русского языка у них получается «со скрипом». В чем кроются причины нарушения памяти? Их всего пять. Рассмотрим их подробнее.

Отсутствие интереса

Существует самая популярная причина плохой памяти человека. Она кроется в отсутствующем или сниженном интересе. Ведь, согласитесь, довольно сложно запомнить ту информацию, которая не вызывает никакого желания для развития в данной области. И если человека, который не любит поэзию, попросить заучить стихотворение, то выполненное задание для него будет равносильно подвигу.

Невнимание

Еще одной причиной плохой памяти становится низкая концентрация на получаемых данных. На сегодняшний день на современного человека ежедневно выливается огромный поток информации. Это просто не дает ему возможности вникнуть в полученные данные. Порой люди, даже не понимая сути, не стремятся реализовать на практике ту информацию, которую они получили. И это, к сожалению, становится привычкой. Также на продуктивность деятельности человека негативно влияет и одновременное исполнение нескольких задач.

Прочие причины

Стоит отметить, что хорошая память природой нам не дается. Она является навыком, который требует своего развития. Влияет на ее уровень неправильное питание, авитаминоз и кислородное голодание организма. Также негативно сказывается на памяти и настоящий бич современного человека - депрессивное состояние. При таком самочувствии вряд ли можно не только запомнить вновь поступившую информацию, но и воспроизвести уже знакомую.

Именно поэтому каждый из нас должен включать в свой рацион здоровую пищу, постоянно совершать прогулки на свежем воздухе, заниматься физкультурой, приобщаться к активной жизненной позиции и не давать волю депрессиям.

Упорный труд

Известность государственного деятеля и оратора Цицерона распространялась по стране и по всему миру буквально со скоростью света. Его талант произношения речей до сих пор ставится в пример и нашим современникам. Так все же способность выступать перед огромной аудиторией без записей и подсказок была его даром или кропотливым трудом над развитием навыка запоминания? Без всякого сомнения, усердной работой, выполнение которой доступно каждому.

Овладев методом Цицерона, любой человек сможет легко удерживать в памяти фразы, слова, цифры, даты и прочую информацию. Однако для того, чтобы придти к такому результату, потребуется приложение огромного ежедневного труда. Другими словами, тренировка по методу Цицерона на запоминание должна проводиться каждый день.

Суть метода

В чем заключен основной смысл данного способа? Запоминание по методу Цицерона предусматривает создание матрицы образов. Они впоследствии позволяют фиксировать в памяти большие объемы данных, а не только один из фрагментов текста.

Запоминание по методу Цицерона заключается в выделении ключевых единиц информации, которые затем мысленно расставляются в определенном порядке в хорошо знакомом помещении, например, в комнате собственного дома. Во время выступления достаточно вспомнить во всех деталях созданный в воображении интерьер и воспроизвести его слушателям.

Это же делал и сам Цицерон. Перед каждым выступлением он прогуливался по многочисленным комнатам своего дома, «расставляя» важные идеи своей будущей речи в различных местах хорошо знакомых ему помещений. Это и позволяло оратору блестяще запомнить текст.

Начальный этап работы

Метод Цицерона при запоминании заключается в использовании мнемотехники. Для того чтобы воспроизвести свою речь в строгой последовательности, оратор разбивал текст выступления на части, готовя каждую из них в одном из своих покоев. Перед тем как выйти на публику, Цицерон совершал мысленную прогулку по комнатам, придерживаясь определенного маршрута. Все это помогало ему вспомнить именно ту часть речи, которую он готовил в том или ином помещении.

Перед тем как приступить к работе с текстом, понадобится прочесть его и выяснить о чем он. Далее вся информация должна быть разбита на несколько частей, несущих свое смысловое значение.

Обход помещений

Далее по методу Цицерона необходимо запомнить каждый из выделенных разделов информации. Причем сделать это необходимо в различных комнатах своего дома или квартиры. Порядок следования по ним должен быть строго определен. Например, из прихожей нужно переходить в ванную, из нее - направляться в туалет, далее следовать на кухню, пройти через гостиную, посетить детскую и завершить свой маршрут в спальне. Текст в таком случае должен быть воспроизведен с учетом последовательной подачи всех его частей. А для лучшего запоминания конкретной информации потребуется мысленно обходить каждую из комнат. При этом в ее определенных местах должны быть размещены конкретные данные, которые впоследствии можно будет с легкостью воспроизвести. Для начала так же, как это делал и сам автор методики, рекомендуется походить по комнате и мысленно расставить в ней все необходимые элементы. Таких тренировок понадобится лишь несколько. После этого образ комнаты человек легко начинает воспроизводить в своей памяти, мысленно вспоминая все те предметы, которые находятся в ней.

Метод Цицерона основан на принципе пространственного воображения, и для его максимально эффективного применения важно сохранять последовательность движений по помещению. Маршрут, например, может быть проложен по часовой стрелке или же в направлении от одной стены к другой. Усложнять себе задание при использовании метода Цицерона не стоит. Для запоминания информации необходимо выбрать для себя то помещение, которое уже достаточно хорошо изучено.

Вместо дома или квартиры может быть выбран, например, офис. Использовать можно и дорогу в ближайший магазин или на работу. Систему образов можно создавать и на воображаемой тропинке. Это позволит запоминать любое количество информации, так как у такого пути конца просто нет. Еще одним вариантом является создание воображаемого помещения. Его интерьер может быть выбран в соответствии с собственными пожеланиями и вкусом. Ограничивать фантазию при этом не стоит. Ведь помещение существует только в воображении и в мыслях.

Демонстрация метода

Применяя метод Цицерона на запоминание для детей, можно использовать с ними сюжеты сказок. Например, работа со всеми нам хорошо знакомым «Колобком» заключается в следующем:

1. В разбивке текста на шесть смысловых частей, каждая из которых должна быть представлена в виде образа: мука - колобок, катящийся по дороге - зайчик - волк - мохнатый медведь - лисичка-сестричка, которая ест колобка. В методе Цицерона на пространственное воображение подобные образы являются вспомогательными. Они нужны для кодировки той информации, которую необходимо запомнить. А вот образ самого места, уже существующего в нашей памяти и хорошо нам знакомого, в мнемотехнике носит название «опорный».

2. В мысленном соединении созданных в воображении вспомогательных образов - муки и колобка на дороге, зайца и т.д. с опорными, которыми будут служить кухня и гостиная, ванная и прочие комнаты. Так, мука стоит на кухне. По дороге в гостиную катится колобок. Заяц сидит в ванной, а волк - в туалете. Медведя можно найти в детской, а вот на балконе лиса ест колобка.

3. В повторении сказки с использованием мысленных образов, что позволит вспомнить сюжет, опорные образы и последовательность событий.

Преимущества способа

Приведенные выше примеры метода Цицерона дают представление о его использовании. Однако стоит иметь в виду, что такой способ позволяет решать и более сложные задачи. Это может быть, например, запоминание текста выступления, учебного материала, очередности выполнения звонков по телефону, плана на день и т. д.

Положительной стороной метода Цицерона на основе пространственного воображения является то, что воспроизведенный материал будет представлять собой логический связанный текст, а не просто набор случайных слов. При этом имеется возможность многократного использования в воображении одной и той же комнаты. Основные моменты не станут смешиваться между собой. Восстановить в памяти данные по определенной теме не составит труда для человека.

Еще одним достоинством метода Цицерона является легкость его освоения. Достаточно проведения всего нескольких тренировок и пользоваться подобным способом можно будет в любом месте. При этом не придется придумывать ассоциации и долго восстанавливать их цепочку. Достаточно лишь вспомнить знакомую комнату или же внимательно осмотреть помещение, в котором человек находится в данный момент.

Основные правила для запоминания

Для максимально эффективного применения метода Цицерона необходимо:

Прикреплять выбранные образы в комнате с ярким освещением;

Изменять габариты воображаемых объектов на противоположные, делая мелкие большими, а крупные уменьшать до мизерных;

Делать динамичной и интересной связку между образами, существующими в помещении, и новыми.

Бывает, что придя в магазин, вы понимаете, что оставили дома список с продуктами, который вам надо было купить. Освоив метод Доминика О’Брайена, вы сможете без труда держать в голове список всего необходимого.

Возьмем 10 произвольных товаров для рассматриваемого примера:

Яблоки - молоко - сыр - масло - батарейка - шахматная доска - баскетбольный мяч - теннисная ракета - кружка - вешалка

Многие из вас смогут без особых усилий запомнить 4-5 предметов, малая часть – 7-8.

На помощь придут специальное упражнение, разработанные Домиником О’Брайеном для совершенствования памяти.

Попробуйте вспомнить, как прошел сегодняшний день, чем она запомнился, что было вчера, на прошлой неделе. Что оставило самые яркие воспоминания?

Возьмите ручку и бумагу и запишите все, что помните за прошедший день, некоторые вещи, которые вы вспомните, удивят вас своим присутствием в этом, вроде бы, самом обычном дне.

Здесь важную роль играют именно ассоциации, с каким, тем или иным событием, связаны у вас определенные воспоминания, насколько оно было яркое.

Итак, вы отправились в магазин за покупками. Поставьте мысленно каждый предмет на определенные места в пути следования. Для лучшего запоминания, придавайте образу предметов некую гипертрофированность и яркость.

По прошествии времени, вы сможете вспоминать то, что необходимо купить еще по дороге в супермаркет, ведь тебе каждый предмет четко связан с конкретными ассоциациями.

  1. Запоминание методом «цицерона»

Метод “Цицерона” – это метод запоминания, связанный с памятью на места.

Этот метод еще называют методом “мест”. Его создателем считают греческого поэта Симонида (ум. в 469 г. до Р.Х.) и рассказывают следующую историю.

“Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, поэта вызвали по важному делу, и он тотчас же вышел из комнаты. Как только Симонид вышел, комната провалилась, и все находившиеся в ней люди погибли. Чтобы похоронить погибших, их родственники и друзья попросили поэта опознать тела. И Симонид вспомнил всех, сидящих за столом по месту, которое они занимали. «Это подало ему повод к открытию того закона, что по месту можно вспомнить образ известного лица, а это привело к открытию способа запоминания”. (Г.И.Челпанов, 1900 г.)

Так было сделано открытие, что наша память тесно связана с местом. И действительно, когда мы встречаем знакомого человека, то его имя можем вспомнить только после того, как вспомним, где мы его видели. То же самое происходит и в ситуации, когда мы были чем-то заняты, а нас вдруг отвлекли. Мы сможем вспомнить, что делали или о чем думали только тогда, когда вернемся на то место.

Метод назван именем великого оратора Цицерона потому, что он первым описал и применил его для запоминания своих речей. Этот метод до сих пор используют для запоминания длинных выступлений и большого числа точной информации.

Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы

    выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;

    выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке;

    выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке;

    нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них;

    соединять предметы, выбранные вами в комнате, с запоминаемой информацией попарно (о том, как их соединять, мы расскажем позже).

Полезные замечания

    Перед запоминанием желательно прогуляться по тому месту, на которое будете запоминать информацию.

    Подготовьте свои места и запомните последовательности предметов. Это вам понадобится для запоминания большого объема информации. Желательно иметь систему из 10 комнат, в каждой из которых выделено по 10 предметов. Тогда вы сможете на эту матрицу запомнить 1000 единиц информации! А это целый учебник!

    Один список, запомненный методом “Цицерона”, хранится в памяти до трех суток без повторения. Если вы хотите сохранить информацию надолго, то никогда не используйте этот список для запоминания другой информации. Каждый предыдущий список “стирается” под воздействием следующего. Если же вам нужно запоминать информацию только на несколько дней, то можно сегодня запоминать на один список, завтра - на другой, послезавтра – на третий, а через два дня вернуться к первому.

    Обязательным условием является контрольное припоминание

Итак, обойдем хорошо знакомое помещение по часовой стрелке. Теперь выделим последовательность предметов, т.е. 1 – дверь, 2 – кровать, 3 – занавеска, 4 – окно, 5 - книжная полка.

Обратите внимание, что в комнате есть второе окно, которое не подходит для запоминания!

6 – письменный стол, 7 – кресло

Итак, мы подготовили список предметов, отвечающий всем вышеперечисленным требованиям.

Васильева Е.Е. Васильев В.Ю. “СУПЕРПАМЯТЬ ДЛЯ ВСЕХ”